Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КРИЗИС ВЫБОРА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинина Снежана Михайловна

Статья посвящена анализу возможностей и реальному состоянию использования цифровых технологий в профориентации как средствам реализации принципа персонализации образования. На основании теоретико эмпирического исследования делается вывод о необходимости взаимного сближения, дополнения возможностей цифровой и реальной социальной среды при принятии молодым человеком решения в ситуации выбора индивидуальной образовательной траектории. Актуальность исследования связана с задачей выявления психолого педагогических условий для становления нового тип обучающегося - «самоуправляемого ученика», его осознанного, самостоятельного и ответственного выбора направления своего образования. В статье поставлена проблема использования цифровых профориентационных платформ как технологий поддержания индивидуальности, активизации личностного и профессионального самоопределения, синхронизации индивидуальных и коллективных процессов в профориентации. На основании обзора опыта цифровизации образовании обозначается сложившийся в нем техно гуманитарный дисбаланс. Ставится и решается задача осмысления места и роли цифровых технологий в ситуации реального выбора молодыми людьми траектории профессионального образования. В свете культурно исторической теории развития Л.С. Выготского, онтологической концепции развития Б.Д. Эльконина, процесс выбора рассматривается как опосредованный акт личностного развития, а цифровая технология как информационно цифровой оболочка этого «опосредователя». Приводятся результаты анкетирования 233 студентов первокурсников на предмет отношений и использования в ситуации профессионального выбора цифровых технологий. Делается вывод о том, что, несмотря на то, что большая часть респондентов положительно относятся к использованию цифровых ресурсов и технологий искусственного интеллекта при выборе профессии, реальная осведомленность и использование имеющихся профориентационных цифровых платформ весьма незначительны. Влияние реальной социальной, а не виртуальной цифровой среды оказывается для молодого человека мощным фактором принятия решения в ситуации профессионального выбора. Перспективы использования цифровых технологий в профориентации видятся автору как психолого педагогические технологии цифровой синхронизации межличностных и межинституциональных уровней профориентации и цифрового опосредования процессов профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зинина Снежана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF PROFESSIONAL CHOICE: FUTURE AND PRESENT

The article is devoted to the analysis of the possibilities and the real state of the use of digital technologies in career guidance as a means of implementing the principle of personalization of education. Based on theoretical and empirical research, it is concluded that there is a need for mutual rapprochement, complementing the possibilities of the digital and real social environment when a young person makes a decision in a situation of choosing an individual educational trajectory. The relevance of the research is associated with the task of identifying the psychological and pedagogical conditions for the formation of a new type of learner's future - "self governing student", his conscious, independent and responsible choice of the direction of his education. The article poses the problem of using digital career guidance platforms as technologies for maintaining individuality, activating personal and professional self determination, synchronizing individual and collective processes in career guidance based on a review of the experience of digitalization in education, the existing techno humanitarian imbalance is indicated. The task of comprehending the place and role of digital technologies in the situation of real choice by young people of the trajectory of vocational education is posed and solved. In the light of the cultural historical theory of development of L. S. Vygotsky, the ontological concept of development of B.D. Elkonin, the selection process is considered as a mediated act of personal development, and digital technology as an information digital shell of this “mediator”. The results of a questionnaire survey of 233 first year students on the subject of relations and use in a situation of professional choice of digital technologies are presented. It is concluded that despite the fact that the majority of respondents have a positive attitude to the use of digital resources and artificial intelligence technologies when choosing a profession, the real awareness and use of available career guidance digital platforms is very low. The influence of a real social, rather than virtual, digital environment turns out to be a powerful decision making factor for a young person in a situation of professional choice. The prospects for the use of digital technologies in vocational guidance are seen as psychological and pedagogical technologies for digital synchronization of interpersonal and interinstitutional levels of vocational guidance and digital mediation of the processes of professional self determination.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

.еджФтшчквФЮЯ! ШОТШЩФШИШ

F@dlaig(iDgS(sai psydkAi)gy

УДК 159.947.2 ББК-88.6

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Зинина С.М.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4005-9555, AuthorID: 327215, e-mail: snejanazinina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей и реальному состоянию использования цифровых технологий в профориентации как средствам реализации принципа персона-лизации образования. На основании теоретико-эмпирического исследования делается вывод о необходимости взаимного сближения, дополнения возможностей цифровой и реальной социальной среды при принятии молодым человеком решения в ситуации выбора индивидуальной образовательной траектории.

Актуальность исследования связана с задачей выявления психолого-педагогических условий для становления нового тип обучающегося - «самоуправляемого ученика», его осознанного, самостоятельного и ответственного выбора направления своего образования. В статье поставлена проблема использования цифровых профориентационных платформ как технологий поддержания индивидуальности, активизации личностного и профессионального самоопределения, синхронизации индивидуальных и коллективных процессов в профориентации. На основании обзора опыта цифровизации образовании обозначается сложившийся в нем техно-гуманитарный дисбаланс.

