УДК / UDC 631.1.017:005.71-002.51:338.246.02 (470+571)
ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
FEATURES AND PRINCIPLES OF STATE SUPPORT FOR SMALL FORMS OF THE ECONOMY IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY
Савкин В.И., доктор экономических наук, профессор Savkin V.I., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: v.i.savkin@mail.ru
Малые формы хозяйствования в аграрном секторе вносят значительный вклад не только в продовольственную независимость государства, но и решают важнейшие социально-экономические задачи на значительной части территории страны. Большое внимание со стороны государства малым формам позволяет создать особую экономически-социально значимую атмосферу на сельских территориях. Предмет исследования - особенности и формирование новых принципов государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Объектом исследования является система государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Целью работы является анализ реализации государственной поддержки малых форм хозяйствования и формирование системы ее новых принципов, обеспечивающих экономический рост в аграрном секторе экономики государства. Методологическая база исследования основывается на синтезе различных подходов в рамках реализации государственной аграрной политики, что даст основания для глубокой и многогранной характеристики особенностей и формирования новых принципов государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. В исследовании использованы методы: анализ, синтез, дедукция и аналогия, позволяющие обеспечить системный подход и практическую значимость достигнутых результатов. Рассматривается специфика и особенности малых форм хозяйствования, обеспечивающие сохранение сельского уклада жизни и поддержание продовольственной безопасности государства. Установлены причины, которые влияют на поддержку малых форм хозяйствования, что позволило адекватно и верно оценить перспективы их развития, а также предложить новые основные принципы государственной политики в области их государственной поддержки. Разработанная новая система принципов может быть использована в формировании критериев на федеральном и региональном уровнях, тем самым обеспечивая адекватную реализацию практических инструментов государственной поддержки малых форм хозяйствования. Ключевые слова: малые формы хозяйствования, государственная поддержка, аграрный сектор экономики, аграрная политика, принципы государственной поддержки, устойчивое развитие.
Small forms of economy in the agricultural sector make a significant contribution not only to the food independence of the state, but also to the most important socio-economic tasks in a large part of the country. Much attention from the state to small forms of economy allows creating a special economically and socially significant atmosphere in the rural areas. The subject of the study is the peculiarities and formation of new principles of state support for small forms of economy in the agrarian sector of the economy. The object of the study is the system of state support for small forms of the economy in the agricultural sector of the economy. The purpose of the work is to analyze the implementation of state support for small forms of the economy and the formation of a system of its new principles, which ensures economic growth in the agricultural sector of the state economy. The methodological study base is focused on the synthesis of various approaches within the framework of the implementation of state agrarian policy, which provides grounds for a deep and diversified characterization of features and the formation of new principles of state support for small forms
of economy in the agrarian sector of the economy. The methods used in the study are: analysis, synthesis, deduction and analogy, which allow to ensure a systematic approach and practical significance of the results achieved. The specifics and peculiarities of small forms of economy ensuring preservation of rural way of life and maintenance of food security of the state are considered. The reasons that influence the support of small forms of economic activity have been identified, which made it possible to evaluate adequately and correctly the prospects for their development, as well as to propose new basic principles of the state policy in the field of their government support. The developed new system of principles can be used in the formation of the agrarian policy criteria at the federal and regional levels and thereby ensuring the adequate implementation of practical tools of the government support for small forms of economy.
Key words: small forms of economy, state support, agrarian sector of economy, agrarian policy, principles of state support, sustainable development.
Введение. В России огромное значение уделяется аграрному сектору как средообразующему сегменту экономики. Только за последние годы, благодаря агропромышленному комплексу достигнута национальная продовольственная безопасность по ключевым продуктам питания. Во многом это стало возможным в результате целенаправленной и планомерной государственной поддержки сельского хозяйства. Однако государственная поддержка не всегда обеспечивает необходимый и сбалансированный уровень потребностей отдельных категорий сельхозтоваропроизводителей, что влечет за собой негативные структурные сдвиги в экономике, как на уровне государства, так и отдельных её субъектов.
