УДК 323.212
Скоморохова Е.К. студент 4 курса
факультет "Корпоративной экономики и предпринимательства", Новосибирский государственный университет экономики и управления
"НИНХ" научный руководитель: Плюснина Л.К., доктор социологических наук, к.э.н.
доцент
Россия, г. Новосибирск ОСОБЕННОСТИ GR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРМАНИИ
Аннотация: В статье дается определение GR-деятельности, рассматриваются особенности данной деятельности в Европе. Далее речь идет о практике лоббизма в Германии, о законодательных актах и документах, которые регулируют GR-деятельность в этой стране. Дается объяснение причин негативного отношения к лоббизму в Германии.
Ключевые слова: GR, Government Relations, лоббизм, европейская модель GR, GR в Германии
Skomorokhova E.K.
4rd year student
faculty of " Corporate economy and entrepreneurship"
Novosibirsk state University University of Economics and management "NINH"
Russia, Novosibirsk Supervisor: Plyusnina L.K. doctor of sociology candidate of economic Sciences, associate Professor FEATURES OF GR-ACTIVITIES IN GERMANY
Annotation: the article gives the definition of GR-activity, considers the features of this activity in Europe. Next, we are talking about the practice of lobbying in Germany, the legislation and documents that regulate GR-activities in this country. The reasons for the negative attitude to lobbying in Germany are explained.
Keywords: GR, Government Relations, lobbying, European model GR, GR in Germany
Government Relations - деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-менеджеров) по ведению работы компании в политическом окружении. Government Relations (GR) также является систематическими попытками компании оказать влияние на действия и меры властей с целью достижения компанией определенных целей или защиты некоторых интересов. Основной задачей GR является предотвращение вероятных угроз от деятельности политических
стейкхолдеров и реализация потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях, а целью GR -выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами
В европейских странах для подготовки каких-либо политических решений правительства формируют специальные комитеты, в которые входят представители деловых кругов, профсоюзов, политических партий. Некоторые авторы, изучающие процесс принятия важных государственных решений, усматривают в этом «своеобразный лоббизм», другие определяют это явление как «корпоративный плюрализм». Учет мнений и интересов различных политических и социальных групп при подготовке законопроектов позволяет принимать согласованные политические решения, что не сводит практику принятия политических решений к лоббизму как форме давления заинтересованных социальных групп или отдельных лиц на политиков и чиновников. От лоббизма GR отличается и тем, что организации представляют коллективные интересы социальных структур, а государственные органы (парламент либо правительство) направляют законопроекты в организации для выяснения мнения их членов.
В Германии термин «лоббизм» имеет негативный оттенок, поэтому вместо него часто употребляют термины «общественно-политические коммуникации», «взаимодействие с органами государственной власти» и «политическое консультирование». Лоббирование в Германии осуществляют различные группы интересов, среди которых наиболее влиятельными являются Объединение немецких профсоюзов, Федеральный союз немецкой промышленности, Федеральное объединение германских союзов работодателей, а также другие различные объединения, благотворительные фонды, неправительственные организации. Также лоббистской деятельностью занимаются PR- и GR-агентства (среди наиболее известных
PR-агентств такие агентства как Media_Consulta, Ketchum
Pleon, FischerAppelt и Oliver Schrott, юридические фирмы и исследовательские центры. Некоторыми авторами было предложено обозначить лоббизм как пятую ветвь власти в Германии (по аналогии с обозначением прессы как четвертой ветви власти). Другие же авторы сочли это преувеличением и такое обозначение не прижилось.
Негативное отношение к лоббизму в Германии обусловлено тонкой гранью между лоббистской деятельностью и коррупцией. В частности, по мнению организации Transparency International, такие распространенные виды лоббистской деятельности как организация или финансирование приемов для представителей элиты и журналистов, пожертвования политическим партиям и подарки видным политикам должны подвергаться более жесткому контролю. В этой связи предлагается разработать «кодекс поведения» для лоббистов.
С 1972 года ведется Открытый список зарегистрированных объединений и их представителей, в который занесены лоббисты,
официально аккредитованные при Бундестаге. Регистрация осуществляется на добровольной основе, но она необходима, чтобы быть приглашенным в те или иные парламентские комиссии на обсуждение законопроектов. В 2013 году в списке были зарегистрированы 2141 представителей различных организаций.
