Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
526
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МОНИТОРИНГ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ / УРБАНИЗАЦИЯ / ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗАПЫЛЕННОСТЬ ВОЗДУХА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / PM2.5 / ENVIRONMENTAL POLLUTION / AIR MONITORING / URBANIZATION / URBAN PLANNING / DUST CONTENT IN THE AIR / URBAN ENVIRONMENT / ENVIRONMENT / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Фан Тхи Ан, Шукуров Илхомжон Садриевич, Фам Ван Лыонг, Шукурова Лола Ильхомовна

Введение. Ханой - столица Социалистической Республики Вьетнам. Город Ханой развивается по следующей схеме: центральный район и окружающие спутники (5 городов) вокруг него соединены с центром с помощью транспортных систем: железнодорожной, автомобильной, системы речного транспорта и т.д. Качество воздуха из-за увеличения численности населения, средств личного транспорта, промышленных предприятий и других источников выбросов ухудшается, и все это оказывает сильное влияние на здоровье людей и состояние окружающей среды. Материалы и методы. Используются данные об уровне пыли PM2.5, полученные с двух автоматических станций мониторинга воздушной среды, расположенных в северном центре мониторинга окружающей среды в Управлении охраны окружающей среды Вьетнама и в посольстве США во Вьетнаме. Статистические методы оценки и анализа были применены для оценки разницы в концентрации пыли PM2.5 на этапах городского развития. Результаты. Проблема загрязнения PM2.5 во Вьетнаме стоит очень остро, потому что это серьезно угрожает здоровью населения. Для жилых районов, расположенных в городских кварталах, страдающих от дорожного движения и промышленного развития, уровень загрязнения по-прежнему превышает допустимый предел QCVN. Напротив, в жилых районах в пригородных зонах уровни загрязнения воздуха ниже. Выводы. Рассматриваются последствия загрязнения окружающей среды, вызванного мелкой пылью PM2.5, в результате урбанизации в г. Ханое и некоторые решения городского планирования для уменьшения степени загрязнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Фан Тхи Ан, Шукуров Илхомжон Садриевич, Фам Ван Лыонг, Шукурова Лола Ильхомовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE DUST CONTENT IN THE AIR OF THE URBAN ENVIRONMENT

Introduction. Hanoi is the capital of the Socialist Republic of Vietnam. Hanoi grows according to the following pattern: its central district has several satellites (5 cities) that are accessible by transport systems such as railways, motorways, waterways, etc. Air quality gets worse due to the growing number of urban residents, their personal vehicles, industrial development and other sources of emissions, and each of these factors has a great impact on human health and the state of the environment. Materials and methods. This study uses PM2.5 data generated by two automatic air monitoring stations located in the northern centre for environmental monitoring of the Environmental Protection Agency of Vietnam and the US Embassy in Vietnam. Methods of statistical assessment and analysis were applied to evaluate the difference in PM2.5 dust concentration at different stages of urban development. Results. The problem of PM2.5 pollution in Vietnam is particularly relevant, because it threatens public health. In residential areas located in urban neighborhoods notorious for heavy traffic and industrial enterprises, pollution levels still exceed admissible QCVN limits. On the contrary, air pollution is lower in suburban residential areas. Conclusions. The paper discusses the consequences of environmental pollution, caused by PM2.5 fine dust as a result of urbanization in Hanoi, and analyses urban planning solutions aimed at pollution reduction.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

УДК 711 DOI: 10.22227/1997-0935.2020.10.1425-1439

Исследование запыленности воздуха городской среды

Фан Тхи Ан1, И.С. Шукуров1, Фам Ван Лыонг1, Л.И. Шукурова2

1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУМГСУ); г. Москва, Россия; 2 Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт; г. Самарканд, Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Введение. Ханой — столица Социалистической Республики Вьетнам. Город Ханой развивается по следующей схеме: центральный район и окружающие спутники (5 городов) вокруг него соединены с центром с помощью транспортных систем: железнодорожной, автомобильной, системы речного транспорта и т.д. Качество воздуха из-за увеличения численности населения, средств личного транспорта, промышленных предприятий и других источников выбросов ухудшается, и все это оказывает сильное влияние на здоровье людей и состояние окружающей среды. Материалы и методы. Используются данные об уровне пыли РМ2.5, полученные с двух автоматических станций мониторинга воздушной среды, расположенных в северном центре мониторинга окружающей среды в Управлении охраны окружающей среды Вьетнама и в посольстве США во Вьетнаме. Статистические методы оценки и анализа были применены для оценки разницы в концентрации пыли РМ2.5 на этапах городского развития. Результаты. Проблема загрязнения РМ2.5 во Вьетнаме стоит очень остро, потому что это серьезно угрожает здоровью населения. Для жилых районов, расположенных в городских кварталах, страдающих от дорожного движения и промышленного развития, уровень загрязнения по-прежнему превышает допустимый предел QCVN. Напротив, в жилых районах в пригородных зонах уровни загрязнения воздуха ниже.

Выводы. Рассматриваются последствия загрязнения окружающей среды, вызванного мелкой пылью РМ2.5, в результате урбанизации в г. Ханое и некоторые решения городского планирования для уменьшения степени загряз- ^ ? нений. (Л о

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: загрязнение окружающей среды, мониторинг воздушной среды, урбанизация, городское планирование, запыленность воздуха, городская среда, окружающая среда, дорожное движение, РМ2.5

О Г

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Фан Тхи Ан, Шукуров И.С., Фам Ван Лыонг, Шукурова Л.И. Исследование запыленности воз- 2 о духа городской среды // Вестник МГСУ. 2020. Т. 15. Вып. 10. С. 1425-1439. DOI: 10.22227/1997-0935.2020.10.1425-1439 . •

0 со п о

Ж

A study of the dust content in the air of the urban environment 7

j

0

1 3

Phan Thi An1, Ilkhomzhon S. Shukurov1, Pham Van Luong1, Lola I. Shukurova2 & &

1 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); & T

Moscow, Russian Federation;

2

ABSTRACT

ч i i

о n

СЛ

Samarkand State Institute Architecture and Civil Engineering; Samarkand, Uzbekistan u s - c ^

n ш 0

Introduction. Hanoi is the capital of the Socialist Republic of Vietnam. Hanoi grows according to the following pattern: d —

its central district has several satellites (5 cities) that are accessible by transport systems such as railways, motorways, r 6

waterways, etc. Air quality gets worse doe to the growing number of urban residents, their personal vehicles, industrial 0

development and other sources of emissions, and each of these factors has a great impact on human health and the state e q

of the environment. u i

Materials and methods. This study uses PM2.5 data generated by two automatic air monitoring stations located in ^ e

the northern centre for environmental monitoring of the Environmental Protection Agency of Vietnam and the US Embassy • •

in Vietnam. Methods of statistical assessment and analysis were applied to evaluate the difference in PM2.5 dust concentra- ° Т

tion at different stages of urban development. U |

Results. The problem of PM2.5 pollution in Vietnam is particularly relevant, because it threatens public health. In residential 3 1

areas located in urban neighborhoods notorious for heavy traffic and industrial enterprises, pollution levels still exceed ad- 1 Jfl

missible QCVN limits. On the contrary, air pollution is lower in suburban residential areas. . и

Conclusions. The paper discusses the consequences of environmental pollution, caused by PM2.5 fine dust as a result L Z

of urbanization in Hanoi, and analyses urban planning solutions aimed at pollution reduction. s у

e к

KEYWORDS: environmental pollution, air monitoring, urbanization, urban planning, dust content in the air, urban environ- 1 1

ment, environment, traffic, PM2.5 О О

FOR CITATION: Phan Thi An, Shukurov I.S., Pham Van Luong, Shukurova L.I. A study of the dust content in the air g g

of the urban environment. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2020; 15(10):1425-1439. о О DOI: 10.22227/1997-0935.2020.10.1425-1439 (rus.).

