А.А. Мамедов
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается международно-правовой аспект формирования административного права в современный период, требующий учета экономической экспансии со стороны государств, стремящихся к геополитическому господству. Правовое регулирование Евразийского экономического сообщества базируется на международных правовых регулятивах-международных норм-принципов, что делает транспарентными и единообразными требования, предъявляемые к правовому регулированию отношений в сфере наднациональных структур.
Ключевые слова: международное право, международные нормы-принципы, глобализация, мировое экономическое пространство, унификация права, функция государства, интеграция, соглашение.
A.A. Mamedov
MODERN TRENDS IN THE FORMATION
OF ADMINISTRATIVE LAW:
THE INTERNATIONAL-LEGAL ASPECT
The article discusses the international-legal aspect of formation of administrative law in the modern period, requiring accounting economic expansion by states seeking to geopolitical domination. Legal regulation of the Eurasian Economic Community is based on international legal regulators- international norms- principles ,making transparent and uniform requirements for the legal regulation of relations in the sphere of supranational structures.
Keywords: international law, international rules, principles, globalization, global economic space, unification of the law. function of the state, integration, agreement.
Эволюция функций государства развивается не только под влиянием внутренних изменений, происходящих в государстве. Современная эпоха - это эпоха глобализации, включающая в себя высоко динамичное развитие интеграционных процессов в сфере экономики.
Одним из важнейших моментов постепенного стирания как законодательных, так и экономических барьеров, является формирование глобального экономического пространства. Поэтому, рассматривая правовое регулирование административных отношений в глобализационной экономике в современный период, нельзя не учитывать имеющиеся мировые интеграционные процессы и особенно резко интенсифицирующие процессы межгосударственной интеграции на региональном уровне. При этом необходимо отметить, что наиболее активно развиваются межгосударственные объединения экономической интеграции. Так, по данным Минэкономразвития России, по состоянию на 1 января 2011 г. в мире было заключено 202 региональных торговых соглашения и 104 соглашения об экономической интеграции1.
Создание Евразийского экономического союза, в котором действуют единые административно-правовые регулятивы национальных экономик, позволяет обеспечить, особенно в условиях постоянного экономического давления со стороны государств, стремящихся к геополитическому господству, не только
© Мамедов Андрей Алиевич, 2014
Доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права (Российский 42 университет дружбы народов, г. Москва); e-mail: [email protected]
равноправную конкуренцию с развитыми государствами, но и защитить свои экономический суверенитет от его ослабления путем ограничения возможностей объединившихся государств в свободной экономической деятельности вследствие разного рода санкций государств, стремящихся не только к мировому господству в экономике, а порой и внешнему управлению государствами без учета их национальных интересов, жесткому давлению на развитие национальных экономик и процессы принятия политических и экономических решений.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года2 определены алгоритмы решения актуальных проблем в связи с созданием Единого экономического пространства, включая решение проблемы, связанной с иерархией норм права. Базисом решения озвученной проблемы послужило принятие решения о выстраивании иерархии норм, исходя из концепции всеобщности (универсальности) норм права. По нашему мнению, не может быть ни американского, ни права Европейского союза, ни права СНГ (возможно их существование только в виде научной и учебной дисциплины, что может быть полезным). Данный тезис декларируется Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, регламентирующей в качестве приоритета внешней политики России построение международных отношений на принципах права, основу которого составляют универсально действующие нормы и документы международных организаций.
