08.12.2010 roku [Order of Cabinet of Ministers of Ukraine "On separate issues of distributing volumes of inter-budget transfers", No 1149 dated 08.12.2010]. //Elektronna normatyvno-pravova baza «Zakonodavstvo Ukrai'ny». http://zakon1.rada.gov.ua.
10. Zakon Ukrai'ny «Pro Derzhavnyj bjudzhet Ukrai'ny na 2011 rik» vid 23 grudnja 2010 roku № 2857-VI [Law of Ukraine "On State Budget of Ukraine for 2011" dated December 23, 2010, No 2857-VI]. // Elektronna normatyvno-pravova baza «Zakonodavstvo Ukrai'ny». http://zakon1.rada.gov.ua.
11. Kondrashyhin A.B. Naukove interv'ju z Nachal'nykom golovnogo finansovogo upravlinnja Sevastopol's'koi' mis'koi' derzhavnoi' administracii' Nesterovoi' Irynoju Myhajlivnoju, [Scientific interview with the Head of Chief Financial Administration of Sevastopol City State Administration Iryna Mykhaylivna Nesterova]. 30.11.2012 r., za telefonom. Sevastopol', 2012. 0,0939 d.a. Tryvalist' 18 hvylyn.
12. Otchet ob ispolnenii gorodskogo bjudzheta goroda Sevastopol' za 2011 god [Report on performance of municipal budget of Sevastopol for 2011]. //Oficial'nyj sajt Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta, 30.03.2013 g. http://sevsovet.com.ua/
13. O Programme jekonomicheskogo i social'nogo razvitija goroda Sevastopolja na 2012 god [On Program of economic and social development ofSevastopol for 2012]. / Reshenie sessii Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta Sevastopol': 2011. 67 р. sevsovet.com.ua/docs/SER2012.doc.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кондрашихин Андрей Борисович, доктор экономических наук, доцент
Академия муниципального управления
ул. И. Кудри, 33, г. Киев, 01042, Украина
DATA ABOUT THE AUTHOR
Andrey Borysovych Kondrashyhin, Doctor of Economics, Associate Professor
Academy of Municipal Administration
I. Kudri Str., 33, Kyiv, 01042, Ukraine
УДК 330.341.1:62.001.7+336
ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Сорокина Т.В.
В статье рассматривается бюджетный механизм государственной поддержки отраслей национальной экономики. Анализируется состав, структура и динамика расходов бюджета на отрасли экономики, показана роль целевых отраслевых фондов как источника финансирования. Дается оценка эффективности расходов на государственную поддержку отраслей экономики. Предлагаются меры по повышению их эффективности.
Объект исследования: механизм финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики Республики Беларусь.
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию механизма финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики.
Задачи исследования: проанализировать расходы государства на поддержку реального сектора экономики, источники их финансирования, провести диагностику финансового механизма государственной поддержки отраслей и определить проблемы его функционирования.
Методы исследования: в качестве основных методов использован экономический анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Методология исследования: основные положения экономической теории о государственных финансах; труды российских и белорусских ученых и практиков в области финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики.
Результаты исследования: проведен анализ расходов бюджета на отрасли национальной экономики, дана оценка эффективности финансового механизма государственной поддержки отраслей, разработаны меры по его совершенствованию.
Исследование показало, что в условиях развития рыночной экономики в Республике Беларусь правительство рассматривает государственную поддержку отраслей национальной экономики как одну из приоритетных задач финансовой политики, решение которой в значительной степени осуществляется посредством бюджетного механизма.
Ключевые слова: национальная экономика, бюджет, расходы, финансирование.
FINANCING STATE SUPPORT OF REAL SECTOR BRANCHES OF BELARUS ECONOMY
Sorokina T.V.
The article considers budget mechanism of state support of national economy branches, analyzes composition, structure and dynamics of budget expenses for the economy branches, assesses the effectiveness of the state expenses for the state support of economy branches and proposes measures to increase their effectiveness.
Object of research: mechanism of financing state support of Belarus national economy branches.
Aim of research: to prepare proposals concerning the improvement of mechanism of financing state support of the national economy branches.
Tasks of research: to analyze expenses of the state for the support of real sector of economy, sources of their financing, diagnose financial mechanism of state support of branches and determine the problems of its functioning.
Methods of research include economic analysis and synthesis, comparison and generalization.
Methodology of research: the main provision of economic theory about state finance; works of Russian and Belorussian scientists and practitioners about financing state support of national economy branches.
