Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества производственного предприятия'

Конкурентные преимущества производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРОИЗВОДСТВО / COMPETITION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE STRATEGIES / MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аленкина Д.В., Федорова Н.В.

Рассматриваются конкурентные преимущества производственного предприятия. Особое внимание уделяется долгосрочным перспективам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE MANUFACTURING ENTERPRISE

This article discusses the competitive advantages of the manufacturing enterprise. Special attention is paid to long-term prospects.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества производственного предприятия»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космические комплексов

УДК 338.33

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Д. В. Аленкина, Н. В. Федорова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Alenkina.daria@yandex.ru

Рассматриваются конкурентные преимущества производственного предприятия. Особое внимание уделяется долгосрочным перспективам.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные стратегии, производство.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE MANUFACTURING ENTERPRISE

D. V. Alenkina, N. V. Fedorova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Alenkina.daria@yandex.ru

This article discusses the competitive advantages of the manufacturing enterprise. Special attention is paid to long-term prospects.

Keywords: competition, competitiveness, competitive strategies, manufacturing.

Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным преимуществом перед конкурентами. Основой любой современной организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование различных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность [1]. В настоящее время конкуренция имеет тенденцию к ужесточению практически на всех уровнях рыночных отношений. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать. Эти преимущества получили название конкурентные преимущества.

«Под конкурентным преимуществом понимается способность компании действовать в одном или нескольких направлениях, в которых конкуренты не хотят или не имеют возможности соответствовать уровням создаваемой ею ценности и издержек» [2]. Существует и другое определение: «Конкурентное преимущество системы - обладаемая системой какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами» [3].

Наиболее важные конкурентные преимущества:

- прибыльность производства;

- вид инновационной деятельности;

- уровень производительности труда;

- уровень эффективности стратегического планирования и управления фирмой;

- адаптивность и другие [4].

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» является ведущим российским предприятием в области создания спутников связи, телевещания, ретрансляции информации,

навигации и геодезии, а также по проектированию, производству и удовлетворению спроса на качественную конкурентно-способную антенную продукцию и телекоммуникационных систем. Компания предлагает проверенные решения для беспроводной фиксированной связи.

Одной из долгосрочных целей АО «ИСС» является становление самой лучшей и конкурентоспособной Российской компанией по производству спутников связи нового поколения, антенной продукции и телекоммуникационных систем.

Чтобы сохранить позиции в условиях растущего конкурентного давления, предприятию приходится следовать новым правилам игры: участвовать в создании крупных специализированных холдингов с привлечением иностранных партнеров, запускать аутсор-синговые программы, диверсифицировать производство. АО «ИСС» - активный участник этого процесса. В ближайшем будущем предприятие возглавит мощную корпорацию ОАО «РЕШЕТНЕВ» («Информационные спутниковые системы»), которая формируется Федеральным космическим агентством и призвана создавать конкурентоспособную продукцию для российских и зарубежных потребителей.

Основное направление долгосрочной стратегии развития АО «ИСС» - освоение новых рынков и выпуск новых продуктов на основе космических технологий. Планируется, что около 50 % продукции будущего холдинга будет приходиться на диверсифицированные производства. Это позволит корпорации быть гибкой и устойчивой в любых экономических условиях.

Создаваемая же ракетно-космическая корпорация собирается выйти на фондовый рынок, приобрести рыночную стоимость. Такая форма организации по-

Решетневские чтения. 2017

зволит значительно облегчить выполнение зарубежных заказов. Ведь для полной загрузки предприятий корпорации необходимо, чтобы не менее 40 % продукции поставлялось на внешний рынок.

Поскольку конкуренция на этом рынке сильнейшая, то АО ИСС собирается привлечь и иностранный капитал.

Заключены контракты с ФГУП «Космическая связь» на изготовление пяти геостационарных спутников тяжелого класса «Экспресс-АМ». Это самые мощные в своем классе отечественные спутники.

Новые «Экспресс-АМ» устанавливаются на базе усовершенствованной платформы, впервые использованной на спутнике «Сесат».

В кооперации с французской фирмой Alcatel Space создаются четыре спутника («Экспресс-АМ22», АМ11, АМ2 и АМ3), а совместно с японской фирмой NTSpace SystemsLtd (NEC) - «Экспресс-АМ1». Активный срок эксплуатации всех спутников определен в 12 лет.

Вторая крупная программа АО ИСС связана с воплощением в жизнь Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (2002-2011 гг.). Она разделена на две части. Первая предусматривает изготовление аппаратов «Глонасс-М», вторая - «Гло-насс-К».

Таким образом, несмотря на постоянное изменение ситуации на мировом рынке, крупнейшими производителями геостационарных спутников связи остаются упомянутые выше компании. Именно они определяют современный уровень спутников связи их технических и эксплуатационных характеристик, а также сроков поставки и удельной стоимости. При определении уровня целевых характеристик, которыми должна обладать продукция разработки АО «ИСС» чтобы успешно конкурировать с уже имеющейся на мировом рынке, необходимо исходить из анализа современного состояния и ближайших перспектив продукции именно этих производителей [5].

Библиографические ссылки

1. Федорова Н. В. Вопросы адаптации новых сотрудников предприятия (на основе маркетинговых исследований) // Решетневские чтения : материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию СибГАУ им. акад. М. Ф.Решетнева (10-14 нояб. 2015, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Ч. 2. С. 380.

2. Маркетинг : учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. М. : Экономика, 2014. С. 213.

3. Дзахмишева И. Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3.

4. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-Дана, 2015.

5. АО «ИСС» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.iss-reshetnev.ru (дата обращения: 02.09.2017).

References

1. Fedorova N. V. Voprosy adaptacii novyh sotrud-nikov predprijatija (na osnove marketingovyh issledo-vanij) // Reshetnevskie chtenija : materialy XIX Mezhdu-nar. Nauchno-prakticheskoj konf., posvjashh. 55-letiju SibSAU im. ak. M. F. Reshetneva (10-14 nojab. 2015, g. Krasnojarsk) : v 2 ch. / pod obshh. red. Ju. Ju. Logi-nova ; Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk, 2015. Ch. 2. Р. 380.

2. Marketing : Uchebnik dlja vuzov / G. L. Bagiev, V. M. Tarasevich, H. Ann. M. : Jekonomika, 2014. Р. 213.

3. Dzahmisheva I. Sh. Metodika ocenki konkurento-sposobnosti uslugi v roznichnoj torgovoj seti // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2012. № 3.

4. Filosofova T. G. Konkurencija. Innovacii. Konku-rentosposobnost' : ucheb. posobie. M. : JuNITI-DANA, 2015.

5. AO "ISS" [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.iss-reshetnev.ru (accessed: 02.09.2017).

© Аленкина Д. В., Федорова Н. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.