Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья студенческой молодежи в условиях свободного времени'

Формирование культуры здоровья студенческой молодежи в условиях свободного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EQ СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЗДОРОВЫЙ EQ ОБРАЗ ЖИЗНИ / EQ HEALTHY LIFESTYLE / EQ ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / EQ PHYSICAL AND EQ SPIRITUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О. А., Сироткина О. В.

Формирование eq культуры здоровья eq происходит в процессе eq образования и воспитания eq студентов, в том eq числе самовоспитания. Поэтому eq необходимо целенаправленное, eq рациональное управление eq не только eq на уровне eq планирования и организации eq занятий по eq физическому воспитанию, eq но и на eq уровне целостной жизнедеятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURE OF STUDENT YOUTH HEALTH UNDER CONDITI ONS OF FREE TIME

Formation eq of a culture eq of health eq occurs in eq the process eq of education eq and upbringing eq of students, eq including self-education. Therefore, a eq purposeful, rational eq management is eq necessary not eq only at eq the level eq of planning eq and organization eq of physical eq education classes, eq but also eq at the eq level of eq the whole eq life activity eq of students

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья студенческой молодежи в условиях свободного времени»

течение 2015-2017 годов.

В связи с этим мы рассматриваем возможность обновления и дополнения содержания дисциплин «Основы социально-культурного проектирования» и «Педагогика досуга» по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

В процессе изучения предложенного нами раздела «Педагогика волонтерства» в дисциплины основной образовательной программы, по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», студенты смогут овладеть профессиональными умениями и навыками в сфере реализации технологий и форм организации современной социально- культурной деятельности; могут участвовать в разработке и реализации крупных и локальных социально культурных акций и проектов различного уровня, формирующих у студентов представление об особенностях современной социально-культурной деятельности Российской Федерации.

Отметим, что педагогика института волонтерства предполагает комплексное применение средств, форм и методов педагогики и обеспечивает положительную тенденцию не только в получении знаний теоретических и практических основах социально-культурной деятельности, а также в развитии социально-культурного творчества студентов.

При этом, основные задачи педагогики института волонтерства в сфере досуга соответствуют требованиям к результатам освоения программы бакалавриата, а именно категориям универсальных компетенций, таких как

- системное и критическое мышление (УК-1);

- разработка и реализация проектов (УК-2);

-командная работа и лидерство (УК-3);

-коммуникация (УК-4);

-межкультурное взаимодействие (УК-5);

-самоорганизация и саморазвитие (в том числе и здоровьесбережение) (УК-6, УК-7);

-безопасность жизнедеятельности (УК-8) [5].

На наш взгляд, более результативными в педагогики института волонтерства являются групповые формы, к которым относятся проектирование в малых группах, презентации творческих работ и проектов, мастер - классы, благотворительные концерты и агит- бригады и др.

Таким образом, в современном образовательном процессе существенно возрастает роль изучения обучающимся педагогики института волонтерства, позволяющей развитию и формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

Литература

1. Васильковская М.И., Пономарёв В. Д. Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства: монография - Кемерово: КемГИК, 2017. -192 с.

2. Официальный сайт ассоциации некоммерческих организаций (СВОД] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volontery.ru/KOHTaKTbi/

3. Официальный сайт Волонтер.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volonter.ru/organizati-ons/ (дата обращения: 02.02.2018)

4. Официальный сайт медиапроекта «Яволонтер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivolun-teer.ru/project-start-news (дата обращения: 23.01.2018)

5. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образова-ния-бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/ (дата обращения: 04. 02.2018).

References

1. Vasil'kovskaya M.I., Ponomarov V.D. Sotsial'no-kul'turnoye tvorchestvo uchastnikov molodezhnykh ob"ye-dineniy v formirovanii instituta volonterstva: monografiya - Kemerovo: KemGIK, 2017. -192 s.

2. Ofitsial'nyy sayt assotsiatsii nekommercheskikh organizatsiy (SVOD) [Electronic resource]. - Access mode: http://volontery.ru/kontakty/

3. Ofitsial'nyy sayt Volonter.ru [Electronic resource]. - Access mode: http://volonter.ru/organizations/ (application date: 02.02.2018)

4. Ofitsial'nyy sayt mediaproyekta «Yavolonter» [Electronic resource]. - Access mode: http://ivolunteer.ru/ project-start-news (application date: 23.01.2018)

5. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya-bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.03 «Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/ (application date: 04.02.2018).

