Научная статья на тему 'Организация и проведение занятий по методике «Школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта'

Организация и проведение занятий по методике «Школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1473
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореография / хореограф / грация / спорт / тренер / школа движений / сложнокоординационные виды спорта / спортивное соревнование / педагогика / упражнение / choreography / choreographer / grace / sport. trainer / school of motions / difficult-coordinating types of sport / sporting competition / pedagogic / exercise

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Гинкевич

В статье проведен анализ применения хореографических методов в спорте на начальном этапе подготовки спортсменов в целях их качественной подготовки к соревнованиям и быстрой адаптации после соревнований. Приведены примеры упражнений методики организации и проведения занятий «школа движений», основанной на хореографических методах, адаптированных к спорту, на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта, таких как фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивная гимнастика и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AND CONDUCTING TRAINING BY THE METHOD “SCHOOL OF MOVEMENT” AT THE INITIAL STAGE OF SPORT TRAINING IN COMPLEX COORDINATION SPORTS

In the article the analysis of application of choreographic methods is conducted in sport on the initial stage of preparation of sportsmen for their quality preparation to the competitions and rapid adaptation after competitions. Examples of exercises of methodology of organization and realization of employments are made “School of motions”, based on the choreographic methods adapted to sport, on the initial stage of sporting preparation in the difficult-coordinating types of sport, such as a figure-skating, synchronous swimming, calisthenics, sporting gymnastics and other.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение занятий по методике «Школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта»

РГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ «ШКОЛА ДВИЖЕНИЙ» НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА

УДК 37.037.1:796.4

И. В. Гинкевич

Московский государственный институт культуры

В статье проведен анализ применения хореографических методов в спорте на начальном этапе подготовки спортсменов в целях их качественной подготовки к соревнованиям и быстрой адаптации после соревнований. Приведены примеры упражнений методики организации и проведения занятий «школа движений», основанной на хореографических методах, адаптированных к спорту, на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоорди-национных видах спорта, таких как фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивная гимнастика и т.д.

Ключевые слова: хореография, хореограф, грация, спорт, тренер, школа движений, сложно-координационные виды спорта, спортивное соревнование, педагогика, упражнение.

I. V. Ginkevich

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Russia, Moscow region, Russian Federation

ORGANIZING AND CONDUCTING TRAINING BY THE METHOD "SCHOOL OF MOVEMENT" AT THE INITIAL STAGE OF SPORT TRAINING IN COMPLEX COORDINATION SPORTS

In the article the analysis of application of choreographic methods is conducted in sport on the initial stage of preparation of sportsmen for their quality preparation to the competitions and rapid adaptation after competitions. Examples of exercises of methodology of organization and

ГИНКЕВИЧ ИННА ВЛАДИМИРОВНА - соискатель кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, заслуженная артистка России, главный хореограф Москомспорта, директор ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 25» Департамента спорта и туризма Москомспорта GINKEVICH INNA VLADIMIROVNA - doctoral student of the Department of pedagogy and psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Honored artist of the Russian Federation, chief choreographer of the Moscow sports Committee, Director of GBU "Sports school of Olympic reserve № 25" of the Department of sport and tourism, Moscow sports Committee

e-mail: ginkevichi@mail.ru © Гинкевич И. В., 2017

realization of employments are made "School of motions", based on the choreographic methods adapted to sport, on the initial stage of sporting preparation in the difficult-coordinating types of sport, such as a figure-skating, synchronous swimming, calisthenics, sporting gymnastics and other

Keywords: choreography, choreographer, grace, sport. trainer, school of motions, difficult-coordinating types of sport, sporting competition, pedagogic, exercise.

Для цитирования: Гинкевич И. В. Организация и проведение занятий по методике «Школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 220-226.

Одной из современных тенденций развития сложнокоординационных видов спорта, таких, например, как фигурное катание, спортивный рок-н-ролл, синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная гимнастика и другие, является повышение уровня сложности соревновательных элементов. Это существенно влияет на изменение параметров нагрузки в тренировочном процессе и обусловливает внедрение в практику занятий на основе современных методик технической подготовки. Одной из таких методик является так называемая «школа движений» [см.: 1—4], в которой приведены комплексы сложнокоординационных упражнений, основанных на хореографических упражнениях и направленных на повышение эластичности мышц и связок, увеличение общей и специальной гибкости у спортсменов, предложены комплексы упражнений для мышц туловища, пояса, верхних и нижних конечностей и т.д., а также предложены методы организации и проведения занятий по освоению обучающимися этих упражнений.

