Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДИАДЕ РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Наталья Афанасьевна, Покровская Светлана Викторовна

В статье рассматриваются различия в стилях семейного воспитания, родительского отношения и эмоционального взаимодействия в диаде родитель-ребенок в полных и неполных семьях. На выборке из 120 человек (60 родителей из полных семей, 30 матерей-одиночек и 30 отцов-одиночек) с помощью опросников АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, ОРО А. Я. Варги, В. В. Столина и ОДРЭВ Е. И. Захаровой установлено,; у отцов-одиночек наиболее выражена такая характеристика родительского отношения, как инфантилизация ребенка (отношение по типу «маленький неудачник »), тогда как у матерей-одиночек наиболее выражена такая характеристика, как симбиоз; у матерей-одиночек наблюдается более высокий, по сравнению с отцами-одиночками, уровень понимания причин состояния ребенка; матери-одиночки более склонны к безусловному принятию ребенка, их отношение к себе как к родителю эмоционально более позитивное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHARACTERISTICS OF FAMILY PARENTING IN INCOMPLETE FAMILIES

The article discusses the differences in the styles of family education, parenting and emotional interaction in the parent-child dyad in complete and single-parent families. On a sample of 120 people (60 parents from complete families, 30 single mothers and 30 single fathers), using the questionnaires by E. G. Eidemiller, V. V. Yustitskis, as well as by A. Ya. Vargi, V. V. Stolin and by E. I. Zakharova there established that single mothers in raising a child have a strong desire for hyperprotection, for excessive demands-duties, demands-prohibitions and sanctions in relation to the child. There were also established that single mothers are more prone to unconditional acceptance of the child, their attitude towards themselves as a parent is emotionally more positive.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ»

Особенности характеристик семейного воспитания в неполных семьях

Цветкова Наталья Афанасьевна,

к. псх. наук, профессор кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии МПГУ E-mail: mynatulechka@mail.ru

Покровская Светлана Викторовна,

к. псх. наук, доцент кафедры пато- и нейропсихологии развития Московского государственного психолого-педагогического университета

В статье рассматриваются различия в стилях семейного воспитания, родительского отношения и эмоционального взаимодействия в диаде родитель-ребенок в полных и неполных семьях. На выборке из 120 человек (60 родителей из полных семей, 30 матерей-одиночек и 30 отцов-одиночек) с помощью опросников АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, ОРО А.Я. Варги, В.В. Сто-лина и ОДРЭВ Е.И. Захаровой установлено,; у отцов-одиночек наиболее выражена такая характеристика родительского отношения, как инфантилизация ребенка (отношение по типу «маленький неудачник »), тогда как у матерей-одиночек наиболее выражена такая характеристика, как симбиоз; у матерей-одиночек наблюдается более высокий, по сравнению с отцами-одиночками, уровень понимания причин состояния ребенка; матери-одиночки более склонны к безусловному принятию ребенка, их отношение к себе как к родителю эмоционально более позитивное.

Ключевые слова: стиль семейного воспитания, родительское отношение, эмоциональное взаимодействие в диаде родитель-ребенок.

Актуальность темы проведенного эмпирического исследования определяется прежде всего тем, что количество неполных семей в нашей стране велико, и тенденции к уменьшению их количества пока не наблюдается. Это значит, что достаточно велико и количество детей, которые воспитываются в неполных семьях одним из родителей (отцом или матерью), тогда как другой родитель общается с ребенком время от времени. Наиболее распространенной является ситуация, когда ребенка воспитывает мать, оставшаяся без поддержки бывшего мужа, отца ребенка. Но существует и другая категория семей, где отец воспитывает одного, двух и более детей в ситуации отсутствия в семье матери.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года и Переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, опубликованных на сайте Росстата [1], общее количество семей с детьми до 18 лет составляет в стране более 11 миллионов, при этом неполных семей - почти 6 миллионов (матерей с детьми 5 087 048, отцов с детьми 654 969). Таким образом, как видно из статистических данных, матерей-одиночек в России почти в 8 раз больше, чем отцов-одиночек. Однако согласно судебной статистике [2], в последнее десятилетие существенно возросло число обращений в суд с иском по определению места жительства ребенка с отцом, и суды стали чаще определять место жительство с отцами.

