Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[529] СЕРГЕЙ ВАРДАЗАРЯН'

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[529] СЕРГЕЙ ВАРДАЗАРЯН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АРЦАХ / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЙНА / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / REPUBLIC OF ARTSAKH / REPUBLIC OF ARMENIA / AZERBAIJAN REPUBLIC / SECURITY / POTENTIAL WAR / SOLUTION OF THE CONFLICT / Արցախի Հանրապետություն / Հայաստանի Հանրապետություն / Ադրբեջանի Հանրապետություն / անվտանգություն / հնարավոր պատերազմ / հակամարտությունների լուծում

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вардазарян Сергей

Нагорно-карабахский конфликт является одной из неразрешенных проблем периода после распада СССР. В статье рассматривается природа конфликта, дается классификация понятий «карабахская проблема» и «карабахский конфликт», приводятся исторические этапы карабахского конфликта. В статье также подробно рассматриваются «Мадридские принципы» и риски, таящиеся в данных пунктах как для армяно-арцахской, так и для азербайджанской сторон. Моделируются ситуации превентивных ударов, крупномасштабных боевых действий и анализируется ситуация при таком стечении обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES AND PROSPECTS OF THE KARABAKH CONFLICT ARRANGEMENT

Nagorno-Karabakh conflict is one of the intractable problems after the Soviet Union collapse. The given article considers the nature of the conflict, classification of concepts "the Karabakh problem," and "the Karabakh conflict", describes the historical stages of the Nagorno-Karabakh conflict. The article also examines in detail the "Madrid principles" and the risks hidden in its paragraphs both for Armenia-Karabakh and Azerbaijan sides. The cases of preventive strikes, large-scale hostilities are modeled and the situation under such circumstances is analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[529] СЕРГЕЙ ВАРДАЗАРЯН»

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА1

СЕРГЕЙ ВАРДАЗАРЯН

«Не существует ни моральных, ни исторических оснований для признания Карабаха частью территории Азербайджана. Во всякой войне нарушения прав человека совершаются с обеих сторон. Однако в данном случае существует постоянная асимметрия, которая позволяет утверждать, что истинным агрессором

в этой войне является Азербайджан» Керолайн Кокс, вице-спикер Палаты лордов Великобритании, из доклада на дебатах 1 июля 1997 года

«Люди, не знающие реалий этого мира, делают много ошибок» Гейдар Алиев, президент Азербайджанской Республики, «Бакинский рабочий», 12 ноября 1999 года2

Южный Кавказ всегда был в центре противостояния между Севером и Югом, Востоком и Западом, находясь на перекрестке между ними. На сегодняшний день Южный Кавказ превратился в регион, где развернулись этнополитические конфликты, итогом чего стали образования де-факто трех независимых республик – Абхазия, Арцах, Южная. Сегодня Карабахский конфликт является одним из наиболее продолжительных региональных конфликтов, от урегулирования которого зависит стабильность всего региона Южного Кавказа. Нагорный Карабах, у многих современников ассоциируется с этническими чистками, войной, перестрелками и, к сожалению, жертвами. Рассмотрим основные истоки конфликта и попытаемся понять, каким же образом можно если и не решить, то, во всяком случае, добиться мира на границе.

Проблематика в отношении Арцаха и армян, живущих в Арцахе началась, когда эта область была передана новосозданному азербайджанскому государству в нарушении имеющегося законодательства 5 июля 1921 года, не взирая на то, что 4 июля того же года решением Кавбюро Нагорный Карабах был присоединен к Армении3. Следует отметить, что 16 марта 1921 года после подписания между РСФСР и Турцией без участия представителей Армении был подписан советско-турецкий «Договор о дружбе и братстве». Согласно договору к Турции отошли бывшая Карсская область и бывший Сурмалинский уезд с горой Арарат, а под протекторат Азербайджана, без права передачи третьей стороне, перешел Нахичеванский уезд. Тем самым исторические армянские земли стали «разменной монетой» в руках правящих кругов РСФСР, а в дальнейшем СССР для задабривания мусульманского населения, заселенного на данной территории и поддерживаемая Турцией.4 Что касается Зангезурской области, то только

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Государственного комитета по науке МОН РА в рамках научного проекта .№ 16YR-5F040

2 Мелик-Шахназаров А. Нагорный Карабах: Факты против лжи. URL:

file:///C:/Users/AdiTiin/DowHloads/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D1 %80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%85.pdf Стр. 339

3 Манасян А. Карабахский конфликт. Ключевые понятия и хроника. Издательство Нораванк –

13.

