Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / административное право / глобализация / экономические риски / правовое регулирование / государственный контроль. / economic security / administrative law / globalization / economic risks / legal regulation / state control.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Максимов С. Н.

В условиях глобализации и стремительного развития мировой экономики вопрос обеспечения экономической безопасности приобретает все большую актуальность. Настоящая статья посвящена анализу особенностей глобального подхода к решению данной проблемы в контексте современного административного права. В статье рассматриваются концептуальные основы экономической безопасности как политико-правового института. Авторы анализируют различные факторы, влияющие на экономическую безопасность государства, такие как глобальные экономические кризисы, технологические изменения, политическая нестабильность и др. Особое внимание уделяется роли административного права в обеспечении экономической безопасности. Авторы проводят сравнительный анализ различных подходов к определению экономической безопасности, применяемых в разных странах и международных организациях. Выявляются общие черты и различия в понимании этого понятия, а также в механизмах его обеспечения. В статье также исследуются основные направления административно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности. Авторы анализируют правовые инструменты, используемые государством для минимизации экономических рисков и обеспечения устойчивого развития экономики. Особое внимание уделяется роли административных процедур, государственного контроля и надзора в этой сфере. В заключении формулируются основные выводы и предлагаются рекомендации по совершенствованию системы административно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности. Автор подчеркивает необходимость комплексного подхода, сочетающего правовые, экономические и политические инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE GLOBAL APPROACH TO THE PROBLEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN MODERN ADMINISTRATIVE LAW

In the context of globalization and rapid development of the world economy, the issue of ensuring economic security is becoming increasingly relevant. This article is devoted to the analysis of the features of the global approach to solving this problem in the context of modern administrative law. The article examines the conceptual foundations of economic security as a political and legal institution. The authors analyze various factors affecting the economic security of the state, such as global economic crises, technological changes, political instability, etc. Particular attention is paid to the role of administrative law in ensuring economic security. The authors conduct a comparative analysis of various approaches to defining economic security used in different countries and international organizations. Common features and differences in the understanding of this concept, as well as in the mechanisms for ensuring it, are revealed. The article also examines the main areas of administrative and legal regulation in the field of economic security. The authors analyze the legal instruments used by the state to minimize economic risks and ensure sustainable economic development. Particular attention is paid to the role of administrative procedures, state control and supervision in this area. In conclusion, the main findings are formulated and recommendations are offered for improving the system of administrative and legal regulation in the sphere of economic security. The author emphasizes the need for an integrated approach combining legal, economic and political instruments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-18 УДК 342.9

© ®

Attribution

сс by

ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Максимов С.Н.

Севастопольский экономико-гуманитарный институт, филиал Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

Аннотация. В условиях глобализации и стремительного развития мировой экономики вопрос обеспечения экономической безопасности приобретает все большую актуальность. Настоящая статья посвящена анализу особенностей глобального подхода к решению данной проблемы в контексте современного административного права. В статье рассматриваются концептуальные основы экономической безопасности как политико-правового института. Авторы анализируют различные факторы, влияющие на экономическую безопасность государства, такие как глобальные экономические кризисы, технологические изменения, политическая нестабильность и др. Особое внимание уделяется роли административного права в обеспечении экономической безопасности. Авторы проводят сравнительный анализ различных подходов к определению экономической безопасности, применяемых в разных странах и международных организациях. Выявляются общие черты и различия в понимании этого понятия, а также в механизмах его обеспечения. В статье также исследуются основные направления административно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности. Авторы анализируют правовые инструменты, используемые государством для минимизации экономических рисков и обеспечения устойчивого развития экономики. Особое внимание уделяется роли административных процедур, государственного контроля и надзора в этой сфере. В заключении формулируются основные выводы и предлагаются рекомендации по совершенствованию системы административно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности. Автор подчеркивает необходимость комплексного подхода, сочетающего правовые, экономические и политические инструменты.

