Научная статья на тему 'Особенности генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних'

Особенности генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
757
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ГЕНЕЗИС И ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ФАКТОРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ДЕВИАНТНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ЮВЕНАЛЬНАЯ АНТИДЕВИАНТНАЯ ПОЛИТИКА / JUVENILE DELINQUENCY / THE GENESIS AND DETERMINATION OF CRIME / CRIME FACTORS / SOCIAL ENVIRONMENT / DEVIANT SUBCULTURE / JUVENILE ANTIDEVIANTNAYA POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барановский Н. А.

На теоретическом и эмпирическом уровне рассматриваются особенности генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних. Сделан научно-практический вывод о необходимости совершенствования ювенальной антидевиантной политики в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENESIS AND DETERMINATION JUVENILE DELINQUENCY

On the theoretical and empirical level are considered particularly genesis and determination of juvenile delinquency. Made of scientific and practical conclusion about the need to improve juvenile antideviantnoy policy in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Особенности генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних»

СОЦИОЛОГИЯ ЛИ ЧНОСТИ И МОЛОДЕЖИ

УДК 316.624

Н. А. БАРАНОВСКИЙ,

доктор социологических наук, профессор,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА И ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

На теоретическом и эмпирическом уровне рассматриваются особенности генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних. Сделан научно-практический вывод о необходимости совершенствования ювенальной антидевиантной политики в Республике Беларусь.

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, генезис и детерминация преступности, факторы правонарушений, социальное окружение, девиантная субкультура, ювенальная антидевиантная политика.

Криминологический комплексный статистический и социолого-эмпири-ческий анализ состояния, структуры и динамики правонарушений в современном белорусском обществе показывает, что правонарушения среди несовершеннолетних имеют высокий и относительно стабильный уровень распространения, а также негативные качественные характеристики. Эффективная социально-практическая деятельность государственных органов и общественных организаций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, снижению уровня правонарушений и их негативных социальных последствий, защите прав и законных интересов граждан, укреплению общественного безопасности и правопорядка обусловливают актуальную социальную потребность проведения теоретического и эмпирического криминологического исследования закономерностей и особенностей этиологии правонарушений несовершеннолетних, т. е. их генезиса (происхождения и развития) и детерминации (обусловленности и причинности). Научно обоснованное знание всего комплекса факторов, причин и условий, которые в совокупности обусловливают и порождают правонарушения несовершеннолетних, позволит разработать теоретическую концепцию и научно-прикладную модель эффективной системы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в Республике Беларусь.

Базирующееся на системной социально-детерминационной методологии и криминологической теории деструктивности личностно-социального взаимодействия (интеракции), социолого-криминологическое исследование (изучение уголовной статистики, социологические опросы несовершеннолетних правонарушителей и экспертов - работников системы ювенальной юстиции,

изучение практики профилактической работы различных субъектов профилактики), проведенное в 2011 г. Институтом социологии НАН Беларуси совместно с НПЦ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь под эгидой ЮНЕСКО, показало, что правонарушения несовершеннолетних - системное образование, которое комплексно и взаимосвязано детерминируется: а) социумом (системой социальных структур, институтов, отношений, процессов и конкретных жизненных ситуаций); б) личностью правонарушителя и жертвы правонарушения (системой их социально-демографических, социально-статусных, социокультурных, психологических и биогенетических свойств и качеств, а также особенностями поведения и образа жизни); в) системой деструктивных личностно-социальных взаимодействий (интеракций) несовершеннолетнего правонарушителя с другими людьми и социальной средой.

Эти взаимодействия структурно и функционально интегрированы и составляют пять уровней детерминации:

макросоциальную среду формирования и жизнедеятельности личности несовершеннолетних правонарушителей;

уровень общностей и институтов микросоциальной среды жизнедеятельности и воспитания несовершеннолетних правонарушителей;

социально-ситуационный уровень поведения несовершеннолетних правонарушителей;

индивидуально-личностный и поведенческий уровень несовершеннолетних правонарушителей;

уровень деструктивного личностно-социального взаимодействия (интеракции) несовершеннолетних правонарушителей с другими людьми и окружающей их социальной средой.

