УДК / UDC 631.1:331.108.22
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
MODERN TRENDS IN THE FORMATION OF HUMAN RESOURCES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY
Бураева E.B., кандидат экономических наук, доцент, директор Многопрофильного колледжа Buraeva E.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of a Multidisciplinary College Фирсова O.P., студент Firsova O.R., Student ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет
имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia E-mail: econometriks@yandex. ru
Авторами проведен анализ кадрового потенциала Российской Федерации в условиях цифровой трансформации экономики. На основе исследования цифровых навыков населения, было выявлено, что Россия находится на достаточно низком уровне формирования цифровых навыков населения, так как большая часть людей обладает только базовыми навыками. Уровень развития профессиональных компетенций в области разработки, установки и настройки программного обеспечения с использованием специализированных языков программирования составляет 1-5%. Основными направлениями подготовки студентов средних профессиональных учебных заведений являются информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; электроника, радиотехника и системы связи; машиностроение. Количество обучающихся по данным направлениям составляет 11,7%. В 2020 году показатель «количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями» составил 75,5 тысяч человек. В рамках данного исследования были выделены основные направления совершенствования подготовки кадров для цифровой экономики и действия по их реализации: для получения конкурентоспособных цифровых навыков необходимо осуществлять непрерывное обучение и повышение квалификации, развитие системы дополнительного образования и авторских курсов по актуальным направлениям подготовки. Следует уделить особое внимание формированию цифровых компетенций, начиная со школьного возраста и на протяжении всей жизни человека, что позволит быстрее адаптироваться к внедрению новых технологий. Данные процессы должны осуществляться путем взаимодействия органов власти всех уровней, образовательных организаций, а также предприятий, трудоустраивающих квалифицированных специалистов.
Ключевые слова: кадровый потенциал, цифровая трансформация экономики, цифровые навыки, IT - компетенции, информационные технологии, цифровая модернизация.
The authors analyzed the personnel potential of the Russian Federation in the context of the digital transformation of the economy. Based on a study of the digital skills of the population, it was revealed that Russia is at a fairly low level of the formation of digital skills of the population, since most people have only basic skills. The level of development of professional competencies in the development, installation and configuration of software using specialized programming languages is 1-5%. The main areas of training for students of secondary vocational schools are computer science and computer technology; information security; electronics, radio engineering and communication systems; mechanical engineering. The number of students in these areas is 11.7%. In 2020, the indicator "the number of graduates of educational institutions of higher education in areas of training related to information and telecommunication technologies" amounted to 75.5 thousand people. Within the framework of this study, the main directions for improving the training of personnel for the digital economy and actions for their implementation
were identified: in order to obtain competitive digital skills, it is necessary to carry out continuous training and advanced training, develop a system of additional education and author's courses in relevant areas of training. Particular attention should be paid to the formation of digital competencies, starting from school age and throughout a person's life, which will allow them to adapt to the introduction of new technologies quickly. These processes should be carried out through the interaction of authorities at all levels, educational organizations, as well as enterprises employing qualified specialists.
Key words: human resources, digital transformation of the economy, digital skills, IT-competencies, information technology, digital modernization.
Введение. В современном мире проявляются динамические темпы научно-технического прогресса. Происходит развитие и внедрение наукоемких, информационно-телекоммуникационных технологий, искусственного интеллекта. Все это требует применения новых требований к конкурентоспособности и эффективному развитию предприятий [1-3]. Соответствие этим требованиям зависит не только от материально-технической базы организации, обеспечивающей производственный процесс, но и от качества рабочих кадров и способности реализации их трудового потенциала. В связи этим предприятия ориентированы на поиск эффективных способов формирования и развития кадрового потенциала на долгосрочную перспективу.
Постоянные изменения информационно-телекоммуникационных технологий требую быстрой адаптации к новым условиям. Существует ряд проблем, связанных с формированием и развитием кадрового потенциала в условиях цифровой трансформации [4-6]. В этой связи, развитие предложенная тема научного исследования является весьма актуальной и значимой, поскольку позволит учесть специфику формирования, развития и использования кадрового потенциала в условиях цифровой трансформации экономики.
Цель исследования - разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию подготовки кадров для цифровой экономики.
Условия, материалы и методы. Новизна исследования заключается в исследовании и уточнении категории кадровый потенциал применительно к цифровой экономике, а также в формировании новых направлений совершенствования подготовки кадров в условиях цифровой трансформации общества.