Ключевые слова: экономическая безопасность, административное право, глобализация, экономические риски, правовое регулирование, государственный контроль.

FEATURES OF THE GLOBAL APPROACH TO THE PROBLEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN MODERN ADMINISTRATIVE LAW

Abstract. In the context of globalization and rapid development of the world economy, the issue of ensuring economic security is becoming increasingly relevant. This article is devoted to the analysis of the features of the global approach to solving this problem in the context of modern administrative law. The article examines the conceptual foundations of economic security as a political and legal institution. The authors analyze various factors affecting the economic security of the state, such as global economic crises, technological changes, political instability, etc. Particular attention is paid to the role of administrative law in ensuring economic security. The authors conduct a comparative analysis of various approaches to defining economic security used in different countries and international organizations. Common features and differences in the understanding of this concept, as well as in the mechanisms for ensuring it, are revealed. The article also examines the main areas of administrative and legal regulation in the field of economic security. The authors analyze the legal instruments used by the state to minimize economic risks and ensure sustainable economic development. Particular attention is paid to the role of administrative procedures, state control and supervision in this area. In conclusion, the main findings are formulated and recommendations are offered for improving the system of administrative and legal regulation in the sphere of economic security. The author emphasizes the need for an integrated approach combining legal, economic and political instruments.

Sergey N. Maximov

Sevastopol Institute of Economics and Humanities, branch of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Keywords: economic security, administi tion, state control.

Введение.

Формирование новой российской идентичности коррелируется во временных границах с всемирным процессом глобализации, который несомненно оказывает воздействие на процесс обеспечения как национальной, так и экономической безопасности в Российской Федерации. Наряду с позитивными изменениями, глобализация в определенной степени способствовала тому, что государства стали более уязвимыми в экономической и финансовой сферах (начиная с 2014 года в отношении России были задействованы различные «рычаги» экономического воздействия, а именно: экономические санкций, приостановления членства в различных международных экономических объединениях, экономическое давление на союзные государства, отключение от международных экономических систем, подрыв газопроводов и т.д.), экология, международный терроризм и наркобизнес, нелегальная миграция, мировая пандемия новой ко-роновирусной инфекцией, информационная и телекоммуникационная безопасность, национально-культурная самоопределенность и пр.

Характерная для эпохи глобализации тенденция к универсализации и унификации не могла не породить вызов национальным традициям и ценностям, а также государственному суверенитету. Таким образом, была мотивирована важная задача определения влияния глобализационных процессов на обеспечение экономической безопасности в России.

Не вызывает сомнения, что вышеназванные и иные глобализационные тенденции и процессы сформировали предпосылки формирования принципиально новых методологических оснований обеспечения экономический безопасности.

Обсуждение.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области экономической безопасности [1].

Таким образом, важно подчеркнуть, что уровень организации обеспечения национальной безопасности в связи с протекающими процессами глобализации все больше приобретает условный характер и угрозы экономической безопасности в равной мере актуальны как для отдельного региона, отдельного государства и мирового сообщества. Вышесказанное обусловливает необходимость учитывать при исследовании специфики административно-правового регулирования экономической безопасности не только мировой

law, globalization, economic risks, legal regula-

опыт правового регулирования, но и взаимосвязь всех уровней организационных структур ее обеспечивающих.

Т. Кун, который ввел в научный оборот понятие парадигмы, подчеркивал, что формирование парадигмы является признаком зрелости научного направления. В этой связи, обращение к современному концептуально-методологическому видению исследуемой деятельности в аспекте глобализационных процессов будет способствовать, на наш взгляд, решению практических задач в сфере обеспечения экономической безопасности.

Анализируя новые тенденции в развитии государств, Ю.А. Тихомиров резонно заметил, что усиление и расширение экономических, научно-технических, торговых, информационных связей между государствами закономерно привели к увеличению удельного веса их общих интересов и соответственно дел, которые приходится решать совместными усилиями либо на согласованной основе [2, с. 18]. В контексте интеграционных процессов, постановка вопроса вполне согласуется с обосновываемой в юридической литературе идеей формирования механизма глобального административного пространства [3, с. 118].

