KHLYBOVA Marina Anatolyevna
USE OF WEBQUEST TECHNOLOGY IN TEACHING ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474
V7TK" 881 1 l©2022 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0
y A14 J / Z.oo I. I |(cc) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. | (j 57145/27128474 2022 11 02 08 lfcae3MI^Mhttps://cTeativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)
ПРИМЕНЕНИЕВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
© Автор(ы) 2022
ХЛЫБОВА Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова
61400, Россия, Пермь, [email protected]
SPIN: 5578-2061
AuthorlD: 690720
ORCID: 0000-0001-6441-5182
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения веб-квест технологии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Отмечается, что внедрение игровых информационных технологий в образовательный процесс способствует повышению качества обучения и мотивации обучающихся. Реализация игровых возможностей информационных технологий в обучении предоставляет преподавателю дополнительные возможности для создания интерактивного и индивидуализированного учебного процесса. В статье подробно описываются характерные черты, строгая структура и преимущества веб-квеста. Автором статьи подчеркивается, что при выполнении заданий веб-квеста создаются условия для развития навыков поиска, анализа, обобщения новой информации и способов ее представления, а также навыков самообучения, самоорганизации, публичных выступлений, работы в коллективе и т.д. Показано, что систематическая работа с большими объемами информации способствует развитию критического мышления, навыков оценки эффективности и качества информационного поиска. В процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе веб-квест может применяться при изучении грамматики, обучении письму, чтению. Отмечено, что использование веб-квестов в обучении студентов иностранному языку способствует формированию цифровой грамотности студентов, положительного эмоционального отношения к образовательному процессу, повышению уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, развитию творческого потенциала обучающихся. Применение веб-квест технологии будет эффективным при планируемом преподавателем учебном процессе, основанном на реализации личностно ориентированного подхода в познавательной деятельности, грамотном выборе актуальной темы, подборе заданий и интернет ресурсов.
Ключевые слова: веб-квест, информационные технологии, интернет ресурсы, игровое обучение, мотивация, командное взаимодействие, интерактивность, проектное обучение, обучение иностранному языку, неязыковой вуз.
USE OF WEBQUEST TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE UNIVERSITY
The Author(s) 2022
KHLYBOVA Marina Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov 614000, Russia, Perm, [email protected]
Abstract. The article deals with the application of WebQuest technology in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university. It is noted that the integration of new digital educational technologies, WebQuest technology included, match comprehensive approaches to education. WebQuests are part of project-based learning, they also integrate the program and problem methods and are aimed at achieving a practical result. The WebQuest involves the use of information technology, represented by certain tasks on the online digital resources, remote pedagogical guidance and interpersonal interaction. The article describes in detail the WebQuests' characteristics, structure, and advantages. The author emphasizes that when completing the tasks of the WebQuest, conditions are created for developing the skills of searching, analyzing, generalizing new information and ways of presenting it. In the course of teaching a foreign language, WebQuest can be used to study grammar, teaching writing, reading. It is noted that the use of WebQuest technology contributes to the formation of interactivity of the educational process, increasing level of the students' motivation and, as a result, the effectiveness of the foreign language communicative competence formation.
Keywords: WebQuest, information technologies, online resources, game-based learning, motivation, teamwork, interactivity, project-based learning, foreign language learning, non-linguistic university.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс всеобъемлющей информатизации образования предоставляет возможность разнообразить учебные занятия, расширить количество организационных форм обучения, способствует интерактивности, индивидуализации и интенсификации учебного процесса. Важным фактором информатизации образования в вузе является положительное отношение студентов к современным технологиям, их готовность и способность использовать новые методы и формы обучения. Эффективным инструментом оптимизации образовательного процесса выступает организация процесса обучения с использованием разнообразных игровых элементов обучения [1-2]. Результатом внедрения игровой деятельности в образовательный процесс отмечается улучшение качества и эффективности обучения, формирование цифровой грамотности и повышение мотивации обучающихся к учебе [3-8].
