Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1406
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственное регулирование / внешнеэкономическая деятельность / особые экономические зоны / приграничная торговля / специальные административные районы / налоговые льготы / state regulation / foreign economic activity / special economic zones / border trade / special administrative regions / tax benefits

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Фалина

Ключевыми составляющими в системе государственного регулирования ВЭД в России являются такие инструменты управления, как таможенное тарифное и нетарифное регулирование, а также следующие методы стимулирования: государственная поддержка экспортеров, гарантии, страхование. Но в современных экономических условиях государству приходится выбирать и новейшие способы регулирования ВЭД, благоприятно воздействующие на экономику в целом. Для решения этой задачи целостной и комплексной системой управления ВЭД в России используются механизмы создания особых экономических зон и специальных административных районов, на территории которых действуют определенные преференции для осуществления предпринимательской деятельности иностранными резидентами. Созданные государством условия для совершения приграничной торговли благоприятно влияет на развитие регионов по всей стране путем стимулирования повышения объемов производства для экспорта. В статье рассмотрены особенности функционирования многокомпонентной системы управления внешнеэкономической деятельностью РФ. Определены методы и инструменты регулирования. Рассмотрена специфика осуществления экономической деятельности резидентами особых экономических зон, а также специальных административных районов. В результате анализа инвестиционной активности определены наиболее привлекательные направления для инвестирования в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н В. Фалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

The key components in the system of state regulation of foreign trade in Russia are such management tools as customs tariff and non-tariff regulation, as well as the following incentive methods: state support for exporters, guarantees, and insurance. But in modern economic conditions, the state also has to choose the latest ways of regulating foreign trade activities that have a positive impact on the economy as a whole. To solve this problem, an integrated and integrated system of foreign economic activity management in Russia uses mechanisms for creating special economic zones and special administrative regions, on the territory of which certain preferences apply for business activities by foreign residents. The conditions created by the state for cross-border trade have a positive impact on the development of regions throughout the country by stimulating an increase in production volumes for export. The article deals with the features of functioning of a multi-component system for managing foreign economic activity of the Russian Federation. Methods and tools of regulation are defined. The article considers the specifics of economic activity by residents of special economic zones, as well as special administrative regions. As a result of the analysis of investment activity, the most attractive areas for investment in the long term are identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

3. Lavrikova Yu.G., Malysh E.V. Green economy in cluster development/Bulletin of Ural Federal University. Series "Economics and Management." 2014. № 3. C. 120-133.

4. Anufriev V.N., Anufrieva E.I., Petrunko L.A. Increasing the competitiveness of regions and enterprises due to the green economy (using the example of the Sverdlovsk region ) //Bulletin of Ural Federal University. Series "Economics and Management." 2014. № 3. C. 134-145.

5. Pakhomova N.V., Richter K.K., Malyshkov G.B. Strategy for sustainable development and transition to a green economy: updating priorities and mechanisms//Bulletin of St. Petersburg State University. 2013. It is gray. 5, item 4. C. 35-54.

6. State Program of the Russian Federation "Environmental Protection for 2012-2020 Years." URL: http://www.mnr.gov.ru/up-load/iblock/81d/gosprogramma 2012_2020.pdf

7. Order of the Government of the Russian Federation of July 25, 2017 No. 1589-r "List of types of production and consumption wastes, which include useful components, the disposal of which is prohibited." URL: http://23.rpn.gov.ru/newsto/vidy-othod-ovzapreshchennyh-k-zahoroneniyu-s-1-yanvarya-2019-goda.

8. A mighty pile. URL: https://iz.ru/956734/vitalii-volovatov/moguchaia-kucha-v-2019-godu-rossiiane-proizveli-na-20-bol-she-musora.

9. Federal Law "On Production and Consumption Waste" dated 24.06.1998 No. 89-ФЗ (latest version). URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/

10. Polyethylene bags. URL: https://propolyethylene.ru/pakety/

11. What will replace plastic bags in Russia? Expert views. URL: https://vsluh.ru/news/society/340549

12. Treiman M.G. Polyethylene as a waste: chemical properties, composition, methods of processing and recycling//Young scientist. 2010. T. 1, NO. 1-2. C. 144-146.

