Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

225
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА / SOCIO-ECONOMIC CLUSTER / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / CLUSTER POLICY / CONCEPT OF CLUSTER FORMATION AND DEVELOPMENT / CLUSTER CREATION MECHANISM / COMPETITIVENESS / INDICATORS OF CLUSTER FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Лейла Борисовна, Кокшаров Владимир Алексеевич

В данной статье речь пойдет о социально-экономическом кластере в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Данная сфера, в условиях цифровизации экономики, не должна отставать от других отраслей. Разработка механизма создания социально-экономического кластера для повышения эффективности управления в сфере ЖКХ является целью данного исследования. С точки зрения методологии исследование опирается на методы системного, структурно-функционального, эволюционного и сравнительного анализа, социально-экономического планирования и прогнозирования, а также на подходы, реализуемые в практике принятия управленческих решений. Стратегия развития России подразумевает реализацию кластерной политики для развития территорий страны и ее отраслей. Однако когда говорят о кластерах, то обычно речь идет о развитии промышленных предприятий и территорий инновационного развития. В результате исследований авторы работы приводят новый механизм управления социальноэкономическим кластером в сфере ЖКХ, базирующийся на следующих блоках: информационном, аналитическом, оценочном и программноцелевом. Также они предлагают новую методику для оценки эффективности функционирования кластера в сфере ЖКХ на основе комплекса социальных, экономических и организационных групп показателей, например, таких как участие региональных властей в субсидировании проектов ГЧП для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, применение современных smart технологий в сфере ЖКХ и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонова Лейла Борисовна, Кокшаров Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM FOR THE FORMATION AND EVALUATION OF THE SOCIO-ECONOMIC CLUSTER IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

This article will focus on the socio-economic cluster in the housing and communal services. This sphere, in the conditions of digitalization of the economy, should not stay behind other industries. Therefore, the goal of this study is the development of a mechanism for creating of a socio-economic cluster in order to improve management efficiency in the housing and utilities sector. From the point of view of methodology, the study is based on the methods of systemic, structural-functional, evolutionary and comparative analysis, socio-economic planning and forecasting, as well as on the approaches implemented in the practice of making management decisions. The development strategy of Russia implies the implementation of cluster policy for the development of the country's territories and its industries. As for socio-economic cluster in housing and communal services, it operates in every municipality and region of the country. And it is rather radically different. As a result the authors present a new mechanism for managing such a cluster in the housing and communal services, which is based on the following blocks: informational, analytical, evaluative and program-oriented. The authors also propose a new methodology for assessing the efficiency of the cluster functioning for the housing and communal services based on several social, economic and organizational groups of indicators, such as, for example, as the participation of regional authorities in subsidizing PPP projects for modernizing utility infrastructure, the use of modern smart technologies in the housing sector, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 332.812

Разработка механизма формирования и оценки деятельности социально-экономического кластера в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Леонова Л.Б., Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия,

Кокшаров В.А., Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: социально-экономический кластер, сфера жилищно-коммунального хозяйства, кластерная политика, концепция формирования и развития кластеров, механизм формирования кластера, конкурентоспособность, показатели функционирования кластера

В данной статье речь пойдет о социально-экономическом кластере в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Данная сфера, в условиях цифровизации экономики, не должна отставать от других отраслей. Разработка механизма создания социально-экономического кластера для повышения эффективности управления в сфере ЖКХ является целью данного исследования. С точки зрения методологии исследование опирается на методы системного, структурно-функционального, эволюционного и сравнительного анализа, социально-экономического планирования и прогнозирования, а также на подходы, реализуемые в практике принятия управленческих решений. Стратегия развития России подразумевает реализацию кластерной политики для развития территорий страны и ее отраслей. Однако когда говорят о кластерах, то обычно речь идет о развитии промышленных предприятий и территорий инновационного развития. В результате исследований авторы работы приводят новый механизм управления социально-экономическим кластером в сфере ЖКХ, базирующийся на следующих блоках: информационном, аналитическом, оценочном и программно-целевом. Также они предлагают новую методику для оценки эффективности функционирования кластера в сфере ЖКХ на основе комплекса социальных, экономических и организационных групп показателей, например, таких как участие региональных властей в субсидировании проектов ГЧП для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, применение современных smart технологий в сфере ЖКХ и др.