УДК 378.17

ОЛКалимуллина, О.В.Сироткина

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания студентов, в том числе самовоспитания. Поэтому необходимо целенаправленное, рациональное управление не только на уровне планирования и организации занятий по физическому воспитанию, но и на уровне целостной жизнедеятельности студентов.

Ключевые слова: образование, студенты, здоровый образ жизни, физическое и духовное развитие.

Olga A.Kalimullina, Olga V. Sirotkina FORMATION OF CULTURE OF STUDENT YOUTH HEALTH UNDER CONDITI ONS OF FREE TIME

The formation of a culture of health occurs in the process of education and upbringing of students, including self-education. Therefore, a purposeful, rational management is necessary not only at the level of planning and organization of physical education classes, but also at the level of the whole life activity of students

Keywords: education, students, healthy lifestyle, physical and spiritual development

Первопричиной кризиса образования, как в России, так и в мире, являются противоречие между формальной организацией учебного процесса и его содержанием, целью и результатами образования, между быстрыми темпами приращения знания в современном мире и ограниченными возможностями человека по их усвоению.

Система образования, при которой человек готовился к служению научно-техническому и социальному прогрессу, входит в противоречие с общественными запросами, так как для нее доминантным является преобладание средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими ценностями, символа над действительностью, техники над духовностью человека. Основной показатель кризиса образования - резкое ухудшение здоровья учащейся молодежи по всем ее составляющим.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. И именно от отношения к своему здоровью, его ценностной составляющей зависит будущее этого человека и общества в целом.

Здоровый образ жизни (30Ж) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, включающий в себя аксиологическую составляющую процесса формирования культуры здоровья.

Известно, что научным изучением проблем формирования, интересующего нас понятия «культура здоровья» занимались многие ученые, педагоги, философы, теоретики и практики в области социально-культурной деятельности, такие как АДЖарков, ААЖаркова, Г.Х.Калимуллина, Р.И. Турханова, О.АКалимуллина и другие.

Опираясь на изученный нами научный материал, считаем, что физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается. Важно, что именно ценностное отношение к своему здоровью, на сегодняшний день может являться той психолого-педагогической задачей, которую возможно решать средствами социально-культурной деятельности в условиях свободного времени.

Известно, что здоровье современного молодого человека состоит из ряда компонентов, интегрирующих в себе особенности состояния здоровья.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Состояние здоровья молодого поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.

Современная студенческая аудитория - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Процесс формирования культуры здоровья студенческой молодежи является актуальной педагогической проблемой и требует комплексного решения системы взаимосвязанных вопросов. Одним из важных направлений решения данной проблемы видится в оптимизации влияния среды на личность и организм студента. При этом образовательная среда призвана способствовать не только профессиональному росту будущего специалиста, но и самому процессу формирования культуры здоровья.

Вопросы культуры всегда волновали философов, историков, психологов, педагогов и других ученых, поскольку целью культуры является человек. Культура здоровья включает в себя проблемы, связанные с развитием человека, его деятельностью, процессами развития и становления личности, ее физическим, психическим и социальным здоровьем.

Под культурой здоровья обучающегося понимают интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания студентов, в том числе самовоспитания. Поэтому необходимо целенаправленное, рациональное управление не только на уровне планирования и организации занятий по физическому воспитанию, но и на уро-вне целостной жизнедеятельности студентов. Поскольку культурное развитие предполагает становление системы ценностей личности, одной из целей формирования культуры здоровья студентов является развитие у них ценностного отношения к своему здоровью [5].

Такое целеполагание в воспитании студентов созвучно с современными тенденциями развития образования, в соответствии с которыми здоровье человека рассматривается как одна из наивысших ценностей общества и конкретной личности. При этом включение здоровья в систему ценностей необходимо не в отвлеченном виде, а в виде ценности, достижение которой требует постояноой целенаправленной деятельности, превращения оздоровительной деятельности в потребность.

Здоровьесберегающая система образования представляется как единая совокупность разнонаправленных здоровьесберегающих технологий и основных ее составляющих (информационной, инструментальной, кадровой, нормативно-законодательной, организационной) в целом научно и инструментально обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательно-воспитательного процесса, их социальный, психический, физический и духовный комфорт.

