Научная статья на тему 'Особенности и основные направления процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов'

Особенности и основные направления процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / студенты / потребности / healthy lifestyle / students / requirements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А З. Минигалеева

В статье актуализируется проблема формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов. Анализируются трактовки ключевых терминов по данной проблеме, ориентируясь на которые раскрывается сущность рассматриваемого процесса. С позиций психического и социального детерминизма раскрыты особенности развития мотивации студентов к здоровому образу жизни, приведены примеры их возможного использования в педагогической практике. Обозначены внешнее и внутреннее направления приобщения будущих специалистов к вопросам здоровьесбережения, основанные на традиционном понимании субъективной и объективной сторон психики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND MAIN DIRECTIONS OF PROCESS OF FORMATION OF REQUIREMENTS OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF MODERN STUDENTS

In this article the problem of forming of requirements of a healthy lifestyle of modern students is updated. Interpretations of key terms on this problem are analyzed, being guided by which the entity of the considered process reveals. From positions of mental and social determinism features of development of motivation of students to a healthy lifestyle are revealed, examples of their possible use in student teaching are given. The external and internal directions of familiarizing of future specialists with questions of health-saving based on traditional understanding of the subjective and objective parties of mentality are designated.

Текст научной работы на тему «Особенности и основные направления процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов»

Ministerstvu kul'tury Respubliki Tatarstan». // Ministerstvo kul'tuiy Respubliki Tatarstan [Electronic resource], - Rezhim dostupa: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_781329.pdf (date of address: 19.05.2018).

7. Prikaz Ministerstva kul'tury Rossii ot 28.06.2013 № 920 «Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po razrabotke organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii i or-ganami mestnogo samoupravleniya pokazatelej ehffektivnosti deyatel'nosti podvedomstvennyh uchrezh-denij kul'tury, ih rukovoditelej i rabotnikov po vidam uchrezhdenij i osnovnym kategoriyam rabot-nikov». [Electronic resource]. - Access: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/41 (date of address: 20.05.2018).

8. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 51.03.04 «Muzeologiya i ohrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya» (uroven' bakalavriata) [Electronic resource]. - Access: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++ /Bak3++ /510304_B_3plus_25042017.pdf. . (date of address: 19.09.2018).

9. Professional'nyj standart «Specialist po uchetu muzejnyh predmetov», utverzhdennyj pri-kazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 4 avgusta 2014 № 521n [Electronic resource]. - Access: http://base.garant.ru/70734996 (date ofaddress: 19.09.2018).

10. Professional'nyj standart «Hranitel' muzejnyh cennostej», utverzhdennyj prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 4 avgusta 2014 g. № 537n [Electronic resource]. - Access: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.003.pdf (date of address: 19.09.2018).

11. Professional'nyj standart «Ekskursovod (gid)», utverzhdennyj prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 04 avgusta 2014 g. № 539n (s izmeneniyami i do-polneniyami ot 18.03.2016) [Electronic resource]. - Access: http://ivo.garant.ru/#/document/70737152/paragraph/8:1 (date of address: 19.09.2018).

12. Rodionova D.D. Korrelyaciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov i professional'nyh standartov v svete sovremennyh tendencij razvitiya podgotovki muzeologov / D.D.Rodionova // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2017. - №4. - 28-34.

13. Harchenko V. Rabotnik muzeya: skrytye smysly professii / V.Harchenko / / Neva - 2017. - №2. - S.229-234.

14. Chernyh L.V. Chem otlichaetsya professional'nyj standart ot obrazovatel'nogo standar-ta?/LV.Chernyh [Electronic resource]. - Access: https://infourok.ru/chem_otlichaetsya_professionalnyy_standart_ot_obrazovatelnogo_standarta-541838.htm. (date of address: 19.09.2018).