Академик РАН И.Г. Ушачев, научный руководитель Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, в рамках «Московского экономического форума -2017» в своем докладе «Стратегические направления устойчивого социально-экономического развития АПК России» сделал акцент, что «Современный этап развития мировых процессов характеризуется противоречивостью и неоднозначностью. В таких условиях необходимо не только реагировать на текущую ситуацию, но и видеть перспективу, ориентироваться на долгосрочные цели, оценить возможные риски и угрозы» [1]. Малые хозяйственные формы организации аграрной отрасли, демонстрирующие высокую рыночную адаптивность, жизнеспособность, составляют мейнстрим роста глобальной сельской экономики. Представляется единственно верным поиск пути придания устойчивости развитию отечественной аграрной отрасли в этом же направлении [2].
Огромным потенциалом, высокой экономической активностью и социальной ответственностью в аграрном секторе экономики обладают именно малые формы хозяйствования. Тем не менее, именно они в наибольшей степени подвержены существенным рискам со стороны внешней и внутренней среды.
Среди основных проблем, сдерживающих дальнейшее эффективное развитие МФХ, выделяются: низкий уровень технического обеспечения МФХ, предопределяющий простейшую технологию ведения сельского хозяйства; недостаточный уровень государственной поддержки МФХ; дефицит высококвалифицированных кадров, что зачастую не позволяет МФХ производить сельхозпродукцию в соответствии с необходимыми технологическими стандартами; ограниченный доступ МФХ к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции (сильная конкуренция со стороны агрохолдингов, демпинг закупочных цен переработчиками), а также неэффективная политика оплаты труда [3, 4]. В этой связи усиление внимания государства к данному сегменту становится необходимой и объективной потребностью современного аграрного производства. Вместе с тем не стоит рассматривать государственную поддержку как постоянную константу, не требующую совершенствования.
Только на основе адаптации механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов, обеспечивающем базовое единство организационно-экономических, социально-трудовых и административно-правовых процессов, возможно формирование эффективного конкурентоспособного многофункционального агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и устойчивое развитие большей части территории России [5].
Основанием для проведения исследования является острая необходимость в условиях динамичного изменения внешней среды и внутренних социально-экономических факторов адаптации существующего механизма государственной поддержки, способного обеспечить качественный рост в малых формах хозяйствования аграрного сектора экономики.
Условия, материалы и методы. Методологическая база исследования основывается на синтезе различных подходов, в рамках реализации государственной аграрной политики, что даст основания для глубокой и многогранной характеристики особенностей и формирования новых принципов государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. В исследовании использованы методы: анализ, синтез, дедукция и аналогия.
Объектом исследования являются ключевые компоненты системы государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Предмет исследования - малые формы хозяйствования аграрного сектора экономики Российской Федерации.
Целью работы является анализ реализации государственной поддержки и формирование системы ее принципов для малых форм хозяйствования, обеспечивающих экономический рост в аграрном секторе экономики государства. Для достижения поставленной цели решался комплекс логически взаимосвязанных задач, направленных на аналитическое обобщение особенностей формирования современной аграрной политики и определение основополагающих, качественно новых принципов механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики.
Научная новизна состоит в авторской характеристике особенностей, а также предлагаемых принципах государственной поддержки малых сельскохозяйственных товаропроизводителей, в условиях, обеспечивающих экономический рост аграрного сектора России.
Практическая значимость определяется необходимостью развития целенаправленных управленческих функций в сфере государственной поддержки малых форм хозяйствования, обеспечивающих формирование базового единства процессов, гарантирующих устойчивое развитие сельских территорий.
Результаты и обсуждение. Развитие малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики является одним из важнейших условий поступательного развития государства, в том числе укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня и качества жизни населения, а также решения социальных проблем сельских территорий. Официальная статистика показывает, что около 50% продукции сельского хозяйства производится именно в малых формах хозяйствования. Вместе с тем в последние годы наблюдается негативная тенденция к уменьшению этой доли и в основном это происходит за счет хозяйств населения, обеспечивающих треть всей производимой продукции сельского хозяйства (табл. 1).
Современная аграрная политика Российской Федерации строится на государственной поддержке через систему бюджетного субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленного возмещение части затрат, понесенных на производство продукции. Вместе с тем, можно поддержать С.Н. Бочарова, который указывает, что «при рыночных преобразованиях были
нарушены фундаментальные принципы управления производственными системами...» [6]. Сегодня возникает необходимость реинновации подходов к государственной поддержке малых форм хозяйствования, обеспечивающее тем самым новое качество роста в аграрном секторе экономики.
