Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ GOOGLE SITES ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ GOOGLE SITES ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / навыки письменной научной речи / сотрудничество / самостоятельная работа / коллективный проект / обучение иностранному языку / digital technologies / scientific writing skills / collaboration / self-study / collaborative project / foreign language teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению возможностей использования платформы Google Sites для обучения иноязычной письменной речи в неязыковом вузе. В статье подчеркивается, что платформа Google Sites позволяет создать единое образовательное пространство, в котором удобно и логично размещать и структурировать учебные материалы, создавая авторские образовательные курсы и отдельные уроки. В статье рассматриваются преимущества использования Google Sites для развития навыков иноязычной письменной речи. К ним относятся возможности структурировать учебный материал, размещать ссылки на ресурсы и приложения, включать разнообразный текстовый и мультимедийный контент, отслеживать информацию о действиях обучающихся. Подчеркивается, что создание иноязычной письменной работы на Google Sites можно организовать в виде коллективного проекта, в процессе выполнения которого участники могут просматривать и вносить уточняющие правки и комментарии в существующий текст. Взаимное оценивание письменных проектов на Google Sites способствует формированию навыков самостоятельности, творчества, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом и, как следствие, повышает эффективность формирования иноязычных умений письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the use of Google Sites platform in teaching the foreign language writing skills in a nonlinguistic university. The article considers scientific writing skills as the most significant component of students' research activities. It is noted that the use of digital technologies in the process of teaching foreign language writing skills contributes to an increase in the efficiency of mastering educational material due to the novelty of the form of interaction, the problematic and creative nature of the work. The article examines the Google Sites as a free education platform that supports teachers’ interaction with students and educational materials sharing whether materials are static images, audio/video content, online documents such as PDFs etc. It is concluded that the Google Sites platform is a convenient tool for developing collaborative projects as well as mastering scientific writing skills.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ GOOGLE SITES ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Annotation. The article discusses the use of hybrid learning in the process of teaching a foreign language at a non-linguistic university. The article describes the main features of hybrid educational technologies. Hybrid learning involves bringing together classroom and online students. The flexible hybrid leaning called Hyflex which integrates different instruction modes provides a choice of participation mode in the classroom or online to a student. The article states that the main issue of developing the content of a training course in hybrid learning environment is the creating and sharing material that is suitable for both classroom and online learning. It is emphasized that classes in a hybrid format are characterized by a routine change of activities (presentation of new material, discussion, group work, practical activities) using advanced interactive digital resources. The article describes the main pedagogical and methodological conditions that should be taken into account when planning and organizing the hybrid foreign language teaching.

Keywords: hybrid learning, blended learning, online-education, foreign language teaching, higher education.

Литература:

1. Ананин, Д.П. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн / Д.П. Ананин, Н.Г. Стрикун//Преподаватель XXI век. -2022. -№ 4.-Ч. 1. - С. 60-74. -DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-60-74

2. Баранников, К.А. Гибридное обучение: Российская и зарубежная практика / К.А. Баранников, Д.П. Ананин, Н.Г. Стрикун, О.Н. Алканова, А.Б. Байзаров // Вопросы образования. - 2023. - № 2 - С. 33-69

3. Вайндорф-Сысоева, М.Б. Цифровой форсайт - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Б. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. -№2. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-l

4. Глоба, А. Гибридная модель для вовлечения студентов в практические онлайн-занятия / А. Глоба // Вопросы образования. -2022. -№ 3. - С. 7-35. - https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-7-35

5. Захарова, М.В. Цифровая трансформация преподавания академического английского языка / М.В. Захарова // КПЖ. -2021. - №3 (146). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-prepodavaniya-akademicheskogO" angliyskogo-yazyka (дата обращения: 25.03.2024)

6. Марченко, М.Г. Разновидности гибридных моделей обучения в вузе / М.Г. Марченко // E-Scio. - 2022. - №3 (66). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/raznovidnosti-gibridnyh-modeley-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 25.03.2024)

7. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2022. - 392 с.