Ставится и решается задача осмысления места и роли цифровых технологий в ситуации реального выбора молодыми людьми траектории профессионального образования. В свете культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского, онтологической концепции развития Б.Д. Эльконина, процесс выбора рассматривается как опосредованный акт личностного развития, а цифровая технология как информационно-цифровой оболочка этого «опосре-дователя».

Приводятся результаты анкетирования 233 студентов-первокурсников на предмет отношений и использования в ситуации профессионального выбора цифровых технологий. Делается вывод о том, что, несмотря на то, что большая часть респондентов положительно относятся к использованию цифровых ресурсов и технологий искусственного интеллекта при выборе профессии, реальная осведомленность и использование имеющихся профориентаци-онных цифровых платформ весьма незначительны. Влияние реальной социальной, а не виртуальной цифровой среды оказывается для молодого человека мощным фактором принятия решения в ситуации профессионального выбора.

Перспективы использования цифровых технологий в профориентации видятся автору как психолого-педагогические технологии цифровой синхронизации межличностных и межинституциональных уровней профориентации и цифрового опосредования процессов профессионального самоопределения.

Ключевые слова: образовательная траектория, профориентация, профессионально-личностное самоопределение, кризис выбора, цифровые технологии.

В Национальном проекте «Образование» (URL: http://edu.gov.ru/national-project) и докладе GlobalEducationFutures (GEF) (URL: https : //futuref. org/educationfutures) использование технологий искусственного интеллекта рассматривается как одно из необходимых условий перехода к новому типу образования Будущего. Содержательной сущностью доклада GEF выступает протопия (оптимистическая картина Будущего), в которой образование - это источник преобразования всего человеческого общества, построенного на принципах коллективной мудрости. Представляемый в докладе зарождающийся новый тип образования - это выход из усиливающегося противоречия между тенденциями современного мира "УЦСА(изменчивого, неопределенного, сложного и неоднозначного) и традиционными практиками «индустриальной» образовательной системы, ориентированной на массовое производство рабочей силы для рынка труда.

Одним из трендов образования Будущего является персонализация, реализуемая через возможность построение индивидуальной траектории образования. Модель образования Будущего опирается на новый (желательный) тип обучающегося - «самоуправляемого ученика», его осознанный, самостоятельный и ответственный выбор направления своего образования. Средством персонализации образования становятся цифровые образовательные платформы (игровые, объединяющие, управляющие процессом обучения) и новые технологии педагогической работы[5; 8].

Красной нитью через весь доклад GEF проходит мысль о том, использование технологий искусственного интеллекта потребует большего «очеловечивания» всей экосистемы образования, дополнительного внимания к развитию у учащихся взаимопомощи, сопереживания, эмпатии, духовности, создания «высоких человеческих технологий».

В настоящее время, в условиях существования государственных образовательных стандартов, подлинная персонализа-ции возможна только в социально-образовательной ситуации, где существует реальная возможность и необходимость

выбора учащимся образовательной траектории. Такой выбор в общем образовании всегда имеет профессиональную составляющую (это выбор профильного класса или профессионального учреждения). В ФГОС ССО осознанный выбор школьником профиля обучения или профессии определяется как личностный результат освоения ООП, поэтому подготовка учеников к выбору профессии, раскрытие значения профессиональной деятельности для развития личности и общества вменяется в обязанности и без того перегруженного учителя.

В психологической и педагогической науке относительно изучения проблем профессионального ориентации школьников сложилась особая ситуация. С одной стороны в России существуют мощные научные традиции профорориентологии, базирующиеся на фундаментальных исследования в области психологии труда Е.А. Климова, В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера психологии и педагогики профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной и др., а с другой стороны их научные принципы и прекрасные методические разработки нередко оказываются востребованными только в текстах кандидатских диссертаций, в которых почти всегда констатируются многочисленные проблемы в реальной профориентации и предлагаются для решения схожие и не совсем жизнеспособные программы.

По мнению И.С. Сергеева, одна из причин застоя в этой сфере - отсутствии реального взаимодействия между школьниками, родителями и работодателями. В весьма актуальном и своевременном исследовании он доказывает, что в системе сопровождения профессионального самоопределения необходимо существование двух взаимосвязанных уровней: межличностного и межинституционального. Система непрерывного образования должная быть вертикально интегрированной, чтобы осуществлять профессиональное самоопределение личности в контексте социального диалога [12]. Если подобного рода взаимодействие не будет достигнуто, то имеющийся на данные момент богатый спектр методических разработок и профо-

риентационных интернет-ресурсов («Атлас новых профессий», игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения «Навигатум», коллекция учебных материалов «Смартия», сервис профессиональной навигации «Профи-лум», интерактивная цифровая платформа «Проектория» и др. (URL: http://www.apkpro.ru/theme/intemet_res/page 4283432.html3) не найдет своего широкого применения.