Development of a mechanism for the formation and evaluation of the socio-economic cluster in the field of housing and communal services

Leonova LB., Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia,

Koksharov V.A., Ural State University of Railway Engineering, Ekaterinburg, Russia

Keywords: socio-economic cluster, housing and communal services, cluster policy, concept of cluster formation and development, cluster creation mechanism, competitiveness, indicators of cluster functioning.

This article will focus on the socio-economic cluster in the housing and communal services. This sphere, in the conditions of digitalization of the economy, should not stay behind other industries. Therefore, the goal of this study is the development of a mechanism for creating of a socio-economic cluster in order to improve management efficiency in the housing and utilities sector. From the point of view of methodology, the study is based on the methods of systemic, structural-functional, evolutionary and comparative analysis, socio-economic planning and forecasting, as well as on the approaches implemented in the practice of making management decisions. The development strategy of Russia implies the implementation of cluster policy for the development of the country's territories and its industries. As for socio-economic cluster in housing and communal services, it operates in every municipality and region of the country. And it is rather radically different. As a result the authors present a new mechanism for managing such a cluster in the housing and communal services, which is based on the following blocks: informational, analytical, evaluative and program-oriented. The authors also propose a new methodology for assessing the efficiency of the cluster functioning for the housing and communal services based on several social, economic and organizational groups of indicators, such as, for example, as the participation of regional authorities in subsidizing PPP projects for modernizing utility infrastructure, the use of modern smart technologies in the housing sector, etc.

В «Стратегии развития РФ до 2024 года», представленной Минэкономразвития, указано на необходимость поддержки развития кластеров в промышленности и сфере услуг1. На федеральном уровне разработана концепция кластерной политики в Российской Федерации2.

Кластерный подход находит отражение в стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и муниципалитетов. Главной причиной скептического отношения к кластеру является длительность сроков их создания - 10 и более лет, что обусловлено развитием новых технологий управления цепочками поставщиков,

'Стратегия инновационного развития России до 2020 года. URL: government.ru (дата обращения 18 апреля 2019).

2Кластерная политика. URL: cluster.hse.ru (дата обращения 18 апреля 2019).

внедрение 1Т-технологий и т.д.

Ранее применение кластерного подхода осуществлялось, в основном, в промышленной сфере.

В 2016 году Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам РФ признал приоритет экономического развития таких отраслей как ЖКХ и строительство. А принятие в 2018 году национальных проектов в соответствии с Указом Президента России от 7мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» еще более актуализировало необходимость преобразований в них.

По мнению авторов статьи, именно формирование социально-экономического кластера в сфере ЖКХ поможет модернизировать и сделать эту сферу более конкурентоспособной в условиях становления в России цифровой экономики.

Цель исследования - разработать механизм для формирования и оценки эффективности работы социально-экономического кластера в сфере ЖКХ.

Для решения поставленной цели в статье решаются следующие задачи:

• Рассмотреть адаптивность понятия «кластер» для сферы ЖКХ в сравнении с понятиями территорий, активно использующих инновационную деятельность;

• Определить основные принципиальные позиции для социально-экономического кластера в сфере ЖКХ с точки зрения кластерной политики;

• Предложить механизм формирования социально-экономического кластера в сфере ЖКХ, основанный на различных методах исследования, который позволит определить регламентацию его деятельности;

• Разработать методику, оценивающую необходимость создания и функционирования кластера в сфере ЖКХ.

Кластер - это территориальный феномен. Ранее это понятие было адаптировано для территориального, регионального и отраслевого развития. Кластер по природе инновационен.

Большинство зарубежных и отечественных исследователей апеллируют к использованию понятия «кластер» либо на территории, либо в регионе, либо для сферы промышленности, а также рассматривают способы их формирования и подходы к развитию.

В работе Лавриковой Ю.Г. предложены способы формирования промышленных кластеров: «сверху - вниз», «снизу - вверх» [1].

В работе Баженова С.И. [2] отмечено, что существуют разные подходы к развитию кластеров в мировой практике: «англосаксонская», ставящая рынок во главу угла, и «континентальная» кластерная политика, которая отводит главную роль государству.