8. Хлыбова, М.А. Элементы геймификации в процессе обучения иностранному языку в вузе / М.А. Хлыбова // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. - 2022. - №01 (12). - URT: https://scipress.ru/fam/articles/elementy-gejmifikatsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze.html (Дата обращения: 24.03.2024)

9. Hybrid Learning Environments. Technology Center of College of Education. University of Washington. - URL: https://www.education.uw.edu/technologycenter/hybrid-learning-environments/ (дата обращения: 20.03.2024)

10. HyFlex: новый формат в образовании. - URL: (дата обращения: 20.03.2024) http://www.epiphan.ru/articles/art_98.php

УДК 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ GOOGLE SITES ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Хлыбова Марина Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)

Постановка проблемы. В настоящее время важнейшей целью модернизации современного образовательного процесса становится грамотная организация образовательного процесса с использованием информационных средств обучения. Информатизация образования предусматривает создание цифровой образовательной среды, которая организует познавательную деятельность обучающихся и открывает возможности для самостоятельного поиска информации [5].

В качестве условий эффективного использования цифровых образовательных технологий в вузе можно выделить:

- сформированность навыков использования информационных технологий обучающихся и педагогов [3];

- наличие мотивации у обучающихся к участию в информационной образовательной среде [1];

- наличие технологии и алгоритма обучения [2];

- создание ситуации успеха и наличие постоянной обратной связи [8].

Информатизация иноязычного образования в неязыковом вузе способствует разработке новых методов обучения на основе цифровых образовательных технологий, в том числе, комплексного подхода, совмещающего дистанционную и традиционную формы обучения.

Иноязычная письменная речь в вузе является продуктом академического (бакалавриат) и научного (магистратура, аспирантура) дискурса и предполагает создание текстов на базе сформированных общих и профессиональных умений письменной речи, критического мышления и самостоятельности [6]. Стоит отметить, что обучающиеся неязыковых вузов сталкиваются с трудностями при написании иноязычных академических и научных текстов, как когнитивными, так и лексическими, в том числе, из-за малого количества часов, отведенного на обучение письменной речи. Как показывает практика, широкое использование цифровых образовательных ресурсов открывают новые возможности для освоения и закрепления умений письменной речи в доступной и интересной форме.

Целью данной статьи является рассмотрение возможностей использования платформы Google Sites для обучения иноязычной письменной речи в неязыковом вузе.

Изложение основного материала исследования. Google Sites является Google сервисом, который направлен на создание веб-сайтов и их размещение в сети Интернет. Google Sites позволяет при помощи технологии wiki создать на сайте полноценную цифровую среду для коллективной разработки, активного взаимодействия участников общения, в том числе и для учебного сотрудничества.

Google Sites как средство для создания образовательной веб-среды обладает следующими возможностями:

- гибкость и вариативность инструментов и дизайна;

- коллективный доступ к созданию сайта;

- асинхронность связи;

- редактирование существующих страниц в браузере;

- быстрая обратная связь;

- учет изменений (версий) страниц, возможность сравнения и восстановления ранних правок;

- возможность встраивания файлов различных форматов, в том числе изображений, видео- и аудиофайлов;

- формирование навыков совместной деятельности и сотрудничества.

Технологический процесс создания образовательного веб-сайта на онлайн-платформе Google Sites включает следующие этапы:

1) определение цели и назначения сайта;

2) построение структуры и разработка дизайна;

3) подготовка и размещение текстового и графического контента;

4) размещение материала на сайте;

5) тестирование работы;

6) разработка методического обеспечения.

В процессе обучения иноязычной письменной речи весь теоретический материал, а также лексико-грамматические упражнения, создание, редактирование и рецензирование работ обучающимися представлены в виде отдельных страниц и подразделов. Возможности создания нескольких страниц, а также размещения ссылок на разнообразный текстовый и мультимедийный контент позволяют структурировать учебный материал, создавая целостную картину курса в сознании обучающихся.

Преподаватель организует доступ обучающихся к сайту в качестве соавторов для создания и редактирования страниц, комментирования текстов, что способствует созданию единого образовательного творческого пространства. Настройки совместного доступа открывают возможности для совместного просмотра и редактирования информации обучающимися, а также позволяют организовать обратную связь между преподавателем и обучающимися.

