Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА СФЕРЫ УСЛУГ ЖКХ'

ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА СФЕРЫ УСЛУГ ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

162
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КЛАСТЕР / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Л.Б., Мокроносов А.Г.

В статье рассматриваются необходимость в связи Посланием президента РФ Федеральному Собранию от 21.февраля 2023 года, а также в соответствии со «Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года» и Планом мероприятий («дорожной картой») поиска новых форм для развития конкурентного рынка в этих сферах. Авторы считают, что это возможно при формировании социально-экономического кластера сферы услуг ЖКХ. Приводятся его особенности и сравнительные отличия от кластера промышленного по многим критериям, начиная от продукта отрасли и заканчивая перспективой развития. В результате дается авторское определение кластера сферы услуг ЖКХ. Также, по мнению авторов статьи, кластер сферы услуг ЖКХ позволит решить проблемы, накопившиеся в данных отраслях, с помощью комплексного и системного подходов и вывести сферу услуг ЖКХ на новый уровень экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонова Л.Б., Мокроносов А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND DIFFERENCES OF THE SOCIO-ECONOMIC CLUSTER OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article discusses the necessity of connection with the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of February 21, 2023, also the "Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation until 2035" and the Action Plan ("road map") to search the new forms for the development of a competitive market in these areas. The authors believe that it would be possible with the help of formation socio-economic cluster of the housing and communal services. Its features and comparative differences from the industrial cluster are given according to many criteria, ranging from the product of the industry to the prospect of development. As a result, the author's definition of the housing and communal services sector is given. Also, according to the authors of the article, the cluster of the housing and communal services will solve the problems that have accumulated in these industries using an integrated and systematic approach and bring the housing and communal services sector to a new level of economic development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА СФЕРЫ УСЛУГ ЖКХ»

Особенности и отличия социально-экономического кластера сферы услуг ЖКХ

Леонова Лейла Борисовна

кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», lel.leo@mail.ru

Мокроносов Александр Германович

доктор экономических наук кафедры экономики предприятия, ФГАОУ ВО «Уральский экономический университет», Amokronosov@mail.ru

В статье рассматриваются необходимость в связи Посланием президента РФ Федеральному Собранию от 21.февраля 2023 года, а также в соответствии со «Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года» и Планом мероприятий («дорожной картой») поиска новых форм для развития конкурентного рынка в этих сферах. Авторы считают, что это возможно при формировании социально-экономического кластера сферы услуг ЖКХ. Приводятся его особенности и сравнительные отличия от кластера промышленного по многим критериям, начиная от продукта отрасли и заканчивая перспективой развития. В результате дается авторское определение кластера сферы услуг ЖКХ. Также, по мнению авторов статьи, кластер сферы услуг ЖКХ позволит решить проблемы, накопившиеся в данных отраслях, с помощью комплексного и системного подходов и вывести сферу услуг ЖКХ на новый уровень экономического развития.

Ключевые слова: сфера услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, кластер, строительная отрасль, стратегия развития и модернизации

В своем послании Федеральному Собранию РФ от 21.февраля 2023 года Президент страны Владимир Путин уделил достаточное внимание Стратегическому развитию сферы услуг ЖКХ и строительства. Он отметил, что с 2023 года будет запущена большая программа по строительству и ремонту объектов ЖКХ по всей стране и будет выделено более 4,5 трлн. руб.

на ближайшие 10 лет на эти цели. Кроме того, в 2021 году принята «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года» [1]. Она подготовлена в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» [1].

Целью Стратегии является развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой сферы жилищно-коммунальных услуг, основанных на квалификации и обеспечивающих устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Главным принципом Стратегии является ориентированность на граждан и их семьи, повышение комфортности их жизнедеятельности в части, которая может быть

обеспечена развитием строительной отрасли и ЖКХ, с учетом: необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач; рационального расселения населения и развития комфортной и безопасной среды для жизни граждан при осуществлении застройки на территории всей страны; введения добросовестной конкуренции и предоставления равного доступа участников к информации и ресурсам [1].

Исследования как российских, так и зарубежных исследователей, а также кластерная политика, принятая в России еще в 2008 году и определившая стратегию развития экономики в целом, основаны, прежде всего, на формировании и функционировании кластеров в промышленной сфере.

