Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования агропродовольственной сферы региона на примере Псковской области: анализ и рекомендации'

Особенности государственного регулирования агропродовольственной сферы региона на примере Псковской области: анализ и рекомендации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ / GOVERNMENT REGULATION AND SUPPORT / AGRI-FOOD SECTOR / INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT / TARGETED FUNDING PROGRAMS AND PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Ольга Николаевна

Рассмотрены вопросы необходимости государственного регулирования рыночных отношений в аг-ропродовольственной сфере. Приведены рекомендации по совершенствованию различных форм и методов государственной поддержки и регулирования в агропродовольственной сфере Псковской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GOVERNMENT REGULATION OF AGRI-FOOD SECTOR OF THE REGION: CASE-STUDY ANALYSIS AND RECOMMENDATIONS FOR PSKOV REGION

The article discusses the need for state regulation of market relations in the agri-food sector. The author provides recommendations on improvement of various forms and methods of state support and regulation in the agri-food sector of the Pskov region.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования агропродовольственной сферы региона на примере Псковской области: анализ и рекомендации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

УДК 338.43.025 (470)

О.Н. Петрова, канд. экон. наук

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (Великолукский филиал)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Проблемы, стоящие перед агропродоволь-ственной сферой Псковской области, нельзя решить только с помощью саморегулирования. Между тем агропродовольственная сфера является важнейшей составляющей экономики Псковской области, в валовом региональном продукте на нее приходится около 10 %. Однако низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, диспаритет цен на агропродовольствен-ную и промышленную продукцию не дают возможности предприятиям аграрной сферы осуществлять производство с необходимой степенью интенсивности. Это выражается в высокой степени износа основных фондов, использовании устаревших и ресурсоемких технологий производства продукции, снижении уровня квалификации занятых в отрасли кадров. Характерные признаки функционирования аграрного сектора Псковской области заключаются в неразвитости инновационных процессов и низкой восприимчивости представителей крупного и мелкого агробизнеса к достижениям научно-технического прогресса, что связано с высоким коммерческим риском вложения средств в инновационную сферу; необходимости больших финан-

совых затрат, длительным сроком их окупаемости; несовершенстве правовой защиты научно-технической деятельности. В результате медленно растет производительность труда, высокой остается себестоимость продукции, значительная часть которой не соответствует установленному регламентами качеству. Следствием этого служит низкая конкурентоспособность агропродовольственной продукции региона как на внутреннем, так и внешнем агропро-довольственных рынках.

Треть сельскохозяйственных предприятий Псковской области убыточны, со всеми вытекающими социальными последствиями. Так, оплата труда работников сельского хозяйства региона существенно ниже оплаты труда в народном хозяйстве региона в целом (в 2009 г. — 7 862 р. против 12 554 р. по среднемесячному номиналу); около 50 % селян имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума [1, с. 106].

Заслуживают серьезного внимания аргументы в пользу государственного регулирования, связанного с развитием сельских территорий Псковской области. Из-за больших расстояний, разреженности населения, относительно мелких размеров

25

Органы государственного управления федерального и регионального уровней

Методы прямого регулирования

Государст-

венное

субсидиро-

вание

Субсидии на покрытие процентной ставки по кредитам

Субсидии на покрытие части затрат по страхованию аграрной продукции

Субсидии на покрытие части производственных затрат

Субсидии на покрытие части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники

Методы косвенного регулирования

О О

Финанси- Государ- Льготное /і—

рование ственные налогообложение N—

программ закупки

и проектов продо-

вольствия

Информационно-

консультационная

поддержка

Товарные

интервенции

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование импорта

Методы и формы государственного регулирования агропродовольственной сферы Псковской области

сельскохозяйственных предприятий сельские сообщества области не в состоянии создать у себя эффективную коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру.

Областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008—2012 годы»* предусмотрено применение следующих прямых и косвенных методов регулирования (рисунок), направленных на решение таких задач: внедрение инновационной модели развития агропродовольственной сферы; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего, животноводства; создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.

Одним из наиболее эффективных методов государственного регулирования в агропродоволь-

* Постановление Псковского областного собрания депутатов от 12.12.2007 № 243.

26

ственной сфере Псковской области является целевое финансирование определенных программ и проектов. При этом на развитие агропродовольственной сферы региона в 2008—2012 гг. будет выделено из средств федерального бюджета 1 142 700 тыс. р., областного бюджета — 1 167 275 тыс. р., внебюджетных источников — 35 900 тыс. р. [1].

В рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы» разработаны и приняты областные подпрограммы, направленные на развитие молочного и мясного скотоводства, овощеводства защищенного грунта и картофелеводства, аквакультуры, а также социальное развитие села.

При этом акцент делается на повышение конкурентоспособности основной специализации агропродовольственной сферы Псковской области — производстве продукции животноводства. Так, в частности, в рамках программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Псковской области на 2010-1012 годы» предусмотрена поддержка посева многолетних трав, реконструкция и модернизация существующих ферм и строительство мегаферм, приобретение и содержание племенного молодняка с высоким генетическим потенциалом, увеличение объема производства молока.

При поддержке региональных и федеральных властей были построены и в 2010 г. в области начали функционировать четыре мегафермы на 1 200 голов коров каждая в агрохолдинге ООО «Слактис» и одна мегаферма в ООО «Добручи-2», где используются инновационные технологии содержания животных. Уже в первый год работы годовой надой на фуражную корову на этих фермах составил свыше 8 000 кг молока.

Реализация подпрограммы «Развитие мясного скотоводства Псковской области на 2010-1012 годы» позволит обеспечить к 2012 г. рост поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород до 18 870 голов, производство 900 т высококачественной говядины. Программой предусмотрена реконструкция действующих свинокомплексов, а также строительство двух новых, рассчитанных на выращивание 570 тыс. голов в год, что позволит области в 2013 г. увеличить производство

свинины в 3 раза. Кроме того, администрацией области принято к рассмотрению 19 новых инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих объектов, включая птицеводство.

Приоритетным направлением подпрограммы «Развитие аквакультуры в Псковской области на 2010-2012 годы» является развитие садкового выращивания рыбы. Уже построены и введены в эксплуатацию садковые линии по выращиванию форели в четырех районах области, что позволило обеспечить ежегодное увеличение производства товарной продукции промышленного рыбоводства. Инвестиции в данные проекты составили 25 млн р.

В результате реализации подпрограммы «Развитие овощеводства защищенного грунта и картофелеводства Псковской области на 2010-1012 годы» потребность населения в продукции овощеводства и картофелеводства собственного производства будет удовлетворена на 70 %. Для этого предполагается построить новые тепличные комплексы, возвести и реконструировать 11 картофеле- и овощехранилищ. Финансирование из областного бюджета составит 28,25 млн р.

Перспективы развития растениеводства в значительной степени зависят от наличия и состояния машинно-тракторного парка. Подпрограммой предусмотрено вложение в технологическую модернизацию отрасли 1,4 млрд р. инвестиций, в том числе 6,8 млн р. через сублизинговую компанию ОАО «Росагролизинг», которая начала работать в регионе с июня 2010 г.

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» в качестве одного из направлений определяет повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает мероприятия по обеспечению жильем сельских семей, молодых семей и молодых специалистов. В рамках реализации этой подпрограммы в Бежаницком районе в 2009 г. был возведен агрогородок из 10 домов для проживания молодых специалистов сельского хозяйства.

Таким образом, принимаемые государством меры оказывают положительное влияние на функционирование сельскохозяйственных организаций. Многолетний спад в производстве сельхозпродукции прекратился, наметились предпосылки к росту. Так, объем реализации основных сельскохозяйственных продуктов сельскохозяйственными организациями в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился и составил по производству зерна 133,7 %, мяса (скот и птица на убой в живом весе) — 127,6 %, яиц — 102,3 %. При этом общий объем сельскохозяйственной продукции увечился за этот период на 40 процентных пунктов [1, с. 107].

Проанализировав формы и методы государственного регулирования и поддержки агропродо-

вольственной сферы региона, можно сделать вывод о том, что они должны своевременно и адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию на рынке.

В связи с этим можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию инструментов государственного регулирования и поддержки агро-продовольственной сферы региона.

Составной частью системы государственного регулирования рыночных отношений в агропро-довольственной сфере Псковской области должны стать меры, направленные на поддержание уровня доходности, достаточного для расширенного воспроизводства, обеспечения и повышения их конкурентного потенциала. Кроме того, эти меры должны способствовать формированию и развитию инфраструктуры регионального агропродо-вольственного рынка и поддержанию на нем стабильной благоприятной конъюнктуры, стимулированию платежеспособного спроса, проведению политики разумного протекционизма и обеспечению региональным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком. В регионе должен быть создан механизм получения эффективными сельскохозяйственными товаропроизводителями доступных кредитов для обеспечения высокой технической оснащенности аграрного производства, внедрения современных ресурсосберегающих технологий. Должно практиковаться не простое выделение льготных кредитов на приобретение отдельных видов техники, а на приобретение группы современных комбинированных агрегатов, обеспечивающих внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства.