Results of research: analysis of budget expenses for the national economy branches was performed; assessment of effectiveness of financial mechanism of state support of branches was provided and measures to increase its effectiveness were proposed.
The research showed that in the conditions of development of market economy in the Republic of Belarus, the government considers state support of national economy branches to be one of priority tasks of financial policy, the execution of which is realized by means of budget mechanism.
Key words: national economy, budget, expenses, financing.
210
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1
© Сорокина Т.В., 2013
Введение. Национальная экономика представляет собой упорядоченную систему, состоящую из ряда отраслей и определенных сфер деятельности. Эта система имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включает межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, предприятия и организации.
В рыночной экономике основным источником финансирования реального сектора экономики являются собственные ресурсы субъектов хозяйствования. Дополнительным источником финансирования выступают иностранные инвестиции в экономику.
Вместе с тем, в национальной экономике любого государства присутствуют отрасли и предприятия, государственная поддержка которых необходима в связи с их особой значимостью. В отношении Республики Беларусь речь идет, в первую очередь, о валообразующих отраслях и предприятиях промышленности. Кроме того, государственную поддержку получают энергетика, транспорт, связь, информатика, обеспечивающие инфраструктурное развитие экономики, а также сельское хозяйство и рыболовство, которые формируют продовольственную базу страны. Оказывается поддержка строительству, лесному хозяйству и другим отраслям. Значительная доля государственных финансовых ресурсов направляется в инвестиционную и инновационную сферу.
Актуальность проблемы определяется тем, что в условиях разразившегося мирового финансового кризиса ряд предприятий утратили возможность стабильного финансового обеспечения расширенного воспроизводства и получают государственную поддержку. Однако бюджетные ресурсы государства ограничены, поэтому рациональное их распределение и эффективное использование становится важнейшей задачей в системе государственного регулирования экономического развития.
Между тем, анализ показывает отсутствие связи между объемом финансирования и результатами от экономической деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому правомерно ставить вопрос об изменении механизма государственной поддержки отраслей национальной экономики.
Объект исследования: механизм финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики Республики Беларусь
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию механизма финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики.
Задачи исследования: проанализировать расходы государства на поддержку реального сектора экономики, источники их финансирования, провести диагностику финансового механизма государственной поддержки отраслей и определить проблемы его функционирования.
Методы исследования: в качестве основных методов использован экономический анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Методология исследования: основные положения экономической теории о государственных финансах; труды российских и белорусских ученых и практиков в области финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики.
Результаты исследования: проведен анализ расходов бюджета на отрасли национальной экономики, дана оценка эффективности финансового механизма государственной поддержки отраслей, разработаны меры по его совершенствованию.
Теоретические основы исследования
Вопросы государственного регулирования экономики посредством финансовых механизмов достаточно широко обсуждаются в современной научной литературе. В частности, теоретическое обоснование участия государственного капитала в регулировании экономического развития в периоды экономических кризисов дано Л.С.Черным. Так, он пишет: "Мировой опыт показывает, что изменения в экономической политике являются неизбежным следствием любого кризиса. Это касается и нынешнего кризиса, в ходе которого мы видим, по сути, тенденцию смещения экономической политики развитых и успешно развивающихся стран в направлении существенного роста влияния государства на экономические процессы" (Черной, 2011, с. 304).
Такая тенденция в ряде стран вызвала рост государственных расходов на осуществление мер по стабилизации экономики (Малиновская., Скобелева., Бровкина, (2010). По этому поводу в труде "Бюджетная система Российской Федерации" под редакцией О.В.Врублевской и М.В. Романовского справедливо отмечается, что в расходах бюджета "присутствует целый комплекс отраслей, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью" (Врублевская, Романовский (ред.). (2008), с. 220). Этот тезис не опровергнут ни одним из современных экономистов.
В то же время вопросы эффективности бюджетных расходов на отрасли экономики и, соответственно, бюджетной политики в этой в сфере, в экономической литературе освещены слабо. Актуальность оценки эффективности бюджетной политики не должна вызывать сомнений. Всегда важно знать, как то или иное решение, а также его реализация отразятся на финансовом положении государства. Однако в настоящее время отсутствуют как официальные методики её определения, так и опубликованные рекомендации по её оценке, разработанные научными коллективами или отдельными учёными (Колесов, 2012).
По этому поводу еще в 2004 г. Улюкаев А. В. отмечал: "Вообще же оценка влияния бюджетных расходов на экономический рост не всегда однозначна, а порой и противоречива. Нельзя говорить об их прямом влиянии..." (Улюкаев, 2004, с. 12).