Особенностью формирования кластера в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства, безусловно, должно являться то, что эта сфера является наиболее социально-наполненной, потребитель имеет прямой контакт с органами управления -управляющими компаниями и ТСЖ, поставщики ресурсов являются локальными естественными монополиями и устанавливают тарифы, которые постоянно растут, а потребитель, в свою очередь, не может влиять на качество ЖКУ.

В России необходимо учитывать сложившуюся ситуацию с дележом жилого фонда для его управления между управляющими компаниями, постоянную неразбериху между ними, а иногда и рейдерский захват среди УК. Кроме того, последние не хотят управлять старым жилым фондом, так как это увеличивает их издержки.

Кроме того в сфере услуг ЖКХ собственники жилых помещений не всегда имеют возможность выбирать способ управления многоквартирным домом (МКД). В таких условиях чрезвычайно важно установить жесткий контроль и мониторинг в сфере услуг ЖКХ со стороны государства. Поэтому для формирования кластера в сфере услуг ЖКХ со стороны органов государственной власти должны быть созданы условия для его существования, и принято соответствующее законодательство. То есть, в отличие от промышленных, кластер сферы услуг ЖКХ должен быть создан по инициативе и при поддержке органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом, его следует рассматривать не только как социально-экономическую систему, но и как политико-социально-экономическую систему. Ведь строительство и обслуживание жилищного фонда страны, его капитальный ремонт, обеспечение и обслуживание инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения населения - это одновременно важные политическая и социальная задачи для экономики страны в целом.

В работе [2] рассматривается проблемы управления в сфере услуг ЖКХ в России в связи с реформированием данной сферы и управления в ней как на государственном уровне, так и на уровне частного бизнеса.

Именно региональные органы власти формируют тарифы на услуги ЖКХ, а значит, определяют доходы и финансовые результаты предприятий ЖКХ. То есть, если в промышленном кластере финансовые результаты полностью зависят от результатов деятельности фирм, то предприятия ЖКХ связаны по рукам и ногам тарифами и улучшить свою финансовую деятельность могут лишь за счет предоставления дополнительных услуг населению, размещения рекламы на фасадах жилых домов, сдачи в аренду нежилых и подвальных помещений. Однако вести такую деятельность они могут только с согласия жильцов-собственников помещений. Часто происходит и так, что управляющие организации ведут себя нечестно и в погоне за прибылью в меньшей мере учитывают интересы собственников, нежели свои. В этом случае тоже необходим контроль со стороны государства и принятие соответствующего законодательства.

Отрасль ЖКХ, как сфера услуг, имеет свои особенности, которые, однако, не достаточно отражены в Жилищном кодексе РФ.

В таблице 1 приведем существующие определения отрасли ЖКХ.

Таблица 1

Существующие определения понятия ЖКХ

Определение Автор Источник

Нет определения ЖКХ ЖК РФ Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ

Муниципальное хозяйство — это "деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения" Л. Велихов "Основы городского хозяйства", 1928 г., стр. 217. https://studopedia.ru/13_81965_ ponyatie-muшtsipalnogo- hozyaystva.html

Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. М. Н. Кондратьева Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством: К 64 учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Ульяновск: УлГТУ. -160 с.. 2009 https://Mb.sale/teoriya-upravleшya-besplatno/jiNschno-kommunalnoe-hozyaystvo-kak-otrasl.html

Приводятся определения только различных услуг - ЖКУ. Жилищно-коммунальные услуги: Услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. ГОСТ Р 51929-2002 Услуги жилищно-коммунальные термины и определения http://docs.cntd.ru/document/1200 030456

Под термином "жилищно-коммунальное хозяйство" (ЖКХ) понимается система организационно и экономически взаимосвязанных видов деятельности в сфере производства и предоставления продукции про- https://revolution.allbest.ru/manag ement/00426432_0.html#text http://www.allbest.ru

мышленного характера, направленных на обеспечение устойчивого функционирования и развития региона, и ориентированных на надежное и качественное обеспечение населения жилищно-коммунальной услугой.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование жилых зданий, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Жи-лищно-коммунальное_хозяйство

Естественно предположить, что сфера услуг ЖКХ существенным образом отличается от отрасли промышленности. Далее приведем отличие отрасли ЖКХ и отрасли промышленности (табл. 2).

