Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования естественных монополий сферы ЖКХ. Инвестиционная составляющая в тарифообразовании для организаций водоснабжения и водоотведения'

Особенности государственного регулирования естественных монополий сферы ЖКХ. Инвестиционная составляющая в тарифообразовании для организаций водоснабжения и водоотведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ВОДООТВЕДЕНИЕ / ТАРИФЫ / ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кевнаксзян Э.А.

В работе рассмотрены особенности формирования в современных условиях тарифов жилищно-коммунального хозяйства в области водоснабжения и водоотведения. Показаны недостатки существующей системы регулирования тарифов. Проанализированы негативные последствия и сделаны оценки существующей практики тарифообразования последних лет на примере ООО «Донская региональная компания» (Межрайонный Водоканал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кевнаксзян Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования естественных монополий сферы ЖКХ. Инвестиционная составляющая в тарифообразовании для организаций водоснабжения и водоотведения»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ СФЕРЫ ЖКХ. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ТАРИФООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

© Кевнаксзян Э.А.*

Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

В работе рассмотрены особенности формирования в современных условиях тарифов жилищно-коммунального хозяйства в области водоснабжения и водоотведения. Показаны недостатки существующей системы регулирования тарифов. Проанализированы негативные последствия и сделаны оценки существующей практики тарифообразования последних лет на примере ООО «Донская региональная компания» (Межрайонный Водоканал).

Ключевые слова жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение, водоотведение, тарифы, тарифообразование, тарифное регулирование.

Финансовое состояние предприятий сектора водоснабжения и водоотведения напрямую зависит от адекватной политики ценообразования и формирования финансовых средств, достаточных для покрытия экономически обоснованных расходов, включая затраты на техническое развитие и замену основных фондов. Плохое состояние российских систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод связано с недостаточным финансированием отрасли. Так в 2013 г. в мире в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод было инвестировано 131,4 млрд. долл. Примерно 53 % из этих средств приходится на развивающиеся страны. Для сравнения, в России вся выручка сектора водоснабжения и водоотведения в 2013 г. составила около 8 млрд. долл., при этом капитальные затраты составили лишь 6 % от операционных расходов организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение. В среднем в мире это соотношение составляет 74 %, т.е. большую часть расходов в тарифе составляют расходы на капитальные вложения [4].

В результате в России стремительно изнашивается инфраструктура сектора водоснабжения и водоотведения, что приводит как к перерывам в поставках воды, так и к снижению ее качества.

Крайне медленные темпы обновления основных фондов отрасли не обеспечивают даже простое воспроизводство. Несмотря на общий положи-

* Студент 3 курса магистратуры по направлению «Мировая экономика».

тельный финансовый результат в целом по Российской Федерации, доля убыточных предприятий сферы водоснабжения и водоотведения достигает 61 % [1]. Подобные результаты экономической деятельности отрасли отрицательно сказываются на ее инвестиционной привлекательности.

Сегодня актуальной проблемой является выработка на местах тарифной политики в сфере ЖКХ. Тарифы на работы, услуги организаций водопро-водно-канализационного хозяйства в рамках действующего законодательства Российской Федерации являются объектом регулирования. Основным направлением изменений в системе ценообразования на услуги организаций коммунального комплекса является создание правового пространства для деятельности хозяйствующих субъектов в условиях возможного одновременного действия тарифов, надбавок и платы за подключение.

Рассмотрим более подробно особенности формирования тарифов на водоснабжение и водоотведения для конкретного учреждения на примере ООО «Донская региональная компания» (Межрайонный Водоканал), а также последствия такой тарифной политики.

Основным документом, устанавливающим основы регулирования тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод является федеральный закон от 30.12.04 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором четко разделены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

Тарифообразование на услуги водоканалов, в данном законе увязано с разработкой и принятием трех базовых программ организации коммунального комплекса:

Производственная программа. В данной программе предприятием производится обоснование прогнозируемого объема оказываемых услуг на период регулирования. Программа включает мероприятия по повышению эффективности эксплуатируемой коммунальной инфраструктуры.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Данной программой, утверждаемой органом местного самоуправления, предусматриваются мероприятия по строительству и (или) модернизации сетей, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества оказываемых услуг, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.

