Научная статья на тему 'Уменьшение массы кабельной продукции для космических аппаратов'

Уменьшение массы кабельной продукции для космических аппаратов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
711
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ ШИНЫ / КАБЕЛЬНАЯ СЕТЬ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА / УМЕНЬШЕНИЕ МАССЫ НИЗКОЧАСТОТНОЙ БОРТОВОЙ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА / BUS BARS / ON-BOARD HARNESS / REDUCTION OF SPACECRAFT HARNESS MASS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Двирный В.В., Еременко Н.В., Двирный Г.В.

Масса кабельной продукции космических аппаратов является одним из самых важных параметров, учитываемых при разработке спутников. Необходимо обеспечить высокое соотношение массы полезной нагрузки относительно массы всего космического аппарата, поскольку доля кабельных линий в весовой сводке масс современных космических аппаратов составляет значимую часть; также кабели имеют значительную протяженность, в связи с этим масса кабельных линий приобретает высокую актуальность. Приводятся определение и оценка основных критериев, учитываемых при проектировании силовых шин питания, входящих в состав бортовой кабельной сети телекоммуникационных космических аппаратов. Определены основные вкладчики в бюджет масс на уровне космического аппарата, приведен анализ существующих в настоящий момент на мировом рынке конкурентоспособных изготовителей платформ космических аппаратов и сравнение массовых характеристик космических аппаратов, изготовленных на базе высокоэнерговооруженных платформ, на примере спутников на базе платформ E3000 и «Экспресс-2000». Описана необходимость учета важных обобщенных показателей, таких как стоимость и масса, при выборе изготовителя кабельной продукции. Уменьшение массы низкочастотной бортовой кабельной сети возможно за счет применения новых современных технологий, подтвержденных натурными испытаниями, широко применяемыми как отечественными, так и зарубежными изготовителями космических аппаратов. Проанализировано преимущество применения силовых шин, обеспечивающих надежное распределение постоянной энергии, которые являются жизненно важными элементами электропитания телекоммуникационных космических аппаратов. Обосновано использование современной технологии Bus Bar компании Axon’, которая позволяет уменьшить массу силовой низкочастотной бортовой кабельной сети космического аппарата и добиться снижения массы изделия и удешевить его запуск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Двирный В.В., Еременко Н.В., Двирный Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCTION OF SPACECRAFT HARNESS MASS

Mass of cables implemented on-board a spacecraft is one of the drivers taken into account during spacecraft design phase. One of the requirements is to provide a high ratio between Payload and Spacecraft mass because the contribution of cable lines to spacecraft mass budget is significant, and cable lines have significant lengths, so mass of cable lines becomes a challenging issue. The article identifies and assesses major criteria considered during design of power lines belonging to telecommunication satellites harness. Major contributors to satellite mass budget has been identified, a description of major competitors among world level satellite platform manufactures is given, a comparison of masses of satellites manufactured on the basis of powerful Platforms, i. e. E3000 and Express-2000 is provided. The need to consider such generic criteria as mass and cost during selection of harness manufactures is described. Reduction of on-board harness mass is possible when new, state-of-the-art technology is used. The technology should have a flight proven heritage and shall be widely used by satellite manufacturers in Russia and worldwide. The advantage of implementation of power lines ensuring reliable power distribution which are vital elements of telecommunication satellite electric power subsystem has been reviewed. Implementation of state-of-the-art Axon’ Bus Bar technology, allowing to reduce satellite harness mass and to achieve reduction of satellite mass resulting in decrease of launch cost is being justified.

Текст научной работы на тему «Уменьшение массы кабельной продукции для космических аппаратов»

