innova-journaL.ru
ВЛИЯНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ НАЧАЛА XX ВЕКА НА ПОСТУПЛЕНИЕ САХАРНОГО АКЦИЗА В РОССИЙСКИЙ БЮДЖЕТ
THE INFLUENCE OF THE REVOLUTIONARY EVENTS OF THE EARLY XXTH CENTURY ON THE SUGAR EXCISE TAX REVENUE TO THE RUSSIAN BUDGET
Щ Чальцева Татьяна Александровна 1 - кандидат исторических наук Щ Chaltceva Tatiana Aleksandrovna1 - Candidate of Historical Sciences
Резюме
В статье рассматривается проблемы российской налоговой политики в начале XX в. в условиях политических, экономических и военных потрясений и их влияние на поступление в государственный бюджет дохода от сахарного акциза. Показаны проблемы формирования цены на сахар на внутреннем рынке и ее влияние потребления сахара в стране. Уделяется внимание государственному регулированию свеклосахарной промышленности и поступлений сахарного акциза в условиях чрезвычайного положения Российской империи. Показана фискальная значимость сахарного акциза для российского государственного бюджета вплоть до 1917 г., не смотря на быстро меняющиеся политические и экономические условия его существования.
Ключевые слова: акциз, сахарный акциз, налоговая система, налоговая политика, финансовая политика, государственный бюджет, сахар, свеклосахарное производство.
Summary
The article is focused on the problems of the Russian tax policy at the beginning of the twentieth century in conditions of political, economic and military upheavals and their influence on the sugar excise tax revenue to the state budget. The problems of sugar price formation on the domestic market and its influence on the sugar consumption in the country are analyzed. The special attention is paid to the state regulation of the sugar industry and the sugar excise tax revenue in the context of the decline of the Russian Empire. Despite the rapidly changing political and economic conditions of its existence, the fiscal importance of the sugar excise tax for the Russian state budget until 1917 is stressed.
Key words: excise tax, sugar excise tax, tax system, tax policy, financial policy, state budget, sugar, sugar beet production.
Россия - страна с многовековой историей, страницы которой богаты, революционными потрясениями. В начале XX в. изменение хода исторического развития России происходит как вовремя, так и по итогам революционных событий, которые протекали в условиях неудачного участия России в Первой мировой войне.
Финансовая политика Российской империи в начале XX в. была ориентирована на сбалансированный бюджет, что было трудно выполнимо в условиях участия России в Первой мировой войне и революционных потрясений внутри страны [5, 7]. Дефицит государственного бюджета в Министерстве финансов пытались ликвидировать за счет повышения рентабельности промышленных предприятий и усиления налогового «пресса» еще с конца XIX в. [6], поэтому вырабатывалась жесткая налоговая политика, в которой большие надежды отводились косвенным налогам, основу которых составляли акцизы [4].
Сахарное производство в России, с момента его зарождения, служило предметом особой заботы государства. Видные государственные деятели осознавали огромное культурное значение для России в развитии этой отрасти промышленности в условиях подъема производительных сил, а с введением сахарного акциза в 1848 г. в российском бюджете появился надежный источник доходов, фискальная ценность которого имела постепенную положительную динамику.
После первой русской революции 1905-1907 г Государственная Дума, с первых дней своего существования, уделяла сахарной промышленности должное внимание и в
1907 г. бюджетная комиссия Государственной Думы при рассмотрении деятельности Департамента неокладных сборов и казенной продажи питей «принимая во внимание, что т.к. сахар составляет питательный для населения продукт, то и должны быть приняты все меры для его удешевления» [13].
В начале XX в. бюджетной комиссией при установлении средней себестоимости сахара для сахарозаводчиков в размере 1 руб. 93 коп. с пуда, стало очевидно, что акциз на сахар в установленном размере 1 руб. 75 коп. в условиях нормировки сахара весьма ощутимо сказывается на его цене, делая его для большинства населения тяжело доступным продуктом питания. Но рассмотреть снижение размера акциза для государства было не своевременным, когда изыскивались все новые и новые источники доходов для пополнения государственной казны. При этом государство посчитало выведенную в ходе работы комиссии прибыль сахарозаводчиков в среднем в 8 % от стоимости сахара, вполне умеренной и достаточной в этих условиях. Учитывая европейский опыт, установленный размер сахарного акциза в России занимал среднее положение с его ставками в странах Европы. Так в Италии акцизная ставка на сахар была высока и к 1909 г. составила 4 руб. 38 коп, при этом, в Германии была низкая - 1 руб. 06 коп. [13].