Таким образом, социально-личностный детерминационный комплекс правонарушений несовершеннолетних образуют факторы, причины и условия, относящиеся к области социальных отношений и среды, а также качества и свойства личности, взаимодействующей со средой. При этом нельзя абсолютизировать социальные детерминанты и игнорировать личностные или, наоборот, абсолютизировать биопсихологические и преуменьшать роль социальных детерминант. В системе детерминации правонарушений несовершеннолетних обязательно присутствуют и функционируют социальные и личностные детерминанты, которые взаимодействуют друг с другом. И только в процессе такого взаимодействия формируется и реализуется противоправное поведение, являющееся, в конечном счете, результатом динамического деструктивного взаимодействия (интеракции) личности с природной, социальной и духовной средой. Следовательно, детерминация правонарушений несовершеннолетних представляет собой объективно-субъективный процесс функционирования системы социальных, личностных и личностно-социально интеракционных детерминант (факторов, причин и условий), которые комплексно и во взаимодействии обусловливают их генезис и развитие. Общая панорама и иерархия

всей совокупности социальных и личностных факторов правонарушений несовершеннолетних, по мнению опрошенных 764 экспертов-работников белорусской системы ювенальной юстиции, представлена в таблице.

Таким образом, в качестве общих социальных детерминант правонарушений несовершеннолетних, по мнению опрошенных экспертов, выступают следующие явления и процессы, которые в данной группе иерархически расположены по степени их детерминирующего влияния на генезис правонарушений: СМИ, кино и видеопродукция - индекс влияния 1,92; несовершенство законодательства, практики ответственности и наказания -индекс влияния 1,69;

кризис и противоречивость системы духовных ценностей в обществе -индекс влияния 1,60;

социально-экономическая ситуация в стране и регионе - индекс влияния 1,53; большое материальное расслоение в обществе и социальная несправедливость - индекс влияния 1,44;

безработица - индекс влияния 1,38;

неразвитость институтов гражданского общества, в частности недостаточное количество молодежных организаций, - индекс влияния 1,25.

Значимость в генезисе и детерминации правонарушений несовершеннолетних влияния «СМИ, кино и видеопродукции» в наибольшей степени отмечают эксперты - работники образования (2,07), здравоохранения (2,00), работники СУВУ (1,96), судьи (1,92), работники воспитательной колонии (1,90); влияния «несовершенство законодательства, практики ответственности и наказания» - сотрудники ИДН (1,93), работники образования (1,87), работники КДН (1,79); влияния «кризиса и противоречивости системы духовных ценностей в обществе» - работники воспитательной колонии (1,87), работники образования (1,69), адвокаты (1,66) и работники СУВУ (1,65).

Индекс уровня влияния социальных и личностных факторов на генезис и детерминацию правонарушений несовершеннолетних

Фактор Эксперты

Ад- вока- ты Судьи Про- куро- ры ИДН КДН СУВУ ВК Обра- зова- ние Здравоохранение и соц. защита Всего: индекс/ ранг

Семейное воспитание, ситуация в семье 2,51 2,42 2,60 2,46 2,68 2,74 2,68 2,41 2,49 2,53 /1

Окружение подростка вне дома (сверстники, друзья) 2,31 2,22 2,37 2,30 2,38 2,36 2,53 2,31 2,28 2,32/2

Особенности поведения и образа жизни правонарушителя 2,37 2,17 2,47 2,25 2,25 2,38 2,45 2,34 2,38 2,32/3

Распространенность пьянства и наркомании 2,34 2,18 2,34 2,21 2,26 2,20 2,62 2,25 2,30 2,27/4