Таблица 1 - Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)_
Категории хозяйств Годы
2015 2016 2017 2018 2019
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100
в том числе:
сельскохозяйственные организации 54,0 55,1 55,2 56,5 58,2
хозяйства населения 34,5 32,5 32,4 31,0 28,2
крестьянские (фермерские) хозяйства 11,5 12,4 12,4 12,5 13,6
Примечание. Составлено автором по данным [7].
В целях государственной поддержки малых форм хозяйствования с 2019 г. Минсельхозом России реализуется федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - федеральный проект). Основой федерального проекта является комплекс необходимых для малого агробизнеса эффективных мероприятий, способствующих развитию предпринимательства на сельских территориях, в том числе дополнительные меры государственной поддержки малых форм хозяйствования: создание и развитие КФХ (грант «Агростартап»); создание и развитие СПоК; обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. Фактический объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направленный в 2019 г. на поддержку КФХ в рамках федерального проекта, составил 5005,6 млн. рублей, а на поддержку СПоК - 595,6 млн. рублей [8].
Основной современной особенностью аграрной политики государства в области поддержки малых форм хозяйствования является то, что она построена на системе государственных программ (федеральный и региональный уровень), а иерархия в решении задач базируется на основе программно-целевого управления АПК [9, 10]. К сожалению, федеральные и региональные программы не могут обеспечить полное удовлетворение финансовых потребностей малых форм хозяйствования. К тому же, остается открытым вопрос - выбор приоритетных направлений поддержки, обеспечивающих не только продовольственную независимость, но и устойчивое развитие сельских территорий. В этой связи государственная поддержка малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики должна отвечать следующим функциональным критериям:
- уровень проблемы - определяется приоритетами (международные, государственные, межотраслевые, отраслевые, региональные, локальные) государственной аграрной политики;
- отраслевая принадлежность - аграрный сектор экономики характеризуется многофункциональным характером, что определяет наличие межотраслевых, отраслевых и подотраслевых направлений хозяйственной деятельности;
- плановость возникновения - планово-прогнозная организация новых малых форм хозяйствования;
- масштаб и специализация - комплексный или узкоспециализированный характер;
- срок реализации плана развития - увеличение объемов производства за счет масштаба и уровня специализации;
- территориальные связи - местные, региональные, межрегиональные, международные;
- характер производства (инновационность) - научно-технический, социально-экономический, производственно-хозяйственный.
В своей основе, государственная поддержка малых форм хозяйствования в современных условиях призвана обеспечивать единство организационно-экономических, социально-экологических и административно-правовых функций и тем самым сформировать эффективное конкурентоспособное производство, обеспечивающее продовольственную независимость страны, а также устойчивое развитие сельских территорий. В этой связи поддержка малых форм хозяйствования должна строиться на восьми ключевых принципах, которые воплощают системный поход в практику государственного регулирования агропромышленного комплекса страны (табл. 2).
Таблица 2 - Принципы государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики_
№ п/п Принцип Характеристика
1 Устойчивость Гарантии государства малым формам хозяйствования, которые обеспечивают долгосрочные перспективы отечественного производства
2 Адресность Государственная поддержка непосредственному товаропроизводителю, т.е. недопущение поддержки посреднических организаций. Необходимость изучения динамики развития отдельных малых товаропроизводителей
3 Гарантированность Неукоснительное соблюдение гарантий государственной поддержки посредством ее закрепления в соответствующих государственных программах на федеральном, региональных и муниципальных уровнях
4 Пропорциональность Соблюдение иерархии полномочий и ответственности в системе «Федеральный уровень - региональный уровень -муниципальный уровень»
5 Конкуренция Гарантированность поддержки вне зависимости от размера, специализации и местонахождения товаропроизводителя
6 Ограничение Объем поддержки ограничивается только потребностью, а не возможностью государства
7 Доступность Прозрачность получения государственной поддержки с минимальными бюрократическими барьерами
8 Обязательства Целевое использование средств, обеспечивающее выполнение обязательств всеми участниками государственной поддержки
Примечание. Составлено автором.