УДК: 336 221(470)»19»
URL: http://innova-journal.ru/issues/2017-2-7/files/00.pdf
DOI: https://doi.Org/10.21626/innova/2017.2/00
Для корреспонденции: Т.А. Чальцева , [email protected]
1 ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет минздрава России
innova-journaL.ru
Стоит отметить, что при снижении ставки акциза привело бы к расширению рынка потребления сахара в Российской империи, но, если даже предположить снижение ставки сахарного акциза на 40 коп. государственная казна Российской империи понесла потери в 24 млн руб. в год, а расширения потребления сахара было бы минимальным, по причине низкой покупательной способности населения. Понижение сахарного акциза благоприятно было бы и для развития сахарной промышленности, так как при снижении ставки сахарного акциза, сахарозаводчики имели бы уменьшение оборотных средств, которые шли на предварительную уплату сахарного акциза, «следовательно, изменения налоговой системы в сторону облегчения малоимущих, и в промышленности открылось бы новое поле для помещения своих продуктов» [9].
Положение сахарной промышленности в условиях подавления Первой русской революции, начавшейся в 1905 г. с экономических требований и обернувшуюся к 1907 политическими, порождало изменений в законе о нормировке сахара, с чем была согласна Государственная Дума, на рассмотрение которой был вынесен данный законопроект, но разногласия Государственного Совета с Государственной Думой по предложению понижения сахарного акциза не привели к законодательному решению.
Однако, в феврале 1907 г. правительством был принят закон: «О безакцизном отпуске сахара, пострадавшему от недорода населению» [11]. Министерством финансов по уставленным условиям с заводов разрешался отпуск сахарного песка и рафинада, с освобождением от акциза и дополнительного налога, обществу Красного Креста, земским и общественным организациям для предоставления продовольствия населению, пострадавшему от неурожая. Срок действия данного закона был ограничен (до 1 сентября 1907 г.), но его содержание говорило о желании и возможности правительства участвовать в государственной и социальной защите населения.
К вопросу о необходимости намеченных изменений в нормировке сахарной промышленности, Министерство финансов вернулось вторично в ноябре 1913 г., обращаясь за поддержкой в Государственную Думу, но законоположения так и не были рассмотрены. В дальнейшем, в условиях, отягощенных войной, положение сахарной промышленности значительно осложнялось.
Государственное регулирование сахарной промышленности в годы Первой мировой войны и революционных потрясений происходило с четкими установками ежегодной нормировки: выпуск определенного количества сахара с заводов на внутренний рынок; размер неприкосновенного запаса; количество общего (полезного) производства сахара и предельные цены на сахар. Так, в 1913 г. были определены нормы на период 1913 - 1914 гг.: «1) количество сахара, потребного для выпуска на внутренний рынок с свеклосахарных и свеклосахарно-рафинадных заводов определить в 85 млн пудов; 2) размер обязательного неприкосновенного запаса сахара в 80 млн пудов; 3) размер общего нормального (полезного) производства сахара определить для того же периода в 105млн пудов; 4) предельная цена (вместе с акцизом) белого кристаллического сахарного песка, считая по Киевскому району, назначить: на время с 1сентября 1913 г до 1 января 1914 г, - в 4 руб. за пуд, а на время с 1 января по 1сентября 1914 г. в 4 руб. 10 коп. с пуда» [10].
В 1914 г было сахарозаводчики давалась возможность уплаты сахарного акциза посредством временного льготного кредита под залог сахарных заводов, на ограниченный срок до 1 декабря 1915 г.
Во время войны происходило ежегодное увеличение ставки сахарного акциза. Несмотря на опасения правительства о резком росте цен на сахар в 1914 г. был установлен акциз на сахар в размере 2 руб., но вскоре стало очевидно, что многие сахарозаводчики не в состоянии его уплатить. Вскоре по сделкам «на продаже сахара, заключенных до обнародования постановлений, изложенных в п. 1, 2, и 4, 6, в тех случаях, когда покупатели не примут на себя оплаты разницы между прежним и повышенным размером акциза с сахара, продавцы освобождаются от принятых на себя обязательств» [8, С. 294295]. Последний министр финансов Российской империи П.Л. Барк в феврале 1915 г был вынужден представить проект постановления в Совет министров об отсрочке оплаты акциза до 1 сентября 1915 г., который получил одобрение 6 марта 1915 г. Так, государство продолжало оказывать поддержку сахарозаводчикам, особенно в условиях военного времени, но и одновременно концентрировала в своих руках регулирование свеклосахарной промышленности, что вело к дальнейшему развитию государственно-монополистических тенденций.