При проведения анализа были применены следующие методы научного исследования: монографический, абстрактно-логический, экономики-статистический. Данное исследование позволит определить основные аспекты подготовки кадров для цифровой экономики, оценить уровень и перспективы для дальнейшего развития
Результаты и обсуждение. В современном обществе на развитие экономики предприятий оказывает влияние множество факторов. Успешность предприятий зависит как от обеспеченности материальными ресурсами, необходимыми для осуществления производственно-технологических процессов, так и от наличия человеческих ресурсов. Большое внимание уделяется оценке качества и эффективности деятельности работников, непосредственно осуществляющих функционирование предприятия. От количества знаний, опыта работы, уровня квалификации зависит уровень трудоспособности человека.
Быстроизменяющаяся экономическая среда требует от хозяйствующих субъектов принятия оптимальных и правильных решений для сохранения конкурентоспособности и достижения экономического успеха [7]. В связи с этим, организациям приходится подстраиваться под происходящие изменения, адаптироваться, обучаться и становиться более гибкими. На этом этапе основное внимание уделяется максимизации возможностей трудовых ресурсов, т.е. сотрудникам предприятий, их профессиональным, трудовым и личностным
качествам. Подготовка высококвалифицированных, ответственных кадров позволяет совершенствовать и развивать кадровый потенциал, следовать стратегическому плану и достигать поставленных целей организации.
Так как в настоящее время Российская Федерация активно выходит на этап становления цифрового общества, то при формировании кадрового потенциала большое внимание уделяется наличию у работников 1Т - компетенций, наличию цифровых навыков, умению работать с большим потоком информации и данных. При этом испытывается недостаток квалифицированных кадров, обладающих необходимыми цифровыми компетенциями.
Анализ существующей практики позволил нам выделить основные цифровые навыки, которые представляется возможным объединить в следующие группы [3, 4, 6]:
1. Основополагающие, фундаментальные навыки - базовая цифровая грамотность, письмо, использование документов и счета, без которых могут быть успешно выполнены только низкоквалифицированные работы.
2. Трансверсальные навыки, к которым относятся передаваемые и гибкие навыки, такие как командная работа, непрерывное обучение, решение проблем и развитие отношений.
3. Цифровые технические навыки представляют собой грамотное использование компьютера и программного обеспечения, применение мер сетевой безопасности и другие навыки.
4. Навыки цифровой обработки информации. К ним относятся когнитивные навыки высокого уровня в отношении обработки информации».
Происходит отказ от профессий, занимающихся выполнением постоянных функций, замена их автоматизированными и роботизированными системами. Наиболее востребованными становятся специалисты, способные выполнять высокоуровневые задачи, такие как управление людьми, поиск нестандартных оптимальных решений, разработка различных методологий [7, 8].
В рамках исследования подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики необходимо выявить, какими цифровыми компетенциями обладает население, и на каком уровне (табл. 1).
Таблица 1 - Цифровые навыки населения (в процентах от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше)_
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами - - - - 36,8 39,7 42,2
Работа с текстовым редактором 38,1 38,8 41,5 41,7 41,1 40,4 40,4
Копирование или перемещение файла или папки - - - - 34,5 36,3 37,5
Использование инструмента копирования и вставки в документе - - - - 22,4 24,9 27,7
Передача файлов между компьютером и перефирийными устройствами 23,8 27,6 29,0 27,4 31,1 31,0 27,3
Работа с электронными таблицами 19,6 21,7 22,9 22,7 20,8 22,0 22,9
Использование программ для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов 19,4 21,3 21,4 20,6 21,2 21,9 20,9
Подключение и установка новых устройств 7,2 8,4 8,9 9,7 9,8 15,3 14,2
Создание электронных презентаций с использованием специальных программ 6,5 7,7 8,5 9,1 8,2 9,0 9,3
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения - - - - - 5,8 5,5
Установка новой или переустановка операционной системы 2,8 2,8 2,7 3,0 2,8 2,9 2,5
Самостоятельное написание программного обеспечения 1,1 1,0 1,0 1,2 1,1 1,2 0,7
Количество населения, освоившего наиболее сложные цифровые технологии, такие как разработка, установка и настройка программного обеспечения с использованием специализированных языков программирования, ничтожно мало и составляет всего 1-5% [10]. Это говорит о том, что Россия находится на достаточно низком уровне формирования цифровых навыков населения. Однако, анализируя данные 2014-2020 годов, наблюдается повышение уровня базовых цифровых навыков населения, что свидетельствует о наличии перспектив для развития их в ближайшем будущем. Для этого необходимо внедрять программы по формированию цифровых компетенций для населения различного уровня.
