Научная статья на тему 'Особенности хореографической подготовки в синхронном плавании на начальном этапе обучения'

Особенности хореографической подготовки в синхронном плавании на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1987
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ / SYNCHRONOUS SWIMMING / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / ГИБКОСТЬ / ЭКЗЕРСИС / EXERCISE / ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС / CHOREOGRAPHIC EDUCATION / MOTOR COORDINATION / ELASTICS / GAME PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Н.П., Золотова Е.А.

В статье рассматриваются особенности хореографической подготовки в синхронном плавании на начальном этапе обучения. Авторами проведен анализ хореографической подготовки в условиях ДЮСШ, и было выявлено, что по мере роста подготовки на 2-м, 3-м году обучения хореография усиливается за счет включения различных базовых упражнений. На занятиях наряду с упражнениями у станка, много времени отводится освоению движений на середине зала (без опоры). Также включаются прыжки, равновесия. Авторами даются рекомендации по выполнению упражнений синхронистками на начальном этапе обучения синхронному плаванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHIC BACKGROUND FEATURES DURING THE FIRST STEP SYNCHRONOUS SWIMMING

The article tells about choreographic background features during the first step synchronous swimming. Authors made analysis of choreographic background at children and youth sport school (CYSS) and found out that while teaching the 2nd and 3rd years of study the process is increased including based exercises. During the lessons there are not only with apparatus exercises but without. There is also jumping. Authors give the advice how to do exercises for synchronous swimming at the beginning.

Текст научной работы на тему «Особенности хореографической подготовки в синхронном плавании на начальном этапе обучения»

УДК 797.217.2

ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Моисеев, преподаватель Е.А.Золотова, Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны

CHOREOGRAPHIC BACKGROUND FEATURES DURING THE FIRST

STEP SYNCHRONOUS SWIMMING

N.P. Moiseev, Ph.D., Associate Professor

E.A. Zolotova, Lecturer Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: хореографическая подготовка, синхронное плавание, координация движений, гибкость, экзерсис, игровой процесс

Аннотация. В статье рассматриваются особенности хореографической подготовки в синхронном плавании на начальном этапе обучения. Авторами проведен анализ хореографической подготовки в условиях ДЮСШ, и было выявлено, что по мере роста подготовки на 2-м, 3-м году обучения хореография усиливается за счет включения различных базовых упражнений. На занятиях наряду с упражнениями у станка, много времени отводится освоению движений на середине зала (без опоры). Также включаются прыжки, равновесия. Авторами даются рекомендации по выполнению упражнений синхронистками на начальном этапе обучения синхронному плаванию.

Key words: choreographic education, synchronous swimming, motor coordination, elastics, exercise, game process

Summary: The article tells about choreographic background features during the first step synchronous swimming. Authors made analysis of choreographic background at children and youth sport school (CYSS) and found out that while teaching the 2nd and 3rd years of study the process is increased including based exercises. During the lessons there are not only with apparatus exercises but without. There is also jumping. Authors give the advice how to do exercises for synchronous swimming at the beginning.

Задачами хореографической подготовки синхронисток является повышение общей координации движений, гибкости, совершенствование уровня технической и физической подготовленности, воспитание двигательной культуры и творческих способностей, формирование осанки, артистичность исполнения спортивных программ.

Средством достижения запланированных результатов является применение партерного и классического экзерсисов. В практике подготовки синхронисток особенно на начальном этапе обучения используется огромный выбор всевозможных упражнений значительно различающихся по их ценности, поэтому основная задача тренера выбрать такие средства подготовки, которые были бы наиболее эффективными при решении поставленных задач. Выбор упражнений должен быть научно обоснован и апробирован на практике.

На первом этапе наших исследований нами проведен анализ хореографической подготовки в условиях ДЮСШ. На начальном этапе обучения синхронистки изучают простейшие упражнения классического экзерсиса. К ним относятся основные позиции рук и ног, полуприседы («деми плие»), приседания («гран плие»), выведение ноги вперед, в сторону, на носок («батман тандю мэмпль»), малые махи («батман тандю жэтэ»), резкое сгибание и разгибание голени с ударом у щиколотки опорной ноги («батман фраппэ»), круговые движения вытянутой ноги по полу («рон де жамб партер»), большие махи («гран батман») и др.

Хореографическая подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса в синхронном плавании, особенно важна она на начальном этапе - для выработки правильной осанки, постановки корпуса, укрепление опорно-двигательного аппарата, развития музыкальных и ритмических способностей.

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.

Нами выявлено, что по мере роста подготовки на 2-м, 3-м году обучения хореография усиливается за счет включения различных базовых упражнений. На занятиях наряду с упражнениями у станка, много времени отводится освоению движений на середине зала (без опоры). Также включаются прыжки, равновесия.

Уроки хореографии могут проводиться в спортивном зале. Наличие специальных станков в зале необязательно, но желательно. При выполнении упражнений перед зеркалом необходимо менять направление движения учащихся с тем чтобы,

поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу. Постоянные занятия лицом зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении.

