Научная статья на тему 'Особенности государственной инновационной политики в Сибирском регионе'

Особенности государственной инновационной политики в Сибирском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СИБИРСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Е. П., Сутула Е. А.

В статье раскрываются основные задачи и функции государственной инновационной политики, раскрывается специфика реализации данной политики в Сибирском регионе. Автором рассматриваются основные направления регионального развития в области инноваций до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной инновационной политики в Сибирском регионе»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Маркова Е.П., магистрант Сутула Е.А., магистрант Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: В статье раскрываются основные задачи и функции государственной инновационной политики, раскрывается специфика реализации данной политики в Сибирском регионе. Автором рассматриваются основные направления регионального развития в области инноваций до 2020 года.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, Сибирский регион.

Государственная инновационная политика (ГИП) представляет собой законодательную, социальную и экономическую деятельность органов государственной власти по созданию инновационного потенциала, положительного экономико-правового климата и инновационной культуры с целью активизации инновационных процессов субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность на определенной территории. Основной задачей такой политики служит определение государственными органами приоритетов и целей инновационной стратегии и механизмов поддержки передовых инновационных проектов и программ, а также создание системы форм, направлений и методов воздействия государства на предпринимательскую деятельность в области инноваций для обеспечения новых видов продукции, внедрения новых технологий и повышения за счет этого конкурентоспособности организаций. [5, с. 48]

Функции государства в области развития инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные функции государственной инновационной политики

Финансирование фундаментальных разработок и проектов, как правило, осуществляется в нашей стране исключительно государством, так как в силу чрезвычайной рискованности они не привлекают частный капитал. Так, например, только благодаря тому, что государство в свое время проводило финансирование исследований в направлении атомной энергетики, на сегодняшний день она существует как отдельная отрасль экономики.

Аккумулирование государством средств на НИОКР и инновации предполагает содействие распределению ресурсов в акционерных, частных, общественных и международных организациях и фондах через создание определенных нормативно-правовых основ по предоставлению различных льгот, оказанию информационной и консультативной и помощи.

Координация и стимулирование инноваций осуществляется с целью формирования единого технологического пространства и единой технологической политики. Здесь координируются нововведения по технологическим цепям, этапам НИОКР, исполнителям и т.д. Государство стимулирует конкуренцию, предоставляя финансовые льготы и субсидии, осуществляя страхование инновационных рисков, оказывая давление на использующих устаревшие технологии производителей [3, с. 12-14].

Институциональное обеспечение инновационных процессов - это создание в отраслях государственного сектора (образование, оборона, здравоохранение) государственных учреждений и организаций, которые разрабатывают и распределяют инновационные продукты.

Создание государством нормативно-правовой базы для инновационной деятельности предполагает разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуры и порядок инновационной деятельности, а также охрана промышленной и интеллектуальной собственности [4, с. 122].

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. №1120-р, были выделены основные направления реализации государственной инновационной политики на территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, - Республики Тыва, Республики Алтай, Республики Бурятия, и Республики Хакасия, Алтайского, Красноярского и Забайкальского краев, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Основным направлением развития Сибирского региона здесь выступает обеспечение устойчивого повышения качества и уровня жизни населения на основе создания рациональной социально-экономической системы инновационного типа, которая будет гарантировать динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов, а также национальную безопасность страны в мировом сообществе. Основные показатели социально-экономического развития Сибирского региона до 2020 года должны достигнуть среднероссийских значений. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта должен превышать средний показатель по стране.

Согласно Стратегии основой развития инновационной системы Сибирского региона будет служить система научных центров и академгородков, наукоградов Кольцово и Бийск, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов. В их функции будет входить проведение фундаментальных исследований, создание и внедрение пилотных НИОКР, обучение высококвалифицированных кадров; генерация малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса; организация научно-внедренческих центров, технопарков и бизнес-инкубаторов. Помимо развития существующих научных центров в гг. Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Томске и Улан-Удэ планируется создание и развитие новых крупных научно-производственных и научно-образовательных центров, которые будут включать национальные исследовательские университеты (гг. Иркутск, Красноярск, Кемерово, Томск и Новосибирск), национальный центр горнодобывающей промышленности (г. Кемерово), особую экономическую зону технико-внедренческого типа в г. Томске, национальный центр металлургической и горной промышленности (г. Новокузнецк),

сеть региональных инновационных технопарков (гг. Иркутск, Новосибирск и Кемерово), региональный промышленный парк (г. Омск), сеть наукоградов (гг. Бийск и Кольцово) и центров Сибирского агротехнопарка, являющимися одними из основных звеньев новой инновационной системы Сибири. Высокотехнологичный базис сибирской экономики должен быть образован инновационно-технологическими комплексами, основанными в том числе на основе таких системообразующих элементах, как технопарки, созданные на базе крупных природных и рекреационных ресурсов в Алтайском крае (агропромышленный, биофармацевтический, туристско- оздоровительный комплексы), Кемеровской области (угольный, металлургический и углехимический комплексы),в Иркутской области и Красноярском крае (неф-тегазохимические, нефтегазодобывающие, лесные комплексы), Омской области (нефтехимический, биотехнологический и лесоперерабатывающий комплексы) и других регионах.

Объединение потребностей реального сектора экономики и науки Сибири предполагает реализацию мероприятий по направлениям внедрения инноваций, представленных в таблице 1.