Реальная помощь школьникам в профессиональном выборе на практике сужается для пространства кабинета специалиста. Однако, применяемые в практике профориентологов методики (в том числе и компьютерные) изучения интересов, способностей и черт личности школьника для прогнозирования будущей профессиональной успешности, при всей их доказанной надежности и валидности, не решают проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории. Важная предпосылка использования диагностических профилей - это эмоциональное погружение в мир профессий через профессиональные пробы, осознание школьником себя как индивидуальности и субъекта выбора. В сложном, неопределенном и изменчивом мире проблемы профессионального выбора накладываются на экзистенциальные проблемы современных подростков. Практические психологи констатируют, что если ранее неготовность к профессиональному выбору выражалась формулой «хочу выбрать профессию, но не могу», то сейчас это - «не могу и не хочу выбирать профессию»

(URL:https://proforientator.ru/pubHcations/art ides/ne-nado-menya-proforientirovat-ili-pochemu-podrostki-ne-khotyat-vybirat-professiyu.htm). И.С. Сергеев,

Н.Ф. Родичев, М.А. Сикорская-Деканова отмечают, что в настоящее время обозначились новые тенденции необходимые для реализации задач профориентации: свободное самоопределение на протяжении всей жизни, множественность профессиональных выборов, самоопределение не в «мире профессий» а в «мире компетенций» [13].

В масштабном социологическом исследовании Е.В. Бродовской, А.Ю. Домбровской, Р.В. Пырмы, А.В. Синякова, А.А. Азарова посвященном изучению взаимосвязи стратегий профессионального самоопределения и поведения в цифровой интернет-среде у молодых людей, было доказано, что поведение молодых людей и их степень активности при использовании цифровых ресурсов в ситуации профессионального выбора неоднородны.

Кластерный анализ позволил выделить три условные группы молодых людей, которые получили названия: «идеалисты», «прагматики», «традиционалисты». Было показано, что осознанность профессионального выбора, стремление к развитию профессиональной компетентности коррелировали с активным использованием цифровых ресурсов, способностью избегать негативных последствий коммуникаций в интернете. Эти характеристики определи группу «идеалистов», которые демонстрируют меньший интерес к потребностям рынка труда и запросам работодателей. «Традиционалистам» при личностной пассивности в выборе профессии свойственна несистематичность использования цифровых ресурсов, у них выше риск испытать отрицательные последствия коммуникаций в интернете. Молодые люди, вошедшие в группу «прагматиков», в большей степени, нежели другие, нацеленные на потребности рынка труда, материальное вознаграждение от трудовой деятельности, у них шире спектр выбираемых профессий, готовность работать не по учебной специальности. По результатам исследования «прагматики» оказались более умеренными в использовании цифровых ресурсов [2].

В настоящее время в реальности имеет место стихийная цифровизация социальной жизни детей и подростков с одной стороны, и директивное внедрение некоторых технологий искусственного интеллекта в школы и университеты с другой. Как показывают современные исследования, процесс цифровизации сопровождается рядом негативных эффектов, таких как ин-тернетзависимость, информационные пе-

регрузки, вторжение в личное пространство, буллинг, рост отчуждения в реальных социальных группах, перекос психического развития в сторону когнитивных навыков, усиление внешнего контроля над личностью, снижение эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса [3; 9; 11; 15]. Авторам доклада GEF «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» пришлось признать, что новые информационные технологии, внедряемые стихийно или директивно в систему технократических педагогических отношений, не изменили их, а напротив усилили бездуховность, породив эффект «неоправданных ожиданий» (URL:

https ://futuref. org/educationfutures)

Целенаправленное и эффективное использование технологий искусственного интеллекта в образовании требует детального исследования условий, при которых данные технологии смогут стать вызывающими доверие учеников, учителей и родителей средствами реальной персонали-зации образования, технологиями сочетания индивидуальных и коллективных процессов обучения, отслеживания и поддержания индивидуальности, способами активизации ученической самостоятельности.

Внутренней сутью педагогической проблемы построения индивидуальной траектории образования как процесса творческого созидания своей индивидуальности [6] является психологическая проблема преодоления кризиса выбора направления этой траектории, и психолого-педагогическая проблема помощи (вмешательства другого) в принятии решения, которое на некоторое время определит будущее. Согласно культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского, онтологической концепции развития Б.Д. Эльконина [17], выбор личности, как акт развития, всегда опосредован. Посредниками при профессиональном выборе могут выступать знания о себе и о мире профессий, смыслы труда, профессиональные мотивы, интересы, способности, личностные ценности, образ будущего и др. При использовании цифровых технологий как средства сопровождения индивидуальной

образовательной траектории важно понимать: информационно-цифровой оболочкой какого «опосредователя» будет та или иная технология, а где не обойтись без живого человека как персонифицированного посредника. Сам же процесс преодоления кризиса выбора может быть рассмотрен как творческий поиск «опосредователя», в единстве сознательных и бессознательных, логических и интуитивных механизмов принятия решения в свете концепции Я.А. Пономарева [10].

