Научная статья на тему 'Выход НКР из Азербайджанской Республики в 1991 г'

Выход НКР из Азербайджанской Республики в 1991 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2969
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС НКАО / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР / АРМЯНСКАЯ ССР / СССР / ЗАКОН СССР / РЕСПУБЛИКИ / АВТОНОМИИ / ВЫХОД / НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА / АРЦАХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелик-Шахназаров Арсен Ашотович

Никаких решений по правовому статусу НКАО и других армянских территорий Нагорного Карабаха (Арцаха) с 1 декабря 1989 до осени 1991 года органами власти НКАО, СССР, Азербайджанской и Армянской ССР принято не было. Исходя из необходимости сохранения СССР, Кремль шел на серьезные уступки союзным республикам, принимая законодательные акты, которые укрепляли суверенитет и права союзных республик в ущерб автономным образованиям. Однако страх перед распадом СССР заставил Кремль предпринять и шаги по предупреждению или ограничению возможных действий союзных республик, направленных на выход из состава Союза. 3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий порядок выхода союзной республики, проведения с этой целью референдума и так далее. Статья 3 закона гласила: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно». В сентябре-декабре 1991 г. Нагорный Карабах воспользовался Законом СССР от 3 апреля 1990 г. для провозглашения Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и её легального выхода из состава бывшей Азербайджанской ССР, избежав какого-либо законодательного конфликта в этой процедуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выход НКР из Азербайджанской Республики в 1991 г»

ВЫХОД НКР ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1991 Г.

А.А. Мелик-Шахназаров

Министерство иностранных дел

Республики Арцах, Степанакерт, Республика Арцах

Аннотация. Никаких решений по правовому статусу НКАО и других армянских территорий Нагорного Карабаха (Арцаха) с 1 декабря 1989 до осени 1991 года органами власти НКАО, СССР, Азербайджанской и Армянской ССР принято не было.

Исходя из необходимости сохранения СССР, Кремль шел на серьезные уступки союзным республикам, принимая законодательные акты, которые укрепляли суверенитет и права союзных республик в ущерб автономным образованиям.

Однако страх перед распадом СССР заставил Кремль предпринять и шаги по предупреждению или ограничению возможных действий союзных республик, направленных на выход из состава Союза.

3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий порядок выхода союзной республики, проведения с этой целью референдума и так далее.

Статья 3 закона гласила: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно».

В сентябре-декабре 1991 г. Нагорный Карабах воспользовался Законом СССР от 3 апреля 1990 г. для провозглашения Нагорно-Карабахской Республики

(Республики Арцах) и её легального выхода из состава бывшей Азербайджанской ССР, избежав какого-либо законодательного конфликта в этой процедуре.

Ключевые слова: Статус НКАО, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, СССР, Закон СССР, республики, автономии, выход, Нагорно-Карабахская Республика, Арцах.

В 1988-1989 гг. органами власти НКАО, СССР, Азербайджанской и Армянской ССР был принят ряд решений и постановлений по вопросу статуса Нагорного Карабаха (Арцаха по-армянски). Перечислим их.

20 февраля 1988 г. - решение внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР».

15 июня: Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР (на основе статьи 70 Конституции СССР).

17 июня - Постановление Верховного Совета Азербайджанской ССР «О ходатайстве депутатов Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской

автономной области о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР», в котором одобрялось Постановление Президиума Верховного Совета Азербайджанской от 13 июня о неприемлемости передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. В постановлении содержалась ссылка на стаью 78 Конституции СССР, в соответствии с которой территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия.

12 июля - решение восьмой сессии Совета народных депутатов НКАО «О провозглашении выхода Нагорно-Карабахской автономной области из

состава Азербайджанской ССР».

18 июля - Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О решениях Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР по вопросу о Нагорном Карабахе», в котором говорилось о невозможности изменения границ республик в соответствии со статьей 78 Конституции СССР.