УДК 378

А.З. Минигалеева

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

В статье актуализируется проблема формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов. Анализируются трактовки ключевых терминов по данной проблеме, ориентируясь на которые раскрывается сущность рассматриваемого процесса. С позиций психического и социального детерминизма раскрыты особенности развития мотивации студентов к здоровому образу жизни, приведены примеры их возможного использования в педагогической практике. Обозначены внешнее и внутреннее направления приобщения будущих специалистов к вопросам здоровьесбережения, основанные на традиционном понимании субъективной и объективной сторон психики.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, потребности.

Albino Z. Minigaleeva FEATURES AND MAIN DIRECTIONS OF PROCESS OF FORMATION OF REQUIREMENTS OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF MODERN STUDENTS.

In this article the problem of forming of requirements of a healthy lifestyle of modern students is updated. Interpretations of key terms on this problem are analyzed, being guided by which the entity of the considered process reveals. From positions of mental and social determinism features of development of motivation of students to a healthy lifestyle are revealed, examples of their possible use in student teaching are given. The external and internal directions of familiarizing of future specialists with questions of health-saving based on traditional understanding of the subjective and objective parties of mentality are designated.

Key words: healthy lifestyle, students, requirements.

Проблема здоровья и здорового образа жизни, имманентно присущая человечеству, носит внеисторический характер, всегда заботила, и будет беспокоить людей как прошлом, настоящем, так и в обозримом будущем. Актуализируя данную проблему в наши дни, прежде всего, хочется отметить ее вариативность, обусловленную спецификой психологических

процессов человека. Так, при резком возникновении серьезных опасностей для жизни и здоровью человека, в движении приводятся безусловные рефлексы, способные предотвратить или снизить те или иные негативные последствия. Но в том случае, когда сила угроз невелика и их вред неочевиден, рефлекс самосохранения не срабатывает, и включаются иные механизмы защиты человека, эффективность которых во многом сопряжена с потребностно-мотивационной сферой личности. И здесь уже решающее значение имеет то, насколько здоровье человека является его насущной потребностью, и входят ли идеи здорового образа жизни в круг его приоритетных ценностей. Именно поэтому в своей педагогической практике мы часто встречаем ситуации, когда в личности студента мирно сосуществуют четко обозначенное неприятие опасностей, имеющих стремительный негативный эффект, и достаточно лояльное отношение к слабым и долговременным угрозам, которыми являются те же так называемые вредные привычки.

Проведенный на общеуниверситетской кафедре физического воспитания и спорта КФУ опрос 175 студентов позволил проследить зависимость здорового образа жизни от круга их личностных потребностей, когда 30,2 % из этих респондентов, практикующих курение, сочли здоровье одной из важнейших ценностей. Однако наряду с этим лишь 22,5% опрошенных студентов данной группы в своих дальнейших ответах обозначили наличие мотивов к ведению здорового образа жизни. В тоже время среди некурящих студентов такой мотивацией обладает 35,2% опрашиваемых.

Эти результаты, а также выводы других исследователей занимавшихся изучением проблем здоровья в профессиональной школе (Н.П. Абаскалова, А.П. Бутенко, И.М. Быковская, И.В. Журавлёва, Д.А.Изуткин, А.В.Короткова, РГ.Оганов В.И.Петров Л.Л. Рубина Н.Н. Седов И.А. Сластенин О.П.Щепин и др.], обусловливают необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию потребностей здорового образа жизни современных студентов. По словам В.Б. Татарова, исследователи считают, что установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия [6]. В тоже время как отмечает О.В. Ярлыкова, в настоящее время в большинстве образовательных учреждений отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни молодежи [7].

Приступая к этой деятельности важно определиться с ключевыми понятиями в данной сфере, которыми выступают термины потребности, здоровье, здоровый образ жизни, поскольку в современной научной литературе их трактовка достаточно многообразна. Традиционное видение потребности как нужды в чем-либо может быть признано достаточным. Здоровье, несмотря на междисциплинарное значение данной категории, с педагогической точки зрения можно рассматривать как отсутствие каких-либо выявленных расстройств и заболеваний.