Кластерная политика - это система взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров, реализующих конкурентные преимущества территорий3.

Территориальные кластеры. Дайджест новостей. URL: https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/ share/212218631 (Дата обращения 17.04.2019).

На рис.1 покажем уровни государственного управления кластером при реализации кластерной политики в России. Более подробно эти вопросы рассмотрены в работе [3].

Рис.1. Уровни государственного управления кластером при реализации кластерной

политики

Социально-экономический кластер в сфере ЖКХ можно отнести к сфере услуг, и его потребителями является все население страны и все предприятия независимо от форм собственности. Кроме того, деятельность данного кластера нацелена только на внутренний рынок, и это одно из основных его отличий от промышленных кластеров. Более подробно эти вопросы освещены в работах [4, 5].

Если говорить о кластере в сфере ЖКХ, адаптируясь к кластерной политике, то, по сути, кластеры возникли и самоорганизовались в период становления и развития городов. Ведь в любом муниципальном образовании есть жилой фонд, который надо обслуживать, а население снабжать необходимыми ресурсами: водой, теплом, электроэнергией, газом. Поэтому в любом городе есть предприятия - поставщики, снабжающие сферу ЖКХ жизненно важными ресурсами. Для доставки ресурсов потребителю, должны быть построены объекты инфраструктуры. В условиях существующего дефицита и необходимости энергосбережения необходимо внедрять новые smart технологии и т.д. Для реализации работ в сфере ЖКХ необходима подготовка в образовательных учреждениях высококвалифицированных специалистов.

Все это и предопределяет необходимость кластеризации сферы ЖКХ и обуславливает состав участников социально-экономического кластера. При этом ведущую и организационную роль должно играть региональное Министерство ЖКХ.

В настоящее время в литературе выделяются шесть типов территорий инновационного развития (ТИР):

1. Наукограды;

2. Академгородки;

3. Технополисы;

4. Территории, ориентированные на выпуск сельскохозяйственной продукции;

5. Культурно-рекреационные территории;

6. Научные парки.

Основу ТИР составляет научно-технологический кластер, ориентированный на определенный сегмент рынка, продукций и услуг4.

В России и за рубежом существуют различные определения понятия «кластер». Среди иностранных ученых особо можно выделить М. Энрайта [6], который дал определение регионального кластера как промышленного кластера, в котором фирмы находятся в географической близости друг к другу. Кроме того известны работы Л. Даннинга, Д. Робинсона [7, 8] по определению кластеров и их формированию. Различные факторы для оценки кластеров были предложены в работах М. Смит. Его шотландская модель была реализована в некоторых европейских странах и продемонстрировала свою работоспособность [9]. В работе П. Тикасап приведена оценка влияния политических факторов на эффективность деятельности кластера [10].

Кластерная политика широко обсуждается в настоящее время и среди отечественных ученых, особо следует выделить работы Лавриковой Ю. Г.[1], Татаркина А. И. [11], Романовой О.А.[12], Асаула А.Н. [13], Маркова Л.С. [14] и других авторов. Вопросами, связанными с кластером в социальной сфере занимались Татаркин А.И. и Баженов С.И.[2].

Авторы данного исследования предлагают адаптировать понятие «кластер» для сферы ЖКХ и дают следующее его определение:

Кластер сферы ЖКХ - межотраслевой, локально-территориальный феномен, создаваемый на добровольной основе, поддерживаемый органами власти, образующий как вертикальные, так и горизонтальные связи, имеющий разнообразных участников и обладающий такими чертами как географическая концентрация и функциональная взаимосвязанность участников; специализация фирм-субъектов кластера и потребителей услуг сферы ЖКХ, создающих альянсы с исследовательскими объединениями, организациями по передаче технологий, общественными организациями, финансовыми учреждениями и поддерживаемыми органами власти для повышения конкурентоспособности отрасли и создания условий для достижения интересов каждого участника, а также повышения показателей эффективности участников социально-экономического кластера.

По данным [12] концепция формирования и развития кластера на территории должна отражать ряд принципиальных позиций:

1. Наличие экономических предпосылок создания кластера.

2. Выявление заинтересованности участников в создании кластера.

3. Определение состава участников кластера.

