Особенности государственного управления в сфере культуры на региональном уровне Features of public administration in the sphere of culture at the regional level
Слободянюк Юлия Александровна
Студент
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова»
Россия, Улан-Удэ [email protected]
Slobodyaniuck.julia
Student of
Buryat State University nemed D. Banzarov Russia, Ulan-Ude [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена изучению государственного управления в сфере культуры на регионально уровне на примере Республики Бурятия. Были определены основные особенности и проблемы реализации культурной политики в регионах. Так же предложены основные направления совершенствования государственной политики в сфере культуры.
Annotation.
The article is devoted to the study of public administration in the field of culture at the regional level on the example of the Republic of Buryatia. The main features and problems of the implementation of cultural policy in the regions were identified. The main directions of improving the state policy in the field of culture are also proposed.
Ключевые слова: государственное управление, культурная политика, сфера культуры, региональные особенности, государственная программа, национальный проект.
Key words: public administration, cultural policy, cultural sphere, regional features, state program, national
project.
Особенности государственного управления культурной сферой на региональном уровне требует от региональных властей комплексного подхода, учитывающего все многообразие социокультурных факторов региона и направленного на улучшение доступности искусства и творческой деятельности для граждан и поощрение художественного, музыкального, этнического, социолингвистического, литературного и других выражений жителей региона.
В российской экономике сложилось значительное разнообразие региональных условий для реализации культурной политики, это связано с полиэтническим разнообразием регионов, необъятностью территории, уникальностью территориально-географического положения каждого региона, экономики, геополитических ориентиров и приоритетов населения, основных тенденций и перспектив развития.
Сегодня культурная политика в условиях регионализации взаимодействует в трёхуровневой системе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что обуславливает вертикальный способ управления сферой культуры. Развитие государственного управления в Российской Федерации предопределено традиционными институтами управления и организации жизни, которые свойственны тоталитаризму, бюрократии, принципам перераспределительной экономики, доминированию института государственной власти и неразвитости институтов гражданского общества.
Модернизация системы государственного управления на региональном уровне в современных российских условиях - прежде всего, видится в сбалансированном взаимодействии базовых и дополнительных социокультурных институтов, которые могут повысить эффективность управления сложными социокультурными процессами.
Сегодня регионы обладают высоким потенциалом и готовностью внедрения инновационной деятельности в сфере культуры, основанной на принципах цифровой экономики, но внедрение это затруднено сложившимися социально-экономическими условиями и традициями хозяйствования системы государственного управления, науки и образования. Поскольку решение проблем в сфере культуры не ограничивается только данной отраслью, она неразрывно связана с социальной и экономической сферой. Сегодня государственное управление должно обладать высокой гибкостью в условиях мультикультурных регионов, чтобы обеспечить полноценное комплексное развитие культуры в зависимости от текущих возможностей и потребностей региона.
Региональная культурная политика формируется в соответствии с государственной политикой в области культурного развития, стратегическими приоритетами и принципами деятельности государства в области культуры.
Особенности государственного управления в сфере культуры в республике Бурятия обусловлены ее культурно-историческим своеобразием, богатыми историческими этническими, конфессиональными, региональными традициями народов проживающих на территории республики, доминирующим видом их хозяйственной деятельности.
В целях комплексного развития и реализации культурного потенциала региона, сохранения материального и нематериального культурного наследия, создания условий для творческого досуга и художественного самообразования населения, создания единого культурного пространства на территории Республике Бурятия реализуется государственная программа в сфере культуры.
Одной из задач Государственной программы Республики Бурятия «Культура Бурятии» является повышение эффективности управления в сфере культуры, пути решения данной задачи видят в оптимизации бюджетных расходов и повышении конкурентоспособности за счет увеличения объёма платных услуг. Но необходимо отметить, что ориентированная на государственную бюджетную поддержку культурная отрасль оказалась не готова к рыночным условиям деятельности, так это отражается на материально-техническом оснащении, кадровом дефиците и качестве предоставления услуг.
Всего в республике Бурятия культурно-досуговую деятельность осуществляют 451 культурно-досуговых учреждений. В ведении Министерства культуры Республики Бурятия находятся 18 учреждений, в том числе 3 образовательные организации, 3 музея, 2 библиотеки, 7 театрально -концертных, 2 прочих учреждения культуры а также 1 государственный архив.
По итогам года качество и эффективность управления в сфере культуры оценивается по комплексу показателей таких как, посещаемость учреждений культуры, количество и качество мероприятий в этой сфере, участие в федеральных программах, а также реализации национального проекта.
Сегодня Республика принимает участие в трех федеральных проектах в рамках национального проекта «Культура»: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». На реализацию проектов из федерального бюджета было выделено около 757 млн. рублей. В рамках проекта «Культурная среда» часть этих средств будет потрачена на строительство Центра культурного развития в городе Бабушкин, капитальный ремонт здания Театра кукол «Ульгэр» и 14 сельских домов культуры в десяти районах Республики, оснащение школ и библиотек. Также мероприятия включают в себя создание модельных библиотек и виртуальных концертных залов. Одними из главных итогов реализации проекта «Цифровая культура» является оцифровка редких книг в Национальной библиотеке Республики Бурятия, а также включение уникального памятника Национального музея Республики - Атласа тибетской медицины в мультимедийный гид «Artefact». Обучение сотрудников и реализация общественной инициативы, путем проведения конкурса среди некоммерческих организаций проходит в рамках проекта «Творческие люди».
