Научная статья на тему 'Особенности глобальной конкуренции на примере ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева»'

Особенности глобальной конкуренции на примере ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова М.В., Бурова А.В., Федорова Н.В.

Проблема конкурентоспособности отечественных предприятий, в условиях глобализации мировой экономики, на сегодняшний день становится одной из ключевых для российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности глобальной конкуренции на примере ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева»»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

ка системы оценки эффективности маркетинговой деятельности подобна проектированию приборного щитка автомобиля. Она позволяет определить значимую информацию по управлению стратегией компании, в то время как другие менее важные индикаторы можно опустить или предоставить только по требованию. Такое сравнение позволяет показать, что данная система должна включать в себя наиболее важные показатели для оценки степени продвижения компании к цели.

Разработка систем контроля для оценки успешности маркетинговой деятельности на уровне товарно-рыночных позиций и отдельных мероприятий предполагает получение ответов на четыре важных вопроса:

• Кому и какая именно информация нужна?

• Когда и как часто нужна информация?

• Каким образом необходимо предоставлять информацию (способ, формат, уровень, агрегирование).

• Какие непредвиденные обстоятельства следует предусматривать? [1]

Первая и самая главная цель маркетинга - это уровень продаж, которого достигает компания (предприятие) или отдельная позиция «товар/рынок». Из этого и следует самый первый и один из важных вопрос: Кому нужна информация по сбыту? Она нужна руководству высшего уровня, руководителям другой сферы, менеджерам по маркетингу. Из данного вопроса следует анализ маркетинговой среды, а именно: анализ сбыта; анализ сбыта по территориям; анализ сбыта по продуктам; анализ сбыта по размерам заказа; анализ сбыта по покупателям; факторы объема продаж/доли рынка; постатейный анализ прибыли и расходов.

Следующий вопрос необходим по той причине, что своевременность является ключевым критерием при разработке системы оценки эффективности маркетинговой деятельности. Менеджеры часто отслеживают информацию об эффективности - не важно, касается он продаж, прибыли или расходов - с определенной периодичностью, поскольку у них нет времени или надобности оценивать эффективность по каждой позиции ежеминутно.

Отвечая на вопрос «как предоставлять информацию?», следует понимать, что обладание нужной и своевременной информацией и ее представление таким образом, чтобы ее можно было легко и быстро использовать - разные вещи.

Последний по списку, но не последний по значимости вопрос о непредвиденных обстоятельствах.

Поскольку все стратегии и программы основаны на предположениях, которые возможны в будущем, они подвержены риску. Поэтому необходимо следовать процессу планирования на случай непредвиденных обстоятельств, которые включают следующие элементы: идентификацию важнейших предположений; определение вероятности того, что предположения окажутся верными; ранжирование важности предположений; мониторинг и контроль плана действий; установку «триггеров» которые будут активизировать план на случай непредвиденных обстоятельств; и подробное изложение альтернативных вариантов ответной реакции [3].

Резюмируя вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы:

• Успешное проектирование, как системы стратегического контроля, так и системы оценки успешности маркетинговой деятельности помогает обеспечить достижение запланированных результатов.

• Системы контроля, которые обеспечивают необходимую информацию, - с использованием способов, форматов, уровней агрегирования и в сроки, которые нужны и удобны пользователям, — могут являться важными источниками создания конкурентного преимущества. Мы обсудили четыре ключевых вопроса, которые должны рассмотреть разработчики таких систем.

• Время от времени полезно отвлечься от повседневных результатов и внимательно рассмотреть на маркетинговую эффектность компании в целом с точки зрения более длительного периода времени. Маркетинговый аудит является полезным инструментом для проведения такой оценки.

Библиографические ссылки

1. Жан-Клод Ларреше (Jean-Claude Larreche), профессор маркетинга Европейского института делового администрирования INSEAD. Оковы стереотипов маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2006/03/17/sistema_ocenkijeffe ktivnostim URL: arketingovojj_dejatelnosti.html.

2. Соловьев Б. А. Маркетинг. М. : Инфра-М, 2009.

3. Стратегический план. Управление в маркетинге [Электронный ресурс]. URL: http://www. strategplann.ru/upravlenie-v-marketinge/metody-otsenki-effektivnosti-marketingovoj-dejatelnosti.htm.l.

© Бажанова М. А., 2012

УДК 338.4

М. В. Баранова, А. В. Бурова Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ» ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА»

Проблема конкурентоспособности отечественных предприятий, в условиях глобализации мировой экономики, на сегодняшний день становится одной из ключевых для российского бизнеса.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Можно выделить два варианта выхода из сложившейся ситуации: либо отечественный предприниматель начинает равняться на «правила игры» глобальной экономической системы, либо его опередят коллеги из стран с более высокими показателями конкурентоспособности.