Инвестиционная программа по развитию системы коммунальной инфраструктуры. Определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации сетей, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Для финансирования

инвестиционных программ должны использоваться надбавка к цене (тарифу) для потребителей, общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

На основании инвестиционной и производственных программ, в зависимости от необходимости в инвестициях и текущих расходах, формируется тариф, а также так называемая инвестиционная составляющая, которая может состоять из платы за подключение или инвестиционной надбавки к тарифу.

Рассмотрим инвестиционную программу развития предприятия и приведенный расчет экономии по итогам реализации предложенных мероприятий на примере ООО «ДОНРЕКО» Гуковское производственное отделение. Инвестиционная программа разработана на 5 лет. Срок реализации мероприятий инвестиционной программы: 2016-2020 гг. На сегодняшний день данная инвестиционная программа ООО «ДОНРЕКО» является первым этапом в реализации мероприятий выводу на безубыточное финансовое положение. В ней предлагается сократить затраты на эксплуатацию систем подачи и распределения воды потребителям и водоотведения, которые наиболее дорогостоящие.

Основная цель мероприятий инвестиционной программы заключается в улучшении обеспечения потребителей г. Гуково, г. Зверево и сельских поселений Красносулинского района питьевой водой надлежащего качества и в достаточном количестве. Достижение данной цели будет осуществлено за счет предотвращения загрязнения источников питьевого водоснабжения, связанных с риском вторичного загрязнения при авариях и вынужденных перерывов в водоснабжении, а также попадания сточных вод в окружающую среду при утечках в системе водоотведения [7].

В результате реализации мероприятий Инвестиционной программы планируется добиться снижения потерь от 61 % до 48 % в вышеуказанных поселениях. Осуществление данной задачи возможно произвести путем замены наиболее аварийных участков водопровода, расположенного на территории г. Гуково, г. Зверево и сельских поселений Красносулинского района, а также путем планирования работ по перекладке и замене сетей с использованием результатов гидравлического моделирования и манометрического контроля. Гидравлическое моделирование системы водоснабжения позволит правильно оценивать причины возникновения аварийных ситуаций и принимать наиболее рациональные, с технической и экономической точек зрения, решения при устранении аварий и производстве работ по текущей эксплуатации водопровода. Объективная оценка технического состояния сетей водоснабжения с помощью гидравлической модели также позволит минимизировать эксплуатационные затраты за счет своевременного определения участков водопровода, нуждающихся в реконструкции и капитальном ре-

монте. Изменение коэффициента аварийности и потерь в сетях водоснабжения представлены графически (рис. 1).

Рис. 1. Изменение коэффициента аварийности на водопроводных сетях Гуковского ПО [7]

Реализация мероприятий инвестиционной программы по замене изношенных сетей водоснабжения будет способствовать снижению расхода электрической энергии за счет снижения объема потерь в сетях.

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Объем потерь г.Гуково тыс. м3

г.Гуково тыс. кВтч

Рис. 2. Анализ расхода электрической энергии от потерь воды на водопроводных сетях г. Гуково, ГГВ и Красносулинского района [7]

Положительными эффектами от реализации стратегии являются следующие факторы.

1. Повышение надежности водоснабжения.

2. Повышение качества подаваемой воды.

3. Снижение объемов аварийных изливов воды.

4. Снижение затрат капитального характера за счет уменьшения объема ремонтно-восстановительных работ.

5. Снижение эксплуатационных затрат.

Реализация мероприятий инвестиционной программы позволит, в первую очередь, обеспечить требуемый уровень надежности работы сооружений и сетей водоснабжения и водоотведения муниципальных образований, что возможно при своевременном обновлении сетей и оборудования системы водоснабжения, водоотведения г. Гуково, г. Зверево и Красносулинского района фактическое время эксплуатации которых приблизилось к установленным нормативным срокам или превысило их. Для повышения надежности водоснабжения и водоотведения необходима планомерная работа по реконструкции и обновлению не только основного, но и вспомогательного оборудования. Создается ситуация, когда при большей изношенности оборудования для поддержания его в технически исправном состоянии размера ремонтного фонда значительно не хватает.