Но в большинстве случаев при принятии решения о порядке проживания ребенка после развода родителей судебные инстанции до сих пор руководствуются бытовавшим долгое время убеждением, что материнское воспитание гарантированно более качественное и в большей степени способствует развитию ребенка, чем отцовское. Для того, чтобы аргументированно изме-

262

нить эту тенденцию и дать возможность отцам оставаться активными участниками воспитательного процесса после развода с матерью своих детей, необходима информация об особенностях воспитания ребенка отцом в неполной семье. До настоящего времени, несмотря на постоянно возрастающий интерес исследователей к вопросам материнства и отцовства, работ по изучению неполных семей не много.

Проведенное эмпирическое исследование имело целью восполнить этот дефицит.

В исследовании приняли участие 120 взрослых; из них 30 мужчин-отцов, воспитывающих детей в неполной семье; 30 женщин-матерей, воспитывающих детей в неполной семье; 60 родителей из полных семей (30 отцов и 30 матерей). Возраст детей во всех семьях от 3 до 6 лет. Длительность проживания с одним родителем в неполной семье не менее одного года.

Детско-родительские отношения, будучи важнейшей детерминантой психического развития и процесса социализации ребенка, характеризуются такими параметрами, как стиль семейного воспитания, характер эмоциональной связи родитель - ребенок, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения; способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка; социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество, способ контроля [3]. Нарушение условий развития ребёнка, эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к задержке развития, а в особо тяжёлых случаях - к формированию отрицательных эмоциональных установок и разрушительных тенденций, которые начинают доминировать и мотивируют дезадап-тивные, деструктивные формы поведения [4].

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы позволил сделать вывод о том, что воспитательная ситуация в неполной семье отягощена многими неблагоприятными

факторами [5], такими как психологическая травма, полученная родителем при разводе; отсутствие позитивного взаимодействия с ушедшим из семьи родителем; противоречивость требований к ребенку у родителя, находящегося в контакте с ребенком ежедневно, и у «воскресного» родителя; финансово-материальные трудности; отсутствие поддержки со стороны родителей ушедшего супруга (бабушки и дедушки ребенка); чрезмерное вмешательство в воспитательный процесс собственных родителей (бабушки-дедушки со стороны родителя, воспитывающего ребенка) [6].

Воспитательные проблемы одиноких матерей могут сильно различаться. У многих одиноких матерей интересы сосредоточены не на процессе воспитания ребенка, а на поиске нового спутника жизни. В результате ребенок оказывается предоставленным самому себе, основной характеристикой воспитательного стиля становится гипоо-пека. Другая крайность - чрезмерная сфокусированность одинокой матери на ребенке, что приводит к гиперопеке, заласканности ребенка, некритичности матери по отношению к нему [7].

В неполной семье, возглавляемой одним отцом, отец выступает по отношению к ребенку в различных функциях: воспитательной, хозяйственно-бытовой, рекреативной, коммуникативной и эмоциональной [8]. Специфика принятия и исполнения такого совмещения семейных ролей современными отцами-одиночками проявляется в их углубленном осознании родственной связи с детьми, обостренных чувствах долга и родительской любви к своим детям.

Чтобы получить новые данные об особенностях характеристик семейного воспитания в неполных семьях, в данной работе в качестве методов исследования были выбраны три психодиагностических методики: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицки-са; тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я Варги, В.В. Столина;

263

опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) Е.И. Захаровой [9].

Полученные в эмпирическом исследовании данные были обработаны с помощью статистических программ пакета IBMSPSS Statistics 22 forWindows.

Анализ результатов, полученных с помощью методики АСВ методом дескриптивной статистики, показал, что даже в полных семьях нет полной согласованности воспитательных стилей матерей и отцов.