УДК 629.78.064.5

Вестник СибГАУ Т. 16, № 3. С. 658-663

УМЕНЬШЕНИЕ МАССЫ КАБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

В. В. Двирный, Н. В. Еременко*, Г. В. Двирный

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52

E-mail: erko@iss-reshetnev.ru

Масса кабельной продукции космических аппаратов является одним из самых важных параметров, учитываемых при разработке спутников. Необходимо обеспечить высокое соотношение массы полезной нагрузки относительно массы всего космического аппарата, поскольку доля кабельных линий в весовой сводке масс современных космических аппаратов составляет значимую часть; также кабели имеют значительную протяженность, в связи с этим масса кабельных линий приобретает высокую актуальность. Приводятся определение и оценка основных критериев, учитываемых при проектировании силовых шин питания, входящих в состав бортовой кабельной сети телекоммуникационных космических аппаратов. Определены основные вкладчики в бюджет масс на уровне космического аппарата, приведен анализ существующих в настоящий момент на мировом рынке конкурентоспособных изготовителей платформ космических аппаратов и сравнение массовых характеристик космических аппаратов, изготовленных на базе высокоэнерговооруженных платформ, на примере спутников на базе платформ E3000 и «Экспресс-2000». Описана необходимость учета важных обобщенных показателей, таких как стоимость и масса, при выборе изготовителя кабельной продукции. Уменьшение массы низкочастотной бортовой кабельной сети возможно за счет применения новых современных технологий, подтвержденных натурными испытаниями, широко применяемыми как отечественными, так и зарубежными изготовителями космических аппаратов. Проанализировано преимущество применения силовых шин, обеспечивающих надежное распределение постоянной энергии, которые являются жизненно важными элементами электропитания телекоммуникационных космических аппаратов. Обосновано использование современной технологии Bus Bar компании Axon', которая позволяет уменьшить массу силовой низкочастотной бортовой кабельной сети космического аппарата и добиться снижения массы изделия и удешевить его запуск.

Ключевые слова: силовые шины, кабельная сеть космического аппарата, уменьшение массы низкочастотной бортовой кабельной сети космического аппарата.

Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 3, P. 658-663

REDUCTION OF SPACECRAFT HARNESS MASS

V. V. Dvirnyi, N. V. Eremenko*, G. V. Dvirnyi

JSC "Information satellite systems" named after academician M. F. Reshetnev" 52, Lenin str., Jeleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: erko@iss-reshetnev.ru

Mass of cables implemented on-board a spacecraft is one of the drivers taken into account during spacecraft design phase. One of the requirements is to provide a high ratio between Payload and Spacecraft mass because the contribution of cable lines to spacecraft mass budget is significant, and cable lines have significant lengths, so mass of cable lines becomes a challenging issue. The article identifies and assesses major criteria considered during design of power lines belonging to telecommunication satellites harness. Major contributors to satellite mass budget has been identified, a description of major competitors among world level satellite platform manufactures is given, a comparison of masses of satellites manufactured on the basis of powerful Platforms, i. e. E3000 and Express-2000 is provided. The need to consider such generic criteria as mass and cost during selection of harness manufactures is described. Reduction of onboard harness mass is possible when new, state-of-the-art technology is used. The technology should have a flight proven heritage and shall be widely used by satellite manufacturers in Russia and worldwide. The advantage of implementation of power lines ensuring reliable power distribution which are vital elements of telecommunication satellite electric power subsystem has been reviewed. Implementation of state-of-the-art Axon' Bus Bar technology, allowing to reduce satellite harness mass and to achieve reduction of satellite mass resulting in decrease of launch cost is being justified.

Keywords: Bus Bars, on-board harness, reduction of spacecraft harness mass.

Введение. При проектировании космических аппаратов (КА) проводится анализ баланса массовых, электроэнергетических и ресурсных характеристик КА [1], учитываются разные параметры, одним из которых является отношение массы полезной нагрузки к общей массе КА. Чем лучше это соотношение, тем лучше могут быть выполнены задачи миссии. Обычно грузоподъемность ракеты-носителя определяет максимальную массу КА на орбите. Чем меньше весит платформа, тем больше полезного груза может быть доставлено на заданную орбиту [2]. В связи с высокой стоимостью доставки 1 кг коммерческого груза на геостационарную орбиту (на сегодня она составляет 25-30 тыс. долл. [3]) необходима оптимизация подсистем космических аппаратов, направленная на уменьшение их массы. Необходимо рассмотреть, какую долю в бюджете масс космических аппаратов составляет бортовая кабельная сеть (БКС), и проанализировать, за счет чего возможно обеспечить ее уменьшение на уровне космического аппарата.