Действительно, значительная часть государственных инвестиций в сферу экономики может принести отдачу лишь спустя определенное время, а часть из них может оказаться и вовсе неэффективными. Именно поэтому при выработке бюджетной политики следует обоснованно подходить к выбору направлений и объемов расходов. В связи с этим, "все актуальнее становится задача оптимизации бюджетных расходов" (Улюкаев, 2004, с. 13). Ее решение требует выбора приоритетов с учетом ограниченности бюджетных ресурсов, разработки долгосрочной бюджетной стратегии, учитывающей объективную необходимость государственной поддержки отраслей в условиях экономического кризиса и в посткризисный период.
Состав и структура расходов на государственную поддержку отраслей национальной экономики
В соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь, расходы на отрасли национальной экономики включают расходы на обеспечение деятельности таких отраслей, как сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность, лесное хозяйство, промышленность, строительство и архитектура, транспорт, дорожное хозяйство, связь, топливо и энергетика, торговля, бытовое обслуживание, потребкооперация, туризм, гидрометеорология, картография и геодезия, а также расходы по регулированию имущественных отношений.
Кроме того, к этой группе относятся расходы, связанные с общими экономическими вопросами, в том числе мероприятия по санации и банкротству, мероприятия и программы по развитию предпринимательства, а также расходы на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку отраслей национальной экономики являются бюджеты всех уровней, а также входящие в их состав целевые бюджетные фонды.
Таким образом, бюджет финансирует разнообразные направления деятельности в области национальной экономики. В 2009 г. сюда направлено 33,2% расходов консолидированного бюджета РБ, в 2010 г. - 23,4%, а в 2011 г. - 19,5%. Динамика расходов на национальную экономику и их распределение по уровням бюджетной системы приведены в табл. 1.
В расходах консолидированного бюджета удельный вес затрат на отрасли экономики за 2008-2011 гг. сократился на 13%.
В расходах республиканского бюджета доля затрат на отрасли национальной экономики снизилась с 42,0% в 2008 г. до 17,9% в 2011 г, т.е. почти в 2,5 раза. В местных бюджетах этот показатель в течение 2008-2011 гг. имел тенденцию к росту
(10-14,1%), что означало перераспределение нагрузки по финансированию государственной поддержки отраслей реального сектора экономики, а именно усиление ответственности местных бюджетов.
Таблица 1. Расходы бюджета на отрасли национальной экономики в абсолютном выражении и в процентах к расходам бюджета (без учета в составе бюджета средств Фонда социальной защиты населения - ФСЗН) *_
2008 2009 2010 2011
Млрд рублей в % к расходам Млрд рублей в % к расходам Млрд рублей в % к расходам Млрд рублей в % к расходам
Консолидированный бюд жет Республики Беларусь
РАСХОДЫ-всего 50815,5 100 49200,8 100 52980,8 100 79428,2 100
Национальная экономика 16494,9 32,5 16359,9 33,2 12411,7 23,4 15517,2 19,5
Республиканский бюджет Республики Беларусь
РАСХОДЫ-всего 34336,6 100 31646,9 100 34282,1 100 52054,9 100
Национальная экономика 14424,2 42,0 13528,4 42,7 8749,9 25,5 9310,8 17,9
Местные бюджеты Республики Беларусь
РАСХОДЫ-всего 23360,4 100 23446,4 100 28367,8 100 43946,4 100
Национальная экономика 2335,0 10,0 2884,4 12,3 3661,8 12,9 6206,4 14,1
* Показатели исполнения бюджета РБ. Официальный сайт Министерства финансов РБ. Режим доступа http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/
Несмотря на рост расходов в абсолютной величине, в сопоставимых ценах положительной динамики показателей расходов на национальную экономику не наблюдалось.
Тенденция к сокращению расходов бюджета на отрасли экономики появилась в 90-е годы, когда их уровень превысил 40%. Так, бюджетные ассигнования в отрасли экономики в 1992 г. составляли 41,8% расходов консолидированного бюджета страны.
Однако стремление к сокращению бюджетных расходов на отрасли национальной экономики не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. И в условиях рынка останутся такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств, ибо, во-первых, продолжает функционировать (хотя и в меньших размерах) государственный сектор экономики, требующий разработки и реализации государственных инвестиционных программ, в соответствии с которыми и осуществляется бюджетное финансирование капитальных затрат; и во-вторых, для стабилизации экономики и развития предпринимательства необходима финансовая помощь государства.