А именно: тройку наиболее распространенных стилей воспитания у матерей из полных семей составляют такие стили семейного воспитания как гиперпроекция (56,67% матерей), что означает, что матери из полных семей уделяют ребенку много времени, сил и внимания, воспитание ребенка является центральным делом их жизни; доминирующая гиперпротекция (36,67% матерей), что означает наличие страха перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка; сдвиг в установках матери по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка (36,67% матерей) имеет в своем воспитательном стиле перекос предпочтения женских качеств в ребенке.

А у отцов из полных семей ведущую тройку стилей семейного воспитания составляют потворствующая гипо-протекция (100% отцов), что означает минимальность требований-запретов к ребенку; в этом случае ребенку от отца поступает команда «все можно»; минимальность санкций (100% отцов), что означает, что отцы детей дошкольников предпочитают поощрение ребенка по сравнению с наказанием; потворствование (96,67% отцов), что означает, что отцы стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, «балуют» его, любое его желание для них -закон.

Таким образом, в полных семьях матери уделяют воспитанию ребенка гораздо больше времени и сил, больше тревожатся за него, ограничивают его самостоятельность. Тогда как отцы за-

нимают более отстраненную позицию, предпочитая «баловать» ребенка, относятся к его желаниям не критично, стремятся удовлетворить любые просьбы ребенка.

Что же касается стилей семейного воспитания в неполных семьях, применение методики АСВ показало, что и в отцовских, и в материнских семьях родителей-одиночек преобладающим стилем воспитания является гиперпротекция. При этом отцы-одиночки демонстрируют воспитательная неуверенность родителя; а матери-одиночки демонстрируют чрезмерность требований-запретов, предпочтение в ребенке детских качеств и предпочтение женских качеств вне зависимости от пола ребенка. Кроме того, матери-одиночки демонстрируют вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Результаты, полученные с помощью методики «Отношение родителей к ребенку ОРО» (А.Я. Варга, В.В. Столин), приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа параметров родительского отношения у родителей из полных и неполных семей

U Манна-Уитни Z Асимптотическая значимость (2-сто-ронняя)

Принятие-отвержение 1153,500** -3,493 ,000

Кооперация (Образ социальной желательности поведения) 1264,000** -2,920 ,003

Симбиоз 1228,000** -3,151 ,002

Авторитарная гиперсоциализация 590,500** -6,479 ,000

Маленький неудачник 1071,000** -4,003 ,000

Примечания: ** при р<0,01

Отсюда можно сделать выводы о том, что

- для родителей-одиночек характерна более высокая выражен-

264

ность такого отношения к ребенку, как «авторитарная гиперсоциализация» по сравнению с родителями из полных семей; при этом матери-одиночки в большей степени склонны к авторитарной гипер-социализации,чем отцы-одиночки;

- для родителей-одиночек характерен более высокий уровень такой интегральной характеристики отношения к ребенку, как его принятие, по сравнению с родителями из полных семей; при этом матери-одиночки в большей степени демонстрируют принятие ребёнка, чем отцы-одиночки;

- отцы-одиночки демонстрируют наибольшую выраженность такого стиля родительского отношения, как кооперация с ребенком по сравнению со всеми остальными группами родителей, что свидетельствует о том, что отцам-одиночкам свойственно

желание во всем помочь своему ребенку, сочувствовать ему, что отцы-одиночки высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряет его инициативу и самостоятельность.

Результаты эмпирического исследования, полученные с помощью методики эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), показали, что и родители из полных семей, и родители-одиночки демонстрируют низкую способность воспринимать состояние ребенка, при этом наибольшую способность демонстрируют отцы-одиночки, а наименьшую - матери из полных семей.