Проектирование и изготовление бортовой кабельной сети космических аппаратов. В настоящее время проектирование беспилотных космических аппаратов немыслимо без бортовой кабельной сети. Подобно кровеносной системе человека, бортовая кабельная сеть несет на себе столь сложную функцию в космическом аппарате [4]. В настоящее время требования к современным спутникам значительно выросли. Соответственно, и низкочастотная бортовая кабельная сеть, как неотъемлемая часть КА, должна существенно измениться.

Производство бортовой кабельной продукции на предприятиях ракетно-космической отрасли в настоящее время осуществляется на основе технологических процессов, материалов, комплектующих изделий, инструментов, технологического и испытательного оборудования, которые разработаны и внедрены 20-25 лет назад для космических аппаратов с ресурсом 3-5 лет. Применяемые в ракетно-космической отрасли технологические процессы изготовления и испытаний бортовых кабелей не позволяют улучшить технические характеристики без увеличения массы, существенно снизить трудоемкость и сократить технологический цикл от разработки до выпуска готовой продукции до 4-6 месяцев, как в западных космических фирмах. В ракетно-космической отрасли существует острая необходимость модернизации производства кабельной продукции за счет разработки и внедрения принципиально новой технологии проектирования, изготовления и испытаний, не уступающей технологиям, применяемым западными космическими фирмами [5].

Массогабаритные показатели особенно важны при создании летательных аппаратов [6]. Доля кабельных линий в весовой сводке масс современных высоко-энерговооруженных КА, например спутников связи типа «Экспресс», за счет увеличения количества транспондеров, например до 84, а в пересчете на эквивалентные с полосой пропускания 36 МГц - до 153, на самом мощном российском спутнике составляет

свыше ста килограммов. БКС представляет собой сложную систему, на большом КА для БКС может потребоваться более 50 000 соединений, реализованных на 1 000 соединителях, соединенных 20 км проводов [7]. Кабели имеют значительную протяженность, в связи с этим масса кабельных линий приобретает высокую актуальность.

Бортовую кабельную сеть необходимо оценивать на основе уровня конкурентоспособности платформы. Уровень конкурентоспособности платформ геостационарных спутников связи определяется рядом технических и эксплуатационных характеристик, часть из которых не зависит от размерности (класса) платформы и является общим показателем для всех платформ геостационарных спутников связи, по которому можно сравнивать эффективность всех платформ.

Основные производители платформ для спутников связи на мировом рынке. В настоящее время мировой уровень платформ для спутников связи определяется такими ведущими мировыми производителями, как следующие американские фирмы:

- Boeing Satellite Systems (BSS) (спутники на базе платформ семейства BSS 702 [8]);

- Lockheed Martin Commercial Space Systems (LMCSS) (спутники на базе платформ семейства A 2100 [9]);

- Space Systems/Loral (SSL) (с 2012 г. является дочерней компанией MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA)) (спутники на базе платформ семейства LS-1300 [10]);

- Orbital Sciences Corporation (Orbital) (спутники на базе платформ семейства Star Bus),

- а также западноевропейские фирмы:

- Thales Alenia Space (спутники на базе платформ семейства Spacebus [11]);

- Airbus Defence & Space (ранее EADS Astrium, до реорганизации и объединения в 2014 г. с Airbus Military и Cassidian) (спутники на базе платформ семейства Eurostar [12]);

- Thales Alenia Space совместно с Airbus Defence & Space (перспективные спутники на базе совместной платформы Alphabus [13]).

В России единственным производителем платформ геостационарных спутников связи, относительно широко представленным как на внутреннем, так и на внешнем рынке, является АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решет-нёва». АО «ИСС» разрабатывает платформы среднего класса семейства «Экспресс-1000» (с мощностью для полезной нагрузки до 8 кВт) и платформы тяжелого класса семейства «Экспресс-2000» (с мощностью для полезной нагрузки до 16 кВт) [14].

