Аннотация. Статья посвящена изучению коморбидноети дислексии и дискалькулии. С целью изучения трудностей было проведено экспериментальное исследование 30 московских школьников. В рамках исследования прошли апробацию материалы методики Н.Ю. Киселевой «Диагностика письменно-речевой деятельности школьников: пилотный вариант». Для анализа трудностей решения задач у детей с дислексией участников экспериментального исследования разделили на две группы. Было проведено сравнение результатов между группами участников. Мы анализировали чтение текста, выполнение текстовых заданий и решение задач. Изучение математических трудностей у детей с дислексией позволит подобрать пути коррекционной стратегии.
Ключевые слова: нарушение чтения; дискалькулия; ограниченные возможности здоровья; понимание прочитанного; математические навыки.
Annotation. The article is devoted to the study of the comorbidity of dyslexia and dyscalculia. In order to study the difficulties, an experimental study of 30 Moscow schoolchildren was conducted. Within the framework of the study, the materials of N. Y. Kiseleva's methodology "Diagnostics of written and speech activity of schoolchildren: a pilot version" were tested. To analyze the difficulties of solving problems in children with dyslexia, the participants of the experimental study were divided into two groups. The results were compared between the groups of participants. We analyzed reading the text, completing test tasks and solving problems. The study of mathematical difficulties in children with dyslexia will allow you to choose the ways of a corrective strategy.
Keywords: reading disorder; dyscalculia; limited health; reading comprehension; mathematical skills.
Литература:
1. Гейдман, Б.П. Математика: Учебник для 4 класса начальной школы / Б.П.Гейдман, Е.А.Зверева, И.Э. Мишарина. -Москва: ООО «ТИД «Русское слово. - РС» Изд-во МЦНМО, 2010. - 120 с.
2. Ермакова, И.И. «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» / Р.И. Лалаева, И.И. Ермакова, С.Ю. Кондратьева. -М„ 2004. - 54 с.
3. Киселева, Н.Ю. К проблеме особенностей письменно-речевой деятельности, учащихся с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 154-159
4. Киселева, Н.Ю. Логопедическая работа: совершенствование чтения и письма у учащихся 4-5 классов: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Киселева. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. - 88 с.
5. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997.-256 с.
6. Узорова, О.В. Весь курс начальной школы в схемах и таблицах. Математика. 1-4-й классы / Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. - Москва: Издательство ACT, 2018. - 159 с.
7. Филакова, М.Д. Особенности изучения арифметических навыков у школьников с дислексией / М.Д. Филакова // На пересечении языков и культур: Актуальные вопросы гуманитарного знания. Научно-методический журнал. - 2023. -№2(26).-С.251-255
УДК 378.2
ОСОБЕННОСТИ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Хлыбова Марина Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)
Постановка проблемы. В настоящее время важнейшей целью модернизации современного образовательного процесса становится грамотная организация обучения с использованием информационных средств, которая способствовала бы достижению поставленных целей обучения и высоких образовательных результатов. В этой связи актуальным становится внедрение гибридной модели обучения (hybrid learning) с целью эффективного включения студентов в образовательный процесс в современных условиях. Гибридное обучение предполагает взаимодействие обучающихся очно в аудитории и с преподавателем, а также с присутствующими виртуально с помощью технологии видеоконференций [1-3].
Гибридное обучение зарекомендовало себя как довольно эффективный и универсальный подход к обучению, так как оно адаптировано к потребностям каждого человека, расширяет доступность образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья, для студентов, которым по определенным причинам не всегда удается лично присутствовать на занятиях.
Целью данной статьи является рассмотрение возможностей модели гибридного обучения для обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Изложение основного материала исследования. Существуют различные подходы к трактовке гибридного обучения. Под гибридным обучением в отечественной литературе понимают сочетание традиционного и электронного обучения, а также приравнивают его к понятию «смешанное обучение» (blended learning) [1]. Тем не менее, если смешанное обучение предполагает последовательное применение синхронного (synchronous) и асинхронного (asynchronous) обучения на разных уровнях образования, на занятии, в курсе, программе, то гибридное обучение предусматривает параллельные синхронные и асинхронные активности в реальном времени, предполагающие объединение обучающихся в аудитории и подключившихся к занятию онлайн [9].