В период с 2016г. по 2020г. предполагается интенсивное развитие инновационной системы, которое включает ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей производства и высокотехнологичных услуг, а также широкое распространение эффективных пилотных проектов; развитие исследовательских центров и технологических комплексов; распространение технологий глубокой переработки минеральных и сырьевых ресурсов, а также технологическое перевооружение традиционных отраслей по добыче и переработке сырьевых ресурсов.

Таблица 1

Основные направления инновационного развития Сибирского региона до 2020г.

Направление инновационного развития Территория реализации

информационные и телекоммуникационные технологии гг. Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск

повышение объемов нефте- и газоотдачи гг. Иркутск, Красноярск, Усть-Кут, Новосибирск, Томск

новые технологии в минерально -сырьевом комплексе гг. Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск

углехимия гг. Красноярск, Кемерово, Ачинск, Новосибирск

нефтехимия гг. Ангарск, Ачинск, Омск, Новосибирск

лесохимия гг. Красноярск, Омск, Новосибирск, Иркутск

газохимия гг. Ангарск, Кемерово, Омск, Саянск, Новосибирск, Усть-Кут

биотехнологии, пищевые продукты и лекарственные препараты гг. Бийск, Омск, Новосибирск, Томск, Тулун

современные строительные технологии гг. Омск, Новосибирск

энергосберегающие технологии гг. Кемерово, Красноярск, Омск, Усолье-Сибирское, Новосибирск

авиастроение гг. Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ, Омск

утилизация техногенных отходов и нерудного сырья гг. Новосибирск, Новокузнецк и др.

ядерные технологии и материалы г. Красноярск

системы связи и навигации гг. Красноярск, Новосибирск, Омск

интеллектуальные высокоточные системы вооружения и средства борьбы с терроризмом гг. Омск, Новосибирск, Томск

инновационные агротехнологии все регионы Сибири, особенно пос. Краснообск Новосибирской области

силовая электроника гг. Новосибирск, Томск, Иркутск

солнечная энергетика гг. Красноярск, Иркутск

Реализация крупнейших инвестиционных проектов в области развития инноваций планируется в основном в сырьевых областях, а также в энергетической и транспортной инфраструктуре. Их внедрение определяется результатами создания и применения инновационных технологий, которые ориентированы на разведку, добычу, углубленную переработку

и обогащение природных ресурсов, а также достижением высоких технологий в области промышленности, топливно-энергетического комплекса, инфраструктурных отраслей транспорта и связи.

В период до 2020 года планируется реализация мероприятий по таким приоритетным направлениям, как технологии добычи и комплексной переработки минерально-сырьевых ресурсов, изучение и развитие минерально-сырьевой базы, возобновляемые источники энергии и энергосберегающие технологии, новые технологии в здравоохранении, высокоэффективные методы ведения сельского хозяйства, создание новых материалов и переработка отходов горно-металлургической промышленности, а также развитие системы обучения и переподготовки кадров для экономики регионов [6].

Сибирский регион, как и Россия в целом, сильно отстает от мировых лидеров в этой сфере по показателям качества, финансирования и результативности научной деятельности, возрастной структуры ученых. По количественным параметрам сферы образования Сибирский регион занимает 4 место среди федеральных округов. Только 8 сибирских университетов входят в рейтинг 500 лучших вузов мира, занимая места лишь в четвертой сотне. Прямой доступ к современным научным и образовательным порталам сети Интернет имеют 33 -40 процентов научно-исследовательских институтов и вузов региона [2, с. 96-97].

Развитие инновационной активности в отраслях, традиционных для экономики Сибирского региона, должно опираться на реализацию мегапроектов, на механизмы продвижения прорывных технологий и внедрение высокоэффективных технологий в частный бизнес [1, с. 7-8].

Процесс модернизации технологического базиса будет целесообразен тогда, когда будет развита система государственно-частного партнерства на передовых предприятиях в Сибирском регионе. Внедрение рациональных бизнес-моделей субъектов инновационной предпринимательской деятельности позволит уменьшить предпринимательские риски, упростить систему финансирования со стороны региональных бюджетов и коммерческих банков, достигнуть увеличения деловой активности.и повысить уровень качества жизни населения региона.

Литература:

1. Елкин, С.Е. О функциях управления/ С.Е. Елкин // Сибирский торгово - экономический журнал. - РГТЭУ, 2006. - № 3. - С. 7 - 10

2. Елкин, С.Е. Проблемы стратегического развития в условиях формирования экономического механизма управления предприятием / С.Е. Елкин// Вестник Омского университета. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - №1. - С. 95 - 97

3. Елкин, С.Е. Процессный подход к проектированию системы управления организационными изменениями / С.Е. Елкин // Сибирский торгово - экономический журнал. -РГТЭУ, 2012. - № 16. - С. 11 - 15

4. Елкин, С.Е. Управление изменениями в условиях структурной трансформации экономических систем / С.Е.Елкин// ГОУ ВПО РГТЭУ Омский институт (филиал). Изд-во ИП Погорелова Е.В. - Омск, 2009. - 149с

5. Суслов, В.И. Инновационная деятельность/ Толковый словарь// В.И. Суслов. -Новосибирск. - Сибирское научное издательство, 2008 - 320 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» [Электронный ресурс]: Дата обновления: 15.01.2015. Доступ из системы Консультант плюс. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173691/?frame=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.