В условиях развития цифровой экономике особое внимание уделяется программам обучения в области цифровых технологий в средних и высших учебных заведений. Показатели, отражающие количество выпускников и их специализацию, позволяют оценить обеспеченность условиями для подготовки кадров в области информационно-телекоммуникационных технологий (табл. 2).
Таблица 2 - Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования по ключевым укрупненным группам профессий и специальностей в области цифровых
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих Программы подготовки специалистов среднего звена
2019/2020 2020/2021 2019/2020 2020/2021
Показатели Тыс. чел. В % к общей численности студентов Тыс. чел. В % к общей численности студентов Тыс. чел. В % к общей численности студентов Тыс. чел. В % к общей численности студентов
Всего 28,1 5,2 28,1 4,9 286,5 11,1 322,2 11,7
Информатика и вычислительная техника 18,9 3,5 19,1 3,3 188,1 7,3 216,4 7,8
Информационная безопасность - - - - 15,1 0,6 18,2 0,7
Электроника, радиотехника и системы связи 5,6 1,0 5,6 1,0 36,5 1,4 37,6 1,4
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии - - - - 2,5 0,1 2,3 0,1
Машиностроение 3,7 0,7 3,4 0,6 21,6 0,8 23,4 0,8
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия - - - - 3,6 0,1 3,8 0,1
Управление в технических системах - - - - 16,9 0,7 18,1 0,7
Экранное искусство - - - - 2,2 0,1 2,3 0,1
По представленным профессиям большее число студентов осваивает программу подготовки специалистов среднего звена, что в целом составляет 11,7%. По программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих обучение студентов осуществляется только по направлениям информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; электроника, радиотехника и системы связи; машиностроение. По остальным направлениям обучение не проводится.
К 2024 году показатель «Количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне» должен достигнуть 800 тыс. человек в год. В 2020/2021 году подготовка специалистов среднего звена составляет всего 322,2 тыс. человек, что меньше, чем в 2,5 раза от планируемых значений. Однако на данном этапе сложно судить о возможностях достижения показателя в 800 тыс.человек. Мы наблюдаем значительный рост обучающихся по программам подготовки специалистов в области информационных технологий. В 2020-2021 учебном году количество студентов увеличилось на 35,7 тыс. чел. по сравнению с 2019/2020 учебным годом.
В таблице 3 представлены данные о количестве выпускников по направлениям подготовки в области информационных технологий в 2019 и 2020 годах. В 2019 году количество выпускников составляло 77,3 тысячи человек, а в 2020 году произошло снижение на 1,7 тысяч человек и составило 75,5 тысяч человек [10]. Однако если рассматривать количество подготовки выпускников в процентном соотношении относительно общей численности выпускников, обучающихся по программам высшего образования разных уровней, то наблюдается рост подготовки кадров в области цифровых технологий. В 2019 году среди общего числа выпускников высших учебных заведений количество подготовки кадров информационных технологий составило 8,5%, а в 2020 году -8,9%. Большее внимание уделяется подготовке по направлениям информатика и вычислительная техника; электроника, радиотехника и системы связи; машиностроение; математика и механика. Второе место по подготовке кадров цифровых технологий занимают направления информационная безопасность; экономика и управление, а также фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии. Наименьшее количество выпускников освоило оставшиеся направления подготовки.