В исследовании [3] подчеркивается, что игровая деятельность способствует оптимизации учебного процесса и реализации таких дидактических принципов как прин-
ципы сознательности и активности, наглядности, последовательности и систематичности, индивидуализации, доступности и посильности. Применение информационных ресурсов и мультимедийного контента является наиболее естественным и привлекательным для современного поколения обучающихся, полностью погруженных в цифровую среду. Соответственно, реализация игровых возможностей информационных технологий в обучении предоставляет преподавателю дополнительные возможности для создания интерактивного и индивидуализированного учебного процесса.
МЕТОДОЛОГИЯ
Целью статьи является рассмотрение веб-квест технологии в контексте ее применения в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Одной из эффективных форм внедрения игровой информационной деятельности в процесс обучения иностранному языку является веб-квест (WebQuest). Впервые технология веб-квеста была разработана в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge) и Томом Марчем (Tom March) [9-11]. Данная технология обучения пред-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474
ХЛЫБОВА Марина Анатольевна ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ...
полагает использование игровых возможностей информационных технологий, представленных определенными заданиями, реализованными на цифровых ресурсах, предполагающих педагогическое управление и межличностное взаимодействие.
Берни Додж предлагает следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, проект, компиляция, головоломка, журналистское расследование, креативное задание, консенсус, убеждение, самопознание, аналитическое задание, оценивание и научная работа [9]. Автор выделяет строгую структуру веб-квеста: 1) Introduction (Введение), 2) Task (Задание), 3) Process (Выполнение), 4) Evaluation (Оценивание), 5) Conclusion (Заключение), б) Credits (Использованные материалы), 7) Teacher Page (Комментарии для преподавателя) [9]. В исследовании [10] американским ученым определяются пять основных советов преподавателю для создания успешного веб-квеста: 1) Найти хорошие интернет-сайты, 2) Управлять обучающимися и ресурсами, 3) Научить обучающихся думать, 4) Использовать разнообразные источники информации, 5) Стремиться к достижению более высоких результатов.
По своей структуре веб-квест представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квест технология основана на проектном методе обучения, основной задачей которых является практическая направленность на достижение конкретного результата [4]. Образовательный веб-квест представляется в виде дидактической игры, объединенной целостным сюжетом и организацией. Игра состоит из набора отдельных задач, логически вытекающих одна из другой, связанных между собой и ведущих к определенной конечной цели [12].
Характерной чертой образовательного веб-квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся доступна онлайн. Технология веб-квеста предусматривает разноуровневые проблемные задания, в результате выполнения которых происходит развитие, в том числе, иноязычной устной и письменной коммуникации, так как презентация результатов может быть представлена в различных формах, например устное выступление, компьютерная презентация, письменная работа (эссе), веб-страница и т.д. Число участников может варьироваться в зависимости от задачи и целей веб-квеста. Как отмечается в работах [6-9], основным положительным эффектом использования веб-квестов в образовательном процессе является стимулирование обучающихся к самостоятельному аналитическому и креативному мышлению, вовлечение их в само- и взаимооценивание.
При реализации веб-квеста в качестве системы поощрений используются такие игровые элементы, как баллы, бейджи и рейтинги лидеров, которые определяют так называемую триаду PBL (Points, Badges, Leaderboards) [13-16]. Данные игровые элементы способствуют повышению интереса к обучению через формирование соревновательной атмосферы, мотивируют на достижение более высоких результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Для создания и размещения собственного веб-квеста можно использовать такие платформы как https://www. createwebquest.com, http://webquest.org, http://www.zmal. com и т.д.
На первом этапе проводится подготовительная работа, разъясняются общая тема веб-квеста, порядок выполнения заданий, обсуждаются задачи и конечная цель. При необходимости на данном этапе обучающиеся распределяются на группы. Темы должны быть актуальны и полезны для обучающихся, что способствует индивидуализации образовательного процесса, формированию развивающей личностно-ориентированной образовательной среды.