Изучение глубинных психологических механизмов профессионального выбора как психического состояния и процесса, а также исследование психолого-

педагогических условий его эффективности может быть положено в основу проектирования новых цифровых технологий. В частности быть использовано в создании программного прототипа системы поддержки принятия решений для генерации психолого-педагогических рекомендаций по профориентации. По мнению Е. Бабкина [18; 19], в областях формализации знаний, разработки моделей принятия решений на основе нейронных сетей, в исследовании социальных явлений и процессов коммуникации в сети Интернет с использованием современного инструментария компьютерной лингвистики, накоплен положительный опыт, который может быть востребован в психолого-педагогической практике. В частности, на основании методов разработки математических моделей и алгоритмов генерации профориентационных рекомендаций на основе искусственных нейронных сетей в будущем может быть создан новый класс прогностических моделей, адаптированных к условиям принятия решений в ситуации профессионального выбора.

Цифровизация образования проходит на фоне усиленного внимания к духовно-нравственных аспектам гуманитарных исследований. В свете методологии системо-генеза внутреннего мира человека В.Д. Шадриков [16] вводит в систему психологического знания понятия «человечность», «духовные способности», понимая духовность как специфически человеческий способ жизни. В.И. Слободчиков и

Е.И. Исаев [14] определяют духовность как специфически человеческое свойство психики, «связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования», дух и духовность Б.С. Братусь [1] определяет как универсальность, высшую нравственную способность человека отождествлять себя со всем человечеством, связывая критерии психологического здоровья человека со способами отношения в системе «человек-человек». Включение понятий «человечность» и «духовность» в контекст междисциплинарных исследований, посвященных проблемам использования технологий искусственного интеллекта может стать важным шагом к преодолению техно-гуманитарного дисбаланса.

При создании психолого-

педагогической концепции использования цифровых технологий в процессе профессионального самоопределения важно опираться на положения системного и вероятностного подходов. Системные подход позволяет рассматривать объекты частных (дисциплинарных) исследований как системы: индивидуальность учащихся будет рассматриваться как целостная система индивидуальных свойств; личность как развивающаяся и саморазвивающаяся система психических качеств; межличностное взаимодействие в системе «учащийся-педагог», «учащийся-учащийся», «учащийся-родитель», взаимодействие с информационными и мобильными устройствами в системе «человек-машина», сам процесс образования как многообразная индивидуально-ориентированная работа субъектов, обеспечивающая самореализацию и самоопределение человека в изменяющихся социокультурных условиях как систему; в итоге совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности как систему образования.

Необходимость использования вероятностного подхода обусловлена спецификой самого процесса выбора учащимся индивидуальной траектории образования на этапе перехода от общего к профессио-

нальному образованию. Неопределенность и неоднозначность современного мира делает невозможным существование неизменных внешних ориентиров в сфере профессионального труда. В процессе сопровождения выбора траектории образования нельзя точно предсказать, какое именно средство воздействия на личность определило принятое ей решение. Педагогические и психические явления по своей природе не жестко детерминированы, а подвержены влиянию множества внешних и внутренних факторов, а личность как субъект выбора самодетерминирована.

Однако перспективы будущего не могут быть реализованы без опоры на настоящее. В связи с чем, перед нами встала задача изучить реальное состояние использования цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта как средства профо-риентационной деятельности на этапе перехода от школы к вузу. В 2020 году в связи с ограничениями, связанными с режимом самоизоляции и самосохранения по причине угрозы распространения корона-вирусной инфекции приемная кампания в большинстве вузов проходила с использованием интернет-сервисов. Как новые социальные и информационно-технологических условия поступления отразились на процесса профессионального самоопределения было выявлено в процессе анкетирования, в котором приняли участие 233 студента-первокурсника Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). В ходе исследования студентам необходимо было ответить на ряд вопросов, выбирая один или несколько из предложенных вариантов ответа.

На вопрос о том, что в большей степени повлияло на ваше решение поступить в конкретный университет предлагалось выбрать только 2 варианта ответа из предложенных. Ответы распределились следующим образом:

1) выбранная профессия соответствует моим интересам и способностям - 152 чел (65,2 %);

2) выбранная профессия обеспечит достойное материальное вознаграждение в будущем - 88 (37,8 %);

3) если я получу выбранную профессию, у меня не будет проблем с трудоустройством - 79 чел (33,9 %);

4) доступность и легкость поступления в ННГАСУ по выбранной профессии - 60 чел (25,8 %);

5) я выбрал скорее конкретный университет, нежели профессию - 32 чел (13,7 %).

