Научная статья на тему 'Особенности гетерофонного многоголосия татар-мишарей'

Особенности гетерофонного многоголосия татар-мишарей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
172
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ-МИШАРИ / АНСАМБЛЕВОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ / ENSEMBLE INTONING / МНОГОГОЛОСИЕ / POLYPHONY / ГЕТЕРОФОНИЯ / HETEROPHONY / ВЕРТИКАЛЬ / VERTICAL / MISHAR TATARS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сарварова Лилия Илдусовна

В статье предпринято рассмотрение специфики фактурной организации многоголосных напевов татар-мишарей. Тип многоголосия, бытующий в мишарской традиции, определяется как гетерофонный. Как показал произведенный анализ, соотношения тонов в многоголосных образцах характеризуются масштабной протяженностью зон вертикальных несоответствий голосов, способных достигать размеров мелостроки, а также выбором созвучий, ассортимент которых достаточно разнообразен и представлен интервалами от примы до септимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE MISHAR TATARS’ HETEROPHONOUS POLYPHONY

The article aims to examine the specifics of the texture organization of the Mishar Tatars’ polyphonic tunes. The polyphony type adopted in the Mishar tradition is defined as a heterophonous one. The analysis indicated that tone correlations in polyphonic patterns are characterized by the large-scale extension of voice vertical discrepancies zones capable to reach the size of the melodic line and by the choice of accords, the assortment of which is diversified enough and is represented by the intervals from tonic to the seventh.

Текст научной работы на тему «Особенности гетерофонного многоголосия татар-мишарей»

Сарварова Лилия Илдусовна

ОСОБЕННОСТИ ГЕТЕРОФОННОГО МНОГОГОЛОСИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ

В статье предпринято рассмотрение специфики фактурной организации многоголосных напевов татар-мишарей. Тип многоголосия, бытующий в мишарской традиции, определяется как гетерофонный. Как показал произведенный анализ, соотношения тонов в многоголосных образцах характеризуются масштабной протяженностью зон вертикальных несоответствий голосов, способных достигать размеров мелостроки, а также выбором созвучий, ассортимент которых достаточно разнообразен и представлен интервалами от примы до септимы.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/3-1/38.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 1. C. 155-158. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

11. Фофанов В. П. Методологическое значение социокультурного подхода в разработке новой концепции советского общества // Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово: КГИИК, 1994. С. 3-25.

12. Черныш Н., Ровенчак О. Основные понятия и положения социокультурного подхода и специфика применения их в социологии // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 1. С. 37-53.

13. Черныш Н., Ровенчак О. Социокультурный подход в социогуманитарных науках: обмен смыслами // Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. № 4. С. 92-103.

PARADIGM OF SOCIOCULTURAL APPROACH: SPECIFICS OF CONCEPTUAL INTERPRETATION

Salimgareev Dmitrii Vladimirovich

Kazan State University of Culture and Arts demiyrgiys@mail. ru

The article aims to examine certain aspects of the conceptual interpretation of sociocultural approach. The author presents a summarized description of sociocultural approach and its basic principles as a methodological phenomenon of modernity, identifies its key principles and comes to the conclusion: sociocultural approach manifests itself not so much in the empirical fixation of the concrete relations of the specific components of sociality and culture as in the systemic representation of the phenomena and processes under study.

Key words and phrases: culture; society; sociocultural approach; sociocultural theory and methodology; sociocultural reality; socio-philosophical theory; paradigm of sociocultural approach.

УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение

В статье предпринято рассмотрение специфики фактурной организации многоголосных напевов татар-мишарей. Тип многоголосия, бытующий в мишарской традиции, определяется как гетерофонный. Как показал произведенный анализ, соотношения тонов в многоголосных образцах характеризуются масштабной протяженностью зон вертикальных несоответствий голосов, способных достигать размеров мелостроки, а также выбором созвучий, ассортимент которых достаточно разнообразен и представлен интервалами от примы до септимы.

Ключевые слова и фразы: татары-мишари; ансамблевое интонирование; многоголосие; гетерофония; вертикаль.