На втором этапе подробно обсуждаются алгоритм
действий обучающихся, порядок выполнения заданий веб-квеста. Контроль выполнения заданий может состоять из вопросов, тестов, составления кроссвордов по результатам работы с интернет-ресурсами, видео материалами и т.д. Завершающее задание должно предусматривать в себе элемент творчества, проявления студентами аналитических способностей. При выполнении заданий создаются ситуации для развития навыков поиска, анализа, обобщения новой информации и способов ее представления. При отборе интернет-ресурсов для учебных целей необходимо оценить, насколько они будут соответствовать языковому и общекультурному уровню обучающихся. Задания разрабатываются в соответствии с уровнем владения языком, достаточным для работы с отобранными аутентичными ресурсами интернета.
Третий этап включает в себя выполнение набора заданий в соответствии с поставленными задачами, используя заранее определенные интернет-ресурсы. Собранная информация обобщается и оформляется в виде конечного творческого продукта, например, веб-квест проекта, компьютерной презентации, веб-страницы, эссе и т.д. Следует отметить, что практики коллективной проектной деятельности являются хорошим методом реализации игровых технологий, способствуют повышению вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, предоставляя эффективные механизмы взаимодействия в процессе совместной деятельности. На данном этапе важна непрерывная обратная связь преподавателя по мере прохождения обучающимися различных этапов веб-квеста, как отличный способ сохранения сосредоточенности и вовлеченности участников.
На четвертом этапе обучающиеся представляют свои творческие веб-квест проекты с последующей защитой, само- и взаимооцениванием. Обучающимся предлагается сначала самим оценить собственную работу, а затем оценить работу партнера, сравнить полученные результаты и в случае необходимости, отредактировать найденные ошибки. В качестве заключительного этапа можно провести круглый стол с обсуждением трудностей, обменом мнений по результатам выполненной работы. При оценивании исследовательской и творческой работы используются критерии, которые могут включать оценку качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в группе, устного выступления, мультимедийной презентации и т.д.
ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из преимуществ технологии веб-квеста является то, что данная технология может эффективно использоваться как индивидуальная или групповая форма контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. С помощью веб-квеста может осуществляться контроль результатов обучения в качестве завершающего какую-либо тему задания, так как данная технология предоставляет принципиально новые возможности для развития навыков нестандартного, творческого мышления, приобретения навыков принятия решения в нестандартных ситуациях в ходе проработки стратегий игры, сценария. Использование веб-квестов для промежуточного и итогового контроля, безусловно, будет способствовать формированию и закреплению пройденного лексико-грамматического материала, позволит осуществлять контроль коммуникативных навыков обучающихся за счет большого разнообразия их видов.
Еще одним преимуществом веб-квестов является то, что они способствуют развитию когнитивных навыков и навыков научно-исследовательской деятельности, таких, как сравнение, анализ, классификация, формулировка выводов [17-18]. После того как обучающиеся прочитают и изучат тексты, они анализируют полученную информацию, преобразовывают ее в новый продукт (проект, эссе, презентация и т.д.). Поисковый характер технологии веб-веста способствует интенсификации научно-исследовательской деятельности обучающихся, а
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 5.8.1.; 5.8.2.; 5.8.7.
43
KHLYBOVA Marina Anatolyevna
USE OF WEBQUEST TECHNOLOGY IN TEACHING ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474
систематическая работа с большими объемами информации способствует развитию критического мышления, навыков оценки эффективности и качества информационного поиска [19]. Особую ценность форма контроля в виде веб-квеста имеет для неязыковых вузов, будущих специалистов, которые приобретают такие универсальные навыки как навык отбора информации, самообучения и самоорганизации, навык публичных выступлений, работы в коллективе, навык создания собственных он-лайн-ресурсов, веб-проектов и т.д.
В процессе обучения иностранному языку в вузе веб-квест может применяться при изучении грамматики, обучении письму, чтению. Наполнение игрового контекста, сюжет квеста определяются в зависимости от интересов и мотивов участников, а также от образовательных целей [20].
