Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КИТАЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КИТАЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / CIVIL-MILITARY INTEGRATION / DIVERSIFICATION / INNOVATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / DEFENSE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барков Алексей Владимирович

Статья посвящена раскрытию особенностей государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Китая как элемента стратегии инновационного развития военно-гражданской интеграции. Обращается внимание на особенности реализации в Китае модели «тройной спирали», успешно реализуемой на практике в ВПК США и их партнеров по блоку НАТО: в модели социально-экономического развития Китая просматриваются пять элементов. Концепция «тройной спирали» обогатилась в КНР еще двумя: гражданским обществом (потребителями), создающим спрос на инновации, и пятым элементом, к которому обоснованно относят окружающую среду «как лимитирующий и направляющий фактор развития науки, технологий и инноваций» [9], который и формирует «пятизвенную спираль». Автор подчеркивает, что особенность китайской модели заключается в том, что заказчиком инноваций выступает не гражданское общество, а Народно-освободительная армия Китая, передающая в последующем рассекреченные оборонные технологии для удовлетворения потребностей потребителя - граждан страны. Формулируется вывод, что положительный китайский опыт правового обеспечения инновационного развития военно-гражданской интеграции может быть полезен в России в ходе его реализации в процессе диверсификации предприятий оборонной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF CHINA AS AN ELEMENT OF THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MILITARY-CIVIL INTEGRATION

The article is devoted to the disclosure of the features of public-private partnership in the military-industrial complex of China as an element of the strategy of innovative development of civil-military integration. Attention is drawn to the peculiarities of the implementation in China of the «triple helix» model, which is successfully implemented in practice in the military-industrial complex of the United States and its NATO partners: five elements are visible in the model of China’s socio-economic development. The concept of the «triple helix» has been enriched in China by two more: civil society (consumers), which creates demand for innovation, and the fifth element, to which the environment is reasonably attributed «as a limiting and guiding factor in the development of science, technology and innovation» [9], which and forms a «five-link spiral». The author emphasizes that the peculiarity of the Chinese model is that the customer of innovations is not civil society, but the People’s Liberation Army of China, which subsequently transfers declassified defense technologies to meet the needs of the consumer - the citizens of the country. The conclusion is made that the positive Chinese experience of legal support for the innovative development of civil-military integration can be useful in Russia in the course of its implementation in the process of diversification of defense industry enterprises.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КИТАЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

DOI 10.475776/2712-7516_2020_4_2_38 УДК 338.245

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КИТАЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Барков Алексей Владимирович,

доктор юридических наук, профессор, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: barkov_a_v@ mail.ru

Реферат. Статья посвящена раскрытию особенностей государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Китая как элемента стратегии инновационного развития военно-гражданской интеграции. Обращается внимание на особенности реализации в Китае модели «тройной спирали», успешно реализуемой на практике в ВПК США и их партнеров по блоку НАТО: в модели социально-экономического развития Китая просматриваются пять элементов. Концепция «тройной спирали» обогатилась в КНР еще двумя: гражданским обществом (потребителями), создающим спрос на инновации, и пятым элементом, к которому обоснованно относят окружающую среду «как лимитирующий и направляющий фактор развития науки, технологий и инноваций» [9], который и формирует «пятизвенную спираль». Автор подчеркивает, что особенность китайской модели заключается в том, что заказчиком инноваций выступает не гражданское общество, а Народно-освободительная армия Китая, передающая в последующем рассекреченные оборонные технологии для удовлетворения потребностей потребителя - граждан страны. Формулируется вывод, что положительный китайский опыт правового обеспечения инновационного развития военно-гражданской интеграции может быть полезен в России в ходе его реализации в процессе диверсификации предприятий оборонной промышленности.

Ключевые слова: военно-гражданская интеграция; диверсификация; инновации; государственно-частное партнерство; оборонная промышленность.

UDC 338.245

FEATURES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF CHINA AS AN ELEMENT OF THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MILITARY-CIVIL INTEGRATION

Barkov Alexey Vladimirovich,

Doctor of Law, professor, The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the disclosure of the features of public-private partnership in the military-industrial complex of China as an element of the strategy of innovative development of civil-military integration. Attention is drawn to the peculiarities of the implementation in China of the «triple helix» model, which is successfully implemented in practice in the military-industrial complex of the United States and its NATO partners: five elements are visible in the model of China's socio-economic development. The concept of the «triple helix» has been enriched in China by two more: civil society (consumers), which creates demand for innovation, and the fifth element, to which the environment is reasonably attributed «as a limiting and guiding factor in the development of science, technology and innovation» [9], which and forms a «five-link spiral». The author emphasizes that the peculiarity of the Chinese model is that the customer of innovations is not civil society, but the People's Liberation Army of China, which subsequently transfers declassified defense technologies to meet the needs of the consumer - the citizens of the country. The conclusion is made that the positive Chinese experience of legal support for the innovative development of civil-military integration can be useful in Russia in the course of its implementation in the process of diversification of defense industry enterprises.