Наряду с традиционной гибридной моделью обучения, в настоящее время применяется ее разновидность - HyFlex, гибридно-гибкое обучение [10]. Термин HyFlex состоит из двух английских слов - hybrid (гибридный) и flexible (гибкий). Основным преимуществом модели HyFlex от гибридного обучения является выбор обучающимися гибкой версии -присутствия в аудитории или онлайн, с возможностью просмотра записи занятий. При этом занятия могут отличаться не столько по степени синхронности проведения, но и по типу выполняемых заданий: 1) в модели совмещенного гибрида {hybrid-concurrent) задания для офлайн и онлайн групп одинаковые; 2) в модели адаптивного гибрида (hybrid-adaptive) задания отличаются в соответствии с форматом участия обучающихся [1,6].
По мнению исследователей [1-2, 11], модель HyFlex обладает рядом отличительных особенностей:
• синхронность (занятие проводится одновременно и для тех, кто находится в аудитории, и для онлайн-слушателей);
• гибкость (возможность выбора способа обучения);
• бесшовность (комбинация традиционных занятий с синхронными и асинхронными онлайн-занятиями);
• субъектность (наличие выбора для обучающегося);
• технологичность (оснащенность оборудованием, необходимым для реализации всех инструментов учебного процесса).
Опыт использования гибридного обучения в процессе обучения иностранному языку демонстрирует, что данная модель может эффективно использоваться при проведении практических занятий.
Занятия в гибридном формате представляют собой комбинированные задания, характеризующиеся регулярной сменой видов деятельности (презентация нового материала, обсуждение, групповая работа, выполнение практических заданий) при использовании цифровых ресурсов и высокой степени интерактивности.
Для эффективного гибридного обучения требуются оптимальные формы работы и специальные цифровые инструменты, способствующие реализации процесса обучения присутствующих на занятии виртуально. Как отмечается в работах [3-6], важное значение имеет обеспечение доступа онлайн-участников к специальным платформам, информационно-образовательным ресурсам, а также качественная передача звука, которая необходима для эффективного взаимодействия обучающихся с преподавателем и одногруппниками.
В процессе гибридного обучения на занятиях по иностранному языку следует вовлекать обучающихся в активное участие с использованием различных методов интерактивного взаимодействия - дискуссий, опросов, игр, викторин и т.д., что позволяет эффективно применять соответствующие педагогические приемы - обращение к онлайн-аудитории, поддержку и поощрение его участия. Дискуссии и взаимодействие с одногруппниками стимулируют мыслительный и рефлексивный процессы в режиме реального времени, что способствует более глубокому и эффективному усвоению материала [4, 7].
Важным принципом реализации практического занятия является равное участие в них всех студентов - возможность выступить с презентацией, участвовать в интерактивных заданиях, выполнять индивидуальные и командные задания. Например, для развития речевых навыков можно обратиться к цифровым инструментам, способствующим организации дискуссии обучающихся онлайн и офлайн-групп, в том числе, с помощью функции чата. При работе над иноязычной письменной коммуникацией и созданием письменных текстов преподаватель организует доступ обучающихся к сайту в качестве соавторов для создания и редактирования страниц, комментирования текстов, что способствует созданию единого образовательного творческого пространства.
В процессе гибридного обучения также может осуществляться оценивание работ. В дистанционной части занятия, на базовом этапе, при проверке знаний лексических и грамматических правил, а также при работе с рецептивными видами речевой деятельности - аудировании и чтении, предпочтение отдается заданиям на учебных веб-сайтах в тестовой форме с автоматической проверкой. На продвинутом и высоком уровнях сформированности навыков иноязычной компетенции при работе с продуктивными видами речевой деятельности предлагаются задания открытого типа с представлением ответов на учебных веб-сайтах с обязательной формой обратной связи.
Стоит отметить, что учебно-методическая нагрузка преподавателя при гибридном обучении многократно возрастает, так как ему приходится разрабатывать учебные материалы с учетом разных режимов работы (онлайн и офлайн), обеспечивая при этом доступ всех слушателей к образовательным ресурсам, качественной видеосвязи и техническому обеспечению. Преподавателю необходимо организовать коммуникативное взаимодействие обучающихся, находящихся в аудитории и удаленно, вовлекая их в совместную деятельность и поддерживая их внимание и мотивацию на протяжении всего занятия.
