ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
УДК: 327 + 94
DOI: 10.24411/1026-8804-2018-10062
Реформа
Народно-освободительной армии Китая на современном этапе1
Егор Александрович Разумов,
аспирант Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]
Валерий Юрьевич Мишин,
заведующий лабораторией ситуационного анализа Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]
Q_
fcc
В статье указывается, что НОАК находится на новом витке углубления ре -форм. Этот процесс является прямым следствием важнейшего стратегичес -кого решения китайского руководства и партии. Данное решение включает в себя осуществление социально - политического курса «Китайская мечта», выдвинутого Си Цзиньпином в 2013 г., а также направлений по созданию сильной, современной армии. Китай адаптируется к мировым тенденциям общевойскового реформирования, твёрдо придерживается законов разви -тия военного строительства. Реформы НОАК нацелены на перспективу и вы -сокотехнологичное обновление. А основной упор китайское руководство делает на развитии Военно морских сил. Авторы стремятся показать, что современный этап реформирования, прежде всего, отражает объективную необходимость ускорения модернизации. Это связано с тем, что вслед за масштабным применением в военной сфере информационных систем ин теллектуального оружия и других инновационных технологий, современные формы ведения боевых действий непрерывно развиваются и новые концеп ции развития стран мира предусматривают тактику «мгновенного уничто -жения». Представляя данную тему, авторы исходили из того, что КНР не вое -вала более 30 лет и отсутствие боевого опыта повлекло за собой немало серьёзных проблем и противоречий в НОАК: структура Вооружённых сил оказалась недостаточно рациональной, управление войсками не опира лось на современные достижения военной науки, система объединённого
1 Статья подготовлена при поддержке гранта ДВО РАН (проект № 18 - 5 -040 «Кон -фликтный потенциал и зоны напряжённости на восточных рубежах России: струк турные трансформации и прогнозы развития»).
оперативного командования выстраивалась неэффективно. Таким образом, цель авторов — показать, как с помощью углублённых реформ китайское коммунистическое и военное руководство решает эти коренные проблемы, чтобы НОАК имела все возможности отстаивать государственный суверени -тет, безопасность и национальные интересы.
Ключевые слова: Китай, НОАК, вооружённые силы, военные реформы.
Reform of the People's Liberation Army of China at the Present Stage. Egor Razumov, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected]. Valery Mishin, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].
The article points out that the PLA is on a new round of deepening reforms. This process is a direct consequence of the most important strategic decision of the Chinese leadership and party. This decision includes the implementation of the social and political course "Chinese Dream", put forward by Xi Jinping in 2013, as well as the directions for creating a strong, modern army. China adapts to the world tendencies of combined arms reform, firmly adheres to the laws of the development of military construction. The PLA reforms are aimed at perspec -tives and high - tech renewal. The authors seek to show that the current stage of reform reflects the objective need for accelerating modernization. This is due to the fact that following the large scale use of information systems, intellectual weapons and other innovative technologies in the military sphere, modern forms of combat operations are continuously developing, new concepts of the world's development envisage tactics of "instant destruction". Presenting this topic, the authors proceeded from the premise that the PRC did not fight for more than 30 years and the lack of combat experience entailed many serious problems and contradictions in the PLA: the structure of the Armed Forces refused to be rational enough, the management of the troops did not rely on modern achieve ments of military science, the system of the unified operational command was built inefficiently. The goal of the authors is to show how and by what measures the Chinese Communist and military leadership resolves these root problems with the help of in - depth reforms so that the PLA has every opportunity to defend state sovereignty, security and national interests. Keywords: China, PLA, armed forces, military reforms.
ВВЕДЕНИЕ
Военная политика и военное строительство современного Китая
тесно оо
связаны с трансформацией внутренней и внешней политики страны. Изме - °
нения в этой политике, ставшие следствием прихода к власти в КНР «пято - ¡^
го поколения» руководителей во главе с Си Цзиньпином, повлекли за собой ^
переоценку внешних угроз и вызовов, модификацию оборонной доктрины, §
разработку новых концептуальных подходов в сфере военного строительства £
и в конечном итоге новые шаги в начатом ещё в конце прошлого века рефор -мировании Народно - освободительной армии Китая.
Содержание и последствия реформ в НОАК являются наиболее весомым практическим свидетельством целей и намерений китайского руководства в мировой и региональной политике, хотя эти намерения трактуются в за -висимости от взглядов и пристрастий политиков и экспертов. По этой при -чине данная тема постоянно находится в центре внимания российских и за рубежных исследователей, являясь предметом дискуссий и получая нередко противоположные оценки. Из российских исследователей наиболее активно и глубоко реформу НОАК рассматривают в своих публикациях В.Б. Кашин [1] и П.Б. Каменов [3]. Среди американских исследований можно выделить ра -боты Д. Шамбо [ 13], Э. О'Дауда [12], Г. Брауна [6], Р. Камфаузена [11] и Р. Фи -шера [10], среди китайских — Линь Чунпина [9], Яо Яньчжу [14] и Тун Хуйми -на [15]. При этом работы данных авторов охватывают преимущественно период до 2015 г., оставляя нам пространное поле для анализа проводимой в последние годы реформы Народно освободительной армии Китая, осуще ствляемой на основе военно - стратегической концепции «активной обороны в современных условиях».
