Научная статья на тему 'Феномен отца-одиночки в социально-психологическом контесте'

Феномен отца-одиночки в социально-психологическом контесте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3140
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ОТЕЦ-ОДИНОЧКА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТ ОТЦОВСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SINGLE-PARENT FAMILY / SINGLE FATHER / EDUCATION / SOCIALIZATION / INSTITUTE OF PATERNITY / SOCIAL SECURITY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титова О.А.

Данная статья направлена на изучение такой социально-психологической проблемы, как отцы-одиночки. Рассмотрение данного феномена, как с социально-психологической, так и c юридической точек зрения. Роль отца в воспитании ребенка, его влияние на процесс социализации. Социальное сопровождение и обеспечение отцов-одиночек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON FATHER ALONE IN THE SOCIO-PSYHOLOGICAL CONTEST

This article aims to explore a social and psychological problems such as single fathers. Consideration of this phenomenon as a social-psychological and legal points of view. The role of the father in the child's upbringing, his influence on the process of socialization. Social support and maintenance of single fathers.

Текст научной работы на тему «Феномен отца-одиночки в социально-психологическом контесте»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ФЕНОМЕН ОТЦА-ОДИНОЧКИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕСТЕ

О.А. ТИТОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: kachanova_olga92@mail.ru

Аннотация

Данная статья направлена на изучение такой социально-психологической проблемы, как отцы-одиночки. Рассмотрение данного феномена, как с социально-психологической, так и c юридической точек зрения. Роль отца в воспитании ребенка, его влияние на процесс социализации. Социальное сопровождение и обеспечение отцов-одиночек.

Ключевые слова: неполная семья, отец-одиночка, воспитание, социализация, институт отцовства, социальное обеспечение, психологическое сопровождение.

Актуальность. На протяжении длительного времени проблемы семейных взаимоотношений привлекают внимание психологов, философов, социологов и многих других ученых. Причина кроется в том, что институт семьи находится в тесном контакте с другими социальными институтами, носителями ценностей, идеалов, традиций современного общества. Одной из таких проблем считается неполная семья, состоящая из одного родителя и несовершеннолетних детей. Статистика показывает, что неполные семьи, чаще всего это мать, одна воспитывающая одного и более детей. Но ситуация усугубляется, когда мы слышим «отец-одиночка».

В современном мире это понятие можно услышать все чаще и чаще. С юридической точки зрения понятие «отец-одиночка» формально нигде не зафиксировано. Отцом-одиночкой принято считать мужчину, имеющего одного или несколько детей, мать которых, пропала без вести, лишена родительских прав, находится в местах лишения свободы, долгое время прибывает в лечебном учреждении, оставила отцу детей при разводе или умерла. Под лицами, воспитывающими детей без матери понимают:

• отчимов, воспитывающих детей без матери,

• мужчин, воспитывающих без матери усыновленных ими детей,

• отцов, воспитывающих детей без матери,

• опекунов и попечителей, воспитывающих детей без матери,

• приемных отцов, воспитывающих детей без матери.

Очевидно, что воспитание детей одиноким отцом существенно отличается от воспитания одинокой матери. По данным Савинова Л. И., Тулиной Е. А. Несмотря на тяжелое положение, в котором находятся семьи одиноких отцов, почти все они редко обращаются за помощью в социальные службы, либо не обращаются вовсе

[3].

В своей статье Истомина О. В., Пушкина Т. В. описывают, что используя метод анкетирования, интервьюирования и

проективной беседы, им удалось выделить круг проблемных вопросов для одиноких отцов.

Основные проблемы:

• Материальное благополучие семьи, первая и основная проблема. Трудности, связанные с материальным обеспечением, далеко не редкость для каждой семьи. Увеличение профессиональной занятости родителя, сложности в планировании семейного бюджета. Бюрократический режим социальных служб, отталкивающий отцов от оформления необходимых документов для получения субсидии государства.

• Благополучие детско-родительских отношений. Отцы отмечают излишнюю привязанность детей, а иногда и эмоциональную отчужденность. Манипуляции в поведении со стороны детей, неподходящая стратегия поведения и стиль воспитания со стороны родителя. Неумение правильно реагировать на детские провинности, трудности в адекватном поощрении и санкционировании поведения детей, непонимание своего ребенка,

его потребностей и психофизических возможностей, разногласия с детьми при попытке мужчины устроить личную жизнь.

• Взаимодействие с родственниками. Вне зависимости от причин одинокого родительства, все отцы отмечают активизацию жизненной позиции собственных матерей, стремление которых направленно на выполнение материнских функций в семье. В некоторых случаях это носит гипертрофированный характер, желание перенять на себя заботу о ребенке, тем самым полностью ограждая отцов от воспитания. Имеет место социальное осуждение одинокого отцовства, в случаях когда отцы отказываются от помощи родственников. Остро стоит вопрос о наследовании материального имущества. У детей наблюдаются трудности во взаимодействии с ближайшими родственниками - конфликтность, подозрительность, чувство недоверия и незащищенности.