13. Polyethylene and its waste. URL: http://alfaplast.spb.ru/company/articles/polietilen-i-ego-otkhody/

14. NAKDI publishes the results of the formation and development of the MSW management system in Russia for October 2019 URL: https://investinfra.ru/novosti/nakdi-publikuet-rezultaty '-formirovaniya-i-razvitiya-sistemy' -obrashheniya-s-tko-v-rossii-za-oktyabr-2019-goda.htm

15. Noda I. Patent of the Russian Federation No. 2144047 of 10.01.2000, "Biodegradable copolymers, plastic and absorbent products containing biodegradable copolymers."

16. Vnuk E.D., Stanley S.K., Lymen D. M., Magness R. I. Patent of the Russian Federation No. 2569527 of 27.11.2015., "Decomposable sachet packages for emerging markets."

17. Breathluk L.S., Dolganyuk V.F., Asyakina L.K., Prosekov A.Yu. Patent of the Russian Federation No. 2693776 dated 04.07.2019, "Composition for the production of biodegradable polymer film based on natural materials."

18. In Belarus, they began to produce "real decomposing packages." They're from corn. Newspaper Komsomolskaya Pravda. URL: https://www.kp.by/daily/26989/4049753/

19. The production of biodegradable packaging is launched in the free economic port of Vladivostok. URL: http://integral-rus-sia.ru/2018/01/21/16960/

20. Shop without packaging. Business news. URL: https://tv2.today/Istorii/Magazin-bez-upakovki#ixzz6J3G5uRCJ»

21. Sokolov A.V., Kurbanova A.A. Mass movements in modern Russia (on the example of the movement in support of A. Na-valny) //Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2018. № 52. C. 231-245.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10658

Н.В. Фалина - доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, natakka@yandex.ru,

N.V. Falina - associate Professor of the Department of Economics and foreign economic activity, Cand. Ekon.D., Kuban state agrarian University.

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ FEATURES AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Ключевыми составляющими в системе государственного регулирования ВЭД в России являются такие инструменты управления, как таможенное тарифное и нетарифное регулирование, а также следующие методы стимулирования: государственная поддержка экспортеров, гарантии, страхование. Но в современных экономических условиях государству приходится выбирать и новейшие способы регулирования ВЭД, благоприятно воздействующие на экономику в целом. Для решения этой задачи целостной и комплексной системой управления ВЭД в России используются механизмы создания особых экономических зон и специальных административных районов, на территории которых действуют определенные преференции для осуществления предпринимательской деятельности иностранными резидентами. Созданные государством условия для совершения приграничной торговли благоприятно влияет на развитие регионов по всей стране путем стимулирования повышения объемов производства для экспорта.

В статье рассмотрены особенности функционирования многокомпонентной системы управления внешнеэкономической деятельностью РФ. Определены методы и инструменты регулирования. Рассмотрена специфика осуществления экономической деятельности резидентами особых экономических зон, а также специальных административных районов. В результате анализа инвестиционной активности определены наиболее привлекательные направления для инвестирования в долгосрочном периоде.

Abstract. The key components in the system of state regulation of foreign trade in Russia are such management tools as customs tariff and non-tariff regulation, as well as the following incentive methods: state support for exporters, guarantees, and insurance. But in modern economic conditions, the state also has to choose the latest ways of regulating foreign trade activities that have a positive impact on the economy as a whole. To solve this problem, an integrated and integrated system of foreign economic activity management in Russia uses mechanisms for creating special economic zones and special administrative regions, on the territory of which certain preferences apply for business activities by foreign residents. The conditions created by the state for cross-border trade have a positive impact on the development of regions throughout the country by stimulating an increase in production volumes for export.

The article deals with the features of functioning of a multi-component system for managing foreign economic activity of the Russian Federation. Methods and tools of regulation are defined. The article considers the specifics of economic activity by residents of special economic zones, as well as special administrative regions. As a result of the analysis of investment activity, the most attractive areas for investment in the long term are identified.

Ключевые слова: государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, особые экономические зоны, приграничная торговля, специальные административные районы, налоговые льготы.

