Научная статья на тему 'Особенности и перспективы развития рынка племенных лошадей в России'

Особенности и перспективы развития рынка племенных лошадей в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1362
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОННОЕ ДЕЛО / ДОСУГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / АУКЦИОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОГО КОНЕВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айбазов А. Х.

В данной статье представлены особенности и перспективы развития рынка племенных лошадей в России, проведен сравнительный анализ структуры рынка племенных лошадей в России и Германии за 2000-2007 гг. Выявлены факторы снижения уровня цен на реализационных лошадей в России и сформулированы основные правила организации аукционной формы реализации лошадей, способствующей получению максимальной прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы развития рынка племенных лошадей в России»

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛЕМЕННЫХ ЛОШАДЕЙ В РОССИИ

А.Х. АЙБАЗОВ,

аспирант,

Южный федеральный университет, Карачаево-Черкесский филиал,

e-mail: [email protected]

В данной статье представлены особенности и перспективы развития рынка племенных лошадей в России, проведен сравнительный анализ структуры рынка племенных лошадей в России и Германии за 2000-2007 гг. Выявлены факторы снижения уровня цен на реализационных лошадей в России и сформулированы основные правила организации аукционной формы реализации лошадей, способствующей получению максимальной прибыли.

Ключевые слова: конное дело; досуго-оздоровительные центры; аукцион; эффективность спортивного коневодства.

Коды классификатора ^ЕЬ: 1,83, Q12.

В 2000-2007годах в России наблюдается положительная динамика в развитии конного дела, связанная с ростом интереса к конному спорту и популярностью досуго-оздоровительных центров, которые используют лошадей в процессе лечения. Но коневодство, и особенно его важнейшая часть конезаводство, часто является делом высокозатратным, не приносящим быстрой экономической отдачи и потому является особенно зависимым от капризов спроса.

Существуют значительные различия между скаковыми и беговыми лошадьми, касающиеся их реализационных цен. Так, например, цены на скаковых лошадей выше, чем на беговых. «Ценовые рекорды» принадлежат именно скаковым лошадям. Скачки часто относят к элитным занятиям, более престижным, чем бега. Спортивные бега, в отличие от скачек, которые имеют сезонный характер, можно проводить круглый год. Содержание и тренинг беговой лошади требует значительно меньших капитальных вложений чем содержание скаковой лошади, что делает их более доступными для широких слоев населения. Владелец беговой лошади может сам выступать на ней, тогда как в скаковом спорте существует ряд ограничений, например, по весу. Для успешного функционирования бега должны быть либо прибыльными сами по себе, либо иметь богатых спонсоров. В зарубежных странах ипподромы содержат либо состоятельные частники, либо они принадлежат ассоциациям владельцев лошадей. В России большинство ипподромов остаются в государственной собственности, лишь некоторые коневодческие ассоциации и другие подобные структуры стараются постепенно включать в себя и ипподромы. Появляются и отдельные беговые и скаковые дорожки в частных хозяйствах, но, к сожалению, выполнять масштабные задачи традиционных ипподромов они не в силах.

Многие коневодческие предприятия переживают нелегкие времена, и с экономической точки зрения положение дел в отрасли в целом едва ли можно признать удовлетворительным. Располагая огромным потенциалом роста и развития, российское коневодство остается низкорентабельным. Очень важно, чтобы действующие хозяйства в полной мере реализовали свою эффективность и тем доказали целесообразность существования конного бизнеса.

Анализ российского и немецкого рынка племенных лошадей 2000-2007 гг. выявил значительные различия в объемах реализации по породным направлениям, а также по уровню среднереализационных цен.

Из таблицы 1 видно, что в России наиболее экономически целесообразно разведение и реализация лошадей рысистых и чистокровных пород, основная доля реализованных лошадей приходится на рысистую породу и составляет 49%, что в сумме дает 18,4 млн руб. дохода. Средняя цена одной реализованной лошади на российском рынке за анализируемый период составила 23,5 тыс. руб. Основная доля реализации на немецком рынке приходится на лошадей полукровных пород, это обусловлено широким использованием полукровок в спорте и семейном досуге. Средняя цена одной головы в Германии в 7,8 раз больше, чем в России и составляет 175 тыс.руб.

Таблица 1

Структура рынка племенных лошадей в России и Германии за 2000-2007 гг.