Менее определенным выглядит понятие здорового образа жизни, поскольку один из его компонентов, выраженный в словосочетании образ жизни более чем многозначен. Новейший философский словарь дает следующее определение: образ жизни - понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы] жизнедеятельности социальных субъектов [4].

Ориентируясь на данное определение можно утверждать, что здоровый образ жизни это типичный образ жизни человека, гарантирующий отсутствие заболеваний. Но, в связи с тем, что для каждой категории граждан свойственен свой типичный образ жизни, также будет различен для них и здоровый образ жизни. Для маленького ребенка здоровый образ жизни едва ли не исчерпывается понятиями адекватного питания, игры и сна. Для здорового развития детей более старшего возраста и подростков важным становится общение и социализация. Для взрослых, здоровый образ жизни, как правило, ассоциируется с отсутствием вредных привычек. У пожилых людей здоровый образ жизни это адекватные физические нагрузки на организм и т.д. Все эти различия продиктованы особенностями жизнедеятельности человека в тот или иной период его жизни, которые, безусловно, должны учитываться при формировании потребностей в здоровом образе жизни.

Специфические особенности жизнедеятельности человека, учет которых необходим в рассматриваемом педагогическом процессе, можно встретить и в юношеском возрасте, к

которому относится большая часть студенчества. Как известно, юность это время самоактуализации личности и ее самоопределения, развитие самостоятельности и саморефлексии. Этому возрасту также свойственно становление нравственного самосознания и формирование общей мировоззренческой картины человека. Молодого человека также несложно определить по его импульсивности, ранимости, стремлении к идеалу и, как следствие, тенденциозности и максимализму и др. Большая часть бюджета времени студенческой молодежи отводится образованию, а досуг характеризуется активностью, потребительством и развлечениями.

Нужно четко осознавать, что формирование потребностей здорового образа жизни студентов всегда осуществляется именно в таких условиях, поэтому обозначенные особенности должны становиться опорой и движущей силой рассматриваемого процесса, а не его препятствием. Так, например, использование все более развивающейся самостоятельности студентов в целях формирования их потребностей здорового образа жизни может быть реализовано путем самоорганизации будущими специалистами физкультурно-оздоровительной деятельности. Как справедливо отмечают Г.Л.Волкова и В.А. Волков, основополагающим компонентом формирования здорового образа жизни студенческой молодежи является физическая культура [1].

Эта идея уже давно реализуется во многих вузах путем самоорганизации спортивных любительских объединений студентов, совместно тренирующихся и выступающих на соревнованиях. Однако чаще всего такая ситуация встречается в групповых видах спортивных игр, в то время как в отношении индивидуальных спортивной деятельности потенциал самоорганизации студентов практически не востребован.

Использование нарастающей саморефлексии студенческой молодежи в целях формирования их потребностей здорового образа жизни становится возможным при активном внедрении дневников самоконтроля здоровья, предполагающих целенаправленное и систематическое осуществление функций планирования, реализации и оценки результатов собственной оздоровительной деятельности. Большинство студентов, так или иначе, уже реализуют все эти функции в ходе предварительного обсуждения, а затем своего личного участия в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, фиксируя в социальных сетях ход события и его результаты. Использование дневников самоконтроля позволит сделать всю эту работу не только более упорядоченной, но и наполнить ее более глубоким смыслом, даст материал для самоанализа, а не исключительно для демонстрации. Разумеется, в современных условиях ведение такого дневника возможно только в электронном виде, по образу популярных мессенжеров, что способно придать работе по его ведению массовый, общественный, а также соревновательный характер, обусловленный, в соответствии с пожеланиями автора, свободным доступом к размещаемой информации.

Ориентируясь на такую особенность студентов как юношеский максимализм, может оказаться возможной популяризация здорового образа жизни посредством привлечения авторитетных в молодежной среде людей: артистов, певцов, спортсменов, и т.д. Этот метод, носящий название социальной рекламы, чаще всего используется в политической деятельности и неизменно приносит положительные результаты в продвижении кандидатов и их идей. Однако для его применения необходимы серьезные финансовые средства, необходимые для оплаты профессионалов индустрии развлечений, в связи с чем мощная социальная реклама здорового образа жизни может быть осуществлена только при спонсорской или государственной поддержке.

