ОСОБЕННОСТИ И ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Лебедева Нина Михайловна, Карагандинский университет Казпотребсоюза, г. Караганда, Республика Казахстан
E-mail: darinochka.ponamarevar@mail.ru
Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан, увеличение их профессиональной компетенции, практического опыта и теоретических знаний - долгое время является ключевой задачей проводимых реформ Министерства внутренних дел, Прокуратуры Республики Казахстан, Антикоррупционной службы и других подобных государственных органов.
При поступлении граждан Республики Казахстан на службу в органы внутренних дел впервые и при осуществлении служебной деятельности в дальнейшем осуществляется их аттестация. Согласно Закону Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 06 января 2011 года: «Аттестацией сотрудников является периодически осуществляемая процедура по определению уровня их профессиональной подготовки, правовой культуры и способности работать с гражданами» [1]. Данная процедура направлена на выявление соответствия сотрудников занимаемой должности и кандидатов на вакантную должность. Безусловно, при осуществлении аттестации, уполномоченная комиссия рассматривает личные и деловые качества аттестуемого, уровень его теоретической подготовки с учётом специфики осуществляемой деятельности. Аттестация сотрудников и кандидатов является важной составляющей при формировании кадрового резерва органов внутренних дел и в целом при реализации кадровой политики в структуре МВД. Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 10 октября 2019 года утверждены Правила осуществления аттестации сотрудников органов внутренних дел. Согласно данному Приказу вся процедура аттестации состоит из трёх этапов:
А. Первый этап. Данный этап является подготовительным.
Б. Второй этап. Осуществление собеседования с аттестуемыми членами Аттестационной комиссии, которое подлежит стенографированию. На данном
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
этапе членами аттестационной комиссии осуществляется изучение личности сотрудника (кандидата), оценка его профессиональной компетенции и личных качеств, необходимых для работы на аттестуемой должности.
В. Третий этап. На данном этапе Аттестационной комиссией выносится решение относительно кандидата по итогам проведённых оценочных мероприятий.
Согласно Правилам проведения аттестации, комиссией выносится один из следующих видов решений:
- соответствует занимаемой должности и рекомендуется для зачисления в кадровый резерв или выдвижения на вышестоящую должность;
- соответствует занимаемой должности;
- не соответствует занимаемой должности и рекомендуется к понижению в должности;
- не соответствует занимаемой должности и рекомендуется к переводу в другую службу (должность);
- не соответствует занимаемой должности и рекомендуется к увольнению из органов внутренних дел.
Решение принимается комиссией на основании голосования и оформляется протоколом в течение трёх дней [2].
При осуществлении собеседования с аттестуемым, членами комиссии задаются вопросы, позволяющие оценить несколько позиций, из которых складывается профессиональный образ сотрудника. Среди них:
- исполнение должностных обязанностей;
- знание стратегических и программных документов в сфере деятельности государственного органа, применение профессиональных знаний;
- соблюдение законности, в том числе антикоррупционного законодательства, этики государственных служащих, а также трудовой дисциплины, внутреннего служебного распорядка;
- личностные качества;
- итоговая оценка деятельности сотрудника;
- результаты работы возглавляемого аттестуемым лицом подразделения либо курируемого им подразделения.
Следует отметить, что аттестация производится в порядке очерёдности и внеочередности. Как правило, существует внутренний график проведения аттестации всех сотрудников ОВД или же конкретного подразделения или иерархического звена. Аттестация сотрудников правоохранительных органов, безусловно, является важным инструментом в осуществлении кадровой политики внутри ведомств. Однако, стоит учитывать, что несмотря на проводимые аттестационные мероприятия, всё же существует тенденция
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
положительного прохождения аттестации сотрудниками, которые в дальнейшем совершают поступки, нарушающие законодательство, этические и уставные нормы. Это говорит не только о низкой эффективности аттестационной системы, но и, возможно, о присутствии коррупционных рисков.
Немаловажной составляющей, которая сопровождает аттестацию является сдача сотрудниками физических спортивных нормативов. Это также позволяет оценить уровень подготовки сотрудников в физической составляющей и исключить из рядов органов внутренних дел тех, кто не имеет возможности по своему физическому состоянию или же по состоянию здоровья продолжать осуществление профессиональной деятельности.
В целом, институт осуществления периодической аттестации имеет право на существование и должен присутствовать в системе правоохранительных органов. Однако, на наш взгляд, данной системе необходима существенная доработка и улучшение качественной составляющей. Именно правильный подход к аттестационным мероприятиям позволит проводить качественную кадровую политику.
Литература:
1. Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года № 380-1У [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000380
2. Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 апреля 2014 года № 199-У ЗРК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000199
3. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации гражданских служащих органов внутренних дел Республики Казахстан» от 10 октября 2019 года № 880. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 октября 2019 года № 19471 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/ rus/docs/У1900019471
»
17