• Социальная неадекватность отца как мужчины. Отцы отмечают изменение психосексуальных ролей. У них наблюдается отрицательный фон настроения и сосредоточенность на собственных переживаниях. Фиксация на трудностях установления контактов с противоположным полом, погруженность в хозяйственно бытовые проблемы, чрезмерная ответственность за жизнь и здоровье детей, систематическая занятость и отсутствие времени на встречу с друзьями и свободный досуг, проявление мнительности по поводу собственной мужественности, в ряде случаев доминирует потребность в поиске «нового» родителя -мамы для своего ребенка. Имеют место ситуации, когда женщины, с которыми отцы-одиночки готовы связать судьбу, проявляют большую заинтересованность в мужчине, а не в мужчине-отце. При этом отцы испытывают амбивалентные чувства к женщине и к собственному ребенку, остро переживают ситуацию непринятия ребенка избранницей. Появление женщины в семье, как правило, носит дестабилизирующий характер влияния на ребенка. Дети отказываются от контактов с новым взрослым, наблюдаются провокационные поведенческие реакции, ревность к родителю. Можно свидетельствовать о конфликтных переживаниях детей в подобных случаях. У них

имеет место мотивация на расширение детско-родительских чувств и вместе с тем фиксируется недоверие к новому взрослому, нежелание изменять привычный уклад жизни. Ярко проявляется психологическая защита в виде агрессии, отрицания [2].

• Взаимодействие с социальными учреждениями (детский сад, школа). Отцы проявляют озабоченность отношениями собственных детей со сверстниками и педагогами, проблемы игнорирования, повышенной конфликтности и тревожности детей, отсутствие теплоты в отношениях с другими взрослыми, незаинтересованность в социальной успешности детей, незаинтересованность в организации свободного досуга детей, родителям и детям не предоставляется квалифицированная организованная психологическая помощь.

• Трудности личностного развития детей. Отмечаются типичные для всех детей семей данной группы специфические нарушения интеллектуальной сферы личности. У детей наблюдается снижение познавательной активности, обучаемости, регистрируются трудности усвоения материала, фиксации на значимых событиях и впечатлениях. Существенно ослабляется произвольность интеллектуальных процессов[2].

Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации очевидна. Он обеспечивает усвоение детьми моральных норм, модели поведения, стратегий и тактик взаимодействия с окружающим миром. В неполной семье, где отсутствует отец, нарушается процесс социализации ребенка.

Часто в подобных случаях у ребенка повышается уровень тревожности. В статье Андреевой А.С. описывается, что тревожные дети обладают неустойчивой самооценкой и не уверены в себе, постоянно испытывают чувство страха перед неизвестностью, очень редко проявляют инициативу. Они предпочитают быть незаметными и не обращать внимание на себя окружающих, стараются вести себя примерно, выполнять все требования, не нарушать дисциплину. Наблюдаются трудности во взаимодействии с ближайшими родственниками, друзьями. Ребенку становятся характерны конфликтность, подозрительность, повышенная тревожность, снижение

самооценки, чувство недоверия и незащищенности [1].

Тулина Е.А. указывает в своей статье, что в нашей стране социальная работа с семьей осуществляется в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (1995). Отдельные нормы, регулирующие различные стороны жизнедеятельности одинокого отца и его семьи, содержатся в ряде законодательных отраслевых актах: в законах о труде, о пенсиях и пособиях и т. д. Однако их явно недостаточно для полноценного функционирования неполной отцовской семьи. В большинстве нормативно-правовых документов идет речь о матерях-одиночках, термин «отец-одиночка»

встречается редко или не упоминается вовсе. Тем не менее, в России одинокому отцу, как и одинокой матери, положены все единовременные пособия, назначаемые матерям в связи с рождением ребенка.

Работающий отец-одиночка имеет право на получение материнского капитала [4].

Материальная помощь оказываемая государством и социальными службами, безусловно, является положительным моментом, но на общем фоне сложившейся ситуации является не значительной и не достаточной.

В последние годы в России создаются Центры помощи отцам. В подобных центрах одинокие родители могут получить квалифицированную медицинскую,

юридическую и психологическую помощь. Мужчины объединились, чтобы вместе решать проблемы отцовства и делиться методами воспитания детей.

Список литературы

1. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А. С. Андреева // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - № 1 (3). - 11.12.2013. - с. 12-15 с.

2. Истомина О.В. Сопровождение отцов-одиночек / О.В. Истомина, Т.В. Пушкина //Детский сад от А до Я № 6(54), Москва, 2011г. - 76 с.

3. Савинов Л.И. Отцы-одиночки как современный объект социальной работы/ Л.И. Савинов, Е.А. Тулина // Ученые записки № 10, 2011г. - 6 с.

4. Тулина Е.А. Отцы одиночки как современный объект социальной работы / Е.А. Тулина // Концептуальные и прикладные аспекты социальной работы с семьей и детьми в полиэтнической среде. Саранск, 2013 г. - с. 118-123

PHENOMENON FATHER ALONE IN THE SOCIO-PSYHOLOGICAL CONTEST

O.A. TITOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: kachanova_olga92@mail.ru

Abstract

This article aims to explore a social and psychological problems such as single fathers. Consideration of this phenomenon as a social-psychological and legal points of view. The role of the father in the child's upbringing, his influence on the process of socialization. Social support and maintenance of single fathers.

Keywords: single-parent family, single father, education, socialization, Institute of paternity, social security, psychological support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.