Наконец, ориентируясь на особенности культурно-досуговой деятельности студентов, процесс формирования потребностей здорового образа жизни в свободное время должен удовлетворять требованиям активности, составляющей «субъективную сторону здорового образа жизни», интереса и носить увеселительный характер, не теряя при этом своей спортивной направленности [5].

Организация такого досуга, одновременно нацеленного на привлечение студентов к физической культуре и спорту, профилактику вредных привычек, развлечение и т.д., представляет собой непростую задачу. Каждое такое мероприятие, будь это рядовая тренировка или спортивный праздник, требует значительной подготовительной работы:

разработки сценария, отбора реквизита, решения орг.вопросов, проведения репетиций и т.д. Но только при таких условиях, когда спортивно-ориентированный досуг будет иметь художественный замысел, воплощение которого носит элементы творчества и основывается на материально-технической базе, он может вызывать интерес современного студента.

Важно подчеркнуть, что развитию мотивации студентов к формированию здорового образа жизни в свободное время всесторонне способствует игровая сущность спорта, сама по себе привлекающая и поддерживающая интерес к занятиям. Игровые виды спорта всегда являлись достаточно популярными неслучайно. Лежащая в их основе игра, облеченная правилами спортивного соревнования, обладает всеми теми же свойствами родового понятия, т.е. выводит человека из рамок обыденности, основывается на свободном волеизъявлении и имеет временные ограничения. При этом синтез игры и спорта, в отличие от, например, азартных или компьютерных игр, априори является исключительно положительным фактором для развития потребностей здорового образа жизни.

Говоря об основных направлениях стимулирования мотивации современных студентов к здоровому образу жизни уместно обратиться к работе О.Н.Михайловой, рассматривавшей данную проблему и обозначившей два ключевых механизма данного процесса, по мнению автора являющиеся взаимодополняющими друг друга. Первый из этих механизмов охватывает педагогическую деятельность, связанную с сознательным воздействием на потребностно-мотивационную сферу личности через убеждение, разъяснение и т.д. Основным результатам реализации данного направления выступает стимуляция внутренней работы студента, направленная на самосознание и переосмысление себя и окружающей действительности с последующей перестройкой деятельности в аспекте здорового образа жизни. В профессиональной школе данное направление представлено как учебной, так и воспитательной, а также внеаудиторной работой. На учебных занятиях воздействие на потребностно-мотивационную сферу студентов осуществляется в ходе гуманитарной подготовки, когда на лекциях и семинарах по таким учебным предметам как «Безопасность жизнедеятельности», «История» «Философия» и др. ставится и обсуждаются вопросы здоровьесбережения. Большое значение для формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни имеют и практические занятия по курсу «Физическая культура», на которых студенты не только развиваются физически, но и формируют убеждения и идеалы в данной сфере. Обращаясь к воспитательной работе со студентами, отрадно отметить обязательность раздела физического воспитания едва ли не в каждой современной концепции воспитательной работы большинства вузов. Организация внеаудиторной деятельности студентов также соответствует данной тенденции, что позволяет формировать потребности здорового образа жизни современных студентов путем проведения спортивно-развлекательных мероприятий, конкурсов, экскурсий и т.д.

Вторым механизмом стимулирования мотивации современных студентов к здоровому образу жизни является воздействие на личность через изменение ее социальной микросреды и условий деятельности с последующей (именно через деятельность] перестройкой мотивации [2]. Таким образом, основные направления процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов можно обозначить как внешнее и внутреннее, объективное и субъективное, что вполне укладывается в рамки традиционного видения психической деятельности человека. Реализация данных направлений в рамках процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов возможно путем использования различных способов, методов, форм и технологий.