Оценивая этот процесс, необходимо исходить из следующих положений. Снижение прямого бюджетного финансирования отраслей экономики должно иметь разумные пределы и быть научно обоснованным. Не следует забывать, что, только стабилизировав экономику, можно увеличить доходы бюджета.
Для достижения этого необходимы определенные государственные инвестиции в отрасли хозяйства вне жесткой зависимости от дефицитности или сбалансированности государственного бюджета на текущий момент.
Вопрос должен решаться с учетом приоритетов этих вложений, экономической обоснованности их размера, условий предоставления и поиска возможных источников их покрытия. В то же время следует иметь в виду, что ориентация экономики республики лишь на возможности бюджета недопустима.
В 2008-2011 гг. изменились приоритеты в государственной поддержке отраслей национальной экономики (табл. 2).
Таблица 2. Структура расходов консолидированного бюджета на отрасли национальной экономики, %*
2008 2009 2010 2011
национальная экономика 100 100 100 100
промышленность, энергетика, строительство и архитектура 51,5 45,1 27,8 25,4
сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность 29,5 34,7 44,2 45,8
дорожное хозяйство, транспорт, связь 15,9 17,1 23,2 21,6
Лесное хозяйство 1,1 1,2 2,0 4,3
Прочие расходы 2,0 1,9 2,8 2,9
* Показатели исполнения бюджета РБ. Официальный сайт Министерства финансов РБ. Режим доступа http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/
В анализируемом периоде расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру сократились почти вдвое: с 51,5% в 2008 г. до 25,4% в 2011 г. Это позволило увеличить объемы финансирования сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, удельный вес которых вырос с 29,5% в 2008 г. до 45,8% в 2011 г. Одновременно выросла доля расходов на финансирование лесного хозяйства (в 4 раза).
Структура источников финансирования расходов на отрасли национальной экономики
Следует отметить, что в финансовом обеспечении государственной поддержки отраслей национальной экономики наряду со средствами бюджета существенную роль играют целевые бюджетные фонды.
Согласно Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» в составе республиканского бюджета в 2011 году функционировали следующие государственные целевые бюджетные фонды: республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания), а также инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями.
С 2011 г. упразднен Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. В 2012 г. продолжают функционировать в составе бюджета фонд национального развития и инновационные фонды.
Таким образом, отрасли национальной экономики имеют двухканальную систему финансирования: непосредственно средства бюджета и средства целевых бюджетных фондов, общий объем которых в 2011 г. составил 15517,2 млрд. руб., в т.ч. 8539,4 млрд. руб. - бюджет и 6977,8 млрд. руб. - целевые фонды (табл. 3).
Порядок расходования средств государственных целевых бюджетных фондов определяется законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Так, Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2011 год" установлено, что в 2011 году средства государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания направляются на финансирование в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 96 «О финансировании развития услуг электросвязи общего пользования».
Таблица 3. Источники финансирования расходов на отрасли национальной экономики в 2009- 2011 гг., млрд. руб. *
Источники финансирования 2009 2010 2011
Бюджет 12357,9 5771,3 8539,4
Целевые бюджетные фонды 4002,0 6640,4 6977,8
Итого: 16359,9 12411,7 15517,2
* Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2011 год. Часть I. 2010. Минск: Типография УП "ИВЦ Минфина", с. 49, 51, 95, 139.
В 2011 году доходы государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы направляются на расходы указанного фонда в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденным по распорядителям средств и направлениям использования. В частности, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждены расходы на мероприятия, предусмотренные в государственных программах: в программе геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2011-2015 годы и на период до 2020 года; в государственной программе развития государственной гидрометеорологической службы на 2011-2015 годы; в государственной программе обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011-2015 годы; в Национальной программе исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008-2012 годы и др.
Министерству лесного хозяйства Республики из фонда охраны природы предусмотрены средства на мероприятия по воспроизводству и охране ресурсов охотничьих животных, развитию инфраструктуры охотничьего туризма, укреплению материально-технической базы охотничьего хозяйства; на мероприятия, предусмотренные в Государственной программе развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы и др.
Кроме того, предусмотрены расходы для Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси и других распорядителей средств.
В 2011 году ресурсы государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья направляются на расходы этого фонда в соответствии с финансированием мероприятий, предусмотренных в Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы, их использования в качестве вторичных материальных ресурсов.