Keywords: state regulation, foreign economic activity, special economic zones, border trade, special administrative regions, tax benefits.

В настоящее время формирование внешней политики государства зависит от регулирования его внешнеэкономической деятельности. На протяжении всей истории становления и развития в России рыночных отношений политика внешней торговли претерпевала изменения ввиду факторов, влияющих на экономическое и социальное развитие государства.

Необходимость совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в России, в первую очередь, обусловлена вступлением страны в ВТО, а также негативным влиянием санкций со стороны ряда государств. Именно поэтому важнейшей задачей государственного регулирования ВЭД является поддержание стабильного состояния экономики государства, развитие внешнеторговых отношений.

Государственное регулирование ВЭД в РФ представляет собой многокомпонентную и динамичную систему, объединяющую деятельность исполнительных и законодательных органов государственной власти. Данный процесс опирается на ряд важных принципов. Во-первых, в государстве должно преобладать единство проводимой внешнеэкономической и внутриэкономической политики. Во-вторых, в стране должно прослеживаться единство как государственного, так и негосударственного регулирования, а также осуществление контроля над этой системой. В-третьих, санкции, регулирующие ВЭД, должны носить не административный, а экономический характер. Одним из основных органов, осуществляющих выработку направления государственной политики и регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны, является Министерство экономического развития РФ. Осуществление своей работы данный орган государственной власти производит в соответствии с указами Президента и разработанными стратегиями экономического развития.

Межправительственные комиссии, в свою очередь, осуществляют мониторинг торговой политики и контроль за соблюдением соглашений торговыми партерами России. Их деятельность направлена на развитие двусторонних торговых отношений между странами или группами стран.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ВЭД, является ФЗ N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем закреплено понятие внешнеторговой деятельности как «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» [1]. Данный закон разграничивает права, обязанности и ответственность между государством и его экономическими субъектами в процессе осуществления внешней торговли.

Важное значение в регулировании ВЭД имеет Федеральный закон N 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Данный нормативно-правовой акт определяет основные принципы осуществления экспортной деятельности. Именно в этом законе закреплено понятие «внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)» [2].

Следует отметить, что в настоящее время мнения многих научных авторов относительно трактовки ВЭД разделились. Примечательно, что некоторые из них считают ВЭД комплексной и независимой системой, поддающейся специфическим методам регулирования. Отождествление этими научными деятелями понятий внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности вызвали волну споров и возражений со стороны их оппонентов. Представители противоположной точки зрения считают необходимостью подразделять международные экономические отношения на два основных специфических по предмету отношений направления: международные финансы и внешнюю торговлю. Примечательно, что процессы внешнеторговой и международной финансовой деятельности тесно взаимосвязаны между собой товарно-денежным характером производимых операций. В то же время они имеют существенные различия, заключающиеся в специфике работы рынка товаров и услуг, а также интеллектуальной собственности.

Ключевыми составляющими в системе государственного регулирования ВЭД в России являются такие инструменты управления, как таможенное тарифное и нетарифное регулирование, а также следующие методы

стимулирования: государственная поддержка экспортеров, гарантии, страхование. Большое значение также имеет регулирование осуществляемых международных расчетов и документооборота. Помимо этого, в стране происходит регулирование внешних инвестиций, валютное регулирование и контроль над движением валюты. В стране контролируется отток национального капитала.

В РФ определены два основных уровня управления ВЭД: государственный и региональный, то есть не все мероприятия по регулированию внешней деятельности проводятся совместными усилиями федеральных исполнительных и законодательных органов государственной власти, некоторые осуществляются органами власти субъектов федерации. Как правило, это финансовые и информационные меры поддержки региональных экспортеров, в целях увеличения объемов экспортируемой продукции и сырья.

