Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В ПРИБРЕЖНЫХ ГОРОДАХ'

ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В ПРИБРЕЖНЫХ ГОРОДАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
148
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ПЛЯЖЕЙ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ОБЪЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА / ПРИБРЕЖНЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Щербина Елена Витальевна, Нгуен Тхань Кам

Введение. Рассматриваются вопросы совершенствования прибрежных территорий городов с градоформирующей функцией туризма. Курортный или оздоровительный туризм активно развивается в Турции, Таиланде, Египте, Вьетнаме и других странах, с акцентом на высокий уровень обслуживания гостиничных комплексов, которые занимают большие площади прибрежных территорий, что приводит к возникновению конфликтов интересов местного населения, инвесторов и туристов. Решение этих разногласий может быть получено методами градостроительного зонирования городских территорий. Материалы и методы. На основе системного подхода, в котором город исследуется как социально-природно-антропогенная система, выявлены основные противоречия, возникающие при организации туристических объектов в структуре города, а также определены особенности градостроительного зонирования. Использованы данные из открытых источников, генеральный план города Туйхоа, как аналогового объекта прибрежных городов южного и центрального побережья Вьетнама. Результаты. Ключевой критический фактор при расположении объектов для туристов - доступность пляжных территорий, которые служат главной точкой притяжения. Комфортное расстояние не должно превышать 1000 м. Одним из планировочных приемов может быть формирование урбанизированных локаций - курортных функциональных зон (КФЗ), предназначенных для объектов туристического сервиса, включающих различные формы размещения туристов. Разработаны предложения (принципиальные схемы) градостроительного зонирования территорий центральной части города, обеспечивающие доступность городских пляжей, формирование уличной сети КФЗ исходя из пешеходной доступности пляжа, а также схемы планировки территории КФЗ, предполагающие обеспечение защитной зоны. Выводы. Градостроительное зонирование территорий курортного города следует проводить с учетом особенностей, которые обусловлены индустрией туризма; для массового размещения туристов необходимы локальные зоны, которые сделают возможным баланс между развитием туризма и сохранением жилой и общественной среды, доступность пляжей. Формирование защитной полосы вдоль береговой линии позволит создать комфортное общественное рекреационное пространство для туристов и жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN ZONING FEATURES OF TERRITORIES FOR TOURIST SERVICES FACILITIES PLACEMENT IN COASTAL CITIES

Introduction. The article deals with the development of coastal territories of cities with the city-forming function of tourism. The tourism industry is currently viewed as a promising area of economic development for many countries and cities. Resort tourism or health tourism is actively developing in Turkey, Thailand, Egypt, Vietnam and other countries, with an emphasis on a high level of service for hotel complexes that occupy large areas of coastal territories, which leads to conflicts of interest for the local population, investors and tourists. The solution to these conflicts can be obtained by methods of urban zoning. Materials and methods. On the basis of a systematic approach, in which the city is considered as a social-natural-anthropogenic system, the main contradictions that arise when placing tourist facilities in the structure of the city and the features of the town-planning zoning of these territories are identified. The article uses data from open sources, the general plan of Tuy Hoa, as an analog object of coastal cities of the south-central coast of Vietnam. Results. It is shown that the main critical factor in the placement of tourist accommodation facilities is the availability of beach areas, which serve as the main point of attraction. In this case, the comfortable distance should not exceed 1000 m. One of the planning techniques aimed at resolving conflicts can be the formation of urbanized locations - resort functional zones (KFZ), specially designed for the placement of tourist service facilities, including various forms of tourist accommodation. Proposals (schematic diagrams) for urban zoning of the central part of the city have been developed, ensuring the availability of city beaches; the formation of a street network of KFZ, based on the principle of pedestrian accessibility of the beach, as well as the formation of a planning scheme of the KFZ territory, providing for the provision of a protective zone. Conclusions. Urban zoning of the resort city’ territory should be carried out taking into account the peculiarities that are due to the tourism industry; for the mass accommodation of tourists, local zones should be envisaged, which will ensure a balance between the development of tourism and the preservation of the residential and public environment, the accessibility to the beach; the formation of a protective strip along the coastline will create a comfortable public recreational space for tourists and residents with the aim of stable and sustainable development in the future.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В ПРИБРЕЖНЫХ ГОРОДАХ»

объектов туристического сервиса в прибрежных городах

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 711.5

DOI: 10.22227/1997-0935.2022.4.417-427

Особенности градостроительного зонирования территорий размещения объектов туристического сервиса в прибрежных городах

Елена Витальевна Щербина, Тхань Кам Нгуен

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУМГСУ); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Рассматриваются вопросы совершенствования прибрежных территорий городов с градоформирующей функцией туризма. Курортный или оздоровительный туризм активно развивается в Турции, Таиланде, Египте, Вьетнаме и других странах, с акцентом на высокий уровень обслуживания гостиничных комплексов, которые занимают большие площади прибрежных территорий, что приводит к возникновению конфликтов интересов местного населения, инвесторов и туристов. Решение этих разногласий может быть получено методами градостроительного зонирования городских территорий.

Материалы и методы. На основе системного подхода, в котором город исследуется как социально-природно-антро-погенная система, выявлены основные противоречия, возникающие при организации туристических объектов в структуре города, а также определены особенности градостроительного зонирования. Использованы данные из открытых источников, генеральный план города Туйхоа, как аналогового объекта прибрежных городов южного и центрального побережья Вьетнама.