© Фан Тхи Ан, И.С. Шукуров, Фам Ван Лыонг, Л.И. Шукурова, 2020 1425

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

о о

сч N

о о

N N

о о

г г

К <D

U 3 > (Л

С И

U ш

ю щ

il

ф ф

О ё

<л ю

s о

^ с Ю о

о Е

fe ° СП ^ т-

2: £ £

от °

£ ^

il

О (П

ВВЕДЕНИЕ

Вьетнам имеет площадь 331 690 км2, расположен на востоке п-ва Индокитай, относится к юго-восточному Азиатскому региону. Общие границы имеет с тремя странами: Северный Вьетнам граничит с Китаем, на западе — с Лаосом и Камбоджей, с востока омывается Восточным морем. В 2019 г. население Вьетнама составляло около 95 млн человек, т.е. Вьетнам занимает 13-е место в мире по численности населения.

Ханой — столица Социалистической Республики Вьетнам. В соответствии с постановлением правительства Вьетнама № 1259/QD-TTg от 26/07/2011 «Об утверждении генерального плана строительства Ханойской столицы до 2030 года и перспективы развития до 2050 года»1, столица Ханой после расширения будет иметь естественную площадь 334 470,02 га, в 3 раза превысит предыдущую и будет занимать 17-е место среди столиц мира, которые имеют самые большие площади; население увеличится в полтора раза; столица будет иметь 30 административных единиц, 12 округов, 17 районов и один город2.

12 округов включают в себя: Бак Ты Лием, Ба Динь, Кау Заи, ДонгДа, Хай Ба Чынг, Хоанг Кием, Ха Донг, Хоанг Май, Лонг Биен, Тхань Хуан, Тау Хо и Ты Лием.

17 районов включают: Дан Фуонг, За Лам, Донг Ань, Чуонг Ми, Хоай Дык, Ба Ви, Ми Дык, Фу Тхо, Ме Линь, Сок Сон, Тхач Тхат, Куок Оай, Тхань Чи, Тхыонг Тин, Тхань Оай, Фу Сюйен и Ынг Хоа и один город (Сон Таи).

Однако, наряду с экономическим ростом и процессом урбанизации, наблюдается загрязнение окружающей среды. Особенно необходим контроль за загрязнением в связи с возникновением проблемы общественного здравоохранения, так как загрязнения вызывают серьезную деградацию окружающей среды, включая воздух, воду, землю и парниковые газы. Эти факторы подрывают потенциал устойчивого развития и оказывают негативное воздействие на группы населения с низкими доходами.

1 Thu tudng Chinh phu, Quyet dinh so 1259/QB-TTg, ngay 26/07/2011, ve Phe duyet Quy hoach chung xay dung Thu do Ha Noi den nam 2030 va tarn nhin den nam 2050 (Премьер-министр, Постановление № 1259/QD-TTg от 26.07.2011 об утверждении генерального плана строительства столицы Ханой до 2030 года и концепции до 2050 года).

2 Quoc hoi, Nghi quyet so 22/2003/QH11 ngay 26 thang 11 nam 2003 ve viec chia va dieu chinh dia gidi hanh chinh mot so tinh (2003), Nghi quyet so 15/2008/QH12 cua Quoc hoi ve viec dieu chinh dia gidi hanh chinh Ha Noi (Национальное собрание, Резолюция № 22/2003/QH11 от 26.11.2003 о разделении и корректировке административных границ некоторых провинций (2003 год), Резолюция № 15/2008/ QH12 Национального собрания о внесении изменений в административные границы г. Ханой).

Доклад организации Global Alliance on Health and Pollution (Глобальный альянс по вопросам здоровья и загрязнения окружающей среды), опубликованный в декабре 2019 г.3, показывает, что из-за загрязнения окружающей среды во Вьетнаме погибло более 71 300 человек, из которых более 50 000 человек пострадали от загрязнения воздуха. Так, по числу смертей от загрязнения окружающей среды Вьетнам занимает четвертое место в западной части Тихого океана, уступая лишь Китаю (1,8 млн человек), Филиппинам (86 650 человек) и Японии (82 046 человек).

Загрязнение воздуха оказывает огромное влияние на здоровье людей. Согласно недавнему докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «бремя болезней международных» — это пыль PM2.5 (пыль размером менее 2,5 мкг/м3), которая занимает 5-е место среди 300 факторов, вызывающих смерть (4,2 млн смертей в год в мире).

Ханой является самым сильно загрязненным городом по качеству воздуха во Вьетнаме и в юго-восточном азиатском регионе. Загрязнение мелкой пылью в последнее время поднялось до тревожных уровней, количество пыли в Ханое в несколько раз превышает допустимый уровень.

Согласно обзорам ВОЗ, Ханой — город с высоким уровнем пылевого загрязнения [1] со средними значениями года PM10 и PM2.5, находящимися в высоком диапазоне (73,5 мкг/м3 и 47,45 мкг/м3 соответственно). Показатели пыли PM10 и PM2.5 превышают предельно допустимые значения в соответствии с нормативным документом QCVN 05:2013/BTNMT и в среднем за 24 часа, как правило, увеличиваются4.

Чтобы внести свой вклад в решение этого очень важного вопроса в рамках статьи авторы сосредотачиваются на трех основных аспектах:

• обзор экологической ситуации Ханоя;

• влияние на окружающую среду мелкодисперсной пыли PM2.5;

• рекомендации по снижению загрязнения окружающей среды и особенно мелкодисперсной пыли PM2.5.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обзор планирования столицы Вьетнама г. Ханой

География

Расположенный на северо-западе центральных равнин дельты Красной реки, г. Ханой имеет местоположение от 20°53' до 21°23' северной широты

3 Global Alliance on Health and Pollution (GAHP), Pollution and Health Metrics: Global, Regional and Country Analysis report, 2019.

4 BTNMT (2013a) QCVN 05:2013, столица Quy chuan ki thuat quoc gia ve Chat luong khong khi xung quanh (QCVN 05:2013/BTNMT Национальный технический регламент о качестве атмосферного воздуха).

Рис. 1. Административная карта г. Ханой и карта загрязнения воздуха во Вьетнаме Fig. 1. District map of Hanoi and air pollution map of Vietnam

и 105°44' до 106°02' восточной долготы, на севере он граничит с провинцией Тхайнгуен, Виньфук; на юге — с Ханам, Хоабинь; на востоке — с Бак-зианг, Бакнинь и Хынгйен; на западе — с Хоабинь и Фу Тхо5. Город Ханой и морской порт Хайфон, в 120 км от города Намдинь, образуют 3 главные точки дельты Красной реки. 8 января 2008 г. после расширения административных границ Ханой имеет площадь 3344,7 км2, располагаясь по обе стороны Красной реки, хотя раньше город находился в основном на правом берегу. На рис. 1 представлена административная карта г. Ханой5.