1 декабря 1989 г. - совместное Постановление Верховного Совета Армянской ССР и Национального совета Нагорного Карабаха «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

Другие решения по Нагорному Карабаху, принятые органами власти СССР, Армянской и Азербайджанской ССР, носили промежуточный характер, не затрагивая главного вопроса - статуса НКАО.

К ним, в частности, можно отнести Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 г. о введении в НКАО особого управления;

Постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «О мерах по нормализации обстановки в Нагорно-Карабахской автономной области»; Постановление Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР от 4 декабря того же года «О мерах по нормализации обстановки в НКАО» и т.д.

Отдельные решения Кремля также давали оценку тем или иным актам, затрагивающим статус НКАО. Таким было Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1990 г. «О несоответствии Конституции СССР актов по Нагорному Карабаху, принятых Верховным Советом Армянской СССР 1 декабря 1989 г. и 9 января 1990 г.».

Фактически никаких решений по статусу НКАО и других армянских территорий Нагорного Карабаха после 1 декабря 1989 г. к весне 1991 г. принято не было, и каждая сторона продолжала оставаться на своей позиции.

Между тем, в конце 1989 г. - начале 1990 г. СССР все больше стоял перед угрозой распада. Было очевидно, что первыми независимость объявят республики Прибалтики, чье вхождение в

СССР накануне Второй мировой войны и вовсе не признавалось законным Западом, который с началом процесса суверенизации оказывал все большую морально-политическую поддержку Литве, Латвии и Эстонии.

В целом, исходя из необходимости сохранения СССР, Кремль шел на серьезные уступки союзным республикам, принимая все новые законодательные акты, которые укрепляли суверенитет и права республик в ущерб автономным образованиям.

Так, например, в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле», проект которых был опубликован в печати в конце 1989 г., право распоряжаться землями фактически отводилось лишь союзным и в малой степени автономным республикам. Автономные области и округа были практически лишены права распоряжаться своими землями: в их распоряжении оказывались лишь пахотные земли. На примере НКАО это означало, что горбачевская «либерализация и самоуправление» лишали автономную область права распоряжаться 150 тыс. га лесов, Сарсангским и Мадагисским водохранилищами с их правобережными и левобережными каналами и

прилегающими к ним землями, отнесенными к землям водного фонда, и так далее1.

Аналогичная политика велась и в области политической, то есть партийной, поскольку «руководящей и

направляющей» силой в стране официально оставалась КПСС. Народный депутат СССР от НКАО, секретарь Мардакертского райкома партии В. Габриелян, говорил в интервью областной газете о проекте платформы КПСС «Политика партии в современных условиях»: «Наряду с предоставлением союзным республикам широких прав сведены к минимуму и без того ограниченные права автономных образований»2.

1 «Советский Карабах», 27.12.1989 г.

2 «Советский Карабах», 08.09.1989 г.

То есть тенденция была повсеместной: вместо расширения прав местных органов власти и автономных образований происходило перераспределение прав в пользу союзных республик,

становившихся этакими «мини-эсэсэсерами».

Однако страх перед распадом СССР заставил Кремль предпринять и шаги по предупреждению или ограничению возможных действий союзных республик, направленных на выход из состава Союза.

3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий порядок выхода союзной республики, проведения с этой целью референдума и так далее.

Статья 3 закона гласила: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно»1.

Таким образом практически все республики, покидая СССР, должны были или, во всяком случае, могли вынужденно отказаться от целого ряда своих приобретенных в советский период территорий. Из всех 15 республик разве только Армянская ССР, не имевшая в своем составе ни автономий, ни районов с преобладающим инонациональным

населением, могла вполне на законном основании покинуть СССР. Что,

1 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 15, стр. 252.

собственно говоря, и было сделано в марте-сентябре 1991 г., в полном соответствии с Законодательством СССР.

Ясное дело, что закон от 3 апреля 1990 г. предназначался отнюдь не для Нагорного Карабаха, а для республик Прибалтики, которые уже тогда предпринимали шаги по провозглашению независимости от Союза ССР. Тем не менее, в сентябре-декабре 1991 г. Нагорный Карабах воспользовался именно этим законом для легального выхода из состава бывшей Азербайджанской ССР, избежав какого-либо законодательного конфликта в этих процедурах.