Keywords: civil-military integration; diversification; innovation; public-private partnership; defense industry.

Несмотря на то, что проекты государствен -но-частного партнерства (ГЧП-проекты) в Китае начали реализовываться в различных отраслях народного хозяйства с начала 90-х годов [9], в оборонной промышленности партнерство частного бизнеса и государства, так же, как и в России, пока явление достаточно редкое. Вместе с тем, в настоящее время развитие государственно-частного партнерства в военной сфере в свете реализации стратегии «инновационного развития военно-гражданской интеграции» является предметом пристального внимания Коммунистической партии Китая, возлагающей большие надежды на данный инструмент, позволяющий в условиях острого бюджетного дефицита поддерживать и наращивать военный потенциал, сдерживающий военно-политическую агрессию США. В связи с тем, что развитие государственно-частного партнерства в ОПК (сфере оборонной науки и производства) Китая и России испытывают одинаковые затруднения, меры, принимаемые китайским руководством для правового обеспечения реформ, могут представлять значительный научный и практический интерес.

Успехи национальной инновационной стратегии Китая «военно-гражданской интеграции» (^й ¿п^), перешедшей с 2019 года в стадию «военно-гражданского слияния» (й ¡Й^), настолько грандиозны, что стали вызывать серьезное беспокойство в Вашингтоне [22]. По мнению американских экспертов, Соединенные Штаты могут столкнуться с проблемой или даже оказаться в совершенно невыгодном положении в технологической конкуренции в связи с тем, что подход к инновациям китайских лидеров является более комплексным. Несмотря на то, что инициативы Китая в области «военно-гражданского слияния» основаны на тщательном изучении опыта ГЧП в оборонной промышленности США, достоинство китайского подхода заключается в том, что в нем воспроизводятся только сильные стороны американской модели. Китайская политика гораздо шире и носит национальный характер. Внедрение «военно-гражданского слияния» в масштабах всей страны указывает на серьезность

попыток Китая, сумевшего извлечь уроки из ошибок США и неудачной конверсии в СССР, создать и усилить синергию между оборонными и коммерческими разработками, особенно в инновационных технологиях, таких как искусственный интеллект, робототехника и биотехнологии [22].

Есть основания полагать, что основой грандиозных реформаторских успехов в социально-экономическом развитии Китая являются инновации, созданные в результате технологического обмена между военным и гражданским секторами экономики, способствующего их последующей взаимной интеграции и слиянию [7]. За последнюю пятилетку национальная стратегия Китая достигла значительных положительных результатов: осуществлены крупные национальные научно-технические проекты, такие как пилотируемые полеты в космос, проекты по исследованию Луны, новое поколение навигационных технологий Beidou; развернуты военно-гражданские исследования на базе технологий двойного назначения в области беспилотных летательных аппаратов и многое другое.

Образцом «военно-гражданской интеграции» для Китая служит ВПК США, где большинство частных корпораций являются военно-интегрированными компаниями, действующими по законам рыночной экономики. При помощи одной и той же технологии может производиться военная продукция, когда на нее есть спрос, при спросе на гражданские товары - гражданская продукция. По оценке китайских экспертов, доля военных технологий составляет менее 15%, тогда как технологии двойного назначения превышают 80% [11].

В контексте концепции «тройной спирали», успешно реализуемой Пентагоном в Кремниевой долине, китайским аналогом американского Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов стала учрежденная в целях коммерциализации военных инноваций Комиссия по науке и технологиям Центральной военной комиссии Народно-освободительной армии Китая. Китайская государственная компания China

Electronics Technology Group Corporation (CETC, корпорация «Китайская группа электронных технологий»), основанная на базе активов Министерства информационной промышленности, специализирующаяся на производстве средств связи, электроники, программного обеспечения военного и специального назначения и входящая в число 500 крупнейших компаний и в число 20 крупнейших производителей вооружений в мире, при участии всемирно известных китайских технологических компаний «А^Ьа» и «Baidu» успешно участвует в программе по разработке искусственного интеллекта. Совместные лаборатории Народно-освободительной армии, корпораций оборонной промышленности и крупных технологических инвесторов, предназначенные для разработки инноваций в перспективных научных сферах, создаются на базе научно-исследовательских центров и университетов, одним из которых является ведущий университет КНР Цинхуа (Ä^^^O, часто называемый «Мас-сачусетским технологическим институтом Китая» [22].