Таблица 2

Отличие отрасли ЖКХ и отрасли промышленности (составлена авторами)

Критерии сравнения Отрасль ЖКХ Отрасль промышленности

Продукт отрасли Услуги населению Товары

Потребители Все население страны, региона, города Потребители данного вида продукции

Поставщики услуг В основном отрасли-монополисты Смежные отрасли промышленности

Качество продукции, услуг Зависит от доходов населения Зависит от существующих и применяемых технологий

Ведущая организационная роль Принадлежит органам государственной власти Принадлежит крупным компаниям

Перспективы развития, география кластера Только внутренний рынок региона, страны Как внутренний, так и внешний рынок

Одним из главных отличий отрасли промышленности и отрасли ЖКХ является продукт отрасли. В промышленности это товары, в сфере ЖКХ, это услуги. В таблице 3 приведем отличие услуги от товара.

Таблица 3

Отличие услуги от товара

Показатель Услуга Товар

Определения Особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности [В. Д. Маркова] [Источник: Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справоч. пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 320 с. — В технологическом аспекте под товаром понимается объект, обладающий разнообразными физическими, химическими и прочими техническими свойствами и описываемый параметрами, отражающими уровень этих свойств

(Справочники «ИНФРА-М»). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/884225]

Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо. В экономическом аспекте товар является материальным или нематериальным объектом, обладающим определенным потенциалом полезности и удовлетворяющим тем самым потребности потребителей.

Услуга — это изменение состояния лица или товара, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. [Hill T. On goods & services // Rev. of income & wealth. W., 1977. Ser. 23. № 4. Р. 315—338. Цит. по: Услуги в системе мировой торговли : научно-аналитический обзор. М. : АН СССР. ИНИОН, 1990.] В психологическом аспекте товар рассматривается как комплекс представлений потребителя, существующий в его индивидуальном воображении как имидж продукта. Эти три стороны рассматриваются и представляются на рынок в комплексе, и в конечном счете определяют конкурентоспособность продукта.

«Экономический продукт в виде услуги — это новое качество, возникающее в процессе и благодаря данной экономической деятельности. Эффект, вызываемый оказанием услуг, может быть постоянным и временным, обратимым и необратимым, физическим и ментальным» [Источник: Сфера услуг: Экономика: учебное пособие / кол. авт. под ред. Т. Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2006. — стр. 82] Товар - потенциальная потребительская стоимость, в которую вложен человеческий труд; Товар - всякая вещь, участвующая в свободном обмене на иные вещи; Товар - материальные объекты, услуги, места, рабочая сила, идеи, организации или что-либо другое, предназначенное для рыночного обмена.

Признаки (характеристики) 1. Неосязаемость услуг, их неуловимость или нематериальный характер. их невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до получения этих услуг. 2. Неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги. 3. Услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. 3. Изменчивость, непостоянство качества. Для уменьшения изменчивости услуг применяются стандарты обслуживания — это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов. 4. Несохраняемость или неспособность услуг к хранению. "Сиюминутность" — важная отличительная черта услуг. 1.Материальный характер, возможность продемонстрировать, увидеть, транспортировать, хранить. 2. Отделимость производства и потребления. Производство отдельно, потребление отдельно 3.Возможность произвести впрок. Возможность хранения (на складе) 4. Постоянство качества в соответствии с требованиями ГОСТ, ТУ 5. Товары не всегда производятся для человека, клиента. Могут быть произведены для производства как полуфабрикаты.

Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи. Если спрос на услуги становится больше предложения, то нельзя это исправить, как в торговле, промышленности (число желающих поселиться в гостинице больше числа мест).

Если предложение услуг выше спроса — теряется прибыль.

5. Услуги всегда связаны с человеком (клиентом) и видом деятельности.