Средства государственных целевых бюджетных инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций выступают источниками финансирования инновационных программ.
В 2011 году расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществлялись по решению Президента Республики Беларусь. Министерство финансов Республики Беларусь на основании решений Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми формируются источники государственного целевого бюджетного фонда национального развития, а также определяются направления использования средств этого фонда, отражает изменения показателей республиканского бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования.
В составе местных бюджетов создаются инновационные фонды, образуемые областными и Минским городским исполнительными комитетами, и местные фонды охраны природы. Порядок их использования определяется при утверждении соответствующих бюджетов.
В структуре источников финансирования национальной экономики доля целевых бюджетных фондов сокращается (табл.4).
Таблица 4. Структура источников финансирования расходов на отрасли национальной экономики в 2009-2011 гг., млрд. руб.*_^^___
Источники финансирования 2009 год 2010 год 2011 год
Бюджет 75,5 57,2 83,7
Целевые бюджетные фонды 24,5 42,8 16,3
Итого: 100,0 100,0 100,0
* Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2011 год. Часть I. 2010. Минск: Типография УП "ИВЦ Минфина", с. 49, 51.
В 2011 г. целевые бюджетные фонды профинансировали 16,3% расходов на национальную экономику. Почти 80% этих расходов обеспечены средствами республиканского бюджета.
Реструктуризация источников финансирования в 2011 г. связана, прежде всего, с проводимой политикой, направленной на сокращение количества целевых бюджетных фондов, в частности, отменой Республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Осуществляемые за счет указанного фонда расходы стали финансироваться непосредственно за счет средств бюджета по соответствующему подразделу функциональной классификации расходов "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность".
Надо признать, что целевые бюджетные фонды на определенных этапах сыграли важную роль как источники финансирования отраслей экономики.
Тем не менее, оценивая этот вывод, правомерно отметить, что формирование в бюджете системы целевых фондов усложняет получение информации об использовании бюджетных ресурсов и планирование их потребности. Постепенное сокращение, а в перспективе - упразднение целевых фондов позволит сформировать единую структуру расходов бюджета, совершенствовать механизм контроля за их эффективностью.
Следует отметить, что государственная поддержка отраслей национальной экономики в значительной степени осуществлялась и в настоящее время осуществляется в рамках финансирования выполнения бюджетных программ в области национальной экономики.
В 2011 году расходы на финансирование бюджетных программ были определены в объеме 9,7 трл. руб., из них 5,6 трл. руб. направленно на программы в области национальной экономики, что составляет 57,7%.
Расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы были запланированы в 2011 г. в сумме 1,96 трл. руб.
Бюджетные средства в качестве источника финансирования инвестиций, согласно мониторинга предприятий за январь-декабрь 2007 года, отметили в 28,3 процента предприятий промышленности, 25,5 процента предприятий транспорта, 24,8 процента строительных организаций и 11,3 процента предприятий торговли и общественного питания.
В 2008 году бюджетные средства в качестве источника финансирования инвестиций отметили 29,5 процента предприятий промышленности, 25 процентов предприятий транспорта, 24,3 процента строительных организаций и 13,4 процента предприятий торговли и общественного питания.
В 2009 г. бюджетные средства в качестве источника финансирования инвестиций отметили 25,2 процента предприятий
промышленности, 33,5 процента предприятий транспорта, 25,8 процента строительных организаций и 9,1 процента предприятий торговли и общественного питания. В целом в 2009 г. среди отраслей промышленности увеличение доли предприятий, использующих бюджетное финансирование, по сравнению с 2008 г., отмечено во всех отраслях, кроме черной металлургии.
В 2010 году бюджетные средства в качестве источника финансирования инвестиций отметили 21,8 процента предприятий промышленности, 24,1 процента предприятий транспорта, 16,3 процента строительных организаций и 10,9 процента предприятий торговли и общественного питания.5
Таким образом, в течение анализируемого периода средства бюджета составляли значительную долю в объеме финансовых ресурсов предприятий реального сектора экономика. Некоторое снижение их доли в 2010 г. свидетельствует не столько об улучшении экономического состояния и увеличении собственных финансовых ресурсов данных предприятий, а лишь о снижении мощности бюджетных потоков, направленных на финансирование национальной экономики.
Пути повышения эффективности расходов на государственную поддержку отраслей экономики
Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях. В условиях рынка расширяется практика долгосрочных вложений: в основные фонды, природные ресурсы и т.п.
