Научная статья на тему 'Особенности государственного финансирования высших учебных заведений Республики Беларусь'

Особенности государственного финансирования высших учебных заведений Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлович С.В., Одважна К.П.

Социально-ориентированная экономика, сформировавшаяся в Республике Беларусь, предполагает определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем социального развития. Рассматривается роль высшего образования в Республике Беларусь как важнейшей составляющей социальной сферы страны. Значимость системы образования в целом и системы высшего образования в частности определяется главным образом объёмом финансовых ресурсов, поступающих из государственного бюджета в данную сферу. Принципы государственного финансирования высшего образования закреплены на законодательном уровне. Анализ расходов бюджета позволяет выявить наиболее значимую для государства социальную сферу, а также наиболее значимый уровень профессионального образования, который определяет степень квалификации кадров. Помимо анализа динамики структуры расходов бюджета на образование оценена приоритетность государства в финансировании образовательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE FINANCING OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Socially-oriented economy, which was formed in the Republic of Belarus, implies a certain type of economic system, which is characterized by a high level of social development. Examines the role of higher education in the Republic of Belarus as a major component of the social sphere of the country. The importance of the education system as a whole and, in particular, the higher education system is determined mainly by the volume of financial resources from the state budget in this area. Principles of public funding for higher education is enshrined in law. Analysis of budget expenditures reveals the most significant for the state social services, as well as the most significant level of professional education, which determines the degree of skills. In addition to analyzing the dynamics of the cost structure of the education budget was used formula, which reflects the priorities of the state in the financing of a particular level of education.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного финансирования высших учебных заведений Республики Беларусь»

ФИНАНСЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.61(476)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

канд. экон. наук, доц. С.В. ИЗМАЙЛОВИЧ; К.П. ОДВАЖНА (Полоцкий государственный университет)

Социально-ориентированная экономика, сформировавшаяся в Республике Беларусь, предполагает определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем социального развития. Рассматривается роль высшего образования в Республике Беларусь как важнейшей составляющей социальной сферы страны. Значимость системы образования в целом и системы высшего образования в частности определяется главным образом объёмом финансовых ресурсов, поступающих из государственного бюджета в данную сферу. Принципы государственного финансирования высшего образования закреплены на законодательном уровне. Анализ расходов бюджета позволяет выявить наиболее значимую для государства социальную сферу, а также наиболее значимый уровень профессионального образования, который определяет степень квалификации кадров. Помимо анализа динамики структуры расходов бюджета на образование оценена приоритетность государства в финансировании образовательной сферы.

Согласно Государственной программе развития высшего образования на 2011-2015 годы: «Высшее образование развивается в соответствии со стратегией перехода страны к инновационной экономике, является основным источником обеспечения ее кадрового потенциала и направлено на дальнейшее повышение качества подготовки специалистов на основе новейших достижений науки и техники, интеллектуально-творческое и идейно-нравственное развитие личности» [1].

Одним из важнейших вопросов в сфере образования является его финансирование. Так, в соответствии с Письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования в 2014/2015 учебном году» в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 годы в новом учебном году работа должна быть направлена, в первую очередь, на совершенствование ресурсного обеспечения учреждений образования, оценку эффективности вложений в образование [2].

Порядок финансирования высшего образования в Республике Беларусь регламентирован Кодексом Республики Беларусь «Об образовании». Согласно 16 главе данного Кодекса в финансировании сферы образования существуют следующие особенности [2] :

- финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством»;

- учреждения образования могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством;

- осуществление государственными учреждениями образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

- оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

- средства, полученные учреждениями образования от приносящей доходы деятельности, поступают в их самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и их уставами.

Таким образом, основным источником финансирования государственных учреждений образования в Республике Беларусь выступают средства государственного бюджета. Такая же тенденция наблюдается и в зарубежных странах (табл. 1).

Таблица 1

Источники финансирования высшего образования за рубежом в 2012 году

Страна Доля государственного финансирования,% Доля частного финансирования, %

Германия 90 10

Австрия 90 10

Италия 90 10

Великобритания 80 20

Финляндия 80 20

Дания 75 25

Швеция 75 25

Канада 73 27

США 50 50

Источник: [3, с. 5].

Проанализируем финансирование системы образования, в частности системы высшего образования в Республике Беларусь.

В таблице 2 отображена динамика расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в 2011-2013 годах. Согласно данной таблице, в 2013 году расходы на образование из средств консолидированного бюджета составили 32 238 млрд. руб., что на 1 978 млрд. руб. больше, чем в 2012 году, и на 12 782 млрд. руб. больше, чем в 2011 году.