В совокупности сопряженных здоровьесберегающих технологий особое место занимают образовательные в сфере здоровья, физической культуры, культуры здорового образа жизни.

Суть здоровьесберегающих педагогических технологий как функциональных систем организационных способов творческого управления учебно-познавательной и практической деятельности студентов определяется совокупностью известных на сегодняшний день педагогических концепций гуманистической направленности.

Цели реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

- разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

- разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

- формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

- реализация индивидуальных оздоровительных программ;

- овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;

- познание индивидуальных особенностей организма;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;

- создание условий для здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения.

Функции здоровьесберегающей технологии:

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства;

- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля;

- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Сегодня немалое внимание уделяется не просто образованию студентов, но и повышению морального уровня граждан, вопросам их воспитания. Как утверждает ученый Н.В.Кузьмина, будущий высококвалифицированный специалист просто обязан обладать помимо базового уровня научно-педагогического образования еще и достаточным уровнем физического и психического здоровья [1].

Культура здоровья является одной из самых важных человеческих ценностей. Сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков студентов, их мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.

Для решения этой задачи нужно сформировать отношение к культуре здоровья как первейшей ценности, дать необходимые для жизни каждого человека знания и научить вести правильный образ жизни. Это требует вовлечения в работу врачей, психологов. Это дает возможность ознакомить студентов с проблемой формирования их здоровья, наметить пути решения этой задачи для того, чтобы процесс осознания проблемы перерос в практическую плоскость.

Специалистам в области классической медицины оказалось не под силу решение проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащейся молодёжи, в том числе и студентов, так как они не знакомы со спецификой воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому социальный анализ, поиск путей сохранения и развития нации, её здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности должны быть адресованы педагогической общественности. И педагогическая общественность всё яснее начинает понимать свою ответственность за физическое, социальное и психологическое благополучие новых поколений. Становится очевидным, что образовательная система может и должна стать иммунным барьером сохранения индивидуального здоровья и способствовать формированию культуры здоровья молодёжных социальных групп, в том числе и студенчества.

С первого дня обучения студенты поставлены в чрезвычайные условия: с одной стороны, они сталкиваются с интенсивным образовательным процессом, к которому ни психологически, ни физически не подготовлены, с другой - выпускники школы, сегодняшние студенты, не имеют знаний, навыков здорового образа жизни. Интенсификация учебного процесса, нарастающие темпы жизни, нерациональный режим труда и отдыха, информационные, психоэмоциональные перегрузки в процессе учебной деятельности, отсутствие элементарных сведений о своем физическом состоянии, потенциальных возможностях организма приводят к перегрузкам, нервно-психическим срывам и возникновению на этом фоне соматических заболеваний. Студенты-первокурсники нередко сталкиваются с проблемой несоответствия выбранной профессии, их представлению о ней, что порождает психологический дискомфорт [4].

В ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ] функционирует Управление молодежной политики и социальной работы, где часть отделов, таких как отдел организации медицинской профилактики и антинаркотической работы, социально-психологический отдел и отдел социальной работы, созданы с целью формирования у

студентов потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой. Приоритетными профилактическими задачами этих отделов являются:

• совершенствование физического и духовного развития студентов;

• формирование позитивного и ответственного отношения к собственному здоровью и образу жизни;

• развитие самооценки и стремление к адекватным формам самоактуализации;

• выработка отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методам избавления от них;

• формирование представленияо последствиях влияния вредных привычек на организм студента;

• укрепление физического, психического и социального здоровья.

Основные направления работы:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний студентов о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Через информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории;

2. «Пятилетка здоровья».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни;

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

В современных реалиях на первый план, говоря о здравоохранении, выходят такие задачи как формирование устойчивой культуры и значимости сохранения здоровья, дать необходимый уровень знаний, который мог бы позволить не допустить ошибок в будущем. Кроме того, необходимо создание системы нравственных и моральных ценностей, создание условий для мотивации студентов вести здоровый образ жизни и отказаться от пагубного влияния вредных привычек. Этому может способствовать внедрение более новых технологий, развитие творческого, физического и иного потенциала учащихся, развития организации не только учебного процесса, но и свободного времени. К тому же именно всестороннее развитие личности является главным фактором в этом вопросе [3]. Именно поэтому так важно приобщать студентов к физической активности, а именно к спортивным мероприятиям учебного заведения.