Предложение использовать другие формулировки факторов профессионального выбора не нашло отражение в ответах студентов.

Второй вопрос касался аспектов социальной поддержки личности в ситуации профессионального выбора. Респондентам необходимо было определить, кто из реальных людей в большей степени повлиял и (или) поддержал их решение поступить в ННГАСУ на конкретную специальность, выбрав один вариант ответа. Значимые субъекты социального влияния оказались следующие:

- родители и (или) другие близкие родственники - 152 чел (65,2 %);

- никто, так как выбор осуществлялся вопреки ближайшему окружению - 31 чел (13,3 %)

- друзья - 20 чел (8,6 %);

- реальные представители выбранной профессии - 10 чел.(4,3 %);

- никто, так как по мнению респондента его социальное окружение мало интересуется данным вопросом - 10 чел.(4,3 %);

- учителя или другие представители сферы образования - 4 чел.(1,7 %).

Также была группа респондентов, которые, воспользовавшись возможностью предлагать свои варианты ответов, настолько были центрированы на самосто-

ятельности принятого решения, что фактически отринули факт какого-то социального влияния и поддержки. Это были ответы: «Никто, я сам решил», «Никто, я сам выбираю свою судьбу», «Принял решение самостоятельно», «Это мое решение», «Никто, но и родители поддержали». Такие ответы были у 6 чел (2,4 %).

На вопрос о том, какие события повлияли на их решение поступить в университет на конкретную специальность, студентами были даны следующие ответы:

- посещения мероприятий «День открытых дверей» - 109 чел (46,8 %);

- встречи с профессионалами - 64 чел (27,5 %);

- посещение профориентационных учреждений (профильных классов в вузах, профильных кружков и секций) - 38 чел (16,3 %);

- посещение реальных трудовых предприятий - 33 чел (14,2 %);

- участие в профильных олимпиадах и конференциях - 17чел (7,3 %);

- окончание строительного техникума -

5 (2 %);

- консультация у психолога-профориентолога - 1 чел (0,4 %)

- разговор с родителями - 1 чел (0,4 %).

Анализ показал, что 90 % студентов

указали на использование интернета при выборе профессии.

Участникам анкетирования предлагалось оценить знание профориентационных цифровых платформ, поставив напротив названия цифрового ресурса значок в зависимости от степени осведомленности о нем. Результаты анализа осведомленности представлены в таблице.

Таблица

Осведомленность студентов о профориентационных интернет-ресурсах

Название специализированной цифровой платформы Показатели уровня осведомленности о цифровой платформе

Никогда не слышал (чел.) Что-то слышал (чел.) Пользовался 1-2 раза (чел.) Периодически использовал (чел.) Хорошо знаю возможности и могу посоветовать другим (чел.)

«Атлас новых профессий» 168 49 11 3 2

«Профилум» 186 39 8 0 0

«Смартия» 200 28 4 1 0

«Проектория» 133 64 17 11 8

Сайт Центра тестирования и развития МГУ «Профо-риентатор» 150 55 21 4 3

Электронный музей профессий «ПрофВыбор.ру» 150 56 17 7 3

Цифровая платформа кружкового движения «Талант» 194 30 4 3 2

На вопрос о том, как студенты относятся к возможностям использования цифровых ресурсов и искусственного интеллекта в ситуации выбора профессии или вуза, ответы распределились следующим образом:

- однозначно положительно - 72 чел

(31 %);

- скорее положительно - 97 (41 %);

- неоднозначно - 56 (24 %);

- скорее отрицательно - 4 (2 %);

- однозначно отрицательно - 4 (2 %).

В качестве заключительного вопроса анкеты респондентам было предложено отметить первоочередную рекомендацию будущим абитуриентам вузов, следование которой поможет принять правильное решение в ситуации профессионального выбора. Предложения студентов выглядят следующим образом, в порядке частоты встречаемости:

1) узнавать информацию о вузе от самих студентов вуза, в том числе через социальные сети - 170 чел.(73 %);

2) посещать Дни открытых дверей 127 чел. (54,5 %);

3) общаться с реальными представителями профессий -120 чел. (51,5 %);

4) узнавать интересующую информацию на сайте вуза - 112 чел. (48,1 %);

5) посещать реальные предприятия и учреждения сферы труда - 51 чел. (21,9 %);

6) использовать специальные цифровые профориентационные платформы - 29 чел. (12,4 %);

7) смотреть или слушать выступления профессионалов на различных интернет-каналах - 22 (9,4 %)

