О необходимости совершенствования государственного управления в cфере культуры
Республики Бурятия
А^^ the need for improving state governance in the republic of Buryatia
Слободянюк Юлия Александровна
Студент
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова»
Россия, Улан-Удэ [email protected]
Slobodyaniuck.julia
Student of
Buryat State University nemed D. Banzarov Russia, Ulan-Ude [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена изучения особенностям становления и развития государственного управления в сфере культуры в РФ и Республике Бурятия, в частности. Были определены основные препятствия и проблемы реализации государственных реформ. Определены основные направления развития государственного управления в сфере культуры в Республике Бурятия, а также предложены основные направления совершенствования.
Annotation.
The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation and development of public administration in the Russian Federation and the Republic of Buryatia, in particular. The main obstacles and problems in the implementation of state reforms were identified. The main directions of development of public administration in the Republic of Buryatia are determined, and the main directions of improvement are proposed.
Ключевые слова: Республика Бурятия, государственное управление, культура, электронное правительство, реформы, бюрократизм, новое государственное управление.
Key words: Republic of Buryatia, public administration, electronic government, reforms, bureaucracy, new public administration.
В эпоху глобализации и давления других цивилизаций становится очевидным, что дальнейшее развитие Российской Федерации как одного из ведущих государств и равноправных членов мирового сообщества возможно только тогда, когда культура станет одним из важнейших национальных приоритетов на государственном уровне. Помимо восстановления геополитического влияния и формирования гражданского общества. Кроме того, возвращение России в страны, активно влияющие на развитие современной цивилизации, в принципе невозможно без соответствующей национальной культурной политики. Во многом это связано с тем, что государство не может оказывать существенного влияния на глобальные геополитические процессы, если в нем отсутствует четкий внутренний идеало-творческий процесс в национальном масштабе, основным результатом которого является формирование культурной самоидентификации населения.
Понятие «управление» - универсальная характеристика для определения конкретного вида деятельности или серии действий, для достижения эффективного функционированию системы.
Как отмечает В.А. Антошин: «Система государственного управления включает в себя как политические процессы, так и административные процессы. В разных обществах отношения между «политическим» и «административным» различны. Фактически, процесс управления представляет собой комбинацию этих двух процессов, с одной стороны, он связывает политическую власть/политическую элиту друг с другом; с другой стороны - государственная власть/государственный аппарат, а с другой - общественность и граждане».
Государственное управление культурной сферой - это деятельность органов государственного управления по реализации государственной культурной политики на федеральном и региональном уровне, а также по осуществлению контрольной и надзорной деятельности в области охраны культурного наследия.
Управление культурной сферой - одно из приоритетных направлений государственного управления, основанное на признании огромной ценности русской культуры и необходимости передачи ее новым поколениям в форме духовного опыта нации. Культура - это инструмент обеспечения высокого качества общества, его способности достигать гражданского единства и формулирования общих целей развития. Культура рождает нравственного, ответственного, независимого мышления, творческого человека, способного формировать и принимать общенациональную идеологию. Государственная политика управления культурной сферой направлена на обеспечение роста социального статуса культурной зоны, влияния культуры на различные сферы государственного управления и жизни общества. Государственная политика управления культурной сферой направлена на создание сильной, независимой, единой России, реализующей собственную модель общественного развития, но открытой для взаимодействия и сотрудничества с разными государствами, народами и культурами. Целью государственной политики управления сферой культуры является интеллектуальное, культурное и национальное самоопределение России, обеспечение единства русского народа и формирование развитой личности с использованием потенциала русской культуры.
Очевидно, что особенности государственного управления в области культуры зависят от рамок устоявшегося понимания содержания термина «культура» и границ области культуры, от понимания границ вмешательства и недопустимости вмешательства государства в одно культурное пространство, принятое в конкретном государстве, а также в характеристики и состояние культуры в конкретном государстве.
Культура - чрезвычайно сложное и разнообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и людей. Культура - это стержень, основа, «душа» общества; нематериальные и духовные ценности общества; образ жизни людей, их отношения друг к другу; своеобразие жизни наций и народов; уровень развития общества; информация, собранная в истории; совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций; религия, мифология, наука, искусство, политика; специальная знаковая система.
Цели государственного управления в сфере культуры в разных государствах могут быть разными. Это во многом определяется цивилизационными особенностями населения государства и традициями государственного управления в целом.
Сфера культуры - одно из самых сложных и специфических направлений государственного и муниципального управления. Эффективность управления сферой культуры на региональном уровне зависит от способности принимать стратегические и оперативные управленческие решения, позволяющие учитывать и дифференцировать поликультурное многообразие региона его уникальные особенности и интегрировать их с общим культурным развитием страны.
Система государственного управления в сфере культуры Республики Бурятия, которая является неотъемлемой частью всей системы государственного управления Российской Федерации, и основана на принципах механистической бюрократии, как это определено Генри Минцбергом. Несмотря на многочисленные преимущества, модель бюрократической организации имеет ряд существенных недостатков.