Таблица 2

Динамика расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в 2011-2013 годах

Направление расходов 2011 г.* 2012 г.* 2013 г. Абсолютное изменение, млрд. руб. Темп роста, %

2012 / 2011 гг. 2013 / 2012 гг. 2012 / 2011 гг. 2013 / 2012 гг.

Расходы, всего, млрд. руб. 48 654 75 162 78 576 26 508 3 414 154,5 104,5

В том числе:

на здравоохранение 14 732 23 732 25 256 9 000 1 524 161,1 106,4

образование 19 455 30 260 32 238 10 804 1 978 155,5 106,5

социальную политику 10 784 15 158 15 040 4 374 -118 140,6 99,2

физическую культуру, спорт, культуру и СМИ 3 682 6 011 6 043 2 329 32 163,3 100,5

* - здесь и далее в таблицах данные приведены в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе [4, с. 141].

Информация о структуре расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в 2013 году представлена на рисунке 1.

1 - здравоохранение

2 - образование

3 - социальная политика

4 - физическая культура и спорт, культура и СМИ

Рис. 1. Структура расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в 2013 году Источник: собственная разработка на основе [4, с. 141].

Из рисунка 1 видно, что расходы на образование занимают наибольшую долю в структуре расходов консолидированного бюджета на социальную сферу.

Динамика доли расходов на образование из средств консолидированного бюджета в общих расходах консолидированного бюджета и по отношению к валовому внутреннему продукту в 2011-2013 годах отражена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика доли расходов на образование из средств консолидированного бюджета в общих расходах консолидированного бюджета и по отношению к валовому внутреннему продукту в 2011-2013 годах

Показатель 2011 г.* 2012 г.* 2013 г. Структурные сдвиги, п.п.

2012/2011 гг. 2013/2012 гг.

Расходы на образование из средств консолидированного бюджета (млрд. руб.) 20 423 31 641 33 598 - -

в % к общим расходам консолидированного бюджета 18,1 17,5 17,9 -0,6 0,4

в % к ВВП 4,8 5,1 5,3 0,3 0,2

Источник: собственная разработка на основе [4, с. 145].

Согласно таблице 3 доля расходов на образование из средств консолидированного бюджета по отношению к общим расходам консолидированного бюджета составляла 18,1 % в 2011 году, уменьшившись на 0,6 п.п., в 2012 году она составила 17,5 %, однако в 2013 году её структура увеличилась на 0,4 п.п. и составила 17,9 %. По отношению к ВВП, расходы на образование из средств бюджета составляют около 5 %, самый низкий показатель (4,8 %) наблюдался в 2011 году.

Рассмотрим структуру расходов на образование из средств консолидированного бюджета по статьям функциональной классификации (табл. 4).

Таблица 4

Структура расходов на образование из средств консолидированного бюджета по статьям функциональной классификации в 2011-2013 годах

Направление расходов 2011 год* Удельный вес, % 2012 год* Удельный вес, % 2013 год Удельный вес, %

Расходы на образование, всего (млрд. руб.) 20 423 100 31 641 100 33 598 100

В том числе:

дошкольное образование 4 298 21,1 6 765 21,4 7 260 21,6

общее среднее образование 9 541 46,7 14 623 46,2 15 330 45,6

профессионально-техническое образование 1 250 6,1 1 862 5,9 1 810 5,4

среднее специальное образование 982 4,8 1 549 4,9 1 618 4,8

высшее и послевузовское образование 2 551 12,5 4 107 13,0 4 244 12,6

дополнительное образование взрослых 217 1,1 340 1,1 374 1,1

дополнительное образование детей и молодёжи 1 005 4,9 1 541 4,9 1 662 5,0

прикладные исследования в области образования 23 0,1 52 0,1 45 0,1

другие вопросы в области образования 556 2,7 802 2,5 1 255 3,8

Источник: собственная разработка на основе [4, с. 150].

Наибольшую долю в структуре расходов на образование из средств консолидированного бюджета занимают расходы на общее среднее образование (около 46 %). Прикладные исследования в области образования занимают наименьшую долю в структуре расходов на образование из консолидированного бюджета и составляют 0,1 %. На высшее и послевузовское образование приходится около 13,0 % средств консолидированного бюджета, направленных в сферу образования.

Рассмотрим динамику расходов на образование из средств консолидированного бюджета по статьям функциональной классификации (табл. 5).