Результаты. Ключевой критический фактор при расположении объектов для туристов — доступность пляжных тер- ^ п риторий, которые служат главной точкой притяжения. Комфортное расстояние не должно превышать 1000 м. Одним ® Ф из планировочных приемов может быть формирование урбанизированных локаций — курортных функциональных n н зон (КФЗ), предназначенных для объектов туристического сервиса, включающих различные формы размещения ^ | туристов. Разработаны предложения (принципиальные схемы) градостроительного зонирования территорий цен- _ тральной части города, обеспечивающие доступность городских пляжей, формирование уличной сети КФЗ исходя д S из пешеходной доступности пляжа, а также схемы планировки территории КФЗ, предполагающие обеспечение за- 5) С щитной зоны. • у

Выводы. Градостроительное зонирование территорий курортного города следует проводить с учетом особенностей, ^ I которые обусловлены индустрией туризма; для массового размещения туристов необходимы локальные зоны, кото- о S рые сделают возможным баланс между развитием туризма и сохранением жилой и общественной среды, доступность l z пляжей. Формирование защитной полосы вдоль береговой линии позволит создать комфортное общественное ре- J 9 креационное пространство для туристов и жителей. о 7

> 1 о

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: системный подход, градостроительное зонирование, доступность пляжей, индустрия туриз- m 3

ма, объекты туристического сервиса, прибрежные города о (

О 5

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Щербина Е.В., Тхань Кам Нгуен. Особенности градостроительного зонирования территорий о t размещения объектов туристического сервиса в прибрежных городах // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. Вып. 4. С. 417-427. t I DOI: 10.22227/1997-0935.2022.4.417-427 ° S

О z

Автор, ответственный за переписку: Тхань Кам Нгуен, ncvgasu@gmail.com. 0 2

> 0

Urban zoning features of territories for tourist services facilities placement t (

in coastal cities > 00

• )

Elena V. Shcherbina, Thanh Cam Nguyen l о

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); Moscow, с g

Russian Federation

17

. DO

ABSTRACT I Z

s n

Introduction. The article deals with the development of coastal territories of cities with the city-forming function of tourism. The tourism industry is currently viewed as a promising area of economic development for many countries and cities. Resort q £ tourism or health tourism is actively developing in Turkey, Thailand, Egypt, Vietnam and other countries, with an emphasis 4 4 on a high level of service for hotel complexes that occupy large areas of coastal territories, which leads to conflicts of interest 2 2

for the local population, investors and tourists. The solution to these conflicts can be obtained by methods of urban zoning. Materials and methods. On the basis of a systematic approach, in which the city is considered as a social-natural-anthropogenic system, the main contradictions that arise when placing tourist facilities in the structure of the city and

© Е.В. Щербина, Тхань Кам Нгуен, 2022

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

the features of the town-planning zoning of these territories are identified. The article uses data from open sources, the general plan of Tuy Hoa, as an analog object of coastal cities of the south-central coast of Vietnam. Results. It is shown that the main critical factor in the placement of tourist accommodation facilities is the availability of beach areas, which serve as the main point of attraction. In this case, the comfortable distance should not exceed 1000 m. One of the planning techniques aimed at resolving conflicts can be the formation of urbanized locations — resort functional zones (KFZ), specially designed for the placement of tourist service facilities, including various forms of tourist accommodation. Proposals (schematic diagrams) for urban zoning of the central part of the city have been developed, ensuring the availability of city beaches; the formation of a street network of KFZ, based on the principle of pedestrian accessibility of the beach, as well as the formation of a planning scheme of the KFZ territory, providing for the provision of a protective zone. Conclusions. Urban zoning of the resort city' territory should be carried out taking into account the peculiarities that are due to the tourism industry; for the mass accommodation of tourists, local zones should be envisaged, which will ensure a balance between the development of tourism and the preservation of the residential and public environment, the accessibility to the beach; the formation of a protective strip along the coastline will create a comfortable public recreational space for tourists and residents with the aim of stable and sustainable development in the future.

KEYWORDS: tourism industry, systematic approach, urban zoning, accessibility of beaches, territorial planning, tourist service facilities, coastal cities

FOR CITATION: Shcherbina E.V., Thanh Cam Nguyen. Urban zoning features of territories for tourist services facilities placement in coastal cities. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(4):417-427. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.4.417-427 (rus.).

Corresponding authors: Thanh Cam Nguyen, ncvgasu@gmail.com.

N N N N О О N N

К (V U 3 > (Л

с и U N

il Л ?

<D <D

О ё

ВВЕДЕНИЕ

В курортных прибрежных городах в равной степени как для приезжающих, так и местных жителей основной точкой притяжения служат прибрежная территория и пляжная зона [1-3]. Это приводит к увеличению спроса на эти земли, стоимости недвижимости и повышению плотности отдыхающих вследствие желания инвесторов получить максимальную прибыль. Правительство сталкивается с необходимостью введения новых механизмов градорегулиро-вания при освоении данных территорий. В связи с этим требуется поиск рациональных планировочных решений для создания комфортной среды жизнедеятельности и рационального землепользования.