4. Механизм создания кластера.

Формирование основ создания кластера требует наличия базы данных, позволяющих определить экономические предпосылки, круг участников, стратегические сценарии и ожидаемую результативность. Однако в настоящее время таковая, особенно для ЖКХ отсутствует. Поэтому считаем целесообразным в дальнейшем работать над созданием такой базы данных для сферы ЖКХ.

О наличии предпосылок создания кластера и выявлении интересов каждого из

4Территории инновационного развития. URL: refdb.ru (дата обращения 25.03.2019).

них авторы данной статьи уже писали в работах [15, 16]. Покажем основных участников социально-экономического кластера в сфере ЖКХ и взаимодействие между ними на рис. 2.

Что касается кластерного механизма, то под ним понимается реализация опре-

Рис. 2. Взаимодействие участников социально-экономического кластера

Рис.2. Взаимодействие участников социально-экономического кластера

деленного алгоритма действий, осуществление которых происходит посредством сопряжения экономических интересов участников кластера.

Основной задачей кластерного механизма является создание условий для формирования взаимосвязанных групп предприятий и организаций, реализующих конкурентные стратегии долгосрочного развития.

Механизм регулирования деятельности кластера формируется исходя из:

• организационно-политических мер (корректировка приоритетов регионального научно-технического и технологического развития с учетом изменения социально-экономических потребностей территории);

• финансовых инструментов (налоговое стимулирование создание кластеров; финансовые механизмы целевого бюджетного финансирования, инвестиционной поддержки новаций, созданных в инфраструктуре кластера);

• административно-организационных мероприятий (формирование гибких региональных организационных схем и структур, способствующих созданию кластеров).

Механизм функционирования кластера основывается на трех составляющих:

1). Оценка конкурентоспособности кластера.

Конкурентоспособность кластера в информационной среде очерчивают региональные и муниципальные возможности совершенствования законодательства.

2). Оценка эффективности создания кластера.

Эффективность участия хозяйствующих субъектов может быть подтверждена следующими показателями:

- динамика изменения основных показателей (рентабельность, объемы, фондоотдача и др.);

- увеличение объема привлекаемых инвестиций;

- увеличение доли интеллектуального продукта и т.д.

3). Стратегия развития кластера.

Ключевыми результатами при выборе стратегии рассматриваются степень и форма государственного участия, прогнозируемые результаты.

Для оценки эффективности деятельности социально-экономического кластера в сфере ЖКХ авторы предлагают следующий механизм для его формирования и оценки деятельности (см. рис 3).

Далее приведем показатели эффективности функционирования кластера сферы ЖКХ.

Согласно утвержденным Методическим рекомендациям по реализации кластерной политики, кластеры имеют пять принципиальных характеристик:

1. Наличие конкурентоспособных предприятий.

2. Наличие у региона/территории конкурентных преимуществ для развития кластера.

3. Географическая концентрация и близость.

4. Широкий набор участников и наличие «критической массы».

5. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров [17].

Данные методические рекомендации подходят только для промышленного кластера. Для сферы ЖКХ авторы приводят другие показатели эффективности функционирования кластера, куда входят экономические, социальные и организационные группы показателей. В таблице 1 приведены показатели эффективности функционирования кластера в сфере ЖКХ. Они подразделяются на экономические, социальные и организационные.

После перечисления показателей эффективности функционирования кластера, необходимо разработать критерии их оценки. Предложенные критерии необходимы для более глубокого определения действия тех или иных показателей.

Критерии оцениваются по 5-балльной шкале, где

«0» баллов - функционирование социально-экономического кластера в сфере

Рис.3. Механизм формирования и оценки деятельности социально-экономического

кластера в сфере ЖКХ

ЖКХ не окажет влияние на развитие отрасли либо окажет отрицательное влияние;

«5» баллов - функционирование социально-экономического кластера в сфере ЖКХ кластера окажет существенное положительное влияние на развитие отрасли и повышение ее конкурентоспособности.