В качестве источниковой базы использованы Белые книги КНР по обо -роне [25; 27—29], документы правительства КНР [24], КПК [30] и НОАК [20; 21; 22], выступления руководителей КНР [16; 26].
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМ
Новые шаги в реформировании НОАК, начатом ещё в 1990- е гг. и продол -женном в начале XXI в. [подробнее см.: 7; 8], связаны, прежде всего, с ростом экономических и технологических возможностей Китая, изменением между народной обстановки и позиционированием Китая как глобальной и ответ ственной державы. Официальные документы КНР делают акцент на том, что стремительно изменяющаяся международная обстановка ставит перед Кита ем новые вызовы и угрозы. Рост напряжённости в Азиатско Тихоокеанском регионе вызывает необходимость всемерно повышать готовность нацио нальных войск, чтобы противостоять угрозам суверенитету, территориаль ной целостности государства, экстремизму, социальной напряжённости, тер роризму, военным конфликтам [27; 28; 29]. Соответственно, первоочередной задачей в современных условиях является модернизация армии в интересах повышения обороноспособности и обеспечения национальной безопасности КНР [25]. НОАК должна соответствовать международному статусу КНР.
XIX съезд КПК нацелил руководство страны на совершенствование воен -¡Ё ной стратегии и потребовал от высшего военного руководства в XXI в. соз -оо дать такую боеспособную армию, которая могла бы противостоять внешней ° агрессии в случае вооружённого конфликта. В перечне задач присутству -¡Е^ ют модернизация сухопутных сил, ВМС, ВВС, ракетных подразделений и сил ^ стратегической поддержки, а также улучшение взаимодействия и комму -| никации руководителей зон боевого командования. Китайское руководство £ планирует к 2020 г. технически переоснастить вооружённые силы, повысить
информатизацию управленческих процессов, совершенствовать идеологи -ческую работу в войсках, довести боеготовность НОАК до уровня современ -ных требований [26].
В этих целях разработана новая концепция национальной безопасно -сти КНР, которая, как говорится в документе, «направлена на обеспечение великого процветания китайской нации», руководствуется «теоретическими идеями КПК», нацелена на «строительство безопасности большого государ -ства с китайской спецификой», содержит в себе «понятие ценностей госбез -опасности с китайской спецификой», рабочие идеи и дорожную карту реа -лизации концепции [35].
Долгое время рост военной мощи Китая оставался в тени его экономичес -ких успехов. Но в последние годы был совершён качественный рывок в тех -нологическом оснащении и организационно мобилизационной готовности национальных вооружённых сил. В настоящее время НОАК переживает пе риод трансформации и реформирования в полноценную современную ар мию, способную вести войну с применением передовых военных технологий и проводить операции в удалённых регионах мира.
Вышеупомянутая трансформация станет окончательным отходом от прежней модели массовой, преимущественно сухопутной, крестьянской по социальному составу армии, ориентированной на защиту национальной тер ритории, с опорой на численное превосходство и мощные мобилизационные механизмы. Китай стремится к созданию высокотехнологичных вооружённых сил, сопоставимых по уровню полевой выучки и оснащению с вооружённы ми силами США и Японии, которые воспринимаются в качестве основных по -тенциальных противников. Согласно современным концептуальным подхо дам новая китайская армия будет в состоянии демонстрировать свою мощь в глобальном масштабе, опираясь на океанский флот (включая авианосно -ударные группировки), стратегическую авиацию и военно - космические силы. Рубежом для реформирования НОАК в армию нового типа выбран 2020 г., а к 2050 г. она должна обрести способность побеждать в войнах с примене -нием высоких информационных технологий [2].
СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ
В рамках проводимой реформы в первой половине XXI в. происходит то -тальная перестройка штабной и организационно мобилизационной структу ры НОАК. На сегодняшний день нереформированным остаётся только Цен -тральный военный совет (ЦВС), который является основной руководящей единицей вооружённых сил КНР. Вместо Генерального штаба НОАК образо -ван Объединённый штаб, который осуществляет оперативное руководство всеми видами вооружённых сил. Командования видов вооружённых сил те перь подчиняются не ЦВС, а Объединённому штабу. В ходе реформ воору жённые силы Китая перешли на трёхуровневую систему оперативного объ единённого командования: ЦВС — военный округ — подразделение. Также были созданы командования видов вооружённых сил в военных округах с со ответствующими структурами управления: командование Сухопутных войск,
о_
<с
командование Военно морских сил, командование Воздушно десантных войск, а также командование Войск стратегической поддержки. Политичес кое управление ЦВС, насколько можно судить, ограничится лишь идеоло гической и пропагандистской работой. Управление тылового обеспечения примет часть функций Генерального штаба, за исключением некоторых фи нансовых операций. Управление разработкой вооружений и военной техники унаследует большинство функций прежнего Главного управления вооруже ний и военной техники. Кроме того, создаются Управление боевой подготов ки и Мобилизационное управление. Статусом отдельного управления обла дает канцелярия ЦВС [1].