Следует признать, что в настоящее время из государственного бюджета Беларуси финансируются расходы отраслей, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. Наличие целого ряда дотационных хозяйств, требующих средств для покрытия убытков и образования хозрасчетных фондов, способствуют дестабилизации экономической ситуации, развитию инфляционных процессов
Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков жилищного, коммунального, транспортного хозяйства, некоторых других предприятий, огромная сумма бюджетных ресурсов, используемая на возмещение разницы в ценах, в сложной экономической ситуации в определенной степени снижают социальную напряженность, поддерживают уровень жизни населения. Однако с экономической точки зрения эта практика не является эффективной.
В перспективе в условиях дальнейшего развития рыночных отношений, при полной либерализации цен, государственное регулирование цен на отдельные товары (работы, услуги) посредством субсидий производителям или непосредственным потребителям должно осуществляться лишь в исключительных случаях.
Реализуемая в настоящее время политика отпуска цен и тарифов позволит повысить уровень возмещения стоимости услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, с тем, чтобы обеспечить безубыточность работы предприятий, что существенно сократит расходы бюджета.
Важным условием снижения расходов бюджета должны стать приватизация жилья, полное возмещение стоимости услуг, предоставляемых предприятиями жилищно-коммунального, транспортного хозяйства, потребителями этих услуг. Имеется в виду, что государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потребителям (населению и предприятиям).
Сокращение государственного финансирования текущей деятельности предприятий отраслей экономики требует развития рыночных принципов хозяйствования, установления полной ответственности субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности. В этой связи необходимо введение в практику реального механизма банкротства предприятий, ускорение темпов приватизации субъектов хозяйствования. В государственной собственности должны остаться предприятия и производства, обеспечивающие перспективную реструктуризацию экономики, требующие концентрации больших капиталов и общенациональной координации. Механизм приватизации должен гарантировать увеличение инвестиций в отрасли экономики и на этой основе -увеличение доходов государственного бюджета. Одновременно средства, полученные от приватизации, могут быть направлены на структурную перестройку экономики.
Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном должны направляться на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. При этом выбор объектов и методов финансирования должен определяться конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств.
Понятно, что в современных условиях стабилизация социально-экономических процессов без государственной поддержки отдельных отраслей невозможна. В качестве приоритетов в финансировании целесообразно выделить экспортный сектор, обеспечивающий экономику валютой; рыночно ориентированный аграрно-промышленный комплекс, решающий проблемы продовольствия; комплекс отраслей, обеспечивающих жилищное строительство.
Ресурсы государственного бюджета должны направляться на капитальные вложения, обеспечивая государственное регулирование инвестиционной деятельности и способствовать поддержке приоритетных направлений в развитии экономики посредством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса должно стать важным механизмом эффективного размещения капитала.
Выводы. Исследование показало, что в условиях развития рыночной экономики в Республике Беларусь правительство рассматривает государственную поддержку отраслей национальной экономики как одну из приоритетных задач финансовой политики, решение которой в значительной степени осуществляется посредством бюджетного механизма.
Для этого могут использоваться различные формы государственной поддержки: финансирование в рамках выполнения Государственных инвестиционных программ, в форме софинансирования проектов на договорных условиях, путем направления средств в уставные капиталы юридических лиц, в форме предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты и др. Их выбор зависит от специфики отрасли и решаемых ею задач. Так, например, энергетика, транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика обеспечивают инфраструктурное развитие экономики, развивают производственные и межрегиональные связи, удовлетворяют потребности общества в перемещении и информации. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной безопасности страны. Расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики формируют ее инновационную составляющую. Что касается промышленности, строительства, энергетики, то здесь государственная поддержка осуществляется в основном для реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие Беларуси, создание элементов инновационной системы, обеспечение институциональных преобразований.
Таким образом, результаты исследования подтверждают тот факт, что в Республике Беларусь, где преобладает государственный сектор в экономике, правительство активно использует бюджетный механизм государственной поддержки отраслей.
Однако определение направлений расходования бюджетных средств, а также их размеров в условиях ограниченности
5 Мониторинг предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь за 2007-2010гг. Официальный сайт Национального банка РБ. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring.
