Научная статья на тему 'Особенности и перспективы развития электронного бизнеса'

Особенности и перспективы развития электронного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1667
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / электронный бизнес / электронная коммерция / интернетизация / информационные технологии / онлайн-коммерция / оффлайн-коммерция / economics / e-business / e-commerce / internetization / information technologies / online commerce / offline commerce / digitalization / informatization / diversification
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы развития электронного бизнеса»

Тулеубаева М.К.

к.э.н., доцент, Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы

mika75.75@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

Ключевые слова: экономика, электронный бизнес, электронная коммерция, интернетизация, информационные технологии, онлайн-коммерция, оффлайн-коммерция.

Keywords: economics, e-business, e-commerce, internetization, information technologies, online commerce, offline commerce, digitalization, informatization, diversification.

Экономика XXI века кардинально отличается от экономики даже конца ХХ столетия, в основном, благодаря развитию информационных технологий и электронного бизнеса. С появлением информационных технологий стало развиваться производство компьютерной и мобильной техники и технологий, которые повлекли за собой расширение рынка компьютерных и мобильных приложений.

Вследствие появления новых технологий и техники происходит диверсификация и трансформация бизнеса и бизнес-моделей, а также меняется отношение к сервису и продуктам1.

Трансформация бизнеса происходит по экстенсивному и интенсивному направлениям, что предполагает не только увеличения количества производимых продуктов и объемов потребления, но и расширение ассортимента продуктов, товаров и услуг.

Появление новой техники влечет за собой производство аксессуаров, средств ремонта и защиты, новых приложений и программ, которое способствует созданию новых производств и сервисов. Трансформация бизнес-моделей происходит вследствие изменения технологии производства и оказания услуг. Раньше какое-либо крупное производство или добыча полезных ископаемых являлись градообразующими, так как способствовали занятости населения и созданию сопутствующих производств.

С появлением информационных технологий, практически, не осталось привязки к определенному месту, стране, региону и так далее. Благодаря интернетизации и облачным технологиям, сервис или производство приложений может осуществляться в любой точке мира удаленно. То же самое происходит в сфере финансов, образовании, медицине, строительстве, промышленном производстве, модельном и шоу-бизнесе, киноиндустрии и других отраслях хозяйственной деятельности2. Финансовые операции могут производиться не только банками, но и любыми финтех компаниями, которым даже не нужны лицензии для осуществления перевода денег и пирингового кредитования.

В целом, электронный бизнес (Electronic Business, e-Business) представляет собой определенную бизнес-модель, в которой бизнес-процессы осуществляются при помощи информационных технологий, а обмен информацией и тран-

3

закции автоматизируются .

Система электронного бизнеса включает в себя такие понятия и виды деятельности, как:

- Интернет-магазин;

- Электронные деньги;

- Электронная коммерция;

- Электронная экономика и другие.

Для автоматизации бизнеса используются несколько типов информационных систем, основными из которых

4

являются :

• BI (Business Intelligence - Бизнес-аналитика) - как информационная система, предназначенная для сбора, анализа и представления информации для бизнесу.

• CRM (Customer Relationship Management), используемая для управления взаимодействием с клиентами.

• ECM (Enterprise Content Management) для управления информацией и документами на предприятии.

• ERP (Enterprise Resource Planning) по планированию ресурсов предприятия.

1 Трачук А.В., Линдер Н.В. Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды // Наука. 2015. - № 2(89). — С. 58-71. - https://cyberleninka.ru/article/v/transformatsiya-biznes-modeley-elektronnogo-biznesa-v-usloviyah-nestabilnoy-vneshney-sredy

2 Сидорова В.И. Виды и организационные модели электронной коммерции в современной экономике // Креативная экономика. 2012. - № 1. - С. 95-100. - https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-organizatsionnye-modeli-elektronnoy-kommertsii-v-sovremennoy-ekonomike

3 Алексеева Т.В., Бабенко В.В., Давидавичене В.В., Дик В.В. и др. Электронный бизнес / Под общ. ред. В.В. Дика и А.И. Уринцова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 542 с.

4 Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 500 с.

• HRM (Human Resource Management) для управления персоналом.

• SCM (Supply Chain Management) по управлению цепочками поставок.

К электронной коммерции относятся следующие виды электронного бизнеса:

• электронная торговля (e-trade),

• электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT),

• электронные деньги (e-cash),

• электронные страховые услуги (e-insurance),

• электронный банкинг (e-banking),

• электронный маркетинг (e-marketing),

• электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI).