Сарварова Лилия Илдусовна, к. искусствоведения

Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ГЕТЕРОФОННОГО МНОГОГОЛОСИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ

Согласно общепринятому мнению, традиционная культура татар-мишарей - одной из субэтнических групп татар Поволжья и Приуралья - является принципиально одноголосной. Исследовательская традиция, в течение нескольких десятилетий ориентированная на исследование музыкально-поэтической культуры казанских татар - титуального субэтноса нации, результаты, полученные в процессе научных изысканий, рассматривала как универсальные; сольный тип интонирования таким образом признавался в качестве единственно возможного для песенных систем всех татаро-мусульманских этнических формирований. Многоголосные образцы, зафиксированные автором настоящей статьи в период с 2000 по 2003 год в различных областях компактного проживания татар-мишарей, ставят под сомнение данное положение. Собранный песенный материал с полным основанием позволяет утверждать факт бытования в мишарской музыкально-поэтической культуре традиции коллективного интонирования [4].

Общеизвестно, что фольклорное многоголосие может быть представлено различными типами, среди которых наиболее элементарным с точки зрения мелодической и функциональной самостоятельности голосов является гетерофонный. Судя по материалу, зафиксированному во время полевых работ, у мишарей преобладает именно гетерофонное многоголосное пение. Согласно существующим представлениям, его основными характеристиками являются: (1) промежуточное положение данного типа изложения между монодийным одноголосием и собственно многоголосием; (2) одновременность звучания нескольких вариантов одной мелодии; (3) однофункцио-нальность голосов; (4) неупорядоченность их вертикальных соотношений, что ведет к образованию эпизодически возникающих нестабильных диссонантных созвучий. Важно отметить, что при всем сходстве определяющих признаков гетерофония в условиях различных локальных традиций характеризуется своими специфическими, свойственными только данной песенной культуре особенностями. Представляется, что гетерофонное многоголосие татар-мишарей также определяется как типовыми чертами, так и специфическими, самобытными.

Последующее изложение посвящено характеристике вертикальных отношений, возникающих в мишарском гетерофонном многоголосии. Предмет рассмотрения ограничен жанровыми рамками: это многослоговые лирические песни, имеющие специфически мишарское бытование. Прежде чем обратиться непосредственно

к описанию специфики многоголосия, представляется необходимым высказать ряд ключевых положений, связанных с мелодико-интонационным строением напевов и призванных прояснить основные характеристики фактурных особенностей песенных образцов. Как показал анализ ладоинтонационной организации ми-шарских лирических песен, они обладают высокой степенью типизированности: напевы в полном смысле слова складываются из устойчивых ладомелодических структур. Набор ладомелодических формул ограничен в количественном отношении: их номенклатура составляет 11 единиц. Разворачиваются они в различных масштабно-синтаксических условиях: могут соответствовать полустроке - в этом случае масштаб мелодических формул совпадает с масштабом формул ритмических; могут быть равны строке - тем самым одна ладомелодическая формула оказывается равной двум ритмическим формулам; и, наконец, полустих может вмещать в себя две ладомелодические формулы, в сумме равные одной ритмической ячейке. Из стереотипных ладомелодических клише образуются более протяженные синтаксические структуры. Взаимодействие формул в напеве регулируется рядом факторов - нисходящей направленностью мелодического движения, расположением ладовых опор. Таким образом, мелодико-интонационная организация многослоговых лирических напевов татар-мишарей предстает в виде многоуровневой, жестко регламентированной системы [5]. При этом следует указать, что в конкретном интонационном преломлении ладомелодическая модель выступает как инвариант, способный приобретать самые различные формы конкретной интонационной реализации: допускается возможность повтора или пропуска той или иной ступени, опевания ее за счет включения соседних мелодических тонов, различной стратегии вписывания в отведенный ей слогоритмический масштаб и т.д. Таким образом, мы можем констатировать значительное разнообразие конкретных приемов варьирования, в результате действия которых одна и та же ладомелодическая модель может предстать в качестве основы самых различных попевок.