Ер. 2005. Стр.

4 Захаров В. Московскому договору 1921 года необходимо дать объективную оценку. Ноев ковчег, .№ 5 (188) Март (16–31) 2012 года. UrL: http://noev-kovcheg.ru/mag/2012-05/3125.html

- 205 -

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018

благодаря народному сопротивлению, которую возглавил национальный герой Армении Гарегин Нжде в 1920-х гг., остался в составе Армении, что является и поныне клином между братскими тюркскими народами -Турцией и Азербайджаном.

30 августа Верховный Совет Азербайджанской Республики провозгласил восстановление независимости Азербайджанской Демократической республики 19181920 гг. Последняя, как известно, была марионеточным образованием, чье непризнание Лигой Наций было обусловлено именно неурегулированными территориальными спорами, в том числе и с Армянской республикой из-за Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана. Напротив, Нагорный Карабах объявил свою независимость от бывшей Азербайджанской ССР в полном соответствии с законодательством Союза ССР. 2 сентября совместная сессия депутатов Облсовета НКАО и районного Совета Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). 10 декабря 1991 года состоялся всенародный референдум, на котором подавляющее большинство населения НКР высказалось за независимость. Это произошло до формального распада СССР, на основании статьи 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Азербайджанские власти 26 ноября 1991 года приняли еще одно решение - об упразднении НКАО - и перешли к открытой агрессии против Нагорно-Карабахской Республики. Приватизировав огромные запасы техники, вооружений и боеприпасов бывшей Советской армии, Баку начал непосредственные боевые действия против армянского Нагорного Карабаха. Война, начавшись осенью 1991 года, с переменным успехом продолжалась до начала мая 1994 года, когда при посредничестве Российской Федерации было заключено бессрочное прекращение огня. В ходе войны, потеряв часть своих территорий, Нагорно-Карабахская Республика в то же время установила контроль над значительными территориями Нагорного и равнинного Карабаха за пределами границ НКР.1

До недавнего времени очень часто экспертное сообщество, да и официальные лица переменно употребляли два термина: «карабахская проблема» и «карабахский конфликт». Но в последнее время больше всего употребляют термин «карабахский конфликт». И здесь речь не идет о каком-то лексикологическом различии этих двух понятий. Проблема более глубинна и заключается в методологии решения конфликта. При этом убеждении следует исходить из следующих принципов:

• Понятия проблема и конфликт взаимосвязаны, но одновременно являются понятиями разного уровня.

• Проблема не всегда содержит конфликт, а конфликт не всегда имеет начало с проблемы, это всего лишь одна из манифестаций проблемы.

• В скрытом, латентном состоянии проблема имеет различные пути и схемы, как урегулирования, так и конфликта.

• Относительная независимость конфликта и проблемы предполагает также относительную независимость урегулирования конфликта и различных методов для решения проблемы.

• Основным положением является то, что конфликт продолжается не столько базисными факторами проблемы, сколько соотношением между проблемой и конфликтом.

1 Мелик-Шахназаров А. Нагорный Карабах: Факты против лжи. URL:

file:///C:/Users/AdiTiin/Downloads/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D1 %80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%85.pdf Стр. 339

- 206 -

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018

Что касается исторических этапов карабахского конфликта, то условно можно разделить на следующие:

• Карабахский конфликт в составе СССР

• Карабахский конфликт после распада СССР

• Карабахский конфликт в контексте региона

• Карабахский конфликт в современной системе МО

• Карабахский конфликт в контексте истории армянского народа.

В данной связи следует отметить, что конфликт зарождается в условиях дискриминации одной нации по религиозному, национальному и другим признакам со стороны другой нации. В след за дискриминацией начинается вытеснение, депортация, уничтожение данной народности».1

Какие же решения конфликта существует на данный момент и насколько они исходят из интересов Республики Арцах? Единственным документом, который более или менее обсуждается и в которой предлагается мирное решение карабахского конфликта являются, так называемые, «Мадридские принципы». Рассмотрим эти пункты поподробнее рассмотрим потенциальные угрозы, таящиеся в данном документе:

• Окончательный статус НК будет определен путем плебисцита, который подразумевает свободное и справедливое волеизъявление населения НК. Сроки и детали плебисцита стороны согласуют в ходе дальнейших переговоров. Под населением НК понимаются жители всех национальностей, проживавших в НКАО в национальных пропорциях 1988г.2 В ходе плебисцита ограничения в формулировке вопроса не будет.