Создание иноязычной письменной работы на Google Sites можно организовать в виде коллективного проекта, в процессе выполнения которого участники могут просматривать и вносить изменения и комментарии в существующий текст. Следует отметить, что итеративный процесс создания письменной работы с многократным возвратом к тексту для внесения правок и редактирования способствует развитию гибкости владения языковым материалом [9]. При редактировании письменного текста у обучающихся формируются навыки и умения (само)оценки и (само)рефлексии. Эти навыки лежат в основе развития ценностного отношения к иноязычной письменной речи.

Типичный проект по созданию иноязычной письменной работы включает в себя следующие этапы [7]:

1) знакомство обучающихся с целью, содержанием, алгоритмом выполнения проекта, которое лучше провести на очном занятии;

2) регистрация на платформе, знакомство с возможностями работы платформы и особенностями размещения материала;

3) обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении письменного проекта;

4) выбор темы, обсуждение структуры, анализ и систематизация информации, поиск материала для письменного проекта;

5) написание и представление письменной проектной работы и индивидуальным выполнением и редактированием проекта каждым участником группы;

6) презентация результатов совместной проектной деятельности каждой группы с обсуждением результатов работы;

7) (само)оценка и (само)рефлексия обучающихся с обсуждением проблем, с которыми столкнулись обучающиеся;

8) оценка проекта преподавателем согласно обозначенным критериям.

В качестве критериев письменного проекта на платформе можно выделить следующие: 1) смысловая точность, ясность; 2) организация текста согласно структуре; 3) соответствие заявленному объему; 4) наличие четко сформулированной цели; 5) логичность построения текста; 6) убедительность представленных результатов; 7) соответствие выводов представленной цели; 8) грамматическая и лексическая правильность.

Теоретической основой для разработки критериев оценки служат стилистические и структурные принципы создания научного текста, которые в настоящее время широко освещаются в литературе. Кроме того, рекомендуется провести анализ типичных ошибок, которые допускают начинающие авторы научных письменных работ [9].

При хорошо организованной системе управления работы происходит обучение студентов как профессиональным умениям, так и навыкам коммуникации и совместной деятельности.

Следует заметить, что для обучающихся 21 века самыми важными навыками являются так называемые «4 С»:

1) Communication (коммуникация),

2) Collaboration (совместная деятельность),

3) Critical thinking (критическое мышление),

4) Creativity (реализация творчества).

Это навыки в полной мере реализуются в процессе работы на платформе Google Sites. Создание коллективных текстов и проектов способствует формированию навыков самостоятельности, творчества, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом. Применение взаимного оценивания работ обучающимися способствует не только повышению иноязычной грамотности, но и развитию способности к критическому мышлению, внимательности к деталям, стимулирует мотивацию к дальнейшему обучению и обеспечивает активное вовлечение в образовательный процесс.

Выводы. Таким образом, применение платформы Google Sites открывает новые возможности для освоения и закрепления учебного материала в доступной и интересной форме, повышает уровень самостоятельности и мотивации обучающихся и, как следствие, повышает эффективность формирования иноязычных умений письменной речи. Google sites позволяет успешно организовать обучение иноязычной письменной речи за счет широкого спектра возможностей хранения, создания, редактирования и взаимного оценивания текстов. К преимуществам использования конструктора сайтов Google Sites относятся возможности структурировать учебный материал, размещать ссылки на ресурсы и приложения, включать разнообразный текстовый и мультимедийный контент, отслеживать информацию о действиях обучающихся. Данные характеристики позволяют создать единую цифровую образовательную среду, в которой удобно и логично размещать и структурировать учебные материалы.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможностей использования платформы Google Sites для обучения иноязычной письменной речи в неязыковом вузе. В статье подчеркивается, что платформа Google Sites позволяет создать единое образовательное пространство, в котором удобно и логично размещать и структурировать учебные материалы, создавая авторские образовательные курсы и отдельные уроки. В статье рассматриваются преимущества использования Google Sites для развития навыков иноязычной письменной речи. К ним относятся возможности структурировать учебный материал, размещать ссылки на ресурсы и приложения, включать разнообразный текстовый и мультимедийный контент, отслеживать информацию о действиях обучающихся. Подчеркивается, что создание иноязычной письменной работы на

Google Sites можно организовать в виде коллективного проекта, в процессе выполнения которого участники могут просматривать и вносить уточняющие правки и комментарии в существующий текст. Взаимное оценивание письменных проектов на Google Sites способствует формированию навыков самостоятельности, творчества, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом и, как следствие, повышает эффективность формирования иноязычных умений письменной речи.