8) обращаться за помощью к психоло-гу-профориентологу - 13 чел. (5,6 %)

9) разобраться в себе, найти себя (вариант добавлен самими респондентами) -6 чел (2,5 %)

10) полностью доверить принятие решения старшим - 1чел. (0,4 %)

На основании анализа ответов студентов-первокурсников ННГАСУ на вопросы анкеты можно сделать следующие выводы:

- ведущим мотивом выбора профессии студенты называют наличие интересов и способностей к будущей профессиональной деятельности (65,2 %);

- среди значимых субъектов социального влияния в ситуации профессионального выбора превалирует группа «родители или (и) другие близкие родственники» (65,2 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- событиями, оказавшими наибольшее влияние на решение выбрать конкретную профессию, респонденты считают «посещение Дней открытых дверей» и «встречи с профессионалами» (46,8 % и 27,5 %);

- в качестве основных рекомендаций для старшеклассников в ситуации профессионального выбора студенты чаще отме-

чали: «узнавать информацию о вузе от самих студентов вуза, в том числе через социальные сети» (73 %), «посещать Дни открытых дверей» (54,5 %), общаться с реальными представителями профессий (51,5 %), узнавать интересующую информацию на сайте вуза - 112 чел (48,1 %);

- при выборе вуза 90 % студентов использовали интернет-ресурсы;

- несмотря на то, что большая часть респондентов (72 %) положительно относятся к использованию цифровых ресурсов и технологий искусственного интеллекта при выборе профессии, реальная осведомленность и использование имеющихся профориентационных платформ весьма незначительная. Более известной в среде студентов является платформа «Проекто-рия», но даже о ней никогда не слышали 56 % респондентов.

Результаты анкетирования показали что, несмотря на то, что большая часть респондентов положительно относится к использованию цифровых ресурсов и технологий искусственного интеллекта при выборе профессии, реальная осведомленность и использование имеющихся профо-риентационных цифровых платформ весьма незначительны. По прежнему важнейшими «агентами влияния» при принятии решения о выборе профессии оказываются реальные люди: родители, студенты конкретного вуза, представители профессии. Этот вывод в полной мере согласуется с нашей идеей о том, что психологическим механизмом выбора является поиск «опо-средователя», и так как личностный выбор опосредован личностными смыслами и ценностями, то поиск новых смыслов, ценностей и принципов, как внутренних средств в ситуации выбора, оборачивается поиском их носителя. Поэтому важный посредник в ситуации профессионального

выбора это другой человек [4]. И так как, влияние социальной, а не обезличенной виртуальной цифровой среды, оказывается для молодого человека мощным фактором принятия профессионального решения, то настоящее время в сознании молодежи мы наблюдаем процесс перехода от идеи конкурирования виртуального и реального миров к идее их взаимного дополнения и обогащения.

На основании выполненного нами теоретико-эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

- цифровые технологии и цифровые ресурсы для профориентации должны проектироваться на основании психологических механизмов принятия личностью решения в ситуации профессионального выбора;

- цифровые технологии не могут быть самодостаточными, а должны быть включены в целостный в процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи как средства его активизации;

- цифровые технологии могут стать средствами интеграции институциональных и личностных уровней профориентации при условии, если на институциональном уровне будут преодолена формальность, отчужденность, директивность, а на личностном уровне - стихийность их использования.

- техно-гуманитарный дисбаланс при использовании цифровых технологий в профориентации может быть преодолен, если излишнее внимание к внешней (инструментально-технологической) стороне профориентации, воплощаемой современными цифровыми технологиями, не оставит в своей тени её внутреннюю, ценностно-смысловую сторону, воплощаемую реальными живыми людьми

Литература

1. Братусь Б. Психология и этика. Опыт построения дискуссии / Б. Братусь, Ю. Шрейдер, В. Умрихин, М. Ярошевский. Самара. 1999.

2. Бродовская Е.В. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Е.В. Боровская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма, А.В. Синяков, А.А. Азаров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 228-251.

3. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus. ru/Verbit skiy_AA_1_2019.

4. Зинина С.М. «Душа и сердце» технического образования, или... уроки Достоевского для высшей профессиональной школы / С.М. Зинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 986-990. URL: http://e-koncept.ru/2016/96112.htm.

5. Королева Д.О. Использование мобильных и сетевых технологий в обучении школьников / Д.О. Королева // Резюме диссертации. М., 2018. URL:https://www.hse.ru/data/2018/04/02/1164791606 pdf

6. Лызь Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности/ Н А. Лызь // Педагогика. 2017. № 6. С. 3-11.

7. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. 2018. Том. 23, № 3. С. 5-196.

8. Огне А.С. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная: учебно-методическое пособие / А.С. Огнев, С.Е. Довбыш, Е.Б. Колосова. М., 2018.