Растущая непредсказуемость глобальных экономических процессов, особенно в сфере движения финансов, наблюдаемое противодействие национальных управленческих категорий методам и формам глобализации, а также иные сущностные противоречия формирующегося глобального пространства могут быть интерпретированы как источники угроз экономической безопасности.

Находясь в системе модели «догоняющего развития» экономика России характеризуется недостаточной эффективностью и определенными трудностями в реализации, в силу того, что не использует в полной мере в своем развитии факторы, ориентированные на крупные инвестиции в науку, образование, информационные технологии.

Кроме того, глобализационные процессы оказывают определенное влияние на формирование государственной политики, в силу того, что такие процессы способствуют проницаемости национальных границ.

Необходимо отметить, что, в первую очередь, такое влияние выражается в определенной модификации функций государства, ряд которых переходит к международным организациям, что обусловливает возможность воздействия на нашу страну в попытках подчинить ее сложившимся в рамках деятельности таких организаций правилам регулирования правоотношений в экономической сфере.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Россия является субъектом международных экономических отношений, но ее важнейшими задачами является регулирование внутринациональных отношений и процессов, равно как и выполнение традиционных функций социальной защиты.

Следует подчеркнуть, что в России вопросы обеспечения экономической безопасности в определенной степени предопределяются балансом политических сил, включением в международные экономические соглашения положений, носящих общеполитический характер.

Необходимо также заметить, что наряду с вышеизложенными факторами, экономическая глобализация сопровождается появлением новых явлений и процессов, которые либо разрушают существующие экономические взаимосвязи, либо способствуют радикальной их переориентации.

В данном аспекте, необходимо отметить, что основными задачами образованного в 1992 году Содружества Независимых Государств являются экономическая и политическая интеграция ее участников, по сути, представляющая собой реинтеграцию ранее существовавших взаимосвязей, существовавших до распада Советского Союза, на новой, рыночной основе, тесно связанной с мировым рынком, что, в свою очередь, предполагает формирование принципиально новых условий для развития межгосударственных и межнациональных отношений на постсоветском пространстве.

Создание и вступление Российской Федерации в Таможенный Союз и участие в формировании Единого экономического пространства [4] повлекли изменения в правовом регулировании в рассматриваемой области. Членство в Таможенном союзе обязывает государства-участники согласовывать вопросы экономической политики, влияющие на социально-экономическое положение друг друга, тем более вопросы, касающиеся внешнеэкономического регулирования.

На наднациональном уровне важнейшими источниками регулирования вопросов защитных мер на едином таможенной территории стран-членов Таможенного Союза, помимо основных учредительных интеграционных соглашений, являются Договор о Евразийской экономической комиссии [5], Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода и другие.

Не вызывает сомнений то, что в условиях глобализации экономическая безопасность России непосредственно связана с необходимостью адекватно оценить роль и значение телекоммуникационных и компьютерных технологий. В данном отношении следует обратить внимание на то, что согласно американской теории безопасности «нации будут стремиться сохранить свое преобладание в ключевых областях техно-

логий», что означает усиление борьбы за научно-техническое лидерство в мире.

Следовательно, в ракурсе проблемы обеспечения экономической безопасности реализацию потенциала лидерства на современном этапе развития вышеобозначенных технологий необходимо рассматривать в качестве важнейшей задачи на достаточно долгий период.

Можно также отметить, что телекоммуникационные технологии представляют собой некий вариант латентного контроля за монополизацией достижений в информационной сфере, в силу того, что данные технологии фактически являются одними из наиболее значимых функциональных подсистемам жизнедеятельности государства, и их концентрация исключительно в про-мышленно развитых странах может обусловить определенные ограничения свободного обращения на мировом рынке.

