течение 2015-2017 годов.
В связи с этим мы рассматриваем возможность обновления и дополнения содержания дисциплин «Основы социально-культурного проектирования» и «Педагогика досуга» по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».
В процессе изучения предложенного нами раздела «Педагогика волонтерства» в дисциплины основной образовательной программы, по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», студенты смогут овладеть профессиональными умениями и навыками в сфере реализации технологий и форм организации современной социально- культурной деятельности; могут участвовать в разработке и реализации крупных и локальных социально культурных акций и проектов различного уровня, формирующих у студентов представление об особенностях современной социально-культурной деятельности Российской Федерации.
Отметим, что педагогика института волонтерства предполагает комплексное применение средств, форм и методов педагогики и обеспечивает положительную тенденцию не только в получении знаний теоретических и практических основах социально-культурной деятельности, а также в развитии социально-культурного творчества студентов.
При этом, основные задачи педагогики института волонтерства в сфере досуга соответствуют требованиям к результатам освоения программы бакалавриата, а именно категориям универсальных компетенций, таких как
- системное и критическое мышление (УК-1);
- разработка и реализация проектов (УК-2);
-командная работа и лидерство (УК-3);
-коммуникация (УК-4);
-межкультурное взаимодействие (УК-5);
-самоорганизация и саморазвитие (в том числе и здоровьесбережение) (УК-6, УК-7);
-безопасность жизнедеятельности (УК-8) [5].
На наш взгляд, более результативными в педагогики института волонтерства являются групповые формы, к которым относятся проектирование в малых группах, презентации творческих работ и проектов, мастер - классы, благотворительные концерты и агит- бригады и др.
Таким образом, в современном образовательном процессе существенно возрастает роль изучения обучающимся педагогики института волонтерства, позволяющей развитию и формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Литература
1. Васильковская М.И., Пономарёв В. Д. Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства: монография - Кемерово: КемГИК, 2017. -192 с.
2. Официальный сайт ассоциации некоммерческих организаций (СВОД] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volontery.ru/KOHTaKTbi/
3. Официальный сайт Волонтер.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volonter.ru/organizati-ons/ (дата обращения: 02.02.2018)
4. Официальный сайт медиапроекта «Яволонтер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivolun-teer.ru/project-start-news (дата обращения: 23.01.2018)
5. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образова-ния-бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/ (дата обращения: 04. 02.2018).
References
1. Vasil'kovskaya M.I., Ponomarov V.D. Sotsial'no-kul'turnoye tvorchestvo uchastnikov molodezhnykh ob"ye-dineniy v formirovanii instituta volonterstva: monografiya - Kemerovo: KemGIK, 2017. -192 s.
2. Ofitsial'nyy sayt assotsiatsii nekommercheskikh organizatsiy (SVOD) [Electronic resource]. - Access mode: http://volontery.ru/kontakty/
3. Ofitsial'nyy sayt Volonter.ru [Electronic resource]. - Access mode: http://volonter.ru/organizations/ (application date: 02.02.2018)
4. Ofitsial'nyy sayt mediaproyekta «Yavolonter» [Electronic resource]. - Access mode: http://ivolunteer.ru/ project-start-news (application date: 23.01.2018)
5. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya-bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.03 «Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/ (application date: 04.02.2018).
УДК 378.17
ОЛКалимуллина, О.В.Сироткина
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания студентов, в том числе самовоспитания. Поэтому необходимо целенаправленное, рациональное управление не только на уровне планирования и организации занятий по физическому воспитанию, но и на уровне целостной жизнедеятельности студентов.
Ключевые слова: образование, студенты, здоровый образ жизни, физическое и духовное развитие.
Olga A.Kalimullina, Olga V. Sirotkina FORMATION OF CULTURE OF STUDENT YOUTH HEALTH UNDER CONDITI ONS OF FREE TIME
The formation of a culture of health occurs in the process of education and upbringing of students, including self-education. Therefore, a purposeful, rational management is necessary not only at the level of planning and organization of physical education classes, but also at the level of the whole life activity of students
Keywords: education, students, healthy lifestyle, physical and spiritual development
Первопричиной кризиса образования, как в России, так и в мире, являются противоречие между формальной организацией учебного процесса и его содержанием, целью и результатами образования, между быстрыми темпами приращения знания в современном мире и ограниченными возможностями человека по их усвоению.