Проведение инвестиционных мероприятий способствует не только повышению надежности водоснабжения и водоотведения г. Гуково, г. Зверево и Красносулинского района, но и позволит увеличить уровень ликвидной стоимости и снизить степень изношенности основных средств. Обновление основных средств посредством инвестирования в реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения позволит существенно сократить размер расходов на проведение аварийно-восстановительных работ, возникающих в случае аварии на сетях и оборудовании.

500 400 300

100

0 2016 2017 2018 2019 2020

Аварийность системы коммунальной инфраструктуры, шт 476 250 250 250 250

Экономия, тыс. руб. 146,49 261,11 261,11 261,11 261,11

Аварийность системы коммунальной инфраструктуры,шт Экономия, тыс. руб.

Рис. 3. Снижение аварийности на сетях системы водоснабжения и снижение эксплуатационных затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования (устранения аварийных ситуаций) Гуковского ПО [7]

Эффективность реализации мероприятий инвестиционной программы включает в себя:

1. Повышение надежности работы системы водоснабжения и водоотведения.

2. Увеличение пропускной способности системы водоснабжения и во-доотведения.

3. Появление возможности подключения новых абонентов.

4. Сокращение числа повреждений на сетях и сооружениях и, как следствие, сокращение перебоев водоснабжения потребителей и абонентов.

5. Снижение потерь.

6. Снижение степени износа основного производственного оборудования.

7. Снижение затрат на электроэнергию, химреагенты, водный налог, на ликвидацию аварий в системах водоснабжения / водоотведения.

Затраты на выполнение мероприятий составят 429 533,831 тыс. руб. без НДС. Источникам финансирования инвестиционной программы являются тариф на водоснабжение и водоотведение, а также плата за подключение. Финансирование реализации мероприятий инвестиционной программы планируется осуществлять в 2016-2020 гг. через тариф: прибыль на развитие производства и возмещение затрат по капитальным вложениям, превышающих предельный индекс роста тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов за счет средств бюджета Ростовской области.

Предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведе-ния на период реализации инвестиционной программы произведен Обществом с учетом индексов-дефляторов в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2016-2018 гг., разработанного Минэкономразвития России (по состоянию на 26.09.2014 г.), а с 2018-2020гг. применены индексы-дефляторы определенные расчетным путем в зависимости от значения индекс-дефлятора «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования» в соответствии с проектом инновационного (основного) варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2030 года по состоянию на 01.12.2010 г.

Таблица 1

Индексы-дефляторы на 2016-2020 гг.

№ п/п Наименование 2016 2017 2018 2019 2020

1 Электроэнергия 109,4 108,6 108,2 108,1 108,2

2 ФОТ 104,5 104,0 103,6 103,5 103,6

3 Прочие расходы 102,6 102,2 101,8 101,7 101,8

4 Капитальные вложения 104,7 10468 104,2 104,1 104,2

Автором проведен предварительный расчет тарифов (среднегодовых) в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Гуково, г. Звере-во и Красносулинский район на период с 2016-2020 гг., который будет достаточен для последовательной реализации мероприятий инвестиционной программы, и который составляет по водоснабжению 73,91 руб. за 1 куб. м и по водоотведению 120,77 руб. за 1 куб. м, что выше действующих тарифов на 20 % и 100 % соответственно.

В случае если Региональной службой по тарифам Ростовской области будет принята инвестиционная программа и включена как инвестиционная составляющая в тарифе на 2016-2020 гг., это позволит ООО «ДОНРЕКО» обеспечить надежное и бесперебойное водоснабжение и водоотведение, и, как следствие, ритмичную работу всех сфер деятельности и комфортную жизнь жителей муниципальных образований, обслуживаемых Гуковским производственным отделением ООО «ДОНРЕКО».

Однако сложившаяся практика показывает, что сегодня можно говорить о трех разных тарифах. Во-первых, это тариф проектный, запрашиваемый предприятием водоканала исходя из производственной необходимости его нормального функционирования с учетом конкретного состояния инфраструктуры, статистики аварий прошлых лет и т.п. Во-вторых, это тариф согласованный (разрешенный) и принятый к исполнению предприятием водоканала на утверждаемый год. В-третьих, это тариф фактический, который реально сформировался по итогам текущего года. Указанные тарифы не только отличаются алгоритмами своего формирования, но и могут существенно отличаться количественно [2].