Во Вьетнаме в настоящее время имеется много прибрежных городов, где береговая линия занята рядом частных курортов, там нет дорог для пешехо-

дов и доступа к пляжу [4, 5]. Так, более 45 км береговой линии от подножия горы Сонча (Дананг) до Хойана занимают частные курорты. Многие инвесторы, получив землю, отгородили всю береговую линию, но не начали строительство, что привело к нехватке прибрежных земель, росту цен на землю с целью перепродажи (рис. 1). Кроме того, в прибрежной зоне расположены высотные здания, что вызывает много споров. Многие думают, что строительство высотных домов вдоль побережья — это хороший тренд развития, приносящий коммерческую выгоду и создающий оживленный городской образ [6, 7]. Существует и противоположное мнение, что такая ситуация во Вьетнаме приносит больше вреда, чем пользы [8]. Например, закрывается вид на море, увеличивается загрязнение окружающей среды из-за большого движения транспорта, заторов на дорогах и острой нехватки общественных мест, что

W

Е О

CL °

^ с

ю °

S 1

о ЕЕ

О) ^

т- ^

£

22 J >> А

"8 Г Е!

О И

Рис. 1. Прибрежная зона в Хойан - Дананге, Вьетнам [4, с дополнениями Т.К. Нгуен] Fig. 1. Hoi An-Da Nang coastal zone, Vietnam [4, with additions by T.K. Nguyen]

приводит к ухудшению микроклиматических условий. Градостроительное зонирование должно быть направлено на решение этих проблем.

Важность общественного доступа к пляжу подчеркивалась в многочисленных исследованиях в России и в мире [9-12]. Морское пространство может считаться общественным ресурсом только тогда, когда оно доступно всем. Концентрация людей и их деятельность создает качественную динамическую среду прибрежной зоны [3]. Таким образом, проблема, возникающая в процессе городского планирования, заключается в достижении баланса между потребностями развития туризма и необходимостью сохранения общественной среды, обеспечивая право доступа к пляжу, объектам торговли, развлечения, природным достопримечательностям для туристов и местных жителей, что и стало целью данного исследования.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

• определить градостроительный инструмент регулирования для территорий размещения туристических объектов;

• выявить особенности градостроительного зонирования территорий размещения объектов туристического сервиса в прибрежных городах;

• разработать принципиальные схемы структуры территориальных зон.

Актуальность исследования обоснована необходимостью реализации Генерального плана развития туризма в регионе Южно-центрального побережья до 2020 года с перспективой до 2030 года, утвержденного премьер-министром Вьетнама1.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В работе использовался системный подход, согласно которому город рассматривался как целостная система, включающая подсистемы: экологическую, социальную, антропогенную, экономическую и управления [13]. Эти подсистемы тесно связаны и поддерживают друг друга, формируя основу для устойчивого развития. Теория и методы градостроительного зонирования направлены на создание устойчивой планировочной городской структуры, позволяют посредством заложенных в них механизмов установления функционального назначения тер-

риторий и градостроительных регламентов обеспечить разработку проектов планировки территории в соответствии с принятой концепцией. Этот подход был реализован в решении поставленной задачи. Исходными данными послужили материалы открытых источников, генеральный план города Туйхоа (столица провинции Фуйен). Город расположен в центральной части Вьетнама, именно он был выбран объектом исследования (рис. 2). Туйхоа можно рассматривать как аналоговый объект для других городов Вьетнама, приведенных на рис. 2, которые имеют общие признаки. Города располагаются на оси автомобильных, железных дорог, размещения объектов воздушного и морского транспорта национального значения.

Phe duyet quy hoach töng the phat trien du lich vung duyen hai nam trung bo den nam 2020, tam nhin den nam 2030. Quyet dinh so 2350/QD-TTg ngay 24.12.2014. Thü tuong chinh phü Viet Nam. Ha Noi. 2014 (Генеральный план развития туризма в регионе Южно-центрального побережья до 2020 года с перспективой до 2030 года : решение № 2350/QD-TTg от 24.12.2014 : утв. премьер-министром Вьетнама. Ханой, 2014). URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Van-hoa-Xa-hoi/Quyet-dinh-2350-QD-TTg-2014-Quy-hoach-tong-the-phat-trien-du-lich-vung-Duyen-hai-Nam-Trung-Bo-den-2020-261620.aspx

< П

tT

iH

О Г s 2

0 м t œ

1 z y i

J CO

u s

r I

n °

» 3

о »

о n

Рис. 2. Схема расположения городов в центральной

части Вьетнама (рисунок авторов)

Fig. 2. Authors' scheme of cities in the central part of

Vietnam

За исключением больших городов, таких как Дананг (с населением более 1 млн чел.) и Нячанг (с населением более 500 тыс. чел.), во всех остальных городах проживает от 100 до 300 тыс. чел., плотность населения составляет в среднем около 2000 чел./км2. Природные и культурно-исторические ресурсы городов заключаются в наличии длинной и красивой береговой линии, чистом воздухе, множестве пляжей. Кроме того, в радиусе 60 км от города Туйхоа есть около 30 больших и маленьких пляжей, горячие источники, множество островов и полуостровов, а также около 40 разнообразных культурных и исторических мест.

со со

n M » 0 » 66

t (

• )

тм

® 7

. он

■ т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s □

s У

с о

(D *

M M

о о

10 10

10 10

сч N сч N

0 о

N N

¡г (V U 3 > (Л

с и со N

si

1 ?