Нравственно-психологические качества личности 2,51 2,23 2,15 2,09 1,99 2,14 2,40 2,21 2,08 2,17/5

Продолжение таблицы

Фактор Эксперты

Ад- вока- ты Судьи Про- куро- ры ИДН КДН СУВУ ВК Обра- зова- ние Здравоохранение и соц. защита Всего: индекс/ ранг

Безнаказанность правонарушителей 1,76 1,72 1,68 2,17 2,14 2,18 2,10 2,08 1,92 2,01/6

Средства массовой информации, кино и видеопродукция 1,89 1,92 1,83 1,77 1,88 1,96 1,90 2,07 2,00 1,92/7

Возрастные психофизиологические особенности развития правонарушителей 1,86 1,83 1,91 1,89 1,98 1,73 2,08 1,87 1,81 1,88/8

Врожденные особенности подростков (наследственность) 1,57 1,80 1,66 2,07 1,96 1,92 1,97 1,85 1,90 1,88/9

Обстоятельства конкретной жизненной ситуации 1,97 1,88 1,77 1,67 1,84 1,94 2,05 1,91 1,97 1,87/10

Условия и организация досуга детей и подростков по месту жительства 1,63 1,78 1,77 1,79 1,79 1,93 2,13 1,85 1,98 1,84/11

Работа по предупреждению правонарушений 1,17 1,66 1,55 1,84 1,83 1,64 1,90 1,87 1,74 1,73/12

Несовершенство законодательства, практики ответственности и наказания 1,24 1,43 1,35 1,93 1,79 1,62 1,63 1,87 1,70 1,69/13

Воспитательная работа в учреждениях образования 1,41 1,66 1,43 1,66 1,75 1,55 1,82 1,81 1,79 1,68/14

Правовая неграмотность подростков 1,57 1,52 1,57 1,43 1,60 1,65 1,90 1,86 1,85 1,66/15

Распространенность преступности и криминальная субкультура 1,50 1,45 1,38 1,66 1,61 1,75 1,82 1,77 1,85 1,66/16

Кризис и противоречивость системы духовных ценностей в нашем обществе 1,66 1,55 1,43 1,46 1,62 1,65 1,87 1,69 1,59 1,60/17

Индивидуалистическая направленность системы личностных ценностей 1,53 1,52 1,49 1,47 1,61 1,59 1,50 1,71 1,63 1,58/18

Работа по социальной реабилитации правонарушителей 1,23 1,43 1,40 1,40 1,58 1,86 1,67 1,73 1,59 1,55/19

Отсутствие специальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних 0,83 1,32 0,85 1,65 1,70 1,82 1,60 1,73 1,70 1,54/20

С оциально -экономическая ситуация в стране, регионе 1,66 1,50 1,50 1,39 1,48 1,49 1,50 1,65 1,57 1,53/21

Большое материальное расслоение в обществе и социальная несправедливость 1,60 1,38 1,35 1,29 1,44 1,52 1,46 1,49 1,47 1,44/22

Уровень безработицы 1,17 1,17 1,13 1,36 1,38 1,34 1,44 1,54 1,59 1,38/23

Недостаточное количество молодежных организаций 1,91 1,16 1,00 1,27 1,19 1,27 1,35 1,23 1,69 1,25/24

П р и м е ч а н и е. Оценка фактора проведена по шкале от 0 до 3 баллов: 3 балла - влияние определяющее; 2 балла - значительное; 1 балл - незначительное; 0 баллов - отсутствие влияния.