В конце 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин вручил боевые знамёна командующим новыми родами войск. Второй артиллерийский корпус НОАК был преобразован в Ракетные войска стратегического назначения. Было соз -дано новое формирование — Войска стратегической поддержки [31]. Данные подразделения активно участвуют в боевых учениях на территории военных округов КНР [32].
Реформа военных округов Китая осуществляется исходя из принципа необходимости выполнения конкретных боевых задач, а также структурно инфраструктурных и промышленных возможностей страны. В дальнейшем не исключаются варианты сокращения числа военных округов и передисло -кация оставшихся в границах существующего гражданского территориаль ного разделения.
В рамках проводимой реформы 1 февраля 2016 г. в Пекине состоялась церемония, посвящённая созданию пяти зон боевого командования НОАК: Восточной (Нанкин), Южной (Гуанчжоу), Западной (Чэнду), Северной (Шэнь -ян) и Центральной (Пекин). После преобразования территориальных войско вых объединений почти все командующие упразднённых структурных единиц перешли на новые должности: Восточную зону боевого командования воз главил Лю Юэцзюнь (прибывший с должности командующего Ланьчжоуским военным округом), Западную — Чжао Цзунци (ранее командовал Цзинань ским военным округом), Южную — Ван Цзяочэн (с должности командующего Шэньянским округом), Северную — Сун Пусюань (экс глава Пекинского во енного округа), Центральную — Хань Вэйго (ранее занимал пост заместителя командующего Пекинским военным округом). Командующий Чэндуским во енным округом Ли Цзочэн и политкомиссар Ланьчжоуского военного округа Лю Лэй были назначены на должности командующего и политкомиссара Су хопутных войск соответственно; политкомиссар Пекинского военного округа Лю Фулянь также пошёл на повышение, возглавив политработу в Войсках стратегической поддержки [4].
Все эти новшества коренным образом изменили существовавший тради ¡Ё ционный уклад, при котором органы управления крупных военных округов, оо сформированные на основе сухопутных войск, отвечали как за командова -° ние, так и за управленческий цикл. При этом для совершенствования моби -¡Е^ лизационной готовности вооружённых сил внутри страны китайским руко -^ водством интенсивно развивается транспортная инфраструктура для того, | чтобы в случае необходимости своевременно и оперативно реагировать на £ вероятные военные угрозы для страны.
В рамках проведения военной реформы китайские власти уделяют особое внимание развитию и модернизации Военно морского флота НОАК. Постав лена задача отказа от традиционных установок обеспечения безопасности су хопутных и прибрежных территорий в пользу комплексной защиты прибреж ных районов и национальных интересов государства в открытом море [2]. Китайской стороной постоянно подчёркивается важность проведения с Рос сией ежегодных военных учений «Морское взаимодействие», развития мор ского сотрудничества с другими странами Азиатско -Тихоокеанского регио -на, использования сил ВМФ НОАК в миротворческих операциях ООН [25]. В качестве примера отмечается открытие первой китайской зарубежной базы в Джибути, основной задачей которой является охрана морских транспорт ных путей через Аденский залив. Для обеспечения безопасности в АТР ки -тайским ВПК разрабатываются противокорабельные баллистические ракеты наземного базирования DF -12D, способные поражать цели на расстоянии до 1500 км, тактические противокорабельные крылатые ракеты средней даль -ности класса YJ - 62, YJ -18 и нового типа YJ -12 [5]. После ряда технических доработок на полноценное боевое дежурство заступил авианосец «Ляонин». В планах правительства КНР в 2020 г. ввести в строй авианосец китайского производства проекта 001А, который будет иметь улучшенные характеристи -ки и технически более совершенное военное оборудование, а также будет способен выполнять стратегические задачи по всему миру.
На данный момент Китай не может создать полноценные авианосные груп пировки для обеспечения крупномасштабных боевых задач. Однако отчётливо прослеживается тенденция формирования специальных групп в составе уже действующего авианосца с эскадренным миноносцами «Куньмин» (тип 052D) и «Ланьчжоу» (тип 052С), эсминцев «Люйда» (тип 051), фрегатов «Цзянкай» (тип 054/054А) с применением ВВС НОАК, в числе которых реактивный бом -бардировщик Синьань Р 6, способный нести ядерное оружие; истребитель бомбардировщик Чэнду }-7 и многоцелевой самолёт - амфибия SH - 5 [5].