В сложных экономических, политических условиях продовольственный кризис требовал полного государственного контроля над производством, в том числе и над потреблением сахара в стране. В 1915 г вышло постановление правительства о «необходимых для нужд населения запасов сахара и об утверждении предельных цен на сахар, песок и рафинад» [8, С. 294-295].
В условиях резкого повышения спроса на сахар, Министерство финансов, в очередной раз, было вынуждено поставить вопрос о намеченных мерах, направленных на расширение сахарного производства. Так, 23 июня 1915 г, по одобрению Совета министров, меры по развитию сахарной промышленности были введены в действие на период 1915 -1916 гг. В первую очередь произошло повышение нормы свободного запаса сахара, выпущенного заводом на внутренний рынок, с наименьшим количеством в 150 тыс. пудов, против прежде установленного размера в 80 тыс. пудов.
В октябре 1915 г вышло постановление правительства о необходимых мерах для обеспечения нужд населения запасом сахара для предотвращения спекуляций сахаром на внутреннем рынке, в чем были заинтересованы как комиссионеры, банки, так и отчасти сахарозаводчики, а так же произошло установление твердой цены за пуд сахарного песка до 1 сентября 1916 г. в размере 5 руб. 10 коп.:
— «в районе Юго-Западных железных дорог, при продаже с заводов и складов комиссионных и оптовых торговцев, а также со станций железных дорог и из вагонов в местах нахождения заводов. Кому бы ни принадлежали означенные запасы» [8, С. 384];
— в других районах, к основной установленной цене на сахар в 5 руб. 10 коп. прибавлялась стоимость провоза пуда сахара по установленным восьми торговым центрам Юго-Западной железной дороги, из этого и назначалась предельная цена на сахар: в Харькове - 5 руб. 52 коп.; в Туле - 5 руб. 66 коп.; в Орле
— 5 руб. 58 коп.; в Курске - 5 руб. 51 коп.; в Воронеже - 5 руб. 63 коп.; в Полтаве - 5 руб. 45 коп.; в Тамбове - 5 руб. 70 коп.; в Чернигове - 5 руб. 40 коп.;
innova-journaL.ru
— в прочих районах цена сахара рассчитывалась, исходя из близости к обозначенным пунктам или Юго-Западного района. Владельцы сахара, которые отказывались подчиниться данному постановлению, подвергались реквизиции с понижением установленной цены на 15 %, «от реквизиции не освобождались и запасы сахара, владельцы которых не известны ко времени реквизиции» [8, С. 386].
К 1917 г проблема продовольственного кризиса стояла перед правительством особенно остро и, для частичного ее решения было назначено Центральное бюро по объединению закупок сахара в Киеве. Однако, по закону выпуск сахара с заводов не мог осуществляться без уплаты сахарного акциза, что было возможно далеко не для всех сахарных заводов, при этом Центральное бюро занималось продажей сахара на внутреннем рынке по ценам, в которые акциз уже входил. В этой ситуации, по распоряжению министра финансов сахарные заводы получили возможность выплачивать акциз после выхода сахара с завода, а не по установленным срокам, что стало выгодным в конечном итоге и для государственной казны. Такое «решение было учреждено царем 17 октября 1916 г.» [1].
Все больше проявлялись проблемы сахарной промышленности, вызванные чрезвычайным положением государства: удорожанием производства, кредитным и залоговым стеснением, повышением акциза на сахара, что не давало возможности планировать перспективы дальнейшего развития свеклосахарной промышленности, в том числе и для пополнения государственной казны. К 1916 г поступление сахарного акциза сократилось почти в двое по сравнению с
1910 г. и составило 65,2 млн руб. [2].
Временному правительству от Главного управления неокладных сборов и казенной продаже питей была направлена выписка из закона от 3 июня 1917 г. и справка «об отсрочке платежа акциза с пивоварения, табака, нефтепродуктов и прочего по уважительным причинам» [12].
И уже в сентябре 1917 г Временным правительством была установлена государственная монополия на весь производимый сахар. Сахарная монополия, введенная Временным правительством 1 ноября 1917 г., была одной из немногих реально реализованных правительством. Главное Управление неокладных сборов и казенной продажей питей полностью контролировали выпуск сахарной продукции, продажа которого непосредственно производилась с заводов и фабрик на комиссионных условиях. «По подсчётам Министерства финансов, чистый дополнительный доход от монопольной продажи сахара до конца года планировался в размере почти 500 млн руб.» [3], все это было сообразна условиям военного времени и внутренних революционных потрясений.
Таким образом, сахарный доход с момента его появления и до 1917 г. доказал свою фискальную значимость для российского бюджета.
После октябрьского переворота в 1917 г только 2 мая 1918 г. В.И. Лениным был подписан «Декрет о национализации сахарной промышленности», который станет началом ее промышленного развития в новых политических и экономических обстоятельствах.