На уровне детерминации правонарушений несовершеннолетних ми-кросоциальной средой в наибольшей степени оказывают влияние следующие обстоятельства ближайшего социального окружения подростков: семейное воспитание и обстановка в семье - индекс влияния 2,53; окружение подростка вне дома (сверстники, друзья) - индекс влияния 2,32; распространенность среди молодежи пьянства и наркомании - индекс влияния 2,32;

безнаказанность правонарушителей - индекс влияния 2,01; условия и организация досуга детей и подростков по месту жительства -индекс влияния 1,84;

работа по предупреждению правонарушений - индекс влияния 1,73; воспитательная работа в учреждениях образования - индекс влияния 1,68; распространенность преступности и криминальная субкультура - индекс влияния 1,66;

работа по социальной реабилитации правонарушителей - индекс влияния

1,55;

отсутствие специальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей - индекс влияния 1,54.

Абсолютный приоритет детерминирующего влияния на правонарушения несовершеннолетних такого фактора, как «семейное воспитание и обстановка в семье», признают практически все опрошенные группы экспертов, особенно работники СУВУ (2,74), работники воспитательной колонии (2,68) и работники КДН (2,68). На значимость в генезисе и детерминации правонарушений несовершеннолетних влияния «окружения подростка вне дома (сверстники, друзья)» в наибольшей степени указывают работники воспитательной колонии (2,53), работники КДН (2,38), прокуроры (2,37) и работники СУВУ (2,36); «распространенности среди молодежи пьянства и наркомании» - работники воспитательной колонии (2,62), прокуроры (2,34), адвокаты (2,34), работники КДН (2,26) и работники образования (2,25).

Социально-ситуативный уровень детерминации правонарушений несовершеннолетних включает влияние криминогенных, как правило, социально неблагополучных, проблемных, фрустрационных и конфликтных ситуаций межличностного и группового взаимодействия. По мнению 68,4% всех опрошенных экспертов, обстоятельства конкретной жизненной ситуации оказывают значительнее влияние на совершение правонарушений несовершеннолетних (индекс влияния 1,87). Особенно влияние этого фактора на правонарушения несовершеннолетних выделяют работники воспитательной колонии (индекс влияния 2,05), адвокаты (1,97), работники здравоохранения и социальной защиты (1,97), работники СУВУ (1,94) и работники образования (1,91). В острой проблемной ситуации существует высокая вероятность деструктивного взаимодействия личности несовершеннолетнего с социальной средой. Наиболее остро оценивают и реагируют на проблемную ситуацию несовершеннолетние правонарушители, среди которых, по данным опроса, 68,4% считают возможным совершить преступление для ее разрешения и на-

рушить уголовный закон (особенно подростки, отбывающие наказание в воспитательной колонии (81,1%)).

Индивидуально-личностный и поведенческий уровень детерминации правонарушений несовершеннолетних, как показывают результаты проведенного криминологического исследования, выражается в преобладающем влиянии на генезис правонарушений несовершеннолетних особенностей поведения и образа жизни подростка (индекс влияния 2,32), нравственно-психологических качеств (индекс влияния 2,17), возрастных особенностей (индекс влияния 1,88), врожденных особенностей личности (индекс влияния 1,88) и правовой неграмотности подростков (индекс влияния 1,66). Криминогенную значимость «особенностей поведения и образа жизни подростка» особенно подчеркивают работники прокуратуры (2,47), работники воспитательной колонии (2,45), работники СУВУ (2,38), работники образования (2,38). На большое криминогенное влияние «нравственно-психологических качеств личности подростка» в наибольшей степени указывают адвокаты (2,51), работники воспитательной колонии (2,40), судьи (2,23) и работники образования (2,21). Влияние «возрастных особенностей» на генезис правонарушений несовершеннолетних в наибольшей степени выделяют работники воспитательной колонии (2,08), работники КДН (1,98), работники прокуратуры (1,91), сотрудники ИДН (1,89) и работники образования (1,87). На криминогенную роль «врожденных особенностей» в генезисе правонарушений несовершеннолетних указывают прежде всего сотрудники ИДН (2,07), работники воспитательной колонии (1,97), работники КДН (1,96), работники СУВУ (1,92) и работники здравоохранения и социальной защиты (1,90).

