Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром во второй половине XIX века в Российской империи'

Особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром во второй половине XIX века в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / торговля сахаром / производство сахара / сахарный акциз / Устав об акцизе с свеклосахарного производства / ввозные и вывозные пошлины / сахарный песок / тростниковый сахар / свекловичный сахар / state regulation / sugar trade / sugar production / sugar excise tax / The Charter on excise tax from sugar beet production / import and export duties / granulated sugar / cane sugar / beet sugar

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Э.А. Горобец

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром в Российской империи во второй половине XIX в. Анализируется начало развития сахарной промышленности в Российской империи во второй половине XIX в. и формирование акцизной статьи дохода в государственном бюджете. Рассмотрена необходимость государственного регулирования оборота сахара на территории страны и важность сахара как товара первой необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of State Regulation of Production and Trade of Sugar in the Second Half of the XIX Century in the Russian Empire

The article discusses the features of state regulation of production and trade of sugar in the Russian Empire in the second half of the XIX century. The article analyzes the beginning of the development of the sugar industry in the Russian Empire in the second half of the XIX century and the formation of the excise income item in the state budget. The necessity of state regulation of sugar turnover on the territory of the country and the importance of sugar as a commodity of primary necessity are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром во второй половине XIX века в Российской империи»

5. Сенотрусова, С. В. Внешнеэкономическая деятельность организации: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2022. 198 с. URL: https://urait.ru/bcode/497096 (дата обращения: 02.03.2022).

6. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 02.03.2022).

7. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019; с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855 (дата обращения: 02.03.2022).

УДК 336.221

DOI 10.24412/cl-36450-2022-3-32-38

Э. А. ГОРОБЕЦ

Особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром во второй половине XIX века

в Российской империи

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования производства и торговли сахаром в Российской империи во второй половине XIX в. Анализируется начало развития сахарной промышленности в Российской империи во второй половине XIX в. и формирование акцизной статьи дохода в государственном бюджете. Рассмотрена необходимость государственного регулирования оборота сахара на территории страны и важность сахара как товара первой необходимости.

Ключевые слова: государственное регулирование, торговля сахаром, производство сахара, сахарный акциз, Устав об акцизе с свеклосахарного производства, ввозные и вывозные пошлины, сахарный песок, тростниковый сахар, свекловичный сахар.

E. A. GOROBETS

Features of State Regulation of Production and Trade of Sugar in the Second Half of the XIX Century in the Russian Empire

The article discusses the features of state regulation of production and trade of sugar in the Russian Empire in the second half of the XIX century. The article analyzes the beginning of the development of the sugar industry in the Russian Empire in the second half of the XIX

ГОРОБЕЦ Эллина Альбертовна, студент таможенного факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Лаврик Людмила Александровна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

century and the formation of the excise income item in the state budget. The necessity of state regulation of sugar turnover on the territory of the country and the importance of sugar as a commodity of primary necessity are considered.

Keywords: state regulation, sugar trade, sugar production, sugar excise tax, The Charter on excise tax from sugar beet production, import and export duties, granulated sugar, cane sugar, beet sugar.

Начало XIX в. - один из наиболее значимых периодов в истории России, время, когда закладывались основные предпосылки к масштабному изменению экономической системы страны, время бурного развития отечественной промышленности и внешней торговли. Тенденции государственной политики во второй половине XIX в. известны в истории как постепенный отказ от запретительной системы, ориентация на интересы отечественной промышленности, преобразование налоговой и торговой политики.

На протяжении многих веков в Российской империи развивалась торговля иностранным сахаром еще до появления первого отечественного сахарного производства. В России первый ввозимый сахар появился лишь в XII в. Сахар-леденец Россия импортировала из Китая, он был дешевле рафинированного и был широко распространен в потреблении в сибирских областях. Сахар-сырец ввозился из Америки, что является самой значимой статьей американского ввоза; из Кубы, Бразилии, Пуэрто-Рико, Англии. Иран потреблял российский сахар, это укрепляло торговые отношения между Российской империей и Персией.