Студенты составляют особую социальную группу, объединённую специфическими условиями учебного труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний. Процесс жизнедеятельности, а также факторы, непосредственно связанные с учебной деятельностью (такие как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание, нарушение режима сна и отдыха, увлечение видеоиграми и Интернет-сетью) оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения [2].

Множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, условно можно разделить на две группы:

1. Объективные, связанные с организацией условий жизни (продолжительность учебного дня; плотность нагрузки, обусловленная расписанием; питание и его регулярность; сон и его достаточная величина; организованная двигательная активность и др.).

2. Субъективные, личностные характеристики (организованность и дисциплинированность; мотивированность здорового образа жизни; соблюдение оптимального режима дня; наличие вредных привычек; сформированное физической культуры личности и реализация её деятельного компонента).

В этой связи обращает на себя внимание физическая культура, главными направлениями которой являются адаптационная, заключающаяся в самосохранении и развитии общества; человекотворческая, связанная с саморазвитием человека. Взаимосвязь и взаимодействие этих двух

направлений способствуют реализации внешней функции физической культуры, обеспечивая общество всем необходимым для его существования и развития, и внутренней функции, направленной на постоянное самосовершенствование человека.

Человекотворческая функция реализуется через двигательную деятельность человека, но только в том случае, если она осознана. Физическая культура, обладая мощным гуманистическим потенциалом, и применяемые ею педагогические технологии (методики физического воспитания, спортивной тренировки, лечебной физической культуры) способствуют гармонизации, оздоровлению человека, воспитанию активной жизненной позиции, гражданственности, приводя психофизическое состояние молодёжи в разумное соответствие с биологической и социальной средой.

В сфере физической культуры в самом общем виде можно выделить следующие реализуемые группы ценностей:

- интеллектуальные (знания в области физической культуры, связанные с интеллектуальным потенциалом физической культуры личности);

- двигательные (уровень физической подготовленности, образцы моторной деятельности);

- мобилизационные (рациональная организация свободного времени, возможности самовоспитания и самоорганизации стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным условиям социальной среды).

Профилактическая система, формирующая, сохраняющая и укрепляющая здоровье студентов, позволяет приблизиться к разрешению существующих противоречий между социальной необходимостью совершенствования образования в области физической культуры и актуальной системой управления этим процессом. Созданное единое физкультурно-оздоровительное пространство позволяет личности самоопределиться, самореализоваться, принять физическую культуру как личную ценность, осознать ответственность за собственное здоровье и его сохранность в процессе будущей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сформировать отношение к культуре здоровья как первейшей ценности, дать необходимые для жизни каждого человека знания и научить вести правильный образ жизни -важные задачи для отделов Управления молодежной политики и социальной работы КНИТУ. Внедрение новых технологий, соответствующих форм организации внеучебной деятельности и нового ее содержания имеют большое практическое значение для развития всесторонне развитой здоровой личности. Эти задачи решаются с помощью разумного сочетания психолого-педагогического и медико-биологического подходов, а основной базой для формирования культуры здоровья у студентов становятся мероприятия по физической культуре.

Забота о здоровье и его укрепление - естественная потребность культурного человека.

Культура здоровья студентов - сложное, многомерное социально-педагогическое явление, характеризующее степень развития системы формирования позитивных ценностей студентов в создании, сохранении и развитии личного и общественного здоровья: Это составная часть молодежной субкультуры.

Технология формирования культуры здоровья - это система форм, методов и средств развития творческих сил человека, направленных на создание и развитие состояния, нравственного, психологического и физического благополучия личности обучающегося, сохранение и развитие общественного здоровья.

Литература

1. Блинова Н.Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов вузов. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 192 с.

2. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев ВА Здоровье и образ жизни студентов - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. - 224 с.

3. Калимуллина O.A. Синергетический подход к организации досуга / / Научная дискуссия: инновации в современном мире: материалы IX международной заочной научно-практической конференции. Часть 2. -Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. — С. 75-79

4. Любаев A.B. Проблема формирования культуры здоровья у студентов-первокурсников // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 675-677.

5. Основы здорового образа жизни студента: Учебник / Под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. АН. Герцена, 2008. - 319 с.

References

1. Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka: Vvedeniye v obshchuyu i prikladnuyu valeologiyu: Uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov. - M.:VLADOS, 2008. — 192 s.