Выводы. Таким образом, особенности и специфика малых форм хозяйствования, заключается в поддержании и сохранении сельского уклада жизни, а также обеспечении продовольственной страны. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в современных условиях должна формировать базовое единство организационно-экономических, социально-трудовых и административно-правовых процессов, тем самым обеспечивать эффективное конкурентоспособное агропромышленное производство. Новая система ключевых направлений государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики России должна строиться на восьми основных принципах, которые отражают сложившейся в настоящее время в стране весь комплекс социально-экономической обстановки и тем самым обеспечивают продовольственную независимость государства, а также устойчивое развитие сельских территорий.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Официальный сайт Московского экономического форума // URL: https://me-forum.ru/ (дата обращения: 15.09.2020).
2. Егоров В.Г., Шавина Е.В., Иншаков A.A. Анализ и перспективы развития семейных фермерских хозяйств российской аграрной отрасли // Инновации и инвестиции. 2019. № 6. С. 314-322.
3. Подходы к повышению эффективности функционирования малых форм хозяйствования / Т.П. Розанова, Е.А. Юдин, Т.А. Юдина, В.Р. Гумеров // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2018. № 9 (42). С. 122-131.
4. Прока Н.И. Эффективность политики оплаты труда в организациях АПК // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4(70). № 3. С. 152-158.
5. Прока Н.И., Савкин В.И., Буяров A.B. Государственная поддержка аграрного сектора России в новых социально-экономических условиях. Орёл: Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2017. 166 с.
6. Бочаров С.Н. Институциональные аспекты процессов вертикальной интеграции // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 3. С. 18-21.
7. Россия в цифрах. 2020: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2020. 550 с.
8. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2019 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М., 2020. 194 с. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/98a/98af7d467b718d07d5f138d4fe96eb6d.pdf (дата обращения: 18.08.2020).
9. Сираева P.P. Государственная поддержка сельского хозяйства необходима // Экономика и социум. 2014. № 1-2. С. 759-761.
10. Горлов Д.М., Артемасова А.Ю. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в АПК на муниципальном уровне // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 7-3 (63). С. 68-71.
REFERENCES
1. Ofitsialnyy sayt Moskovskogo ekonomicheskogo foruma // URL: https://me-forum.ru/ (data obrashcheniya: 15.09.2020).
2. Yegorov V.G., Shavina Ye.V., Inshakov A.A. Analiz i perspektivy razvitiya semeynykh fermerskikh khozyaystv rossiyskoy agrarnoy otrasli // Innovatsii i investitsii. 2019. № 6. S. 314-322.
3. Podkhody k povysheniyu effektivnosti funktsionirovaniya malykh form khozyaystvovaniya / T.P. Rozanova, Ye.A. Yudin, T.A. Yudina, V.R. Gumerov // Ekonomika, trud, upravlenie v selskom khozyaystve. 2018. № 9 (42). S. 122-131.
4. Proka N.I. Effektivnost politiki oplaty truda v organizatsiyakh APK // Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie. 2018. T. 4(70). № 3. S. 152-158.
5. Proka N.I., Savkin V.I., Buyarov A.V. Gosudarstvennaya podderzhka agrarnogo sektora Rossii v novykh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh. Orel: Orlovskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet imeni N.V. Parakhina, 2017. 166 s.
6. Bocharov S.N. Institutsionalnye aspekty protsessov vertikalnoy integratsii // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2011. № 3. S. 18-21.
7. Rossiya v tsifrakh. 2020: Krat. stat. sb. / Rosstat. M., 2020. 550 s.
8. Natsionalnyy doklad o khode i rezultatakh realizatsii v 2019 godu gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya. M., 2020. 194 s. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/ 98a/98af7d467b718d07d5f138d4fe96eb6d.pdf (data obrashcheniya: 18.08.2020).
9. Siraeva R.R. Gosudarstvennaya podderzhka selskogo khozyaystva neobkhodima // Ekonomika i sotsium. 2014. № 1-2. S. 759-761.
10. Gorlov D.M., Artemasova A.Yu. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya malykh form khozyaystvovaniya v APK na munitsipalnom urovne // Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2020. № 7-3 (63). S. 68-71.