Система государственного управления в Республике Бурятия принципиально не отличается от существующих систем государственного управления в сфере культуры в других регионах и в Российской Федерации в целом. А недостатки, присущие системе государственного управления в сфере культуры рассматриваемой республики, характерны и для систем других регионов. Многие регионы России (Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Нижегородская область) ищут пути повышения эффективности государства (власти) в
социально-экономических процессах в рамках административных реформ, сталкиваясь с неэффективностью существующей системы управления.
И все же политическое руководство страны, и российские эксперты единодушны в том, что состояние государственного управления в сфере культуры в России и регионах является одним из главных препятствий на пути развития страны, а законодательные и административные барьеры рассматриваются как серьезное препятствие для развития инициатив. Хотя в целом новые механизмы государственного управления соответствуют международным стандартам, они часто реализуются формально и не превращаются в эффективные процессы. Таким образом, они обесцениваются и не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Это подводит к ситуации, когда реформы реализуются, но их результаты недостаточно заметны, а конкурентоспособность и коммерческая привлекательность культурной сферы не растут.
Административные механизмы управления сферой культуры в России и Республике Бурятия, в частности, не подчиняются неразрывно политике; они более сложные и автономные. Широко распространены нововведения в духе Нового государственного управления (НПМ), которые в целом отражают рыночный характер экономических отношений. Реформы управления имеют значительный экономический аспект, который проявляется в выборе методов управления на основе критериев эффективности и того, как эти методы воспринимаются различными социальными агентами. Другими словами, свободно возникающие инновационные идеи проходят через фильтр отбора на основе критерия эффективности, который определяет, какие из них будут реализованы в массовом масштабе (с учетом эффекта увеличения выгод от случайного характера оригинального выбора).
Республика Бурятия продолжает искать пути повышения эффективности государственного управления в сфере культуры: структурирование министерств и ведомств с блоками управления, переход на индикаторное планирование, совершенствование внутренних процессов за счет использования информационных технологий, более точное регулирование управленческих операций и процедур, совершенствование функций, создание системы отбора, передача части государственных работ третьим лицам и др.
Следует отметить, что наиболее активной работой в последние годы стало создание электронного правительства и переход на электронное предоставление государственных услуг, и сфера культуры не осталась в стороне. Со стратегической точки зрения эти направления соответствуют подходам, применяемым в регионах России и других странах. В некоторых областях республика опережает соседние регионы, а где-то позади.
Электронные услуги в сфере культуры пусть и не представлены на Едином портале государственных услуг, но существует большое множество сайтов государственных и коммерческих организаций, на которых представлена исчерпывающая информация о разнообразных культурных событиях: фестивалях, премьерах, гастролях, концертах, выставках, лекциях, включая детские мероприятия и т.д.
Запуск Совместного портала государственных услуг стал одним из главных достижений в развитии электронного правительства за годы реформ. Совместный портал предоставляет пользователям доступ к государственным и муниципальным услугам, предоставляет информацию о функциях государственного контроля и надзора, основных и обязательных услугах государственных и муниципальных учреждений и организаций. На совместном портале есть функция обратной связи, позволяющая соискателям оценить качество обслуживания. Постоянно растет процент услуг, в отношении которых заявители могут не только подать электронную заявку, но и предоставить необходимые подтверждающие документы, а также отслеживать ход оказания услуги на всем пути до конечного результата (решения). Министерство культуры Республики Бурятия так же представлено на едином портале государственных услуг Республики Бурятия. Сегодня в условиях пандемии прием граждан министерство производит через обращения по электронной почте.
Внедрение межведомственного взаимодействия стало одной из основных предпосылок развития электронных услуг.
Межведомственное взаимодействие в сфере культуры позволяет объединить усилия органов власти, местного самоуправления, учреждений культуры и других организаций в процессе предоставления культурно -досуговых и информационно-просветительских услуг. Так сегодня реализуя совместные программы и проекты, согласование, координация и контроль над деятельностью может происходить в электронном формате в режиме межведомственного взаимодействия, что во многом упрощает задачу в частности при оценке эффективности и результатов данного взаимодействия.
Стоит отметить что, не смотря, на созданную нормативно-правовую базу и технические возможности межведомственное взаимодействие в сфере культуры происходит на низком уровне.
При этом внедрение современных информационно-коммуникационных технологий при предоставлении культурно-досуговых и информационно-просветительских услуг, в том числе предоставляемых с помощью сети Интернет расширяется. Этот процесс значительно ускорился благодаря условиям работы в период пандемии. Так только в республике Бурятия за последние два отчетных года было приобретено оборудование для создания виртуального концертного зала на базе ГАУК «Национальная библиотека РБ», Читателям республики обеспечен доступ к сетевым ресурсам Национальной электронной библиотеки, Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, электронной библиотеке «Бурятика», мобильной библиотеке «ЛитРес» и др. На 33% повысилось количество выдач в удаленном режиме документов из электронных цифровых библиотек (баз данных собственной генерации) и сетевых удалённых лицензионных документов (2020 г. - 43 815 ед.; 2019 г. - 29 356 ед.). В дистанционном режиме были организованы следующие мероприятия во всех музеях: онлайн-трансляции, прямые включения на страницах в социальных сетях, на сайтах музеев - более 2000 постов, на YouTube канале -более 90 видеороликов по истории, культуре и искусству Бурятии. Театрами было показано на различных интернет-платформах 68 спектаклей, зрителями которых стали рекордное количество зрителей - 1062967 зрителей. Республиканскими учреждениями было проведено 88 онлайн-концертов, которые посмотрели 203619 зрителей. Был проведен масштабный онлайн-концерт к 75-летию Победы, который включал онлайн демонстрацию выставок.