Признаки маркетинга

Многие виды услуг неотделимы от того, кто их предоставляет. Поэтому контакт с потребителями часто рассматривается как неотъемлемая часть предоставления услуги;_

В предложении превалируют услуги, а товары дополняют его

Маркетинг производства товаров ориентируется исключительно на прибыль, которую можно получить за счет правильной сегментации рынка, подбора потребителей и цен. Для продвижения товаров используется реклама.

Одинаковые базовые услуги могут предлагаться различным рыночным сегментам, что затрудняет процесс выбора сегмента рынка фирмы;_

Маркетинг услуг может ориентироваться, а может и не ориентироваться на прибыль. К примеру, маркетинг некоммерческих услуг может осуществляться как государственными органами, так и частными фирмами;_

Маркетинг услуг варьируется по степени регулирования. Наиболее регулируемы некоммерческие услуги и услуги естественных монополий;

Нередко трудоемкость услуг становится важнейшим фактором при выборе форм обслуживания. Как правило, чем выше трудоемкость услуг, тем больше склонность потребителей к самообслуживанию;

Чем теснее контакты с потребителями услуг, тем выше значение социальной компоненты маркетинга услуг._

Составлена в соответствии с [3-8]

Достаточно существенные различия отрасли услуг ЖКХ и отрасли промышленности позволяют авторам работы предположить, что кластер, формирующийся в промышленности, будет существенно отличаться от социально-экономического кластера сферы услуг ЖКХ.

В таблице 4 приведем основные отличия социально-экономического кластера сферы услуг ЖКХ от промышленного кластера по ряду критериев.

Таблица 4

Отличие социально-экономического кластера в сфере услуг ЖКХ от промышленного кластера (составлена авторами).

Показатель Промышленный кластер Социально-экономический кластер сферы услуг ЖКХ

Потребители отрасли Сегменты покупателей с различным уровнем доходов. Покупатели могут найти альтернативных поставщиков - стимул к конкуренции Все население страны, в том числе с низким уровнем доходов, дифференциацией в заработной плате Покупатели не могут найти альтернативных поставщиков, поскольку сфера монополизирована.

Продукты отрасли Могут быть дифференцированы по стоимости в зависимости от платежеспособности покупателей Не экономят средства потребителей. При отсутствии доходов от них можно отказаться Установление тарифов на ЖКУ региональными энергетическими комиссиями, не зависящими от платежеспособности потребителей Должны учитывать уровень плате-жеспособности потребителей, поскольку услуги являются жизненно необходимыми

Качество продукции, услуг Зависит от существующих и применяемых технологий Зависит от доходов населения

Поставщики Смежные отрасли промышленности В основном локальные естественные монополии

Ведущая организационная роль Принадлежит крупным компаниям Принадлежит органам государственной власти

Ядро кластера Крупное предприятие (иногда два или три) различной формы собственности с их экономическими интересами, работающее в узкоспециализированной отрасли, агрегирующее вокруг себя остальных участников промышленного кластера Большое количество предприятий различной формы собственности, обеспечивающие жизненно важные потребности населения, являющиеся многофункциональными, имеющие наиболее значимые финансовые результаты, которые влияют на работу социально-экономического кластера в целом.

Конкурентоспособность Экономическая конкурентоспособность противоречит решению социальных проблем Требование экономической конкурентоспособности не должно идти вразрез с решением социальных вопросов.

Рыночные отношения Господствующая роль рынка, его механизмов и инструментов Рыночные инструменты при жестком мониторинге со стороны органов государственной власти

Рост производительности труда Рост производительности труда за счет квалифицированных рабочих, инноваций и новых технологий. Рост производительности труда в регионе невозможен без наличия здоровых, защищенных, обеспеченных приличными жилищно-бытовыми условиями граждан.

Перспективы развития, география кластера Как внутренний, так и внешний рынок. После завершения жизненного цикла товара, его существование может быть прекращено. Только внутренний рынок региона, страны. Не зависит от жизненного цикла предоставляемых услуг, которые будут востребованы всегда.

Способ образования Образуется либо «сверху -вниз», либо «снизу - вверх» Образуется только «сверху-вниз» Возникает стихийно, саморазвивается, но при поддержке государственной власти может достичь высоких социальных и экономических результатов.