<U О)

О ё

ел

Е о

CL ° ^ с

ю о

s !

о ЕЕ

fee

О) ^ т- ^

ел

■8 El

О И №

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ сложившейся ситуации и планировочной структуры Туйхоа позволяет определить факторы, влияющие на доступ к пляжу, к ним относятся: дорожно-транспортная и пешеходная системы; взаимное расположение жилых, производственных и общественно-деловых и рекреационных зон, этажность и плотность застройки. Транспортная система действует как средство обеспечения доступа к пляжу наиболее удобным способом, в то время как общественные пространства служат «магнитами», привлекающими людей. Соответственно, чтобы решить проблему доступа людей к пляжу, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы. В результате современного формирования планировочной структуры города следует отметить два принципиально разных направления. Первое — уплотнение существующей застройки в центральной части города путем строительства на прибрежных территориях высотных отелей класса люкс. Это приводит к дополнительной нагрузке на градостроительный каркас территории, увеличению плотности населения. Второе — образование курортов вдоль побережья на принципах автономности, что удобно в части поиска инвесторов. Однако отсутствие общей концепции планировки территории приводит к созданию проблем доступа отдыхающих к пляжу. Поэтому для решения поставленной задачи в планировочной структуре города предложено выделить две зоны:

• центральная часть города;

• территории курортных зон.

Следует отметить, что при освоении прибрежной территории защита ресурсов морской среды должна быть ориентирована на долгосрочное устойчивое развитие. Чтобы гарантировать сохранение целостности морских ресурсов, многие страны создают прибрежные защитные полосы [14-18]. Это — буферное пространство, на котором запрещена деятельность на охраняемой территории, прилегающей к морю. Обычно здесь под запретом и строительные работы. Ширина полосы зависит от рельефа и характера каждой прибрежной зоны. Для Вьетнама эти полосы рассчитываются от самой высокой линии прилива по направлению к материку с расстоянием от 50 до 100 м2. Поэтому на всех прибрежных территориях необходимо предусмотреть защитные полосы. Каждый тип прибрежной территории имеет разные планировочные решения для доступа к пляжу.

2 Указано в следующих документах: Thong tu so 29/2016/ TT-BTNMT «Quy dinh ky thuat thiet lap hanh lang bao ve bo bien». Bo Tai nguyen va Moi truong Viet Nam. Ha Noi. 2016. (Циркуляр №№ 29/2016/TT-BTNMT «Технический регламент по созданию береговой защиты коррекции» // Министерство природных ресурсов и окружающей среды Вьетнама. Ханой. 2016). URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Tai-nguyen-Moi-truong/Thong-tu-29-2016-TT-BTNMT-Quy-dinh-ky-thuat-thiet-lap-hanh-lang-bao-ve-bo-bien-328523.aspx

Пляжи в центральной части города

Эта пляжная зона относится к территориям высокой градостроительной ценности, поэтому стоит ограничить строительство крупных курортов в этом районе, освободив место для размещения коммерческих предприятий с небольшой площадью застройки, имеющих большую экономическую эффективность. Планировочное решение для данной территории разделено на три основные части (рис. 3):

• открытое пространство между пляжем и первой дорогой, которое помогает жителям и туристам легко добраться до пляжной зоны. Оно выполняет функцию второй прибрежной защитный полосы. Эта территория относится к рекреационным зонам, предназначена для размещения парков, скверов, бульваров с открытым доступом к городскому пляжу, а также небольших малоэтажных предприятий общественного питания;

• территория, расположенная между дорогами, представляет собой зону общественно-делового назначения, на которой допускается размещение коммерческих зданий различной этажности, высота которых увеличивается по мере удаления от моря: офисов, торговых центров, гостиниц для деловых туристов. Ширина зоны зависит от уровня развития города;

• территории, находящиеся за общественной зоной, целесообразно отнести к зонам жилой застройки — это жилая зона для местных жителей.

При таком разделении будет обеспечен режим проветривания, а регулирование этажности застройки даст возможность создать архитектурный облик, отвечающий современным требованиям формирования комфортной и безопасной среды жизнедеятельности (рис. 4).

Территории локальной урбанизации, предназначенные для размещения туристов — курортные функциональные зоны

Как показывают исследования, при высоком уровне туристического потока курортные функциональные зоны (КФЗ) следует организовывать в виде урбанизированных локаций по принципу жилых многофункциональных зон [19]. В некотором смысле КФЗ имеет аналогию с жилыми территориями города (микрорайон), но отличается набором объектов социально-бытового назначения, предназначенных для обслуживания туристов. Такое планировочное развитие позволяет сохранить самобытность города, обеспечить комфортное проживание населения и санитарно-гигиеническую безопасность, что особенно важно во время эпидемиологической напряженности.

Территория с позиции объектов размещения туристов разделяется по их удаленности от пляжа. Целесообразно выделить три линии (рис. 5):

• предприятия размещения туристов на первой линии: пешеходная доступность пляжа 100-150 м,

между отелем и пляжем нет преград, в том числе автомобильной дороги. Это — малоэтажные (1-2 этажа) курортные элитные отели, часто представляют собой комплексы отдельных построек, таких как бунгало, виллы с бассейнами, ресторанами, барами и т. д .;

• объекты размещения туристов на второй линии: пешеходная доступность до 300 м, между пляжем и отелем есть автомобильная дорога. Здесь возможно расположение отелей от малой до средней этажности;

• предприятия размещения туристов на третьей линии: пешеходная доступность пляжа более 300 м, между пляжем и отелем находятся объекты развлечения и обслуживания туристов. На этой территории возможно расположение отелей от малоэтажных до высотных.