Породы Российский рынок

Реализ. Лошад. голов Доля реализ. Лошадей % Средняя цена тыс.руб. Сумма млн.руб

Чистокровные 233 11 75 17,5

Полукровные 420 20 21 9,1

Рысистые 1040 49 18 18,4

Тяжеловозные 420 20 10 4,2

Всего 2100 100 23.5 49,2

Немецкий рынок

Чистокровные 375 23 142 53,3

Полукровные 1480 72 185 274

Рысистые 50 3 114 5,4

Тяжеловозные 45 2 86 4

Всего 1930 100 175 336,7

В таблице 1 и далее использованы данные ВНИИК а также журнала Pferdemarkt за 2000-2007 гг.

© А.Х. Айбазов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

156

А.Х. АЙБАЗОВ

Существенная стоимостная разница реализируемых племенных лошадей в Германии и России объясняется высоким уровнем спортивной подготовки и развитием рыночной инфраструктуры немецких лошадей. В Германии достаточно успешно развита система предпродажной подготовки, которая ведется высококвалифицированными специалистами в технически хорошо оснащенных тренировочных пунктах.

По данным табл. 2 можно проанализировать структуру импортируемых и экспортируемых лошадей из России за 2005-2007 гг. В целом экспорт лошадей из России превышает импорт за 2005 г. на 113 голов, и соответственно за 2007г. на 97 голов.

Таблица 2

Импорт и экспорт лошадей из России в 2005-2007 гг.

Породы Импорт Экспорт

2005 г. 2007 г. 2005 г. 2007 г.

Чистокровная верховая 180 185 150 149

Арабская 2 2 60 60

Ахалтекинская - - 45 43

Тракененская 5 4 45 40

Ганноверская 16 18 14 13

Американская рысистая 8 10 - -

Орловская рысистая 2 3 8 10

Буденовская - - 16 14

Карачаевскаяя 8 8 8 9

Тяжеловозные - - 14 12

Немецкие 53 55 5 5

Бельгийская - - - -

Ирландская - - - -

Голландская - 4 - -

Прочие - 2 14 11

Всего 266 273 379 366

Таблица 2 свидетельствует, о том что российским коннозаводчикам удалось вывести на мировой рынок лошадей Ахалтекинской, Тракененской и Арабской пород, где они пользуются неизменным спросом и имеют большие успехи в состязаниях. Возрос и уровень импорта верховой породы лошадей из США, Великобритании, Германии и из других стран Европы, что влечет серьезный отток денег. Это обусловлено увеличением спроса на турнирных, спортивных и скаковых лошадей и тем, что Российские коннозаводчики не в состоянии обеспечить рынок высококлассными спортивными лошадьми в полном объеме. Тем не менее, это следует расценивать как положительный фактор, способствующий подъему престижности коневодства внутри страны.

Как любой товар, лошадь можно охарактеризовать по целому ряду параметров. Во-первых, лошадь является продуктом длительного цикла производства. В большинстве случаев первые продажи лошадей происходят по достижении ими 1 года и более. Во-вторых, лошадь является товаром, требующим постоянных затрат, как предпродажных, так и послепродажных. В-третьих, лошадь при большинстве видов ее современного использования не является предметом первой или каждодневной необходимости, не относится к категории товаров массового спроса. Себестоимость лошади формируется под влиянием постоянных затрат, т. е. таких, которые не зависят от количества содержащихся лошадей и переменных, которые непосредственно зависят от количества лошадей. [3,7]

На сегодняшний день в России есть опыт проведения самых разнообразных аукционов, в том числе международных. Однако наибольший интерес сегодня представляют заводские аукционы. У продавца появляется возможность существенного сокращения предпродажных расходов. У покупателя помимо перечисленных преимуществ появляется возможность обмена опытом с другими специалистами, сравнения мнений и оценок. При этом очень важно свести к минимуму риск того, что большая часть представленных лошадей останутся не проданными. Российская практика показала, что для снижения этого риска необходимо соблюдение ряда несложных правил:

❖ стартовая цена должна быть несколько ниже обычно запрашиваемых за лошадей того же качества. Это позволит привлечь к торгам «сомневающихся» в своих финансовых возможностях покупателей, которые затем при необходимости смогут «выйти из игры».

❖ продажи вне аукциона должны быть уже по ценам существенно выше аукционных и учитывать затраты на рекламу. Затраты на каждую лошадь, проданную с аукциона, значительно ниже, чем на поиск покупателя отдельно для каждой лошади. Поэтому при продажах вне аукциона полная себестоимость проданной лошади выше, что и надо учитывать в продажной цене.

❖ взнос за участие в аукционе должен быть минимальным или совсем отсутствовать. Это позволит привлечь максимальное число участников.

Завод должен предоставлять послепродажное обслуживание.