Сначала сахар был доступен только аристократии, как особый предмет роскоши, о котором крестьяне не могли и мечтать. Тростниковый сахар стал появляться на прилавках российского рынка с середины XVII в. вместе с другими колониальными товарами - чаем и кофе, но цена на сахар была настолько высокой, что возникла потребность в собственном производстве сахара, а именно - очистка тростникового сахара сырца, поскольку белый кристаллический сахар был самым ценным.

Вплоть до середины XVIII в. Российская империя импортировала сахар. Вопрос о начале производства возник у российского сахарного заводчика Павла Вестового. Первый завод по обработке иностранного тростникового сахара-сырца был основан им в 1719 г. в Санкт-Петербурге. Около 600 пудов в год (9 828 кг) -вырабатывался первый собственный сахар России, который в сравнении с иностранными был не хуже. Выпускаемый сахар был дорогим, поскольку сырье для сахара ввозилось из-за границы.

К концу XVIII - началу XIX в. была разработана технология получения сахара из свеклы, что положило начало планам строительства свеклосахарного производства.

Как следствие, в Российской империи началось использование отечественной свеклы для производства сахара вместо дорогого иностранного сахара, это повело за собой упадок цен на сахар, который стал доступен теперь большему количеству людей.

Строительство свеклосахарных заводов началось с начала XIX в., а именно с 1802 г. Развитие сахарного производства активно поощрялось государством: лицам, желающим заниматься производством, выделялись участки земли для

выращивания свекловицы на юге России, за успешную работу выдавались награды и ссуды. Таким образом, уже к середине XIX в. в Российской империи образовалось собственное производство сахара [2, с. 47].

До того времени, пока российская сахарная промышленность не достигла своего развития, сахар ввозился в страну в массовом порядке вплоть до миллионов пудов ежегодно с 1825 по 1864 г. Пошлины на сахар сырец и рафинированный не повышали, поскольку объем производства еще не мог полностью удовлетворить российский спрос [12, с. 414]. Сахар, вывозимый за границу был освобожден от уплаты налогов и пошлин.

Количество сахарных заводов к середине XIX в. достигло 340 действующих производств, за счет улучшения технологий производства все больше увеличивался объем производимого сахарного песка [1, с. 147]. Увеличение динамики свеклосахарного производства выявило необходимость в создании новой доходной части российского бюджета, а именно - сахарного акциза. Государственное регулирование было необходимо для обеспечения качественным, нефальсифицированным продуктом российского населения, а также для защиты отечественных предпринимателей и производителей от недоброкачественной конкуренции.

«Устав об акцизе с свеклосахарного производства» вступил в действие в 1848 г. и содержал в себе положения нового косвенного налога, механизм его начисления и взимания. Т. А. Чальцева писала: «... сахарный акциз устанавливался определенным порядком. Во-первых, определялось процентное содержание сахара в свекловице. Во-вторых, устанавливалась суточная выработка снарядов различного рода, для извлечения первого сырого свекловичного сока. Общая сумма акциза определялась по числу и роду снарядов, а также по количеству дней действия завода по переработки свекловицы в чистый сахар» [6, с. 114].

Установление акциза на сахар подразумевало установление минимально возможного налогообложения на потребителей. Таким образом, с 1 сентября 1848 г. была введена ставка размером 30 коп. серебром с произведенного пуда. Действующая до 1 сентября 1850 г., ставка была увеличена до 45 коп. [8, с. 142-143]. Исходя из этого, объем поступлений от сахарного акциза в бюджет постепенно увеличивался, что не оказывало отрицательного воздействия на само производство. Так, с 1848 по 1858 г. с 4 тыс. руб. увеличился до 485 тыс. руб. И вплоть до 1884 г. наблюдалась положительная динамика роста процентного содержания сахарного дохода в бюджете [3, с. 369]. Устав устанавливал субсидии для свеклосахарных заводов, производящих не более 500 пудов готового продукта, в виде снижения суммы акциза от 15 до 45 коп. с 1848 по 1854 г. [8, с. 143].