Регулирование высотности застройки с учетом реального рельефа территории, расположенной на трех линиях, позволит обеспечить благоприятный микроклимат и сформировать городской современный ландшафт (рис. 6).

Mai нсфальныс у; шин районного значений M:uti sireeLs of district significance

Улицы местного значения

] I ч_,11 >1 s

[ЬрЗДОКЗД ipn I tu-з tojui е:кя CITCTVMhI

1 Мчт irortqrafl

s\MLLni

Mope

Seû

Пляж

¡ïc;m II

i

Магистральная улица районного значения Mnin suxet'of dbil pel sign) Нимис

---> Доступ пляжеti ;пя жителей и гуристов

Bench acccri for rciitkiitt and limiïsts

+H-

Отметка максимального уровня 1 грили tu

['In11 в I : I rïv ofthi- пшхЬ&пщ tide level

i 1ри6режная яшитшй naittàl

CnasUil prolccliwilnp

Рскрсаштнния мня

Ujccredliouul jtc-J

Общественно- ледовая юна

Public .in J business копе

»1

Жилая зона

Resident lui urea

Городская транспортная

L'HL'ICMJ

I Jrhan rnilkvpOfl фЯеЩ

< П

tT

iH

О W

с

0 M

t (Л

1 z y i

J CD

U I

r I

n °

» 3

о »

Рис. 3. Схема планировочной структуры территории центральной части города (рисунок авторов) Fig. 3. Authors' scheme of the planning structure of the territory of the central part of the city

Рис. 4. Поперечный профиль прибрежной зоны в центральной части города (рисунок авторов) Fig. 4. Cross-section of the coastal zone in the central part of the city, made by authors

N N

N N

О О

СЧ СЧ

К (V U 3 > (Л С И 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОН N

il Л 5

<D dj

О ё

w

Г El

О (Я

Рис. 5. Схема планировочной структуры КФЗ (рисунок авторов)

Fig. 5. Authors' scheme of the planning structure of the territories of the resort functional zones (KFZ)

w w

E о

CL ° ^ с

Ю °

S g

о EE

a> ^

Рис. 6. Поперечный профиль территории локальной урбанизации КФЗ (рисунок авторов) Fig. 6. Authors' cross-sectional profile of local urbanization territories (KFZ)

Уличная сеть КФЗ должна быть ориентирована на пешеходное движение с высокой долей маломобильных групп. Согласно исследованию Юн Янга и соавторов [20], которое проводилось в США, более 50 % респондентов могут пройти 0,7 мили (около 1 км) до места назначения для отдыха, что также подтверждается результатами исследования продолжи-

тельности прогулок: более 50 % респондентов потратили 15 минут на прогулку до места назначения для отдыха (рис. 7).

Таким образом, оптимальное расстояние, которое человек проходит пешком с целью отдыха, составляет приблизительно 1 км. Тогда при прямоугольной сетке улиц (рис. 8) соотношение между

Рис. 7. Зависимость предпочтений расстояний и продолжительности пеших передвижений с различными целями [20] Fig. 7. Depicts the relationship between distance preferences and walking duration for various purposes [20]

Рис. 8. Схема уличной сети КФЗ (рисунок авторов) Fig. 8. Authors' scheme of the KFZ street network

< П

tT

iH О Г

О w

n S

y

J CD

U

r i

§ 3

0 §

01

о n

It —

u м

§ 13

a 0

§ 66 r 6

t (

ii

® i л '

1 DO

■ т

s □

(Л У

с о <D Ж

, ,

2 2 О О 2 2 2 2

параметрами может быть определено формулой (1). Использование выражения даст возможность определить ориентировочные размеры кварталов застройки

—+ b < 1 км, 2

(1)

где а — расстояние между улицами, перпендикулярными побережью; Ь — расстояние между параллельными улицами КФЗ.

Кроме того, в КФЗ должны быть общественные пространства, предназначенные для размещения пар-

ков, скверов, бульваров, коммерческих центров, сувенирных рынков под открытым небом и др. (рис. 4). Эти общественные пространства создают привлекательность и уникальность курорта, служат коммерческими площадями для расположения объектов питания, торговли и развлечения. Через них проходит маршрут движения туристов к пляжной зоне. Рекреационная территория прибрежной КФЗ может быть соединена с рекреационной зоной в центральной части города для создания прибрежной набережной и зеленого паркового пояса вдоль городского побережья (рис. 9).

N N N N О О N N

К Ш U 3

> (Л

с и HQ N

il Л ?

<D dj

О ё

w

Е о

CL ° ^ с

ю о

S g

о Е а> ^

ел

■а

£1

О И

Рис. 9. Схема планировочной организации парковой зоны вдоль побережья города (рисунок авторов) Fig. 9. Authors' scheme of planning organization of park zones along the city's coast

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Развитие планировочной структуры прибрежного курортного города, в котором индустрия туризма определена в качестве градоформирующего направления, имеет свои особенности, связанные с размещением объектов гостиничного сервиса. В прибрежных городах это приводит к возникновению конфликтов интересов местного населения, инвесторов и туристов при планировке территорий береговой линии, которые имеют высокую градостроительную и экологическую ценность. Разреше-

ние этих противоречий возможно на уровне разработки схем градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, позволяющих установить режим функционального использования и предельные параметры земельных участков и объектов недвижимости.