Аналогия с американским подходом прослеживается и в том, что высокотехнологичная зона Чжунгуаньцунь в западной прессе прозванная «китайской Кремниевой долиной», призвана обеспечить статус Китая как ведущей мировой державы в области технологий [21]. В зоне расположены центры НИОКР компаний Microsoft, Intel, Nokia, IBM и около сотни других компаний из списка Fortune 500, крупнейших китайских производителей компьютеров Lenovo, Founder [24]. Двадцать из расположенных здесь китайских компаний, таких как Baidu, Sohu, Sina входят в листинг американской биржи NASDAQ, специализирующейся на акциях высокотехнологичных компаний. Одна из крупнейших мировых компаний в сфере телекоммуникаций Huawei Technologies Co. Ltd. (^^fö^ Wß^Ä-^), имеющая тесные документально подтвержденные связи с военными ведомствами и службами безопасности Китая [21], добилась больших успехов в квантовых коммуникациях, развертывая сети пятого поколения (5G) более чем в 50 странах.

Однако, если американские компании вправе отказаться от сотрудничества с Пентагоном, когда это не сулит высоких доходов, то китайские корпорации, испытывая силь-

ное влияние со стороны Коммунистической партии, единственной правящей партии в государстве, связаны общенациональной идеей возрождения былого китайского могущества и могут быть обвинены в отсутствии патриотизма. В соответствии с законом о компаниях Китая в каждой корпорации, даже иностранной, находящейся на территории страны, должна быть создана ячейка Коммунистической партии Китая [23] (ст. 19 закона), через которую осуществляется идеологическое воздействие. Несмотря на то, что в Китае строится рыночная экономика, ее формирование осуществляется под жестким руководством Коммунистической партии Китая и ориентировано на построение «социализма с китайскими особенностями». Сегодня КП в Китае играет роль эффективного менеджера, от рекомендаций которого не принято отказываться.

В настоящее время в Китае создано 36 высоко-технологичных промышленных зон национального уровня для продвижения «военно-гражданского слияния». Осознавая, что будущее за передовыми технологиями, Китай сделал огромные капиталовложения в искусственный интеллект (ИИ) и имеет больше патентов, чем Соединенные Штаты. По сведениям Всемирной организации интеллектуальной собственности ООН, в 2015 году Китай подал 1,01 млн заявок на выдачу патентов и вышел на первое место в мире со значительным отрывом, обойдя США (526 тыс.), Японию (454 тыс.) и Южную Корею (238 тыс.) [3].

При этом большая часть исследований Китая в области ИИ сосредоточена на предприятиях оборонной промышленности [21]. Создание «умного» оружия на базе ИИ для ведения «интеллектуальных» войн является приоритетным направлением научных исследований. Складывающийся долгое время стереотип о китайской традиции обеспечивать обороноспособность посредством копирования образцов вооружения иностранных государств сегодня не соответствует реальному положению дел. Сегодня существующая информация о военных НИОКР убедительно свидетельствует о вхождении китайского ОПК в новую самодостаточную фазу технологического развития [8].

В модели «тройной спирали» [4], успешно реализуемой на практике не только в ВПК

США, но и их партнеров по блоку НАТО, инновационное развитие базируется на сотрудничестве государственного, предпринимательского и научного секторов. Университеты, составляющие центр научного сектора, выступают основой этого сотрудничества и являются генератором инновационных знаний. Достоинство модели заключается в создании взаимовыгодных межсекторных партнерских соглашений, в результате которых университеты получают реального заказчика и инвестора, а иногда и государственное субсидирование научных исследований, бизнес - стабильного поставщика инновационных технологий, а государство получает драйвер социально-экономического развития.

Вместе с тем, в научной литературе отмечено то, что в ходе своего развития концепция «тройной спирали» обогатилась «еще одной спиралью» - гражданским обществом (потребителями), формирующими спрос на инновации, и трансформировалась в модель «четырехзвенной спирали» [19]. Однако на этом эволюция концепции не остановилась. В последнее время стали писать о «пятиз-венной спирали». К пятому элементу считают обоснованным относить окружающую среду «как лимитирующий и направляющий фактор развития науки, технологий и инноваций» [19].

В модели социально-экономического развития Китая просматриваются все пять элементов. Вместе с тем, особенность китайской модели заключается в том, что заказчиком инноваций выступает не гражданское общество, а Народно-освободительная армия Китая, передающая в последующем рассекреченные оборонные технологии для удовлетворения потребностей потребителя - граждан страны. Что касается эколого-ориентированности научных исследований, то в Китае этому аспекту уделяется повышенное внимание. В стране принят закон «О развитии циркулярной экономики» [1], нацеленный на содействие развитию экономики замкнутого цикла, повышение эффективности использования ресурсов, защиту и улучшение окружающей среды и обеспечение устойчивого развития, определяющий государственную политику по этому вопросу. Государственный оборонный заказ должен содержать экологически безопасные требования к поставке вооружения и военной тех-

ники на всех этапах жизненного цикла, вклю -чая утилизацию.