Возвращаясь к предмету нашего рассмотрения, а именно - к фактурным особенностям многоголосных образцов, напомним общепринятое мнение, согласно которому специфика гетерофонного многоголосия определяется преобладанием унисонного типа изложения с эпизодическим расхождением голосов, возникающих, как правило, в пределах внутрислогового распева. Действительно, применительно ко многим песенным традициям данное утверждение оказывается правомерным [2; 3; 6]. В определенной степени справедливо оно и по отношению к мишарской музыкально-поэтической культуре: среди проанализированного корпуса напевов выявлен целый ряд образцов, в которых звуковысотное несовпадение ансамблевых голосов носит фрагментарный, мо-ментный характер и сконцентрировано преимущественно во внутрислоговом распеве. Однако большинство образцов мишарского многоголосия строятся в соответствии с иной стратегией многоголосного развертывания.

Поскольку мелодическое движение в разных голосах многоголосных напевов объединяется лишь общностью попевочного «сценария» - т.е. общностью набора ладомелодических клише, в то время как собственно интонационная реализация ладоинтонационных моделей оказывается свободной, - зоны вертикальных расхождений голосов могут быть достаточно протяженными. Наиболее существенным здесь оказывается то, что формы корреляции между ладомелодическими и слогоритмическими сегментами допускают возможность прохождения звуковысотного пути с различной «скоростью»; тем самым мелодическое развертывание одного и того же контура, наблюдаемое в разных голосах, не совпадает во времени, происходит как бы «в параллельных измерениях». Зоны вертикальных несоответствий голосов при этом вряд ли могут быть названы эпизодическими; «эпизодическими», напротив, становятся унисонные схождения голосов. Последние, будучи обязательными для гетерофонии, вследствие действия принципа «дуги», при котором интенсивность вариантных изменений зависит от места в композиционной структуре, оказываются инвариантными для конечных и потенциально возможными для всех остальных тонов мелодической строки.

Далее. Согласно общепринятой точке зрения, соотношение голосов по вертикали в гетерофонии характеризуется высокой степенью изменчивости, а отсюда - неустоявшимся характером возникающих между ними созвучий. В мишарской традиции данное положение находит очевидное подтверждение: о «нестабильном» характере вертикали свидетельствует смена «ассортимента» созвучий при интонировании одного и того же мелодического сегмента в разных строфах одного образца. Например, в напеве «Шэмсикамэр» при сравнении третьих строк первой и второй мелостроф обращают на себя внимание различия интервалики, возникающей по вертикали в результате взаимодействия двух голосов. Так, в первой строфе последовательность созвучий выглядит следующим образом (цифры, помещенные под слогоритмической схемой напева, обозначают интервалы; интервалы, заключенные в скобки, возникают в рамках внутрислогового распева):

« 1 « 1

Ш^ - мси - ка - м^р зи - р^к ба - ла

1 [2-3] 1 [2-1-1-1] 3 [2-1] [2-2] 1

Аналогичный мелодический сегмент во второй мелодической строфе определяется следующим комплексом созвучий:

« 1 « 1

У - ни - ке ел хе - змэт и - ттем

8 [4-5] [2-1] [1-3-5] 1 [2-3] [1-2-2] 1

Специфика гармонической организации мишарской гетерофонии связана и с набором возникающих по вертикали созвучий. Последний определяется соотношением соседних или расположенных через один по звукоряду тонов и в условиях пентатонного (или усложненного гемитоновыми «вкраплениями» пентатонного) звукоряда представлен интервалами секунды, терции и кварты. Конкретный выбор тех или иных созвучий носит случайный характер и не продиктован определенными интервальными предпочтениями: логика организации многоголосной партитуры определяется принципиально горизонтальным мышлением исполнителей, не обнаруживающих стремления формировать вертикальные отношения между голосами. Вертикаль в мишарской гетерофонии, как и в гетерофонии любой традиции, результативна, непреднамеренна.

