ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 340
Мельникова Марина Витальевна
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Marina V. Melnikova
Candidate of Law, Associate Professor,
Professor of the Department of state and legal disciplines,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,
e-mail: [email protected]
Ковшутин Никита Сергеевич
курсант 3 -го курса,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Nikita S. Kovshoutin
3 year cadet,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К УГОЛОВНОМУ НАКАЗАНИЮ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос особенностей реализации прав лиц, осужденных к уголовным наказаниям, их правовое положение в период исполнения уголовного наказания. Особое внимание уделяется избирательному праву осужденных как наиболее обсуждаемому вопросу в науке. Дается понятие политических прав, которыми обладают граждане государства. В соответствии с запретом конституционной нормы избирательное право не может быть реализовано осужденными к лишению свободы. Согласно действующему законодательству обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах, избирательного права не лишаются. Также не лишаются указанного права осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы. В науке сегодня ведется активное обсуждение вопроса о неиндивидуализированном лишении осужденных к лишению свободы данного политического права. Рассматриваются особенности реализации права на объединения осужденных к лишению свободы, а также права петиций. Отмечается запрет на иные политические права, так как учреждения и органы уголовно-исполнительной системы являются режимными территориями. В статье проводится сравнительный анализ с зарубежной практикой.
Ключевые слова: осужденные, правовой статус осужденных, права человека, личные права, политические права граждан, избирательное право.
Summary. The article deals with the peculiarities of the implementation of the rights of persons sentenced to criminal penalties, their legal status during the execution of criminal punishment. Particular attention is paid to the electoral law of convicts, as the most discussed issue in science. The concept ofpolitical rights possessed by the citizens of the state is given. Due to their special status, convicts cannot fully exercise their right to vote, and the right to vote for convicts in accordance with the prohibition of the constitutional norm cannot be exercised at all. In accordance with the legislation in force, persons accused of committing crimes in pre-trial detention centres are not deprived of the right to vote. The emphasis is placed on the fact that convicted persons to other types ofpunishment not related to deprivation of liberty are not deprived of this right. In science today there is an active discussion of the issue of non-individualized deprivation of liberty of convicted persons of this political right. The features of realization of the right to Association of convicts to imprisonment, as well as the right ofpetitions are considered. There is a ban on other political rights, as the institutions and bodies of the penal system are regime territories. The article presents a comparative analysis with foreign practice.
Keywords: convicts, the legal status of convicts, human rights, personal rights, political rights of citizens, the right to vote.
Состояние соблюдения прав человека и возможности их реализации - важный показатель демократичности общества и государства. В полной мере об этом можно судить по соблюдению прав человека в местах изоляции от общества лиц, совершивших преступления.
© 2019 Мельникова М. В., Ковшутин Н. С.
PECULIARITIES OF STATE AND LEGAL STATUS OF PERSONS SENTENCED
TO CRIMINAL PUNISHMENT
ВЕСТНИК СЮИ
Правовое положение лиц, содержащихся в местах заключения, в Российской Федерации определяется, прежде всего, Конституцией России и уголовно-исполнительным законодательством: в Уголовно-исполнительном кодексе перечислены права и обязанности осужденных, подзаконные нормативно-правовые акты конкретизируют эти правила и устанавливают правила внутреннего распорядка. Безусловно, они базируются на международных стандартах: конвенциях, пактах, ратифицированных Российской Федерацией.
Назначение уголовного наказания лицу влечет за собой ограничения конституционных прав в различных сферах общественной жизни в силу карательной функции уголовной ответственности. И это справедливо, так как ни одно преступление не должно остаться без наказания. Конечно, функция «кары» сегодня не связана с тем пониманием, которое придавалось этому термину в Средние века. Это адекватная реакция государства на преступление, основанная на ограничениях и запретах.
Согласно общепринятой классификации прав и свобод человека на личные, политические, социально-экономические и культурные, которые составляют правовой статус лица, важно отметить, что эти права для осужденных несколько меняют свое содержание, а в каких-то правах осужденные вовсе ограничиваются. Например, личные права, зафиксированные в ст. ст. 20-29 Конституции РФ, по сути, не вытекают из гражданства лица, а представляют собой естественные права. В ст. ст. 12-14 Уголовно-исполнительного кодекса мы видим определенную специфику содержания личных прав осужденных: это право на личную безопасность, гуманное обращение и т. п.
Сущность политических прав для осужденных еще больше трансформируется, либо возможность их реализации запрещается в силу соблюдения режимных требований, установленных приговором суда. Это детально регулируется приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 сентября 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы».
Политические права - это права, которые распространяются на граждан государства, и связаны они с управлением государственными делами, участием в общественной жизни и возможностью оказывать влияние на органы власти в принятии ими решений.
Осужденные к лишению свободы не ограничены в праве петиций. Они сохраняют за собой право обращения с заявлениями, жалобами, ходатайствами в органы государственной власти, если их права нарушаются сотрудниками исправительных учреждений. Такие обращения не подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Согласно нормам Уголовно-исполнительного кодекса РФ цензуре не подлежат обращения, адресованные Президенту Российской Федерации, палатам Федерального собрания РФ, Правительству Российской Федерации, органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, судебным органам, органам прокуратуры, вышестоящим органам УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, ребенка, по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, в общественные наблюдательные комиссии, а также адресованные в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Что же касается избирательного права, то согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ осужденные лишаются этого права, не лишаются лишь подследственные, содержащиеся в следственных изоляторах, в силу презумпции невиновности, закрепленной в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ.