В настоящее время ОПК Китая является источником инноваций для всех сфер народного хозяйства [5]. В немалой степени успехи в политике военно-гражданской интеграции достигнуты благодаря усилиям оборонной промышленности, основу которой составляют крупные бизнес-корпорации, выделившиеся в результате реформ из государственного сектора, такие как China Shipbuilding Industry Corporation, China Shipbuilding, AVIC, China Ordnance Industry, China Electric Power, China Aviation Development, занимающие лидирующие позиции в аэрокосмической науке, промышленности и технологиях [17]. Это главные партнеры государства в поставках товаров для нужд обороны и разработках ин -новаций в сфере военно-гражданской интеграции. Особенностью ГЧП в Китае является то, что в роли партнеров рассматриваются не только частный сектор экономики, но и крупные государственные корпорации.

Несмотря на то, что в Китае, по оценке китайских экспертов, ГЧП в целом развивается по британской модели [13], во всех многочисленных подзаконных правовых актах различного уровня, регламентирующих в отсутствие специального закона разные аспекты партнерства [16], одним из наиболее актуальных на сегодняшний день является «Руководство по управлению эффективностью проекта в рамках государственного и социального капитала (ГЧП)» от 16 марта 2020 года [18], в котором вместо общепринятого в мировой практике понятия «частный партнер» используется термин «социальный капитал». При этом понятие «социальный капитал» включает не только частных инвесторов, но и государственные корпорации. Китайская специфика реализации ГЧП-проектов (проектов государственного и социального капитала) заключается в том, что «на стороне частных партнеров выступают именно публично-правовые компании, а не истинно частные юридические лица» [2].

Эта особенность ярко проявляется в оборонных ГЧП-проектах, так как оборонная промышленность изначально была сферой государственной монополии, куда частному сектору экономики доступ был невозможен. В сфере государственно-частного партнерства Китай, без сомнения, отставал от Со-

единенных Штатов, эффективно привлекавших не только финансы крупного бизнеса в целях повышения обороноспособности страны и качества жизни ее граждан, но и использовавших возможности малого и среднего предпринимательства.

2 марта 2018 года Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин выступил с программным заявлением о приближении новой эры углубленного развития военно-гражданской интеграции, в развитие которого были приняты важные государственные документы: «План стратегии развития военно-гражданской интеграции» и «План реализации строительства национальной демонстрационной зоны инновационной военно-гражданской интеграции», определяющие основные направления дальнейших экономических реформ [10]. 1 ноября 2018 года в выступлении Си Цзинь-пина на симпозиуме предпринимателей было дано всестороннее объяснение статуса и роли частных предприятий «в новую эру» и указана необходимость содействия развитию частного сектора экономики, не способного без государственной поддержки конкурировать с государственными корпорациями. Частный сектор признавался важнейшим элементом экономической системы Китая, без которого невозможно добиться развития и реформирования социалистической рыночной экономики. Ставилась задача обеспечения равных условий доступа частных предприятий на рынок оборонной продукции [12].

После программного выступления Си Цзиньпина было провозглашено, что в нем содержится «теория нового государственно-частного партнерства, выводящая реформу смешанной собственности на новый уровень» [12]. В целях дальнейшей оптимизации деловой среды и стимулирования инновационного развития частного сектора экономики Главное управление Центрального комитета Коммунистической партии и Государственный совет Китая выпустили ряд директив: «Руководящие заключения по содействию здоровому развитию малых и средних предприятий», «Положение об оптимизации деловой среды», «Положение о создании более благоприятной среды для развития и поддержке реформы и развития частных предприятий». Соответствующим государственным департаментам, провин-

циям, муниципалитетам и автономным районам предписывалось изыскать возможность для введения мер по снижению налогов и сборов, предоставлению льгот по займам, финансовой поддержке и стимулам для содействия энергичному развитию инноваций в частном секторе экономики [15].

В целях полного воплощения в жизнь курса «содействия всестороннему развитию военно-гражданской интеграции», предложенного Генеральным секретарем КПК Си Цзиньпином, заместитель председателя Центральной военной комиссии Чжан Юся определил семь приоритетных вопросов, требующих немедленного решения, чтобы включить частный сектор в качестве равного партнера в оборонные государственные программы. Как использовать неотъемлемые преимущества частных предприятий? Как наладить механизм справедливой рыночной конкуренции между частными предприятиями и государственными корпорациями? Как сообщить частным предприятиям о требованиях к закупке вооружения и военной технике? Как уточнить объем военных задач, которые берут на себя частные предприятия? Как установить механизм ценообразования на продукцию частного предприятия? Как предотвратить опасность утечки государственной тайны из частных предприятий? Как усилить контроль над охраной окружающей среды и качеством выпускаемой оборонной продукции частных предприятий [15]?

Ответы на данные вопросы невозможно было бы получить без серьезного реформирования действующего законодательства. В течение долгого времени из-за ограничений системы государственного планирования, закрытости монопольной структуры, правовых барьеров для входа на рынок вооружения и отсутствия стимулов частные предприятия имели ограниченные возможности для участия в производстве оборонных технологий, вооружения и техники. Экономические реформы потребовали создания соответствующей правовой базы, способной обеспечить курс «нового государственно-частного партнерства». Курс на углубление военно-гражданской интеграции поднял на новый уровень значение правового обеспечения гражданского участия в Вооруженных силах, обороне и безопасности страны.