Сама методика «школа движений» состоит из трёх частей:

• в первой части приведён комплекс упражнений, направленных на подготовку спортсменов в сложнокоординацион-

ных видах спорта на начальном этапе их спортивного обучения, а также представлены методы организации и проведения занятий по освоению этих упражнений;

• во второй части приведён комплекс упражнений, направленных на подготовку спортсменов в сложнокоординацион-ных видах спорта в тренировочном процессе, представлены методы организации и проведения занятий по освоению этих упражнений;

• в третьей части приведён комплекс упражнений, направленных на совершенствование мастерства спортсменов в сложнокоординационных видах спорта, представлены методы организации и проведения занятий по освоению этих упражнений.

В данной статье анализируется первая часть методики «школа движений».

Важнейшим критерием, от которого зависит эффективность освоения техники сложнокоординационных упражнений, является готовность занимающихся к их изучению. Тренеру (тренеру-хореографу), владеющему методикой «школы движений», очень важно обеспечить у занимающихся как физическую, так и психическую готовность, выбрать для них упражнения, соответствующие возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся. Можно отметить, что системное

использование данной методики позволит не только повысить у спортсменов гибкость, но и эффективно воспитывать координационные способности.

Основная цель тренера-хореографа при работе с будущими спортсменами — научить обучающегося сознательно распоряжаться своим телом, привить музыкальность, которая теснейшим образом связана со смыслом программы и набором спортивных элементов. Тренер-хореограф должен:

• научить обучающегося видеть и прорабатывать образный строй программы;

• понимать логику движений;

• понимать движения в их простейших элементах и в сложной их координации.

Тренер-хореограф должен работать над естественностью и грацией обучающегося при выполнении той или иной спортивной программы. В данном случае можно позаимствовать определение грации у великого А. П. Чехова: «Когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация [5]».

Именно эргономичность, естественность и красота движений, пластичность и музыкальность, владение «школой движений» и базой определённых навыков, а также психологический настрой помогут спортсменам в достижении высоких результатов.

Преподаватель должен уметь видеть проблемные зоны развития будущего спортсмена, определять стратегические направления его становления и облегчать спортсмену процесс постоянного самосовершенствования в повседневной практике.

Понятием «школа движений» обозначается в сложнокоординационных

видах спорта чётко выработанная система движений, в которой нет и не может быть ничего лишнего и случайного. Эта система движений призвана сделать тело дисциплинированным, подвижным, красивым.

Связь хореографии и спорта известна давно. Ещё в древности во время проведения первых мероприятий спортивного характера обязательно присутствовал танец, выполнявший не только ритуально-символические, но и разминочные, мобилизующие, организующие задачи.

Классическая хореография - непрерывная работа различных мышечных групп в строгой последовательности и чёткой координации. Большинство специфических терминов и названий в хореографии определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц. Например, упражнение «батман тандю» («натянутые батманы») разрабатывает натянутость ног, а упражнение «батман жэтэ» («батманы с броском») — подвижность и лёгкость ног и т.д. Другими словами, в самой хореографической терминологии заложены суть и цели того или иного упражнения, смысл его выполнения.

В хореографической педагогике появились новые направления, имеющие больше отношение к спорту, нежели непосредственно к классическому балету в традиционном его виде.

Вместе с тем спорт давно уже преодолел формальные рамки. Развиваются сложнокоординационные виды спорта, в которых подача, пластика, образность и музыкальность спортсмена оцениваются наряду со специфическими навыками и умениями. Фигурное катание, спортивный рок-н-ролл, синхронное плавание,

художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная гимнастика давно уже стали одними из самых зрелищных видов спорта. Именно здесь от спортсменов требуются навыки и умения хореографического и даже артистического плана. Спортсмены должны уметь творчески выполнять свои задачи в строгих рамках «спортивной партитуры»: понимать и выражать определённый образный строй, заданный авторами программы, приближать спорт к искусству, одухотворять его, что является важнейшей гуманистической задачей.

Для решения этой задачи была разработана методика организации и проведения занятий «школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта [1], представляющая собой систему специальных упражнений и методов организации и проведения занятий по освоению обучающимися этих упражнений.