Для Баку с новой силой встал вопрос необходимости фактической ликвидации НКАО и Шаумянского района, которые, в соответствии с законом от 3 апреля 1990 г., получили вполне реальную возможность на основании советского законодательства распрощаться с Азербайджанской ССР в случае реализации последней своего конституционного права выхода из СССР.

Более того, в умах азербайджанских руководителей даже замаячила

перспектива проглотить армянский Зангезур. В ходе проведения весной-летом 1991 г. силами МВД СССР и АзССР при поддержке частей Советской армии карательной военно-полицейской

операции «Кольцо» в Нагорном Карабахе и приграничье, Баку полагал убедить Центр в важности возвращения азербайджанского населения в отдельные районы Армянской ССР, где они ранее составляли значительный процент сельского населения. Ведь если армянский Нагорный Карабах после принятия закона СССР от 3 апреля 1990 г. был сдерживающим фактором в вопросе выхода Азербайджанской республики из состава Союза ССР, то в Республике Армения симметричного сдерживающего фактора не существовало.

Эти же обстоятельства заставили Баку усилить репрессии и ускорить подготовку карательных операций по депортации армян из Нагорного Карабаха. Благо силы и средства для этого были как в распоряжении собственно Баку, так и поддерживавших его советских войск.

30 августа Верховный Совет Азербайджанской Республики

провозгласил восстановление

независимости Азербайджанской

Демократической республики 1918-1920 гг. Последняя, как известно, была марионеточным образованием, чье непризнание Лигой Наций было обусловлено именно неурегулированными территориальными спорами, в том числе и с Армянской республикой из-за Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевани.

В ответ на решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 30 августа 2 сентября 1991 г. в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. В Декларации о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики говорилось: «Совместная сессия депутатов Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов Советов всех уровней

- выражая волю народу, закрепленную фактически проведенным референдумом и в решениях органов власти НКАО и Шаумяновского района в 1988-1991 гг., его стремление к свободе, независимости, равноправию и добрососедству;

- констатируя провозглашение Азербайджанской Республикой «восстановления государственной независимости 1918-1920 гг.»;

- учитывая, что проводимая в Азербайджане политика апартеида и дискриминации создала в республике атмосферу ненависти и нетерпимости к армянскому народу, приведшую к вооруженным столкновениям, человеческим жертвам, массовой депортации жителей мирных армянских сел;

- основываясь на действующей Конституции и законах Союза ССР, предоставляющих народам автономных образований и компактно проживающим национальным группам право на самостоятельное решение вопроса о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из ССР;

- считая стремление армянского народа к воссоединению естественным и

соответствующим нормам

международного права;

- стремясь к восстановлению добрососедских отношений между армянским и азербайджанским народами на основе взаимного уважения прав друг друга;

- принимая во внимание сложность и противоречивость обстановки в стране, неопределенность судьбы будущего Союза, союзных структур власти и управления;

- уважая и следуя принципам Всеобщей Декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских, политических и культурных правах и рассчитывая на понимание и поддержку международного сообщества

Провозглашают: Нагорно-

Карабахскую Республику в границах нынешней Нагорно-Карабахской

автономной области и сопредельного Шаумяновского района. Сокращенно НКР.

Нагорно-Карабахская Республика пользуется полномочиями,

предоставленными республикам

Конституцией и законодательством СССР, и оставляет за собой право самостоятельно определять свой государственно-правовой статус на основе политических консультаций и переговоров с руководством страны и республик.

На территории Нагорно-Карабахской Республики до принятия Конституции и законов НКР действуют Конституция и законодательство СССР, а также другие ныне действующие законы, которые не противоречат целям и принципам настоящей Декларации, и особенностям Республики»1.

Тем самым был сделан первый шаг на пути официального расставания Нагорного Карабаха с бывшей Азербайджанской ССР на основании действующего советского законодательства.