Для стимулирования инвестиционной деятельности государство, на взгляд автора, должно предоставлять частным инвесторам гарантии по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию инвестиционного проекта. Необходимо продлить сроки возврата инвестиционных кредитов и часть их отнести за счет средств государственного бюджета. Источником средств может стать часть таможенных пошлин при импорте продовольственной продукции, земельного налога и арендной платы за использование сельскохозяйственных земель.

Требуется совершенствовать механизм субсидирования отрасли, его нормативы, по которым определяются компенсационные выплаты. Необходимо дифференцированно подходить к распределению бюджетных средств. Размер субсидий должен определяться с учетом финансового состояния хозяйства, его товарности, площади пашни, голов племенного и общего поголовья скота. При этом государственная поддержка должна носить адресный характер и предоставляться, прежде

27

всего, товаропроизводителям, способным обеспечить эффективное использование бюджетных средств.

Совершенствование налогообложения в агро-продовольственном секторе региона должно осуществляться в следующих направлениях: сохранение системы налоговых льгот; сокращение налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации, уменьшение налога на сумму прироста расходов на инновационные цели, освобождение от налогов прибыли, полученной от реализации инновационных проектов в течение нескольких лет.

Важно на законодательном уровне закрепить норму хотя бы частичного восстановления эквивалентности межотраслевого обмена. Автор поддерживает мнение тех ученых, которые предлагают компенсировать за счет бюджетных ассигнований разницу в темпах прироста цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и поддерживать ее в пределах не менее 10 %. Такой подход по расчетам ВНИИ экономики сельского хозяйства позволит за 10 лет сократить диспаритет цен вдвое [2, с. 11].

Одной из основных задач государственного регулирования деятельности агропродовольственной сферы является поддержка в создании агропродо-вольственного кластера, как формы согласованного действия многочисленных субъектов хозяйствования, обеспечивающего их интересы на обще-

российском и региональном уровнях. Объединение на основе кластера материальных, финансовых, информационных, кадровых, инновационных ресурсов позволяет получить значительный синергический эффект, обеспечить конкурентоспособность производимой продукции.

Необходимо стимулировать использование в агропродовольственной сфере систему аутсорсинга, позволяющую сфокусироваться на основной деятельности и переложить все трудности вспомогательных функций организациям, которые успешно их могут выполнить. Для этого нужно выделять субсидии на частичную оплату договоров аутсорсинга.

Таким образом, только комплексное использование инструментов государственной поддержки агропродовольственной сферы создаст возможность для перехода на инновационный путь развития, позволит решить главную задачу аграрного сектора — обеспечение населения региона продовольствием в достаточном количестве, необходимого качества и по доступным ценам.

Список литературы

1. Псковская область в цифрах: 2010: стат. сб. — Псков: Псковстат, 2010. — 124 с.

2. Ушачёв, И. Направления развития сельского хозяйства России на долгосрочный период / И. Ушачёв // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2007. — № 12. — С. 7-12.

УДК 338.43.0274:338.439.02

Т.М. Ворожейкина, канд. экон. наук

Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [1], утвержденная Президентом Российской Федерации, стратегической целью определяет надежное обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием в объемах, необходимых для активной и здоровой жизни. Основы достижения поставленной цели — стабильное внутреннее производство, а также наличие необходимых резервов и запасов.

В этих условиях, признавая приоритетом продовольственную безопасность страны, государство должно пересмотреть подходы к регулированию и поддержке отдельных секторов экономики. Государственное регулирование может оказывать зна-

28

чительное влияние на структуру и режим функционирования отраслей, приводя к значительным изменениям в перераспределении доходов.

При государственном регулировании сельского хозяйства, по мнению автора, следует учитывать отраслевые особенности: конкурентную среду, кон-солидированность отрасли и социальную значимость национального агропромышленного комплекса.

Особую сложность представляет поддержка компаний, работающих в низкоконсолидирован-ных отраслях. Развитие таких отраслей осуществляется в соответствии с принципами, отличными от подходов, принятых в отраслях с высокой консолидацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.