Дополнительную информацию об особенностях генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних можно получить на основе оценки ответов опрошенных экспертов о социальных и личностных факторах, которые способствуют формированию нравственно устойчивой личности подростка. По их мнению, на процесс формирования нравственно устойчивой личности и законопослушного поведения несовершеннолетних в наибольшей степени влияют следующие социальные и культурные факторы: нравственно-психологический климат в семье (91,3%), соблюдение взрослыми моральных и правовых норм при общении с подростками (63%), организация досуга (52,8%), материальное положение семьи (40,7%), хорошие жилищно-бытовые условия (38,9%), уровень эффективности воспитательного процесса в учебном заведении (38,4%), средства массовой информации (27,1%), религиозное воспитание (18,8%) и качество образования (18,3%). Следовательно, отсутствие или невысокий уровень влияния вышеперечисленных факторов, обеспечивающих формирование нравственно устойчивой и законопослушной личности подростка, которые, как показывают результаты опроса экспертов, относятся к микросо-циальной среде воспитания и социальному окружению подростка, можно рассматривать как дополнительные криминогенные факторы противоправного поведения несовершеннолетних.

Проведенное исследование показало, что в системе взглядов, привычек, особенностей личности и образа жизни молодых правонарушителей сочета-

ются позитивные и негативные ценности, социальные стереотипы и привычки. Однако в отличие от законопослушной молодежи у несовершеннолетних правонарушителей большую личностную значимость имеют такие ценности, как умение легко зарабатывать деньги, бесцеремонность и физическая сила, беззаботная жизнь, изворотливость и скрытность. У несовершеннолетних правонарушителей отмечается девальвация трудолюбия и целеустремленности, доброты и отзывчивости, честности и товарищества, знаний и культур -ности. Для них характерны подозрительность, обидчивость, раздражительность, негативизм, ориентация на вербальную и физическую агрессивность.

Структурная иерархия, устойчивость и личностная значимость социокультурных качеств молодых правонарушителей имеет существенные особенности в плане их неразвитости, деформированности и преобладания жизненных ориентаций на материальное благополучие и потребительство, конформизм и эгоцентризм. В образе жизни доминирует социально отчужденное, аморальное и противоправное поведение. Ближайшее социальное окружение правонарушителей часто дезорганизовано, дисфункционально, конфликтно, аморально и противоправно, что позволяет говорить о наличии у молодых правонарушителей своеобразной девиантной субкультуры. При этом у молодых преступников по личностным качествам и характеристике ближайшего социального окружения степень деструктивности и дезорганизации значительно больше, чем у других несовершеннолетних правонарушителей. Развод родителей (который имел место у 46,9% опрошенных несовершеннолетних правонарушителей), появление в семье отчима (мачехи) (у 33,5% подростков), смерть одного из родителей (у 25,4%), унижение и оскорбление в школе, в компаниях (у 14,8%), лишение родительских прав (у 14,6%), употребление наркотиков (у 6,5%) или токсических веществ (у 12,1%), наличие неполной (у 33,1%) и материально недостаточно обеспеченной семьи (у 13,7%), невысокий культурно-образовательный уровень родителей (у 6%), дефекты семейного воспитания, особенно грубое воспитание мальчика отцом, недостаточный надзор и безразличное отношение родителей, атмосфера холодности и отчужденности, отсутствие согласия и конфликтность в семье (у 13,1% в детстве и у 17,6% непосредственно до совершения правонарушения), аморальный образ жизни родителей (у 17,6% отец и у 10,5% мать злоупотребляли спиртными напитками; у 5,5% отец и у 6,3% мать не работали; у 4,2% отец и у 2,2% мать состояли на учете в милиции; у 5,3% отец и у 1,8% мать совершили преступление; у 6,7% отец и у 1,9% мать отбывали наказание в колонии), антиобщественное приятельское социальное окружение (у 32,8% приятели и друзья злоупотребляли спиртными напитками; у 10,9% - употребляли наркотики; у 16,1% -употребляли токсические вещества; у 32,8% - не работали и не учились; у 55,9% - состояли на учете в милиции; у 33,4% - совершили преступление; у 20,3% - отбывали наказание в колонии) являются главными социальными факторами психологической и нравственной деформации личности, поведения и образа жизни несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, по мнению опрошенных экспертов-практиков, в генезисе и детерминации правонарушений несовершеннолетних доминирует крими-