Основной точкой притяжения жителей приморских городов и туристов служит пляж. Исходя из условия доступности этих территорий сформулированы предложения по формированию урбанизированных локаций — курортных функциональных зон, предназначенных для объектов туристического сер-

виса, включая различные формы размещения туристов, своеобразных производственных зон, предоставляющих места трудовой занятости для населения. В этом случае становится возможным зонирование территорий с учетом специфики интересов отдыхающих и постоянного населения.

Разработаны принципиальные схемы планировочной организации территорий центральной части

города и урбанизированных локаций КФЗ, обеспечивающих доступность пляжей, организацию уличной сети, общественных и рекреационных зон. Такой подход позволит сформировать защитную полосу вдоль береговой линии, а в перспективе создать рекреационное общественное пространство, направленное на развитие устойчивой и комфортной среды жизнедеятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ragheb A., EL-Ashmawy R. Urban waterfront development for designing space in coastal cities // International Journal of Sustainable Development and Planning. 2020. Vol. 15. Issue 3. Pp. 345-352. DOI: 10.18280/ijsdp.150311

2. Giovinazzi O., Moretti M. Port cities and urban waterfront: Transformations and opportunities // TeMA—Journal ofLand Use, Mobility and Environment. 2010. Vol. 2. DOI: 10.6092/1970-9870/123

3. Щербина Е.В., Тарек Авад Эль Сайед Моха-мед Юсеф. Анализ транспортно-планировочной структуры приморских рекреационных районов Египта // Вестник МГСУ. 2009. № 1. С. 20-24.

4. Nguyên N.H., Trân H.N. Lua chon công cu quàn ly phat trien bèn vùng cành quan du lich dô thi bien // Tap chi quy hoach dô thi. 2018. 26. (Нгуен Н.Х., Тран Х.Н. Выбор инструментов для устойчивого управления и развития ландшафта туризма прибрежных городов // Журнал градостроительства. 2018. 26 c.) URL: https://www.academia.edu/39383537/ L%E1%BB %B1a_ch%E1%BB%8Dn_c%C3%B4ng _c%E1%BB%A5_qu%E1%BA%A3n_l%C3%BD_ ph%C3%A 1 t_tri%E 1 %BB%83n_b %E 1 %BB %81n_v%E1%BB%AFng_c%E1%BA%A3nh_ quan_du_l%E1%BB%8Bch_%C4%91%C3%B4_ th%E1%BB%8B_bi %E1%BB%83n_Chosing_tools_ for_sustainable_urban_landscape_development_in_ tourist_coastal_cities_

5. Нгуен Т.К. Влияние туризма на развитие прибрежных городов Вьетнама // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 10-1 (100). С. 34-41. DOI: 10.23670/IRJ.2020.100.10.007

6. Nguyên N. Kiên truc cao tâng ven bien trong cac dô thi lon / Tap chi Kiên truc. 2019. (Нгуен Н. Прибрежная высотная архитектура в больших городах // Архитектурный журнал. 2019). URL: https://www. tapchikientruc.com.vn/chuyen-muc/kien-truc-cao-tang-ven-bien-trong-cac-do-thi-lon.html

7. Trinh H.V. Nhùng loi thê và bât câp cùa kiên truc cao tâng tai cac dô thi ven bien Nam Trung bô / Tap chi Kiên truc ViêtNam. 2017. (ТриньХ.В. Преимущества и недостатки высотной архитектуры в южноцентральных прибрежных городах // Журнал «Архитектура Вьетнама». 2017). URL: https :// kientrucvietnam.org.vn/nhung-loi-the-va-bat-cap-cua-

kien-truc-cao-tang-tai-cac-do-thi-ven-bien-nam-trung-bo/

8. Trân H.T. Xây dung cao tâng mat tièn huóng biên: Loi bât cap hai / Tap chí Kiên truc Viêt Nam. 2017. (Чан Х. Т. Строительство многоэтажных домов с видом на море: достоинства и недостатки // Журнал «Архитектура Вьетнама». 2017). URL: https:// kientrucvietnam.org.vn/i8586/

9. Пегушина A.A. Пляжные территории в Крыму: проблемы и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2 (84). С. 14 i-i 5 i. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10213

10. Рожков A.B., Кононов И.С., Иванов О.В. Эволюция подходов в организации общественных пространств курортного города в Крыму // Достижения науки и образования. 2018. № 10 (32). С. 64-71.

11. Anisimova N.N., Karamova A.S. Modular improvement of beach areas // Colloquium-journal. 2020. № 35 (87). Pp. 19-20. DOI: 10.24412/2520-6990-2020-3587-i9-20

12. Ильичева Д.А. Зарубежный опыт использования прибрежных территорий // Architecture and Modern Information Technologies. 20i6. № 3 (36). С. i0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Теличенко В.И., Щербина Е.В. Социально-природно-техногенная система устойчивой среды жизнедеятельности // Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 6. С. 5-12. DOI: 10.33622/0869-70i9.20i9.06.5-i2

14. Сатдаров A . З. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в законодательных системах России и мира // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 20i5. Т. 25. № 4. С. 35-44.