История развития г. Ханой1, 4' 5

A. Древнейшая история

В 1010 г. король Ли Конг Уан перенес столицу из Хоа Лы в Дай Ла и начал строительство столицы Тханг Лонг, ограничив город Красной рекой, рекой Кимнгы и рекой То. К западу от городской застройки сегодня находится 36 улиц г. Ханой.

Б. Период французской колонии с 1888 по 1945 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ханой — столица Федерации Индокитай. Планировка г. Ханой французами была расширяющейся на юг. В 1921 г. Ханой насчитывал около 4000 жителей из Европы и 100 000 местных жителей5. Из-за влияния европейской культуры, Ханой постепенно приобретал облик европейской метрополии. Ниже представлены карты г. Ханой с изменениями границ города: Ханой в 1902 г. (рис. 2); Ханой в 1920 (рис. 3) и в 1943 г. (рис. 4).

5 "Thanh pho Ha Noi". Tong cuc Du lich Viet Nam. Truy cap ngay 1 thang 10 nam 2010 («Ханой столица». Национальная администрация туризма Вьетнама. Получено 1 октября 2010 г.).

Рис. 2. Карта г. Ханой в 1902 г Fig. 2. Map of Hanoi, 1902

< П

iH G Г

0 со

n CO

1 О

У ->■

J to

u-

^ I

n °

О 3

о О

О i n

Q.

CO CO

Рис. 3. Карта г. Ханой в 1920 r. Fig. 3. Map of Hanoi, 1920

n S 0

О 6

r 6 t (

• ) Ц

® 5

л '

(Л DO

■ T

s У с о <D *

oo

2 2 О О 2 2 О О

о о

сч N

о о

N N

о о

г г

К <D

U 3 > (Л

С И

U ш

ю щ

il

ф ф

О ig

от от

s о

^ с Ю о

о Е

fe ° СП ^

V-

£ от °

■S

Ig ^ iE 35

О tn

Рис. 4. Карта г. Ханой в 1943 г Fig. 4. Map of Hanoi, 1943

В. Ханой в период формирования социализма и до настоящего времени

1. Период 1945-1975 гг.1

После войны (1954 г.) Ханой и север Вьетнама приступили к реконструкции зданий и развитию экономических, культурных и социальных сфер деятельности страны, разделенной на северные и южные регионы (около 20 лет).

Генеральный план Ханоя 1954-1960 гг. — ориентированная застройка города, которая идеально расположена на правом берегу Красной реки. Центральный регион — это Бадинь Хоан Кием и южная часть Западного озера. Площадь земельного участка — 700 га (рис. 5).

Генеральный план Ханоя 1960-1964 гг. — первый картографический проект «общий план ханойской столицы» был завершен в 1960 г. с помощью советских специалистов (рис. 6). Ориентация города развивалась в основном в южном районе Красной реки и частично в северном районе (Залам, Донгань). В основном на северо-западе региона, Футхыонг, Ласуан, Суандинь, Конуе, на западе в районе Каузиай, Зичьвонг, Йенхоа, Чунгхоа; юго-запад в основном вдоль проспекта QL6, юг в основном регион Запбат.

Общая площадь занимает 2000 га. Население — 380 000 человек. Административное деление города состоит из 4-х районов, 4-х пригородных районов.

2. Период 1975-2010 гг.1

Первоначальный план планировки г. Ханой до 1979 г.

Расширение столицы во все стороны. Архитекторы соединяют столицу с городом Вьиниен про-

Рис. 5. Карта центра г. Ханой в период с 1954 по 1960 гг. Fig. 5. Map of Hanoi city centre in 1954-1960

Рис. 6. Общая карта г. Ханой в период с 1960 по 1964 гг. Fig. 6. Map of Hanoi in 1960-1964

спектом. После 1979 г. план был изменен, развитие столицы сосредоточено в южной области Красной реки со следующими размерами территории: площадь — 13 550 га, население — 1,5 млн чел. (до 2000 г.). Административное деление города — пригородная часть расширена до Бави, Винь Фук. Общая площадь — 2130 м2.

Планирование г. Ханой в 1981 г.

Совместно с советскими специалистами из Института планирования Ленинграда (1961 г.) генеральный план столицы г. Ханой до 2000 г. был завершен и утвержден решением №2 100/СР от 24/4/1981 г.

Это — генеральный план столицы Ханой, который должен быть изучен в полном объеме с определением ориентации развития и расчетами норм, важных для периода в 20 лет (1981-2000 гг.). Масштаб и площадь — 13 500 га; население — 1,5-1,7 млн чел., показатель плотности заселения городских земельных участков составляет 90 м2/чел. Ширина административной границы — 2123 м2, население — 2 462 105 чел. (рис. 7).

Рис. 7. Общая карта г. Ханой в период с 1981 по 2000 гг. Fig. 7. Map of Hanoi in 1981-2000

Планирование г. Ханой в 1996 г.

Столица Ханой рассматривается как ключевая точка для экономического развития севера. Однако в конце 80-х - начале 90-х гг. планировщики определили масштабы города слишком большими, не соответствующими социально-экономической ситуации столицы, отсутствовали условия для инвестиций в основное строительство, особенно в инфраструктурное строительство городских технических объектов.

Ханой входит в число больших мегаполисов Азии. Население составляет 1,3 млн чел. на начальном этапе и до 2010 г. население увеличилось до 1,5 млн чел. (при наличии резервных земель и других условий растет до 1,7-2,0 млн чел.) со скоростью развития 1,5 % (рис. 8).

Город развивался в основном вдоль главных дорог, которые являются воротами в столицу.

Планирование г. Ханой в 1998 г.

Долгосрочное направление развития г. Ханой в основном направлено на запад, образуя цепочки городских кварталов Миумон - Хоалак - Сонтай (провинция Хатай); на севере расположены города Соксон (Ханой) - Сюаньхоа - Дайлай - Фукйен

Рис. 8. Диаграмма пространственной ориентации развития г. Ханой до 2010 г — генеральный план г. Ханой, подготовленный в 1992 г. (Источник: Ханойский институт планирования строительства) Fig. 8. The diagram of spatial development of Hanoi through 2010 — a master plan of Hanoi made in 1992 (Source: Hanoi Institute for Construction Planning)

(провинция Винь Фук) и другие города с целью использования преимуществ географического положения, природных условий, транспорта и инфраструктуры. Направления расширения — на северо-запад, юго-запад и север, в котором приоритетное развитие отводится северным районам Красной реки.

Население центра города составляет 2,5 млн чел.; западной части города — 1 млн чел.; северной части города — 0,5 млн чел. (рис. 9).

Планировка г. Ханой в 2010 г.

26 июля 2011 г. решением № 1259/QD-TTg премьер-министр утвердил генеральный план строительства г. Ханой до 2030 г. и дальнейшее развитие до 2050 г. международной консалтинговой компанией Perkins Eastman - Posco E&C - Jina Architects Co.Ltd (PJ) вместе с консультантами в стране, включая Институт архитектуры, градостроительства и сельского хозяйства (VIAP) и Институт планирования строительства в Ханое (HUPI)1.