Глобализация объективно ведет к появлению наднациональных (транснациональных) элементов административно-правового регулирования. Кроме того, следует иметь в виду, что процесс глобализации усилил взаимосвязи национального административного права государств и международного права. Поэтому, рассма- ш тривая правовое регулирование административных отношений в современный н период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы вследствие С
а
глобализации. В процессе создания целостного законодательства, подчиняю- т
о
щегося единой правовой логике, необходимо учитывать как неолиберальные к
о
мировые тенденции, так и разнообразную природу национальных правовых о' систем. Возрастание роли взаимодействия международного и национального | права вследствие глобализационных тенденций в современных условиях про- в
является, прежде всего, в «максимальной приближенности, непосредственном нн
о
соприкосновении сфер регулирования»3 международного права и национального Ю права, в т.ч. административного. и
В развитии административного права в условиях глобализации можно вы- с
к
делить следующие основные тенденции: а
1) тенденция гармонизации права, проявляющаяся в стремлении выработки д
е
к нему общего, всеобъемлющего подхода. Разумеется, степень развития данной | тенденции в пределах разных регионов не является одинаковой в силу разного № уровня региональной интеграции; 99
2) применение для правового регулирования административных отношений 22 норм-принципов: принципов-законоположения, общеправовых принципов 4 (принципы равенства, справедливости, гуманизма и др.), межотраслевых, общесоциальных принципов и специально-юридических (принцип законности, ответственности только за виновные противоправные действия, принцип сочетания прав и обязанностей, и др.), законодательно закрепленных принципов и принципов, не нашедших своего прямого законодательного закрепления, и т.д. Нормы-принципы, отличающиеся от обычных норм права более высоким уров- 43
нем обобщения, выполняют регулятивные функции не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с обычными нормами права на глобальном и региональном уровнях административно-правового регулятивного воздействия на общественные отношения.
Разные формы и проявления принципов определяются правовыми идеями, заложенными в них. В условиях глобализации именно международные нормы-принципы играют все более важную и активную роль в системе административно-правовых регулятивных средств в различных сегментах управления экономикой со стороны государства;
3) в условиях глобализации наряду с законодательными актами, сохраняющими свое доминирующее положение в системе источников административного права, в странах романо-германской правовой системы зарождается в качестве источника права прецедент, создаваемый не только национальными, но и международными судами, а также и административно-правовой договор, выступающий в качестве источника права на национальном, региональном и глобальном уровнях. В условиях глобализации «право становится все более сложной системой и предусмотреть все в законах невозможно»4, поэтому неизбежно повышается роль практики административного судопроизводства в решении вопросов, связанных с правовым регулированием административных отношений.
Образование же мирового экономического пространства и, как следствие, мирового рынка в свою очередь выдвигает вопросы о глобализации управления в области экономики на основе уже сформированного административно-правового массива. Прообраз такого глобального управления в области экономики, по нашему мнению, в настоящее время сформирован в странах, присоединившихся к ВТО.
Концепция приведения норм российского административного права в соответствие с международно-правовыми нормами при формировании глобализацион-ной экономики основывается, по нашему мнению, на следующих теоретических подходах:
повышении влияния международных договоров Российской Федерации на законодательство, регулирующее административные отношения;
внедрении общераспространенных международных принципов и норм в законодательство, регулирующее административные отношения;
расширении использования в национальном законотворчестве документов межгосударственных и международных организаций.
Поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), то в качестве нормативных источников правового регулирования административных отношений включаются и международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием РФ. К ним относится, в частности, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой, подписанное Президентом РФ на о. Корфу 24 июня 1994 г. и ратифицированное в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. № 135-Ф3 «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны»5. В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве Стороны признают, что важным условием для укрепления экономических связей между
Россией и Европейским Союзом (далее - ЕС) является сближение законодательства. В связи с этим Россия в соответствии со ст. 55 данного Соглашения взяла на себя обязательство «к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества»6. Международное соглашение о партнерстве ЕС и РФ «дополняет» российское законодательство включением в него административно-правовых «норм-принципов». Административно-правовые «нормы-принципы», являясь международными по сути, становятся самоисполнимыми по форме их воздействия на регулируемые общественные отношения.
Изменения, связанные с глобализацией, и вызванная в связи с этим необходимость в наднациональном (глобальном) регулирования административных отношений в сфере экономики, напрямую затрагивают законотворческий процесс, связанный с принятием внутригосударственных нормативных правовых актов, регулирующих административные отношения. Результатом проведенного сближения национальных законодательств является принятие межгосударственных соглашений, составляющих единое законодательство, регулирующее административные отношения. Такой подход, например, заложен в основу создания единого европейского законодательства. Координирующие директивы ЕС по правовому регулированию административных отношений в различных сферах деятельности государства, которые вводились в период с 1973 по 2002 г., определяют действия национальных систем административно-правового регулирования в этих областях.