Помимо государственных и региональных методов регулирования ВЭД существуют особые методы. Они используются для управления особыми экономическими зонами (далее ОЭЗ), деятельность которых осуществляется на основании Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» [3]. Следует отметить, что эти зоны создаются для разработки новых высоких технологий, развития промышленным производств, развития туристической и рекреационной отраслей, а также для развития транспортной отрасли. Это обусловлено действующим на территории ОЭЗ льготным режимом для осуществления предпринимательской деятельности. Примечательно, что каждая ОЭЗ имеет свой юридический статус, определяющий особенности налоговых, инвестиционных и административных предоставляемых льгот, а также собственную деловую инфраструктуру. Согласно статистике, прибыль от инвестирования в отрасли таких зон более чем на 30% выше, нежели в среднем по России.

Следует отметить, что ОЭЗ способствуют привлечению в наиболее важные экономические отрасли РФ иностранных инвестиций. На современном этапе развития института особых экономических зон, а именно с момента принятия Федерального закона от 22.07.2005г. №°116-ФЗ «Об особых экономических зонах», было создано около 50 зон четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреацион-ные и портовые зоны (рис. 1).

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

ОЭЗ ППТ ОЭЗ ТВТ Портовые ОЭЗ ОЭЗ ТРТ —ж— Всего

Рисунок 1 - Динамика создания ОЭЗ в России

Из общего числа созданных ОЭЗ 11 зон прекратили свое существование, и все - по предусмотренному пунктом 2 части 7 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ основанию - за три года их существования не было заключено ни одного инвестиционного соглашения. Таким образом, в настоящее время на территории России продолжают функционировать 31 особая экономическая зона (таб. 1).

Таблица 1 - Классификация особых экономических зон Российской Федерации

Тип СЭЗ Название СЭЗ Специализация

Промышленно-произ-водственный тип (ОЭЗ ППТ) ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ ППТ «Ала-буга», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ ППТ «Тольятти», ОЭЗ ППТ «Калуга», ОЭЗ ППТ «Титановая долина», ОЭЗ ППТ «Узловая», ОЭЗ ППТ «Лотос», ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат», ОЭЗ «Центр», ОЭЗ ППТ «Кашира», ОЭЗ ППТ «Грозный», ОЭЗ ППТ «Орёл» Машиностроение, производство строительных материалов, химическая промышленность, автомобилестроение и производство компонентов, металлообработка, товары народного потребления, пищевая промышленность, судостроение и др.

Технико-внедренческий тип (ОЭЗ ТВТ) ОЭЗ «Технополис «Москва», ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОЭЗ ТВТ «Исток», ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», ОЭЗ ТВТ «Томск» ОЭЗ «Иннополис» Информационные технологии, телекоммуникации, нанотехнологии, био- и медицинские технологии, электроника, энергосберегающие технологии, ядерная физика и др.

Туристско-рекреацион-ный тип (ОЭЗ ТРТ) ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Ворота-Байкала», ОЭЗ ТРТ «Завидово», ОЭЗ ТРТ Горнолыжный туризм, экологический туризм, культурно-развлекательный туризм, лечебно-

Северокавказский туристический кластер - Курорты Северного Кавказа (2 зоны) ОЭЗ ТРТ Каспийский прибрежный кластер (5 зон) оздоровительный туризм, деловой туризм, экскурсионный туризм, круизный туризм и др.

Портовый тип (ПОЭЗ) ПОЭЗ «Ульяновск». Логистика, авиастроение, композитные материалы, электроника и др.

Помимо перечисленных выше зон на территории России имеются ещё три зоны с особым экономическим статусом, действующие на основании иных федеральных законов: особые зоны в Калининградской и Магаданской областях, свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

За 13 лет функционирования на территории особых экономических зон России зарегистрировано 707 компаний-резидентов (рис. 2). При этом в целом наблюдается положительная тенденция - в 2018 г. по сравнению с 2012 г. количество резидентов увеличилось более чем в 2,5 раза с 246 ед. до 707 ед.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

ОЭЗ ППТ ОЭЗ ТВТ ОЭЗ ТРТ ПОЭЗ Всего

Рисунок 2 - Динамика количества резидентов ОЭЗ РФ накопленным итогом, ед.

Следует отметить, что наиболее привлекательными для инвесторов в России стали технико-внедренческие ОЭЗ - на их долю приходится более половины резидентов. Это обусловлено заинтересованностью инвесторов в развитии инновационных технологий. Помимо этого, у технико-внедренческих ОЭЗ есть дополнительные преференции: резиденты не платят налог на прибыль в федеральный бюджет. В свою очередь меньше всего зарегистрировано резидентов в портовых зонах - на их долю приходится 1% общего количества резидентов.