Для сравнения автором была проанализирована структура тарифа, утвержденного для Гуковского ПО ООО «ДОНРЕКО» на 2015 год. Из данного анализа видно, что ни одна из статей расходов и доходов не отвечает реальным потребностям предприятия. Утвержденный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф явно был занижен и не является достаточным для осуществления необходимых мер по модернизации системы, увеличению мощностей для обслуживания новых абонентов, финансированию текущих затрат [6].

При этом действующий закон говорит о том, что тарифное регулирование должно быть направлено на достижение баланса интересов потребителей услуг водоснабжения и водоотведения и предприятий водно-коммунальных хозяйств. Потребители должны получить качественную услугу по доступной цене, предприятие должно получить средства, чтобы обеспечить эту качественную услугу и свое развитие по доступной цене.

Нестыковка законодательства разных уровней заставляет идти по пути наращивания задолженности, т.к. утверждаемые тарифы предприятиям во-допроводно-канализационного хозяйства всегда ниже необходимых, а прекращать предоставление своих услуг населению предприятия не имеют права, так как являются гарантирующими поставщиками.

Действующие нормативно-правовые акты изначально закрепляют вилку роста нагрузки на население по услугам ЖКХ, т.е. сдерживают рост тарифов. В результате поставщики ресурсов не могут собрать более 70-80 % необходимой, планируемой ими для бесперебойной работы предприятия, выручки [3].

Выделим два основных противоречия. Первое - это отсутствие четкого критерия доступности услуг. В настоящий момент Федеральная служба по

тарифам устанавливает предельный индекс роста тарифов по региону. С учетом европейского опыта целесообразно установить предельную величину платы на услуги отрасли на уровне до 2-3 % от среднедушевых доходов населения, но только для тех предприятий, которые защитят свои инвестиционные программы развития.

Второе - формирование источника инвестиций в обновление основных фондов. Таким источником являются амортизационные отчисления и прибыль остающаяся в распоряжении предприятия. И здесь существует проблема, которая относится ко всему водопроводно-канализационному хозяйству - основная часть сооружений водоснабжения вводились в 30-50-е годы прошлого века, водоотведения - до 80-х годов. После инфляции 1990-х годов переоценка либо не производилась, либо производилась в размере, не соответствующем реальному уровню инфляции, поэтому сейчас сооружения водоснабжения и водоотведения по данным бухгалтерского учета оценены более чем в четыре раза меньше, чем по их экспертной оценке. Как следствие ежегодно существует дефицит финансовых средств и из-за этого основные средства организаций коммунального комплекса изнашиваются все больше и больше. Что касается второй составляющей развития, прибыли, то в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. 210-ФЗ в тарифах для потребителей на услуги водоснабжения и водоотведения прибыль не предусмотрена [5].

Таким образом, сегодня решение вопросов формирования адекватных тарифов, наряду с организационными и техническими преобразованиями отрасли водоснабжения и водопользования, является одной из ключевых проблем реформирования отечественного жилищно-коммунального комплекса.

Список литературы:

1. Официальный Интернет-сайт Федеральной службы по тарифам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fstrf.ru.

2. Официальный Интернет-сайт Региональной службы по тарифам Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rst.donland.ru.

3. Кохно П.А. Государственное регулирование экономики // Вестник Академии Тринитаризма. - М., Эл № 77-6567, публ.16926, 02.11.2011.

4. Суслина Н.И. Проблемы и возможные пути решения задач финансирования проектов модернизации объектов водоотведения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/ os/anons/suslina.html.

5. Терентьев А.Я. Современное состояние и перспективы формирования тарифов ЖКХ в сфере водоснабжения и водоотведения // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. - № 12. - С. 353.

6. Производственная программа ООО «ДОНРЕКО» на 2015 год.

7. Проект инвестиционной программы ООО «ДОНРЕКО» на 2016-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.