Необходимо подготовить список потенциальных покупателей заранее и донести информацию до каждого из них.

Организаторы аукциона должны детально проверить «истории» продаваемых лошадей, и обеспечить за минимально короткие сроки оформление всех необходимых документов.

Соблюдение вышеуказанных правил является необходимым условием успешной организации и проведения аукционов. Об эффективности аукционной формы реализации лошадей свидетельствует опыт зарубежных стран: Фасиг-Типтонский и Кентукский аукционы в США, Довилльский во Франции.

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛЕМЕННЫХ.

157

Таблица 3

Результаты реализации спортивных лошадей на аукционе в Довилле 2005 г.

Показатели Беговые лошади Скаковые лошади

Выставлено на продажу, гол. 73 444

Продано, гол. 42 325

Продано % 58 73

Итог продаж, евро 272500 22865000

Средняя цена за голову, евро 6488 70353

В таблице 3 использованы данные французского рысистого агенства за 2005 год.

В курортном городе Довилле, знаменитом морскими грязевыми лечебными ваннами, проводятся международные фестивали музыки и кино, традиционный чемпионат по конному поло, скачки. Наличие первоклассных гостиниц, казино и ипподрома Лотуг способствует проведению аукциона на высоком уровне. Все вышеперечисленные обстоятельства — продуманный маркетинговый ход, чтобы завести и разогреть публику перед аукционом и способствовать вовлечению в ряды покупателей все новых и новых состоятельных людей. Здесь же в 2005 г. за рекордную сумму — 2 мнл евро, был приобретен жеребенок арабским шейхом Мактумом аль Мактумом (табл. 3).

Вопреки многим проблемам в России также наблюдается положительная тенденция развития рыночной инфраструктуры. 17 мая в С.-Петербурге прошла международная выставка «Коневодство. Конный спорт», а 17-18 мая 2005 г. в Московском конном заводе № 1 проведен международный аукцион по продаже лошадей разных пород. Оба эти мероприятия со всей очевидностью показали, что российский бизнес привлекает к себе внимание зарубежных, прежде всего европейских, партнеров. С.-Петербургкую выставку в ЛЕНЭКСПО в 2006 г. назвали седьмым салоном лошадей и пони, товаров по их содержанию, амуниции и экипировке. Программа была на редкость насыщенной: помимо торжественного открытия, значились конкурс ковалей, выводки лошадей-участников выставки, показательный урок для детей на пони. На проведенном 14 и 15 мая международном шоу «Открытое первенство С.-Петербурга по шоу арабских лошадей» было заметно, насколько возросло мастерство наших выводчиков.

Так называемые «русские арабы» — один из торговых брендов России, были реализованы по весьма выгодным ценам. В 1981 г. жеребец Песняр был продан за 1 млн долл.,Менес был сдан в аренду в США за 2 млн 400 тыс. долл., жеребца Пеленга продали туда же за 2 млн 350 тыс. долл. Многие арабские лошади российской селекции и их потомки в разные годы становились чемпионами зарубежных выставок шоу. Самым дорогим лотом, проданным за 2 005000 долл. стал жеребец Хлад, рожденный в 2000 г. на конеферме в Великом Новгороде от тракено-ганноверского Ходара и Депеши. К продаже на аукционе предлагали лошадей русской рысистой, орловской, тракененской, украинский верховой, ганноверской, чистокровной арабской, терской, чистокровной ахалтекинской, русской верховой, буденовской и других пород племенных и спортивных лошадей разного уровня подготовки, а также прогулочные и лошади хобби-класса.[3,27]

Осенью 2005 года в Московском конном заводе был проведен аукцион чистокровных лошадей, где были представлены годовики и полуторники известного колорита. Осенний аукцион был более специализированным по составу продаваемых лошадей. На продажу заявили лошадей орловской, русской и американской рысистых пород разных возрастов. Продажные цены колебались от 2 до 15 тыс. долларов. В противоположность многим зарубежным аукционам Московский аукцион был более демократичным и доступным самым широким слоям покупателей как по разнообразию представленных лошадей, так и по ценам. Стартовые цены были ниже обычно запрашиваемых за лошадей такого класса, что позволило некоторым участникам аукциона приобрести не по одному, а сразу по несколько лотов. Покупателям, желающим приобрести тех же лошадей, но в силу каких-либо причин не принявшим участие в аукционе, придется выложить за них суммы большие, чем предлагаемые на торгах. Аукционный сбор составил всего 2 тыс. рублей, так что принять участие в аукционе смогли бы многие рядовые любители лошади, а не только профессионалы этого бизнеса. К сожалению, в нашей стране конский аукцион все еще воспринимаем как занятие, которое могут себе позволить только состоятельные люди или только крупные специалисты конного дела. Прошедший аукцион показал, что участником этого элитного события может стать практически каждый желающий приобрести лошадь. При этом покупка лошади на Московском аукционе имеет целый ряд преимуществ по сравнению с обычной, важнейшими из которых являются возможность выбора из большого числа лошадей примерно одинакового качества, уровня подготовки и стоимости, подбора лошади требуемого уровня подготовки, предварительного осмотра и ознакомления с несколькими лошадьми, отвечающими запросам покупателя единовременно и в одном месте, и, разумеется, очень привлекательные цены.