Авторы выделяют несколько категорий электронной коммерции, которые различаются по видам бизнеса, целевой группе потребителей, администрации и другие бизнес-модели.

В связи с этой градацией выделяются виды бизнесов, различающихся по своим взаимоотношениям с другими участниками рынка.

• B2B (Business-to-Business).

• B2C (Business-to-Consumer).

• B2E (Business-to-Employee).

• B2G (Business-to-Government).

• B2O (Business-to-Operator).

Метод B2B (Business-to-Business) характеризует взаимоотношения между коммерческими организациями или бизнесами, при котором предприятия торгуют друг с другом. Торговля осуществляются на Интернет-платформах, что делает бизнес оперативным и прозрачным.

B2E (Business-to-Employee) представляет взаимоотношения коммерческой организации и сотрудников.

B2G (Business-to-Government) демонстрирует взаимоотношения между организациями и правительством (государством).

B2O (Business-to-Operator) связывает организации и операторов связи.

В случае B2C (Business-to-Consumer) показываются взаимоотношения коммерческой организации и физических лиц-потребителей. Этот вид розничной торговли позволяет упростить покупку, так как предполагает онлайн-заказ, быструю доставку и дальнейший сервис через сайт компании. По каждому виду товара дается полная характеристика на сайте продавца, что исключает консультации и не требует присутствия продавца-консультанта по различным вопросам. Такая торговля через Интернет-магазины дает возможность бизнесменам экономить на помещении, оборудовании, сотрудниках, анализировать спрос и предложения на рынке.

Помимо традиционной Интернет-торговли начала развиваться торговля через социальные сети посредством популярных сайтов, в числе которых facebook, instagram, pinterest и другие. Данные сайты наиболее часто посещают потребители, поэтому видят рекламу или объявления о продаже товаров или услугах, не отрываясь от изучения другой информации.

Аналогично различаются взаимоотношения потребителей с другими участниками бизнеса по следующим направлениям:

• C2A (Consumer-to-Administration).

• C2B (Consumer-to-business).

• C2C (Consumer-to-Consumer).

В этой группе взаимоотношений наиболее распространенной является схема C2C (Consumer-to-Consumer), которая показывает взаимоотношения между самими потребителями. Этот вид электронной коммерции предусматривает проведение операций купли-продажи между потребителями, которые не зарегистрированы юридически в качестве предпринимателей. Данные сделки осуществляются на Интернет-сайтах и в социальных сетях. Удобством C2C торговли является дешевизна товаров и услуг за счет снижения или отсутствия накладных расходов. C2A (Consumer-to-Administration) показывает взаимоотношения между потребителем и администратором, а C2B (Consumer-to-business) характеризует отношения потребителей и коммерческих организаций.

Взаимоотношения администрации с остальными участниками бизнес-процесса также имеют несколько типов, в числе которых:

• A2A (Administration-to-Administration) представляет взаимоотношения между различными администрациями.

• A2B (Administration-to-Business) характеризует взаимоотношения между администрацией и коммерческими организациями.

• A2C (Administration-to-Consumer) показывает взаимоотношения между администрацией и потребителями.

Кроме представленных схем электронной коммерции, в последнее время большое распространение получают

другие бизнес-модели и формы электронных взаимоотношений. К таким видам бизнес-моделей относятся:

• D2C (Decentralized-to-Consumer), которые демонстрируют децентрализованные взаимоотношения между различными потребителями на основе блокчейн технологии.

• G2B (Government-to-Business), показывающие взаимоотношения между правительством (государством) и организациями.

• P2P (Peer-to-Peer) как взаимоотношения между лицами, на основе которых осуществляется кредитование или другие бизнес-операции.

Наиболее известной формой электронного бизнеса можно считать Р2Р, которая больше известна как «пиринговое кредитование», при котором даже физические лица могут кредитовать друг друга.

Электронные взаимоотношения осуществляются между предпринимателями и государством, между потребителями и государственными структурами. К таким формам взаимодействия относятся операции по взиманию налогов, заполнению форм отчетности, заказа поставок и работы с таможней. Данные операции проводятся через Интернет, что снижает нагрузку на госслужащих и позволяет плательщикам избегать бумажной волокиты и бюрократии.

