Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / профессиональное образование / образовательные практики / искусственный интеллект / коммуникации / новые профессии / цифровая реальность / information technology / vocational education / educational practices / artifi cial intelligence / communications / new professions / digital reality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балынская Наталья Ринатовна, Ибрагимова Ольга Васильевна, Шкурко Наталья Сергеевна

В статье характеризуются современные тенденции развития информационных технологий, особенности их применения в процессе профессионального образования. Авторами выделены современные подходы и методики использования образовательных информационных технологий, наиболее распространенные исследовательские подходы. Уточнены концептуальные положения отдельных ученых, дифференцированы достоинства и недостатки применения цифровых технологий как в процессе профессионального образования, так и в повседневной жизни. Авторы обосновывают собственные тенденции в развитии и применении информационных технологий в процессе профессионального образования: «обратный» процесс обмена информацией, стирание границ между реальной и виртуальной картинами мира, блогерство как инновационный конструкт профессии журналиста. Приведены примеры новых профессий, на которые сегодняшний выпускник учебного заведения ориентируется при профессиональном самоопределении (на современном этапе развития социально-экономических отношений РФ ведущими экспертами выделяются от топ-5 до топ-10 новых профессий, связанных с освоением информационных технологий в мире, включая профессии, требующие наличия практик общения с нейронными сетями). Практиками будет востребована предлагаемая авторская концепция факта как основы выработки поведения личности в образовательной среде, анализ трансформаций факта, влияющих на поведение обучаемого. Авторами приводятся доказательства, что в современных образовательных практиках лидерство переходит не к наличию факта, а к формирующемуся применительно к данному факту общественному мнению. В заключение делается вывод, что современное состояние внедрения цифровых технологий в повседневную практику и в процесс профессионального образования следует характеризовать как переходное, поскольку связанные с цифровыми техниками феномены только входят в повседневную практику и их проявление (тенденции) еще предстоит изучить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балынская Наталья Ринатовна, Ибрагимова Ольга Васильевна, Шкурко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN MODERN VOCATIONAL EDUCATION

The article characterizes current trends in the development of information technologies, features of their application in the process of vocational education. The authors highlight modern approaches and methods for using educational information technologies, the most common research approaches. The conceptual positions of individual scientists have been clarifi ed, the advantages and disadvantages of using digital technologies both in the process of professional education and in everyday life have been differentiated. The authors substantiate their own trends in the development and application of information technologies in the process of professional education: the “reverse” process of information exchange, the blurring of boundaries between the real and virtual pictures of the world, blogging as an innovative construct of the journalistic profession. Examples of new professions are given that today’s graduates of an educational institution are guided by in their professional self-determination (at the present stage of development of socio-economic relations of the Russian Federation, leading experts identify from the top 5 to the top 10 new professions related to the development of information technologies in the world, including professions requiring the practice of communicating with neural networks). Practitioners will be in demand for the author’s proposed concept of fact as the basis for developing individual behavior in the educational environment, analysis of transformations of fact that infl uence the behavior of the student. The authors provide evidence that in modern educational practices, leadership shifts not to the presence of a fact, but to the public opinion that is formed in relation to this fact. In conclusion, it is concluded that the current state of implementation of digital technologies in everyday practice and in the process of professional education should be characterized as transitional, since phenomena associated with digital technologies are just entering everyday practice and their manifestation (trends) remains to be studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Образовательные технологии: наука и практика Educational Technologies: Science and Practice

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 11-19. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):11-19. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377:004

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Н

Наталья Ринатовна Балынская1, balynskaya@list.ru, ORCID 0000-0001-6683-6503 Ольга Васильевна Ибрагимова2, ipolga@mail.ru, ORCID 0000-0002-9813-815X Наталья Сергеевна Шкурко3, nat-shkurko@yandex.ru, ORCID 0000-0002-7523-1271

1 Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, Челябинск, Россия

2 Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Челябинская область, Россия

3 Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

Аннотация. В статье характеризуются современные тенденции развития информационных технологий, особенности их применения в процессе профессионального образования. Авторами выделены современные подходы и методики использования образовательных информационных технологий, наиболее распространенные исследовательские подходы. Уточнены концептуальные положения отдельных ученых, дифференцированы достоинства и недостатки применения цифровых технологий как в процессе профессионального образования, так и в повседневной жизни.