Следует заметить, что осужденные к лишению свободы не могут кардинально повлиять на результаты выборов в связи с тем, что уголовная политика Российского государства сегодня направлена на назначение наказаний без лишения свободы и сокращение численности осужденных к лишению свободы. По состоянию на 1 ноября 2018 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 571 007 человек [1].
Из текста нормы ч. 3 ст. 32 Конституции РФ можно установить двойственное положение в отношении лиц, имеющих равный правовой статус, - осужденных. Согласно данной норме лица, содержащиеся в местах изоляции от общества по приговору суда, лишены избирательного права. Вместе с тем лица, осужденные к иным видам наказания, не связанным с лишением свободы, такого права не лишаются.
В науке сегодня ведется активное обсуждение вопроса о неиндивидуализированном лишении осужденных к лишению свободы данного политического права. Проблема решения данного
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
вопроса осложнена тем фактом, что данная норма содержится в гл. 2 Конституции РФ, которая не может быть пересмотрена.
Иное правовое положение у обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей в следственных изоляторах. В силу презумпции невиновности (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ), они не лишаются избирательного права, поэтому в период проведения выборов в Российской Федерации для обеспечения возможности реализации данной категорией лиц этого политического права в следственных изоляторах организуются избирательные участки.
Важно отметить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК) издала специальные рекомендации по проведению избирательной кампании, а также выборов и референдумов в местах содержания под стражей в учреждениях и органах УИС в связи со спецификой их деятельности [2].
Если сравнить Россию с другими европейскими государствами, то подходы к решению этого вопроса разные. Например, согласно Избирательному кодексу Франции граждане, осужденные на срок более пяти лет тюремного заключения, имеют право голосовать только после отбытия половины всего срока наказания, тогда как лица, получившие наказание менее пяти лет, имеют право свободно голосовать. В избирательном праве ограничены лица, которые осуждены за совершение преступлений, связанных с коррупцией, хищением бюджетных средств, угрозой в адрес должностных лиц публичной власти [3]. Мы видим, что это только преступления, связанные с управлением делами государства.
Таким образом, Франция в вопросе реализации избирательных прав заключенных лиц ограничивает в праве голосования лишь тех, кто посягнул на нормальное функционирование государственной власти.
В Германии, Норвегии и Португалии законодательство также ограничивает в праве голосования лишь осужденных лиц за преступления против государства или демократического порядка.
Иной подход к ограничению избирательных прав в Италии и Греции. Реализация права на голосование осужденных лиц зависит от тяжести совершенного преступления. Лица, которые были приговорены к пожизненному лишению свободы, лишены и права голосовать.
Все приведенные выше примеры объединяют высказанные правовые позиции Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) о том, что избирательное право не является абсолютным и может быть подвергнуто ограничению. Само по себе ограничение избирательного права не приводит к нарушению ст. 3 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [4]. Однако ЕСПЧ в своих решениях указывает, что нельзя распространять ограничение избирательного права на всех осужденных к лишению свободы граждан, не учитывая тяжесть и состав преступления.
В современном демократическом правовом государстве, где нет ограничений права голоса по имущественному или половому цензу, не должно быть неиндивидуализированного подхода к лишению избирательных прав осужденных к лишению свободы. Поэтому Российской Федерации в нормотворчестве в данной сфере необходимо учитывать опыт других государств Европы, в частности, запретить голосовать только тем гражданам, которые осуждены за особо тяжкие преступления и преступления против государственной власти.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что правовой статус осужденных включает в себя два аспекта: с одной стороны, необходимость обеспечения реализации прав осужденных, а с другой - правовые средства исполнения уголовного наказания, принуждения, соблюдения правопорядка в исправительных учреждениях. Законодательные же ограничения осужденных в конституционных правах необходимо оценивать не как нарушение их прав, а исходя из социального значения мер уголовно-правового воздействия на правонарушителей.
Библиографический список
1. Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: httpV/фсин.рф (дата обращения: 12.05.2019).
2. Колина И. В. Реализация пассивного избирательного права подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в пенитенциарных учреждениях России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2(26). С. 227-230.
3. Избирательное право современной Франции: сб. переводов. М., 2011. 176 с.
ВЕСТНИК СЮИ
4. Заваленкова Е. А. Реализация избирательных прав осужденных лиц в странах Европы // Права человека и международное право: сб. ст. молодых ученых. М., 2016. С. 86-90.
References
1. Federal'naja sluzhba ispolnenija nakazanij: oficial'nyj sajt [Federal penitentiary service: website]. URL: http:// фсин^ф (Accessed: 12.05.2019) [in Russian].
2. Kolina I. V. Realizacija passivnogo izbiratel'nogo prava podozrevaemymi, obvinjaemymi i osuzhdennymi v penitenciarnyh uchrezhdenijah Rossii [Realization of passive suffrage by suspects, accused and convicted in penitentiary institutions of Russia]. Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii [Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia], 2014, no. 2(26), pp. 227-230 [in Russian].
3. Izbiratel'noe pravo sovremennoj Francii: sb. perevodov [Suffrage of modern France. Collection of translations]. Moscow, 2011, 176 p. [in Russian].
4. Zavalenkova E. A. Realizacija izbiratel'nyh prav osuzhdennyh lic v stranah Evropy [Realization of electoral rights of convicted persons in Europe]. Prava cheloveka i mezhdunarodnoe pravo: sb. st. molodyh uchenyh [Human Rights and international law: collection of articles of young scientists]. Moscow, 2016, pp. 86-90 [in Russian].