Стратегическое устойчивое развитие Погоня за прибылью в краткосрочном периоде, пренебрежение социальными стратегическими задачами Во главу угла должны быть положены повышение качества жизни за счет жилищного строительства, социальная поддержка населения. Как правило, конечные результаты ощутимы в долгосрочном периоде.

В результате сравнения можно дать следующее определение кластера сферы услуг ЖКХ.

КЛАСТЕР сферы услуг ЖКХ - это территориальный феномен - сеть независимых организаций, включая поставщиков ресурсов (естественные локальные монополии), создателей технологий и ноу-хау (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (финансовые учреждения, консалтинговые фирмы) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания услуги, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний, видов экономической деятельности и региона в целом, а главное в целях повышения качества жизни, действующих в рамках стратегического устойчивого развития экономики при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления.

В работах [9, 10] решение проблем в сферах жилищного строительства и сфере ЖКУ и снижения негативных социально-экономических последствий в них возможно на основе применения системного и комплексных подходов.

И только кластер сферы услуг ЖКХ, по мнению авторов статьи, позволяет рассматривать данную сферу именно системно и комплексно с учетом интересов всех его участников.

Кластер должен работать эффективно. В связи с этим авторами была сделана попытка определить некоторые предпосылки и возможные показатели для формирования и эффективности функционирования и развития кластера в сфере услуг ЖКХ [11].

К критериям эффективности деятельности кластера можно отнести:

- общее количество организаций, входящих в кластер;

- совокупную выручку от продажи продукции организаций кластера;

- среднесписочную численность занятых граждан в данной сфере;

- общий объем частных инвестиций, направленных в развитие производства, разработку и продвижение на рынке новых продуктов, услуг;

- долю инновационных компаний среди резидентов кластера.

Экономические кластеры играют большую роль в таких странах, как Китай. Если

раньше они рассматривались только как промышленные и инновационнные, играющие большую роль в пространственном и территориальном развитии, то в последнее время их стали рассматривать как необходимый элемент городского пространственного планирования и зонирования в Пекине [12, 13]. Причем в крупных агломерациях выделяют финансовые, сельскохозяйственные, транспортно-логистические, образовательные, бизнес-предпринимательские, производственные и рекреационные кластеры.

Между тем, для развития кластерных процессов требуется совершенствование внешней и внутренней институциональной среды хозяйственной деятельности, создание условий выполнения межотраслевых соглашений между производителями, поставщиками, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, потребителями. Все эти составляющие имеются в кластере сферы услуг ЖКХ.

Литература

1. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года. URL: Режим доступа. https://strategy24.ru/rf/news/strategiya-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-i-zhilishchnokommunalnogo-khozyaystva-rossiyskoy-federatsii-do-2035-goda (Дата обращения 26.04.2022)

2. Г. Г. Кузнецова, Е. Ю. Федотовская. Основные направления развития публичного управления в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства. /Кузнецова Г.Г., Федотовская Е.Ю. Путеводитель предпринимателя.- 2011.- № 10. с. 114-120. URL.Pежим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16903443 (Дата обращения 20.02.2023)

3. Маркова В.Д. Маркетинг услуг - М: Финансы и статистика, 1996.

4. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений : справоч. пособие / В.Д. Маркова, СА Кузнецова. — М. : ИHФPA-M, 2017. — 320 с. — (Справочники «ИHФPA-M»). - URL.Pежим доступа: http://znanium.com/catalog/product/884225 (Дата обращенияj 19.02.2023)

5. Hill T. On goods & services // Rev. of income & wealth. W., 1977. Ser. 23. № 4. P. 315—338. Цит. по: Услуги в системе мировой торговли : научно-аналитический обзор. M. : AH СССР. ИНИОН, 1990.]

6. Сфера услуг: Экономика: учебное пособие / кол. авт. под ред. Т. Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Маркетинг: общая теория/ И.И. Пичурин. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 390 с

8. Новаторов Н.Б. Маркетинг услуг: теория и технология. Монография. - СПб. ИП Петров ДА, 2015. - 200 с.

9. Макаров ДА Системное моделирование экономического взаимодействия участников в сфере жилищного строительства/ ДА Макаров, Д. М. Юденко Д.М.// Экономика строительства. - 2021. - № 2. с.28-39.