Согласно таблице 5 расходы на высшее и послевузовское образование составляли 4 244 млрд. руб. в 2013 году, что больше на 137 млрд. руб., чем в 2012 году, и больше на 1 692 млрд. руб., чем в 2011 году. Это значит, что в 2012 году наблюдался высокий темп роста расходов (161,0 %) на высшее и послевузовское образование, в 2013 году расходы по данной статье увеличились лишь на 3,3 %.

Таблица 5

Динамика расходов на высшее и послевузовское образование из средств консолидированного бюджета за 2011-2013 годы

Расходы 2011 г.* 2012 г.* 2013 г. Абсолютное изменение, млрд. руб. Темп роста, % Темп прироста, %

2012 / 2011 гг. 2013 / 2012 гг. 2012 / 2011 гг. 2013 / 2012 гг. 2012 / 2011 гг. 2013 / 2012 гг.

Расходы на образование, всего, млрд. руб. 20 423 31 641 33 598 11 218 1 957 154,9 106,2 54,9 6,2

В том числе:

высшее и послевузовское образование 2 551 4 107 4 244 1 555 137 161,0 103,3 61,0 3,3

Источник: собственная разработка на основе [4, с. 150].

На рисунке 2 изображена наглядная информация об изменении доли расходов на высшее и послевузовское образование по результатам исполнения республиканского бюджета по статье «Образование» в 2011-2013 годах.

2013 год

2012 год

2011 год

67.5% 68,0% 68,5% 69,0% 69,5% 70,0% 70,5% 71,0% 71,5% 72,0% 72,5% 73,0%

Рис. 2. Динамика доли расходов республиканского бюджета на высшее и послевузовское образование в расходах республиканского бюджета на образование в 2011-2013 годах

Источник: собственная разработка на основе [5].

Из рисунка 2 видна тенденция к росту доли расходов республиканского бюджета на высшее и послевузовское образование в расходах республиканского бюджета на образование.

Рассмотрим динамику расходов республиканского бюджета на высшее и послевузовское образование за период с 2011 по 2013 год (табл. 6).

Таблица 6

Динамика расходов республиканского бюджета на высшее и послевузовское образование в 2011-2013 годах

Расходы 2011 г.* 2012 г.* 2013 г. Абсолютное изменение, млрд. руб. Темп роста, % Темп прироста, %

2012 / 2011 гг. 2013 / 2012 гг. 2012/ 2011 гг. 2013/ 2012 гг. 2012/ 2011 гг. 2013/ 2012 гг.

Расходы республиканского бюджета на высшее и послевузовское образование, млрд. руб. 2 427,3 4 008,0 4 166,0 1 580,7 158,1 165,1 103,9 65,1 3,9

Источник: собственная разработка на основе [5].

Из данных таблицы 6 видно, что расходы республиканского бюджета на высшее и послевузовское образование в 2012 году увеличились на 65,1 %, что в абсолютном значении составило 1 580,7 млрд. руб. В 2013 году расходы снова увеличились, однако их рост составил 3,9 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сидорова А.А. предлагает рассчитывать индикатор приоритетности высшего образования, который показывает, каково соотношение доли государственных расходов на высшее образование в сумме всех расходов на образования к доле студентов в общей численности обучающихся, отражает общий вектор государственной политики в сфере высшего образования и обозначает приоритеты финансирования. Преимуществом данного индикатора является то, что для его исчисления используются не абсолютные цифры, а относительные (доля в общем объеме), что помогает «очистить» показатель от ряда «шумов» (таких как темпы инфляции, деноминация, соотношение курсов валют при международном сравнении и пр.). Это делает возможным сравнение как значений индикатора во времени, так и между различными государствами [6, с. 12].

Комплексный индикатор приоритетности уровней образования (Ипр.уо) рассчитывается следующим образом:

И _ доля государственных расходов на уровень образования в расходах на образование ^0 % (¡) гр у.° доля обучающихся на данном уровне в общей численности обучающихся

Применительно к сфере высшего образования индикатор приоритетности (Ипр.е.о) рассчитывается по формуле (2):

И _ доля государственных расходов на высшее образование в расходах на образование ^0 % (2) щ''у'° доля студентов вузов в общей численности обучающихся

Если индикатор приоритетности высшего образования равен единице (Ипр.в.о = 1), то для такой страны сфера высшего образования не является приоритетной и важной. Упор делается на других ступенях образования (дошкольное, начальное, основное общее образование и др.).