Авторы обосновывают собственные тенденции в развитии и применении информационных технологий в процессе профессионального образования: «обратный» процесс обмена информацией, стирание границ между реальной и виртуальной картинами мира, блогерство как инновационный конструкт профессии журналиста. Приведены примеры новых профессий, на которые сегодняшний выпускник учебного заведения ориентируется при профессиональном самоопределении (на современном этапе развития социально-экономических отношений РФ ведущими экспертами выделяются от топ-5 до топ-10 новых профессий, связанных с освоением информационных технологий в мире, включая профессии, требующие наличия практик общения с нейронными сетями).

Практиками будет востребована предлагаемая авторская концепция факта как основы выработки поведения личности в образовательной среде, анализ трансформаций факта, влияющих на поведение обучаемого. Авторами приводятся доказательства, что в современных образовательных практиках лидерство переходит не к наличию факта, а к формирующемуся применительно к данному факту общественному мнению.

В заключение делается вывод, что современное состояние внедрения цифровых технологий в повседневную практику и в процесс профессионального образования следует характеризовать как переходное, поскольку связанные с цифровыми техниками феномены только входят в повседневную практику и их проявление (тенденции) еще предстоит изучить.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональное образование, образовательные практики, искусственный интеллект, коммуникации, новые профессии, цифровая реальность

© Балынская Н. Р., Ибрагимова О. В., Шкурко Н. С., 2024

Для цитирования: Балынская Н. Р., Ибрагимова О. В., Шкурко Н. С. Особенности и перспективы применения цифровых технологий в современном профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 11-19.

Original article

FEATURES AND PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN MODERN VOCATIONAL EDUCATION

Natalya R. Balynskaya1, balynskaya@list.ru, ORCID 0000-0001-6683-6503

Olga V. Ibragimova2, ipolga@mail.ru, ORCID 0000-0002-9813-815X

Natalya S. Shkurko3, nat-shkurko@yandex.ru, ORCID 0000-0002-7523-1271

1 South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, Russia

2 Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia

3 North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia

Abstract. The article characterizes current trends in the development of information technologies, features of their application in the process of vocational education. The authors highlight modern approaches and methods for using educational information technologies, the most common research approaches. The conceptual positions of individual scientists have been clarified, the advantages and disadvantages of using digital technologies both in the process of professional education and in everyday life have been differentiated. The authors substantiate their own trends in the development and application of information technologies in the process of professional education: the "reverse" process of information exchange, the blurring of boundaries between the real and virtual pictures of the world, blogging as an innovative construct of the journalistic profession. Examples of new professions are given that today's graduates of an educational institution are guided by in their professional self-determination (at the present stage of development of socio-economic relations of the Russian Federation, leading experts identify from the top 5 to the top 10 new professions related to the development of information technologies in the world, including professions requiring the practice of communicating with neural networks). Practitioners will be in demand for the author's proposed concept of fact as the basis for developing individual behavior in the educational environment, analysis of transformations of fact that influence the behavior of the student. The authors provide evidence that in modern educational practices, leadership shifts not to the presence of a fact, but to the public opinion that is formed in relation to this fact. In conclusion, it is concluded that the current state of implementation of digital technologies in everyday practice and in the process of professional education should be characterized as transitional, since phenomena associated with digital technologies are just entering everyday practice and their manifestation (trends) remains to be studied.

Keywords: information technology, vocational education, educational practices, artificial intelligence, communications, new professions, digital reality

For citation: Balynskaya NR, Ibragimova OV, Shkurko NS. Features and prospects for the application of digital technologies in modern vocational education. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):11-19. (In Russ.).

Введение. По мнению отечественных экспертов (В. И. Богословский, А. Л. Бусыгина, Н. Б. Стрекалова, Е. А. Безызвестных, С. А. Белов, Л. С. Галкина, Ю. В. Ефимова, А. В. Сле-пухин, А. Б. Шихмурзаева), качественное профессиональное обучение на современном этапе невозможно осуществить без использования цифровых технологий. При этом российские учебные заведения, в том числе уровня профессионального образования, при планировании и реализации образовательного процесса сталкиваются с несовпадающими оценками данного явления. С одной стороны, представители одно-

го влиятельного научного лагеря утверждают, что информационные технологии последние два десятка лет в различных формах наличествовали в школьном и вузовском обучении, поэтому следует упорядочить знания о применявшихся технологиях и признать необходимость введения в современные методики профессионального обучения оправдавших себя наработок прошлых лет с учетом актуальности решаемых ими задач (общеизвестно, что информационные технологии быстро устаревают и не получают должной дидактической переработки на уровне методических пособий и курсов).