9. Нестик Т.А. Психология глобальных рисков / Т.А. Нестик, А.Л. Журавлев. М., 2018.

10. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. М., 1976.

11. Рубцова О.В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») / О.В. Рубцова, А.С. Панфилова, В.К. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 3. С. 54-66.

12. Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: автореф. дис. ... док. пед. наук / И.С. Сергеев. М., 2017.

13. Сергеев И.С. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза / И.С. Сергеев, Н.Ф. Родичев, М.А. Сикорская-Деканова // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №4. С. 39-50.

14. Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М., 2013.

15. Солдатова Г.У. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками / Г.У. Солдатова, Е.Н. Львова // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 3. С. 29-41.

16. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. М., 2007.

17. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. М., 1994.

18. Babkin Hybrid neural network and bi-criteria tabu-machine: comparison of new approaches to maximum clique problem / E. Babkin, T. Babkina., А. Demidovskij // Big Data Intelligence. Vol. 5, no. 3, 2018. URL: https://publications.hse.ru/articles/225135427.

19. Babkin E. Developing a distributed linguistic decision making system / E. Babkin, A. Demidovskij // Business Informatics. 2019. Vol. 13. no. 1. pp. 18-32. URL: https://bijournal.hse.ru/en/2019--1%20Vol.13/269673867.html.

Для цитирования: Зинина С.М. Цифровые технологии как средство профессионального выбора: будущее и настоящее / С.М. Зинина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. № 3. С. 38-49.

Информация об авторе

Зинина Снежана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры истории, философии, педагогики и психологии. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4005-9555, elibrary.ru: AuthorlD: 327215, e-mail: snejanazinina@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020, vol. 1, no. 3, pp. 38-49.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF PROFESSIONAL CHOICE: FUTURE AND PRESENT

Zinina S.M.

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. Nizhny Novgorod, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4005-9555, AuthorlD: 327215, e-mail: snejanazi-nina@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the possibilities and the real state of the use of digital technologies in career guidance as a means of implementing the principle of personalization of education. Based on theoretical and empirical research, it is concluded that there is a need for mutual rapprochement, complementing the possibilities of the digital and real social environment

when a young person makes a decision in a situation of choosing an individual educational trajectory.

The relevance of the research is associated with the task of identifying the psychological and pedagogical conditions for the formation of a new type of learner's future - "self-governing student", his conscious, independent and responsible choice of the direction of his education. The article poses the problem of using digital career guidance platforms as technologies for maintaining individuality, activating personal and professional self-determination, synchronizing individual and collective processes in career guidance based on a review of the experience of digitaliza-tion in education, the existing techno-humanitarian imbalance is indicated.

The task of comprehending the place and role of digital technologies in the situation of real choice by young people of the trajectory of vocational education is posed and solved. In the light of the cultural-historical theory of development of L. S. Vygotsky, the ontological concept of development of B.D. Elkonin, the selection process is considered as a mediated act of personal development, and digital technology as an information-digital shell of this "mediator".

The results of a questionnaire survey of 233 first-year students on the subject of relations and use in a situation of professional choice of digital technologies are presented. It is concluded that despite the fact that the majority of respondents have a positive attitude to the use of digital resources and artificial intelligence technologies when choosing a profession, the real awareness and use of available career guidance digital platforms is very low. The influence of a real social, rather than virtual, digital environment turns out to be a powerful decision-making factor for a young person in a situation of professional choice.

The prospects for the use of digital technologies in vocational guidance are seen as psychological and pedagogical technologies for digital synchronization of interpersonal and interinstitutional levels of vocational guidance and digital mediation of the processes of professional self-determination. Keywords: educational trajectory, career guidance, professional and personal self-determination, crisis of choice, digital technologies.

References

1.Bratus B., Shreyder Yu., Umrihin V., Yaroshevskiy M. i dr. Psihologiya i etika Opyit postroeniya diskussii [Psychology and ethics. Experience in building a discussion]- BAHRAH-M Samara, 1999. (In Russ.).

2.Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Yu., Pyirma R. V., Sinyakov A. V., Azarov A. A. Vliyanie tsifrovyih kommunikatsiy na formirovanie professionalnoy kulturyi rossiyskoy molo-dezhi: re-zultatyi kompleksnogo prikladnogo issledovaniya [The impact of digital communications on the formation of professional culture of Russian youth: results of a comprehensive applied study] Monitoring obschestvennogo mneniya : ekonomicheskie i sotsialnyie peremenyi [Monitoring public opin-

ion: economic and social changes.] 2019.no 1. pp. 228—251.- URL: https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.1.11. (In Russ.).