26 ноября Верховного Совета

1 «Статус Нагорного Карабаха в политико-правовых документах и материалах». Библиотека

центра русско-армянских инициатив. Ереван: 1995, стр. 69-70

Азербайджанской ССР принял

вышеупомянутое решение об упразднении НКАО. СССР был на грани распада, и политика «послушания» некогда могучему Центру была отброшена за ненадобностью.

В ответ, прошедшая 27 ноября в Степанакерте сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской

Республики утвердила дату проведения референдума по вопросу о статусе Нагорного Карабаха и приняла временное положение о выборах в Верховный Совет НКР.

К этому времени боевые действия уже шли как вдоль границ, так и на значительной части территории самой НКР. В этих условиях 10 декабря прошел референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была

независимым государством,

самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?»

За ходом референдума следила наблюдала группа независимых наблюдателей, среди которых были народные депутаты СССР, РСФСР, Московского и Ленинградского Советов, представители общества «Мемориал», других российских, армянских и украинских правозащитных и

общественных организаций и движений. Их сопровождали журналисты

Российского телевидения, корреспонденты телевидения из США, Болгарии, корреспонденты «Радио России», «Эха Москвы», печатных изданий «Известия», «Московские новости», «Мегаполис-экспресс», «Столица», «Панорама», «Литературная газета», «Котидьен де пари», информагентства «Франс-пресс», ряда других изданий и агентств.

В подписанном независимыми наблюдателями Акте о результатах референдума говорилось, что в референдуме приняли участие 108736 человек, или 82,2% от числа зарегистрированных избирателей.

Подавляющее большинство не принявших участия в голосовании - жители

азербайджанских населенных пунктов: в соответствии с данными ЦИК НКР, число избирателей азербайджанской

национальности составляло 26,4 тысяч человек, что составляло чуть менее 20% от общей численности избирателей.

Из числа принявших участие в голосовании 108615 или 99,89% сказали «да» независимости. Учитывая все предыдущие события в Нагорном Карабахе, этот результат не выглядел чем-то удивительным. Только в сам день голосования, по свидетельствам наблюдателей, от обстрелов погибли десять и были ранены одиннадцать карабахцев.

28 декабря 1991 г. состоялись выборы в Верховный Совет НКР. Выборы прошли по мажоритарной системе, были избраны 75 депутатов.

6 января 1992 г. Верховный Совет НКР принял Декларацию о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики. В Декларации, в частности, говорилось:

«Исходя из неотъемлемого права народов на самоопределение, основываясь на волеизъявлении народа Нагорного Карабаха, выраженном путем состоявшегося 10 декабря 1991 г. Республиканского референдума;

- осознавая ответственность за судьбы исторической Родины;

- подтверждая верность принципам Декларации о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики от 2 сентября 1991 г.;

- стремясь к нормализации отношений между армянским и азербайджанским народами;

- желая защитить население НКР от агрессии и угрозы физического уничтожения;

- развивая опыт независимого народного самоуправления Нагорного Карабаха 1918-1920 гг.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выражая готовность к установлению равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами и содружествами государств;

- уважая и следуя принципам

Всеобщей Декларации прав человека, Международного пакта об

экономических, социальных и культурных правах, заключительного документа Венской встречи стран-участниц Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, других общепризнанных норм

международного права,

Верховный Совет Нагорно-Карабахской Республики утверждает независимую государственность НКР».

Далее в Декларации перечислялись основные принципы и нормы, на которых должна была строиться молодая республика. В том числе и то, что «основой для создания Конституции и законодательства НКР являются настоящая Декларация и Всеобщая Декларация прав человека»1.

8 января Первым председателем Верховного Совета НКР был избран 33-летний кандидат исторических наук А. Мкртчян.

Так на просторах бывшего Советского Союза было провозглашено новое государство с территорией в 5 тысяч км2 и населением примерно в 210 тыс. человек. Из коих подавляющее большинство составляли армяне, около 40 тыс. - азербайджанцы и курды, около полутора тысяч -русские и представители иных национальностей.

На протяжении последующих лет официальный Баку и его союзники не смогли придумать ни одного серьезного аргумента против безукоризненного, с точки зрения международного права, становления Нагорно-Карабахской

Республики, кроме одного лживого и заведомо несостоятельного.