Сравнение массовых характеристик двух платформ тяжелого класса. Сравнение массовых характеристик платформ тяжелого класса (мощность для полезной нагрузки более 8 кВт) - платформы Eurostar 3000 (E 3000) фирмы Airbus Defence & Space и платформы «Экспресс-2000» разработки АО «ИСС» -приведено в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Массовые характеристики платформ E 3000 и «Экспресс-2000» и спутников на их базе

Массовые характеристики Платформа Eurostar 3000 фирмы Airbus Defence & Space Платформа «Экспресс-2000» АО «ИСС»

Масса, кг % от сухой массы Масса, кг % от сухой массы

Масса бортового комплекса управления (БКУ) (с командно-измерительной системой (КИС)) 80,1 2,8 108,1 3,62

Масса системы ориентации и стабилизации (СОС) (без поворотного устройства солнечной батареи (УПБС)) 41,7 1,46 59,6 2,0

Масса системы электропитания (СЭП) (включая механические устройства солнечной батареи (МУ БС) и УПБС) 711,3 24,87 632 21,17

Масса системы коррекции (СК) 238 8,32 185,7 6,22

Масса системы терморегулирования (СТР) 188,4 6,59 219,5 7,35

Масса конструкции (включая полезную нагрузку (ПН)) 604,7 21,15 547,7 18,35

Масса бортовой кабельной сети 48,9 1,71 154 5,16

Сухая масса платформы 1913,1 66,9 1907,4 63,87

Масса полезной нагрузки 946,6 33,1 1079 36,13

Сухая масса спутника 2859,7 100 2986,4 100

Масса топлива для миссии на геостационарной орбите (ГСО) 975 34,09 339,5 11,37

Масса КА на момент начала работы на ГСО 3834,7 134,09 3325,9 111,37

Масса топлива для выведения на ГСО 1850 64,69 0 0

Стартовая масса КА (без адаптера и устройства отделения (УО)) 5684,7 198,78 3325,9 111,37

Рис. 1. Массовые характеристики платформ и их бортовых подсистем [15]

Сравнение массовых характеристик БКС рассматриваемых платформ. Результаты сравнения массовых характеристик платформ «Экспресс-2000» и Е 3000, а также их подсистем позволяют сделать следующий вывод по БКС. Масса БКС платформы «Экспресс-2000» существенно превышает массу БКС платформы Е 3000 как в абсолютном выражении, так и в процентах от сухой массы спутника (154 кг или 5,16 % по сравнению с 48,9 кг или 1,71 %), что свидетельствует о том, что примененные технологии,

а также материалы и комплектующие не соответствуют современному уровню требований. Для повышения конкурентоспособности должны быть разработаны и квалифицированы новые конструктивные и технологические решения по конструкции БКС [15].

Кооперация в спутникостроении. Технология Bus Bar для систем электропитания КА, ее преимущества. В спутникостроении развита кооперация. При создании спутников, как для государственных, так и для коммерческих заказчиков, широко

используется и российская, и зарубежная кооперация [16]. На кабельной продукции специализируются многие фирмы. ОАО «ИСС» сотрудничает с компанией Axon' Cable SAS (Франция), которая производит и поставляет силовые шины питания, изготовленные по современной технологии Bus Bar для системы электропитания спутников.

Шины Bus Bar (рис. 2) предназначены для того, чтобы распределять электропитание между различными устройствами и приборами на борту космического аппарата. Применение алюминиевых силовых шин в составе спутника позволит значительно сократить массу электрической системы, а значит, и общий вес космического аппарата. Еще одним важным преимуществом новых элементов питания является то, что они выполняют функцию теплоотвода. За счет прямоугольного профиля и ровной поверхности шины обладают хорошим теплообменом, а значит, не позволяют перегреваться составным частям спутника, что крайне важно в условиях космоса. Силовые шины Axon' будут применяться на перспективных спутниках, создаваемых АО «ИСС» в интересах российских и зарубежных заказчиков. АО «ИСС» работает над вопросом создания производства кабельной продукции на основе технологий Axon', что позволит добиться снижения массы изделия и удешевить его запуск. Сейчас общий вес сетей на спутниках АО «ИСС» составляет 6-8 % от массы космического аппарата, на западных спутниках - 4 %. Технологии Axon' позволяют производить кабельные жгуты, толщина жил которых составляет около двух микрон [17].

Основные преимущества шин:

- меньшая масса по сравнению с решениями с применением меди;

- улучшенное тепловыделение по сравнению с силовым кабельным жгутом круглой формы;

- возможность значительного сокращения падения напряжения линии распределения питания.