Н.В.Никифоров считает, что существенно повысить качество формирования здорового образа жизни можно путем адаптации и активного использования в педагогической деятельности таких технологий, как социальная категоризация, символизация, проблематизация, референтация [3]. Но наряду с ними в рассматриваемом процессе могут найти свое применение и другие технологии: природосообразные, развивающие, авторские.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- особенности формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов детерминированы спецификой юношеского возраста и предполагают ориентацию

данного процесса на психологические новообразования в личности молодого человека, а именно саморефлексию, требовательность, ответственность и др.

- основными направлениями процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов являются внешнее и внутреннее, где первое основано на понятии здоровьеформирующей образовательной среды, а второе - на субъектной позиции молодого человека, нацеленного на продолжительную и активную жизнедеятельность.

Литература

1. Волкова Г.Л., Волков В.А Формирование осознанной потребности студентов в здоровом образе жизни / / Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3 (3). С. 60-62.

2. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2007. № 1 (51). С. 180-185.

3. Никифоров Н.В. Инновационные социально-культурные и педагогические технологии формирования здорового образа жизни подростков / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1. С. 80-85

4. Новейший философский словарь / под ред. АА Грицанова. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. C. 476.

5. Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» / / Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 52.

6. Татаров В.Б. Важнейшая задача преподавателей, учителей формирование потребности в здоровом образе жизни учащейся молодежи // Потенциал современной науки. 2016. № 3 (20). С. 132-138.

7. Ярлыкова О.В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно -воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования // Крымский научный вестник. 2015. № 4-2 (4). С. 282.

Refere^es

1. Volkova G.L., Volkov V.A Formirovanie osoznannoj potrebnosti studentov v zdorovom obra-ze zhizni // Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya. 2014. № 3 (3). S. 60-62.

2. Mihajlova O.N. Formirovanie potrebnostej zdorovogo obraza zhizni // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2007. № 1 (51). S. 180-185.

3. Nikiforov N.V. Innovacionnye social'no-kul'turnye i pedagogicheskie tekhnologii for-mirovaniya zdorovogo obraza zhizni podrostkov // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2 012. № 1. S. 80-85

4. Novejshij filosofskij slovar' / pod red. A.A. Gricanova Minsk: Izd V.M. Skakun, 1998. C. 476.

5. Pilyushenko A.V. Voprosy teoreticheskogo osmysleniya kategorij «obraz zhizni» i «zdorovyj obraz zhizni» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 398. S. 52.

6. Tatarov V.B. Vazhnejshaya zadacha prepodavatelej, uchitelej formirovanie potrebnosti v zdo-rovom obraze zhizni uchashchejsya molodezhi // Potencial sovremennoj nauki. 2016. № 3 (20). S. 132-138.

7. Yarlykova O.V. Formirovanie potrebnosti v zdorovom obraze zhizni v ramkah uchebno - vospi-tatel'noj raboty: obobshchenie rezul'tatov prikladnogo issledovaniya / / Krymskij nauchnyj vestnik. 2015. № 4-2 (4). S. 282.

УДК 379.8.092

Н.В. Мочалова

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрены ключевые позиции понятий «коммуникативная культура», «досуговая деятельность», «свободное время» в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности. Определена специфика досуга с позиции развития коммуникативной культуры личности. Обоснованы принципы формирования гармоничных отношений личности в досуговой деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива. Показано, что самодеятельный хореографический коллектив, как форма проведения досуга, располагает значительным потенциалом формирования и развития коммуникативной культуры личности.

Ключевые слова: досуг, личность, общество, коммуникативная культура, развитие, деятельность, самодеятельный хореографический коллектив, принципы, гармоничные отношения

Ninel V. Mochalova LEISURE ACTIVITIES AS THE SPHERE FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY.

Abstract: The key positions of the notions "communicative culture", "leisure activity", "free time" in the context of interconnection and interdependence are considered. The specificity of leisure is defined from the standpoint of the development of the communicative culture of the individual. The principles of the formation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.