С другой стороны, в педагогической науке предпринят ряд попыток систематизации апробированных наработок, полученных из уже внедренных педагогических техник и практик. Отсюда — изобилие классификаций, предлагаемых исследователями, как устаревших и утративших потенциал работы с современными базами и сетями, так и носящих локальный, упрощенный характер, не охватывающий полностью все созданные информационные системы и методики использования [1, с. 183].

Еще одна группа специалистов активно пропагандирует концепцию доминирования роли искусственного интеллекта в развитии профессионального образования в будущем, поскольку уже сегодня он завоевывает позиции деятельности обучающихся, учителей, преподавателей, методистов, научных работников и специалистов. Искусственный интеллект в научных работах характеризуется как «образовательная повседневная реальность», «самая влиятельная технология XXI века». На уровне российских школ он присутствует в формах виртуальных помощников для управления временем учеников/учителей и проверки домашних заданий; систем репетиторства, индивидуализирующих дополнительное обучение для детей всех возрастов и способностей; программ дистанционного и онлайн-обучения, в том числе с индивидуальным подходом к каждому; систем перевода для многоязыковых классов или школ; тренажеров для выработки навыков [2].

В данной статье авторы ставят целью рассмотрение сложившейся современной реальности в сфере использования цифровых технологий, которая значительно отличается от возможностей и практик даже пятилетней давности. Так, например, пять лет назад нейронные сети и чат-боты еще не были массово распространены. Сегодня же эта технология оценивается как «мейнстрим в развитии искусственного интеллекта», активно презентуется и используется в образовательных процессах учебных заведений РФ.

Несмотря на активное развитие цифровых технологий, отсутствие жестких стандартов в их развитии, представляется перспективным охарактеризовать некоторые используемые тренды, а также сформулировать предположения о перспективах применения цифровых технологий в образовательных системах будущего десятилетия.

Материалы и методы исследования

Исследователи предлагают различные классификации развивающихся информационных

технологий. Так, если выбрать в качестве критерия классификации времени внедрения цифровых технологий в профессиональный образовательный процесс, то, по мнению ученых, речь уже идет об эре цифрового образования и его конкретных этапах. На сегодняшний день можно говорить по крайней мере о четырех стадиях его развития. Первая напрямую связана с началом применения компьютерной техники в образовательном процессе. Вторая ознаменовалась дальнейшим распространением компьютерной техники и доступностью обучающих программ. В это время в процессе обучения стали применяться различные информационные технологии на основе новых электронных средств — аудиокассет, видеокассет, телевидения, спутникового вещания, интернета. Третья стадия развития цифрового образования интегрировала опыт двух предыдущих этапов, что позволило эффективно проанализировать позитивные и негативные последствия применения электронных средств в образовательном процессе. Четвертая стадия — переходная — связана с распространением идеи индивидуального, личностно ориентированного подхода в обучении. Средствами для реализации данной идеи служат развивающиеся в настоящее время технологии искусственного интеллекта и нейронных сетей [3, с. 3].

По нашему мнению, следует согласиться с приведенной классификацией, поскольку именно к траектории индивидуального выбора в процессе обучения мы будем обращаться в дальнейшем, предлагая авторскую классификацию трендов внедрения искусственного интеллекта и цифровых технологий в образовательный процесс.

Экспертами активно прорабатываются вопросы качества профессионального образования, когда для поиска и обработки информации используются исключительно возможности искусственного интеллекта, а не интеллектуальные способности личности. Общепризнано, что «сегодня поиск информации не занимает столь длительного времени (это позитивная сторона информатизации): человеку достаточно сделать в поисковой системе запрос, даже в не очень четкой формулировке, и он получит ответы согласно запрашиваемой тематике. Из предлагаемых информационными системами ресурсов следует выбрать только наиболее подходящую по изложению формулировку ответа. Возникает вопрос: не приведет ли такая тенденция в конечном итоге к снижению общей эрудированности человека, к понижению его способностей к интеллектуальному творчеству, поскольку

любую информацию по запросу он получает уже в готовом и обработанном другими людьми виде» [4, с. 6].