Говоря о мишарском многоголосии, нельзя не указать на существование еще одного характерного для него свойства, которое, как, собственно, и все другие признаки гетерофонии, определяется характером вариантных изменений напева. Все описанные выше закономерности касались интонационной ситуации, при которой голоса, участвующие в мелодическом движении, строятся по одному ладомелодическому сценарию и представляют собой набор вариантно родственных попевок, следующих друг за другом в определенном порядке. Другими словами, во всех рассмотренных случаях расхождения вариантов мелодии в разных голосах происходят на уровне реализации одной структурной «идеи». Гетерофонное расслоение напева может происходить и иначе - на основе модификации самой ладомелодической «идеи». Речь идет о возможности вертикального взаимодействия различных ладоинтонационных клише. Данный принцип, как правило, связан с действием только одного приема: подменой одной, частной попевки на другую. Обратимся к конкретному примеру. Во втором полустихе четвертой и соответственно шестой мелострок различных образцов, а также различных мелостроф одного и того же образца напева «Усман паша» структуру мелодической ткани определяет интонационная реализация «сжатой» мелодической модели e - g - a - h - a - g. Замена попевки происходит в третьей мелострофе двухголосного образца, записанного от мужского дуэта в составе Якуба Аитова и Джафара Янгалычева, где в одном из голосов «основная» модель заменяется на другую - d1 - h - a - g.

Использование приема подмены мелодических моделей в напевах мишарской традиции определяется рядом особенностей. Прежде всего, данный прием имеет незначительную степень распространения. Так, подмена мелодических формул, организующих мелодическую канву напевов, встречается далеко не всех образцах: только в пяти из девятнадцати проанализированных многоголосных напевов зафиксирована ситуация вертикального взаимодействия различных ладоинтонационных моделей. Фрагментарным оказывается и масштаб таких разнопопевочных зон: как правило, напев содержит не более одного-двух сегментов рассматриваемого типа (например, в упомянутом выше напеве «Усман паша» вертикальное несоответствие попевок происходит лишь в одном мелодическом сегменте). Тем самым варьирование мелодического остова путем замены составляющих его типовых клише представляет собой один из частных моментов, весьма ограниченный по своим возможностям. Ограниченность данного приема, на наш взгляд, объясняется тем, что последовательное изменение попевочного «плана» напева может привести к его существенной деформации.

Следующая особенность, касающаяся использования рассматриваемого приема, связана с возможностями выбора той или иной ладомелодической модели в качестве заменяющей. Определяющим фактором при подмене модели служит звуковысотное положение ее конечного тона: во взаимозаменяемых ячейках он должен совпадать.

Вертикальные структуры, возникающие в результате взаимодействия различных ладоинтонационных клише, характеризуются большим разнообразием: их диапазон колеблется от примы и секунды до септимы и октавы. Так, во фрагменте из напева «Усман паша» сочетание в разных голосах различных мелодических клише ведет к появлению следующего ряда созвучий:

]> ]> J J

Ъй, мл - се - лма - [ннар]

7 3 3 1

Обратим внимание на соотношение голосов в момент завершения разнопопевочных сегментов: в соответствии с положением об общности опорного тона взаимозаменяемых моделей он излагается в унисон.

Подытоживая все сказанное выше, подчеркнем, что специфика вертикального соотношения голосов в ге-терофонном многоголосии мишарей определяется двумя особенностями. Суть первой из них заключается в масштабной протяженности зон вертикальных несоответствий голосов, способных достигать размеров ме-лостроки. Вторая специфическая черта связана с выбором созвучий, ассортимент которых достаточно разнообразен и представлен интервалами от примы до септимы включительно.

Список литературы

1. Альмеева Н. Ю. Гетерофонная фактура (опыт анализа архаического многоголосного пения татар-кряшен) // Судьбы традиционной культуры: сб. ст. и мат. памяти Л. Ивлевой. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 195-220.

2. Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. Л.: Музгиз, 1961. 156 с.

3. Пяртлас Ж. В. Гетерофонное многоголосие русской народной песни: определение феномена, закономерности образования и строения на материале традиций русско-белорусского пограничья: дисс. ... к. искусствоведения. СПб., 1992. 265 с.