ногенное влияние факторов микросоциальногоуровня (семейное воспитание и обстановка в семье - индекс влияния 2,53 - 1-е место в иерархии факторов; окружение подростка вне дома (сверстники, друзья) - индекс влияния 2,32 -2-е место; распространенность среди молодежи пьянства и наркомании - индекс влияния 2,27 - 4-е место; безнаказанность правонарушителей - индекс влияния 2,01 - 6-е место; условия и организация досуга детей и подростков по месту жительства - индекс влияния 1,84; работа по предупреждению правонарушений - индекс влияния 1,73; воспитательная работа в учреждениях образования - индекс влияния 1,68; правовая неграмотность подростков - индекс влияния 1,66; распространенность преступности и криминальная субкультура - индекс влияния 1,66; работа по социальной реабилитации правонарушителей - индекс влияния 1,55; отсутствие специальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей - индекс влияния 1,54). На втором месте - криминогенные факторы, связанные с особенностями личности и образом жизни несовершеннолетних правонарушителей (особенности поведения и образа жизни подростка (индекс влияния 2,32 - 3-е место в иерархии факторов), нравственно-психологические качества (индекс влияния 2,17 - 5-е место), возрастные особенности (индекс влияния 1,88 - 8-е место), врожденных особенности личности (индекс влияния 1,88 - 9-е место, правовая неграмотность (индекс влияния 1,66). На третьем месте - социально-ситуативные криминогенные факторы, связанные с обстоятельствами проблемных и конфликтных жизненных ситуаций жизнедеятельности и воспитания несовершеннолетней молодежи (индекс влияния 1,87 - 10-е место в иерархии факторов). На четвертом месте - криминогенные факторы общего социального характера (СМИ, кино и видеопродукция - индекс влияния 1,92 - 7-е место в иерархии факторов; несовершенство законодательства, практики ответственности и наказания - индекс влияния 1,69 - 13-е место; кризис и противоречивость системы духовных ценностей в обществе - индекс влияния 1,60 - 17-е место; социально-экономическая ситуация в стране и регионе - индекс влияния - 1,53; большое материальное расслоение в обществе и социальная несправедливость - индекс влияния 1,44; безработица - индекс влияния 1,38; недостаточное развитие молодежных общественных организаций - индекс влияния 1,25).

Уголовная и административная статистика свидетельствует, что каждое пятое правонарушение несовершеннолетних совершается лицами, которые раннее совершали правонарушения. В связи с этим заслуживает специального рассмотрения проблема особенностей генезиса и детерминации повторной преступности несовершеннолетних. Социологических опрос экспер-тов-практиков показал, что, по их мнению, основными факторами повторных правонарушений несовершеннолетних являются: семейное неблагополучие (71,4%), употребление алкоголя (61,7%), криминогенное влияние неблагополучного социального окружения подростка (54,2%), материальные трудности (40,4%), несформированность волевых качеств и навыков самоконтроля (34,1%), невозможность трудоустройства для трудных подростков и несовер-

шеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы (29,9%), употребление наркотиков или токсических веществ (27,7%), слабое развитие сферы досуга для подростков (17,6%), чрезмерная перегруженность работой субъектов профилактики, не позволяющая уделять должного внимания каждому правонарушителю (11,7%) и др. Анализ результатов опроса экспертов об основных факторах повторных правонарушений несовершеннолетних свидетельствует об их значительном совпадении с главными микросоциальными и личностными факторами первичных правонарушений несовершеннолетних. Это обстоятельство убедительно доказывает наличие в белорусском обществе устойчивых общих социальных и личностных детерминант противоправного поведения молодежи и одновременно свидетельствует о низкой эффективности работы всех субъектов профилактики по выявлению, нейтрализации и устранению основных факторов, причин и условий совершения правонарушений несовершеннолетними (семейного и досугового неблагополучия, асоциального социального окружения подростка, пьянства и наркомании в молодежной среде, нравственной деформации личности и образа жизни подростка, дезорганизации и неразвитости социальной и культурной среды жизни и воспитания детей и других), т. е. деятельности, которая является сущностью и главным направлением профилактики правонарушений несовершеннолетних. Результаты социологического опроса экспертов о факторах повторных правонарушений несовершеннолетних свидетельствуют также о том, что серьезного внимания и качественной модернизации требует работа по трудоустройству, а также адресной и индивидуализированной социальной и психологической реабилитации, адаптации и реинтеграции молодых правонарушителей, отбывающих наказание за совершенные первичные правонарушения. При проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями с целью предупреждения совершения ими повторных правонарушений следует учитывать социальные и личностные факторы, которые, по мнению самих подростков, способны выступать в качестве главных препятствий и сдерживающих механизмов: страх перед уголовным наказанием (44,5%), стыд перед своей семьей и близкими (43,3%), сила воли (34,6%), желание нормальной жизни в обществе (30,3%), страх перед воспитательной колонией, спецучреждением (29,7%), нежелание стать преступником (21,7%), забота и внимание родителей, других родственников (19,9%), самоконтроль и чувство личной ответственности (14,8%), страх потерять своих друзей (13,9%), контроль со стороны милиции (10,6%), помощь в исправлении и изменении образа жизни (7,3%). Следовательно, без решения вышеперечисленных первоочередных проблем, детерминирующих повторные правонарушения несовершеннолетних и препятствующих их совершению, обеспечить устойчивое снижение преступлений и других правонарушений среди молодежи не представляется эффективным и практически возможным.

В качестве системообразующей структурной компоненты детерминации и главной причины правонарушений несовершеннолетних, как показало проведенное криминологическое исследование, выступает деструктивный харак-

тер взаимодействия (интеракции) личности несовершеннолетнего правонарушителя с социальной средой. Деформированность личности и образа жизни несовершеннолетних правонарушителей в сочетании с социальной дезорганизацией ближайшего социального окружения (прежде всего семьи, компании приятелей и школы) и невысоким уровнем цивилизационного развития общества закономерно и с неизбежностью порождают деструктивность социальных отношений и взаимодействий молодежи с другими людьми, социальными группами и общностями. Деструктивность личностно-социального взаимодействия может иметь место также при взаимодействии позитивной личности правонарушителя с дезорганизованной и неразвитой социальной средой. Эти формы деструктивности социального взаимодействия имеют место как на стадии формирования и социализации молодых правонарушителей, так и непосредственно перед совершением правонарушений. На социокультурном уровне личностно-социальная деструктивность, ценностно-нормативная напряженность и конфликтность проявляются в значительном несоответствии между потребностями молодежи, их ожиданиями, притязаниями и реальными социальными возможностями их удовлетворения. В частности, по данным эмпирического исследования, среди несовершеннолетних правонарушителей 32,4% не удовлетворены учебой, 17,6% - взаимоотношениями в семье, 13,7% -уровнем материальной обеспеченности, 11,1% - проведением свободного времени, 10,2% - жилищно-бытовыми условиями, а 11,5% - жизнью в целом.