Столица Ханой растет в соответствии с моделью конурбации, включающей: 1 городской центр, 5 городов-спутников, имеющих городское и сельское расположение и соединенных системой кольцевых дорог в сочетании с осевыми направлениями, имеющих связь с коммуникационной сетью столичного региона и страны. Центр г. Ханой отделен от городов-спутников зеленым коридором.

Население по прогнозу всего города к 2020 г. составит примерно 7,3-7,9 млн чел., к 2030 г. — око-

< п i H G Г

S 2

0 со

n СО

1 о

y ->■ J со

u-

^ I

n °

О 3

о s

о i n

Q.

CO CO

n S 0

о 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A CD

Г 6 t (

• ) Ц

® 5

л '

(Л DO

■ T

s У с о <D *

О О M M

о о 10 10 о о

о о

сч N

о о

N N

о о

г г

К <D

U 3 > (Л

С И

U ш

ю щ

il

ф ф

О ё

<л ю

■S

il

о (П

ло 9,0-9,2 млн чел., к 2050 г. — около 10,8 млн чел. При этом к 2020 г. городское население составит около 4,6 млн чел., к 2030 г. — около 6,2 млн чел., а к 2050 г. — около 7,5 млн чел. На рис. 10 показана карта планировки развития г. Ханой до 2030 г.

Можно сказать, что история развития столицы г. Ханой связана с процессом урбанизации.

Урбанизация, быстро нарастающая при высоком росте экономики, приводит к тому, что процесс миграции из сельской местности в города, из соседних с г. Ханой провинций становится невозможно контролировать, нарушается структура населения со следующими последствиями:

1) увеличение численности населения бесконтрольно растет, с особым акцентом на центральную зону, что приводит к перегрузке систем, инфраструктуры и технической инфраструктуры муниципалитета;

2) быстрый рост урбанизации вызвал проблемы, которые ежедневно ставятся перед менеджерами, политиками: перегрузка, риск дорожных пробок, наводнений; пыль, шум; загрязнения воздуха и воды, эти проблемы становятся все более актуальными.

Природа г. Ханой

А. Рельеф

Столица г. Ханой имеет 3 формы рельефа, основными из которых являются: равнины, срединные земли, низкие горы и высокие горы. Благодаря наносному грунту три четверти природной

территории равнины расположены на берегу р. Да, по обе стороны Красной реки и притоков других рек. Рельеф местности ниже в направлении с севера на юг и с запада на восток со средней высотой от 5 до 20 м над уровнем моря. Холмистая часть района Соксон - Бави - Куокоай - Мидык с вершинами высотой 1,281 м Бави, Зазе — 707 м, Чанчим — 462 м, Тханьлань — 427 м, Тьенчу — 378 м6.

Б. Климат

Климат типичен для тропической муссонной зоны с двумя основными сезонами в году: жаркий и холодный. Жаркий сезон с апреля по октябрь: жарко, влажно и дождливо, преобладает направление ветра юго-восточное, часто бывают грозы. Холодный сезон в Ханое начинается в ноябре и обычно заканчивается в марте.

В. Гидрология

Ханой расположен рядом с Красной рекой и рекой Да, двумя главными реками Севера Вьетнама. Кроме того, в Ханое также есть много рек, прудов и озер, таких как р. Нхуэ, р. Даи, р. Толич, р. Лу, р. Сет, р. Буй, р. Дуонг, р. Кало и т.д., в результате чего реки и пруды перекрещиваются. Система рек является

6 Bo Tai Nguyen Moi truong, "Bao cao hien trang moi truong Quoc gia nam 2016. Chuong 2: Moi truong khong khi". 2017. Vol. 2. Pp. 25-45. (Министерство природных ресурсов и экологии, Отчет о текущем состоянии окружающей среды в 2016 году. Глава 2: Воздушная среда. 2017. Вып. 2, С. 25-45).

<л ю

.Е о cl"

^ с Ю о

8 « о Е

fe ° СП ^ т- ^

о -'

Рис. 9. Карта планировки развития г. Ханой до 2020 г. Fig. 9. Hanoi development map through 2020

Рис. 10. Карта планировки развития г. Ханой до 2030 г. Fig. 10. Hanoi development map through 2030

ресурсом для развития водного транспорта, водоснабжения и наносного грунта для сельского хозяйства, дренажа и улучшения микроклимата для города.

Г. Экосистема

По всему городу насчитывается 36 озер, больших и малых, на долю которых приходится 10 % площади суши г. Ханой. С развитием процесса урбанизации наиболее серьезно пострадала экология г. Ханой. На сегодняшний день площадь и количество прудов сократились, что вызывает тревогу. Вместе с уменьшением площади водохранилища, а также внутренним кондиционированием воздуха в центре г. Ханой происходит резкое снижение биоразнообразия.

Социально-экономические характеристики

Ханой развивается достаточно хорошо и процветает, темпы экономического роста всегда находятся на высоком уровне по сравнению с остальной страной (около 11-12 %). С 2000 г. город добился больших успехов в экономическом и социальном развитии: темпы роста ВВП ежегодно в 2001-2005 гг. достигали в среднем 11,3 %, доля ВВП Ханоя составляла 45 % от всех городов дельты Красной реки.

Общий объем продукции на территории (валовой региональный внутренний продукт ВРВП) в 2019 г. оценивается ростом на 7,46 % (в 2018 г. — всего на 7,12 %), и это самый высокий прирост за 4 года, достигаемый планом, тем выше прирост ВВП страны (6,8 %). Сфера услуг выросла на 6,8 %, промышленность - строительство — на 9,16 %, сельское хозяйство - лесное хозяйство и рыболовство — на 0,96 %. Структура экономики сместилась позитивно, в настоящее время сектор услуг, промышленность и строительство составляют 86,89 %; ВРВП населения в 2014 г. (~3500 долл./чел./год); в 2019 г. оценивается в 5,400 долл./чел./год7.

7 GSO (2020) Nien giam Thong ke 2019, 2018, 2015, 2009, 2005. Tong cuc Thong ke, Ha Noi, Viet Nam (GSO (2020) Статистический ежегодник 2019, 2018, 2015, 2009, 2005. Главное статистическое управление, r. Ханой, Вьетнам).

Развитие сферы культуры и инфраструктуры города — важные достижения, отвечающие потребностям жителей города.

Население

Население распределено неравномерно, сосредоточено в городских округах, средняя плотность населения составляет 1926 чел. на м2. Темпы урбанизации развиваются относительно быстро, к 2018 г. в Ханое насчитывали 40,8 % городского населения, что соответствует 3 068 440 чел., и 59,2 % сельского населения, что соответствует 4 452 250 чел. (табл. 1)7.

Быстрый рост населения в процессе урбанизации, отсутствие хорошего планирования привели к тому, что Ханой стал тесным, загрязненным, с транспортными потоками и частыми пробками. Большая часть архитектурного наследия постепенно исчезает. Ханой — это город, который развивается неравномерно по отношению к другим регионам. В некоторых городских и пригородных районах многие люди все еще не имеют необходимых условий жизни. Кроме того, Ханой — один из самых загрязненных городов Юго-Восточной Азии, количество пыли здесь в несколько раз превышает допустимый уровень [2, 3].