И здесь приходится согласиться с приведенным аргументом, уточнив, что вышеуказанное положение относительно поиска информации может быть применено как к системе профессионального образования, так и для вопросов социализации современного человека в принципе. И в рамках уточнения данного положения следует упомянуть о цифровых разрывах, когда массив полученных знаний зависит не от интеллектуальных способностей человека, не от его личных усилий по поиску, систематизации и усвоению знаний, а от доступа к информационным техникам. А. Ю. Уваров отмечает, что «в образовании цифровым разрывом называют различие, которое возникает между теми участниками образовательного процесса, кто имеет доступ к Интернету и цифровым устройствам, инструментам, источникам и сервисам в школе и дома, и теми, кто такового доступа не имеет» [5, с. 30].

Информационные технологии стали частью нашей повседневной реальности и важнейшим компонентом процессов образования. Навык овладения ими — неизбежный этап для всех субъектов образовательной деятельности. Так, «модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Использование цифровых образовательных ресурсов является одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Главное — выбрать эффективные формы, методы и приемы работы в условиях очной и дистанционной форм обучения» [6, с. 128].

Российские исследователи в сфере педагогики, обсуждая применение методик с использованием искусственного интеллекта и цифровых технологий, указывают на затратность этого процесса с точки зрения сил, интеллекта, времени и финансово-технической базы, но вклад общества и отдельной личности в новый вид «нормальности» оправдан. «Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности. В настоящее время идет процесс внедрения информационных технологий в образование. Это отнимает много времени и сил, но в конечном итоге «технологии — это путь к новым знаниям и новому опыту». Со временем использование технологий становится для учителя привычным... делом» [7, с. 23].

Сегодня Россия осваивает требования эры цифровизации мира, которые «состоят в том, чтобы все учащиеся владели навыками, необходимыми человеку в XXI веке. В данные компетенции входят следующие составляющие: критическое мышление, креативность, коммуникация и координация» [8].

Именно поэтому исследователи предлагают к внедрению методику VISION, название которой представляет собой аббревиатуру из принципов современного обучения, основанного на достижениях науки и техники: Visual, Individual, Score, Inseparability, Operational, National. «Концепция VISION во многом обусловлена достижениями науки и техники. Блага технологического прогресса позволили переработать и переосмыслить педагогические технологии для обучения детей. Компьютерные помощники дают возможность учащимся усваивать столько материала, сколько необходимо для прохождения курса» [9, с. 31].

Таким образом, уже на школьном уровне в процессе обучения может быть реализован ряд перспективных методов, подходов в использовании искусственного интеллекта, цифровых технологий. Также в разработках ученых и методистов представлены многочисленные оценки полученного инновационного педагогического опыта. Хотя эти оценки часто диаметрально противоположны, практически все исследователи убеждены, что применение цифровых технологий выступает, во-первых, как реальность, новое состояние «нормальности» образовательного процесса; во-вторых, является переходным, промежуточным этапом, на котором российская система образования находится сегодня, поскольку строится с помощью новых, только о себе заявивших технологий, пока не прошедших апробации временем и масштабами. И все эти факты и обстоятельства открывают для исследователей возможности обосновать и представить собственную научную позицию по данному вопросу

Результаты исследования и их обсуждение

Уточнение и дальнейшая проработка отдельных положений и концептов названной темы позволяют сформулировать основные тренды в развитии новых цифровых технологий в современном обучении. Первый заключается в ином, неординарном распространении информации, отличающемся от традиционных путей предшествующих периодов. Происходит стирание границ между реальным и вымышленным миром (миром цифрового пространства). Уточним данное определение.