Покупали в основном специалисты хозяйств, поэтому большим спросом пользовались лошади, от которых можно ожидать продолжения беговой или племенной карьеры. Поэтому аукцион проходил динамично, энергичный тон был задан уже покупкой самого первого лота. Меньшее внимание при позиционировании аукциона было уделено покупателям, желавшим прибрести лошадей хобби-класса.

Популяризация аукционной формы реализации лошадей является необходимым условием развития рынка лошадей России, а также дает возможность выхода отечественным представителям конного бизнеса на зарубежные рынки. Однако не всегда продукция российских коневодов способна конкурировать с зарубежными коллегами, что, главным образом, объясняется острой нехваткой тренировочных пунктов и квалифицированных кадров по подготовке спортивных лошадей.

Рост популярности семейного отдыха в конноспортивных клубах и развитие призового коневодства способствует повышению спроса на рынке спортивных лошадей, которое превышает предложение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что Российские коневодческие хозяйства не в состоянии вывести высококлассных спортивных лошадей в должном объеме, это связано с нехваткой технической базы и квалифицированных специалистов.

С ростом экономического благосостояния общества важнейшую роль в повышении эффективности спортивного коннозаводства, будут играть средства, выплачиваемые ипподромами коневладельцам в качестве при-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

158

А.Х. АЙБАЗОВ

зовых. Например, в США в 2002-2005 гг. владельцам стандартбрендных лошадей выплачено призовых от 488,5 до 570 млн долл. в год. [12,6]

Основной проблемой в коневодстве является низкий уровень спроса, обусловленный слабым развитием рыночной инфраструктуры, отсутствием крупных госзаказов, наличием многочисленных перекупщиков-посредников, которые и аккумулируют основную прибыль. Необходимо заново сформировать инфраструктуру конного рынка в России.

Из всех отраслей сельского хозяйства коневодство является наиболее зависимой от общей экономической ситуации в стране, в связи с этим в условиях экономического кризиса коневодство нуждается в создании государственной программы по поддержке развития коневодческой отрасли. В настоящее время, главной задачей конезаводчиков является сохранение финансовой устойчивости хозяйства без сокращения маточного поголовья лошадей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анашина Н.В., Ковешников B.C., Пэрн Э.М. и др. Справочник по коневодству. М.: Колос, 1983, 158 с.

2. Антонцев, Б.Д. Коневодство России сегодня // Коневодство и конный спорт. 1998. № 4. С. 2-4.

3. Басалаева Е.В. «Окно в Европу» для российского бизнеса в коневодстве открывается // Коневодство и конный спорт. 2007. С. 27-28.

4. Басалаева Е.В. Конские аукционы в России: настоящее и будущее // Коневодство и конный спорт. 2007 С. 7-8.

5. Грунин М. Конный спорт России на рубеже третьего тысячелетия — М.: Агропромиздат. 2001. С. 206.

6. ДанцигДж. Линейное программирование. Его обобщения и применения. М.: Прогресс, 1966 С. 660.

7. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: С. 1992-158.

8. Ковешников В.С. Организационно-экономические проблемы рысистого коневодства // Коневодство и конный спорт. 2006. № 3 С. 6-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Парфенов В., Исаенко М., Полипова М. О системах испытаний спортивных лошадей // Коневодство и конный спорт, № 3, 1998 г. С. 59-65.

10. Плещенко С.А. Оценка и повышение экономической эффективности деятельности племенных хозяйств // Проблемы повышения эффективности аграрного производства. М., 2002. № 2. С. 56.

11. СафроновН.А. Экономика предприятия. М.: Юристь, 1999. С. 584.

12. Федотов П.А. Коневодство. Донецк: Донеччина, 2000. С. 224.

13. Pferdemarkt // Fachblat for albe Prerderreunde. 2006. № 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.