Для осуществления определенного порядка перемещения товаров через границу Евразийского экономического союза был разработан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. В рамках данного нормативно-правового акта используются понятия «свободная экономическая зона (далее - СЭЗ). В соответствии с юридическими особенностями, предусмотренными в рамках международных договоров, некоторые СЭЗ в этом кодексе определяются, например, как «Портовая СЭЗ», «Туристско-рекреационная СЭЗ» и др [4].

К концу 2018 г. в ОЭЗ зарегистрировано 131 компания с участием иностранных инвесторов из 33 зарубежных стран. Благодаря этим инвестициям в 2020 г. было создано 28421 рабочих мест. Среди иностранных инвесторов в российских ОЭЗ по объему осуществленных инвестиций лидирующие позиции занимают Кипр, США, Нидерланды, Турция, Германия и др.

Примечательно, что в современное время не существует единого мнения о степени полезности создания СЭЗ, так как некоторые ученые считают, что такие зоны малоэффективные и не принесли должно экономического развития государству. Не смотря на такую точку зрения, наиболее эффективно функционирующими являются технико-внедренческие и промышленно-производственные, что обусловлено их близостью к ресурсной и сырьевой базе, развитой инфраструктурой и транспортной сетью. Производство на территории данных промышленных зон способствует повышению конкурентоспобности продукции, на что повлияло снижение затрат. Приоритетными направлениями деятельности промышленных зон является производство автомобилей и запчастей, строительных материалов, химической и бытовой продукции.

В настоящее время для увеличения объема иностранных инвестиций и создания в государстве новых рабочих мест целесообразно способствовать развитию СЭЗ, модернизировать расположенные на их территории предприятия, а также совершенствовать законодательную базу.

В РФ существуют отдельные регионы, являющиеся СЭЗ, например, Калининградская область. Осуществление экономической деятельности в пределах это зоны регламентируется в соответствии с Федеральным законом №16- ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Следует отметить, что основной целью создания этой экономической зоны было повышение ее социально-экономического развития.

Резиденты Калининградской СЭЗ на первые шесть лет своей экономической деятельности освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и налога на землю в первые пять лет работы. В последующие шесть и пять лет соответственно резидентам предоставлялась скидка на уплату выше перечисленных налогов в размере 50%.

Следует отметить, что в 2016 г. по международному договору в Калининградской области был прекращен режим вывоза изготовленных из импортного сырья товаров. Все выше перечисленные преференции не изменились.

Принятый в декабре 2017 г. поправки Федеральный Закон №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» установил минимальный объем инвестиций в сферу здравоохранения СЭЗ в размере десяти миллионов рублей; в сферу информационных технологий - не менее одного миллиона рублей. Помимо этого, согласно данному нормативно-правовому акту, был установлен упрощенный порядок получения иностранцам въездных виз, также были упрощены процедуры проверки проектной документации и внесены изменения в тарифы страховых взносов.

Приграничная торговля в России является особым элементом регулирования ВЭД. Такой вид торговли можно сопоставить с внешней торговлей, поскольку она осуществляется вблизи границ субъектов федерации. Приграничная торговля регламентируется международными договорами. Такие нормативно-правовые акты создают благоприятные условия для осуществления торговой деятельности между государствами или группами государств.

Главной целью осуществления приграничной торговли является интегрирование субъектов РФ в международную торговлю для повышения благосостояния населения и удовлетворения им своих потребностей. Следует отметить, что состояние такого вида торговли зависит от геополитической ситуации в мире. Негативные факторы международной арены могут пагубно повлиять на состояние отечественного малого и среднего предпринимательства. Для недопущения такого влияния в 2011 г. было принято международное соглашение, разрешающее безвизовое передвижение для жителей Калининградской области и некоторых воеводств Польши. Данное соглашение позволяло находиться на выше указанных территориях не более 180 дней, причем для получения карточки о местном пограничном передвижении (далее - МПП) гражданам обоих стран необходимо было предоставить паспорт и документ, который подтверждает постоянно проживание на приграничных территориях.