«Во время существования СССР ни одна союзная республика, в том числе Азербайджан и Армения, не воспользовались предусмотренной в Законе процедурой выхода», - пишет советник первого класса дипломатической

службы Азербайджанской Республики Тофик Мусаев в статье «Армяно-азербайджанский конфликт: от притязаний к военной оккупации»2.

Между тем, именно Республика Армения стала единственной из республик СССР, вышедшей из Союза в полном соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 г., проигнорировав референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 г. и тогда же объявив о предстоящем референдуме о независимости, который и был проведен 21 сентября того же года. Точно так же НКАО стала единственной бывшей советской автономией, реализовавшей свое право на самоопределение в точном соответствии с этим Законом СССР.

Вплоть до официального распада Советского Союза никто и никогда юридически не отменял Закон СССР от 3 апреля 1990 г. То же обстоятельство, что другие республики получили

независимость по факту распада СССР, -предрешенного декабрьским решением лидеров России, Украины, Белоруссии и Казахстана в Беловежской пуще, - вовсе не могло означать юридическую

неправомочность предыдущих действий Нагорно-Карабахской Республики по реализации своего законного права на постановку вопроса о собственном государственно-правовом статусе.

Интересна реакция последнего руководящего органа Советского Союза, Госсовета СССР, - постановлениями которого «6 сентября 1991 года было оформлено признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии»3, - на решения органов власти Азербайджана и НКАО-НКР осенью 1991 года.

Так, уже на второй день после принятия решения Верховного Совета Азербайджанской ССР от 26 ноября, Постановлением от 28 ноября 1991 г. Госсовет СССР признал

антиконституционным закон

Азербайджанской Республики об

1 «Статус Нагорного Карабаха в политико-правовых документах и материалах». Библиотека

центра русско-армянских инициатив. Ереван. 1995, стр. 88-89

2 Ученые записки, выпуск 2. Непризнанные государства Южного Кавказа. МГУ им.

М.В.Ломоносова. Москва. 2008, стр. 63 [Т.Мусаев, 2008, с. 63]

3 Там же, стр. 68-69. [Т.Мусаев, 2008, с. 68-69]

упразднении НКАО, что автоматически означало лишение этого закона какой-либо юридической силы1.

Постановление Госсовета называлось «О мерах по стабилизации обстановки в НКАО и приграничных районах Азербайджанской Республики и Республики Армения», то есть уже в самом его названии содержалось неприятие односторонних антиконституционных действий Баку.

Однако ни один акт, относящийся к провозглашению Нагорно-Карабахской Республики и проведению всенародного референдума о ее государственно-правовом статусе, из числа принятых осенью 1991 г. в НКАО-НКР, не был отменен или признан противоправным тем же Госсоветом СССР2.

А ведь до развала СССР у Госсовета было более чем достаточно времени, чтобы рассмотреть и дать негативную оценку хотя бы той же Декларации о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики от 2 сентября 1991 г., принятой совместной сессией Облсовета НКАО и райсовета Шаумянского района Нагорного Карабаха.

Первый посол Российской Федерации в Республике Армения Владимир Ступишин справедливо отмечал в своей книге «Моя миссия в Армению»: «Но по какому праву Баку отрицает его (Нагорного Карабаха - прим. автора) статус, признанный тем же самым конституционным строем, который и породил Азербайджанскую ССР? По советскому государственному праву автономная область есть национально-государственное образование с собственной территорией, целостность которой тоже должна уважаться. Более того, за автономными образованиями признавалось и качества субъекта большой федерации: они были напрямую

представлены в Верховном Совете СССР, а не через посредство тех союзных республик, в рамки которых они были втиснуты, как правило, против своей воли»3.

Весьма любопытно, что о Законе от 3 апреля 1990 г. живо вспомнили в период грузинской агрессии против народа Южной Осетии в августе 2008 г. Именно на основании этого Закона на заседаниях Госдумы и Совета Федерации Российской Федерации было задним числом объявлено о неправомочности Грузии вершить судьбу своих бывших автономий в 1991 г. По сути, Закон СССР от 3 апреля 1990 г. стал юридической базой для признания Российской Федерацией государственной независимости Республики Южная Осетия и Республики Абхазия 26 августа 2008 г.