4. Сарварова Л. И. Гетерофонное многоголосие татар-мишарей в контексте общерегиональной традиции // Татар ха-лык и^аты. Фэнни эзлэнYлэр hsM фольклор урнэклэре: материалы итоговой научной конференции Государственного центра татарского фольклора (7 февраля 2007 г.). Казань: Алма-Лит, 2007. С. 130-139.

5. Сарварова Л. И. Многослоговые лирические напевы татар-мишарей: к проблеме вариантообразования // Наука о музыке: слово молодых ученых: материалы I Всероссийского конкурса науч. работ молодых ученых в области муз. иск-ва / Казан. гос. консерватория. Казань: Изд-во КГК, 2004. С. 459-480.

6. Урицкая Б. О некоторых чертах мордовской многоголосной песни // Проблемы музыкального фольклора народов СССР: статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1979. С. 147-156.

SPECIFICS OF THE MISHAR TATARS' HETEROPHONOUS POLYPHONY

Sarvarova Liliya Ildusovna, Ph. D. in Art Criticism Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov survary2009@yandex. ru

The article aims to examine the specifics of the texture organization of the Mishar Tatars' polyphonic tunes. The polyphony type adopted in the Mishar tradition is defined as a heterophonous one. The analysis indicated that tone correlations in polyphonic patterns are characterized by the large-scale extension of voice vertical discrepancies zones capable to reach the size of the melodic line and by the choice of accords, the assortment of which is diversified enough and is represented by the intervals from tonic to the seventh.

Key words and phrases: the Mishar Tatars; ensemble intoning; polyphony; heterophony; vertical.

УДК 94(47).081

Исторические науки и археология

Статья посвящена анализу тех представлений об истории возникновения и развития крепостных отношений в России, которые существовали в среде поместного дворянства накануне крестьянской реформы. Автор рассматривает воздействие на них научных исторических концепций, получивших известность в то время. Особое внимание уделено взаимосвязи представлений об истоках и сущности крепостных отношений, распространенных среди крестьян и их владельцев.

Ключевые слова и фразы: дворянство; крестьянство; сословие; крепостное право; самодержавие; отмена крепостного права.

Селиверстова Наталья Матвеевна, к.и.н., доцент

Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева те1^еп'^а@таИ. ги

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕПОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА НАКАНУНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН В РОССИИ

Чтобы лучше понять условия и обстоятельства проведения крестьянской реформы 1861 года, ключевой среди преобразований 60-70 годов XIX века, нужно учитывать, какими были представления о прошлом института крепостного права у тех сословий, кого это право касалось более всего: у дворян-помещиков и их крестьян. Известно, что в ходе подготовки отмены крепостного права власть апеллировала к поместному дворянству, призывая его активно участвовать в подготовке проекта крестьянской реформы. Основываясь на своих взглядах на историю крестьянского вопроса в России, иногда не вполне четко сформулированных, чаще всего существовавших в форме общих идей и представлений, дворяне - участники и современники реформы выстраивали свою модель поведения.

Историческое сознание высшего сословия Российской империи было в достаточной степени развито, прежде всего, в силу необходимости. Ведь именно с документального доказательства своего благородства начиналась история каждой дворянской фамилии. Генеалогические списки и документы Департамента герольдии Правительствующего Сената хранились в каждой семье, причислявшей себя к высшему сословию. К ним добавлялись документы, подтверждающие владение имениями, главной характеристикой которых была, как правило, не площадь земель, а количество проживавших на них душ крепостных крестьян.

Среди дворянской элиты середины XIX века университетское образование было не редкостью, не говоря о гимназическом, дающем основы знаний об истории отечества. Курс истории России зачастую входил в программу домашнего воспитания детей в дворянских семьях, как мальчиков, так и девочек. Помимо этого, основой исторического сознания дворянина в юности становились семейные предания, передающиеся из поколения в поколение, являвшие своё образное воплощение в портретах предков и российских императоров и императриц, развешанных по стенам барских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.