Таблица 3 - Выпуск бакалавров, специалистов, магистров по ключевым укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в области цифровых технологий и производства, связанных с ними продуктов и услуг
Показатели 2019 2020
Тыс. чел. В процентах от общего выпуска Тыс. чел. В процентах от общего выпуска
Всего 77,3 8,5 75,6 8,9
Математика и механика 6,2 0,7 6,4 0,8
Компьютерные и информационные науки 3,2 0,4 3,4 0,4
Информатика и вычислительная техника 31,0 3,4 30,3 3,6
Информационная безопасность 4,5 0,5 4,6 0,5
Электроника, радиотехника и системы связи 13,0 1,4 12,5 1,5
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 4,6 0,5 4,4 0,5
Ядерная энергетика и технологии 0,3 0,0 0,2 0,0
Машиностроение 6,6 0,7 6,6 0,8
Физико-технические науки и технологии 0,0 0,0 0,0 0,0
Оружие и системы вооружения 0,3 0,0 0,3 0,0
Нанотехнологии и наноматериалы 0,7 0,1 0,8 0,1
Экономика и управление 4,8 0,5 4,0 0,5
Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 0,4 0,0 0,5 0,1
Культуроведение и социокультурные проекты 0,8 0,1 0,8 0,1
Экранные искусства 0,8 0,1 0,9 0,1
Выводы. Совершенствование подготовки кадров для цифровой экономики требует внедрения новых систем и форм обучения, ориентированных на формирование новых компетенций, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. На основании данных AHO «Университет национальной технологической инициативы 2035» выделяются пять блоков ключевых компетенций, которые требуется развивать. К ним относят «коммуникацию и кооперацию в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде».
Для получения конкурентоспособных цифровых навыков необходимо осуществлять непрерывное обучение и повышение квалификации. В связи с этим требуется усовершенствование системы образования, заключающееся в изменении характера и методов обучения.
Современная система образования Российской Федерации находится на низком уровне внедрения цифровых технологий в процесс обучения. Это связано
не только с недостаточной обеспеченностью учебных заведений определенным оборудованием, но и с низкой компетентностью преподавателей и учителей в данном направлении. В связи с этим требуется организация работы институтов и центров по переобучению и повышению квалификации преподавателей, базирующейся на современных 1Т-программах. Для достижения положительного результата необходимо преодолеть технологическую и кадровую дифференциацию в образовательных организациях.
Подготовку компетентных кадров для цифровой экономики необходимо начинать со школьных учреждений. На этапе среднего образования актуальным является выявление склонностей учеников к тем или иным направлениям деятельности. «Профильная направленность образования, ранняя профориентация, основанная на всестороннем изучении личности ребенка, его интересов, способностей и потребностей, обеспечивает выпускникам не только качественную подготовку к поступлению в вузы, но, что гораздо важнее, способствует осознанному выбору будущей профессии, приобретению социального опыта». На данном этапе необходимо формирование базовых цифровых навыков, необходимых для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Актуальным является выделение государством грантов для поддержки функционирования кружков, тематических лагерей для школьников, направленных на углубленное изучением передовых направлений дискретной математики, информатики, цифровых технологий.
Одним из направлений совершенствования подготовки кадров для цифровой экономики является внедрение новых методов проведения лекционных и практических занятий. Актуальным является разработка и внедрение цифровых учебно-методических комплексов по ряду дисциплин. Также важно осуществлять внедрение в процесс обучения таких ресурсов как вебинары и видеоконференции, снабжение курсами по информатике и информационным технологиям, применение презентаций и интерактивных тренажеров, использование видеороликов и аудиофайлов, мультимедийных технологий.
В Российской Федерации реализуется принцип непрерывности образования, заключающийся в возможности получения образования на протяжении всей жизни человека. Условия непрерывности возможно осуществить путем интеграции образовательных программ разных уровней и видов, освоением нескольких образовательных профессий и учетом уровня квалификации. Имеется потребность в получении постоянно обновляемых специализированных курсов по перспективным направлениям, моделям, технологиям, методам и способам инновационной деятельности. Для этого необходимо внедрение институционально развитой системы дополнительного образования и профессионального обучения, а также практики самообразования.
Так как развития цифровой экономики влечет за собой опасения за сохранность персональных данных, важным направлением является повышение уровня цифровой грамотности различных возрастных групп населения по обеспечению личной цифровой безопасности. В связи с этим актуально проводить обучающие курсы, вебинары, информирующие о способах защиты в условиях применения информационно-телекоммуникационных технологий.
Основные направления совершенствования кадрового потенциала для цифровой экономики базируются на индивидуализации образовательных программ, основанных на компетентностном подходе, а также на соответствии их запросам потребителей. В связи с этим акцент делается на следующие компоненты, определяющие развитие высоквалифицированных кадров экономики:
- сопряжение сферы труда и сферы образования на основе признания квалификационных уровней работников на отраслевом, общефедеральном и международном уровне, основных путей их достижения;
- интеграционные процессы между федеральными, региональными и муниципальными органами власти всех уровней, образовательными учреждениями, профессионально-общественными организациями и предприятиями-работодателями;
- качество управления, мобилизация научного, кадрового, материальнотехнического и инновационного потенциала образовательных институтов, осуществляющих «обучение через всю жизнь»;
- нормативно-правовое поле, институциональный статус и сбалансированность структур, реализующих дополнительные образовательные программы;
- научно-методическое обеспечение реализации дополнительных образовательных программ;
- доступность дополнительных образовательных программ для потребителей, их значимость для личностного и профессионального роста выпускника.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алехина Л.Л. Кадровый потенциал организации: теоретические основы и практические аспекты // Экономическая среда. 2019. № 4. С. 41-47.