Уже в 1863 г. сформировалась российская акцизная система. Деятельностью акцизного сахарообложения занималось Министерство финансов, тщательно обдумывая и принимая дальнейшие решения с осмотрительностью, «с которой правительство пользовалось налогами, не упуская из вида интересов самой промышленности и не останавливаясь перед значительными финансовыми жертвами, чтобы только не стеснить ее преуспевания» [7, с. 621]. В этом же году вступил в силу новый законный акт, который вводил новые нормы взимания сахара, -«Устав об акцизе с сахара туземного приготовления». Т. А. Чальцева отмечает: «Введение в действие Устава об акцизе с сахарного песка туземного приготовления существенно затронуло две главные основы учета сахарного акциза: норм выхода

сахара и суточной работы сокодобывательных снарядов, с целью, по возможности приблизить те и другие к действительности «путем повышения прежде существующих». Размер выхода сахарного песка из свекловицы был увеличен в диапазоне 4,5-6 %, учитывалось и число рабочих суток на основании объявлений сахарозаводчиков».

После введения нового Устава производство сахара претерпело техническое совершенствование в производстве, поскольку многие заводы находились в собственности акционерных обществ, сосредоточивших свой капитал на развитии сахарной промышленности. Окрепшее и стабилизированное производство активизировало потребность в увеличении государственного дохода через возвышение акциза.

Уже к 1867 г. было принято решение о возвышении акциза на сахарный песок туземного приготовления до 50 коп. с каждого пуда с целью увеличения дохода бюджета от поступления косвенного налога, но ожидание не оправдалось с разницей практически в 2-3 млн руб. По этой причине было принято решение о возвышении с 1 августа 1870 г. акциза с туземного сахарного песка до 70 коп. [13, с. 907].

Развитие собственного производства выявило необходимость стимулирования экспорта российской продукции за рубеж, что способствовало бы закреплению российского товара в мировой торговле. Так, Государственным советом в 1871 г. было приняло решение о разрешении беспрепятственного вывоза за границу сахара внутреннего производства с возвратом части акциза [14, с. 132]. Через 2 года были установлены и гармонизированы правила возврата акциза с сахара, вывозимого за границу [15, с. 516]. Несмотря на то, что сумма взимаемого и возвращаемого акциза не соответствовала между собой, она создавала определенную разницу, которая расценивалась производителями сахара как надлежащая премия за вывоз своего производства, что, в свою очередь, оказывало положительное влияние на развитие сахарной промышленности и торговли. В следствии этого и недобора дохода в государственный бюджет, был увеличен акциз на сахар до 80 коп. к 1875 г. [10, с. 81]. Возвращенная часть от акциза с вывозимого сахара стимулировала развитие внешнеторговых отношений, особенно, когда импорт сахара был увеличен в связи с неурожаем сахара в странах Западной Европы в 1877 г на 3 млн руб. по сравнению с 1876 г. Уже к 1876 г. был возвышен возврат акциза на туземный сахар [10, с. 81].

Эволюция технологий производства сахара и в связи с этим увеличение размера акциза привели к тому, что акцизное законодательство было не готово к достижению быстрого и одновременного совершенства. Налоговая система требовалась в реформировании, управление сахарным акцизом в том числе, поскольку, не смотря на высокий, но колеблющийся доход, сахар становился дорогим продуктом для большей части населения. Особая комиссия, созданная при Департаменте неокладных сборов, состоящая из производителей сахара, торговцев, членов правительства и независимых экспертов, определила ненадлежащий сбор акциза с сахарного производства - взимание акциза без определения норм производства для каждого типа завода [10, с. 81]. Это привело к тому, что Государственный совет принял решение - с августа 1881 г. акциз с сахара будет взиматься на учете произведенного сахара и определенного посредством взвешивания: с 1881 по 1883 г

по 50 коп., а с 1883 по 1886 г. - по 65 коп. за пуд. В своей книге «Финансы России XIX столетия» русский банкир, предприниматель И. С. Блиох отмечает, «только при таком способе исчисления акциза, каждый заводчик выплатит за то, что он в действительности выделал: только при условии взвешивания готового продукта, ни качества сырого материала, ни технические условия производства, ни применения одних снарядов предпочтительно перед другими, не могут повести к меньшему обложению одних заводов в сравнении с другими, и равномерность в распределении налога между всеми заводчиками обеспечивается вполне» [1, с. 152].