Проводимая военная реформа тесно увязывается с принципами единона чалия в войсках. В мае 2018 г. военным руководством КНР была утверждена новая редакция трёх уставов: Строевого устава НОАК [20], Дисциплинарного устава НОАК [21], Устава внутренней службы НОАК [22]. Данные докумен -ты подчёркивают прямое подчинение вооружённых сил руководству Комму нистической партии Китая, а именно председателю КНР Си Цзиньпину. Та -ким образом, отчётливо прослеживается централизация всей военной силы в одних руках.
Правительство не оставляет в стороне и социальные проблемы, напря мую затрагивающие интересы военнослужащих. 21 марта 2018 г. Госсо -вет КНР опубликовал «План углубления реформ партии и государственных структур» [30], который касается НОАК. Создаётся специальное министер - ¡ё ство, которое будет заниматься обеспечением отставных военных и повыше - °з нием статуса военнослужащего в обществе. Существенно меняются функции ° Министерства общественной безопасности (МОБ). В частности, контроль за ¡Е^ миграцией передаётся от МОБ единой Государственной миграционной служ - ^ бе, кроме того, вооружённая полиция больше не взаимодействует на по - § стоянной основе с таможенными органами КНР, а функции подразделений £
морской полиции полностью переходят в ведомство Вооружённой народной милиции. Также в структуре государственного аппарата КНР создаётся спе циальное подразделение, которое будет отвечать за предоставление соци альных льгот и поддержки бывшим военнослужащим, число которых дости гает порядка 57 млн чел. [9]. Кроме этого, базовым направлением в военной реформе НОАК является повышение статуса военнослужащего в обществе, усиление идеологической работы в войсках, предоставление льгот и возмож ностей для действующего личного состава НОАК.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ
В ходе реформ НОАК руководство КНР уделяет большое внимание инте -грации военного и гражданского производства [18]. После событий на пло -щади Тяньаньмэнь в Пекине 1989 г. западные государства наложили санкции на Китай в плане технологического сотрудничества. Однако стремительный рывок в гражданском производстве позволил сегодня китайскому руково дству компенсировать технологическое отставание от других стран.
Несмотря на то, что невоенное производство более значимо в экономи ке Китая, исключительно оборонные заказы обеспечивают национальным во енно промышленным корпорациям особую поддержку государства и служат важным критерием оценки госорганами деятельности их менеджмента. Об щей тенденцией последнего времени является внутренняя реструктуризация военно промышленных корпораций с объединением активов в дочерние хол динговые компании (их может быть от 6 до 30 в составе одной корпорации) и попытки вывести эти холдинговые компании на фондовые рынки матери -кового Китая и Гонконга. При этом особенности китайского рынка ценных бу маг, предполагающего деление акций китайских компаний на несколько ти пов, доступных либо иностранным, либо китайским покупателям, позволяют исключить переход контроля над любым предприятием оборонной промыш ленности в руки иностранцев [1].
Кроме этого, китайские власти поощряют участие частного бизнеса в вы полнении оборонного заказа в качестве субподрядчиков по отношению к бо лее крупным государственным компаниям. В октябре 2008 г. Министерством промышленности и информатизации была опубликована «Инструкция об уча стии негосударственных предприятий в развитии оборонной промышленно сти» [19], предписывающая, помимо всего прочего, «поощрять и привлекать частный капитал к вхождению в сферу развития оборонной промышленно сти», а также стимулировать участие частных компаний в конкурентной борь бе за право выполнять оборонные заказы. Частные предприятия, участвующие ¡Ё в производстве продукции военного назначения, проходят специальную проце -оо дуру сертификации в Министерстве промышленности и информатизации КНР. ° Также в программном документе КПК «Интерпретация важных вопросов
¡Е^ „13 - ой пятилетки" по объединению научно - технического гражданского и во -^ енного развития» от 2016 г. намечены следующие меры: | 1. Координация и взаимодействие военно - промышленного комплекса
£ и гражданского производства.
2. Внедрение в военно гражданскую интеграцию и совместные научные проекты фундаментальных исследований и новейших достижений нау ки и техники.
3. Внедрение системы поощрения научно технических достижений граж данского и военного производств. Охрана интеллектуальной собствен ности.
4. Поиск и создание условий финансового обеспечения военно граждан ской интеграции. Поощрение создания гражданско военных НИИ но вого типа.
5. Создание «интеллектуальных войсковых подразделений», научных «мозговых центров» нового типа. Обеспечение их инновационными во енно гражданскими кадрами.
6. Создание научно обоснованной системы военно гражданской интегра ции и совершенствование партийно политического курса в этом на правлении [33].
Начатая масштабная реформа вооружённых сил КНР, безусловно, требует немалых финансовых расходов. На сегодняшний день Китай является второй по величине экономикой мира. В 2016 г. объём её составил 11 трлн долла -ров. При таких возможностях КНР может позволить себе увеличение воен ного бюджета.