Балльная оценка присваивается экспертами. В качестве экспертов можно привлекать высококвалифицированных и достаточно опытных специалистов, владею-

Таблица 1

Показатели эффективности функционирования кластера в сфере ЖКХ

Показатель Коэффициент влияния на показатель (К) Факторы, оказывающие влияние на показатель Методика проведения оценки влияния показателя

1 2 3 4

Экономические факторы - Nt

Помощь со стороны государства 0,2 Выделяемые субсидии Количество проектов ГЧП для реализации модернизации инфраструктурных объектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производительность предприятий -поставщиков ресурсов 0,3 Бесперебойная и надёжная работа систем жизнеобеспечения Отсутствие жалоб сос тороны потребителей, обратившихся в УК

Занятость в кластере 0,1 Обеспеченность кластера квалифицированными кадрами Лицензирование УК, обеспечение их квалифицированными кадрами

Инновации в кластере 0,2 Применение современных smart технологий в системе ЖКХ Количество "Умных" домов, построенных в соответствии с требованиями "Зелёного строительства"

Ресурсосбережение 0,2 Установка внутридомовых приборов учёта Контроль и проверка приборов учёта

Итого 1,0

Социальные факторы - N2

Размер тарифов на ЖКУ 0,3 Установление предельных индексов на изменение тарифов за ЖКУ Статистический анализ по субъекту федерации

Заработная плата работников ЖКХ 0,1 Качественное управление жилфондом Отчётность УК, ТСЖ по размеру заработной платы

Долги за ЖКУ 0,3 Платёжеспособность населения Статистические данные по расчёту с предприятиями - поставщиками ресурсов

Качество услуг 0,3 Отсутствие больничных листов Мониторинг жалоб потребителей

Итого 1,0

Организационные факторы - N3

Обеспечение деятельности кластера законодательной адекватной базой 0,3 Приведение законодательной базы к сопоставимости и соответствию на всех уровнях иерархии Мониторинг законодательства на всех уровнях государственного управления в сфере ЖКХ

1 2 3 4

Поддержка и финансирование проектов по модернизации инфраструктурных объеков в сфере ЖКХ 0,3 Выделение бюджетного финансирования на реализацию проектов по модернизации и строительству инфраструктуры в сфере ЖКХ Обозначение в бюджетах всех уровней расходов на ЖКХ отдельной строкой с расшифровкой статей затрат по конкретным объектам

Сотрудничество органов власти с координационным советом общественности 0,2 Организация встреч и круглых столов органов власти с представителями общественности Мониторинг и опросы населения по строительству и модернизации значимых инфраструктурных объектов в сфере ЖКХ и строительства

Создание информационной базы ГИС - ЖКХ и использование программного обеспечения на всех уровнях иерархии органов государственной власти 0,2 Реализация перехода на цифровую экономику, в том числе в сфере ЖКХ Создание официальных сайтов на всех уровнях государственной власти, а также на предприятиях ЖКХ, размещение на них достоверной и полной информации о своей деятельности

Итого 1,0

щих вопросами функционирования сферы ЖКХ, общественных представителей со стороны потребителей и работников УК.

Эксперты должны присвоить для каждого показателя коэффициент влияния (К) на показатель (N1. Оценка показателей функционирования кластера будет определяться путем умножения количества баллов (к) по каждому показателю на коэффициент его влияния по следующей формуле:

N = ЩХ).

Показатель эффективности создания социально-экономического кластера определим как средневзвешенную итоговых оценок по всем показателям. На основании вышеуказанной шкалы определения баллов предлагается считать, что функционирование кластера будет эффективно в том случае, если итоговая оценка будет более 3 баллов.

Оценку эффективности функционирования кластера в сфере ЖКХ приведем в таблице 2.

Э = 4,4-0,3 + 4,2-0,4 + 4,2-0,3 = 1,32 + 1,68 + 1,26 = 4,26

Эффективность функционирования кластера в сфере ЖКХ доказана. Значение показателя больше трех.

Таким образом, предложенный механизм формирования и оценки деятельности социально-экономического кластера в сфере ЖКХ и разработанная авторская методика эффективности его функционирования позволят учесть специфические факторы, влияющие на самую социально значимую сферу жилищно-коммунального хозяйства и адаптировать ее в современном цифровом пространстве России, повысив ее конкурентоспособность.