В выступлениях руководителей партии и государства [15] зазвучали такие призывы к корректировке существующих правил и стандартов, мешающих гражданскому участию в Вооруженных силах, особенно конкуренции на рынке военной продукции, как: включение требований о честной конкуренции военных и гражданских лиц в «Закон о развитии военно-гражданской интеграции» и «Закон о закупках вооружения и оборудования», уточнение статуса и роли ведущих частных предприятий в Вооруженных силах. Обращалось внимание, что в соответствующих нормативных актах следует усилить военно-гражданскую интеграцию в системе управления интеллектуальной собственностью, военно-гражданских технологических системах двойного назначения, системах управления качеством, системе управления затратами, и т. д.

Отмечалось, что требуется усовершенствовать механизм стимулирования научно-технического персонала в сфере интеллектуальной собственности, позволяя создателям научно-технических достижений владеть частью прав интеллектуальной собственности и прав на долгосрочное использование, а также заранее подтверждать права в форме контрактов с помощью различных гибких форм, таких как акции, роялти, денежные вознаграждения и т. д. Для этого следует внести изменения в «Национальный закон о научно-техническом прогрессе», «Закон об интеллектуальной собственности», «Закон о патентах», «Закон о преобразовании достижений науки и технологий и так далее [15].

Если с 1985 года все технологии, которые разрабатывали государственные оборонные предприятия Китая, засекречивались вне зависимости от их назначения, то в 2015 году в рамках стратегии «развития военно-гражданской интеграции» власти республики приступили к пересмотру архива оборонных патентов, чтобы выяснить, какие из технологий можно предать огласке, а какие по-прежнему необходимо сохранять в тайне. До недавнего времени оборонные патенты использовались мало, так же, как и в России, из-за несовершенства системы и неэффективного обмена информацией. Чтобы исправить это положение дел компетентные органы провели обзор уровней классификации разрешенных национальных оборонных патентов, что

привело к широкомасштабному рассекречиванию.

Первоначально были рассекречены более 3000 оборонных патентов, из которых 2346 опубликованы и размещены в сети Интернет для использования в гражданских целях [6]. За последние два года Китай рассекретил уже более 7000 патентов на военную технику в рам -ках усилий по стимулированию участия частных партнеров в развитии ОПК [20]. Ссылаясь на представителей китайского Министерства обороны, 8 мая 2019 года официальное информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что процесс рассекречивания оборонных патентов будет продолжаться и далее в соответствии со стратегической целью правительства стимулировать конкуренцию в оборонной промышленности. Эта политика потребовала корректировки законодательства.

В соответствии с призывом Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина о развитии военно-гражданской интеграции предполагается, что системообразующую роль в нормативно-правовых актах, обеспечивающих проведение реформ, будет играть закон о развитии военно-гражданской интеграции, который должен органично дополнить законы о национальной обороне, о мобилизации, о военном страховании, о содействии трансформации достижений науки и техники, о государственных корпорациях и др. Ключевым и фундаментальным вопросом комплексного законодательства о военно-гражданской интеграции должно стать определение сферы применения закона. По мнению китайских экспертов [14], в этом законе должно быть дано юридическое определение «военно-гражданской интеграции и его развития», конкретизированы ответственность, права и обязанности различных субъектов в развитии военно-гражданской интеграции (правительства, Вооруженных сил, частных предприятий и общественных организаций); описаны вопросы планирования, управления экономическим и оборонным строительством, инвестиций в развитие военно-гражданской интеграции; преференциальная и налоговая политика; надзор и юридическая ответственность и т. д.

Специальный раздел в законе должен быть посвящен системе управления проектами развития военно-гражданской интеграции, в которой большое значение при-

дается вопросам государственно-частного партнерства. ГЧП-проекты военно-гражданской интеграции должны быть «управляемы и контролируемы». В соответствии с этим подходом следует учесть следующие рекомендации:

1. Необходимо координировать проект со стратегическим и текущим планированием (пятилетним и годовым планом), с предоставлением финансовой гарантии;

2. У проектов должен быть конкретный руководитель, который берет на себя управленческие обязанности и несет персональную ответственность за результат;

3. Любое предприятие, реализующее ГЧП-проекты военно-гражданской интеграции, должно соответствовать условиям доступа, получать соответствующие разрешения и проходить тендерные процедуры; ГЧП-проекты военно-гражданской интеграции также должны иметь полную систему надзора в процессе реализации на всех этапах жизненного цикла проекта;

5. Проекты военно-гражданской интеграции, а также более строгие требования к ГЧП-проектам, чем указанные в законе, должны совместно приниматься как военными, так и гражданскими сторонами и оформляться в виде юридических положений в соглашении (контракте);

6. После завершения проекта система обслуживания и использования (модель ГЧП) должна быть сформулирована военной и гражданской сторонами и отражена в контракте.