В период с 1988 по 1997 г. КНР медленно, но непрестанно наращивала расходы на армию. С 1998 по 2007 г. их среднегодовой рост составил 15,9%. За последние 10 лет при среднегодовом приросте государственных доходов в 14,87% увеличение военных затрат составило 12,43%. Эти цифры подтвер -ждают, что процесс роста военных расходов и государственных доходов идёт синхронно. В отличие от некоторых других государств Китай не стремится скрывать, куда и на что тратятся выделенные средства. С 1978 г. правитель -ство страны ежегодно публикует свой военный бюджет, а с 1998 г. регуляр -но выходит в свет Белая книга по обороне, в которой публикуются данные об объёмах расходов на армию, сфере применения этих расходов и их аудит. Кроме того, в соответствующие структуры ООН регулярно предоставляются сведения о военных расходах за текущий финансовый год. По оценкам аме риканских экспертов, Китай тратит гораздо больше на оборону, чем офици ально сообщает, и, несмотря на замедление экономического роста, постоянно увеличивает свой военный бюджет. Министерство обороны США оценивает, что общие расходы Китая, связанные с обороной, в 2016—2017 гг. превыси -ли 180 млрд долл. США. Однако, как считают американские эксперты, реаль -ная оценка оборонных расходов остаётся сложной, в основном из за непро зрачной отчётности [5].
Согласно докладу правительства КНР расходы на оборону в 2018 г. вырас -тут на 8,1% и превысят сумму в 1,11 трлн юаней (около 175 млрд долл. США). ¡ё Для сравнения: в 2017 г. расходы на оборону были увеличены пример - °з но на 7,6% (около 146 млрд долл. США), в 2015 г. расходы составили ^ 887 млрд юаней (144,2 млрд долл. США по курсу на март 2015 г.), что на ¡Е^ 10,1% превышало показатель 2014 г. Основными направлениями расходов ^ на оборону являются: 1) инвестиции в военное оборудование и снаряжение; § 2) улучшение качества боевой подготовки; 3) поддержка реформы кадрового £
состава НОАК; 4) социальное обеспечение солдат и офицеров [34]. Авторы считают, что данные показатели говорят о стремлении китайского военно го руководства сделать качественный рывок в технологическом формирова нии НОАК, так как в современных военных конфликтах главную роль играет технологическое превосходство и оснащение личного состава.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преимущественно сухопутная НОАК с солдатами, пришедшими, главным образом, из деревень или маленьких городов, ушла в прошлое. Будущее — за более сбалансированными китайскими вооружёнными силами с большим удельным весом высокотехнологичных родов войск и хорошо подготовлен ным личным составом, включая прекрасно образованные офицерские кадры.
Вместе с тем реформа НОАК ещё не окончена. Как отметил Си Цзиньпин на совещании высшего военного руководства страны в январе 2018 г., к на -стоящему времени преобразования армии «в основном завершены». Пред ставленный в статье анализ даёт основание полагать, что реформа НОАК преследует цели строго оборонительного характера. Военная политика и во енно стратегический курс руководства Китая исходит от «активной обороны» с целью создания армии нового типа, способной защитить национальные ин тересы страны и поддерживать мир в регионе. Реформа сопровождается ли квидацией либо кардинальной реорганизацией некоторых структур, создан ных коммунистами ещё в период гражданской войны 1930- х гг.
Авторы полагают, что в дальнейшем НОАК будет развиваться аналогично вооружённым силам других высокоразвитых государств, с упором на меж видовое взаимодействие, мобильность и постоянную боеготовность. Вместе с тем механизмы и национальные особенности идеологической работы в вой сках останутся неизменными.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Баранова М.С., Кашин В.Б., Макиенко К.В. Оборонная промышленность и торгов -ля вооружениями КНР / Российский институт стратегических исследований. М., 2013. 272 с.
2. Губин А.В. Военно - морские силы как инструмент современной политики Китай -ской Народной Республики // Россия и АТР. 2018. № 1. С. 187-202.
3. Каменов П.Б. Военно - промышленный комплекс КНР на современном этапе // ■j Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 1. С. 122—136.
^ 4. Маначинский А. КНР: от военных округов к зонам боевого командования. URL: £ http://eurasian - defence.ru/?q=node/37072 (дата обращения: 27.05.2018).
^ 5. Annual Report to Congress. Military and Security Developments Involving the People's ^ Republic of China 2017. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/
s pubs/2017_China_Military_Power_Report.pdf (дата обращения: 15.05.2018).
§ 6. Brown H., Prueher J.W., Segal A. Chinese Military Power: Report of an Independent £ Task Force. New: Council on Foreign Relations Press, 2004. 106 p.
7. Chen Ou. The Characteristics of China's National Security // Journal of Politics and Law. Vol. 4. No. 1. March 2011. P. 84-93.
8. Chong - Pin Lin. Chinese Military modernization: Perceptions, Progress, and Prospects // Security Studies. Vol. 3. 1994. Iss. 4. P. 718-753.