Источники и некоторые результаты мониторинга РМ2.5 в атмосферном воздухе в г. Ханой

Согласно отчетам о состоянии окружающей среды в воздухе в 2016 г.6, в крупных городах, таких как Ханой, уровень пыли в последние годы, как правило, повышается, что сказывается на здоровье людей. Согласно отчету ВОЗ, концентрация пыли РМ2.5 в точках мониторинга превышает допустимый предел воздуха (среднегодовой), указанный в QCVN 05:2013/ ВТЫМТ, в 2-3 раза. Частота дней с концентрацией пыли выше допустимого предела довольно большая, особенно на дорогах больших городов. В отчете также указывается, что основными источниками загрязнения воздуха в городах являются транспорт, строительство, городское производство, жилые помещения и обработка отходов.

Табл. 1. Состояние населения г. Ханой за период 2004-2018 гг. Table 1. Hanoi population in 2004-2018

Номер The number Название города The city 2004 2007 2008 2009 2011 2015 2018

I Ханой до расширения, млн чел. Hanoi, prior to expansion, in mln. residents 2,0199 2,2054 2,2798

II Ханой после расширения, млн чел. Hanoi, after the expansion, in mln. residents 6,233(*) 6,451 6,7613 7,216 7,5207

< П

iH G Г

S 2

0 со

n СО

1 О y ->■

J CD

u-

^ I

n °

О 3

о S О i

n)

СЛ '

СО СО

n S 0

о 6

A CD

Г œ t (

• ) Ц

® 5 л ' 01 П

■ T

s У с о

(D X

О О M M

о о 10 10 о о

Примечание: (*) — после самого последнего расширения границ города 8 января 2008 г Ханой имеет прирост населения в 2,2798 млн человек: цифра выросла до 6,233 млн жителей, населяющих 17 столичных районов. Такие темпы роста являются крупнейшими в мире2.

Note: (*) — Following the most recent expansion of urban borders on January 8, 2008, Hanoi population grew by 2.2798 residents: their number went up to 6.233. They reside in 17 urban districts. Hanoi demonstrates the highest urban population growth rate in the world.

Среднегодовая концентрация пыли РМ2.5 на двух автоматических станциях мониторинга воздушной среды превысила допустимый уровень, указанный в QCVN 05:2013/ВТММТ для качества атмосферного воздуха (рис. 11-14).

Концентрация пыли РМ2.5 непрерывно собиралась на двух автоматических станциях мониторинга воздуха: станции, расположенной в Региональном центре экологического мониторинга под управлением Главного управления окружающей среды (№ 556 Нгуен Ван Ку), и станции мониторинга, которая принадлежит посольству США во Вьетнаме (расположено в 7 Ланг Ха).

Показатель загрязнения окружающей среды в районе Департамента имеет содержание РМ2.5,

превышающее допустимое в 1,02 раза, а в районе станции посольства США содержание РМ2.5, превышающее допустимый стандарт в 1,7 раза [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11. Предварительные оценки РМ2.5 (тыс. т), выбросы прекурсоров на 2015 г. [5] Fig. 11. Preliminary РМ2.5 assessments (in thousand tons), precursor emissions as of 2015 [5]

о о

N N О О N N

о еэ

г г

К <D U 3 > (Л С и

to in

in щ

il <D ф

О g

"g 80 J 70 % 60 I 50 40 30 20 10

Ханой (TCMT) Hanoi (TCMT)

Ханой. Посольство США (DSQ) US Embassy in Hanoi (DSQ)

Рис. 12. Среднее изменение концентрации пыли PM2.5 по месяцам в Главном управлении окружающей среды Fig. 12. Average per-month PM2.5 dust concentration change. Information provided by Chief Environmental Protection Agency

Рис. 13. Среднее содержание пыли PM2.5 в 2017 г. на двух станциях автоматического мониторинга воздуха Fig. 13. Average PM2.5 dust content in 2017 at two automatic air monitoring stations

со " со E — -b^ ^ (Л

I §

^ с ю о

S «

о Е

fe ° СП ^

V-

£ £

от °

* А ü w

£

О (0 №

Рис. 14. Данные мониторинга PM2.5 на автоматической станции посольства США с 2016 г. по настоящее время Fig. 14. PM2.5 dust monitoring data provided by the automatic monitoring station of US Embassy, 2016 — present

Рис. 15. Показатели качества воздуха (PM2.5 AQI, в среднем 60 мин, данные за 30 дней) Fig. 15. Air quality indicators (PM2.5 AQI, 60 min average, data covering a period of 30 days)

Мониторинг результатов анализа пыли РМ2,5 в некоторых районах г. Ханой показан на рис. 12-16.

вызывая загрязнение пылью на большой площади. Для строительной площадки загрязнение пылью территорий вокруг строительных площадок является относительно серьезным и остается на высоком уровне в течение длительных периодов времени, соответствующих периоду строительных работ.

На воздушную среду влияют не только вышеперечисленные факторы, но и повседневная деятельность людей, ремесленных деревень (гончарная

Рис. 16. Показатели качества воздуха за все время Fig. 16. Air quality indicators for all years to date

Измерения вблизи осей движения также показывают, что регулярность концентрации пыли РМ2.5 часто увеличивается в час пик из-за наибольшего количества транспортных средств на дороге в это время. Со среднегодовым темпом роста в 15 % для мотоциклов и 10 % для легковых автомобилей в 1996 г. в городе насчитывалось 600 000 мотоциклов и 34 000 автомобилей, но через 10 лет количество автомобилей увеличилось в 4,4 раза (150 000), мотоциклов — в 2,6 раза (1,55 млн), что является одним из основных источников загрязнения воздуха на транспортных маршрутах Ханоя6 [6].

Скорость урбанизации в г. Ханое довольно быстрая и интенсивная, город похож на большую «стройплощадку». В настоящее время в городе действует более 1000 крупных и малых строительных объектов. В том числе десятки проектов реконструкции, строительства перекрестков, новых городских районов; крупномасштабные проекты, период строительства которых длится годами,

< п

8 8 iH

G Г

0 со

n CO

1 О

У ->■

J to

u-

^ I

n °

О 3

о о

О i n

Q.

CO CO

Рис. 17. Концентрации в атмосферном воздухе PM2.5 были смоделированы на 2015 г. (среднегодовая концентрация, мкг/м3) [5, 7]

Fig. 17. PM2.5 concentrations in the open air were simulated for 2015 (average annual concentration, ^g/m3) [5, 7]

n

S 0

О 6

A CD

Г 6

• ) Ц

® 5

л '

01 П ■ т

s У с о

<D X О О

2 2 О О 2 2 О О

Табл. 2. Процент взрослых и детей, пострадавших от респираторных заболеваний, % [8] Table 2. Percentage of adults and children suffering from respiratory diseases, % [8]

Город Ханой Hanoi Ринит Rhinitis Больное горло Sore throat Острый бронхит Acute bronchitis Хронический бронхит Chronical bronchitis Удушье Suffocation

Взрослые люди Adults 51,5 59,2 6,8 2,4 1,87

Дети Children 54,2 63,64 20,11 12,34 1,05

о о

N N

О О

N N

о о

г г

К <D

U 3

> (Л

с и

U m

un щ

il

<D ф

О ig

<л ю

.Е о

^ с ю о

S «

о Е с5 °

СП ^ т-

Z £ £

ОТ °

мастерская Баг-Транг, Триу-Хук) и ремесленное производство, разбросанное по аллеям, жилым районам (особенно в пригородных районах) также имеют значительные воздействия. Ежедневная жизнедеятельность людей производит очень большое количество отходов, а количество долгосрочных отходов, которые не собираются, также оказывает влияние на воздушную среду. Все это мешает городу контролировать и минимизировать загрязнение воздуха [8, 9].