Таблица 2

Оценка эффективности функционирования социально-экономического _кластера в сфере ЖКХ_

Группа факторов Факторы, оказывающие влияние на показатель Балл по показателю Обоснование величины балла (Расчёт)

Выделяемые субсидии К = 5

Бесперебойная и надёжная работа систем жизнеобеспечения к= 5

Обеспеченность кластера квалифицированными кадрами к= 4 0,2-5 + 0,3-5 + 0,14 + 0,2-3 = 4,1

Применение современных smart технологий в сфере ЖКХ к= 3

Установка внутридомовых приборов учёта к= 3

Установление предельных индексов на изменение тарифов за ЖКУ к= 3

N2 Качественное управление жилфондом к7= 5 0,3-3 + 0,1-3 + 0,3-5 + 0,3-5 = 4,2

Платёжеспособность населения к8= 5

Отсутствие больничных листов к= 3

Приведение законодательной базы к сопоставимости и соответствию на всех уровнях иерархии к0= 4

N3 Выделение бюджетного финансирования на реализацию проектов по модернизации и строительству инфраструктуры в сфере ЖКХ к11= 4 0,34 + 0,34 + 0,24 + 0,2-5 = 4,2

Организация встреч и круглых столов органов власти с представителями общественности Кг 4

Реализация перехода на цифровую экономику, в том числе в сфере ЖКХ К= 5

Библиография

1. Лаврикова Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона. Дисс. на соискание уч. степ. докт. экон. наук. Екатеринбург. 2009. - 534 с .

2. Баженов С. И. Условия формирования конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006.- 215 с.

3. Леонова Л.Б., Кокшаров В.А. Подходы формирования понятия «социально-экономического кластера в сфе-

ре жилищно-коммунального хозяйства» // Экономика строительства. № 6. 2019. - с. 69 - 80.

4. Леонова Л.Б. Концептуальные и методологические основы управления экономико-социальными система-

ми для реализации кластерной политики в отрасли ЖКХ. Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем № 6, 2015 с. 562 - 583 http://sisp.nkras.ru/.

5. Леонова Л.Б. Сфера ЖКХ как важнейший индикатор изменения качества жизни населения Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 11. с. 304-320 http://sisp.nkras.ru/.

6. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран

Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005. 496 с.

7. Dunning J.H The globalization of business: the challenge of the 1990s. N.Y.: Routledge, 1993. 467 p.,

8. Robinson D. Cluster theory as Constructive confusion:With Applications to Sudbury. Paper presented to Laurentin

Economics Department Seminar, December 4, 2002.17 p.

9. Smith M. Exploring cluster dynamics using systems thinking methodology - an international study. [Электронный ресурс]. - ScottishEnterprise/ - 2008. - URL:

http://www.yumpu.com/en/document/view/19252515/exploring-cluster-dynamicsusing-systems-thinking-methodology (дата обращения 27 апреля 2019).

10. Teekasap P. Cluster Formation and Government Policy: System Dynamic Approach // Paper presented at the 27th International System Dynamics Conference, July 26 - 30, 2009 at Albuquerque, New Mexico. -URL:http://www. systemdynamics.org/conferences /2009/proceed/papers/P1081.pdf. (дата обращения 27 апреля 2019).

11. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика региона// Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 8. С. 11-18.

12. Формирование промышленного кластера в экономике крупнейшего города./ О.А. Романова, А.В. Макаров, А.П. Петоров, Р.И. Чененова, И.В. Макарова. РАН, УрО, Ин-т экономики. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 133 с.

13. Асаул А.Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система // Экономика строительства, 2004. - № 6.

14.Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр./ Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.- Разд. 1. с. 102-123.

15. Леонова Л.Б., Платонов А.М. Теоретические основы формирования кластера в отрасли ЖКХ и возможные предпосылки для его создания в Уральском регионе. Вестник УРФУ Серия «Экономика и управление», №2, 2013, с.36-47.

16. Леонова Л.Б. Концептуальные и методологические основы управления экономико-социальными системами для реализации кластерной политики в отрасли ЖКХ. Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем № 6, 2015 с. 562 - 583 http://sisp.nkras.ru/.

17. Клепикова Н.И. Оценка эффективности создания отраслевого кластера // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4. - С. 934-939; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31301 (дата обращения: 28.12.2018).