В качестве примера предлагаем вспомнить, каким образом развивался институт журналистики как основополагающий общественный институт, отвечающий за циркулирование информации за рубежом и в нашей стране. Эксперты в сфере журналистики (например, М. М. Ковалева) утверждают, что западная журналистика возникла из желания общества, рожденного «снизу» реальными потребностями того самого общества, пообщаться на экономические темы, решить экономические вопросы; в то время как отечественная журналистика возникла по указу власти, с целью пропаганды Петром Великим своих деяний [10]. Понятно, что в обоих случаях основой информации всегда был определенный факт. Именно на факте, его понимании, интерпретации, усвоении изначально базировались процессы социализации и обучения, в том числе профессионального. Далее, если продолжить обращение к теоретической базе профессий, связанных непосредственно или опосредованно со сбором и интерпретированием фактов (образование, журналистика, реклама и PR), то очевидно, что именно состоявшийся факт является основой для проведения всех последующих действий, ко -торые потом можно реализовывать в различных форматах. Так, журналистика идет «вслед за фактом», не создавая его и не влияя на его интерпретацию со стороны общественности. Реклама, PR факты не создают, но могут создать информационные поводы относительно трактовки любого факта. «Формировать» определенное отношение общественности к интерпретируемым событиям — профессиональная задача политтехноло-гов, журналистов, маркетологов.

Сегодня же, с развитием нейронных сетей, традиционный постулат поставлен под сомнение (достаточно вспомнить многочисленные фейки и фотошопы). Теперь особенно актуально решить, что является фактом, что представляет он собой и сам по себе? Так, в феврале 2024 г анонсировано появление нового информационного продукта. «OpenAI, компания-разработчик ChatGPT, анонсировала новую нейросеть. Она тоже работает с текстовыми запросами, но в ответ выдает видео. Опубликованные в сети примеры поражают своей гиперреалистичностью»1.

Предлагаем в рамках дискуссии посмотреть на эту информацию под несколько иным углом. Вопрос не в том, что пользователи не смогут отличить смоделированные нейросетью картинки

1 Нейросеть Sora от OpenAI на волне хайпа: она генерирует шедевры (видео). URL: https://hi-tech.mail.ru/ news/106519-nejroset-sora-ot-openai-na-volne-hajpa-ona-generiruet-shedevry-video/ (дата обращения: 24.02.2024).

от реальных, а в том, что уже запущена «гонка» по созданию приложений, которые смогут или не смогут определять подлинность смоделированных картинок. Под сомнение может быть поставлен не только любой факт прошлого, но и будущего: высадка человечества на Марс, обнаружение инопланетной жизни, доказательство существования Бога/богов, запуск ракет, применение любого вида оружия, частная жизнь правителей, звезд шоу-бизнеса и спорта, обычных людей. С применением таких технологий становится невозможно отличить фейковую, сконструированную новость от реальной.

В связи с этим логично появление следующего тренда. В современных условиях факт действительности уже не единственный критерий истинности происходящего, так как с развитием информационных технологий для большинства населения получение информации исключительно из официальных источников не является приоритетным.

Развитие социальных сетей и искусственного интеллекта привело к тому, что именно боты формируют новостную ленту, и то, что проходит обработку на «фабрике новостей» и попадает на новостные ленты соцсетей, становится реальностью. Данное явление профессионально описал в своей книге Ю. Н. Харарри. Если ИИ просто высчитал вероятность, с какой примут на работу женщину и/или мужчину и принимал решения на основе статистики, то общественное мнение «работало» не со статистикой, а с фактом «искусственный интеллект настроен против женщин» [11]. Ученые уже сегодня бьют тревогу в связи с этой тенденцией: так, знаменитый изобретатель Илон Маск вообще призвал 2024 г назвать годом отказа от услуг нейросе-тей, поскольку нейронные сети развиваются быстрее, нежели за ними успевает человеческий интеллект.

Какие последствия суперускоренное развитие может нести для педагогической практики в области профессионального образования? Они будут, по мнению авторов — педагогов с большим стажем, достаточно серьезны, поскольку именно нейронные сети могут создавать практически все тексты — научные и публицистические, лишая тем самым того же обучающегося возможности научиться писать такой текст самому. При этом скорость создания нового факта и/или текста нейронной сетью, конечно, в разы превышает способности человеческого интеллекта.

Стоит признать, что качество создаваемого продукта пока заметно отличается от того, что

создает человек. Но вопрос в генерировании креативной идеи именно человеком уже поставлен под сомнение.

Вторая тенденция, являющаяся во многом логическим продолжением первой, заключается в том, что сегодня «заявлены» и продемонстрированы новые навыки у лиц, работающих с информацией, и новые профессии и профессии трансформируемые. Так, к трансформируемым уже на уровне 2024 г. относится такая известная профессия, как журналист.