Среди основных показателей эффективности реализации национального проекта в Республике выделяют увеличение на 15 % числа посещений организаций культуры и увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры в 5 раз. Однако, первого показателя достичь не удалось, что было связано с введением ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, но за счет этого число обращений к цифровым ресурсам возросло на 35% от планируемого показателя. Также не удалось достичь таких индикаторов, как количество грантов Правительства Республики Бурятия для участия работников учреждений культуры, охват населения библиотечной литературой и пр.
Эффективность государственной программы в 2020 году снизилась по сравнению с 2019 годом. Данное снижение связано с невыполнением индикатора: «Объем платных услуг», который является одним из основных в реализации проекта, что было также связано с COVID-19. Однако, несмотря на все трудности, деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры не была остановлена, а продолжилась в новом формате, на интернет-площадках. Так, например, в музеях и театрах Республики были организованы онлайн-трансляции, прямые эфиры на страничках в социальных сетях, таких как Instagram и YouTube, а также была проведена работа на сайтах учреждений. Это позволило привлечь новых посетителей, а также дало толчок для развития новому направлению в работе учреждений культуры.
Следует отметить, что Министерство сохранило финансирование учреждений культуры в полном
объеме.
Сегодня задачу привлечения большего объёма платных услуг пытаются решить за счет культурно -познавательного туризма, но стоит отметить, что в данном направлении только начались первые попытки формирования данной индустрии в Бурятии. Не смотря на огромный потенциал региона, его культурное и природное разнообразие, для полного раскрытия и реализации данного потенциала необходимо так же решить организационные и инфраструктурные проблемы, привлечь достаточный объём инвестиций в отрасль. А в данном направлении работа ведется очень низкими темпами. И силами только культурной отрасли данные проблемы и задачи не решить, необходима интеграция всех ветвей власти и населения республики.
Задачи межведомственного взаимодействия и кооперации уже давно ставятся перед органами исполнительной власти республики, но на практике данное взаимодействие не выстроено и каждое министерство и ведомство работает обособлено над своими задачами. Одним из решений было назначение проектных управляющих, обладающих полномочиями взаимодействовать со всеми ведомствами в решении поставленных приоритетных задач, но пока сложно оценить эффективность их деятельности. На наш взгляд с одной стороны перед управляющим ставятся настолько разрозненные задачи, а с другой, управляющий в своей деятельности начинает уходить в решение частных задач без стратегического видения решения проблемы.
Сегодня реализация государственной политики в сфере культуры в Республики Бурятия испытывает множество проблем. Среди которых необходимо выделить угрозу невосполнимой утраты культурного наследия, воспроизводства человеческого и творческого потенциала, замедления процесса модернизации культурной сферы, внедрения инноваций, недостаточное обеспечение учреждений культуры, недостаток квалифицированных кадров и т. д.
Ситуация в республике показывает, что накопившиеся проблемы не способствуют поступательному развитию социокультурной сферы. Важность проведения взвешенной и разумной культурной политики в республике продиктована, прежде всего, заботой об удовлетворении культурных потребностей населения. В то же время невозможно решить эти задачи в отрыве от экономических, социальных и политических условий. Решение поставленных задач видится в совокупности идей, целей государства и ее практических действий в сфере культуры.
Сфера культуры - одно из самых сложных и специфических направлений государственного и муниципального управления. Эффективность управления сферой культуры на региональном уровне зависит от способности принимать стратегические и оперативные управленческие решения, позволяющие учитывать и дифференцировать поликультурное многообразие региона его уникальные особенности и интегрировать их с общим культурным развитием страны.
Сегодня требуется не только сохранять уникальное историческое наследие, но и создавать новые культурные практики, отвечающие требованиям современного времени. Находить действенные механизмы решения системных проблем и реализовывать понятную единую культурную политику.
Вступление республики в дальневосточный федеральный округ дало возможность привлечь большие бюджетные ассигнования для развития региона в сфере культуры, но вызывает настороженность реализация национального проекта в условиях старых подходов к планированию и исполнению поручений президента. На наш взгляд формальный индикативный подход не отражает всю многозадачность и уникальность региональной культуры, необходимо выработать показатели позволяющие оценить как сохранение, так и развитие многонациональной поликультурной жизни нашего региона.
Список используемой литературы:
1. Бурлака С.Н., Вилачева М.Н. О необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере культуры на уровне регионов и муниципалитетов // Муниципалитет: экономика и управление. - 2016. - №2. - (15). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/o-neobhodimosti-sovershenstvovaniya-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-kultury-na-urovne-regionov-i-munitsipalitetov (дата обращения: 26.12.2020).
2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы Республики Бурятия «Культура Бурятии» за 2019 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://egov-buryatia.ru/minkult/activities/reports_and_reports/ (дата обращения: 26.12.2020).
3. Постановление Республики Бурятия от 3 сентября 2012 года N 502 «О Государственной программе Республики Бурятия «Культура Бурятии» (с изменениями на 23 октября 2020 года). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473811380 (дата обращения: 26.12.2020).