Однако в жилых районах уровень загрязнения пылью во много раз ниже, чем у транспортных осей и строительных площадок. Для жилых кварталов, расположенных в городских районах, страдающих от дорожного движения и промышленного развития, уровень загрязнения по-прежнему превышает допустимый предел QCVN. Напротив, в жилых районах в пригородных зонах уровень загрязнения воздуха ниже.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Воздействие загрязнения воздуха из-за мелкой пыли PM2.5 в г. Ханой

Воздействие загрязнения воздуха на здоровье человека

В 2015 г., согласно оценкам Доклада о глобальном увеличении болезней, пыль PM2.5 стала причиной 42,2 тыс. смертей во Вьетнаме [10-12]. Среди них 4,9 тыс. случаев — заболевания нижних дыхательных путей у детей до 5 лет; 5,3 тыс. случаев рака легких и бронхов; и 26 тыс. случаев сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых. В том же докладе указывалось, что все вьетнамцы потеряли 806,9 года жизни в результате смерти от заболеваний, связанных с загрязнением воздуха8, 9 [10] (рис. 17).

Между тем, исследование в г. Ханой показало, что PM1, PM2.5 и PM10 увеличились на 2,5, 2,2 % соответственно, а процент госпитализаций по поводу респираторных заболеваний в целом вырос на 1,4 % [13]. Другое исследование [14, 15] также

8 WHO. WHO's Urban Ambient Air Pollution Database 2016. URL: http://www.who.int/phe/health_topics/outdoorair/data-bases/who-aap-database-may2016.xlsx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 WHO (2016b) WHO Global Urban Ambient Air Pollution Database (update 2016). URL: http://www.who.int/phe/ health _topics/outdoorair/databases/cities/en/

показало, что при увеличении N02 на 22 мг/м3 число госпитализаций, вызванных пневмонией у детей в г. Ханое, увеличилось на 6,1 %, а число заболеваний астмой и бронхитом увеличилось на 5,5 % (табл. 2).

Также, согласно исследованию, проведенному Гуо и его коллегами из Гонконга, было показано, что полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) составляют 50-82 % в РМ2.5 и РМ10, в основном содержатся в РМ2.5 [15]. По словам Гуо и его коллег, ПАУ и родственные соединения являются канцерогенами, вызывающими мутации генов и тератогенов и оказывающими различное токсическое воздействие на людей и животных [16].

Экономические потери из-за загрязнения воздуха, влияющего на здоровье жителей г. Ханой, включают расходы на медицинское обследование и лечение, потерю рабочих дней из-за отпуска по болезни и потерю времени для ухаживающих за больными. Заботе о больных в г. Ханой уделяется большое внимание.

Влияние на профессию. Из-за загрязнения воздуха некоторые виды деятельности не могут быть выполнены (например, туризм, торговля, учеба и т.д.).

Воздействие на организмы. Это — потери, вызванные снижением урожайности сельскохозяйственных культур и животноводства, по сравнению со средней урожайностью из-за последствий загрязнения воздуха.

Воздействие на имущество. Данный ущерб определяется путем расчета затрат на ремонт, замену, предотвращение и восстановление свойств, поврежденных загрязнением воздуха в результате промышленной деятельности.

На самом деле причиненный ущерб всегда больше, чем то, что люди могут оценить и перечислить. Поэтому количественно оценить ущерб, причиненный загрязнением воздуха, непросто.

ВЫВОДЫ

Предложение некоторых градостроительных решений для уменьшения загрязнения окружающей среды, вызванного мелкой пылью РМ2.5 в г. Ханое, в процессе урбанизации

Загрязнение воздуха является проблемой, связанной со многими экономическими, социальными и экологическими аспектами, поэтому поиск решений не прост. Для того чтобы принять эффективные меры по предотвращению загрязнения и улучшению качества городского воздуха, необходимо сначала точно определить источники отходов и основные причины загрязнения окружающей среды:

• состав автомобилей в Ханое, большую часть которых составляют мотоциклы (85 %), причем некоторые мотоциклы не очень хорошего качества, общественного транспорта очень мало;

• площадь поверхности дороги в Ханое слишком мала по сравнению с общей площадью, что означает, что площадь для транспортных средств очень мала. До 2008 г. на эту территорию приходилось всего 1,9 % внутренней части города, что незначительно по сравнению с мировым опытом, поэтому транспортным средствам приходилось двигаться близко друг к другу;

• в городской структуре г. Ханой мало места для деревьев, озер, а все запланированные пространства, как правило, очень многолюдные.

Согласно мировым исследованиям, концентрация загрязнения сильно зависит от плотности населения. Чем больше населенных пунктов, тем выше загрязнение. С высокой плотностью населения дома стоят тесно, дороги тесны, нет места для естественного удаления загрязнений. Еще один важный фактор — сухой сезон, который делает Ханой очень пыльным в начале этого периода.

Другой феномен — восхождение теплых потоков воздуха, когда температура не уменьшается, а увеличивается с высотой около 500 м над уровнем моря. Обычно это происходит в период влажного сезона, после января и февраля [17-19]. Факторы погоды и рельефа местности оказывают большое влияние, вызывая увеличение концентрации пыли. По состоянию на начало декабря 2019 г., с 7 до 14, почти 7 дней подряд, содержание пыли в г. Ханое увеличивалось после заката более чем на 200 мг/м3, в некоторых местах свыше 300 мг/м3 10.

Поэтому найти эффективные решения непросто, многие решения должны быть реализованы синхронно. В частности, градостроительное решение, тесно связанное с городским управлением и градостроительством, является одним из ведущих важных решений (табл. 3).

10 Hung V. Há Noi van lá do thi có múc do ó nhiem bui min PM2.5 cao nhat // Bau tu online. 2020. https://baodautu.vn/ (Хунт Во. Ханой по-прежнему является городом с самым высоким уровнем загрязнения мелкой пылью PM2,5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема загрязнения РМ2.5 во Вьетнаме стоит очень остро, потому что это серьезно угрожает здоровью населения. По сравнению с развитыми странами, исследования РМ2.5 во Вьетнаме все еще не производятся в должном объеме.

Сегодня во Вьетнаме, как и во всем мире, признается важность преобразования и улучшения инфраструктуры.

В данном исследовании оценивалась текущая ситуация загрязнения окружающей среды РМ2.5 в г. Ханой во Вьетнаме в процессе урбанизации и ее влияние на социально-экономическое развитие города.

Таким образом, во-первых, в общенациональном масштабе влияние городской среды на концентрацию РМ2.5 в основном зависит от количества и плотности городского населения; во-вторых, коэффициент концентрации РМ2.5 в городских районах постепенно меняется в зависимости от плотности населения. Компактные поселения имеют тенденцию быть полезными для снижения концентрации РМ2.5 в больших популяциях.

Город Ханой в настоящее время сталкивается с рядом проблем в естественной экологической среде из-за быстрой урбанизации и быстрой индустриализации.

