Научная статья на тему 'Обучение гимнастическим упражнениям с учетом закономерностей рациональной установки головы'

Обучение гимнастическим упражнениям с учетом закономерностей рациональной установки головы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ГИМНАСТИКА / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ГОЛОВЫ / THE RATIONAL HEAD SETTING REGULARITY / АЦИКЛИЧЕСКИЙ ТИП ДВИЖЕНИЙ / ТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ / TONIC REFLECTS / GYMNASTIC / NONCIRCULAR KIND OF ACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Моисеев Н.П.

В статье рассматривается обучение гимнастическим упражнениям с учетом закономерностей рациональной установки головы. Основной задачей исследования явилось определение эффективности обучения гимнастическим упражнениям, построенного с учетом закономерностей рациональной установки головы. В педагогическом эксперименте приняло участие 97 студентов института физкультуры. Для разучивания были взяты десять гимнастических упражнений на коне, кольцах, брусьях, перекладине и акробатике. Автор заключает, что общий итог педагогического эксперимента статистически достоверно указывает на эффективность методики, при которой целенаправленно используются закономерности установки головы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моисеев Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GYMNASTICS EXERCISES TEACHING UNDER THE RATIONAL HEAD SETTING REGULARITY

The article tells gymnastics exercises teaching under the rational head setting regularity. The main purpose of the research is to define the affectivity of gymnastics exercises teaching under the rational head setting regularity. 97 students of Physical Culture Institute took place in the experiment. 10 gymnastics exercises were taken to be learnt: horse, rings, skids, crossbar and acrobatics. Author tells that method works effective.

Текст научной работы на тему «Обучение гимнастическим упражнениям с учетом закономерностей рациональной установки головы»

УДК 796.413

ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ С УЧЕТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ГОЛОВЫ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.П.Моисеев Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны

GYMNASTICS EXERCISES TEACHING UNDER THE RATIONAL HEAD

SETTING REGULARITY

N.P. Moiseev, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: обучение, гимнастика, упражнения, закономерности рациональной установки головы, ациклический тип движений, тонические рефлексы

Аннотация: В статье рассматривается обучение гимнастическим упражнениям с учетом закономерностей рациональной установки головы. Основной задачей исследования явилось определение эффективности обучения гимнастическим упражнениям, построенного с учетом закономерностей рациональной установки головы. В педагогическом эксперименте приняло участие 97 студентов института физкультуры. Для разучивания были взяты десять гимнастических упражнений на коне, кольцах, брусьях, перекладине и акробатике. Автор заключает, что общий итог педагогического эксперимента статистически достоверно указывает на эффективность методики, при которой целенаправленно используются закономерности установки головы.

Key words: teaching, gymnastic, exercises, the rational head setting regularity, noncircular kind of action, tonic reflects

Summary: The article tells gymnastics exercises teaching under the rational head setting regularity. The main purpose of the research is to define the affectivity of gymnastics exercises teaching under the rational head setting regularity. 97 students of Physical Culture Institute took place in the experiment. 10 gymnastics exercises were taken to be learnt: horse, rings, skids, crossbar and acrobatics. Author tells that method works effective.

Уровень высших спортивных достижений неуклонно повышается. Соответственно этому постоянно возрастают и требования к научно-методическому обеспечению спорта, во

всех случаях целевого введения в теорию и практику новых научных методов ставится выявление все более тонких закономерностей построения движений, принципов формирования двигательного навыка, становления физических качеств спортсмена, изменения его функционального состояния и др.

В настоящее время широко культивируются виды спорта, построенные на искусственно заданных движениях точностного ациклического типа. Такова, в частности, и наиболее характерна с этой точки зрения, гимнастика.

Предметом оценки в спортивной гимнастике является точность воспроизведения наперед заданной формы спортивного упражнения согласно стилевым, трудностным и другим исторически сложившимся требованиям правил соревнований.