2. Davidenko D.N., Shchedrin YU.N., Shchegolev VA Zdorov'ye i obraz zhizni studentov - SPb.: SPbGU ITMO, 2008. - 224 s.

3. Kalimullina O.A. Sinergeticheskiy podkhod k organizatsii dosuga / / Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovre-

mennom mire: materialy IX mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chast' 2. - Moskva: Izd. «Mezhdunarodnyy tsentr nauki i obrazovaniya», 2013. - S. 75-79

4. Lyubayev A.V. Problema formirovaniya kul'tury zdorov'ya u studentov-pervokursnikov / / Molodoy uchenyy. -2015. - №24. - S. 675-677.

5. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta: Uchebnik / Pod red. V.P. Solomina. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. - 319 s.

УДК 379.8.08

АЛХайруллина

СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются ключевые проблемы структуры реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи; анализируются основные компоненты структуры; выявляются индикаторы социально-культурного воспитания молодежи; анализируется социально-культурное пространство формирования досуговых потребностей молодежи на основе системного подхода. Статья расширяет основные парадигмы социально-культурной деятельности в системе трансляции социального опыта личности; выявляются изменения культурно-смысловой деятельности молодежи в условиях досуга; рассматриваются доминантные показатели досугового мероприятия в системе изменения мотивационной сферы молодежи; статья раскрывает влияние ценностей социальной среды на качество формирования досуговых потребностей молодежи на основе привлечения ресурсов социально-культурной деятельности; обоснован социокультурный феномен формирования досуговых потребностей личности.

Ключевые слова: досуговые потребности, социально-культурная деятельность, структура реализации досуговых потребностей, социальное и культурное развитие, досуг, социально-культурное пространство.

Anastasia A. Khairullina STRUCTURE OF THE REALIZATION OF THE LEISURE NEED IN THE SYSTEM OF YOUTH'S SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT

The article deals with the key problems of the structure of the leisure needs realization in the system of youth's socio-cultural development; the main components of the structure are considered; indicators of socio-cultural education of youth are revealed; the socio-cultural space for the formation of youth's leisure needs on the basis of a systematic approach is analyzed. The article expands on the basic paradigms of socio-cultural activity in the system of the translation of the individual's social experience; the changes in the cultural and semantic activity of youth in the conditions of leisure are analyzed; the dominant indicators of leisure activities in the system of changing the motivational sphere of youth are considered; the article reveals the influence of the values of the social youth on the basis of attracting the resources of socio-cultural activities; socio-cultural phenomenon of formation of leisure needs of the individual is proved.

Keywords: leisure needs, socio-cultural activities, youth, the structure of the realization of leisure needs, socio-cultural development, leisure, socio-cultural space.

Современное социальное и культурное развитие личности подчинено глобальным законам, которые связаны с использованием инновационных мультимедийных технологий, новых форм социальных отношений между молодежью, а также опорой на современные методики организации досуговых мероприятий в условиях культурной трансформации общества. Важно отметить тот факт, что социально-культурная деятельность сегодня переживает культурные изменения на уровне определенных реформ и новшеств, организации досуга молодежи и поиска эффективных форм привлечения ее в новую социально-культурную среду.

Формирование досуговых потребностей молодежи связано с системными глобализационными вызовами времени, трансформацией запросов молодежи, обеспечением прав на личностное самоопределение в условиях досуга, тенденциями развития индивидуальных потребностей. Важно отметить, что эффективные педагогические условия, способствующие этому, являются сегодня практически межуровневыми, связанными как с культурными, так и с досуговыми проектами, направленными на стимулирование обновления качества социально-общественного характера организации культурного развития молодежи.

Процесс формирования досуговых потребностей молодежи рассматривается как целенаправленный процесс трансляции социального опыта личности в условиях сложных и полифункциональных систем культурных ценностей, связанных с развитием индивидуальности, социальной и культурной активности, направленных на удовлетворение потребностей молодежи в отдыхе, развлечении, развитии, коммуникативном взаимодействии с социумом и связанных с формированием художественно-творческой и эстетической культуры личности с позиции культурного и социального саморазвития человека.

Так, социальное развитие молодежи сегодня обусловлено потребностью в уважении, в самоуважении, потребностью в новых знаниях и интеллектуальном развитии, потребностью в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.