бюджетных ресурсов требует реализации ряда мер с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:
1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета. Приоритетность в расходах должна быть обеспечена не путем резервирования средств в целевых фондах, а посредством преимущественного финансирования при условии эффективного использования государственных финансовых ресурсов;
2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам, упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета. Это предотвратит распыление средств, позволит усилить их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием;
3. Обеспечить реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;
4. Для создания условий формирования собственных доходов продолжить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др. Это позволит повысить степень возмещения стоимости услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, обеспечит безубыточность работы предприятий;
5. Высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей;
6. Снизить бюджетное финансирование отраслей экономики за счет сокращения государственного сектора посредством более активной приватизации объектов государственной собственности;
7. Усилить государственную финансовую поддержку частного бизнеса, в том числе - среднего и малого предпринимательства. Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что государственная политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает значительные результаты в достижении устойчивого экономического роста. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь связано с решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами, обеспечения занятости и роста доходов населения, до создания прогрессивной структуры экономики и ее устойчивого развития, а также сокращения нагрузки на бюджет в части финансового обеспечения государственной поддержки отраслей. Требуется принятие конкретных законодательных актов по государственному регулированию этого сектора экономики, на основе которых разрабатываются эффективные меры, обеспечивающие его устойчивое развитие, включая и финансовую поддержку государства;
8. Улучшить качество планирования расходов бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития. Шире внедрять программное финансирование, механизм бюджетирования, ориентированного на результат (БОР);
9. Усилить требования к отбору инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки. Выбор проекта должен осуществляться с учетом следующих критериев: создание равных условий доступа к процедуре отбора программ; безубыточности инвестиционных проектов; сбалансированности государственных и частных интересов участников проекта, а также справедливого распределения рисков между ними. Выполнению этой задачи должно способствовать проведение государственной экспертизы проектов.
Дальнейшие исследования в данном направлении должны быть нацелены на разработку и научное обоснование государственной Концепции финансовой поддержки отраслей национальной экономики Республики Беларусь и мер по повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов.
Список использованных источников
1. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010, № 252, 2/1727.
2. Врублевская О.В, Романовский М.В. (ред.). (2008). Бюджетная система Российской Федерации. СПб.: Питер
3. Колесов А.С. Об оценке эффективности финансовой политики/Финансы, 2011, N11.
4. Концепция развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011-2020 годы. Правовой портал. Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2010-265/2010-265%28009-026%29.pdf
5. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. (ред), (2010). Государственные и муниципальные финансы. Москва: Кнорус.
6. Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2011 год. Часть I. 2010. Минск: Типография УП "ИВЦ Минфина".
7. Показатели исполнения бюджета РБ. Официальный сайт Министерства финансов РБ. Режим доступа http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/
8. Мониторинг предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь за 2007-2010 гг. Официальный сайт Национального банка РБ. Режим доступа:http://www.nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring.
9. Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы. Официальный сайт Правительства РБ. Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file663fb27db70962e8.PDF
10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (2010). Статистический ежегодник "Финансы Республики Беларусь". Минск: РУП «Информационно вычислительный центр НСК РБ».
11. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010, № 14, 2/1625.
12. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 176-З. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011, 261, 2/1728.
13. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2007 г. Официальный сайт Министерства финансов РБ. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
14. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2008 г. Официальный сайт Министерства финансов РБ. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
15. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2009 г. Официальный сайт Министерства финансов РБ. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
16. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов. Аналитический доклад за 2010 г. Официальный сайт Министерства финансов РБ. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
17. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011, № 43, 1/12462.
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2010 г. № 1626. Об утверждении
Государственной программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Правовой портал. Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001626
19. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. №468 "Об утверждении Программы "Дороги Беларуси" на 2006-2015 годы". Правовой портал. Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/zak2007/bz05/dcm05969.htm
20. Улюкаев А. В. (2004). Проблемы государственной бюджетной политики. Москва: Дело.
21. Черной Л.С. Национальная корпоративная система. Концептуальные основы управления эффективностью. М.: Экономическое образование, 2011.
References
1. Bjudzhetnyj Kodeks Respubliki Belarus'. [Budget Codex of the Republic of Belarus]. Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 2010, № 252, 2/1727.
2. Vrublevskaja O.V, Romanovskij M.V. (red.). (2008). Bjudzhetnaja sistema Rossijskoj Federacii. [Budget system of Russian Federation]. SPb.: Piter
3. Kolesov A.S. Ob ocenke jeffektivnosti finansovoj politiki [On assessment of financial policy effectiveness]. // Finansy, 2011, N11.