Таким образом, преимуществами Интернет-коммерции являются:

- снижение расходов на хранение большого количества товаров на складах и в подсобных помещениях;

- уменьшение расходов на транспорт за счет пересылки и доставки товаров через почту или специальных курьеров;

- отсутствие или уменьшение расходов на приобретение или аренду торговых площадей для реализации товаров;

- отсутствие необходимости найма персонала для реализации, доставки и хранения товаров;

- увеличение скорости оборачиваемости товаров и денежных средств;

- снижение или полное отсутствие материальных активов, в том числе долгосрочных активов;

- стирание границ для ведения бизнеса, в том числе между покупателями и продавцами и так далее.

Помимо Интернет-торговли, в последнее время получило широкое распространение оказание услуг удаленно. Это могут быть услуги 1Т-специалистов, бухгалтеров, консультантов, преподавателей и других.

Широкое распространение Интернет-торговли дает возможность успешной конкуренции, вследствие снижения накладных расходов по хранению, транспортировке и реализации товаров. Услуги, благодаря Интернету, могут производиться удаленно без необходимости покупки или аренды офиса и складских помещений. Вследствие круглосуточного Интернета, заказывать можно в любое время дня и ночи, причем в любой стране мира. Преимущества глобализации распространяются и на электронную коммерцию, так как расширяется рынок сбыта, благодаря доступности товара через Интернет в любом регионе и в любое время.

С помощью электронного бизнеса решаются проблемы дефицита и профицита товаров и услуг, так как перепроизводство в одних регионах восполняет дефицит в других странах. Снижаются потребности в перевозках и, соответственно, уменьшается автомобильный трафик и снижается загрязнение окружающей среды.

Услуги по консультациям, образованию, здравоохранению становятся доступны большему числу людей, что приводит к повышению уровня благосостояния и здоровью населения. Уровень образованности, а значит, и востребованности специалистов увеличивается, вследствие чего размывается различие между богатыми и бедными странами.

Имея качественное образование, многие специалисты могут работать удаленно, что снижает потребность в офисных помещениях и повышает доходы, так как можно работать на несколько компаний одновременно. Такая занятость получила название «бутстрепинг», при котором специалист, имея основное место работы, может попутно работать в других компаниях1.

Таким образом, преимуществ электронного бизнеса множество, так как люди быстро привыкают к удобствам электронной или Интернет-коммерции и онлайн обслуживанию.

Однако, говоря о достоинствах электронного бизнеса, нельзя забывать об отдельных недостатках этого вида хозяйственной деятельности. Как в любом виде деятельности, в электронном бизнесе присутствует человеческий фактор. Это означает, что возможны накладки, пересортица, брак, срыв сроков поставки, откровенное мошенничество, хищения и сокрытие налогов.

Как правило, потребители, выбирая товары или услуги по каталогу, не имеют возможности примерить или оценить товар, так как видят только картинку или читают описание. В результате разночтения возникает неудовлетворенность в приобретенном товаре или полученной услуге. Возврат товара предполагает затраты времени и неудовлетворенность покупателя, но в случае с товарами их можно вернуть или обменять.

Сложнее с оказанными по Интернету услугами, так как услуга, как правило, не имеет материальной сущности и ее сложнее оценить, к тому же, почти невозможно вернуть уплаченные деньги. Доказательство некачественного оказания услуг является сложным, а подчас, невозможным процессом, так как носит субъективный характер.

В свою очередь, государственные органы не могут в полной мере отследить потоки товаров и услуг, продаваемых через Интернет, что приводит к снижению поступлений в бюджет. Государство также не может регулировать все финансовые потоки и мошеннические схемы, в результате которых могут пострадать субъекты хозяйственной деятельности и само государство. Помимо крупных хищений личных и государственных средств, могут осуществляться сделки, по которым сложно оценить реальную стоимость услуг и их качество.

Не только стартапы и финтех компании используют возможности электронного бизнеса, но и оффлайн-магазины активно пользуются возможностями продвижения своих товаров и услуг посредством сети Интернет.

Если сравнивать схемы осуществление коммерческой деятельности при онлайн и оффлайн коммерции, то можно отметить громоздкость традиционной торговли по сравнению с Интернет-торговлей.

Таким образом, реалии настоящего времени показывают, что электронный бизнес является неотъемлемой частью мировой экономики. Все больше потребителей обслуживаются через Интернет, покупая или продавая товары и услуги и этот процесс динамично диверсифицируется.

1 Ташенова С. Д. Перспективы развития бутстрэппинга в Казахстане // Модернизация и экономическая стратегия Казахстана в условиях инновационного развития. - Алматы: Туран, 2010. - С. 226-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.