Наряду с постоянным возрастанием трудности отдельных гимнастических упражнений и целых комбинаций на видах многоборья, требования к точности их исполнения постоянно повышаются. Современный гимнаст должен в связи с этим как никогда рационально распоряжаться отпущенным и ему природой двигательными ресурсами, разумно взвешивать и целенаправленно применять все объективно существующие закономерности построения движений.

Одним из таких факторов, способных оказать известное влияние на процесс исполнения спортивного упражнения, являются тонические рефлексы.

Специальная литература и особенно практика показывают, что в процессе разучивания и исполнения спортивных упражнений движения головой весьма часто оказываются ключевыми. При этом научное истолкование данного явления связывается различными авторами с действием шейно-лабиринтных тонических рефлексов .

Шейно-лабиринтный рефлекторный механизм фундаментально исследовался физиологами на животных (В.А.Кисляков, 1958; Р.Магнус, Радемакер, де Клейн, Винклер, 1962; И.С.Беритов, 1966 и др.), на человеческих эмбрионах (М.А.Минковский, 1936; Р.Маринеско, А.С.Пенцик, 1958 и др.), а также на детях и взрослых в условиях патологии (Н.К.Боголепов, С.Н.Давиденко, Е.М.Стеблов, Б.Н.Маньковский, 1959 и др.). Характерны указания на изменение вследствие тонических рефлексов тонуса диафрагмы (А.Н.Крестовников, И.Д.Эльяшев, 1938), хронаксии (Н.Т.Нехорошев, А.И.Бахтиозин, Л.В.Латманизова, 1958 и др.), электрической активности мышц (Е.К.Жуков, 1956; Е.П.Кесарева, 1958; Ю.З.Захарьянц, 1964; Р.С.Персон, 1969, Н.П.Моисеев и др.). Однако, наибольший интерес представляют высказывания многочисленных авторов (С.Э.Ермолаева, 1937; А.Н.Крестовников, В.В.Яцковский, 1940; Л.Н.Соколов, 1964; А.В.Коробков, В.П.Озолин, В.П.Филин, 1974; О.Джексон, Л.Снайдер, К.Догерти, 1974 и др.), указывающих на роль тонических рефлексов для исполнения спортивных упражнений.

Все авторы, затрагивающие вопрос о движениях и установке головы, выделяют этот момент как один из ключевых элементов техники циклических и ациклических локомоций. Действия тонических рефлексов связывают с энергетической целесообразностью упражнений, их экономичностью (А.Н.Крестовников, В.В.Яцковский, 1949; Л.Н.Соколов, 1964; А.В.Коробков, Н.Г.Озолин, В.П.Озолин, В.П.Филин, 1974 и др.), а также оптимизацией процесса управления движением (А.Н.Крестовников, А.Б.Гандельсман, 1946; Л. З .Гороховский, 1959; Ю.К.Резников, 1959, Н.П.Моисеев, 1985, 1998 и др.).

Основной задачей нашего исследования явилось определение эффективности обучения гимнастическим упражнениям, построенного с учетом закономерностей рациональной установки головы.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: изучение литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В педагогическом эксперименте приняло участие 97 студентов института физкультуры. Для разучивания были взяты десять гимнастических упражнений на коне, кольцах, брусьях, перекладине и акробатике. Контрольная группа обучалась по традиционной методике (М.Л.Укран, А.М.Шлемин, 1969, А.Т.Брыкин, 1971, В.М.Смолевский, Ю.К.Гавердовский, 1979), а экспериментальная - по уточненной: на основе лабораторных исследований структуры гимнастических упражнений

(Ю.К.Гавердовский, Н.П.Моисеев , 1975, 1985) были разработаны педагогические рекомендации по оптимизации процесса обучения гимнастическим упражнениям с учетом закономерностей установки головы.