Приступая к изучению азов классической хореографии на начальном этапе следует добиваться правильного выполнения упражнений и исправлять, и предотвращать технические ошибки.

При изучении нового и повторении пройденного материала следует как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети, с целью, чтобы дети научились мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Хореография является одним из основных средств работы над композицией, поскольку помогает воспитывать грациозность, художественный вкус. Поэтому в занятия рекомендуется включать упражнения под музыку в разном ритме и темпе, а также упражнения выполняемые синхронистками экспромтом, а также музыкально-танцевальные импровизации. Рекомендуется выполнение небольших пластических этюдов с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра в мяч). Развитию актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка», «петух») и др.

В группах 2-го года обучения следует включать занятия хореографией на воде. Выполнение основных позиций рук в экбита, с поворотами, в разном темпе, а также выполнение произвольных связок руками с перестроением, и без пересстроений. Кроме того, при выполнении этих упражнений дети легче осваивают движения при выполнении композиций, а также тренируются такие качества как координация движений, сила, выносливость.

На начальном этапе подготовки особое внимание следует уделять специальному растягиванию мышц и увеличению степени подвижности в суставах, что достигается работой на полу (партерный экзерсис), у хореографического станка и на середине зала.

Для повышения теоретических и практических знаний спортсменок целесообразно включать просмотр и обсуждение видеоматериалов, соревнований, знакомство с методикой работы художественной и спортивной гимнастики, акробатики, фигурного катания.

Литература:

1. Беритов, И. С. Общая физиология мышечной и нервной системы / И.С.Беритов. - М.: Медицина, 1966. -т. 2. - С. 337-368.

2. Гавердовский, Ю.К. Исследование зависимости абсолютной силы мышц от положения головы при скоростной работе в плечевых и тазобедренных суставах / Ю.К.Гавердовский, Н.П.Моисеев // Материалы итоговой научной конференции Алма-Атинского ГИФКа. - М., 1975. - С. 75-77.

3. Гавердовский, Ю.К. Упражнения на перекладине / Ю.К.Гавердовский. - М.: ФИС, 1975. - 152 с., с илл.

4. Гандельсман А.В., Крестовников А.Н., Панин Н.А. Роль афферентных систем при фигурном катании на коньках / А.В.Гандельсман, А.Н.Крестовников, Н.А.Панин. // Теория и практика физической культуры. -1946. - № 1. - С.547-555.

5. Гимнастика. Учебник для средних физкультурных заведений. - М.: ФИС, 1969.- 423 с., ил.

6. Гороховский Л.З. Роль положений и движений головы при прыжках в воду /Л.З.Гороховский // Теория и практика физической культуры. - 1959. - № 6. - С.538-543.

7. Жуков Е.К. Очерки по нервно-мышечной физиологии / Е.К.Жуков. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. - 287 с., ил.

8. Кесарева, Е.П. Тонические рефлексы человека при различных положениях тела: сб. проблем физиологии спорта / Е.П.Кесарева. - М.: ФИС, 1958. - С. 107-115.

9. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнении / А.Н.Крестовников. - М.: ФИС, 1951. - 532 с., ил.

Glossary:

1. Beritov, I.S. General muscles and nervous / Beritov I.S. - М.: Medicine, 1966. - b.2. - P.337-368.

2. Gaverdovsky, U.K, Moiseev N..P. Researches of dependence muscle force from head position under speed work in shoulders and hip joints / Gaverdovsky U.K, Moiseev N.P. // Works of the final science conference Alma-Atinskogo GIFKa, 1975. - P.75-77.

3. Gaverdovsky, U.K Horizontal bar exercises / Gaverdovsky U.K - М.: Physical Culture and sport, 1975. -152 p., pic.

4. Gandlsman, А.У., Krestovnikov А.К, Panin NA. Role of afferent system during skating / Gandlsman А.У., Krestovnikov А.К, Panin КА. // Theory and practices of Physical Culture. - 1946. - № 1. - P. 547555.

5. Gymnastics. High PC schoolings Teachers' Manuel /Under general addition. Doc., full professor A.M. Shmeleva. Ukraine. - М.: Physical Culture and sport, 1969.- 423 p., pic.

6. Gorohovsky, L.Z. Role of head position and movement under the water jump / Gorohovsky L.Z. // Theory and practices of Physical Culture. - 1959. - № 6. - P. 538-543.

7. Zhykov, Е.К. Works about nervous and muscles physiology / Zhykov Е.К. - L.: Science, Leningrad branch, 1969. - 287 p., pic.

8. Kesareva, E.P. Tonic men's reflects under different body position: Col. Sport Physiology problems / Kesareva E.P. - М.: Physical Culture and sport, 1958. - P. 107-115.

9. Krestovnikov, A.N. Physiology physical exercises essays / Krestovnikov A.N. - М.: Physical Culture and sport, 1951. - 532 p., pic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.