Таким образом, государственная независимость НКР - Республики Арцах -изначально базировалась на положениях Закона СССР от 3 апреля 1990 г., а провозглашение НКР осенью 1991 г. не входило в противоречие с действовавшим на тот период законодательством Союза ССР.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мусаев Т., «Армяно-азербайджанский конфликт: от притязаний к военной оккупации», Ученые записки, выпуск 2. Непризнанные государства Южного Кавказа. МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва. 2008

2. Ступишин В. П. Моя миссия в Армению. Москва. Academia. 2001. -296 с.

Сведения об авторе: Мелик-Шахназаров Арсен Ашотович, советник 1-го класса Министерства иностранных дел Республики Арцах.

1 «Известия», 28.11.1991 г.; А. Манасян, «Конфликт между Азербайджаном и НКР в правовом контексте распада СССР», «Голос Армении», 16.07.1993 г.

2 А. Манасян, «Конфликт между Азербайджаном и НКР в правовом контексте распада

СССР», «Голос Армении», 16.07.1993 г.

3 В.Ступишин. Моя миссия в Армению. Москва. Academia. 2001, стр. 49 [ В.П. Ступишин, 2001, с. 49]

Bbixog HKP H3 A3ep6aMg^aHCKOH Pecny6nHKH B 1991 r.

THE WITHDRAWAL OF THE NKR FROM AZERBAIJANI REPUBLIC IN 1991

A.A. Melik-Shakhnazarov

Ministry of foreign Affairs of the Republic of Artsakh, Stepanakert, Republic of Artsakh

Abstract. From December 1st, 1989 until the autumn of 1991, the authorities of the NKAR, the USSR, the Azerbaijani and Armenian SSR adopted no decisions on the legal status of NKAR and other Armenian territories of Nagorno-Karabakh (Artsakh).

Proceeding from the need to preserve the USSR, the Kremlin made serious concessions to the Union republics, adopting legislative acts that strengthened the sovereignty and rights of the Union republics to the detriment of autonomous entities.

However, the fear of the collapse of the Soviet Union forced the Kremlin to take steps to prevent or limit the possible actions of the Union republics aimed at secession from the Union.

On April 3rd, 1990, the USSR Law "On the Procedure for solving issues connected with the withdrawal of the Union Republic from the USSR" has been passed, regulating the procedure for the withdrawal of a union republic, holding a referendum for this purpose, and so on.

Article 3 of the law read: "In the union republic, which includes autonomous republics, autonomous regions and districts, a referendum is held separately for each autonomy. For the peoples of the autonomous republics and autonomous entities, the right to independently resolve the issue of stay in the USSR or in the seceding union republic, as well as on raising the question of its statelegal status.

In the Union Republic, in the territory of which there are places of compact residence of national groups making up the majority of the population of this locality, in determining the results of a referendum, the results of voting on these areas are taken into account separately".

In September-December 1991, Nagorno-Karabakh used the USSR Law of April 3rd, 1990 to proclaim the Nagorno-Karabakh

Republic (Artsakh Republic) and its legal withdrawal from the former Azerbaijan SSR, avoiding any legislative conflict in this procedure.

Keywords: Status of the NKAR, Azerbaijani SSR, Armenian SSR, USSR, The USSR Law, republics, autonomy, withdrawal, Nagorno-Karabakh Republic, Artsakh.

REFERENCES

1. Moussaev T. Armenian-azeri conflict: from claims to military occupation. Scientific notes, issue 2, Non-recognized states of South Caucasus. Moscow State University, 2008, Moscow.

2. Stoupishin V.P. My mission to Armenia. 1992-1994. Publishing House Academia, 2001, Moscow, 296 p.

About the author: Melik-Shakhnazarov Arsen Ashotovich, Advisor of the 1st class of the MFA of the Republic Artsakh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.