9. Chow E.K. How Chinese Veterans Could Derail President Xi's Plans. URL: https:// thediplomat.com/2018/05/how - chinese - veterans - could - derail - president - xis - plans (дата обращения: 27.05.2018).
10. Fisher R.D. Jr. China's Military Modernization Building for Regional and Global Reach. London: Praeger, 2008. 344 p.
11. Kamphausen R., Lai D., Scobell A. The PLA at Home and Abroad: Assessing the Operational Capabilities of China's Military. Carlisle, PA: Strategic Studies Institute, U.S. Army War College, 2010. 654 p.
12. O'Dowd E. Chinese Military Strategy in the Third Indochina War: the Last Maoist War. New York: US Army College, 2004. 257 p.
13. Shambaugh D. Power Shift. China and Asia's New Dynamics. Los Angeles: University of California Press, 2005. 404 p.
14. Yao Yanzhu. The Evolution of Military Doctrine of the Chinese People's Liberation Army from 1985 to 1995 // Korean Journal of Defense Analysis. Vol. 7. 1995. Iss. 2. P. 57-80.
15. йШВД.Й^Й^^Шя^^Ш&^^Ж = Дун Хуймин. О тактике и результатах борьбы с коррупцией Си Цзиньпина в вооружённых силах. URL: http://www.mnd. gov.tw/NewUpload/files/DSAA- Vol6Issue2 -
0J(1).pdf (дата обращения: 27.05.2018).
16. = Ли Ливэй. Краткий анализ Военной мыс -ли Дэн Сяопина в новый период. URL: http://www.cssn.cn/jsx/jszkjsx/jssx_ jsx/201510/P020151015297482183435.pdf (дата обращения: 02.06.2018).
17. = Сюй Пин. История военных окру -гов после образования Нового Китая. URL: http://cpc.people.com.cn/ BIG5/218984/222139/14777170.html (дата обращения: 25.05.2018).
18.
Щ = Си Цзиньпин: приступить к реализации стратегии гражданской и военной интеграции. Открыть новую эру в гражданско военной интеграции. URL: http:// www.xinhuanet.com/politics/2018-03/02/c_1122478435.htm (дата обращения: 26.05.2018).
19. Ф^Ш^^ШШК^ЙШнЛйШн' = Инструкция об участии него -сударственных предприятий в развитии оборонной промышленности. URL: http:// www.gov.cn/gzdt/2007 -03/02/content_539610.htm (дата обращения: 20.05.2018).
20. = Строевой устав НОАК. URL: http://www.81.cn/ jmywyl/2018-04/19/content_8008263.htm (дата обращения: 02.05.2018).
21. ^ЩАШШЖ^Щ^'ч- = Дисциплинарный устав НОАК. URL: http://www.81 .cn/ jwzl/2018-04/18/content_8007540.htm (дата обращения: 02.05.2018).
22. = Устав внутренней службы НОАК. URL: http://www.mod. gov.cn/topnews/2018 -04/17/content_4809634.htm (дата обращения: 02.05.2018).
23. ФШЙ^ФШШЖШШШШ^ДШШ* = На китайской базе в Джибути ^ вводятся специальные значки. URL: http://military.china.com/news/568/20180507/ "т 32384296.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 14.05.2018). °
24. ^^^^^Ж^Ш^^ЩЩШШШЖ^^Ш» = Государственный совет КНР ^ опубликовал Уведомление государственного совета КНР «План углубления ре - ^ форм партии и государственных органов». URL: http://www.xinhuanet.com/ g zgjx/2018-03/21/c_137054755_7.htm (дата обращения: 04.04.2018). °
25. ФЩЙЖ^Ф^^^ЙЖ = Политика Китая по сотрудничеству в сфере безопас -ности в Азии. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2017 - 01/11/c_1120290045. htm (дата обращения: 05.05.2018).
26. = Си Цзиньпин: Доклад на 19 - м На -циональном съезде Коммунистической партии Китая. URL: http://www.xinhuanet. com/politics/19cpcnc/2017-10/27/c_1121867529.htm (дата обращения: 05.05.2018).
27. 0 = Китайская военная стратегия (2015 год). URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2015 -05/26/content_4617812.htm (дата обра -щения: 05.05.2018).
28. = Разнообразное применение вооружённых сил Ки -тая. URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2013-04/16/content_4617811.htm (дата обращения: 05.05.2018).
29. 2 0 1 0 = Белая книга по обороне Китая 2010 год. URL: http:// www.mod.gov.cn/regulatory/2011-03/31/content_4617810.htm (дата обращения: 05.05.2018).
30. ^^^^^Ж^Ш^^ШЩШШШЖ^^Ш»» = Центральный комитет Комму -нистической партии Китая «План углубления реформ партии и государственных структур». URL: http://www.xinhuanet.com/2018-03/21/c_1 122570517.htm (дата обращения: 02.04.2018).