Традиционно носитель этого профессионального знания был источником сбора информации, источником обработки фактов и сведений, он работал в определенном канале распространения информации и «укладывал» свою концепцию «видения мира» в требования данного канала. Именно поэтому мы привыкли классифицировать каналы информации по определенной идеологической направленности, степени документальности, интеллектуальной загрузки и др.

Сегодня, именно в связи с применением информационных технологий, ситуация кардинально изменилась. Потребители информации все чаще наблюдают, как журналист, уходя от своей принадлежности к тому или иному новостному или информационному агентству, становится блогером и на своих личных информационных ресурсах занимается информационной деятельностью. Данный посыл убедительно иллюстрируют знаменитые интервью Президента России Владимира Путина Такеру Суонсону Макниру Карлсону. Да, Т. Карлсон работает на агентства, но именно в его личных сетях было сформировано общественное мнение о самом президенте РФ, жизни в Москве и т. д. Это были короткие зарисовки от первого лица, которые разошлись по всему миру.

Теперь обмен информацией может вестись и по иному пути: уже не новостные агентства дают «факт» журналисту, а сами используют материалы блогеров для формирования своей политической повестки. Это говорит о новом способе формирования информационной картины мира.

Что же касается этого посыла применительно к процессу профессионального образования, мы должны также понимать, что обучающийся в поиске информации может ориентироваться не только на объективные источники информации (учебники, научные статьи, монографии), к ко -торым педагогическая и родительская общественность традиционно привыкла для создания объективной картины мира, но и на мнение того

или иного отдельно взятого блогера. Это во многом укладывается в идеи российских ученых-педагогов, на которые авторы ссылались, когда рассуждали об индивидуальности обучения как основной тенденции в образовательном процессе на современном этапе развития общества.

Именно индивидуальный стиль, индивидуальный подход, сама индивидуальность как категория в принципе начинают играть значимую роль в становлении личности. И не всегда этот тренд задает учитель. В поисках «индивидуального мнения» ученик способен обратиться к альтернативным источникам информации — блогерам, частным каналам, которые «помогут» сформировать картину мира.

Общеизвестно, что при всех проводимых в РФ модернизациях сам институт профессионального образования во многом консервативен и с трудом разворачивается в сторону индивидуального обучения и формирования индивидуальной жизненной траектории учащегося. Это одна из современных проблем самоидентификации процесса профессионального образования, и ее еще предстоит обобщать и разрабатывать.

Еще одна тенденция, вытекающая из цифровой реальности, в которой существует современный мир, — это обратный способ обмена информационными продуктами. Существует традиция передачи накопленного опыта от старших поколений младшим — так выстраивается парадигма воспитания, парадигма развития научного знания в обществе и др. Однако сегодня мы сосуществуем как минимум с тремя другими, более старшими поколениями. Современный человек, одновременно находящийся в цифровой реальности, может сопоставить опыт трех предшествующих поколений с точки зрения его полезности на современном этапе. И нередко приходит понимание, что опыт старших поколений, сложившийся в советскую эпоху индустриальных гигантов и поголовной занятости, часто оказывается абсолютно не применим к современным реалиям, и тогда обмен опытом начинает происходить в обратную сторону. Обучающийся, погруженный в цифровую реальность, обладает большими компетенциями в плане ориентации в мире, нежели представители старших поколений, и опыт, которым обладает и который накапливает «цифровой» обучающийся — школьник, студент, курсант, становится уникальным.

Подобное «накопление» влечет за собой этические сложности, связанные с позиционированием старшего поколения по отношению к младшему как утратившего интеллектуальное

и социальное преимущества. Также возникает множество проблем с точки зрения наставничества, сегодня активно обсуждаемых в педагогической среде, поскольку наставник, обладающий большим жизненным опытом, но не способный претворить его в цифровую реальность, как минимум теряет в глазах наставляемого свой авторитет, а для работодателя — профессиональную пригодность.

Еще одна проблема, вытекающая из заявленных выше тенденций, — переизбыток информации, а значит, и проблема адаптации к большому количеству информационных потоков, извлечения полезного из информационного мейнстрима.