Система образования, при которой человек готовился к служению научно-техническому и социальному прогрессу, входит в противоречие с общественными запросами, так как для нее доминантным является преобладание средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими ценностями, символа над действительностью, техники над духовностью человека. Основной показатель кризиса образования - резкое ухудшение здоровья учащейся молодежи по всем ее составляющим.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. И именно от отношения к своему здоровью, его ценностной составляющей зависит будущее этого человека и общества в целом.
Здоровый образ жизни (30Ж) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, включающий в себя аксиологическую составляющую процесса формирования культуры здоровья.
Известно, что научным изучением проблем формирования, интересующего нас понятия «культура здоровья» занимались многие ученые, педагоги, философы, теоретики и практики в области социально-культурной деятельности, такие как АДЖарков, ААЖаркова, Г.Х.Калимуллина, Р.И. Турханова, О.АКалимуллина и другие.
Опираясь на изученный нами научный материал, считаем, что физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается. Важно, что именно ценностное отношение к своему здоровью, на сегодняшний день может являться той психолого-педагогической задачей, которую возможно решать средствами социально-культурной деятельности в условиях свободного времени.
Известно, что здоровье современного молодого человека состоит из ряда компонентов, интегрирующих в себе особенности состояния здоровья.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Состояние здоровья молодого поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.
Современная студенческая аудитория - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Процесс формирования культуры здоровья студенческой молодежи является актуальной педагогической проблемой и требует комплексного решения системы взаимосвязанных вопросов. Одним из важных направлений решения данной проблемы видится в оптимизации влияния среды на личность и организм студента. При этом образовательная среда призвана способствовать не только профессиональному росту будущего специалиста, но и самому процессу формирования культуры здоровья.
Вопросы культуры всегда волновали философов, историков, психологов, педагогов и других ученых, поскольку целью культуры является человек. Культура здоровья включает в себя проблемы, связанные с развитием человека, его деятельностью, процессами развития и становления личности, ее физическим, психическим и социальным здоровьем.
Под культурой здоровья обучающегося понимают интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания студентов, в том числе самовоспитания. Поэтому необходимо целенаправленное, рациональное управление не только на уровне планирования и организации занятий по физическому воспитанию, но и на уро-вне целостной жизнедеятельности студентов. Поскольку культурное развитие предполагает становление системы ценностей личности, одной из целей формирования культуры здоровья студентов является развитие у них ценностного отношения к своему здоровью [5].
Такое целеполагание в воспитании студентов созвучно с современными тенденциями развития образования, в соответствии с которыми здоровье человека рассматривается как одна из наивысших ценностей общества и конкретной личности. При этом включение здоровья в систему ценностей необходимо не в отвлеченном виде, а в виде ценности, достижение которой требует постояноой целенаправленной деятельности, превращения оздоровительной деятельности в потребность.
Здоровьесберегающая система образования представляется как единая совокупность разнонаправленных здоровьесберегающих технологий и основных ее составляющих (информационной, инструментальной, кадровой, нормативно-законодательной, организационной) в целом научно и инструментально обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательно-воспитательного процесса, их социальный, психический, физический и духовный комфорт.
В совокупности сопряженных здоровьесберегающих технологий особое место занимают образовательные в сфере здоровья, физической культуры, культуры здорового образа жизни.
Суть здоровьесберегающих педагогических технологий как функциональных систем организационных способов творческого управления учебно-познавательной и практической деятельности студентов определяется совокупностью известных на сегодняшний день педагогических концепций гуманистической направленности.
Цели реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:
- разработка и реализация представлений о сущности здоровья;
- разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;
- формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;
- реализация индивидуальных оздоровительных программ;
- овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;
- познание индивидуальных особенностей организма;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;
- создание условий для здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения.