Обращалось внимание на то, что государственно-частные взаимоотношения могут быть указаны в законе о развитии военно-гражданской интеграции или могут быть предоставлены в виде интерфейса, который регулируется другими законами или постановлениями более низкого уровня [14].

Китайские власти ожидают ощутимого эф -фекта от производимых реформ. По оценке экспертов, в настоящее время не менее 90% частных предприятий, которых насчитывается более 27 миллионов с капиталом превышающим более165 триллионов юаней [12], потенциально готовы войти в рынок оборонной продукции, а 90% патентов национальной обороны и научно-технических достижений еще не нашли применения в национальной экономике [15]. В связи с этим потенциал для конверсии военного и гражданских секторов экономики огромен.

Представляется, что опасения США в отношении степени обороноспособности Китая, которому реализация курса нового государственно-частного партнерства придаст мощный импульс, не напрасны. Однако в большей степени положительный китайский опыт правового обеспечения инновационного развития военно-гражданской интеграции может быть полезен в России с целью его реализации в процессе диверсификации предприятий оборонной промышленности, что обусловливает необходимость его дальнейшего обобщения.

Список литературы:_

1. Order of the President of the People's Republic of China (No.4) August 29, 2008. - URL: http://www.npc.gov.cn/ zgrdw/englishnpc/Law/2011-02/14/content_1620415.htm (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

2. Елкибаева, Л. Г. Сравнительно-правовой анализ общих положений о государственно-частном партнерстве в России и Китае / Л. Г Елкибаева // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 1. - С. 106-109.

3. Журенков, Д. Технологии: Китай рассекретил 3000 военных патентов / Д. Журенков // ИА «Росинформбю-ро». - URL: http://www.rosinform.ru/top/814820-tekhnologii-kitay-rassekretil-3000-voennykh-patentov/ (дата обращения: 26.09.2020). - Дата публикации: 13.03.2017. - Текст : электронный.

4. Ицковиц, Г. Модель тройной спирали / Г Ицковиц // Инновации. - 2011. - № 4. - С. 5-10.

5. Каменнов, П. Б. Китайский военно-промышленный комплекс при Си Цзиньпине / П. Б. Каменнов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - № 10 (5). - С. 135-151.

6. Китай рассекретил три тысячи военных патентов // Naked Science : сетевое издание. - URL: https://naked-science.ru/article/tech/kitay-rassekretil-tri-tysyachi (дата обращения: 26.08.2020). - Дата публикации: 07.03.2017. -Текст : электронный.

7. Ковалев, М. М. Китай строит экономику знаний : монография / М. М. Ковалев, Ван Син. - Минск : Изд. центр БГУ, 2015. - 152 с.

8. Крашенинникова, Л. Политика КНР в сфере военных НИОКР / Л. Крашенинникова // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. - № 10. - С.17-28.

9. Садыхов, А. П. Модель ГЧП в Китае: две стадии развития / А. П. Садыхов. - URL: https://mybiblioteka.su/ tom2/8-103197.html (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

10. Си Цзиньпин кайчуан синь шидай цзюньминь жунхэ шэньду фачжань синь цзюймянь [Си Цзиньпин: Создайте новую эру углубленного развития военно-гражданской интеграции] (на китайском языке; 53ЙТ: ТРФШЙ" ^^Sffi^iSffi^SWMffi). - URL: http://www.gov.cn/guowuyuan/2018-03/02/content_5270143.htm (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

11. Си Цзиньпин у ся цзефан цзюньтуань ти цзюньминь жунхэ паньхо цзюньгун фачжань"И пань ци" [Пять шагов Си Цзиньпина по содействию военно-гражданской интеграции и оживлению военно-промышленного развития] (на китайском языке; - URL: http://news.cctv. com/2017/03/13/ARTI1wq535oZrmL9yU7HkTgf170313.shtml (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

12. Си Цзиньпин цзай миньин цие цзотаньхуэй шан дэ цзянхуа [Си Цзиньпин: выступление на симпозиуме частных предпринимателей] (на китайском языке; ^ЙЙ^ФШШ^^Й^Й). - URL: http://www.xinhuanet. com/politics/2018-11/01/c_1123649488.htm (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

13. Сунь Цисян Юэ Хунфэй цюаньцю PPP Цзинъянь юй чжунго шицзянь [Сунь Цисян и Юэ Хунфэй: мировой опыт ГЧП и практика Китая] (на китайском языке; РРР^щ^ФН^К). - URL: https://news.pku.edu. cn/mtbdnew/2d9e98aa0d0b4928800082509bdcd344.htm (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

14. Цзюньминь жунхэ фачжань цзунхэсин лифа дэ чжундянь юй нань дянь [Ключевые моменты и трудности комплексного законодательства для развития военно-гражданской интеграции] (на китайском языке; Ж^^Й^ШШ^Ж^). - URL: https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=zhCN&u=http://www.sohu.com/a/30 4707800_585300&prev=search&pto=aue (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