Экспертами отмечено, что информация сегодня во многом создается искусственно, поэтому, с одной стороны, формировать повестку дня нейронные сети и искусственный интеллект в целом способны самостоятельно. С другой — для получающего профессиональное образование ее формируют блогеры — «индивидуальности», лидеры общественного мнения, чьи взгляды разделяют десятки тысяч подписчиков. Именно поэтому у любого человека, попадающего в столь разнонаправленные информационные потоки, в качестве защитного механизма складывается «клиповое мышление», о котором сегодня также рассуждают многие педагоги, социологи, философы и политики.

Не вдаваясь в детальное изучение понятия, отметим, что в качестве рабочего определения под клиповым мышлением понимаем способность респондента за минимальное количество времени по заголовку определить степень важности темы. Этот стиль мышления «диктует» и определенный стиль коммуникации, который прекрасно формируется нейронными сетями: сообщение пишется кратко, в заголовок выносится сенсация — именно так формируется читательский, пользовательский интерес в потреблении информации.

В связи с этим в преломлении к педагогическому процессу следует обратить внимание, что традиционные формы работы с текстом (изложение, написание эссе, сочинения) сегодня не вызывают интереса у обучающихся, поскольку ориентируют на затратную по времени и интеллекту учебную деятельность, в то время как клиповое восприятие блогерских кон -тентов намного привлекательнее и социально престижнее.

Отсюда предложение — при работе с текстами обязательно учитывать, что на современном этапе при использовании нейронных сетей

и искусственного интеллекта система профессионального образования находится в состоянии переходного периода, поскольку, с одной стороны, искусственный интеллект позволяет ускорить процесс обучения, сделать его общедоступным, с другой — механическое внедрение нейросетей без педагогической догрузки противостоит традиционным методам обучения. Результаты подобного противостояния только начинают активно проявляться в образовательной практике.

Выводы

В заключение следует отметить, что современный переломный момент в плане применения искусственного интеллекта и цифровых технологий в сфере профессионального образования имеет свое качественное измерение — в 2024 г о себе заявили новые профессии, связанные с работой с нейронными сетями; среди них, например: «цифровой куратор, осуществляющий просвещение в вопросах применения цифровых технологий в различных сферах жизни, содействует развитию цифровых компетенций различных групп населения; социальный работник по адаптации людей с ОВЗ, через интернет помогающий людям вести полноценную жизнь; модератор платформ благотворительных программ, помогающий пенсионерам и лицам с ОВЗ создавать запросы/потребности в помощи; специалист по краудсорсингу, управляющий платформой по сбору информации о проблемах семей, домов, районов, дорог, парков и других общественных пространств, занимается передачей запросов в государственные организации или НКО с отслеживанием их решений; разработчик и модератор шеринговых платформ, который создает онлайн-платформы и мобильные приложения, помогающие людям делиться ненужными вещами, едой и обмениваться услугами; консультант по корпоративной социальной ответственности, отвечающий за интеграцию принципов КСО в деятельность бизнеса и выстраивание партнерских проектов с государством, некоммерческими организациями, международными объединениями. Он участвует в подготовке нефинансовой и социальной отчетности; куратор волонтерских групп, комплектующий группы волонтеров для какой-либо социальной активности» [12].

Процессы, связанные с цифровыми технологиями в сфере профессионального образования и профессиональной деятельности, свидетельствуют, что грядущий этап цифро-визации общества уже начинает оформляться в виде определенных образовательных

программ в области профессионального образования, конкретных запросов на отечественном рынке труда. А подобные изменения неизбежно повлекут за собой трансформацию профессионального образования и всех наук под влиянием искусственного интеллекта

и цифровых технологий. Только в совместных разработках специалисты из различных областей знаний — от педагогов, инженеров программирования до социальных философов и психологов смогут найти достойный ответ на вызов современной цифровой реальности.

Список источников

1. Наджафова М. Н. Тенденции развития информационных технологий, внедряемых в системе образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 1 (34).

2. Тренды цифровизации образования на 2023/2024 учебный год // Astana Hub. URL: https://astanahub.com/ru/blog/trendy-tsifrovizatsii-obrazovaniia-na-2023-2024-uchebnyi-god (дата обращения: 24.02.2024).

3. Чумаков Д. А., Болотина М. А. Цифровое образование на современном этапе: перспективы и проблемы // Вестник молодежной науки. 2021. № 1 (28). С. 1-5.