В таблице 2 приведены результаты сравнительного анализа эмоциональных отношений в семье в неполных семьях между отцами и матерями

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа эмоциональных отношений в семье в неполных семьях между отцами и матерями

U Манна-Уитни Z Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

Способность воспринимать состояние ребенка 376,000 -1,122 ,262

Понимание причин состояния 296,000* -2,326 ,020

Способность к сопереживанию 336,500 -1,711 ,087

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком 72,000** -5,716 ,000

Безусловное принятие 65,000** -5,786 ,000

Отношение к себе как к родителю 256,500** -2,953 ,003

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 69,000** -5,831 ,000

Стремление к телесному контакту 155,500** -4,474 ,000

Оказание эмоциональной поддержки 162,000** -4,362 ,000

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 51,000** -6,011 ,000

Умение воздействовать на состояние ребенка 158,500** -4,404 ,000

Примечания: * при р<0,05; ** при р<0,01

В результате проведенного сравнительного анализа были выявлены значимые различия между матерями и отцами, воспитывающих детей в неполной семье, по таким переменным, как

понимание причин состояния (и=296 при р=0,02), чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (и=72 при р<0,001), безусловное принятие (и=65,5 при р<0,0001), отно-

265

шение к себе как к родителю (и=256,5 при р=0,003), преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (и=69 при р<0,001), стремление к телесному контакту (и=155,5 при р<0,001), оказание эмоциональной поддержки (и=162 при р<0,001), ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (и=51 при р<0,001), умение воздействовать на состояние ребенка (и=158,5 при р<0,001).

При этом родители-одиночки демонстрируют высокую способность к понимаю причин состояния своего ребенка по сравнению с родителями из полных семей. Родители-одиночки в большей степени способны к сопереживанию с ребенком, чем родители в полных семьях. Наиболее близок к норме этот показатель у отцов-одиночек. У остальных родителей наблюдается пониженная способность воспринимать эмоциональное состояние ребенка, чувствовать его настроение, желания, отношение к окружающим.

Эти результаты во многом объясняет те проблемы, с которыми сталкиваются современные родители в семьях с детьми-подростками.

Что касается отношения к себе как к родителю, то оказалось, что родители-одиночки более высоко оценивают себя как родителя по сравнению с родителями их полных семей. Особенно строго к себе как к родителю относятся матери из полных семей. У родителей-одиночек гораздо более позитивный эмоциональный фон во взаимодействии с ребенком по срав нению с родителями из полных семей.

В заключение сделаем общие выводы.

- Установлено, что у родителей-одиночек в сравнении с родителями из полных семей наблюдаются большая склонность к расширению сферы родительских чувств; они испытывают воспитательную неуверенность и имеют тенденцию выносить конфликт с другим родителем ребенка в сферу воспитания. Это означает, что для родителей-одиночек отношения с ребенком становятся

доминантой семейной жизни; при этом им присуща склонность решать свои личностные проблемы за счет ребенка. Возможно, это объясняется стремлением родителя-одиночки получить через ребенка компенсацию своему чувству одиночества, брошенности, отверженности; а вынося конфликт с оставившим семью родителем в плоскость взаимоотношений с ребенком, родители-одиночки, вольно или невольно, используют ребенка как инструмент воздействия на отсутствующего в повседневном воспитании родителя; дополнительной психологической нагрузкой для родителя-одиночки является его часто переживаемая воспитательная неуверенность, которая, возможно, обусловлена именно стремлением быть «супер-родителем», который выступает в роли «и за маму, и за папу». Обнаружено наличие существенных различий в подавляющем большинстве характеристик семейного воспитания у родителей-одиночек, а именно:

у матерей-одиночек в воспитательном процессе сильно выражены стремления к гиперпротекции, к чрезмерности требований-обязанностей, требований-запретов и санкций по отношению к ребёнку; у матерей-одиночек по сравнению с отцами-одиночками наблюдается более высокий уровень понимания причин состояния ребенка, матери более склонны к безусловному принятию ребенка, их отношение к себе как к родителю эмоционально более позитивное. Это объясняется, вероятно, тем, что у них есть образец для подражания - их собственные матери и бабушки;

матери-одиночки по сравнению с отцами-одиночками больше стремятся к телесному контакту с ребенком, больше ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним, что также согласуется с их большей, чем у отцов-одиночек, сфокусирован-

266

ности на воспитании ребенка, чем на собственных интересах.