В то же время реформа государственного управления, несмотря на заинтересованность высшего руководства страны, продолжается медленно и во многом формально. Каковы причины, препятствующие применению передовых методов управления?
Во-первых, внедрение любого нововведения всегда требует времени и сопряжено с трудностями. Однако это не главная причина. Основная причина - система государственного управления, основанная на принципах бюрократии. Такая система объективно отвергает все новое. Такая система, построенная на пирамидальной структуре, в которой сосредоточена вся сила, чрезвычайно тяжелая, плохо управляемая и постоянно нуждается в контроле сверху вниз. Поэтому не случайно, как и любой топ-менеджер, глава республики постоянно обязан контролировать деятельность подведомственных государственных структур. Эта национальная черта в сочетании с бюрократией Вебера создала и продолжает создавать уникальный и необъяснимый колорит.
Таким образом, поиск путей развития управления сферой культуры в регионах осуществляется в рамках моделей и стандартов, прогнозируемых федеральным центром, т.е. верхней частью бюрократической пирамиды управления, что характерно для системы.
На примере Республики Бурятия можно сделать вывод, что реформа государственного управления в сфере культуры в основном осуществляется в рамках структурных изменений без изменения самого содержания управления.
Со сменой высших должностных лиц в республике произошли определенные положительные изменения в стратегии развития культуры республики. Но при этом проблема повышения эффективности государственного управления в сфере культуры осталась.
Принимая во внимание опыт других стран в реформировании государственного управления в сфере культуры и возможности республики как субъекта Федерации, а также местные условия, реформы государственного управления в Республике Бурятия столкнутся с двумя проблемами: улучшением управления в рамках традиционной, то есть бюрократической модели организации. Уточнение этих требований, усиление регулирования управленческой деятельности и организации, усиление исполнительной дисциплины, усиление контроля и повышение ответственности.
Второе направление охватывает постепенное обновление систем государственного управления, направленное на коренное изменение государственного переворота с целью резкого повышения эффективности государственных систем и организаций, качества предоставляемых государственных услуг, способности адаптироваться к изменяющимся условиям и развитию.
Изменения в этом направлении должны привести к освобождению культурной сферы от жесткого влияния государства, к самостоятельности культурных учреждений, демократизации государственного управления в сфере культуры.
Специфика регионов, а также понимание властями целей и приоритетов регионального развития определяют наличие множества направлений реформирования различных моделей, направленных на решение ключевых вопросов культурного развития.
Модернизация системы государственного управления на региональном уровне в современных российских условиях - прежде всего, видится в сбалансированном взаимодействии базовых и дополнительных социокультурных институтов, которые могут повысить эффективность управления сложными социокультурными процессами.
Сегодня регионы обладают высоким потенциалом и готовностью внедрения инновационной деятельности в сфере культуры, основанной на принципах цифровой экономики, но внедрение заблокировано сложившимися социально-экономическими условиями и традициями хозяйствования системы государственного управления, науки и образования. Поскольку решение проблем в сфере культуры не ограничивается только данной отраслью, она неразрывно связана с социальной и экономической сферой. Сегодня государственное управление должно обладать высокой гибкостью в условиях мультикультурных регионов, чтобы обеспечить полноценное комплексное развитие культуры в зависимости от текущих возможностей и потребностей региона.
Список используемой литературы:
1. Бурлака С.Н., Вилачева М.Н. О необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере культуры на уровне регионов и муниципалитетов // Муниципалитет: экономика и управление. - 2016. - №2. - (15). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-sovershenstvovaniya-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-kultury-na-urovne-regionov-i-munitsipalitetov (дата обращения: 26.12.2020).
2. Дышловой И.Д. Бюрократия в управлении: анализ, методы борьбы // Сервис в России и за рубежом. 2019. №1 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byurokratiya-v-upravlenii-analiz-metody-borby (дата обращения: 07.12.2020).
3. Дармилов А.Ф., Понявина М.Б. Электронное правительство и цифровое государство // Вести научных достижений. Экономика и право. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7elektronnoe-pravitelstvo-i-tsifrovoe-gosudarstvo-1 (дата обращения: 07.12.2020).
4. Серебренникова Ю.Д. Становление и развитие правового регулирования государственного управления в России // Скиф. 2020. №5-2 (45). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/stanovlenie-i-razviüe-pravovogo-reguliravaniya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rassii-l (дата обращения: 07.12.2020).