4. Цифровые технологии в образовании. Тенденции, проблемы, перспективы : монография / под общ. ред. научного совета ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург : ГНИИ «Нацраз-витие», 2023. 80 с.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. (Серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы»).

6. Ролдугина Е. Н. Использование цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении // Цифровая трансформация в образовании: проблемы и перспективы развития : сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. М. А. Селивановой, К. А. Ротобыльского, А. Н. Гончаровой, Н. М. Кузнецовой, Е. Д. Поповой. Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. С. 125-128.

7. Шефер Е. А. Использование цифровых технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. 2021. № 16 (358). С. 22-24.

8. Родичева А. В. Цифровые технологии в современной школе // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 365-368. URL: https://moluch.ru/archive/399/88272/ (дата обращения: 24.02.2024).

9. Безрукавников Ю. С. Цифровизация образования: новое видение педагогических технологий // Цифровая трансформация в образовании: проблемы и перспективы развития : сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. М. А. Селивановой, К. А. Ротобыльского, А. Н. Гончаровой, Н. М. Кузнецовой, Е. Д. Поповой. Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. С. 27-31.

10. Ковалева М. М. Лекции по истории отечественной журналистики. Ч. I. XVIII в. — 40-е гг. XIX века. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1996. 168 с.

11. Харари Ю. Н. 21 урок для ХХ! века. Москва : Синдбад, 2020. 416 с.

12. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. Москва : Альпина ПРО, 2021. 472 с.

References

1. Najafova MN. Trends in the development of information technologies being implemented in the education system. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. 2021;(1(34). (In Russ.).

2. Trends in digitalization of education for the 2023/2024 academic year. Astana Hub. URL: https:// astanahub.com/ru/blog/trendy-tsifrovizatsii-obrazovaniia-na-2023-2024-uchebnyi-god. (In Russ.).

3. Chumakov DA, Bolotina MA. Digital education at the present stage: prospects and problems. Vestnik molodezhnoy nauki = Bulletin of youth science. 2021;(1(28):1-5. (In Russ.).

4. Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii. Tendentsii, problemy, perspektivy = Digital technologies in education. Trends, problems, prospects. St. Petersburg: State Research Institute "National Development"; 2023. 80 p. (In Russ.).

5. Uvarova AYu, Frumina ID ed. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya = Difficulties and prospects of digital transformation of education. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2019. (In Russ.).

6. Roldugina EN. Using digital educational resources in distance learning. In: Tsifrovaya trans-formatsiya v obrazovanii: problemy i perspektivy razvitiya = Digital transformation in education: problems and development prospects. Lipetsk: GUUDPO LO "IRO"; 2021. Pp. 125-128. (In Russ.).

7. Shefer EA. The use of digital technologies in the educational process. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2021;(16(358):22-24. (In Russ.).

8. Rodicheva AV. Digital technologies in modern school. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2022;(4(399):365-368. URL: https://moluch.ru/archive/399/88272/. (In Russ.).

9. Bezrukavnikov YuS. Digitalization of education: a new vision of pedagogical technologies. In: Tsifrovaya transformatsiya v obrazovanii: problemy i perspektivy razvitiya = Digital transformation in education: problems and prospects for development. Lipetsk: GUUDPO LO "IRO"; 2021. Pp. 27-31. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kovaleva MM. Lektsii po istorii otechestvennoy zhurnalistiki. Ch. I. XVIII v. — 40-e gg. XIX veka = Lectures on the history of domestic journalism. Part I. XVIII cent. — 40s XIX cent. Ekaterinburg: Ural State University Publishing House; 1996. 168 p. (In Russ.).

11. Harari YuN. 21 urok dlya ХХI veka = 21 lessons for the 21st century. Moscow: Sinbad; 2020. 416 p. (In Russ.).

12. Varlamova D, Sudakova D ed. Atlas novykh professiy 3.0 = Atlas of new professions 3.0. Moscow: Alpina PRO; 2021. 472 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Н. Р. Балынская — проректор, доктор политических наук, доцент. О. В. Ибрагимова — кандидат педагогических наук, доцент. Н. С. Шкурко — кандидат философских наук, доцент.

Information about the authors

N. R. Balynskaya — Vice-rector, Doctor of Political Sciences, Associate Professor. O. V. Ibragimova — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. N. S. Shkurko — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 22.02.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 01.03.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.