31. ад^Фял шшшшшштштш^штхтп = Си цзинь -
пин вручил военные флаги ракетным войскам и войскам стратегической под держки НОАК и выступил с наставлением. URL: http://cpc.people.com.cn/BIG5/ n1/2016/0102/c64094 - 28003839.html (дата обращения: 07.01.2017).
32. = Китай успешно проводит наземные испытания технологии перехвата противоракетной системы. URL: http://www.81. cn/jmywyl/2018 -02/06/content_7934003.htm (дата обращения: 05.05.2018).
33. = Интерпретация важных вопросов «13 - ой пятилетки» по объединению научно - технического граждан -ского и военного развития. URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2017 -08/23/ content_4789748.htm (дата обращения: 05.05.2018).
34. = Бюджетные расходы Китая на оборону в 2018 году. URL: http://www.81.cn/syjdt/2018 -03/06/content_7961956.htm (дата обращения: 05.05.2018).
35. = Чжун Гоань. Написание новой главы национальной безопасности. Руководствуясь общей кон цепцией национальной безопасности Генерального секретаря Си Цзиньпина. URL: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2017 -04/15/c_1120788993.htm (дата обраще -ния: 28.05.2018).
REFERENCES
1. Baranova M.S., Kashin V.B., Makiyenko K.V. Oboronnaya promyshlennost i torgov-lya vooruzheniyami KNR [Defense Industry and Arms Trade of the People's Repub -■j lic of China]. Rossiyskiy institut strategicheskikh issledovaniy. Moscow, 2013, 272 p.
^ (In Russ.)
jj 2. Gubin A.V. Voyenno - morskiye sily kak instrument sovremennoy politiki Kitayskoy ^ Narodnoy Respubliki [PLA Navy as a Main Promoter of Contemporary China's Na -
tional Interests]. Rossija i ATR, 2018, no. 1, pp. 187—202. (In Russ.) s 3. Kamenov P.B. Voyenno - promyshlennyy kompleks KNR na sovremennom etape g [The Military- Industrial Complex of the PRC at the Present Stage]. Problemy Dalne-
° go Vostoka, 2016, no. 1, pp. 122—136. (In Russ.)
4. Manachinskiy A. KNR: ot voyennykh okrugov k zonam boyevogo komandovaniya [PRC: from Military Districts to Zones of Military Command]. Available at: http:// eurasian - defence.ru/?q=node/37072 (accessed 27.05.2018). (In Russ.)
5. Annual Report to Congress. Military and Security Developments Involving the Peo -ple's Republic of China 2017. Available at: https://www.defense.gov/Portals/!/ Documents/pubs/2017_China_Military_Power_Report.pdf (accessed 15.05.2018). (In Eng.)
6. Brown H., Prueher J.W., Segal A. Chinese Military Power: Report of an Independent Task Force. New York, Council on Foreign Relations Press Publ., 2004, 106 p. (In Eng.)
7. Chen Ou. The Characteristics of China's National Security. Journal of Politics and Law, vol. 4, no. 1, March 2011, pp. 84-93. (In Eng.)
8. Chong - Pin Lin. Chinese Military Modernization: Perceptions, Progress, and Pros -pects. Security Studies, vol. 3, 1994, iss. 4, pp. 718—753. (In Eng.)
9. Chow E.K. How Chinese Veterans Could Derail President Xi's Plans. Available at: https://thediplomat.com/2018/05/how - chinese - veterans - could - derail - president -xis - plans (accessed 27.05.2018). (In Eng.)
10. Fisher R.D. Jr. China's Military Modernization Building for Regional and Global Reach. London, Praeger Publ., 2008, 344 p. (In Eng.)
11. Kamphausen R., Lai D., Scobell A. The PLA at Home and Abroad: Assessing the Operational Capabilities of China's Military. Carlisle, PA, Strategic Studies Institute, U.S. Army War College Publ., 2010, 654 p. (In Eng.)
12. O'Dowd E. Chinese Military Strategy in the Third Indochina War: the Last Maoist War. New York, US Army College Publ., 2004, 257 p. (In Eng.)
13. Shambaugh D. Power Shift. China and Asia's New Dynamics. Los Angeles, University of California Press Publ., 2005, 404 p. (In Eng.)
14. Yao Yanzhu. The Evolution of Military Doctrine of the Chinese People's Liberation Army from 1985 to 1995. Korean Journal of Defense Analysis, vol. 7, 1995, iss. 2, pp. 57—80. (In Eng.)
15. [Hui - Ming Tung. A Study on Xi Jinping's Stratagem, Effects for PLA Remediation and Anti - Corruption]. Available at: http:// www.mnd.gov.tw/NewUpload/files/DSAA - Vol6Issue2 -$^_fiEM(1).pdf (accessed 27.05.2018). (In Chin.)