Следует заметить, что при гибридном обучении для повышения уровня вовлеченности обучающихся, а также более глубокого усвоения материала предлагаются элементы геймификации. Геймификация стимулирует критическое мышление и может повысить уровень мотивации студентов, так как предусматривает компетентностно- и целеориентированные виды деятельности, соревновательный и командообразующий характер, вознаграждение [8]. Элементы геймификации могут помочь преподавателю повысить активность студентов и простимулировать их деятельность на практическом занятии.
Для организации гибридного обучения в режиме онлайн недостаточно выбрать подходящую технологию, необходимо также продумать структуру учебного материала, отслеживать уровень вовлеченности обучающихся, обеспечивать установление межличностных связей между студентами, повышать их мотивацию.
Таким образом, при планировании и организации гибридного обучения иностранному языку учитываются следующие педагогические и методические условия:
• использование специальных цифровых инструментов, способствующих реализации процесса обучения присутствующих онлайн;
• разработка учебных материалов с учетом разных режимов работы (личного и дистанционного присутствия обучающихся);
• обеспечение доступа всех категорий слушателей к образовательным ресурсам, онлайн-платформам;
• организация коммуникативного взаимодействия находящихся в аудитории и удаленно;
• стратегическое планирование времени и порядка выполнения учебных видов деятельности;
• внедрение геймификации, которая будет способствовать вовлеченности обучающихся и более глубокому усвоению материала;
• поддержка внимания, мотивации обучающихся на протяжении всего занятия;
• развитие навыков самоорганизации и самодисциплины обучающихся.
Выводы. Гибридное обучение ориентировано на удовлетворение потребностей обучающихся и расширение доступа к образованию, оно позволяет успешно организовать обучение иностранному языку за счет комплексного применения онлайн и офлайн технологий. Использование гибридного обучения способствует реализации индивидуального подхода и повышению мотивации к изучению иностранного языка. К преимуществам использования гибридного обучения относится гибкость модели и более расширенный доступ к обучению, что позволит образовательным учреждениям улучшить ситуацию с нехваткой обучающихся и привлечь большее количество студентов.
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы применения гибридного обучения в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье рассматриваются отличительные характеристики гибридных образовательных технологий. Автором подчеркивается актуальность использования данных технологий, они ориентированы на удовлетворение потребностей обучающихся и расширение доступа к образованию. Гибридное обучение предполагает объединение обучающихся в аудитории и подключившихся к занятию онлайн в реальном времени. Подчеркивается, что занятия в гибридном формате представляют собой комбинированные задания, характеризуются регулярной сменой видов деятельности (презентация нового материала, обсуждение, групповая работа, выполнение практических заданий) при использовании цифровых ресурсов и высокой степени интерактивности. В статье описываются основные педагогические и методические условия, которые должны учитываться при планировании и организации гибридного обучения иностранному
Ключевые слова: гибридное обучение, смешанное обучение, онлайн-обучение, обучение иностранному языку, высшее образование.
Annotation. The article discusses the use of hybrid learning in the process of teaching a foreign language at a non-linguistic university. The article describes the main features of hybrid educational technologies. Hybrid learning involves bringing together classroom and online students. The flexible hybrid leaning called Hyflex which integrates different instruction modes provides a choice of participation mode in the classroom or online to a student. The article states that the main issue of developing the content of a training course in hybrid learning environment is the creating and sharing material that is suitable for both classroom and online learning. It is emphasized that classes in a hybrid format are characterized by a routine change of activities (presentation of new material, discussion, group work, practical activities) using advanced interactive digital resources. The article describes the main pedagogical and methodological conditions that should be taken into account when planning and organizing the hybrid foreign language teaching.
Keywords: hybrid learning, blended learning, online-education, foreign language teaching, higher education.