10.Смиронова ТА Новые подходы в решении проблем обманутых дольщиков / Смирнова Т. A., Демидова ЕА .// Экономика строительства. - 2020. - № 1. с.20-31.

11.Леонова Л.Б., Кокшаров ВА Разработка механизма формирования и оценки деятельности социально-экономического кластера в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Экономика строительства. № 2. 2020. - с. 66-80.

12.Zhenshan Yang, Pu Hao, Jianming Cai Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: journal homepage: www.elsevier.com/locate/cities

13. Пардаева Г.П. Жилщно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг. Мировая наука. 2020. № 8 (41). С. 119-122. URL: Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43939990 (Дата обращения 20.02.2023)

Features and differences of the socio-economic cluster of the housing and communal services. Leonova L.B., Mokronosov A.G.

Ural Federal University, Ural State University of Economics

The article discusses the necessity of connection with the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of February 21, 2023, also the "Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation until 2035" and the Action Plan (""road map") to search the new forms for the development of a competitive market in these areas. The authors believe that it would be possible with the help of formation socio-economic cluster of the housing and communal services. Its features and comparative differences from the industrial cluster are given according to many criteria, ranging from the product of the industry to the prospect of development. As a result, the author's definition of the housing and communal services sector is given. Also, according to the authors of the article, the cluster of the housing and communal services will solve the problems that have accumulated in these industries using an integrated and systematic approach and bring the housing and communal services sector to a new level of economic development. Keywords: service sector, housing and communal services, cluster, construction industry, development and modernization strategy References

1. Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation until

2035. URL: Access mode. https://strategy24.ru/rf/news/strategiya-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-i-zhilishchnokommunalnogo-khozyaystva-rossiyskoy-federatsii-do-2035-goda (Accessed 04/26/2022)

2. G. G. Kuznetsova, E. Yu. Fedotovskaya. The main directions of development of public administration in the field of providing

housing and communal services. / Kuznetsova G.G., Fedotovskaya E.Yu. Entrepreneur's Guide. - 2011. - No. 10. p. 114-120. URL.Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=16903443 (Accessed 20.02.2023)

3. Markova V.D. Marketing services - M: Finance and statistics, 1996.

4. Strategic management: concepts, concepts, decision-making tools: a reference. allowance / V.D. Markova, S.A. Kuznetsova. -

M. : INFRA-M, 2017. - 320 p. - (Reference books "INFRA-M"). - URL. Access mode: http://znanium.com/catalog/product/884225 (Accessed 02/19/2023)

5. Hill T. On goods & services // Rev. of income & wealth. W., 1977. Ser. 23. No. 4. R. 315-338. Cit. Quoted in: Services in the

World Trade System: A Scientific and Analytical Review. M. : AN SSSR. INION, 1990.]

6. Service sector: Economics: textbook / coll. ed. ed. T. D. Burmenko. — M.: KNORUS, 2006.

7. Marketing: general theory / I.I. Pichurin. Ekaterinburg: USTU-UPI, 2001. 390 p.

8. Novatorov N.B. Service marketing: theory and technology. Monograph. - St. Petersburg. IP Petrov D.A., 2015. - 200 p.

9. Makarov D.A. System modeling of economic interaction of participants in the field of housing construction / D.A. Makarov, D.M.

Yudenko D.M.// Economics of construction. - 2021. - No. 2. pp. 28-39.

10. Smironova T.A. New approaches to solving the problems of defrauded real estate investors / Smirnova T. A., Demidova E. A.

.// Economics of construction. - 2020. - No. 1. pp. 20-31.

11. Leonova L.B., Koksharov V.A. Development of a mechanism for the formation and evaluation of the activities of a socioeconomic cluster in the field of housing and communal services. Economics of construction. No. 2. 2020. - p. 66-80.

12. Zhenshan Yang, Pu Hao, Jianming Cai Economic clusters: A bridge between economic and spatial policies in the case of Beijing. [ Electronic resource]. Access mode: journal homepage: www.elsevier.com/locate/cities

13. Pardaeva G.P. Housing and communal services as a branch of the service sector. World science. 2020. No. 8 (41). pp. 119122. URL: Access mode:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.