Множество КА на базе платформы Eurostar 3000, имеющих летную 10-летнюю квалификацию, оснащено шинами производства компании Axon' (например, КА ASTRA, ARABSAT, INTELSAT, SKYNET).

Сравнение силовых шин Bus Bar и традиционно используемых кабелей. Показатель для сравнения параметров кабельной продукции. Важно сравнить технические характеристики кабелей и выбрать наиболее подходящие.

Силовые шины Bus Bar компании Axon' квалифицированы для космического применения, и по параметрам и характеристикам (рабочему напряжению в цепях, максимальному току в цепях, допустимому падению напряжения в цепях, рабочей температуре, потере массе неметаллических материалов, содержанию летучих конденсируемых веществ в неметаллических материалах, радиационной стойкости) соответствуют всем установленным требованиям. Применение силовых шин Bus Bar вместо традиционно используемых кабелей с медными жилами позволяет уменьшить массу силовой низкочастотной бортовой кабельной сети (НЧ БКС) до 45 %.

Нами предложен обобщенный показатель для сравнения параметров кабельной продукции:

K =

I ■ l-т

m ■ c

где I - максимально допустимый ток; l - длина; т - гарантийный срок службы, квалифицированный в составе КА; m - масса, кг; с - стоимость, руб.

Рис. 2. Внешний вид шины Bus Bar [18]

Таблица параметров для сравнения кабельной продукции и обобщенный показатель

Таблица 2

Тип кабеля I l Т m с K

Кабель АО «ИСС» I l 15 лет m c K

Кабель Axon' I l 15 лет 0,55m 2c 0,9K

Как видно из табл. 2, кабели отличаются только по массе и стоимости, что позволяет рассчитать параметр К по сокращенной формуле

K = -

m • c

где p - произведение I, l, т.

Получаем, что для кабелей производства АО «ИСС» показатель равен K, а для силовых шин Bus Bar показатель равен 0,9 K.

Заключение. Несмотря на то, что стоимость кабелей производства АО «ИСС» в два раза ниже стоимости силовых кабелей зарубежного производителя, решающим критерием при принятии решения в пользу силовых шин Bus Bar является их масса и возможность уменьшения массы силовой НЧ БКС до 45 %.

Для подтверждения соответствия силовых шин требованиям, заданным на их уровне, в части механических воздействий, действующих на космический аппарат во время наземной отработки, транспортировки, на этапе выведения и при выполнении маневров при эксплуатации на орбите, изготовители силовых шин проводят испытания на инженерно-квалификационных моделях. Также летные модели силовых шин подвергаются испытаниям на внешние воздействия в составе КА на приемочных уровнях.

Мы предлагаем провести испытания силовых шин с имитацией механических воздействий, действующих на КА на протяжении всего жизненного цикла КА, для определения надежности новой технологии силовых шин и подтверждения их соответствия требованиям спецификации.

Библиографические ссылки

1. Космические аппараты / под общ. ред. К. П. Феоктистова. М. : Воениздат, 1983. 319 с. : ил.

2. Полезная нагрузка космического аппарата [Электронный ресурс] // RU.WIKIPEDIA.ORG : свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Полезная нагрузка космического аппарата (дата обращения: 12.11.2014).

3. Пацкова Е. Г. Технологические особенности кабельной сети высокоэнерговооруженного космического аппарата : дис. ... магист. / СФУ. Красноярск, 2012. 109 с.

4. Сергеев А. К. Проектирование бортовой кабельной сети космических аппаратов с использованием средств 3D-моделирования [Электронный ресурс]. URL: http://lab18.ipu.ru/projects/conf2012/2/11.htm (дата обращения: 12.11.2014).

5. Сунцов С. Новые технологии создания бортовой кабельной сети [Электронный ресурс] // Информационные спутниковые системы : электрон. журн. / ОАО «ИСС». 2010. № 10. Систем. требования: Adobe Acrobat. URL: http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/ magazin/2010/m10-screen.pdf (дата обращения: 12.11.2014).

6. Детали механизмов авиационной и космической техники : учеб. пособие / Ю. М. Климов [и др.] ; под ред. Ю. М. Климова и Е. А. Самойлова. М. : Изд-во МАИ, 1996. 344 с. : ил.