4. Koncepcija razvitija stroitel'nogo kompleksa Respubliki Belarus' na 2011-2020 gody. [Concept of developing building complex of the Republic of Belarus for 2011-2020]. Pravovoj portal. http://www.pravo.by/pdf/2010-265/2010-265%28009-026%29.pdf
5. Malinovskaja O.V., Skobeleva I.P., Brovkina A.V. (red), (2010). Gosudarstvennye i municipal'nye finansy. [State and municipal finances]. Moskva: Knorus.
6. Materialy k proektu bjudzheta Respubliki Belarus' na 2011 god. [Materials to draft budget of the Republic of Belarus for 2011]. Chast' I. 2010. Minsk: Tipografija UP "IVC Minfina".
7. Pokazateli ispolnenija bjudzheta RB. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RB. [Indicators of budget performance in the Republic of Belarus]. http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/
8. Monitoring predprijatij real'nogo sektora jekonomiki Respubliki Belarus' za 2007-2010 gg. [Monitoring of enterprises of real economy sector in the Republic of Belarus for 2007-2010]. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo banka RB. http://www.nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring.
9. Nacional'naja programma razvitija mestnyh i vozobnovljaemyh jenergoistochnikov na 2011-2015 gody. [National program of developing local and renewable energy sources for 2011-2015]. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RB. http://www.government.by/upload/ docs/file663fb27db70962e8.PDF
10. Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus' (2010). Statisticheskij ezhegodnik "Finansy Respubliki Belarus'". [Finances of the Republic of Belarus]. Minsk: RUP «Informacionno vychislitel'nyj centr NSK RB».
11. O respublikanskom bjudzhete na 2010 god: Zakon Respubliki Belarus' ot 29 dekabrja 2009 g. № 73-Z. [On republican budget for 2010: Law of the Republic of Belarus dated December 29, 2009, No 73-З.]. Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 2010, № 14, 2/1625.
12.O respublikanskom bjudzhete na 2011 god: Zakon Respubliki /Belarus' ot 15.10.2010 g. № 176-Z. [On republican budget for 2011: Law of the Republic of Belarus dated 15.10.2010, No 176-З.]. Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 2011, 261, 2/1728.
13. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za
2007 g. [On social and economic condition of the Republic of Belarus and condition of state finance. Analytical report for 2007]. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RB. http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
14. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za
2008 g. [On social and economic condition of the Republic of Belarus and condition of state finance. Analytical report for 2008]. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RB. http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
15. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za
2009 g. [On social and economic condition of the Republic of Belarus and condition of state finance. Analytical report for 2009]. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RB. http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
16. O social'no-jekonomicheskom polozhenii Respubliki Belarus' i sostojanii gosudarstvennyh finansov. Analiticheskij doklad za
2010 g. [On social and economic condition of the Republic of Belarus and condition of state finance. Analytical report for 2010]. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RB. http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/.
17. Ob utverzhdenii Programmy social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Belarus' na 2011-2015 gody: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 11 aprelja 2011 g. №136. [On approval of Program of social and economic development of the Republic of Belarus for 2011-2015: Order of President of the Republic of Belarus dated April 11, 2011, No 136 ].Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 2011, № 43, 1/12462.
18. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 3 nojabrja 2010 g. №1626. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija lesnogo hozjajstva Respubliki Belarus' na 2011-2015 gody. [Resolution of Council of Ministers of the Republic of Belarus dated November 3, 2012, No 1626. On approval of State program of developing forestry of the Republic of Belarus for 20112015]. Pravovoj portal. http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001626
19. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 6 aprelja 2006 g. №468 "Ob utverzhdenii Programmy "Dorogi Belarusi" na 2006-2015 gody". [Resolution of Council of Ministers of the Republic of Belarus dated April 6, 2006, No 468 "On approval of Program "Roads of Belarus" for 2006-2015"]. Pravovoj portal. http://pravo.kulichki.com/zak2007/bz05/dcm05969.htm
20. Uljukaev A.V. (2004). Problemy gosudarstvennoj bjudzhetnoj politiki. [Problems of state budget policy]. Moskva: Delo.
21. Chernoj L.S. Nacional'naja korporativnaja sistema. Konceptual'nye osnovy upravlenija jeffektivnost'ju. [National corporate system. Conceptual basics for the effectiveness management]. M. : Jekonomicheskoe obrazovanie, 2011.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Сорокина Тамара Владимировна, доктор экономических наук, профессор, «Белорусский государственный экономический университет» Партизанский проспект, 26, г. Минск, 220070, Республика Беларусь
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tamara Vladimirovna Sorokina, Doctor of Economics, Professor
"Belarus State Economic University"
Partizanskiy Blvd., 26, Minsk, 220070, Republic of Belarus