Одним из элементов государственного регулирования ВЭД является наличие специальных административных районов. Такие районы были созданы в 2018 г. целях урегулирования нестабильной внешнеэкономической ситуации, порожденной введением санкций со стороны иностранных государств. В конце декабря 2018 г. были внесены изменения в законодательство о специальных административных районах (САР), которые также часто называют «русскими офшорами». Поправки уточнили и расширили налоговые льготы, применимые к зарегистрированным в САР международным компаниям, а также внесли изменения в положения, регулирующие корпоративные отношения с участием международных компаний и уточнили ряд процедурных вопросов.

Стоит отметить, что правила САР нередко воспринимаются как льготы, которые доступны только тем, кто попал под международные санкции. Действительно, для тех, в отношении кого введены «меры ограничительного характера», в законе предусмотрен ряд специальных правил. Однако зарегистрировать международную компанию в САР можно и тем, кто не пострадал от санкций, что делает «российские офшоры» универсальным инструментом налогового планирования.

В условиях функционирования САР можно выделить три вида международных компаний:

— «обычные» международные компании («МК»),

— международные холдинговые компании («МХК»),

— публичные международные холдинговые компании («публичные МХК»).

Ключевые налоговые льготы, предусмотренные для каждой категории МК, приведены в таблице 2.

Как видно из данной таблицы, наибольшее число льгот доступно публичным МХК. Указанные в таблице льготы в некоторых случаях дают налоговые преимущества международным компаниям перед другим способом перевода иностранной компании в российскую налоговую среду - сменой налогового резидентства иностранной компании на российское.

Для предприятий, зарегистрированных в пределах этих территорий, устанавливаются налоговые ставки в размере 0-5% на доходы. Резидентом специального административного района (САР) может стать исключительно иностранная компания. Государство установило минимальный объем необходимых к вложению инвестиций в размере пятидесяти миллионов рублей за полугодие. Законодательство о «русских офшорах» позволяет перевести иностранную компанию в Россию в САР на острове Русский в Приморском крае или на острове Октябрьский в Калининградской области.

Таблица 2 - Ключевые налоговые льготы, предусмотренные для каждой категории

международных компаний(МК) в условиях функционирования САР

Льгота Основание (НК РФ) «Обычные МК МХК Публичны МХК Срок льготы

1 2 3 4 5 6

15-процентный порог контроля КИК П. 3.1 ст. 25.13 Да Да Да Не ограничен

Определение налоговой стоимости дочерних компаний по их рыночной стоимости при создании МК П. 4 ст. 3 закона № 294-ФЗ4 Да Да Да До 31 декабря 2019 г.

Запрет на налоговые проверки МК в отношении периодов, предшест-вующих регистрации МК П. 5.2 ст. 89 Да Да Да Не ограничен

Освобождение прибыли МК от налогообложения на уровне контролирующего лица Подп. 9 п. 1 ст. 25.13-1 Нет Да Да Не ограничен

Освобождение прибыли контролируемых МК компаний на уровне МК Подп. 58 п. 1 ст. 251 Нет Да Да До 1 января 2029 г.6

Пониженный 15-процентный порог для освобождения полученных дивидендов Подп. 1.1 п. 3 ст. 284 Нет Да Да Не ограничен

Освобождение прибыли от продажи дочерних компаний при условии 15-процентной доли и года владения Статья 284.7 Нет Да Да Не ограничен

Ставка 5% при выплате дивидендов иностранным лицам и физическим лицам - нерезидентам Подп. 1.2 п. 3 ст. 284, п. 3 ст. 224 Нет Нет Да До 1 января 2029 г.

Развитие САР в России запланировано на долгосрочный период. Такая антисанкционная мера способствует повышению конкурентоспособности государства на мировой арене и стабилизирует российскую экономику.