3.Verbitskiy A.A. Tsifrovoe obuchenie: problemyi, riski i perspektivyi [Digital learning: challenges, risks and prospects] / A.A. Verbitskiy / Elektronnyiy nauchno-publitsisticheskiy zhurnal "Homo Cyberus"[ Electronic scientific journal " Homo Cyberus"] - 2019. - no 6.- URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ 2019. (In Russ.).

4. Zinina S. M. «Dusha i serdtse» tehnicheskogo obrazovaniya, ili___uroki Dostoevskogo dlya

vyisshey professionalnoy shkolyi [The "soul and heart" of technical education, or ... Dostoevsky's lessons for higher professional schools]// Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal «Kontsept [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. - 2016. - T. 15. - pp. 986-990. -URL: http://e-koncept.ru/2016/96112.htm. (In Russ.)

5. Koroleva D.O. Ispolzovanie mobilnyih i setevyih tehnologiy v obuchenii shkolnikov. -Rezyume dissertatsii. [The use of mobile and network technologies in teaching schoolchildren.] -M.- 2018.- URL: https:// www.hse.ru /data/2018/04/02/1164791606 / Rezyume disser-tatsii_Koroleva (rus). pdf (In Russ.)

6. Lyiz N.A. Tendentsii razvitiya obrazovaniya i smyislyi pedagogicheskoy deyatelnos-ti[Trends in the development of education and the meaning of pedagogical activity]/ Pedagogika [Pedagogy] 2017. no 6. pp. 3-11. (In Russ.).

7. Margolis A.A. Chto smeshivaet smeshannoe obuchenie? [What does mixed learning mix?] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3. pp. 5-19. (In Russ.).

8. Navigatsiya: zhiznennaya, obrazovatelnaya, professionalnaya: uchebno-metodicheskoe posobie[Navigation: life, educational, professional: educational and methodological guide] / A. S. Ognev, S. E. Dovbyish, E. B. Kolosova. - Moskva: MPGU, 2018. (In Russ.).

9. Nestik T.A., Zhuravlev A.L. Psihologiya globalnyih riskov. [Psychology of global risks] -M., 2018. (In Russ.).

10. Ponomarev, Ya. A. Psihologiya tvorchestva[Psychology of creativity]:M., 1976. (In Russ.).

11. Rubtsova O.V., Panfilova A.S. , Smirnova V.K. Issledovanie vzaimosvyazi lichnostnyih osobennostey podrostkov s ih povedeniem v virtualnom prostranstve (na primere sotsialnoy seti «VKontakte») [The study of the relationship of personal characteristics of adolescents with their behavior in the virtual space (on the example of the social network " Vkontakte»)] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3.pp. 5466 (In Russ.).

12. Sergeev I.S. Sistema organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professionalnogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah vertikalno integrirovannogo nepreryivnogo obra-zovaniya. [The system of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the conditions of vertically integrated continuing education. - autoref. D. dis. PED. Sciences] .2017.URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2010/06.Avtoreferat-Sergeev-IS.pdf (In Russ.).

13. Sergeev I.S., Rodichev N.F., Sikorskaya-Dekanova M.A. Professionalnoe samoopredelenie i ego soprovozhdenie v postindustrialnom mire: popyitka prognoza[Professional self-determination and its support in the post-industrial world: an attempt at forecasting]/ Professionalnoe obrazovanie i ryinok truda [Vocational education and the labor market] - 2018.no 4. pp.39-50. (In Russ.).

14. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya cheloveka. Vvedenie v psihologiyu sub'ektivnosti [The psychology of a person. Introduction to the psychology of subjectivity] - M., 2013 (In Russ.).

15. Soldatova G.U., Lvova E.N. Osobennosti roditelskoy mediatsii v situatsiyah stolknoveniya podrostkov s onlayn-riskami [Features of parental mediation in situations where teenagers face online risks] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie[Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3. pp. 29-41 (In Russ.).

16. Shadrikov V.D. Mentalnoe razvitie cheloveka. [Mental development of a person] - M., 2007. (In Russ.).

17. Elkonin B.D. Vvedenie v psihologiyu razvitiya. [Introduction to developmental psychology] M., 1994. (In Russ.).

18. Babkin E., Babkina T., Demidovskij A. "Hybrid neural network and bi-criteria tabu-machine: comparison of new approaches to maximum clique problem" Int. J. Big Data Intelligence, Vol. 5, No. 3, 2018. URL: https://publications.hse.ru/articles/225135427

19. Babkin E., Demidovskij A. Developing a distributed linguistic decision making system // Business Informatics. 2019. Vol. 13. No. 1. P. 18-32. URL: https://bijournal.hse.ru/en/2019-1%20Vol.13/269673867.html

Information about the author

Zinina Snezhana Mikhailovna, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. Nizhny Novgorod, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4005-9555, AuthorlD: 327215, e-mail: snejanazinina@mail.ru

Поступила в редакцию 25.12.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 26.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.