Функции здоровьесберегающей технологии:
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства;
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля;
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Сегодня немалое внимание уделяется не просто образованию студентов, но и повышению морального уровня граждан, вопросам их воспитания. Как утверждает ученый Н.В.Кузьмина, будущий высококвалифицированный специалист просто обязан обладать помимо базового уровня научно-педагогического образования еще и достаточным уровнем физического и психического здоровья [1].
Культура здоровья является одной из самых важных человеческих ценностей. Сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков студентов, их мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.
Для решения этой задачи нужно сформировать отношение к культуре здоровья как первейшей ценности, дать необходимые для жизни каждого человека знания и научить вести правильный образ жизни. Это требует вовлечения в работу врачей, психологов. Это дает возможность ознакомить студентов с проблемой формирования их здоровья, наметить пути решения этой задачи для того, чтобы процесс осознания проблемы перерос в практическую плоскость.
Специалистам в области классической медицины оказалось не под силу решение проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащейся молодёжи, в том числе и студентов, так как они не знакомы со спецификой воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому социальный анализ, поиск путей сохранения и развития нации, её здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности должны быть адресованы педагогической общественности. И педагогическая общественность всё яснее начинает понимать свою ответственность за физическое, социальное и психологическое благополучие новых поколений. Становится очевидным, что образовательная система может и должна стать иммунным барьером сохранения индивидуального здоровья и способствовать формированию культуры здоровья молодёжных социальных групп, в том числе и студенчества.
С первого дня обучения студенты поставлены в чрезвычайные условия: с одной стороны, они сталкиваются с интенсивным образовательным процессом, к которому ни психологически, ни физически не подготовлены, с другой - выпускники школы, сегодняшние студенты, не имеют знаний, навыков здорового образа жизни. Интенсификация учебного процесса, нарастающие темпы жизни, нерациональный режим труда и отдыха, информационные, психоэмоциональные перегрузки в процессе учебной деятельности, отсутствие элементарных сведений о своем физическом состоянии, потенциальных возможностях организма приводят к перегрузкам, нервно-психическим срывам и возникновению на этом фоне соматических заболеваний. Студенты-первокурсники нередко сталкиваются с проблемой несоответствия выбранной профессии, их представлению о ней, что порождает психологический дискомфорт [4].
В ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ] функционирует Управление молодежной политики и социальной работы, где часть отделов, таких как отдел организации медицинской профилактики и антинаркотической работы, социально-психологический отдел и отдел социальной работы, созданы с целью формирования у
студентов потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой. Приоритетными профилактическими задачами этих отделов являются:
• совершенствование физического и духовного развития студентов;
• формирование позитивного и ответственного отношения к собственному здоровью и образу жизни;
• развитие самооценки и стремление к адекватным формам самоактуализации;
• выработка отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методам избавления от них;
• формирование представленияо последствиях влияния вредных привычек на организм студента;
• укрепление физического, психического и социального здоровья.
Основные направления работы:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний студентов о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Через информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории;
2. «Пятилетка здоровья».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни;
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;
4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
В современных реалиях на первый план, говоря о здравоохранении, выходят такие задачи как формирование устойчивой культуры и значимости сохранения здоровья, дать необходимый уровень знаний, который мог бы позволить не допустить ошибок в будущем. Кроме того, необходимо создание системы нравственных и моральных ценностей, создание условий для мотивации студентов вести здоровый образ жизни и отказаться от пагубного влияния вредных привычек. Этому может способствовать внедрение более новых технологий, развитие творческого, физического и иного потенциала учащихся, развития организации не только учебного процесса, но и свободного времени. К тому же именно всестороннее развитие личности является главным фактором в этом вопросе [3]. Именно поэтому так важно приобщать студентов к физической активности, а именно к спортивным мероприятиям учебного заведения.
Студенты составляют особую социальную группу, объединённую специфическими условиями учебного труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний. Процесс жизнедеятельности, а также факторы, непосредственно связанные с учебной деятельностью (такие как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание, нарушение режима сна и отдыха, увлечение видеоиграми и Интернет-сетью) оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения [2].
Множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, условно можно разделить на две группы:
1. Объективные, связанные с организацией условий жизни (продолжительность учебного дня; плотность нагрузки, обусловленная расписанием; питание и его регулярность; сон и его достаточная величина; организованная двигательная активность и др.).
2. Субъективные, личностные характеристики (организованность и дисциплинированность; мотивированность здорового образа жизни; соблюдение оптимального режима дня; наличие вредных привычек; сформированное физической культуры личности и реализация её деятельного компонента).
В этой связи обращает на себя внимание физическая культура, главными направлениями которой являются адаптационная, заключающаяся в самосохранении и развитии общества; человекотворческая, связанная с саморазвитием человека. Взаимосвязь и взаимодействие этих двух
направлений способствуют реализации внешней функции физической культуры, обеспечивая общество всем необходимым для его существования и развития, и внутренней функции, направленной на постоянное самосовершенствование человека.
Человекотворческая функция реализуется через двигательную деятельность человека, но только в том случае, если она осознана. Физическая культура, обладая мощным гуманистическим потенциалом, и применяемые ею педагогические технологии (методики физического воспитания, спортивной тренировки, лечебной физической культуры) способствуют гармонизации, оздоровлению человека, воспитанию активной жизненной позиции, гражданственности, приводя психофизическое состояние молодёжи в разумное соответствие с биологической и социальной средой.
В сфере физической культуры в самом общем виде можно выделить следующие реализуемые группы ценностей:
- интеллектуальные (знания в области физической культуры, связанные с интеллектуальным потенциалом физической культуры личности);
- двигательные (уровень физической подготовленности, образцы моторной деятельности);
- мобилизационные (рациональная организация свободного времени, возможности самовоспитания и самоорганизации стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным условиям социальной среды).
Профилактическая система, формирующая, сохраняющая и укрепляющая здоровье студентов, позволяет приблизиться к разрешению существующих противоречий между социальной необходимостью совершенствования образования в области физической культуры и актуальной системой управления этим процессом. Созданное единое физкультурно-оздоровительное пространство позволяет личности самоопределиться, самореализоваться, принять физическую культуру как личную ценность, осознать ответственность за собственное здоровье и его сохранность в процессе будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, сформировать отношение к культуре здоровья как первейшей ценности, дать необходимые для жизни каждого человека знания и научить вести правильный образ жизни -важные задачи для отделов Управления молодежной политики и социальной работы КНИТУ. Внедрение новых технологий, соответствующих форм организации внеучебной деятельности и нового ее содержания имеют большое практическое значение для развития всесторонне развитой здоровой личности. Эти задачи решаются с помощью разумного сочетания психолого-педагогического и медико-биологического подходов, а основной базой для формирования культуры здоровья у студентов становятся мероприятия по физической культуре.
Забота о здоровье и его укрепление - естественная потребность культурного человека.
Культура здоровья студентов - сложное, многомерное социально-педагогическое явление, характеризующее степень развития системы формирования позитивных ценностей студентов в создании, сохранении и развитии личного и общественного здоровья: Это составная часть молодежной субкультуры.
Технология формирования культуры здоровья - это система форм, методов и средств развития творческих сил человека, направленных на создание и развитие состояния, нравственного, психологического и физического благополучия личности обучающегося, сохранение и развитие общественного здоровья.
Литература
1. Блинова Н.Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов вузов. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
2. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев ВА Здоровье и образ жизни студентов - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. - 224 с.
3. Калимуллина O.A. Синергетический подход к организации досуга / / Научная дискуссия: инновации в современном мире: материалы IX международной заочной научно-практической конференции. Часть 2. -Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. — С. 75-79
4. Любаев A.B. Проблема формирования культуры здоровья у студентов-первокурсников // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 675-677.
5. Основы здорового образа жизни студента: Учебник / Под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. АН. Герцена, 2008. - 319 с.
References
1. Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka: Vvedeniye v obshchuyu i prikladnuyu valeologiyu: Uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov. - M.:VLADOS, 2008. — 192 s.