Подводя итог, можно отметить, что в современных экономических условиях государству приходится выбирать новейшие способы регулирования ВЭД, благоприятно воздействующие на экономику в целом. Для решения этой задачи целостной и комплексной системой управления ВЭД в России используются механизмы создания особых экономических зон и специальных административных районов, на территории которых действуют определенные преференции для осуществления предпринимательской деятельности иностранными резидентами. Созданные государством условия для совершения приграничной торговли благоприятно влияет на развитие регионов по всей стране путем стимулирования повышения объемов производства для экспорта.

Источники:

1. Федеральный Закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.12.2003 г. [Электронный ресурс]. - Точка доступа: www.consultant.ru

2. Федеральный Закон № 138-Ф3 «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. [Электронный ресурс]. - Точка доступа: https://base.garant.ru

3. Федеральный Закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» от 22.07.2005 г. [Электронный ресурс]. -Точка доступа: www.consultant.ru

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - Точка доступа: www.consultant.ru

5. Федеральный Закон № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 10.01.2006 г. [Электронный ресурс]. Точка доступа: www.consultant.ru

6. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Точка доступа: https://www.economy .gov.ru

7. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 291 -ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» РФ [Электронный ресурс]. - Точка доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71905528/

8. Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russez.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Адаменко А.А. Финансовая безопасность как ключевой фактор развития экономики России на современном этапе / А.А. Адаменко, М.В. Желябовская В сборнике: Современная экономика и ее информационное обеспечение: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Краснодар, 2019. - С. 306-314.

10. Корецкий И.К. Управление рисками в организации при осуществлении внешнеэкономической деятельности / И.К. Корецкий, Н.В. Фалина // Эпомен. 2020. № 42. С. 181-188.

11. Леханова Т.С. Совершенствование мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России на основе зарубежного опыта / Т.С. Леханова, Н.В. Фалина // В сборнике: Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции . 2019. С. 399-406.

References:

1. Federal Law No. 164-FZ "On the basis of state regulation of foreign economic activity" dated 08.12.2003. [Electronic resource]. - Mode of access: www.consultant.ru

2. Federal Law No. 138-FZ "On export control" of 18.07.1999 [Electronic resource]. - Mode of access: https://base.garant.ru

3. Federal Law No. 116-FZ "On special economic zones in the Russian Federation" dated 22.07.2005. [Electronic resource]. -Mode of access: www.consultant.ru

4. Customs code of the Eurasian economic Union [Electronic resource]. - Mode of access: www.consultant.ru

5. Federal Law No. 16-FZ "On the special economic zone in the Kaliningrad region and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" dated 10.01.2006. [Electronic resource]. Access point: www.consultant.ru

6. Official website of the Ministry of economic development of the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.economy .gov.ru

7. Federal law No. 291-FZ of August 3, 2018 "On special administrative regions in the territories of the Kaliningrad region and Primorsky Krai" of the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71905528/

8. Russia. Special economic zone. [Electronic resource] - access mode: http://www.russez.ru/

9. Adamenko A.A. Financial security as a key factor in the development of the Russian economy at the present stage. Adamenko, M.V. Zhelyabovskaya In the collection: Modern economy and its information support: state, problems and development prospects. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. Krasnodar, 2019 .-- S. 306-314.

10. Koretsky I.K. Risk management in the organization in the implementation of foreign economic activity / I.K. Koretsky, N.V. Falina // Epomen. 2020.No. 42. S. 181-188.

11. Lekhanova T.S. Improvement of measures of state regulation of foreign economic activity in Russia on the basis of foreign experience / T.S. Lekhanova, N.V. Falina // In the collection: Spatial and structural transformation of the Russian economy: problems and prospects. Materials of the international scientific and practical conference. 2019.S. 399-406.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10659

Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - senior lecturer of the department of accounting theory, candidate of economic sciences, Kuban State Agrarian University;

Н.В. Еремина - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, nata-eremina@mail.ru,

N.V. Eremina - senior lecturer of the department of accounting theory, Kuban state agrarian University.

К ВОПРОСУ О ТРЕБОВАНИЯХ К ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

ON THE ISSUE OF REQUIREMENTS FOR FINANCIAL INFORMATION OF ECONOMIC ENTITIES

Аннотация. Составление финансовой отчетности экономического субъекта, в том числе составление бухгалтерского баланса является завершающим этапом хозяйственной деятельности экономического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.