Рассматривая вопрос о характере взаимодействия международного права и национального права России при формировании административно-правовой системы регулятивного воздействия в сфере управления национальной экономикой при расширении интеграционных экономических процессов, необходимо, на с
—I
наш взгляд, исходить, прежде всего, из оценки двух взаимосвязанных факторов: к все более глубокой и разносторонней включенности правовой системы р
а
Российского государства в межгосударственные интеграционные соглашения; с равноправной и равноценной в формально-юридическом отношении воли го- | сударств, лежащем в основе межгосударственных соглашений - это лишь своего у рода международно-правовой идеал. с
—I
Поэтому, по нашему мнению, все вопросы, связанные с характером взаимо- н
н
действия национального административного и международного права, во избе- й жание нарушения интересов России в условиях глобализации, существенных и
1Ь
изменений в публично-правовом регулировании административных отношений е
к
при непростых для Российского государства внешнеэкономических факторах, | имеет место объективная целесообразность в обязательном законодательном | выражении согласия на применение положений межгосударственных интегра- и ционных соглашений к национальному административному праву. №
ю
Общеизвестно, что наука международного права и договорная практика ис- 4 (
ходят из того, что каких-либо особых принципов соблюдения общепризнанных •)
норм не существует. В отношении общепризнанных принципов и норм между- 14 народного права действует единый императивный принцип добросовестного соблюдения международных обязательств (применительно к международным договорам он именуется принципом pacta sunt servanda).
В силу универсализма общего международного права все нормативные системы интеграционных объединений, в т.ч. и ЕврАзЭС, оказываются связанными
с общим международным правом и между собой в единую систему междуна- 45
родного права как правовой формы организации и регулирования мирового интеграционного процесса.
Итак, стимулирующая роль международного права в развитии национального административного права, регулирующего деятельность в сфере государственного управления того или иного сегмента жизнедеятельности государства, в т.ч. национальной экономики, проявляется в развитии внутригосударственного законодательства в связи с применением адекватных современных форм, принятых в международной практике правового регулирования административных отношений; возрастании актуальности системного построения законодательства в сфере государственного управления в связи с определением приоритета и условий применения международных норм и норм национального права, регулирующих административные отношения в этих областях.
Для формирования в условиях глобализации национального административного законодательства чрезвычайно важно учитывать международные тенденции в правовом регулировании административных отношений в различных сегментах деятельности государства с самого начала процесса формирования национального административного законодательства, поскольку в современных условиях трудно развивать закрытую, полностью зависящую только от внутренних национальных факторов экономику, уже интегрированную в мировую экономическую систему.
Кроме того, в силу геополитического, демографического, социально-экономического положения России, по нашему мнению, должна быть проявлена максимальная заинтересованность в том, чтобы возможно полнее исследовать международно-правовые аспекты формирования и развития административно-правовых управленческих процессов по созданию и управлению межгосударственных объединений экономической интеграции с участием России, что позволило бы не только спрогнозировать вероятные последствия развития этих интеграционных процессов, но и проанализировать альтернативные варианты собственных действий при различных внутренних и внешних условиях, порой характеризующихся беспрецедентным набором экономических санкций особенно в настоящее время со стороны ведущих западных государств по отношению к России вследствие имеющего место украинского кризиса. Внешнеэкономическая государственная политика, построенная на общепризнанных международно-правовых регуляторах административных отношений, позволяет в условиях применяемых к России экономических санкций не просто на них реагировать, но действовать на опережение, что делает ее заведомо эффективной в отстаивании своих национальных интересов.
1 См.: Набиуллина Э.С. Тезисы выступления на конференции РСПП «Формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: взаимодействие с бизнес-сообществом». URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20101116_04 (дата обращения: 15.05.2014).
2 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.
3Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002. С. 324.
4 ЛукашукИ.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. № 12. С. 113.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 49, ст. 5494.
6 См. ст. 55 раздела "Сотрудничество в области законодательства" "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны" // Дипломатический вестник. 1994. № 15/16. С. 29-59.