Если индикатор приоритетности высшего образования меньше единицы (Ипр.в.о < 1), то для государства приоритетность высшего образования полностью отсутствует, а в условиях, когда средняя стоимость обучения в вузах выше средней стоимости обучения на других ступенях образования, государство фактически устраняется от влияния на качество подготовки студентов, переключаясь на административные механизмы формального контроля за качеством высшего образования. Для такого государства не нужны высококвалифицированные специалисты, общее образование для функционирования экономической системы является достаточным.

Если индикатор приоритетности высшего образования больше единицы (Ипр.в.о > 1), это говорит о важности сферы высшего образования для страны. Такое значение индикатора характерно либо для стран с устойчивой экономикой знаний, требующей значительного числа высококвалифицированных специалистов, либо для стран, взявших курс на построение экономики знаний [6, с. 12].

Рассчитаем индикатор приоритетности высшего образования для Республики Беларусь (табл. 7).

Таблица 7

Индикатор приоритетности высшего образования в Республике Беларусь за 2011-2013 годы

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год

Доля расходов республиканского бюджета на высшее и послевузовское образование в расходах республиканского бюджета на образование, % 69,3 71,1 72,5

Доля студентов вузов в общей численности обучающихся 21,9 21,6 20,8

Индикатор приоритетности высшего образования, % 3,2 3,3 3,5

Источник: собственная разработка на основе [4, с. 123].

Так как рассчитанный показатель больше 1, то для Республики Беларусь высшее образование является приоритетной сферой развития национальной экономики.

В своей работе учреждения высшего образования должны руководствоваться нормами бюджетного законодательства, обеспечивать рациональное использование бюджетных средств, не допускать их нецелевого расходования, направлять бюджетные средства только на решение актуальных задач в целях обеспечения качества образования, сокращать непервоочередные бюджетные расходы.

В процессе исполнения бюджетных смет необходимо обеспечивать полное освоение бюджетных средств, в том числе по государственным программам, исполнителями которых являются учреждения высшего образования, не допускать необоснованных корректировок плановых назначений в течение финансового года.

Работа учреждений высшего образования должна быть также направлена на расширение внебюджетной деятельности за счет развития не только образовательной деятельности, но и научно-исследовательской, консалтинговой, туристской, а также других приоритетных направлений, увеличение объемов платных услуг, привлечение иных источников финансирования [7, с. 176].

Таким образом, учреждения высшего образования имеют разные источники финансирования, однако как в Республике Беларусь, так и в большинстве стран мира главенствующая роль принадлежит средствам государственного бюджета. Исследуя расходы консолидированного бюджета по статьям бюджетной классификации, сделан вывод о том, что наибольшие средства направлены на общее среднее образование, однако высшее и послевузовское образование также значительно финансируется из бюджета. Расчёт индикатора приоритетности высшего образования позволил подтвердить тенденцию его высокой значимости для Республики Беларусь в целях обеспечения кадрового потенциала и дальнейшего повышения качества подготовки специалистов на основе новейших достижений науки и техники, интеллектуально-творческого и идейно-нравственного развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 1 июля 2011 г. № 893 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ world_of_law/text.asp?RN=C21100893. - Дата доступа: 03.06.2014.

2. Об образовании: Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

3. Рейтер, В. А. Финансирование образования: международные модели, пути, опыт и мышление / В. А. Рейтер // Университетское управление. - 2009. - № 4(15). - С. 4-9.

4. Образование в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. статистический комитет Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. - Минск: ИВЦ, 2014. - 232 с.

5. Аналитическая информация об исполнении бюджета / М-во финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/budget_execution/analytical_information. -Дата доступа: 12.10.2013.

6. Сидорова, А. А. Стратегия развития высшего образования / А. А. Сидорова // Государственное управление. - 2012. - № 33. - С. 10-15.

7. Леутина, Л. Белорусский опыт организации образования / Л. Леутина // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2010. - № 4. - С. 177-183.

Поступила 18.02.2015

FEATURES OF STATE FINANCING OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

IN THE REPUBLIC OF BELARUS

S. IZMAILOVICH, K. ODVAZHNA

Socially-oriented economy, which was formed in the Republic of Belarus, implies a certain type of economic system, which is characterized by a high level of social development. Examines the role of higher education in the Republic of Belarus as a major component of the social sphere of the country. The importance of the education system as a whole and, in particular, the higher education system is determined mainly by the volume of financial resources from the state budget in this area. Principles of public funding for higher education is enshrined in law. Analysis of budget expenditures reveals the most significant for the state social services, as well as the most significant level of professional education, which determines the degree of skills. In addition to analyzing the dynamics of the cost structure of the education budget was used formula, which reflects the priorities of the state in the financing of a particular level of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.