15. Цзякуай туйцзинь цзюньминь жунхэ шэньду фачжань гоуцзянь итихуа гоцзя чжаньлюэ тиси хэ нэнли [Ускорение глубокого развития военно-гражданской интеграции и создание интегрированной национальной стратегической системы и возможностей] (на китайском языке;

АнкЛ). - URL: http://www.i-zb.com/19819.html (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

16. Чжунго PPP фалюй чжэнцэ вэньцзянь хуэйбянь (цзечжи 2018 нянь 12 юэ 31 жичжи) [Подборка документов по правовой политике Китая в области ГЧП по состоянию на 31 декабря 2018 года] (на китайском языке; (ФШ РРРШШШЖХФг^Ж «S2018^12^310±)). - URL: http://lawyeredu.pkulaw.cn/index.php?m=content&c=index&a=s how&catid=10&id=841(дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

17. Чжунхуа шану юсянь гунсы [Sinochem Business Co., Ltd.] ((на китайском языке; Ф^Щ^^Рб^-^). - URL: http://www.sinochemitc.com/13252.html (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

18. Чжэнфу хэ шэхуэй цзыбэнь хэцзо PPP сянму цзисяо гуаньли цаоцзо чжиинь (на китайском языке;

РРР^ШШ§ЯШ^Ш). - URL: http://www. gov.cn/zhengce/zhengceku/2020.03/31/content_5497463.htm (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

19. Юревич, М. А. Новые институциональные инициативы России в контексте концепции четырехзвенной инновационной спирали / М. А. Юревич // Journal of Institutional Studies. - 2019. - № 11(2). - С. 79-93.

20. China commits to declassification of military technology patents [Китай обязуется рассекречивать военные патенты] // Janes. - URL: https://www.janes.com/article/88395/china-commits-to-declassification-of-military-technology-patents (дата обращения: 26.08.2020). - Текст : электронный.

21. China's Path to Hi-Technology. - URL: https//sniwire.com/2019/11/04/chinas-path-to-hi-technology/ (дата обращения: 26.09.2020). - Текст : электронный.

22. Kania, E. B. In Military-Civil Fusion, China is Learning Lessons from the United States and Starting to Innovate / E. B. Kania // URL: https://thestrategybridge.org/the-bridge/2019/8/27/in-military-civil-fusion-china-is-learning-lessons-from-the-united-states-and-starting-to-innovate (дата обращения: 26.09.2020). - Дата публикации: 27.08.2019. -Текст : электронный.

23. Laband, J. Fact Sheet: Communist Party Groups in Foreign Companies in China / J. Laband // China Business Review. - URL: https://www.chinabusinessreview.com/fact-sheet-communist-party-groups-in-foreign-companies-in-china/ (дата обращения: 26.09.2020). - Дата публикации: 31.05.2018. - Текст : электронный.

24. Zhang, Z. Zhongguancun to expand innovative capacity / Z. Zhang // China Daily. - URL: http://www.chinadaily. com.cn/cndy/2010-09/15/content_11303537.htm (дата обращения: 26.09.2020). - Дата публикации: 15.09.2015. -Текст : электронный.

References:_

1. Order of the President of the People's Republic of China (No.4) August 29, 2008. Available at: http://www.npc.gov. cn/zgrdw/englishnpc/Law/2011-02/14/content_1620415.htm (accessed 26.09.2020).

2. Elkibaeva L. G. Sravnitel'no-pravovoi analiz obshchikh polozhenii o gosudarstvenno-chastnom partnerstve v Rossii i Kitae, Problemy ehkonomiki i yuridicheskoi praktiki, 2018, no. 1, pp. 106-109.

3. Zhurenkov D. Tekhnologii: Kitai rassekretil 3000 voennykh patentov, Rosinformbyuro. Available at: http://www. rosinform.ru/top/814820-tekhnologii-kitay-rassekretil-3000-voennykh-patentov/ (accessed 26.09.2020, published 13.03.2017).

4. Itskovits G. Model' troinoi spirali, Innovatsii, 2011, no. 4, pp. 5-10.

5. Kamennov P. B. Kitaiskii voenno-promyshlennyi kompleks pri Si Tszin'pine, Kontury global'nykh transformatsii: politika, ehkonomika, pravo, 2017, no. 10 (5), pp. 135-151.

6. Kitai rassekretil tri tysyachi voennykh patentov, Naked Science. Available at: https://naked-science.ru/article/tech/ kitay-rassekretil-tri-tysyachi (accessed 26.08.2020, published 07.03.2017).

7. Kovalev M. M., Van Sin. Kitai stroit ehkonomiku znanii. Minsk, BGU Publ., 2015, 152 p.

8. Krasheninnikova L. Politika KNR v sfere voennykh NIOKR, Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 10, pp.17-28.