Список литературы
1. Беляев С.Г. П.Л. Барк и финансовая политика России 1914 - 1917 гг. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002. - С. 130
2. Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1916. - Т. IV. № 49. - С. 403.
3. История налоговой политики России конец XIX, XX и начало XXI столетия. М.: Тип. наука, [под ред. И.В. Карачаевой] 2008. - С. 95.
4. Кравцова Е.С. Налоговая система России в конце XIX- начале ХХ в. // Преподавание истории в школе. 2009. № 5. С. 44-47.
5. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России: 1885 - 1917 гг. Автореф. дис. на соис. уч. ст. д. ист. н. Курск, 2011. 50 с.
6. Кравцова Е.С. Фискальная политика государства в отношении российского предпринимательства на рубеже XIX-ХХ столетий (на примере губерний Центральной России) // Финансы и бизнес. 2007. № 4. С. 155-166.
7. Кравцова Е.С., Петрищева Н.С., Марковчин В.В., Шишкарева Т.Н., Кузнецова Т.Л. История России: Учебное пособие для студентов юридического факультета специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Курск, 2016. 308 с.
8. Левин С.М. Важнейшие законы и распоряжения военного времени Т. I - Пг.: Гос. тип., 1915. - С. 294-386
9. Озеров И.Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и вначале XX в. М.: Д.С. Горшков, 1905. - С. 192.
10. ПСЗ РИ. 1913. Собр. третье. Т. XXXIII. Отд. I. Пг: Гос. тип., 1916. - С. 1084 - 1085.
11. ПСЗ РИ.1907. Собр. третье. Т. XXVII. Отд. I. СПб., 1910. - С. 60.
12. РГИА. Ф. 575. Оп.6. Д. 103. Л. 2.
13. Яргоцкий Л.С. Дневник директора сахарного завода: справ. книж. инструктора зем. оценки ф-к и з-ов. - 2-е изд. - Киев: Пол. тип., 1914. - С. 9.
References
1. BeLiaev S.G. P.L. Bark i finansovaia poLitika Rossii 1914 - 1917 gg. - SPb.: Izd-vo SPb. un-ta, 2002. - S. 130
2. Vestnik finansov, promyshLennosti i torgovLi. - 1916. - T. IV. № 49. - S. 403.
3. Istoriia naLogovoi poLitiki Rossii konetc XIX, XX i nachaLo XXI stoLetiia. M.: Tip. nauka, [pod red. I.V. Karachaevoi] 2008. - S. 95.
4. Kravtcova E.S. NaLogovaia sistema Rossii v kontce XIX- nachaLe KhKh v. // Prepodavanie istorii v shkoLe. 2009. № 5. S. 44-47.
5. Kravtcova E.S. Modernizatciia naLogovoi sistemy Rossii: 1885 - 1917 gg. Avtoref. dis. na sois. uch. st. d. ist. n. Kursk, 2011. 50 s.
6. Kravtcova E.S. FiskaLnaia poLiti ka gosudarstva v otnoshenii rossiiskogo predprinimateLstva na rubezhe XIX-KhKh stoLetii (na primere gubernii TcentraLnoi Rossii) // Finansy i biznes. 2007. № 4. S. 155-166.
7. Kravtcova E.S., Petrishcheva N.S., Markovchin V.V., Shishkareva T.N., Kuznetcova T.L. Istoriia Rossii: Uchebnoe posobie dLia studentov iuridicheskogo fakuLteta spetciaLnosti 40.05.01 «Pravovoe obespechenie natcionaLnoi bezopasnosti». Kursk, 2016. 308 s.
8. Levin S.M. Vazhneishie zakony i rasporiazheniia voennogo vremeni T. I - Pg.: Gos. tip., 1915. - S. 294-386
9. Ozerov I.Kh. Ekonomicheskaia Rossiia i ee finansovaia poLiti ka na iskhode XIX i vnachaLe XX v. M.: D.S. Gorshkov, 1905. - S. 192.
10. PSZ RI. 1913. Sobr. trete. T. XXXIII. Otd. I. Pg.: Gos. tip., 1916. - S. 1084 - 1085.
11. PSZ RI.1907. Sobr. trete. T. XXVII. Otd. I. SPb., 1910. - S. 60.
12. RGIA. F. 575. Op.6. D. 103. L. 2.
13. Iargotckii L.S. Dnevnik direktora sakharnogo zavoda: sprav. knizh. instruktora zem. otcenki f-k i z-ov. - 2-e izd. - Kiev: PoL. tip., 1914.- S.9.