При обсуждении таких тем как атомная энергетика, использование солнечной энергии, биотехнологии, авторское право и патенты на программное обеспечение промышленные концерны и крупные корпорации часто подвергаются критике за то, что они благодаря интенсивной лоббистской деятельности, в том числе и на общеевропейском уровне, добиваются принятия законов, противоречащих интересам общества или потребителей. За это также упрекают экологические организации и общественные объединения, которые отстаивают интересы отдельных групп, выдавая их за общие. Считается, что в ФРГ наиболее сильное воздействие на органы государственной власти осуществляют лоббисты из фармакологической и энергетической отраслей.
В Германии нет единого закона, регулирующего лоббистскую деятельность. Правовые основы закреплены в статье 17 Основного закона: «Каждый имеет право индивидуально или совместно с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в компетентные учреждения или в органы народного представительства». Кроме этого? правовые рамки устанавливают следующие нормативно -законодательные акты: «Регламент деятельности германского Бундестага», «Регламент деятельности федерального правительства», «Единое положение о федеральных министерствах», «Кодекс поведения члена Бундестага».
В Германии главным объектом практики лоббизма является правительство. Возможность для участия союзов (групп давления) в разработке законопроектов на уровне министерств закреплена Единым положением о федеральных министерствах. При этом возможность влияния на исполнительную власть ограничена законодательным путем. К примеру, обращение групп интересов к федеральному канцлеру предусмотрено лишь в исключительных случаях. При этом правительство стремится учесть мнения всех заинтересованных групп, учесть пожелания различных лоббистских структур. Так, при разработке проектов нормативно-правовых актов в структурах исполнительной власти, как правило, привлекаются представители групп давления. В палатах немецкого парламента представлены несколько сотен лоббистских структур федерального уровня. Благодаря регистрации они получают официально закрепленную возможность принимать участие в работе профильных комитетов, открыто формулировать свои мнения на слушаниях.
Использованные источники: 1. Ачкасова В. А. GR и лоббизм: теория и технологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова. - М.Юрайт. - 2015. - 278 с.
2. ВсяЕвропа.ру. Узаконить лоббизм? [Электронный ресурс] URL: http://alleuropa.ru/?p=4240
3. Минтусова И. Е. GR: теория и практика / под ред. И. Е. Минтусова, О.Г.Филатовой. - СПб.: 2013. - 180 с.
4. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование: учебное пособие / О. В. Попова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 464 с.
5. Фалькина Т.Ю., Агапов И. О. К вопросу о правовом регулировании лоббирования в Германии // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberlenmka.ra/artide/nk-voprosu-o-pravovom-reguHrovami-lobbirovaniya-v-germanii
6. Academia.edu. Лоббизм в Европейском Союзе [Электронный ресурс] URL: http://www.academia.edu/11961763/Лоббизм_в_Европейском_ Союзе_корпорации_vs_НКО_LOBBYING_IN_THE_EU_CORPORATЮNS_ VS_NGOS_2014_
УДК 659.182/. 187
Скоморохова Е.К. студент 4 курса
факультет "Корпоративной экономики и предпринимательства" Новосибирский государственный университет экономики и управления
"НИНХ"
научный руководитель: Шадрина Л.Ю., к.социол.н. доцент, заведующая кафедрой маркетинга, рекламы и связей с
общественностью НГУЭУ Россия, г. Новосибирск ПРОДВИЖЕНИЕ БРЕНДА В ИНТЕРНЕТЕ: ЭТАПЫ SEO-
ПРОДВИЖЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются преимущества продвижения бренда в Интернете. Перечислены основные этапы продвижения бренда в Интернете. Далее анализируется метод SEO-продвижения сайта, этапы успешного увеличения конверсий и поднятия ключевых запросов в рейтинге поисковых систем
Ключевые слова: Интернет, бренд, SEO, реклама, продвижение, сайт
Skomorokhova E.K. 4rd year student
faculty of " Corporate economy and entrepreneurship"
Novosibirsk state University University of Economics and management "NINH"
Russia, Novosibirsk Scientific supervisor: Shadrina L. candidate of social Sciences, associate Professor head of the Department of marketing, advertising and public relations