15. Погодина Е.И., Дегтярева Е.П., Волы-нецМ.А. Технические и правовые проблемы при проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос в городском природообустройстве // Инновационная наука. 2016. № 5-2 (17). С. 153-156.

16. Trân V.C. Quy hoach, quàn ly cành quan và các công trinh xây dung tai hành lang bào vê b à biên cùa Viêt Nam / Tap chí Quy hoach Xây dung. 2020. 105. 32-39 (Тран В. Ч. Планирование, управление ландшафтными и строительными работами на участке коридора защиты побережья Вьетнама // Журнал

< п 88 iï k| s»

О Г

M 2

О

nt

l i

y i

J со

u i ri

n

i s О

n

со со

n a g

i 66 r 66

t i!

• )

[M

® 7

. DO

■ г

s S

s у

с о

<D *

О О

10 10

10 10

«Планирования и строительства». 2020. Т. 105. С. 32-39). URL: https://moc.gov.vn/tl/tin-tuc/63961/ quy-hoach-quan-ly-canh-quan-va-cac-cong-trinh-xay-dung-tai-hanh-lang-bao-ve-bo-bien-cua-viet-nam.aspx

17. Зельман О.С., СухомлиноваН.Б. Особенности проектирования водоохранных зон и прибрежных защитных полос // Экономика и экология территориальных образований. 2019. Т. 3. № 3. С. 48-55. DOI: 10.23947/2413-1474-2019-3-3-48-55

18. Жариков Е.А. Проблемы формирования водоохранных зон водных объектов в России и странах

Европы // StudNet. 2021. Т. 4. № 7. С. 173. DOI: 10.24411/2658-4964-2021-103679

19. Щербина Е.В., Нгуен Т.К. Градостроительные задачи развития туризма прибрежных городов Вьетнама // Актуальные проблемы строительной отрасли и образования : сб. докл. Первой национальной конференции. 2020. С.605-610.

20. Yang Y., Diez-RouxA.V. Walking distance by trip purpose and population subgroups // American Journal of Preventive Medicine. 2012. Vol. 43. Issue 1. Pp. 11-19. DOI: 10.1016/j.amepre.2012.03.015

Поступила в редакцию 24 марта 2022 г. Принята в доработанном виде 13 апреля 2022 г. Одобрена для публикации 13 апреля 2022 г.

N N N N

0 О N N

К 01 U 3

> (Л

с и m N

si

1 ?

<D О)

О %

(Л (Л

Е о

CL ° ^ с

ю о

s 1

о ЕЕ

fee

СП ^ т- ^

г

S!

О И

Об авторах: Елена Витальевна Щербина — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры градостроительства; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ГО: 1052643, К^еагсИегГО: ЛЛ0-1758-2019, ОЯСГО: 0000-0002-6797-7559; scherbinaEV@mgsu.ru;

Тхань Кам Нгуен — магистр архитектуры, аспирант кафедры градостроительства; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ГО: 1066242; ResearcherГО: ЛБЕ-6798-2021; ОЯСГО: 0000-0002-9982-8355; ncvgasu@gmail.com.

Вклад авторов:

Щербина Е.В. — научное руководство, концепция исследования, развитие методологии, участие в разработке учебных программ и их реализации, доработка текста, итоговые выводы.

Нгуен Т.К. — концепция исследования, развитие методологии, написание исходного текста, доработка текста, итоговые выводы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

REFERENCES

1. Ragheb A., EL-Ashmawy R. Urban waterfront development for designing space in coastal cities. International Journal of Sustainable Development and Planning. 2020; 15(3):345-352. DOI: 10.18280/ijsdp.150311

2. Giovinazzi O., Moretti M. Port cities and urban waterfront: Transformations and opportunities. TeMA — Journal of Land Use, Mobility and Environment. 2010; 2. DOI: 10.6092/1970-9870/123

3. Shcherbina E.V., Tarek Awad El Sayed Mohamed Yousef. Analysis of the transport and planning structure of the coastal recreational areas of Egypt. Vest-nik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2009; 1:20-24. (rus.).

4. Nguyen N.H., Tran H.N. Lua chon cong cu quan ly phat trien ben vung canh quan du lich do thi bien / Tap chi quy hoach do thi. 2018. 26. [Nguyen N.H., Tran H.N. Chosing tools for sustainable urban landscape development in tourist coastal cities. Urban Planning Journal. 2018; 26.]. URL: https://www.academia.edu/39383537/ L%E1%BB %B1a_ch%E1%BB%8Dn_c%C3%B4ng _c%E1%BB%A5_qu%E1%BA%A3n_l%C3%BD_ ph%C3%A 1 t_tri%E 1 %BB%83n_b %E 1 %BB %81n_v%E1%BB%AFng_c%E1%BA%A3nh_

quan_du_l%E1%BB%8Bch_%C4%91%C3%B4_ th%E1%BB%8B_bi %E1%BB%83n_Chosing_tools_ for_sustainable_urban_landscape_development_in_tour-ist_coastal_cities_ (vietn.).

5. Nguyen T.K. Influence of tourism on coastal city development in Vietnam. International Research Journal. 2020; 10-1(100):34-41. DOI: 10.23670/ IRJ.2020.100.10.007 (rus.).