Литература:
1. Ананин, Д.П. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн / Д.П. Ананин, Н.Г. Стрикун//Преподаватель XXI век. -2022. -№ 4.-Ч. 1. - С. 60-74. -DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-60-74
2. Баранников, К.А. Гибридное обучение: Российская и зарубежная практика / К.А. Баранников, Д.П. Ананин, Н.Г. Стрикун, О.Н. Алканова, А.Г. Байзаров // Вопросы образования. - 2023. - № 2 - С. 33-69
3. Вайндорф-Сысоева, М.Г. Цифровой форсайт - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Г. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. -№2. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-l
4. Глоба, А. Гибридная модель для вовлечения студентов в практические онлайн-занятия / А. Глоба // Вопросы образования. -2022. -№ 3. - С. 7-35. - https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-7-35
5. Захарова, М.В. Цифровая трансформация преподавания академического английского языка / М.В. Захарова // КПЖ. -2021. - №3 (146). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-prepodavaniya-akademicheskogO" angliyskogo-yazyka (дата обращения: 25.03.2024)
6. Марченко, М.Г. Разновидности гибридных моделей обучения в вузе / М.Г. Марченко // Г-Scio. - 2022. - №3 (66). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/raznovidnosti-gibridnyh-modeley-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 25.03.2024)
7. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2022. - 392 с.
8. Хлыбова, М.А. Элементы геймификации в процессе обучения иностранному языку в вузе / М.А. Хлыбова // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. - 2022. - №01 (12). - URT: https://scipress.ru/fam/articles/elementy-gejmifikatsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze.html (Дата обращения: 24.03.2024)
9. Hybrid Teaming Environments. Technology Center of College of Education. University of Washington. - URL: https://www.education.uw.edu/technologycenter/hybrid-learning-environments/ (дата обращения: 20.03.2024)
10. HyFlex: новый формат в образовании. - URL: (дата обращения: 20.03.2024) http://www.epiphan.ru/articles/art_98.php
УДК 378.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ GOOGLE SITES ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Хлыбова Марина Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)
Постановка проблемы. В настоящее время важнейшей целью модернизации современного образовательного процесса становится грамотная организация образовательного процесса с использованием информационных средств обучения. Информатизация образования предусматривает создание цифровой образовательной среды, которая организует познавательную деятельность обучающихся и открывает возможности для самостоятельного поиска информации [5].
В качестве условий эффективного использования цифровых образовательных технологий в вузе можно выделить:
- сформированность навыков использования информационных технологий обучающихся и педагогов [3];
- наличие мотивации у обучающихся к участию в информационной образовательной среде [1];
- наличие технологии и алгоритма обучения [2];
- создание ситуации успеха и наличие постоянной обратной связи [8].
Информатизация иноязычного образования в неязыковом вузе способствует разработке новых методов обучения на основе цифровых образовательных технологий, в том числе, комплексного подхода, совмещающего дистанционную и традиционную формы обучения.
Иноязычная письменная речь в вузе является продуктом академического (бакалавриат) и научного (магистратура, аспирантура) дискурса и предполагает создание текстов на базе сформированных общих и профессиональных умений письменной речи, критического мышления и самостоятельности [6]. Стоит отметить, что обучающиеся неязыковых вузов сталкиваются с трудностями при написании иноязычных академических и научных текстов, как когнитивными, так и лексическими, в том числе, из-за малого количества часов, отведенного на обучение письменной речи. Как показывает практика, широкое использование цифровых образовательных ресурсов открывают новые возможности для освоения и закрепления умений письменной речи в доступной и интересной форме.
Целью данной статьи является рассмотрение возможностей использования платформы Google Sites для обучения иноязычной письменной речи в неязыковом вузе.
Изложение основного материала исследования. Google Sites является Google сервисом, который направлен на создание веб-сайтов и их размещение в сети Интернет. Google Sites позволяет при помощи технологии wiki создать на сайте полноценную цифровую среду для коллективной разработки, активного взаимодействия участников общения, в том числе и для учебного сотрудничества.
Google Sites как средство для создания образовательной веб-среды обладает следующими возможностями:
- гибкость и вариативность инструментов и дизайна;
- коллективный доступ к созданию сайта;
- асинхронность связи;
- редактирование существующих страниц в браузере;
- быстрая обратная связь;