• В течение промежуточного периода, до определения окончательного юридического статуса НК, его жители будут иметь определенные права и преимущества, которые будут определены, согласно излагаемым принципам в Мирном соглашении:

a) У жителей НК должно быть право социальной и экономической жизнедеятельности в демократическом обществе, защиты и контролирования безопасности, согласно международному праву.

b) У населения НК будет право избирать должностных лиц для управления в течение промежуточного периода. Эти должностные лица будут осуществлять законодательную и исполнительную власть, а также создадут суды. Эти должностные лица будут иметь право организовывать выборы в районах, предусмотренных по Мирному соглашению.

c) Промежуточные власти НК будут иметь статус наблюдателя на тех сессиях ОБСЕ, где будут обсуждаться вопросы, касающиеся НК. Они могут вступать в те организации, в которых международно признанный статус не обязателен.

d) НК может получать финансовую помощь от зарубежных стран и международных организаций.

• Армянские силы выводятся из всех территорий, сопредельных с бывшей НКАО.

а) Армянские силы выводятся из Кельбаджарского района. Ограниченное военное соединение будет дислоцироваться на той территории, которая будет

1 Золян C. « Нагорный Карабах: проблема и конфликт», Издательство "Лингва", Ер.-2001г., С. 10-38

2 Итоги переписи населения СССР 1989 года. URL:

http://istmat.info/files/uploads/17594/naselenie sssr. po dannym vsesovuznov perepisi naseleniva 1989g.pdf; Динамика численности и этнического состава населения НКАО по данным Всесоюзных переписей 1926-1989 годов. URL: http://sumgait.info/caucasus-conflicts/historical-falsifications/historical-falsifications-2.htm

- 207 -

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018

определена Международной Переходной Комиссией, до подписания Мирного соглашения.

b) Контроль над Кельбаджарским районом будет осуществлять Международная Переходная Комиссия, куда будут входить представители Армении и Азербайджана. Комиссия будет осуществлять постоянный международный мониторинг Кельбаджарского района. Отъезд населения из Кельбаджарского района будет поощряться.

c) Выселенные азербайджанцы вернутся в Кельбаджарский район после подписания Мирного соглашения.

• Армению и Карабах должен соединять коридор согласованной ширины. До

решения окончательного статуса НК этот коридор сохранит тот статус, который существовал на момент подписания документа. После определения окончательного юридического статуса НК статус коридора будет урегулирован, учитывая окончательный статус НК.

• На основе положений Мирного соглашения все внутренне перемещенные

лица и беженцы имеют право на возвращение на добровольных началах с того момента, когда Комиссар ООН по делам беженцев объявит, что безопасность прежних мест жительства обеспечена. Все лица, вернувшиеся в свои населенные пункты, будут без дискриминации пользоваться правами человека и основными свободами. Их сосуществованию должны способствовать все стороны, преследуя цель ослабить напряженность, а также урегулировать экономическое, политическое и социальное положение армян и азербайджанцев.

• До вступления в силу Мирного соглашения будет осуществляться

Международная миротворческая операция для мониторинга демилитаризации и безопасности районов. Миротворческие единицы будут сформированы из войск. Предоставление войск для миротворческой деятельности будет осуществляться на добровольных началах. Каждая сторона имеет право ВЕТО на выбор другой стороны».

Документ предполагал также создание четырех комиссий. Первая брала на себя обязанность разработки деталей плебисцита. Вторая должна была установить будущий статус коридора и все, что с ним связано. Третья комиссия должна была организовать передачу Кельбаджарского района Азербайджану. Четвертая брала на себя обязанность обсуждения дополнительных вопросов, связанных с реализацией базовых принципов.1

Рассмотрим риски для армянской и азербайджанской сторон. В случае, если референдум о статусе НКР пройдет до передачи контролируемых территорий, тогда по формуле, предложенной мадридскими принципами, а именно, голосует ровно столько количество людей, сколько жило до 1989 года в рамках НКАО (189.085 – общее кол.-во людей, 145.450 чел. – армяне (76.92%), 40.688 чел. – азербайджанцы (21.52%) и 2.947 – другие национальностим (1,56%)), тогда это может от части удовлетворять Степанакерт.2 Как мы видим из количества населения, проживающего до 1989 года в НКАО, результаты были бы предрешены. Но, последующие пункты предполагают освобождение буферной зоны вокруг НКР и вывод войск, а значит карабахская сторона отдает противнику стратегические позиции, что в дальнейшем, при военных авантюрах Азербайджана, вопреки договоренностям, даст стратегическое преимущество при