7. Marc Malagoli, Laurence Cosquéric Space Harness Design Optimization Opportunities on ECSS derating rules [Электронный ресурс] // ESCIES. Систем. требования: Adobe Acrobat. URL: https://www.google.ru/ url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0 CBwQFjAA&url=https%3A%2F%2Fescies.org%2Fdown load%2FwebDocumentFile%3Fid%3D60980&ei=ZyGF VOn_DofxUoOygegP&usg=AFQjCNHAGkkYc9M_9v2 qLoubvBaEIyCUsQ&bvm=bv.80642063,d.d24&cad=rjt (дата обращения: 12.11.2014).

8. Боинг 702 [Электронный ресурс] // RU.WIKIPEDIA.ORG : свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% BE%D0%B8%D0%BD%D0%B3_702 (дата обращения: 12.11.2014).

9. A2100 [Электронный ресурс] // RU.WIKIPEDIA. ORG : свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/A2100 (дата обращения: 12.11.2014).

10. Платформа 1300-й серии [Электронный ресурс] // RU.WIKIPEDIA.ORG : свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF %EB%E0%F2%F4%EE%F0%EC%E0_1300-%E9_%F1 %E5%F0%E8%E8 (дата обращения: 12.11.2014).

11. Спейсбас [Электронный ресурс] // RU.WIKIPEDIA.ORG : свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E5% E9%F1%E1%E0%F1 (дата обращения: 12.11.2014).

12. Eurostar (космическая платформа) [Электронный ресурс] // RU.WIKIPEDIA.ORG : свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Euro-star_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8 %D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D 0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0) (дата обращения: 12.11.2014).

13. Alphabus Wikipedia [Электронный ресурс] // WIKIPEDIA.ORG : the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Alphabus (дата обращения: 12.11. 2014).

14. Экспресс (спутниковая платформа) [Электронный ресурс] // RU.WIKIPEDIA.ORG : свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %DD%EA%F1%EF%F0%E5%F1%F1_(%F1%EF%F3 %F2%ED%E8%EA%EE%E2%E0%FF_%EF%EB%E0 %F2%F4%EE%F0%EC%E0) (дата обращения: 12.11. 2014).

15. Халиманович В. И. Проект стратегической программы исследований технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] // HSE.RU : Высшая школа экономики, Национальный исследовательский университет. Железногорск, 2012. Систем. требования: Adobe Acrobat. URL: http:// www.hse.ru/data/2012/07/13/1254699364/report_tp-niss-2011.pdf (дата обращения: 12.11.2014).

16. Ситник Л. Интервью с Н. А. Тестоедовым «Купить коммерческий спутник можно, но вы никогда не купите спутник для ГЛОНАСС» [Электронный ресурс] // ВТБ. URL: http://www.vtb.ru/group/press/ news/interview/298692/ (дата обращения: 12.11.2014).

17. Мармышев А. ИСС заключила контракт на поставку шин питания для спутников [Электронный ресурс] // RIA.RU : информационное агентство РИА Новости. URL: http://ria.ru/science/20120914/ 749917212.html (дата обращения: 12.11.2014).

18. Expert in cables interconnect solutions : брошюра Axon' Cable and Interconnect [Электронный ресурс] / AXON'. Октябрь 2013/B. Систем. требования: Adobe Acrobat. URL: http://www.axon-cable.com/publications/ docAXON-UK.pdf (дата обращения: 12.11.2014).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Feoktistov K. P. Kosmicheskie apparaty. [Spacecrafts]. Moscow, Voenizdat Publ., 1983, 319 p.

2. Poleznaya nagruzka kosmicheskogo apparata. [Spacecraft payload]. (In Russ.) Available at https://ru. wikipedia.org/wiki/ Poleznaya nagruzka kosmicheskogo apparata (accessed 12.11.2014).

3. Patskova E. G. Tekhnologicheskie osobennosti kabel'noi seti vysokoenergovooruzhennogo kosmicheskogo apparata. [Technical features of harness for high performance spacecraft]. Master's thesis work, SFU, Krasnoyarsk, 2012, 109 p. (In Russ.).