16. [On Deng Xiaoping's Military Thought in the New Period]. Available at: http://www.cssn.cn/jsx/jszkJsx/jssx_jsx/201510/ P020151015297482183435.pdf (accessed 02.06.2018). (In Chin.)
17. [Xu Ping. The Evolution of the Military Re -gions after the Founding of New China]. Available at: http://cpc.people.com.cn/ BIG5/218984/222139/14777170.html (accessed 25.05.2018). (In Chin.)
18.
M [Xi Jinping: Really Focusing on Practice, Firmly Implementing the Military and Civil Integration Development Strategy, Opening up a New Situation for the In depth De velopment of Military and People Integration in a New Era]. Available at: http://www. xinhuanet.com/politics/2018-03/02/c_1 122478435.htm (accessed 26.05.2018). (In Chin.) ^
19. - public Economy Partici -pates in the Guidance of National Defense Science and Technology Industry Con - ^ struction]. Available at: http://www.gov.cn/gzdt/2007-03/02/content_539610.htm (accessed 20.05.2018). (In Chin.) ^
20. ^SAfö^Ä^I^^^ [Alignment Order of the Chinese People's Liberation Army]. Available at: http://www.81.cn/jmywyl/2018 -04/19/content_8008263.htm | (accessed 02.05.2018). (In Chin.) °
21. [Discipline Order of the Chinese People's Liberation Army]. Available at: http://www.81.cn/jwzl/2018 -04/18/content_8007540.htm (ac -cessed 02.05.2018). (In Chin.)
22. [The Chinese People's Liberation Army's Domestic Regula -tions]. Available at: http://www.mod.gov.cn/topnews/2018-04/17/content_4809634. htm (accessed 02.05.2018). (In Chin.)
23. [China's Djibouti Support Base Troops Will Wear Special Breast Badges]. Available at: http://military.china.com/ news/568/20180507/32384296.html?utm_referrer=https°/o3A0/o2F°/o2Fzen.yandex. com (accessed 14.05.2018). (In Chin.)
24. ^^^«M—^WS^tt^^A^» [The Central Committee of the Communist Party of China has Issued the "Strengthening Program for Deepen -ing Party and State Institutional Reform"]. Available at: http://www.xinhuanet.com/ zgjx/2018-03/21/c_137054755_7.htm (accessed 04.04.2018). (In Chin.)
25. ^S^A^^^i^^ [China's Asia - Pacific Security Cooperation Policy]. Avail -able at: http://www.xinhuanet.com/wor]ld/2017 - 01/11/c_1 120290045.htm (ac -cessed 05.05.2018). (In Chin.)
26. at the 19th National Congress of the Communist Party of China]. Available at: http://www.xinhuanet.com/politics/ 19cpcnc/2017 - 10/27/c_1 121867529.htm (accessed 05.05.2018). (In Chin.)
27. 0 [China's Military Strategy (2015)]. Available at: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2015 -05/26/content_4617812.htm (accessed 05.05.2018). (In Chin.)
28. [Diversification of the Chinese Armed Forces]. Available at: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2013-04/16/content_4617811.htm (accessed 05.05.2018). (In Chin.)
29. 2 0 1 0 ^^S№S^[China's National Defense in 2010]. Available at: http://www. mod.gov.cn/regulatory/2011-03/31/content_4617810.htm (accessed 05.05.2018). (In Chin.)
30. t^tAW^^—^WS^tt^^A^» [The Central Committee of the Com -munist Party of China Prints a Plan to Deepen the Reform of the Party and State In stitutions]. Available at: http://www.xinhuanet.com/2018 -03/21/c_1 122570517.htm (accessed 02.04.2018). (In Chin.)
31. [Xi Jinping Awarded the Military Flag to the Chinese People's Liberation Army and Army Rockets Strategic Support Unit]. Available at: http://cpc.people.com.cn/BIG5/n1/2016/0102/ c64094 28003839.html (accessed 07.01.2017). (In Chin.)
32. tS^aiTl^t&E^S^K^i^M [China Successfully Performs Land - based Midcourse Anti - missile Interception Technology Test]. Available at: http://www.81. cn/jmywyl/2018 -02/06/content_7934003.htm (accessed 05.05.2018). (In Chin.)
33. [Authoritative Inter -pretation of Hot Issues in the "Thirteenth Five -Year Plan"]. Available at: http://www. mod.gov.cn/regulatory/2017 -08/23/content_4789748.htm (accessed 05.05.2018).
^ (In Chin.)
== 34. 2018^ISISI^®#AA[China's National Defense Budget Expenses in 2018]. g Available at: http://www.81.cn/syjdt/2018 -03/06/content_7961956.htm (accessed
^ 05.05.2018). (In Chin.)
£ 35. [Zhong Guoan.
s Writing a New Chapter of National Security Guided by General Secretary Xi Jinping's
g Overall National Security Concept]. Available at: http://www.qstheory.cn/dukan/
° qs/2017-04/15/c_1120788993.htm (accessed 28.05.2018). (In Chin.)