Общий итог педагогического эксперимента статистически достоверно указывает на эффективность методики, при которой целенаправленно используются закономерности установки головы. В большинстве случаев выявляется более высокое качество обучения, включая темпы освоения движений в экспериментальной группе Значительный интерес представляют случаи, когда различия между контрольной и экспериментальной группами оказались статистически недостоверными. Они относятся к упражнениям, в которых действия головой носят наиболее монотонный («нейтральный») характер. Напротив, когда действия носили более выраженный управляющий характер и гимнаст по указанию преподавателя применял «контрастную » установку головы, достигнуты и наиболее яркие результаты. В данном случае преподаватель имеет большие возможности и больше поводов для организации обучения посредством указаний, опирающихся на закономерности, связанные с ролью установки головы. Эти соображения, в свою очередь, позволяют предполагать, что по результатам биомеханического анализа можно предугадать, в каких случаях методика, основанная на использовании исследованных закономерностей, окажется

более или менее эффективной. Таким образом, и сфера распространения этих приемов может быть заранее определена.

Основные выводы по работе:

1. Обучение, построенное с учетом эффекта целесообразной установки головы, более продуктивно, в сравнении с традиционной методикой как в отношении темпов, так и качества обучения.

2. Наибольший эффект экспериментальная методика дает при разучивании упражнений, требующих по ходу движения контрастного изменения позы, в том числе положения головы. При освоении упражнений, требующих «нейтральной» установки головы, эффективность данной методики снижается.

3. Решая задачи обучения гимнастическим упражнениям, следует учитывать, что положительный эффект, достигаемый целесообразной установкой головы спортсмена в той или иной фазе движения, тесно связан со структурой самого движения и, как следствие, со структурой необходимых мышечных напряжений.

Практические рекомендации:

1. Разрабатывая (совершенствуя) методику разучивания гимнастических упражнений с учетом эффекта целесообразной установки головы, рекомендуется применять данный подход в первую очередь при обучении упражнениям следующих видов:

- акробатические о опорные прыжки;

- движения оборотового типа, сопровождающиеся существенным изменением рабочего радиуса движения за счет действий в плечах (перевороты в упор, обороты в стойку, подъемы разгибом и т.д.);

- движения, содержащие «контрдействия» и требующие быстрого переключения в работе мышц и весьма мощной, взрывной работы (движения дугой, прыжки и соскоки летом и т.п.)

2. При разучивании упражнений, построенных на владении универсальными «позными» навыками (упражнения на коне, бревне, оборотовые движения без изменения основной рабочей позы и т.п.) рекомендуется обращать особое внимание на овладение стабильной осанкой с рациональным расположением головы, характерным для технически верного исполнения всех упражнений данного типа.

3. Разрабатывая конкретные приемы и учебные упражнения, опирающиеся на применение целесообразной установки головы, весьма важно учитывать структурные особенности основного упражнения, являющегося целью работы в целом. Наиболее широко данную методику рекомендуется применять при освоении:

- структурно относительно простых и достаточно быстрых движений;

- движений, в которых доминируют действия в плечевых сочленениях, особенно с направлением решающих усилий в сагиттальной плоскости (сгибание -разгибание плеча);

- движений, включающих в себя контрастные изменения позы, в особенности, если это требует повышенных мышечных напряжений.

Рекомендации, изложенные в пп.1-3 позволяют достаточно точно выбирать упражнения, при освоении которых следует постоянно пользоваться приемами целесообразной «постановки» движений головой.

4. Наибольшее внимание приемам обучения, связанным с организацией движений головой, рекомендуется уделять при начальном обучении упражнению, особенно на стадии «постановки навыка», когда у занимающихся формируются основные двигательные представления, связанные с заданием. Последнее особенно важно при работе с юными гимнастами и гимнастками.

5. Наиболее полно приемы обучения, связанные с использованием целесообразной установки головы, рекомендуется использовать при коррекции движений, исправлении текущих ошибок, в особенности в тех случаях, когда необходимо добиться резкого изменения в характере управления движением, сломать уже сложившийся ошибочный стереотип. В частности, при коррекции движения с помощью указаний «выше - ниже», «раньше - позже», «сильнее - слабее» и т.п. рекомендуется применять утрированные движения головой, стимулирующие необходимые в данном случае ключевые действия.