Карабахский конфликт: перспективы урегулирования. URL:

httD://www.armtodav.info/default.asp?Lang= Ru&NewsID=46232

2 Динамика численности и этнического состава населения НКАО по данным Всесоюзных переписей 1926-1989 годов. URL: http://sumgait.info/caucasus-conflicts/historical-falsifications/historical-falsifications-2.htm

- 208 -

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018

ведении боевых действий. Да и Азербайджан не согласится с первым пунктом о референдуме только потому, что в Азербайджане вообще не рассматривается вопрос независимости НКР. Так, бывший оппозиционер в Азербайджане Вафа Гулузаде высказал свое мнение по вопросу референдума, которое в дальнейшем разделили и политические правящие круги Азербайджана. Он утверждал следующее:

«Ни о каком референдуме не может идти речи, потому что данный шаг приведет к потере Карабаха... В Конституции отмечено, что Азербайджан - унитарное государство, а изменение основного закона возможно лишь путем проведения референдума в стране. Мирные переговоры - это обман азербайджанской общественности, а статус Нагорного Карабаха может быть только один - неотъемлемая часть Азербайджана».1 Соответственно, снова складывается патовая ситуация.

Какие на наш взгляд возможны первоначальные шаги по решению конфликта? Первое - отвод на безопасное расстояние снайперов и крупнокалиберное оружие (пулеметы, минометы и т.д.). Второе - отказ от диверсий. Третье - демилитаризация региона, т.е. не продажа наступательного вооружения конфликтующим сторонам. Только после выполнения этих пунктов можно говорить о начале мирного решения карабахского конфликта.

Какие есть перспективы возобновления войны?

После потери НКР и прилегающих территорий Азербайджан начал лихорадочно вооружаться. За счет продаж углеводородного сырья Азербайджан в основном покупал вооружение у Турции, Израиля, России, Украины и Беларуси. Последним крупным приобретением Азербайджана у Беларуси стали РСЗО В-200 «Полонез», дальность стрельбы которой от 50-200 км. Естественно, апрельская авантюра 2016 года показала, что Азербайджан не намерен мирным путем решать карабахскую проблему и всячески будет стремиться к военным провокациям. Азербайджанская Республика надеется мелкими краткосрочными конфликтами на границе с Республикой Арцах вернуть для начала контролируемые армией обороны НКР районы. Это позволит еще больше усилить влияние правящего режима в стране и повысить репутацию страны. Наша задача заключается в том, чтобы всеми доступными средствами не допустить крупномасштабных боевых действий и превентивными ударами «остудить пыл противника». Рассмотрим возможности армянской стороны к уничтожению жизненно важных объектов на территории Азербайджана. Во-первых, близость к границам позволяет уничтожить стратегические объекты из реактивных систем залпового огня, например «Смерч». Во-вторых, в расположении у Республики Армения имеются оперативно-тактический ракетный комплекс 9К720 «Искандер». С вероятностью можно утверждать, что при широкомасштабных боевых действиях и угрозе национальной безопасности НКР и Армении данные ракеты будут использованы. Ракеты практически недосягаемы для систем ПРО и ПВО противника, а дальность составляет от 300 до 500 км. Уничтожение стратегических объектов парализует продвижение армии противника вперед. На данный момент, учитывая перемещение войск и на Нахиджеванском направлении на более близкие к армянским позициям позиции можно утверждать, что Азербайджан готовится к эскалации.