Способность российских компаний и их руководителей на такое кардинальное изменение курса - вот, что будет закладывать основы конкурентоспособности на уровне каждого предприятия. Если вспомнить, то именно такие факторы, как качество менеджмента и инвестиции в развитие человеческого потенциала обусловили многие экономические прорывы, на которые мы сегодня ссылаемся как на классические примеры резкого, скачкообразного повышения конкурентоспособности. И опыт компаний-лидеров «японского экономического чуда», и многие другие истории «внезапного», не обусловленного внешними обстоятельствами, международного успеха отдельных предприятий свидетельствуют об этом.

В настоящее время ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» - одно из ведущих предприятий российской космической отрасли. Космические аппараты ОАО «ИСС» составляют 2/3 орбитальной группировки России. ОАО «ИСС» владеет технологиями полного цикла создания космических комплексов от проектирования до управления космическими аппаратами на всех орбитах - от низких круговых до геостационарных. За время своей деятельности предприятие принимало участие в реализации более чем 30 космических программ в областях связи, ретрансляции телевидения, навигации, геодезии и научных исследований. Было спроектировано, изготовлено и запущено порядка 50 различных типов космических аппаратов, отличающихся высокой надежностью и предназначенных для использования на низкой круговой, круговой, высокоэллиптической и геостационарных орбитах. Если посчитать количество космических аппаратов для работы на всех типах орбит, то это свыше 1160 штук, на основе которых было сформировано более 40 многоспутниковых систем, что само собой говорит о масштабности проделанной работы [1].

В наши дни, грамотно поступающие компании все более пристальное внимание уделяют качеству управления ресурсами, снижению издержек ведения бизнеса и повышению эффективности своей деятельности на рынке в стратегическом плане. Качество человеческого капитала фирмы становится главным конкурентным преимуществом, поскольку в современной экономике основой успеха являются инновации, которые предлагаются и реализуются человеком. Мотивация персонала, наличие лидера и дружной целеустремленной команды, организационная культура предприятия, адаптивность к постоянно происходящим изменениям во многом определяют конечный финансовый результат деятельности хозяйственной единицы. Этой позиции придерживается и старается следовать в полной мере ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева».

В 2006 году предприятие ОАО «ИСС» приступило к изготовлению двух спутников серии «Экспресс-Ам» в кооперации с фирмой А1са1е1А1ета8расе - «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ44». Первый спутник был изго-

товлен и выведен на орбиту 28 января 2008 года - спустя 18 месяцев с момента вступления контракта в силу. Этот показатель соответствует современным требованиям мирового рынка и свидетельствует о том, что ОАО «ИСС» сумело в полной мере преодолеть все сложности и барьеры (языковые, технологические, нормативно-технические, юридические), которые существовали между предприятиями, входящими в сложную интернациональную кооперацию. Второй аппарат был запущен в космос 11 февраля 2009 года.

Успешная реализация совместных проектов позволила ОАО «ИСС»: 1. Приобрести авторитет на международном рынке и стать равноправным его участником; 2. Продемонстрировала конкурентоспособность технических решений и технологий, которыми обладает предприятие и российская кооперация; 3. Подтвердила квалификацию и готовность ОАО «ИСС» к реальной интеграции в международную спутниковую кооперацию; 4. Способствовала освоению новых технологий, стандартов, подходов к проектированию, наземной экспериментальной отработке и испытаниям; 5. Способствовала созданию и совершенствованию производственной и испытательной базы; 6. Способствовала росту квалификации работников ОАО «ИСС»; 7.Ускорила его организационное и кадровое обновление [2].

ОАО «ИСС» отвечает за космический сегмент системы и является головным предприятием по разработке и созданию навигационных космических аппаратов. В рамках новой Федеральной космической программы, рассчитанной до 2015 года, ОАО «ИСС» завершает работы по развёртыванию и поддержанию в эксплуатации спутников своей глобальной многоуровневой многофункциональной информационной системы 4-го поколения и приступило к созданию информационной спутниковой системы 5-го поколения.

Многолетний опыт создания космических аппаратов, квалифицированный персонал, высокие технологии, современное производство и надежные деловые партнеры позволяют ОАО «ИСС» занимать позицию российского лидера спутникостроения и успешно действовать в условиях рыночной конкуренции.

Главную задачу последнего десятилетия - сохранение уникального производства, инженерно-технического и управленческого персонала, опыта и традиций - предприятие успешно выполнило и в настоящее время осуществляет реализацию принятых Советом безопасности РФ, президентом РФ и правительством РФ решений, направленных на обеспечение необходимого уровня обороноспособности и стратегической безопасности России на длительную перспективу. Поставленные перед компанией задачи будут несомненно выполнены, а нам лишь стоит пожелать удачи и ждать дальнейших грандиозных побед в этой сфере деятельности.

Библиографические ссылки

1. Разработка стратегии развития ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» [Электронный ресурс]. URL: http://knowledge.allbest.ru.

2. Международное сотрудничество [Электронный ресурс]. URL: http://www.iss-reshetnev.ru.

© Баранова М. В., Бурова А. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.