В то же время устойчивое экономическое и социальное развитие является важной задачей для правительства Вьетнама.

Как показано в этом исследовании, мы решительно поддерживаем тот факт, что проектирование современной инфраструктуры с помощью городского планирования и пространственной оптимизации является одним из идеальных способов снижения уровня РМ2.5 в Ханое.

Поэтому наши выводы могут иметь некоторые теоретические последствия и могут быть полезны для правительства:

• расширение городской застройки в Ханое может напрямую создать большой спрос на энергию и уменьшить поглощение пыли, что приводит к значительным выбросам РМ2.5. Таким образом, Ханой должен контролировать выбросы в атмосферу;

• необходимо избегать устаревших подходов к формированию городской застройки и вместо этого отдавать предпочтение компактным городским моделям, поскольку было показано, что неравномерность застройки в городах оказывает существенное влияние на концентрацию РМ2.5.

В статье обсуждались последствия загрязнения окружающей среды, вызванного мелкой пылью РМ2.5 в процессе урбанизации в г. Ханой, и некоторые решения городского планирования для уменьшения степени загрязнения.

< п

8 8 i Н

G Г

0 сл

n СО

1 2

y ->■ J со

u -

^ I

n °

о 2

o7 n

Q.

CO CO

n 2 0

266 r 6

c О

• )

ft

® 5 л ' (Л DO ■ T

s У с о <D * f f oo

2 2

О О

2 2

О О

Вестник МГСУ • ISSN 1997-0935 (Print) ISSN 2304-6600 (Online) • Том 15. Выпуск 10, 2020 Vestnik MGSU • Monthly Journal on Construction and Architecture • Volume 15. Issue 10, 2020

g Табл. 3. Решения по снижению загрязнения окружающей среды г. Ханой [20, 21] Table 3. Solutions for environmental pollution reduction in Hanoi [20, 21]

Городские районы Urban districts

Земля Land

Земля для городского строительства, га Urban development land, ha

Численность населения Population

Прогноз на 2030 год (тысяча человек) Forecast for 2030 (thousand residents)

Решения по снижению загрязнения окружающей среды Solutions for environmental pollution reduction

Центральный городской район Central city district

51 700

56.63

4606

74.07

1. Экономное использование земельного фонда

1. Efficient land use.

2. Модернизация единой и унифицированной инфраструктуры, особенно транспортной системы

2. Modernization of the unified standard infrastructure with a focus on the transportation system.

3. Перемещение ряда промышленных предприятий, министерств, университетов, колледжей и медицинских учреждений

3. Relocation of several industrial enterprises, ministries, universities, colleges and health care institutions.

4. Расширение и строительство зеленых парков и развлекательных зон

4. Expansion and construction of parks and entertainment areas.

5. Уменьшить чрезмерную концентрацию населения в соответствии с переносимостью. Ограничение строительства многоэтажных жилых домов для увеличения плотности населения

5. Overpopulation reduction in order to match maximal tolerance figures. Restriction of multi-story residential houses to rise population density.

6. Улучшение дренажной системы, минимизация загрязнения воздуха, шума

6. Drainage system improvement, air pollution and noise reduction

Городская зона спутника Urban area in a satellite

35 200

38.55

1377

22.14

1. Строительство расчетного коридора — транспортная инфраструктура по модели Есо2 City.

1. Construction of a target-oriented corridor: transport infrastructure will follow the Eco2 City Model

2. Адаптивное сельское хозяйство.

2. Adaptive agriculture

3. Ремонт и строительство изолированных парков и зеленых зон 3. Repair and construction of isolated parks and green areas

Площадь городов Urban area

4400

4.82

235.4

3.79

1. Построение макетов Эко Сити и Агро Сити

1. Production of Eco City and Agro City models.

2. Переход от модели естественного производства к модели эко-сельского хозяйства, связанной с малыми ремесленными туристическими услугами.

2. Transition from the natural production model to the eco-agricultural farming model coupled with minor artisan and touristic services.

3. Зонирование урбанизированных деревень для создания гармоничных переходных пространств, адаптации к современным городским пространствам с системой зеленых насаждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zoning of urbanized villages aimed at creation of harmonic transition areas, adaptation to contemporary urban environments with a system of green plantations.

Общее

количество

Total

91 300

100

6218.4

100

Вестник МГСУ Vestnik MGSU •

• ISSN 1997-0935 (Print) ISSN 2304-6600 (Online) • Том 15. Выпуск 10, 2020 Monthly Journal on Construction and Architecture • Volume 15. Issue 10, 2020

e>

со *

i

in

N *

-o §

a о >x о

ьс

0 §

a

e

CO

1

о ш s о

0

1 I

CD ^

3 с

CO CO CD

s

I CO

Ш

о §

i

>>

H

H H

s

4

00 ■H

сл g

• 5 ее «

й а 2 Я сл ±3

•S-g S

ё « в

13 S3 о a g о

f-н -Й

1 §2 5 > Рч

пылью PM2,5 // Электронная инвестиционная газета. Ханой. 24 марта 2020 г.)

20. Tran Trong Hanh. Quy hoach ving, Nha xuat ban Xay dung, Ha Noi, 2015. (Чан Тронг Хан. Региональное планирование. Ханой : Строительство Издательство, 2015.)

21. Tran Trong Hanh. Tiep can mo hinh dinh cu ben vung vung Dong bang song Cuu Long thich ung vai bien doi khi hau, Hoi thao khoa hoc Can Tha — 2016. (Чан Тронг Хан. Подход к моделям устойчивого заселения в дельте Меконга, адаптируясь к изменению климата // Сборник конференции на научной семинаре Can Tho — 2016.)

Поступила в редакцию 11 июля 2020 г. Принята в доработанном виде 28 сентября 2020 г. Одобрена для публикации 30 октября 2020 г.

О о

N N

О О

N N

О О

г г

К <D

U 3

> (Л

с и

to in

in щ

il

<D ф

О g

Об авторах: Фан Тхи Ан — аспирант кафедры градостроительства; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; [email protected];

Илхомжон Садриевич Шукуров — доктор технических наук, доцент; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ГО: 630748; [email protected];

Фам Ван Лыонг — аспирант кафедры теплогазоснабжения и вентиляции; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ГО: 973261, ORCID: 0000-0003-4929-7442; [email protected];

Лола Ильхомовна Шукурова — магистр; Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт; 140100, г. Самарканд, ул. Лялязар, д. 70, Узбекистан; [email protected].

REFERENCES

от от

.Е о CL О

^ с ю о

S «

о Е с5 о

СП ^

V-

Z £ £

ОТ °

£ ^ iE 3S

О (0

1. Anh L.H., Nam D.T., Luan V.N. Particulate matter pollution in some cities in Vietnam — Temporal variations and spatial distribution of ambient PM10 and PM2.5 concentrations. North Center for Environmental Monitoring, 2018.

2. Huang Thu. Khong khi Ha Noi 'ban hang nhät chäu A'. VnExpress, 2012. URL: https://vnexpress.net/ khong-khi-ha-noi-ban-hang-nhat-chau-a-2226380.html (Huong Thu. Hanoi's atmosphere is "dirty first-class in Asia". VnExpress, 2012.) (vnm.).