Таким образом, принципиально важное значение для России имеет то, что в настоящее время в мировом масштабе уровень обеспечения экономической безопасности в значительной степени зависит от практического внедрения новых информационных технологий.

Преодоление последствий экономического кризиса Россией должно стать основой для более активной ее интеграции в мировую экономику с целью получения дополнительных экономических преимуществ, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики и обеспечения своей экономической безопасности.

Глобализация экономики существенно меняет характер международной конкуренции, что непосредственно связано с системой угроз для России во внешнеэкономической сфере.

Современные экономические реалии немыслимы без различного рода межгосударственных объединений и союзов, создаваемых для решения комплекса финансово-экономических вопросов, вопросов в области политики и безопасности [6]; причем, степень интеграции таких объединений различна. Одним свойственна в большей степени координация политики в определенных областях, другим передача с национального на межгосударственный или наднациональный уровень значительного объема полномочий в области правового регулирования и правоприменения.

В этой связи, следует отметить, что практически одновременно с появлением трансконтинентальных компаний стали появляться так называемые неформальные финансовые структуры (центры и группы). Такие структуры могут контролировать мировые потоки капитала посредством новых информационных технологий. Влияние данных структур на состояние мировой экономики значительно заметнее, чем межправительственные соглашения или действия государств в рамках международных экономических

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

организаций. В описанных выше условиях происходит некоторое снижение влияние государства на управленческие функции таких корпораций возможно в меньшей степени, в то время, как угроза финансовой дестабилизации приобретает все более реальные очертания.

Этот феномен следует рассматривать в совокупности с сохраняющейся монополией ведущих стран на информационные технологии. Весьма серьезным фактором является и отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики. Поэтому природный потенциал России находится в центре внимания и интересов глобального капитала, что создает опасность закрепления страны на периферии мира.

Опираясь на исследования данной проблематики в философской, методологической литературе, фиксирующие кризис современной науки как доминирующего способа познания мира, следует отметить, что ряд проблем юридической науки, ее методологии могут быть адекватно поняты только в контексте общих тенденций современного научного познания.

В последней трети ХХ в. человечество вступило в новую фазу своего развития. Качественно новые условия существования связаны с появлением широкого спектра угроз, вызовов и рисков, которых не было ранее. Не случайно У. Бек возникающую формацию называет «обществом риска». В своей книге «Общество риска. На пути к другому модерну» У. Бек приходит к выводу о том, что продолжение развития (жизни) и признание опасности вступают в противоречие друг с другом [7, с. 102-114].

При этом если для индустриального общества характерно распределение благ, то для «общества риска» на первом плане - распределение опасностей (не имеющих ни пространственных, ни временных границ) и обусловленных ими рисков. В связи с этим, принципом «общества риска» является обеспечение безопасности, в том числе и экономической безопасности.

Глобальный характер современной мировой экономики оказывает на реализацию экономической функции государства двоякое воздействие: с одной стороны, он обеспечивает достаточно быстрые интеграционные процессы, активное функционирование в международной экономической жизни, с другой стороны, стимулирует активное внедрение в систему правовых регуляторов, которые приспособлены к своеобразию национальной экономики, инородных правовых средств, стимулирующих активизацию политико-волевого характера регуляции национальной экономической жизни [8, с. 8-17].

По мнению А.А. Мамедова, в процессе анализа экономической функции государства следует

выявить соотношение элементов в трехчленной системе «государство - право - экономика» [9], так как развитие индустриально-развитого общества, построенного на рыночных принципах и свободе выбора, напрямую зависит от наличия развитой и стабильной правовой системы, гарантирующей соблюдение прав и интересов всех участников экономических отношений.

Необходимость конкретизации методологических основ административно-правового обеспечения экономической безопасности обусловлена также и тем, что адекватное осмысление социально-экономических, политических культурных изменений, эффективные исследования новых реалий в жизни общества предопределили фундаментальную модификацию системы теоретических представлений и методов науки административного права, формирование глобального административного права.