ВЫВОДЫ
Таким образом, использование игровых возможностей современных информационных технологий и, в частности технологии веб-квеста, в процессе обучения иностранному языку способствует улучшению качества и эффективности обучения, повышению интереса и мотивации обучающихся к учебе. Использование веб-квестов в качестве средства промежуточного и итогового контроля в процессе преподавания иностранного языка способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, формированию и закреплению пройденного лексико-грамматического материала, развитию творческого потенциала обучающихся. Реализация данной технологии в вузе также способствует развитию когнитивных способностей и навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся. Эффективность применения технологии веб-квеста определяется запланированным преподавателем учебным процессом, основанном на реализации личностно ориентированного подхода в познавательной деятельности, грамотном выборе актуальной темы, подборе заданий и интернет ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Figueroa J. F. Using Gamification to Enhance Second Language Learning // Digital Education Review. 2015 (27), P. 32-54. - URL: https://www.researchgate.net/publication/278328067 (дата обращения 07.09.2022)
2. Mchucha R. Issa., Zamhar I. Ismail, Rose P. Tibok Developing a Gamification-Based Interactive Thesaurus Application to Improve English Language Vocabulary: A Case Study of Undergraduate Students in Malaysia // Proceedings of 64th ISERD International Conference, Seoul, South Korea. 2017. 18-19 (1). P. 17-24. https://www.researchgate.net/pub-lication/334107057 (дата обращения 02.09.2022)
3. Титова С.В., Чикризова К.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал //Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 135 - 152
4. Багузина Е.И. Тематический Веб-квест и его значение в языковой подготовке студентов // Филологические науки в МГИМО. 2016. № 5. С. 106-113.
5. Алленова И.В. Веб-Квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку ///Вестник науки и образования. - 2020. - № 6-2 (84). - С.19-21.
6. Корнилов Ю.В., Левин И.П. Геймификация и веб-квесты: разработка и применение в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=26865 (дата обращения: 17.09.2022).
7. Нурмиева Р.Р., Першина Н.О. Использование веб-квест технологий в обучении иностранным языкам // Казанский вестник молодых учёных. 2018. №5 (8). С.187-191.
8. Сагитова Р.Р. Гайнуллина А. Веб-квест технологии в обучении иностранным языкам //Казанский вестник молодых учёных. 2019. №5 (13). С. 116-119.
9. Dodge B. Creating WebQuests. - URL: http://webquest.org (дата обращения 07.09.2022)
10. Dodge B. Five Rules for Writing a Great WebQuest - URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/326587/mod_resource/con-tent/0/F0CUS_Five_Rules_for_Writing_a_Great_WebQuest.htm (дата обращения 07.09.2022)
11. March T. What WebQuests Are (Really) - URL: http://tommarch. com/writings/what-webquests-are/ (дата обращения 27.08.2022)
12. Авдеева Т.И., ВысокосМ.И., Зыкова С.И. Технология WebQuest в современном образовании // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologi-ya-webquest-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 26.08.2022).
13. Chou Y. Points, Badges, and Leaderboards: The Gamification Fallacy, 2018 - URL: https://yukaichou.com/gamification-study/
points-badges-and-leaderboards-the-gamification-fallacy/(dama обращения 02.09.2022)
14. Hamari J. Do badges increase user activity? A field experiment on the effects of gamification. Computers in Human Behavior, 2017, 71, 469-478. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.03.036 (дата обращения 02.09.2022)
15. Buckley P., Doyle, E. Gamification and student motivation. Interactive Learning Environments, 2016, 24(6), 1162-1175. https://doi.or g/10.1080/10494820.2014.964263 (дата обращения 02.09.2022)
16. Huang B., Hew K.F. (2015) Do points, badges and leaderboards increase learning and activity: A quasi-experiment on the effects of gamification // The 23rd International Conference on Computers in Education (ICCE 2015). Hangzhou, China: Asia-Pacific Society for Computers in Education, P. 275-280
17. Восковская А.С., Карпова Т.А. Использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 9-11.
18. Горбунова О.В., Иванова О.А. Веб-квест как педагогический инструмент //Народное образование. 2014. №7 (1440). С. 162-166.
19. Vidoni, K.L., Maddux, C.D. WebQuests: Can they be used to improve critical thinking skills in students? Computers in the Schools. 2002. 19(1/2). рр. 101-117.
20. Павлюкевич Л.В., Батыкова А.С. Преимущества использования технологии веб-квест на уроке иностранного языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. №15. С. 141-144.
Received date: 11.08.2022 Revised date: 20.09.2022 Accepted date: 10.11.2022