За 10 лет производство сахара было увеличено в 2 раза по сравнению с 1870-ми гг. Доход от взимания сахарного акциза составлял немаловажный процент в доходной части бюджета государства. Однако в скором времени объем производимого сахара настолько превысил спрос на рынке, что падение цены на него к 1885 г. уже не окупало себестоимости самого производства сахара.

Для сахарного производства начался кризис, предопределенный перепроизводством сахара, что, в свою очередь, привело к увеличению предложения, не соответствующего спросу, к падению цен и затруднению сбыта сахара за границу. Производители требовали от правительства принятия решительных мер для поддержки заводов в сбыте излишков их производства.

Таким образом, 12 июля 1885 г. ввиду кризиса сахарной промышленности вышло постановление о выдаче премии сверх возврата акциза за вывоз русского сахара в размере 1 рубля за 100 кг до 1886 г. на европейские рынки и до 1889 г. на азиатские рынки. Данная премия в дальнейшем должна быть возвращена государству через уплату акциза на сахар в последующих кампаниях. В первое время данная мера облегчила положение, но не решила проблему все большего упадка цен на сахар. Ухудшил ситуацию большой урожай свеклы в юго-восточной части Российской империи.

Так, правительство приняло решение продолжать выдавать премии в размере уже 80 коп. за пуд до 1 мая 1886 г. [5, с. 171]. Все предпринятые меры не только не освобождали страну от сахарного излишка, но и не уменьшали цены на внутреннем рынке.

Министр финансов Н. Х. Бунге высказал мнение по поводу введения вывозных премий: «являясь полезными при освобождении рынка от временного переполнения товаром, премии, при постоянной их выдаче, не только не уменьшают производства, но даже способствуют его усилению, и в экономическом отношении оказываются совершенно бесцельными. Но в качестве меры политической, направленной к завоеванию новых рынков и упрочению нашего влияния в странах, отставших в торговом и промышленном отношениях, премии имеют несомненно важное значение» [9, с. 132]. За 7 лет экспорта по азиатскому пути с учетом выдачи премий объем вывезенного сахара увеличился в 12 раз с 1885 по 1891 г.

В сложившейся ситуации сахарные заводчики пришли к единому решению о внедрении нормирования производства сахара и его вывозе за границу до тех пор, пока рыночная стоимость на него не будет увеличиваться до докризисного периода; за неисполнение условий соглашения с заводчиков взимались штрафы и пени. Данное решение было поддержано государством. К слову, в 1892 г. кризис пошел на спад в связи с неурожаем сахарной свеклы, и цены снова начали расти, что привело к тому, что сахар даже пришлось закупать за границей. К началу

1890-х гг. ввозная пошлина на сахарную пудру составляла 3 рубля золотом, а на сахар рафинированный - 4 рубля золотом [4, с. 227].

Доход от сахарного акциза значительно повысился и достиг за 1891 г. 20,7 млн руб., увеличив доход за среднее значение в прошлом десятилетии на 41,5 %. Такое повышение дохода от сахара было обусловлено рядом причин, например, сахарный акциз в течение десятилетий имел тенденцию к увеличению (в 1889 г. акциз достиг размера 1 рубля за производимый пуд сахара); сахарное производство возрастало с каждым десятилетием.

Министр финансов С. Ю. Витте, основываясь на своем опыте в налоговой политике, пришел к выводу, что «видное положение сахарной промышленности в экономике страны, особенное значение этой промышленности для тех обширных земледельческих районов, где сосредоточены сахарные заводы, большой доход, ею доставляемый, необходимость обеспечить потребителей сахаром умеренной цены требуют от правительства действенных мер».