1 Представители гражданского общества Армении и Азербайджана обсудили в столице Грузии пути мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. URL: https://sputnik-

georgia.ru/politics/20171031/237990773/Nagomo-karabahskii-konflikt-v-Tbilisi-obsudili-puti-ego-resheniia.html

- 209 -

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018

Притом, если удары будут нанесены с территории Нахиджевана по Армении, то это означает война с Арменией, которая является членом ОДКБ. В данном случае ОДКБ не удастся отмолчаться и государства-члены ОДКБ вынуждены будут отреагировать на азербайджанскую агрессию. Естественно, Армения нанесет ответный удар по Нахиджевану, что означает, что Турция, может открыто вступить в войну с Арменией, на границе которой стоят российские пограничники. Да и Иран не останется в стороне учитывая, что война будет проходить в непосредственной близости от его границ. Т.е. локальная арцахо-азербайджанская война может перерасти в региональную войну. В этом случае двум армянских государствам необходимо кроме уничтожения стратегических объектов и живой силы противника продвинуться вперед по всей линии фронта вплоть до отрезка компактного проживания лезгин и отрезать Азербайджан от границы с Грузией. При таком стечении обстоятельств Арцах будет контролировать все трубы по доставке углеводородного сырья из Азербайджана, а также транспортировку грузов как по направлению Север-Юг (Азербайджан-Иран), так и по направлению Восток-Запад (Азербайджан-Европа).

На сегодняшний день можно утверждать, что ни Арцах, ни Армения, ни Азербайджан не согласны с выдвигаемыми условиями друг другу. Однако, карабахский конфликт должен решаться в Степанакерте и в Баку, а не в других центрах. Игнорируя усилия Минской группы ОБСЕ со стороны Азербайджана можно констатировать, что на сегодняшний день переговорный процесс зашел в тупик. Максималистская позиция Баку и нежелание вести переговоры по статусу НКР, которая является основной проблемой и целью урегулирования, создает предпосылки для возобновления военных действий и дестабилизации всего региона.

Сергей Вардазарян

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА

Ключевые слова: Республика Арцах, Республика Армения, Азербайджанская республика, обеспечение безопасности, потенциальная война, разрешение конфликта

Нагорно-карабахский конфликт является одной из неразрешенных проблем периода после распада СССР. В статье рассматривается природа конфликта, дается классификация понятий «карабахская проблема» и «карабахский конфликт», приводятся исторические этапы карабахского конфликта. В статье также подробно рассматриваются «Мадридские принципы» и риски, таящиеся в данных пунктах как для армяно-арцахской, так и для азербайджанской сторон. Моделируются ситуации превентивных ударов, крупномасштабных боевых действий и анализируется ситуация при таком стечении обстоятельств.

Սերգեյ Վարդազարյան

ՂԱՐԱԲԱՂՑԱՆ ՀԱԿԱՄԱՐՏՈՒԹՑԱՆ ԿԱՐԳԱՎՈՐՄԱՆ ԱՌԱՆՁՆԱՀԱՏԿՈՒԹՑՈՒՆՆԵՐՆ ՈՒ ՀԵՌԱՆԿԱՐՆԵՐԸ

Բանալի բառեր' Արցախի Հանրապետություն, Հայաստանի Հանրապետություն, Ադրբեջանի Հանրապետություն, անվտանգություն, հնարավոր պատերազմ, հակամարտությունների լուծում

- 210 -

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018

Լեռնային Ղարաբաղի հակամարտությունը ԽՍՀՄ-ի փլուզումից հետո անլուծելի խնդիրներից մեկն է: Հոդվածում անդրադարձել եմ հակամարտության ակունքնեռը, «ղարաբաղյան խնդրին» և «ղարաբաղյան հակամարտություն» հասկացությունների դասակարգումը, դասակարգվում են ղարաբաղյան հակամարտության պատմական փուլերը: Բացի այդ, հոդվածում ներկայացվում է «մադրիդյան սկզբունքները» և այդ կետերում թաքցված ռիսկերը ինչպես հայ-արցախյան, այնպես էլ ադրբեջանական կողմերի համար: Վերլուծվում է նաև կանխարգելիչ գործողությունները լայնամասշտաբ և կետային ռազմական պատերազմական իրավիճակներում:

Sergey Vardazaryan

PECULIARITIES AND PROSPECTS OF THE KARABAKH CONFLICT

ARRANGEMENT

Key words: Republic of Artsakh, Republic of Armenia, Azerbaijan Republic, security, potential war, solution of the conflict

Nagorno-Karabakh conflict is one of the intractable problems after the Soviet Union collapse. The given article considers the nature of the conflict, classification of concepts "the Karabakh problem," and "the Karabakh conflict", describes the historical stages of the Nagorno-Karabakh conflict. The article also examines in detail the "Madrid principles" and the risks hidden in its paragraphs both for Armenia-Karabakh and Azerbaijan sides. The cases of preventive strikes, large-scale hostilities are modeled and the situation under such circumstances is analyzed.

- 211 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.