4. Sergeev A. K. Proektirovanie bortovoi kabel'noi seti kosmicheskikh apparatov s ispol'zovaniem sredstv 3D modelirovaniya. [Spacecraft harness design with 3D modeling tools] (In Russ.). Available at http://lab18.ipu.ru/projects/conf2012/2/11.htm (accessed 12.11.2014).

5. Suntsov S. [New technology in on-board harness] Informatsionnye sputnikovye sistemy, 2010, No. 10 (in Russ.). Available at: http://www.iss-reshetnev.ru/images/ File/magazin/2010/m10-screen.pdf (accessed 12.11.2014).

6. Klimov U. M., Samoilov E. A., Zezin N. L. Detali mekhanizmov aviatsionnoi i kosmicheskoi tekhniki. [Aircraft and spacecraft mechanisms parts]. Moscow, MAI Publ., 1996. 344 p.

7. Marc Malagoli, Laurence Cosqueric Space Harness Design Optimization Opportunities on ECSS derating rules. Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct =j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA &url=https%3A%2F%2Fescies.org%2Fdownload%2Fweb DocumentFile%3Fid%3D60980&ei=ZyGFV0n_DofxUo 0ygegP&usg=AFQjCNHAGkkYc9M_9v2qLoubvBaEIy CUsQ&bvm=bv.80642063,d.d24&cad=rjt (accessed 12.11.2014).

8. Boing 702. [Boeing 702]. Wikipedia, the free encyclopedia (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0% B3_702 (accessed 12.11.2014).

9. A2100. [A2100]. Wikipedia, the free encyclopedia (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ A2100 (accessed 12.11.2014).

10. Platforma 1300-i serii. [1300 series platform]. Wikipedia, the free encyclopedia (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%F2%F4 %EE%F0%EC%E0_1300-%E9_%F1 %E5%F0%E8%E8 (accessed 12.11.2014).

11. Speisbas. [Spacebus]. Wikipedia, the free encyclopedia (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D1%EF%E5%E9%F1%E 1%E0%F1 (accessed 12.11.2014).

12. Eurostar (kosmicheskaya platforma). [Eurostar (space platform)]. Wikipedia, the free encyclopedia (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Euro-star_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8 %D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%84%D 0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0) (accessed 12.11.2014).

13. Alphabus. Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Alphabus (accessed 12.11.2014).

14. Ekspress (sputnikovaya platforma). [Express (satellite platform)]. Wikipedia, the free encyclopedia (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD %EA%F1%EF%F0%E5%F1%F1_(%F1%EF%F3%F2% ED%E8%EA%EE%E2%E0%FF_%EF%EB%E0%F2%F 4%EE%F0%EC%E0) (accessed 12.11.2014).

15. Khalimanovich V. I. Proekt strategicheskoi pro-grammy issledovanii tekhnologicheskoi platformy «Natsional'naya informatsionnaya sputnikovaya sistema» na 2012 - 2020 gody. [Draft strategy investigation program of technology platform "National information satellite system" for 2012 - 2020], Zheleznogorsk, 2012 (In Russ.). Available at: http://www.hse.ru/data/2012/07/13/ 1254699364/report_tp-niss-2011.pdf (accessed 12.11.2014).

16. Sitnik Leonid. Interv'yu s N.A. Testoedovym Kupit' kommercheskii sputnik mozhno, no vy nikogda ne kupite sputnik dlya GLONASS [Interview with N. A. Testoyedov. It is possible to buy a commercial satellite, but one can never buy a satellite for GLONASS]. VTB (In Russ.). Available at: http://www.vtb.ru/group/ press/news/interview/298692/ (accessed 12.11.2014).

17. Marmyshev A. ISS zaklyuchila kontrakt na postavku shin pitaniya dlya sputnikov [ISS and Axon' signed a contract for delivery of satellite bus bars]. RIA Novosti (In Russ.). Available at: http://ria.ru/science/ 20120914/749917212.html (accessed 12.11.2014).

18. Brochure of Axon' Cable and Interconnect. Expert in cables interconnect solutions. @AXON'. October 2013/ B. Available at: http://www.axon-cable.com/publications/ docAXON-UK.pdf (accessed 12.11.2014).

© Двирный В. В., Еременко Н. В., Двирный Г. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.