Понятно, что сформировавшемуся спортсмену достаточно сложно освоить незнакомые для него хореографические методы, хотя и адаптированные к спорту. Поэтому данная методика в большей степени рассчитана на юных спортсменов, готовящихся в будущем покорять достаточно серьёзные спортивные вершины в сложнокоординационных видах спорта, но, в принципе, может применяться для подготовки спортсменов любого возраста, а также спортсменов-любителей.

В рамках данной статьи невозможно описать всю методику. Достаточно привести два примера.

Первый пример — изучение пор де бра (port de bras) - движение рук.

Изучение пор де бра лежит в основе «науки рук» классического танца и слу-

жит основой для других видов танцевального искусства и видов спорта, в которых есть элементы хореографии. Только правильные позиции рук завершают художественный облик танцовщика (танцовщицы) или спортсмена (спортсменки), дают понимание полной гармонии движений.

Эту гармонию окончательно дополняет правильная работа головы, которая придаёт красоту всему рисунку. Завершает всё это взгляд. Поворот головы, направление взгляда играют решающую роль в облике каждого движения и позы.

Умение управлять руками сразу обнаруживает грамотную хореографическую подготовку. В дальнейшем движения у тех, кто изучает пор де бра, становятся более артистичными и имеют завершённый характер. Кисть начинает «играть».

Очень важно приучить руки двигаться независимо от движений ног. Это очень важный этап развития в общем воспитании как танцовщицы, танцовщика, так и спортсмена, который занимается сложнокоординационным видом спорта.

У детей, только начинающих занятия, рука всегда стремится подражать движениям ног и участвовать в работе. Когда же ученику удаётся дифференцировать движения рук и ног и при напряжённой работе ноги, достигнув требуемого движения, — оставлять руки спокойными и не вовлечёнными в движение, то это — огромный шаг вперёд.

При изучении пор де бра кисть вводится в движение и даёт ему всю окраску. Тут же начинается обучение правильной постановки головы, так как от положения головы зависят оттенки и характер движений. Например, подготовительное пор де бра (port de bras):

• исходное положение ног: пятая позиция, правая нога впереди;

• на счёт «раз и два»: руки, приоткрываясь из подготовительной позиции, поднимаются в положение первой позиции, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисти рук;

• на счёт «три и четыре»: руки при раскрытых и опущенных плечах раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки;

• на счёт «пять и шесть» положение сохраняется;

• на счёт «семь и восемь»: кисти рук, сохраняя уровень второй позиции, раскрываясь, поворачиваются ладонями вниз, локти слегка смягчаются и руки постепенно опускаются в подготовительное положение, голова сохраняет поворот направо.

Выполняется это упражнение от двух и более раз, после чего всё упражнение повторяется с другой ноги.

Второй пример — постановка корпуса. Для развития устойчивости (апломба) очень важен правильно поставленный корпус (туловище).

Постановку корпуса вырабатывают стоя лицом к палке, затем держась за палку одной рукой, затем в упражнениях на середине.

Правильная постановка корпуса обеспечивает не только устойчивость, она облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса.

Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к станку, положив на палку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях; кисти рук свободно положены на палку (не обхватывая её) напротив середины корпуса.

Расстояние между кистями соответствует где-то трём сжатым кулакам кисти.

Ноги в первой позиции. Колени сильно вытянуты, плечи свободно раскрыты и опущены. Мышцы таза подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, лёгким и стройным.

Положение сохраняется до конца музыкальной фразы. И выполняется от 16 счётов и более.

Привычка держать корпус подтянутым должна стать одним из исполнительских навыков спортсмена. Умение ученика — будущего спортсмена — удерживать корпус подтянутым помогает развитию устойчивости. Позвоночник позволяет удерживать равновесие тела при выполнении любых положений и движений, принятых в хореографии и художественной гимнастике. Центр тяжести тела должен всегда находиться на опорной ноге, что является законом устойчивого равновесия.

Для осанки имеет большое значение положение корпуса относительно ног: таз должен быть в центре, на средней линии, не наклоняться ни вперёд, ни назад. Позвоночник — вытянут так, чтобы появилось ощущение стремления тела вверх, а талия при этом должна быть напряжена. Голова должна спокойно, непринуждённо держаться прямо, подбородок не должен быть опущен или поднят вверх. Шея не должна быть напряжённой.