9. Sadykhov A. P. Model' GCHP v Kitae: dve stadii razvitiya. Available at: https://mybiblioteka.su/tom2/8-103197.html (accessed 26.09.2020).

10. Xi Jinping: kaichuang xTn shidai junmin ronghe shendu fazhan xTn jumian [Xi Jinping: Create a new era of military-civilian integration depth development of a new situation] (^ЖТ: ^ФШШ^^ЙМ^'ЖЙ^ЖИ^Ш) (in Chinese). Available at: http://www.gov.cn/guowuyuan/2018-03/02/content_5270143.htm (accessed 26.09.2020).

11. Xi Jinping wu xia jiefang juntuan tijunmin ronghe panhuo jungong fazhan "yT pan qi" [Xi Jinping five times the people's Liberation Army to mention the integration of military and civilian revitalization of military-industrial development "a game of chess"] (in Chinese). Available at: http://news.cctv. com/2017/03/13/ARTI1wq535oZrmL9yU7HkTgf170313.shtml (accessed 26.09.2020).

12. Xi Jinping: zai minying qiye zuotanhui shang dijianghua [Xi Jinping:: Speech at the private enterprise symposium] (5J ЖТ: ^йй^ФШШ^Шй) (in Chinese). Available at: http://www.xinhuanet.com/politics/2018-11/01/c_1123649488. htm (accessed 26.09.2020).

13. Sun Qi yue Hongfei quanqiu PPP jTngyan yu zhongguo shijian [Sun Qi and Hongfei: Global PPP experience and Chinese practice] РРР&Ш^ФШ(in Chinese). Available at: https://news.pku.edu.cn/mtbdnew/2d9 e98aa0d0b4928800082509bdcd344.htm (accessed 26.09.2020).

14. Junmin ronghe fazhan zonghexing lifa di zhongdian yu nandian [Focus and difficulty of comprehensive legislation on civil-military integration and development] (^ЙМ^^Ж^^Й^ЙЙ^Ж^^Я®^) (in Chinese). Available at: https:// translate.google.com/translate?hl=ru&sl=zhCN&u=http://www.sohu.com/a/304707800_585300&prev=search&pto=aue (accessed 26.09.2020).

15. Jiakuai tuTjin junmin ronghe shendu fazhan goujian yTtihua guojia zhan tixi he nengli [Accelerate the in-depth development of civil-military integration and build an integrated national strategic system and capacity] ffi^iSffi^S (in Chinese). Available at: http://www.i-zb.com/19819.html (accessed 26.09.2020).

16. Zhongguo PPP fa zhengce wenjian huibian (jie zhi 2018 nian 12 yue 31 rizhi) [Compilation of PPP legal and policy documents in China as of December 31, 2018] (ФИ РРРЙ#ЙШС#?Ш 2018^12ШВ±)) (in Chinese). Available at: http://lawyeredu.pkulaw.cn/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=10&id=841(accessed 26.09.2020).

17. Zhonghua shangwu youxian gongsT[Sinochem Business Co., Ltd.] (Ф^Я^^РЙ^-^) (in Chinese). Available at: http://www.sinochemitc.com/13252.html (accessed 26.09.2020).

18. Zhengfu he shehui zTben hezuo PPPxiangmu jixiao guanlicaozuo zhiyin РРРМШЩШШШШ

(in Chinese). Available at: http://www. gov.cn/zhengce/zhengceku/2020.03/31/content_5497463.htm (accessed 26.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Yurevich M. A. Novye institutsional'nye initsiativy Rossii v kontekste kontseptsii chetyrekhzvennoi innovatsionnoi spirali, Journal of Institutional Studies, 2019, no. 11(2), pp. 79-93.

20. China commits to declassification of military technology patents [Китай обязуется рассекречивать военные патенты], Janes. Available at: https://www.janes.com/article/88395/china-commits-to-declassification-of-military-technology-patents (accessed 26.08.2020).

21. China's Path to Hi-Technology. Available at: https//sniwire.com/2019/11/04/chinas-path-to-hi-technology/ (accessed 26.09.2020).

22. Kania E. B. In Military-Civil Fusion, China is Learning Lessons from the United States and Starting to Innovate. Available at: https://thestrategybridge.org/the-bridge/2019/8/27/in-military-civil-fusion-china-is-learning-lessons-from-the-united-states-and-starting-to-innovate (accessed 26.09.2020, published 27.08.2019).

23. Laband J. Fact Sheet: Communist Party Groups in Foreign Companies in China, China Business Review. Available at: https://www.chinabusinessreview.com/fact-sheet-communist-party-groups-in-foreign-companies-in-china/ (accessed 26.09.2020, published 31.05.2018).

24. Zhang Z. Zhongguancun to expand innovative capacity, China Daily. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/ cndy/2010-09/15/content_11303537.htm (accessed 26.09.2020, published 15.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.