А.Б. Зеленцов справедливо обратил внимание на то, что для российской юридической мысли начала XXI века данное положение принципиально усиливается как преобразованиями национального масштаба, обусловливающими фундаментальные теоретические и методологические проблемы, прежде всего, в связи с вопросами становления в постсоветской России гражданского общества, построения правового государства, создания эффективных юридических механизмов зашиты прав человека, утверждения гуманистических идеалов ценностей и т.д.

Другим уровнем преобразований являются глобальные процессы, влияющие на динамику российских реформ. В этой связи, отмечается, что процесс глобальных преобразований мирового сообщества, все чаше воспринимается как разворачивающийся процесс становления новой цивилизации, порождающий круг проблем, которые на данный момент удовлетворительного теоретического и методологического решения не имеют [10]. Необходимо подчеркнуть, что данные уровни преобразований несомненно оказывают определяющее влияние на анализ вопросов обеспечения экономической безопасности.

В современных условиях идущие в экономике и социальной сфере процессы глобализации неизбежно опосредуются интернационализацией в области права. В силу свойственных ему функций право выступает в роли универсального и интеграционного регулятора глобализацион-ных процессов, все более превращаясь в инструмент управления глобализацией. Усиление процессов интеграции, универсализации и унификации в правовой сфере и формирование единого правового пространства обусловили появление такого феномена как юридическая глобализация [11].

В современных условиях глобализации исследование административно-правового обеспечение экономической безопасности не может оставаться вне тех макромасштабных и многоплановых процессов нарастания общего и универсального,

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

которое находит выражение как в национальных экономических и социальных системах, так и в мировом сообществе в целом.

Следует согласиться с выводом о том, что модель современного правового развития в условиях расширяющихся глобализационных тенденций может быть представлена, с одной стороны, как важнейший социальный регулятор, где право опосредует глобализационные процессы на наднациональном уровне. Выступая как одно из средств управления этими процессами, оно само подвергается их обратному воздействию, изменяясь и обогащаясь новыми юридическими конструкциями и формами.

С другой стороны, под воздействием глобализации происходит гармонизация национальных правовых интересов государств, унификация правовых принципов и норм, формирования новых юридических отношений и институтов, что усиливает интеграцию и взаимопроникновение национальных систем права различных государств.

В контексте юридической глобализации, необходимо обратить внимание на то, что совершенствование административно-правового обеспечения экономической безопасности предполагает соблюдение следующих условий: с одной стороны, оно должно быть непротиворечивым и отвечать внутренним потребностям обеспечения суверенитета и динамичного развития государства; с другой стороны в целях такого совершенствования необходимо его соотнести, разумеется, в необходимой мере с правовыми нормами, концептами и институтами других государств, а также удостовериться в его соответствовии общепризнанным международным стандартам.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Очевидно, что это согласование и соответствие, ведущее к интернационализации правовых форм, осуществляются посредством таких юри-дико-технических средств как рецепция, унификация, гармонизация и имплементация [11].

Важно также отметить, что подавляющее большинство глобальных процессов, конституирующих новые способы коммуникаций и деятельности, в том числе по обеспечению экономической безопасности, предполагают формирование и правовое оформление принципиально новых институтов административного права на основе решения гносеологически сложных фундаментальных задач и методологических подходов.

Заключение.

В заключение следует отметить, что в целях сохранения экономического суверенитета российского государства вопреки негативным компонентам глобализационных процессов, важно не допустить минимизации ресурса государственной управляемости и снижения потенциала государства как в регулировании национальной экономики в целом, так и в обеспечении экономической безопасности .

Таким образом, в контексте глобализационных процессов, административно-правовое обеспечение экономической безопасности должно, с одной стороны, отвечать внутренним потребностям обеспечения государственного суверенитета, с другой стороны, коррелировать в необходимой степени с правовыми нормами и концептами зарубежных стран и соответствовать международным стандартам посредством рецепции, гармонизации и имплементации.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения 12.09.2024).

2. Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации / Ю.А. Тихомиров // Право и политика. 2006. №11. С. 18.

3. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: Правовой аспект. М., 2008. С. 118.

4. Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 «О Таможенном союзе» // РГ. № 22. 1995.; «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) (Подписан в г. Астане 10.10.2000) // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 632.

5. Договор о Евразийской экономической комиссии (Подписан в г. Москве 18.11.2011) // СЗ РФ. 2012. № 11. Ст. 1275.

6. Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Материалы научного собрания. URL : https://www.nkibrics.ru/system/asset_publications/data/53c7/b39d/676c/7631/4007/0000/original/ aktualizaciya-processa-vzaimodeystviya-stran-brics.pdf?1408972926 (дата обращения 12.09.2024).

7. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. 384 с.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

8. Фетисова В.А. Правовое регулирование экономики постсоциалистических государств : автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2008. 27 с.

9. Мамедов А.А. Правовое обеспечение управления финансовой системы в условиях глобализации. URL : http://lawlibrary.ru/article2271560.html (дата обращения 12.09.2024).

10. Гражданское общество, правовое государство и право («круглый стол: журналов «Государство и право» и «Вопросы философии». URL : https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx7IcU251903 (дата обращения 12.09.2024).

11. Зеленцов А.Б. Юридическая глобализация и сближение административных систем / А.Б. Зеленцов // Глобализация и публичное право. URL : https://repository.ruCn.ru/ru/records/article/recorC/137412 (дата обращения 12.09.2024).

References:

1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 07/02/2021. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (date of application 12.09.2024).

2. Tikhomirov Yu.A. Sovereignty in the context of globalization / Yu.A. Tikhomirov // Law and politics. 2006. № 11. P. 18.

3. Bartsits I.N. Reform of public administration in Russia: The legal aspect. M., 2008. P. 118.

4. Agreement of the CIS countries dated 01/20/1995 «On the Customs Union» // WG. № 22. 1995; «Agreement on the Establishment of the Eurasian Economic Community» (ed. dated 05/25/2023) (with amendments and additions, intro. effective from 06/24/2024) (Signed in Astana on 10.10.2000) // Federal Law of the Russian Federation. 2002. № 7. Art. 632.

5. Treaty on the Eurasian Economic Commission (Signed in Moscow on 11/18/2011) // Federal Law of the Russian Federation. 2012. № 11. Art. 1275.

6. Updating the process of interaction between the BRICS countries in economics, politics, law: Materials of the scientific collection. URL : https://www.nkibrics.ru/system/asset_publications/data/53c7/b39d/676c/7631/4007/ 0000/original/aktualizaciya-processa-vzaimodeystviya-stran-brics.pdf?1408972926 (date of application 12.09.2024).

7. Beck U. Risk society. On the way to another modern. M., 2000. 384 p.

8. Fetisova V.A. Legal regulation of the economy of post-socialist states : author's abstract. dis. ... candidate of legal sciences., M., 2008. 27 p.

9. Mammadov A.A. Legal support for the management of the financial system in the context of globalization. URL : http://lawlibrary.ru/article2271560.html (date of application 12.09.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Civil society, the rule of law and law («round table: journals «State and Law» and «Questions of philosophy». URL : https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx ?Id=251903 (date of application 12.09.2024).

11. Zelentsov A.B. Legal globalization and convergence of administrative systems / A.B. Zelentsov // Globalization and public law. URL : https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/137412 (date of application 12.09.2024).

Информация об авторе

Максимов Сергей Николаевич

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры правоведения, Севастопольский экономико-гуманитарный институт, филиал Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского [email protected]

Sergey N. Maximov

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Law, Sevastopol Institute of Economics and Humanities, branch of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.