6. Применяя учебные упражнения или специальные указания, предполагающие строго организованные движения головой, рекомендуется всемерно подчеркивать сознательный элемент управления данными действиями. Гимнаст должен хорошо осознавать действия головой, понимать их назначение в данном упражнении и сознательно их контролировать до тех пор, пока навык не станет в процессе регулярного упражнения достаточно автоматизированным.

Литература

1. Беритов, И.С. Общая физиология мышечной и нервной системы / И.С.Беритов. - М.: Медицина, 1966. - т.

2. - С. 337-368.

2. Гавердовский, Ю.К. Исследование зависимости абсолютной силы мышц от положения головы при скоростной работе в плечевых и тазобедренных суставах / Ю.К.Гавердовский, Н.П.Моисеев // Материалы итоговой научной конференции Алма-Атинского ГИФКа. - М., 1975. - С. 75-77.

3. Гавердовский, Ю.К. Упражнения на перекладине / Ю.К.Гавердовский. - М.: ФИС, 1975. - 152 с., с илл.

4. Гандельсман А.В., Крестовников А.Н., Панин Н.А. Роль афферентных систем при фигурном катании на коньках / А. В. Гандельсман, А.Н.Крестовников, Н.А.Панин. // Теория и практика физической культуры. - 1946. -№ 1. - С.547-555.

5. Гимнастика. Учебник для средних физкультурных заведений. - М.: ФИС, 1969.- 423 с., ил.

6. Гороховский Л.З. Роль положений и движений головы при прыжках в воду /Л.З.Гороховский // Теория и практика физической культуры. - 1959. - № 6. - С.538-543.

7. Жуков Е.К. Очерки по нервно-мышечной физиологии / Е.К.Жуков. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1969. - 287 с., ил.

8. Кесарева, Е.П. Тонические рефлексы человека при различных положениях тела: сб. проблем физиологии спорта / Е.П.Кесарева. - М.: ФИС, 1958. - С. 107-115.

9. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнении / А.Н.Крестовников. - М.: ФИС, 1951. - 532 с., ил.

Glossary:

1. Beritov, I.S. General muscles and nervous / Beritov I.S. - М.: Medicine, 1966. - b.2. - P.337-368.

2. Gaverdovsky, U.K, Moiseev N..P. Researches of dependence muscle force from head position under speed work in shoulders and hip joints / Gaverdovsky U.K, Moiseev N.P. // Works of the final science conference Alma-Atinskogo GIFKa, 1975. - P.75-77.

3. Gaverdovsky, U.K Horizontal bar exercises / Gaverdovsky U.K - М.: Physical Culture and sport, 1975. - 152 p., pic.

4. Gandlsman, А.У., Krestovnikov А.К, Panin NA. Role of afferent system during skating / Gandlsman А.У., Krestovnikov А.К, Panin КА. // Theory and practices of Physical Culture. - 1946. - № 1. - P. 547-555.

5. Gymnastics. High PC schoolings Teachers' Manuel /Under general addition. Doc., full professor A.M. Shmeleva. Ukraine. - М.: Physical Culture and sport, 1969.- 423 p., pic.

6. Gorohovsky, L.Z. Role of head position and movement under the water jump / Gorohovsky L.Z. // Theory and practices of Physical Culture. - 1959. - № 6. - P. 538-543.

7. Zhykov, Е.К. Works about nervous and muscles physiology / Zhykov Е.К. - L.: Science, Leningrad branch, 1969.

- 287 p., pic.

8. Kesareva, E.P. Tonic men's reflects under different body position: Col. Sport Physiology problems / Kesareva E.P.

- М.: Physical Culture and sport, 1958. - P.107-115.

9. Krestovnikov, A.N. Physiology physical exercises essays / Krestovnikov A.N. - М.: Physical Culture and sport, 1951. - 532 p., pic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.