2. Davidenko D.N., Shchedrin YU.N., Shchegolev VA Zdorov'ye i obraz zhizni studentov - SPb.: SPbGU ITMO, 2008. - 224 s.
3. Kalimullina O.A. Sinergeticheskiy podkhod k organizatsii dosuga / / Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovre-
mennom mire: materialy IX mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chast' 2. - Moskva: Izd. «Mezhdunarodnyy tsentr nauki i obrazovaniya», 2013. - S. 75-79
4. Lyubayev A.V. Problema formirovaniya kul'tury zdorov'ya u studentov-pervokursnikov / / Molodoy uchenyy. -2015. - №24. - S. 675-677.
5. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta: Uchebnik / Pod red. V.P. Solomina. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. - 319 s.
УДК 379.8.08
АЛХайруллина
СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются ключевые проблемы структуры реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи; анализируются основные компоненты структуры; выявляются индикаторы социально-культурного воспитания молодежи; анализируется социально-культурное пространство формирования досуговых потребностей молодежи на основе системного подхода. Статья расширяет основные парадигмы социально-культурной деятельности в системе трансляции социального опыта личности; выявляются изменения культурно-смысловой деятельности молодежи в условиях досуга; рассматриваются доминантные показатели досугового мероприятия в системе изменения мотивационной сферы молодежи; статья раскрывает влияние ценностей социальной среды на качество формирования досуговых потребностей молодежи на основе привлечения ресурсов социально-культурной деятельности; обоснован социокультурный феномен формирования досуговых потребностей личности.
Ключевые слова: досуговые потребности, социально-культурная деятельность, структура реализации досуговых потребностей, социальное и культурное развитие, досуг, социально-культурное пространство.
Anastasia A. Khairullina STRUCTURE OF THE REALIZATION OF THE LEISURE NEED IN THE SYSTEM OF YOUTH'S SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT
The article deals with the key problems of the structure of the leisure needs realization in the system of youth's socio-cultural development; the main components of the structure are considered; indicators of socio-cultural education of youth are revealed; the socio-cultural space for the formation of youth's leisure needs on the basis of a systematic approach is analyzed. The article expands on the basic paradigms of socio-cultural activity in the system of the translation of the individual's social experience; the changes in the cultural and semantic activity of youth in the conditions of leisure are analyzed; the dominant indicators of leisure activities in the system of changing the motivational sphere of youth are considered; the article reveals the influence of the values of the social youth on the basis of attracting the resources of socio-cultural activities; socio-cultural phenomenon of formation of leisure needs of the individual is proved.
Keywords: leisure needs, socio-cultural activities, youth, the structure of the realization of leisure needs, socio-cultural development, leisure, socio-cultural space.
Современное социальное и культурное развитие личности подчинено глобальным законам, которые связаны с использованием инновационных мультимедийных технологий, новых форм социальных отношений между молодежью, а также опорой на современные методики организации досуговых мероприятий в условиях культурной трансформации общества. Важно отметить тот факт, что социально-культурная деятельность сегодня переживает культурные изменения на уровне определенных реформ и новшеств, организации досуга молодежи и поиска эффективных форм привлечения ее в новую социально-культурную среду.
Формирование досуговых потребностей молодежи связано с системными глобализационными вызовами времени, трансформацией запросов молодежи, обеспечением прав на личностное самоопределение в условиях досуга, тенденциями развития индивидуальных потребностей. Важно отметить, что эффективные педагогические условия, способствующие этому, являются сегодня практически межуровневыми, связанными как с культурными, так и с досуговыми проектами, направленными на стимулирование обновления качества социально-общественного характера организации культурного развития молодежи.
Процесс формирования досуговых потребностей молодежи рассматривается как целенаправленный процесс трансляции социального опыта личности в условиях сложных и полифункциональных систем культурных ценностей, связанных с развитием индивидуальности, социальной и культурной активности, направленных на удовлетворение потребностей молодежи в отдыхе, развлечении, развитии, коммуникативном взаимодействии с социумом и связанных с формированием художественно-творческой и эстетической культуры личности с позиции культурного и социального саморазвития человека.
Так, социальное развитие молодежи сегодня обусловлено потребностью в уважении, в самоуважении, потребностью в новых знаниях и интеллектуальном развитии, потребностью в