3. Do Tran Hai. O nhiem do qua trinh do thi hoa va phat trien giao thong van täi trong giai doan phat trien cong nghiep hoa, hien dai hoa. Hoi nghi moi truang toan quoc lan thu IV, Bo tai nguyen va Moi truang. Ha Noi, 29/09/2015. URL: http://moitruongviet.edu.vn/ (Do Tran Hai. Pollution is caused by the urbanization and development of transportation in the stage of industrialization and modernization. Fourth National Environmental Conference, Ministry of Natural Resources and Environment. Hanoi, September 29, 2015). (vnm.).

4. Trinh Thi Thuy va cong su Nghien cüu änh huang cüa hien tuang nghich nhiet den ham luang bui PM2.5 trong moi truang khong khi tai Ha Noi. VNU Journal of Science: Earth and Environmental Sciences. 2018; 34(3). DOI: 10.25073/2588-1094/ vnuees.4289(Trinh Thi Thuy et al. Researching the effect of inverse temperature phenomena on PM2.5 dust concentration in the air environment in Hanoi. VNU Science Journal: Earth and Environment Sciences, Volume 34, No.3. 2018) (vnm.).

5. Amann M., Klimont Z., An Hà T., Rafaj P., Kiesewetter G., Nguyen B. et al. Du bâo chât luang không khi tai Hà Nôi và khu vuc phia Bac Viêt Nam. Du an VAST-IIASA 2018. 2018. URL: https://iiasa.ac.at/ web/home/research/researchPrograms/air/news/Du_ bao_chat_luong_khong_khi_Ha_Noi_VN.pdf (Markus Amann et al. Forecast of air quality in Hanoi and the Northern region of Vietnam. Project VAST-IIASA 2018. Hanoi, 44.) (vnm.).

6. Oanh N.T.K., Phuong M.T.T., Permadi D.A. Analysis of motorcycle fleet in Hanoi for estimation of air pollution emission and climate mitigation co-benefit of technology implementation. Atmospheric Environment. 2012; 59:438-448. DOI: 10.1016/j.at-mosenv.2012.04.057

7. Hùng T.D. et al. Ung dung công nghê Gis và vê tinh giàm sât thay dôi hàm luang bui PM2.5 a Miên bâc Viêt Nam (2000-2005-2010). (Hung T.D. et al. Application of GIS technology and monitoring satellite for PM2.5 dust content changes in the North of Vietnam (2000-2005-2010).) (vnm.).

8. Thu Hiên. Ô nhiêm không khi dô thi — Thuc trang và giài phâp. Tap chi con sô & su kiên. Hà Nôi. 30/8/2019. URL: http://consosukien.vn/ (Thu Hien. Urban air pollution — Current situation and solutions. Journal of numbers & events. Hanoi. August 30, 2019). (vnm.).

9. Ngoc Ly. Suc ép quâ tài tù quâ trinh dô thi hôa tai Viêt Nam. Bâo Xây dung. Hà Nôi. 11/10/2015. URL: https://baoxaydung.com.vn/ (Ngoc Ly. Overpressure

from urbanization in Vietnam. Construction Newspaper. Hanoi. 11/10/2015). (vnm.).

10. Cohen A.J., Brauer M., Burnett R., Anderson H.R., Frostad J., Estep K. et al. Estimates and 25-year trends of the global burden of disease attributable to ambient air pollution: an analysis of data from the Global Burden of Diseases Study 2015. The Lancet. 2017; 389(10082):1907-1918 DOI: 10.1016/s0140-6736(17)30505-6

11. Yang F., Ma Y., He K. Research on General Situation of PM2.5. World Environ. 2000; 4:32-35.

12. European Commission. Air Quality Standards. URL: http://ec.europa.eu/environment/air/ quality/stan-dards.htm (accessed: 24 December 2017).

13. Luong L.M.T., Phung D., Sly P.D., Moraws-ka L., Thai P.K. The association between particulate air pollution and respiratory admissions among young children in Hanoi, Vietnam. Science of The Total Environment. 2017; 578:249-255. DOI: 10.1016/j.scito-tenv.2016.08.012

14. Nhung N.T.T., Schindler C., Dien T.M., Probst-Hensch N., Perez L., Kunzli N. Acute effects of ambient air pollution on lower respiratory infections in Hanoi children: An eight-year time series study. Environment International. 2018; 110:139-148. DOI: 10.1016/j.envint.2017.10.024

15. National Environment Agency. Air Quality and Targets. URL: http://www.nea.gov.sg/anti-pollu-tion- radiation-protection/air-pollution-control/air-qual-ity-and-targets (accessed on 24 December 2017).

16. Guo H. Particle-associated polycyclic aromatic hydrocarbons in urban air of Hong Kong. Atmospheric Environment. 2003; 37(38):5307-5317. DOI: 10.1016/j. atmosenv.2003.09.011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Beard J.D., Beck C., Graham R., Pack-ham S.C., Traphagan M., Giles R.T. et al. Winter Temperature Inversions and Emergency Department Visits for Asthma in Salt Lake County, Utah, 2003-2008. Environmental Health Perspectives. 2012; 120(10):1385-1390. DOI: 10.1289/ehp.1104349

18. Wallace J., Kanaroglou P. The effect of temperature inversions on ground-level nitrogen dioxide (NO2) and fine particulate matter (PM2 5) using temperature profiles from the Atmospheric Infrared Sounder (AIRS). Science of the Total Environment. 2009; 407(18):5085-5095. DOI: 10.1016/j.scitotenv.2009.05.050

19. Hung Vo. Ha Noi van la do thi co muc do o nhiem bui min PM 2,5 cao nhat. Dau tu online. 2020. URL: https://baodautu.vn/ (Hung Vo. Hanoi is still the city with the highest level of PM 2,5 fine dust pollution. Invest online. 2020). (vnm.).

20. Tran Trong Hanh. Quy hoach vung, Nha xuat ban Xay dung, Ha Noi, 2015. (Tran T. H., Regional Planning. Construction Publishing. Hanoi, 2015.) (vnm.).

21. Tran Trong Hanh. Tiep can mo hnh dinh cu ben vung vung Dong bang song Cuu Long thich ung van bien doi khi hau, Hoi thao khoa hoc Can Tha, 2016. (Tran T. H. Sustainable settlement model adaptation in the Mekong Delta, adapting to climate change. Conference proceeding at Scientific Workshop of Can Tho, 2016.) (vnm.).

Received July 11, 2020

Adopted in revised form on September 28, 2020 Approved for publication on October 30, 2020.

B ionotes : Phan Thi An — postgraduate student of the Department of urban planning; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected];

Ilkhomzhon S. Shukurov — Doctor of Technical Sciences, Associate Professor; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 630748; [email protected];

Pham Van Luong — postgraduate student of the Department of Ventilation and Heat and Gas supply; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 973261, ORCID: 0000-0003-4929-7442; [email protected];

Lola I Shukurova — master; Samarkand State Institute Architecture and Civil Engineering; 70 Lyalazar st., Samarkand, 140100, Uzbekistan; [email protected].

< П

8 8 iH

G Г

0 со

n CO

1 О

У ->■

J to

u-

^ I

n °

О 3

о О

О 7 n

Q.

CO CO

n S 0

О 6

A CD

Г 6 t (

• ) Ц

® 5

л '

01 П ■ т

(Я У

с о <D X

О О

2 2 О О 2 2 О О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.