6. Nguyen N. Kién truc cao tang ven bien trong cac dô thi lon. Tap chi kiên truc. 2019. [Nguyen N. Coastal high-rise architecture in large cities. Architectural magazine. 2019.] URL: https://www.tapchikientruc.com.vn/ chuyen-muc/kien-truc-cao-tang-ven-bien-trong-cac-do-thi-lon.html (vietn.).

7. Trinh H.V. Nhùng loi thé và bât câp cùa kién trùc cao tang tai cac dô thi ven bien Nam Trung bô. Tap Chi Kiên Truc Viet Nam. 2017. [Trinh H.V. Advantages and disadvantages of high-rise architecture in the south-central coastal cities. Journal "Architecture of Vietnam". 2017.] URL: https://kientrucvietnam.org. vn/nhung-loi-the-va-bat-cap-cua-kien-truc-cao-tang-tai-cac-do-thi-ven-bien-nam-trung-bo/ (vietn.).

8. Trân H.T. Xây dung cao tâng mât tien huâng bien: Lai bât câp hai. Tap Chi Kiên Truc Viêt Nam. 2017. [Tran H.T. Construction of multi-storey buildings overlooking the sea: advantages and disadvantages. Journal "Architecture of Vietnam". 2017.]. URL: https://kien-trucvietnam.org.vn/18586/ (vietn.).

9. Pegushina A.A. Beach areas in Crimea: the problems and prospects. Services in Russia and abroad. 2019; 2(84):141-151. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10213 (rus.).

10. Rozhkov A.V., Kononov I.S., Ivanov O.V. Evolution of approaches to the organization of public spaces of the resort town in the Crimea. Achievements of Science and Education. 2018; 10(32):64-71. (rus.).

11. Anisimova N.N., Karamova A.S. Modular improvement of beach areas. Colloquium-journal. 2020; 35(87):19-20. DOI: 10.24412/2520-6990-2020-358719-20

12. Ilicheva D. An international experience in costal areas usage. Architecture and Modern Information Technologies. 2016; 3(36):10. (rus.).

13. Telichenko V.I., Shcherbina E.V. Social-na-tural-technogenic system of sustainable environment of vital activity. Industrial and Civil Engineering. 2019; 6:5-12. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.06.5-12 (rus.).

14. Satdarov A.Z. Water protection zones and coastal protection strips in the legal systems of Russia and the world. Bulletin of Udmurt University. Series Biology. Earth Sciences. 2015; 25(4):35-44. (rus.).

15. Pogodina E.I., Degtyareva E.P., Volynets M.A. Technical and legal problems in the design of water

Received March 24, 2022.

Adopted in revised form on April 13, 2022.

Approved for publication on April 13, 2022.

B i o n o t e s : Elena V. Shcherbina — Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of Urban Planning; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 1052643, ResearcherID: AAG-1758-2019, ORCID: 0000-0002-6797-7559; scherbinaEV@mgsu.ru;

Thanh Cam Nguyen—master of architecture, postgraduate student of the Department of Urban Planning; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 1066242, ResearcherID: ABF-6798-2021, ORCID: 0000-0002-9982-8355; ncvgasu@gmail.com.

Contribution of the authors:

Elena V. Shcherbina — scientific management, research concept, methodology development, participation in development of curricula and their implementation, follow on revision of the text, final conclusions.

Thanh Cam Nguyen — research concept, methodology development, writing the draft, follow on revision of the text, final conclusions.

The authors declare no conflicts of interests.

protection zones and coastal protection zones in urban environmental management. Innovative Science. 2016; 5-2(17):153-156. (rus.).

16. Tran V.C. Quy hoach, quan ly canh quan va cac cong trinh xay dung tai hanh lang bao ve bo bien cua Viet Nam. Tap chi Quy hoach Xay dung. 2020; 105:3239. [Tran V.C. Planning, management of landscape and construction works on the section of the Vietnamese coast protection corridor. Journal of Planning and Construction. 2020; 105:32-39.] URL: https://moc.gov.vn/ tl/tin-tuc/63961/quy-hoach-quan-ly-canh-quan-va-cac-cong-trinh-xay-dung-tai-hanh-lang-bao-ve-bo-bien-cua-viet-nam.aspx (vietn.).

17. Sukhomlinova N.B., Zelman O.S. Features of water-protected zones designing and coastal protective strips. Economy and Ecology of Territorial Formations. 2019; 3(3):48-55. DOI: 10.23947/2413-1474-2019-3-348-55 (rus.).

18. Zharikov E.A. Problems of formation of water protection zones of water bodies in Russia and European countries. StudNet. 2021; 4(7):173. DOI: 10.24411/26584964-2021-103679 (rus.).

19. Shcherbina E.V., Nguyen T.K. Urban development tasks of tourism development in coastal cities of Vietnam. Actual Problems of the Construction Industry and Education: The First National Conference. 2020; 605-610. (rus.).

20. Yang Y., Diez-Roux A.V. Walking distance by trip purpose and population subgroups. American Journal of Preventive Medicine. 2012; 43(1):11-19. DOI: 10.1016/j.amepre.2012.03.015

< П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tT

iH

О Г s 2

0 м t со

1 z y i

J CD

u s

r i

n °

С 3

о СС

o n

со со

n M

С 66

Г 6

• )

® 7

. DO

■ г

s □

s у

с о

<D X

M M

о о

10 10

10 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.