Необходимо отметить, что данное упражнение наиболее полезно для спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой, а также тот факт, что в последнее время всё большую популярность в мире набирает мужская художественная гимнастика, зародившаяся в Японии в 50-х годах прошлого века и имею-

щая там огромное количество поклонников, которых привлекает динамичность и акробатизм, рождённые мускульной силой и скоростью спортсменов.

Приведённые примеры показывают особенность разработанной методики [1] — большинство приведённых в ней упражнений применимы как к спортсменкам, так и к спортсменам, занимающимся совершенно различными сложнокоордина-ционными видами спорта.

В разработанной методике, основанной на хореографических методах [1], приведено более сотни упражнений, позволяющих спортсмену качественно и

быстро подготовиться к конкретному соревнованию и достаточно быстро восстановиться после соревнования, особенно если соревнования проводятся в течение достаточно короткого промежутка времени (как, например, в художественной гимнастике).

Освоение будущими педагогами-хореографами методики «школа движений» позволит им расширить их профессиональные возможности, а применение ими этой методики в спорте повысит конкурентоспособность страны на международной спортивной арене в сложнокоор-динационных видах спорта.

Примечания

1. Гинкевич И. В. Методика организации и проведения занятий по формированию «школы движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложно-координационных видах спорта. Москва : Национальный книжный центр, 2015. 208 с.

2. Гинкевич И. В. Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию «школы движений» на тренировочном этапе спортивной подготовки для сложно-координационных видов спорта. Часть 3. Книга 1. Москва : Национальный книжный центр, 2015. 280 с.

3. Гинкевич И. В. Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию «школы движений» на тренировочном этапе спортивной подготовки для сложно-координационных видов спорта. Часть 3. Книга 2. Москва : Национальный книжный центр, 2015. 216 с.

4. Гинкевич И. В. Методика проведения занятий на середине зала с усложненными элементами по формированию «школы движений» в сложно-координационных видах спорта на всех этапах подготовки. Часть 4. Москва : Национальный книжный центр, 2016. 304 с.

5. Письмо А. П. Чехова М. Горькому от 3 января 1899 года [Электронный ресурс]. URL: http:// gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/letters/letter-43.htm

References

1. Ginkevich I. V. Metodika organizatsii i provedeniya zanyatiy po formirovaniyu "shkoly dvizheniy" na nachal'nom etape sportivnoy podgotovki v slozhno-koordinatsionnykh vidakh sporta [Methods of organizing and conducting classes on the formation of a "school of movements" at the initial stage of sports training in complex coordination sports]. Moscow, Publishing house "National Book Center", 2015. 208 p.

2. Ginkevich I. V. Metodika provedeniya zanyatiy s uslozhnennymi elementami po formirovaniyu "shkoly dvizheniy" na trenirovochnom etape sportivnoy podgotovki dlya slozhno-koordinatsion-nykh vidov sporta. Chast' 3. Kniga 1 [The technique of conducting classes with complicated elements for the formation of a "school of movements" at the training stage of sports training for complex coordination sports. Part 3. Book 1]. Moscow, Publishing house "National Book Center", 2015. 280 p.

3. Ginkevich I. V. Metodika provedeniya zanyatiy s uslozhnennymi elementami po formirovaniyu "shkoly dvizheniy" na trenirovochnom etape sportivnoy podgotovki dlya slozhno-koordinatsion-

nykh vidov sporta. Chast' 3. Kniga 2 [The technique of conducting classes with complicated elements for the formation of a "school of movements" at the training stage of sports training for complex coordination sports. Part 3. Book 2]. Moscow, Publishing house "National Book Center", 2015.216 p.

4. Ginkevich I. V. Metodika provedeniya zanyatiy na seredine zala s uslozhnennymi elementami po formirovaniyu "shkoly dvizheniy" v slozhno-koordinatsionnykh vidakh sporta na vsekh etapakh podgotovki. Chast' 4 [The technique of conducting classes in the middle of the hall with complicated elements to form a "school of movements" in complex coordination sports at all stages of preparation. Part 4]. Moscow, Publishing house "National Book Center", 2016. 304 p.

5. Pis'mo A. P. Chekhova M. Gor'komu ot 3 yanvarya 1899 goda [Letter of Anton Chekhov to Maksim Gorky from January 3, 1899]. Available at: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/letters/let-ter-43.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.