Ключевые слова: цифровые технологии, навыки письменной научной речи, сотрудничество, самостоятельная работа, коллективный проект, обучение иностранному языку.

Annotation. The article discusses the use of Google Sites platform in teaching the foreign language writing skills in a non-linguistic university. The article considers scientific writing skills as the most significant component of students' research activities. It is noted that the use of digital technologies in the process of teaching foreign language writing skills contributes to an increase in the efficiency of mastering educational material due to the novelty of the form of interaction, the problematic and creative nature of the work. The article examines the Google Sites as a free education platform that supports teachers' interaction with students and educational materials sharing whether materials are static images, audio/video content, online documents such as PDFs etc. It is concluded that the Google Sites platform is a convenient tool for developing collaborative projects as well as mastering scientific writing skills.

Key words: digital technologies, scientific writing skills, collaboration, self-study, collaborative project, foreign language teaching.

Литература:

1. Конюхова, T.B. Учебная мотивация студентов младших курсов в условиях дистанционного обучения / Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова. - Новокузнецк, 2021 - 116 с.

2. Маркова, Ю.Ю. Алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики / Ю.Ю. Маркова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. -С. 147-150

3. Обухова, Е.А. Модель дистанционного взаимодействия педагогов в условиях цифрового обучения / Е.А. Обухова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - №4 (40). - С. 129-137

4. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2022. - 392 с.

5. Полат, Е.С. Дистанционное обучение / Е.С. Полат // Педагогические и информационные технологии в образовании. -2001. -№4,- С. 10.

6. Титова, С.В. Обучение иноязычной письменной речи в цифровой средевуза / С.В. Титова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28. - № 2. - С. 302-316

7. Сысоев, П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2013. - № 3 (23). -С. 140-152

8. Харламенко, П.В. Вики-проект в обучении иностранному языку в вузе / И.В. Харламенко, С.В. Титова // Наука, образование, культура. -2018. -№4. - С. 112-126

9. Хлыбова, М.А. Формирование навыков академического письма в магистратуре неязыкового вуза / М.А. Хлыбова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. -Т.9.- № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN521.pdf

10. Юдашкина, В.В. Обучение написанию аннотаций студентов в вузе: от теории к практике / В.В. Юдашкина, О.Е. Яцевич // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (61). - С. 78-83

11. Pardede, P. Integrating the 4Cs into EFP Integrated Skills Teaming / P. Pardede 11 Journal of English Teaching. - Volume 6 (1). - February 2020.-DQI: 10.33541/jet.v6il.l90

УДК 378

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ

ШамсудиноваДианна Асаналиевна студентка 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Одним из важнейших приоритетов современного образовательного пространства является формирование всесторонне развитого и креативного молодого поколения, способного реализовывать свой творческий потенциал в интересах как себя, так и общества. В этом контексте обучение, направленное на развитие когнитивных и коммуникативных способностей обучающихся, играет ключевую роль в развитии аналитической базы учебных исследований при обучении математики. Вместе с тем, образовательный процесс должен быть направлен не только на обеспечение обучающихся необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и на развитие их индивидуальных, умственных и интеллектуальных способностей, постоянному стремлению к овладению новыми знаниями и творческому решению стоящих перед ними задач. При совместном применении двух способов обучения: развивающего и практико-ориентированного на уроках математики в образовательном пространстве помогает обучающимся применить свои творческие способности в области формирования аналитической базы исследований. Практико-ориентированное и развивающее обучение на уроках математики, направленно на овладение навыками решения системы уравнений и неравенств и является неотъемлемой составляющей для формирования аналитических и исследовательских способностей обучающихся. Умение владеть способами анализа, поиска решения системы линейных уравнения и неравенства и применять, полученные знания на практике, формирует у обучающихся важную компетенцию, направленную на развитие его исследовательских способностей. Следовательно, развитие аналитических и исследовательских способностей в обучении математики становится актуальной задачей в сфере образования.

В условиях цифровизации образовательного пространства, когда доступ к информации стал намного проще, умение анализировать, обрабатывать и интерпретировать данные приобретает особую значимость. Для осуществления правильного подхода к поиску, анализу и применению полученной информации у обучающихся необходимо выработать определенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.