Таким образом, 20 ноября 1895 г. вступил в силу закон «О некоторых мерах относительно сахарной промышленности», дополненный 12 мая 1903 г. законом «Об изменении и дополнении действующих узаконений о сахарной промышленности» [11, с. 623-625]. Данная мера позволила нормировать ежегодное производство сахара и составлять норму на следующий год. Предпринятые действия определили устойчивость максимально доступных цен на сахар. Сахар, производимый сверх нормы, считался излишком, если его вывозили за границу, то он освобождался от уплаты акциза и других налогов. Таким образом, сахарная промышленность была взята под контроль Министерства финансов.

Можно сделать вывод, что на рубеже XIX-XX вв. российское государство признало необходимым контроль за производством значимых для потребителей товаров. Такое регулирование было необходимо в связи с обеспечением населения качественной и нефальсифицированной продукцией по доступной цене, в связи с защитой предпринимателей от недобросовестной конкуренции, увеличением доходов казны, развития национального производства и торговли. Именно государственные меры привели к выходу из кризисной ситуации, связанной с перепроизводством сахара, вызванного тем, что производители не всегда могли контролировать ситуацию на рынке. Особенности государственного регулирования оборота сахара на территории Российской империи заключались в государственном вмешательстве в производство сахара посредством нормирования выхода сахара; в поддержке производителей и экспортеров сахара; в установлении новой доходной части российского бюджета - акциза на сахар; в обеспечении удовлетворения российского спроса на сахар; в поддержании цен на внутреннем рынке и в развитии внешней торговли. Необходимо отметить, что анализ историографии государственного регулирования сахара необходим для применения исторического опыта в современных кризисных условиях

Список литературы

1. Блиох, И. С. Финансы России XIX столетия. История - статистика. Т. III. Санкт-Петербург: Гос. тип. М. М. Стасюлевича, 1882.

2. Чальцева, Т. А. Роль сахарного акциза в формировании дореволюционного российского бюджета // История. Историки. Источники. 2015. № 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23756060& (дата обращения: 20.04.2022).

3. Гензель, П. П. Рецензия на книгу Фридмана М. И. Современные косвенные налоги на предметы потребления. Т. 1. Обложение спирта, сахара и табака в Германской империи (1871-1907) // Журн. М-ва народного просвещения. 1915. Авг. С. 363-380.

4. Таможенное дело России: сборник документов и материалов: в 3 т. Т. 3 / П. В. Дзюбенко, С. Д. Калашников, Ю. Г. Кисловский, В. И. Крихунов. Москва: РУСИНА, 2000. 497 с.

5. Шепелев, Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века: проблемы торгово-промышленной политики. Ленинград: Наука, 1981. 275 с.

6. Чальцева, Т. А. Особенности организации взимания косвенных налогов в России в середине 50-х гг. XIX в. (по материалам «Устава об акцизе с свеклосахарного производства 1848 г.») // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organiz (дата обращения: 04.04.2022).

7. Министерство финансов. 1802-1902. Ч. I. Санкт-Петербург: Гос. тип., 1902. 639 с.

8. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 1848. Т. 23. Отд. 1. 2-е изд. Санкт-Петербург, 1849. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 20.04.2022).

9. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Т. 6. № 3598. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 04.04.2022).

10. Отчет Департамента Неокладных Сборов за 1891 г. Санкт-Петербург: Тип. Киршбаума В., 1892.

11. Полное собрание законов Российской империи. Т. 15. № 12166. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 04.04.2022).

12. Полное собрание законов Российской империи. Т. 29. № 28146. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 04.04.2022).

13. Полное собрание законов Российской империи. Т. 42. № 44709. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 04.04.2022).

14. Полное собрание законов Российской империи. Т. 46. № 49315. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 04.04.2022).

15. Полное собрание законов Российской империи. Т. 48. № 52243. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 04.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.