- у отцов-одиночек наиболее выражена такая характеристика родительского отношения, как инфантили-зация ребенка (отношение по типу «маленький неудачник»), тогда как у матерей-одиночек наиболее выражена такая характеристика родительского отношения, как симбиоз;

- у отцов-одиночек, по сравнению с матерями-одиночками, более выражены такие характеристики семейного воспитания, как гипопротекция, недостаточность требований-обязанностей и требований-запретов к ребенку. Им свойственна приверженность к минимальности санкций, а также воспитательная неуверенность в себе как в родителе. Это означает, что отец-одиночка не проявляет жесткости в формировании требований-запретов к ребенку, освобождая тем самым себя от слишком пристального внимания к выполнению своих требований. Современный отец-одиночка не склонен и суровым мерам наказания, он проповедует минимальность санкций, однако он не свободен от сомнений в своей воспитательной компетентности, что, вероятно, объясняется отсутствием близких образцов для подражания (в своей родительской семье его либо воспитывали оба родителя, либо мать).

Литература

1. https://gks.ru/

2. https://sudact.ru/practice/opredelenie-mesta-zhitelstva-rebenka

3. Игембаева К.С. Психологические особенности детско-родительских отношений в семье/ISSN2410-6070 Инновационная наука № 2 / 2019, -С. 152.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология семьи. - Питер, 2001. -С.168-174.

5. Мазурчук Е.О. Дисфункциональная семья как объект отечественных и зарубежных исследований. -

Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2017. -No 1 (9). - С. 23-28.

6. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - С. 52-64.

7. Зубкова Т.С. Неполные семьи - Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей, 2003, № 7. -С. 75-80.

8. Сулейманова С. С., Подольский А.Д. Психологические проблемы современной семьи. - Психолог, 2014. No 3. - С. 86-90.

9. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие - 3-е изд. - С. 39-40.

FEATURES OF CHARACTERISTICS OF FAMILY PARENTING IN INCOMPLETE FAMILIES

Tsvetkova N.A., Pokrovskaya S.V.

Moscow State Pedagogical University, Moscow State Psychological and Pedagogical University

The article discusses the differences in the styles of family education, parenting and emotional interaction in the parent-child dyad in complete and single-parent families. On a sample of 120 people (60 parents from complete families, 30 single mothers and 30 single fathers), using the questionnaires by E.G. Eidemiller, V.V. Yustit-skis, as well as by A. Ya. Vargi, V.V. Stolin and by E.I. Zakharova there established that single mothers in raising a child have a strong desire for hyperprotection, for excessive demands-duties, demands-prohibitions and sanctions in relation to the child. There were also established that single mothers are more prone to unconditional acceptance of the child, their attitude towards themselves as a parent is emotionally more positive.

Keywords: style of family education, parental attitude, emotional interaction in the parent-child dyad.

References

1. https://gks.ru/

2. https://sudact.ru/practice/opredelenie-mesta-zhitelstva-rebenka

267

3. K. S. Igembaeva Psychological features of parent-child relationships in the family / ISSN2410-6070 Innovative science No. 2 / 2019, - P. 152. 7.

4. Eidemiller E.G., Yustitsky V.V. Family psychology. - Peter, 2001. - S.168-174.

5. Mazurchuk E.O. Dysfunctional family

as an object of domestic and foreign re- 8. search. - Bulletin of the Saratov Regional Institute for the Development of Education. -2017. -No 1 (9). - P. 23-28. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dubrovina I.V. Features of the mental development of children in the family and outside

the family / I.V. Dubrovina, M.I. Lisina // Age features of the mental development of children. - M., 1982. - S. 52-64. Zubkova T.S. Incomplete families - Organization and content of work on the social protection of women, children and families, 2003, No. 7. -S. 75-80. Suleymanova S.S., Podolsky A.D. Psychological problems of the modern family. -Psychologist, 2014. No 3. - S. 86-90. Bogomolova M.I., Zakharova L.M. Intereth-nic parenting: textbook - 3rd ed. - S. 39-40.

268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.