References

1. Lavrikova Yu.G. Clusters as a market institution for the spatial development of a regional economy. Diss. for uch. step. Dr. econ sciences. Yekaterinburg. 2009. - 534 p. (in Russ.).

2. Bazhenov S.I. Conditions for the formation of a competitive environment in the field of housing and communal

services. Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2006.-215 p. (in Russ.).

3. Leonova L.B., Koksharov V.A. Approaches to the formation of the concept of «socio-economic cluster in the field

of housing and communal services» Construction Economics. Construction Economics. No. 6. 2019. - p. 69-80 (in Russ.).

4. Leonova L.B. Conceptual and methodological foundations of management of economic and social systems for the

implementation of cluster policy in the housing and utilities sector. Electronic journal «Modern Studies of Social Problems» № 6, 2015 p. 562 - 583 http://sisp.nkras.ru/ (in Russ.).

5. Leonova L.B. Housing and public utilities sector as the most important indicator of changes in the quality of life

of the population. Electronic journal Modern Research in Social Problems No. 11, 2015 p. 304-320 http://sisp. nkras.ru/ (in Russ.).

6. Pilipenko I.V. Competitiveness of countries and regions in the world economy: theory, experience of small countries in Western and Northern Europe. Smolensk: Oykumena, 2005. 496 p. (in Russ.).

7. Dunning J.H. The 1990s. N.Y .: Routledge, 1993. 467 p.,

8. Robinson D. Cluster theory with Constructive confusion: With Applications to Sudbury. Paper presented to Laurentin Economics Department, December 4, 2002.17 p.

9. Smith M. Exploring cluster dynamics using systems thinking methodology - an international study. [Электронный ресурс]. - ScottishEnterprise/ - 2008. - URL:

http://www.yumpu.com/en/document/view/19252515/exploring-cluster-dynamicsusing-systems-thinking-methodology (дата обращения 27 апреля 2019).

10. Teekasap P. Cluster Formation and Government Policy: System Dynamic Approach // Paper presented at the 27th International System Dynamics Conference, July 26 - 30, 2009 at Albuquerque, New Mexico. -URL:http://www. systemdynamics.org/conferences /2009/proceed/papers/P1081.pdf. (дата обращения 27 апреля 2019).

11. Tatarkin A.I., Lavrikova Yu.G. Cluster policy of the region // Industrial policy in the Russian Federation. 2008. № 8. S. 11-18 (in Russ.).

12. Formation of an industrial cluster in the economy of the largest city. / О.А. Romanova, A.V. Makarov, A.P. Petorov, R.I. Chenenova, I.V. Makarova. RAS, UrO, Institute of Economics. - M .: CJSC «Publishing House» Economics, 2008. - 133 p. (in Russ.).

13. Asaul A.N. Construction cluster - a new regional production system // Construction Economics. 2004. № 6 (in Russ.).

14. Markov L.S. Economic clusters: concepts and characteristics // Actual problems of socio - economic development: a view of young scientists: Sat. scientific Tr. / Ed. V.E. Seliverstova, V.M. Markova, E.S. Gvozdeva Novosibirsk: IEEPP SB RAS, 2005.- Sect. 1. p. 102-123 (in Russ.).

15. Leonova L.B., Platonov A.M. Theoretical foundations of cluster formation in the housing and utilities sector and possible prerequisites for its creation in the Ural region. Bulletin of the Ural Federal University, Series «Economy and Management», No. 2, 2013, pp.36-47 (in Russ.).

16. Leonova L.B. Conceptual and methodological foundations of management of economic and social systems for the implementation of cluster policy in the housing and utilities sector. Electronic journal «Modern Studies of Social Problems» № 6, 2015 p. 562 - 583 http://sisp.nkras.ru/ (in Russ.).

17. Klepikova N.I. Estimation of the effectiveness of creating an industry cluster. Fundamental Research. - 2013. - № 4-4. - p. 934-939; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31301 (appeal date: 12/28/2018) (in Russ.).

Леонова Лейла Борисовна, кандидат технических наук, доцент, докторант, Уральский феде] " и первого Президента России Б.Н. Ельцина, (г Екатеринбург, ул. Мира,

Кокшаров Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения (г Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66); e-mail: vakoksharov@mail.ru

Авторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.