2. Хачев М.М., Теммоева С.А. Кадры и образование как ключевые институты развития цифровой экономики // Modern Economy Success. 2019. № 6. С. 92-96.
3. Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. Система управления кадровым потенциалом современной организации // Вопросы управления. 2016. № 2. С. 28.
4. Солодовник А.И., Ловчикова Е.И. Развитие кадрового потенциала АПК в условиях цифровой экономики // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 8 (53). С. 109-115.
5. Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. Показатели оценки кадрового потенциала предприятия // Вопросы управления. 2015. № 2. С. 127-138.
6. Бураева Е.В. Анализ кадрового потенциала Орловской области на этапе цифровизации АПК // Аграрный сектор экономики России: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской (национальной) научной конференции. Орел, 2021. С. 161-166.
7. Евдокимов К.В., Саморуков В.И., Люлин А.Б. Развитие системы дополнительного образования в условиях цифровой экономики России // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник научных трудов. СПб: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2018. С. 310-313.
8. Регер T.B., Прохоренков П.А. Совершенствование подготовки управленческих кадров для цифровой экономики // Вестник Евразийской науки, 2020 № 4, https://esj.today/PDF/63ECVN420.pdf (дата обращения: 07.03.2022).
9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 07.03.2022).
10. Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.
REFERENCE
1. Alekhina L.L. Kadrovyy potentsial organizatsii: teoreticheskie osnovy i prakticheskie aspekty // EHkonomicheskaya sreda. 2019. № 4. S. 41-47.
2. Khachev M.M., Temmoeva S.A. Kadry i obrazovanie kak klyuchevye instituty razvitiya tsifrovoy ehkonomiki // Modern Economy Success. 2019. № 6. S. 92-96.
3. Balynskaya N.R., Kuznetsova N.V., Sinitsyna O.N. Sistema upravleniya kadrovym potentsialom sovremennoy organizatsii // Voprosy upravleniya. 2016. № 2. S. 28.
4. Solodovnik A.I., Lovchikova E.I. Razvitie kadrovogo potentsiala APK v usloviyakh tsifrovoy ehkonomiki // EHkonomika, trud, upravlenie v selskom khozyaystve. 2019. № 8 (53). S. 109-115.
5. Balynskaya N.R., Kuznetsova N.V., Sinitsyna O.N. Pokazateli otsenki kadrovogo potentsiala predpriyatiya // Voprosy upravleniya. 2015. № 2. S. 127-138.
6. Buraeva E.V. Analiz kadrovogo potentsiala Orlovskoy oblasti na ehtape tsifrovizatsii APK // Agrarnyy sektor ehkonomiki Rossii: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: materialy vserossiyskoy (natsionalnoy) nauchnoy konferentsii. Orel, 2021. S. 161-166.
7. Evdokimov K.V., Samorukov V.I., Lyulin A.B. Razvitie sistemy dopolnitelnogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoy ehkonomiki Rossii // Nauchnoe obespechenie razvitiya APK v usloviyakh importozameshcheniya: sbornik nauchnykh trudov. SPb: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2018. S. 310-313.
8. Reger T.V., Prokhorenkov P.A. Sovershenstvovanie podgotovki upravlencheskikh kadrov dlya tsifrovoy ehkonomiki // Vestnik Evraziyskoy nauki, 2020 № 4, https://esj.today/PDF/63ECVN420.pdf (data obrashcheniya: 07.03.2022).
9. Programma «TSifrovaya ehkonomika Rossiyskoy Federatsii» // URL: 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 07.03.2022).
10. Indikatory tsifrovoy ehkonomiki: 2021: statisticheskiy sbornik / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevskiy, L.M. Gokhberg [i dr.]; Nats. issled. un-t I60 «Vysshaya shkola ehkonomiki». M.: NIU VSHEH, 2021. 380 s.