Исследование показало, что данный механизм является единственной и достаточно широко распространенной моделью этиологии правонарушений несовершеннолетних, в которой имеет место деструктивное взаимодействие (интеракция) деформированной личности правонарушителя с дезорганизованной социальной средой. Вместе с тем нередко встречается и другая модель детерминации правонарушений несовершеннолетних, когда позитивная личность взаимодействует с дезорганизованной и неразвитой социальной средой и возникает конфликт, который часто вследствие ситуативного необдуманного и неадекватного решения, группового конформизма или состояния алкогольного опьянения приводит к совершению правонарушения. Так, по результатам социологического опроса несовершеннолетних правонарушителей, 42,6% подростков в детстве воспитывались в полных семьях с матерью и отцом в атмосфере любви и уважения (33%) и отсутствия семейных ссор и скандалов (33,5%). Большинство подростков были довольны материальным положением семьи, жилищными условиями, отношениями в семье, проведением свободного времени и жизнью в целом. В системе жизненных ценностей у большинства подростков доминируют общечеловеческие ценности, быть здоровым, иметь семью, интересную работу, приятелей и друзей, хорошее образование, материальный достаток, быть полезным членом общества. Не употребляли спиртные напитки 36,5% опрошенных несовершеннолетних правонарушителей, 55,9% - впервые совершили правонарушение, 25% - первое правонарушение совершили в возрасте до 14 лет, 65,6% правонарушителей не состояли на наркологической или другом медицинском учете, 62,7% -

не допускают возможности совершения новых правонарушений и 44,7% на свое ближайшее будущее смотрят с уверенностью и оптимизмом. О распространенности неадекватного реагирования на конфликтную или проблемную ситуации в целом позитивной личности несовершеннолетнего правонарушителя свидетельствуют следующие результаты социологического опроса подростков. По мнению опрошенных правонарушителей, главными причинами совершения ими правонарушений является необдуманная реакция на ситуацию (25,2%), за компанию (не мог отказаться) (22,0%) и злоупотребление спиртными напитками (18,5%). И наконец, третья модель этиологии правонарушений несовершеннолетних, деформированная и неразвитая личность, несмотря на позитивную окружающую среду, ищет или создает повод и под психологическим влиянием своих деформированных потребностей и антиобщественной мотивации совершает правонарушение.

Исходя из этого, в зависимости от превалирования того или иного фактора в системе детерминации правонарушений несовершеннолетних были выделе -ны следующие типы генезиса и детерминации,

деструктивного личностно-социального интеракционного взаимодействия - этот тип обусловлен конфликтным или другим деструктивным взаимодействием деформированной личности и антиобщественного образа жизни несовершеннолетнего правонарушителя с дезорганизованной социальной средой и другими людьми либо деструктивного взаимодействия позитивной личности несовершеннолетнего правонарушителя с дезорганизованной и неразвитой социальной средой (по эмпирическим данным это имело место в 32% случаев совершения правонарушений несовершеннолетних, прежде всего среди правонарушителей, находящихся в СУВУ, отбывающих наказание в воспитательной колонии, совершивших преступление в возрасте до 14 лет);

ситуативная - в системе детерминант правонарушений несовершеннолетних ведущая роль принадлежит обстоятельствам проблемной и конфликтной социальной жизненной ситуации (в 25% случаев, прежде всего среди правонарушителей, находящихся на учете ИДН, совершивших преступление в возрасте до 14 лет, осужденных к альтернативным видам наказания).

личностно-девиантная - в системе детерминант доминируют негативные качества и свойства личности правонарушителя, а также антиобщественные отклонения в его образе жизни, которые во взаимодействии с обстоятельствами социальной среды детерминируют противоправное поведение (в 22% случаев, прежде всего среди правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии и находящихся в СУВУ);

социальная - доминирующее значение в генезисе правонарушений несовершеннолетних принадлежит социальным факторам макро-, мезо- и микроуровней (в 16% случаев, прежде всего среди правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии, находящихся в СУВУ, совершивших преступление в возрасте до 14 лет);

личностно-виктимная - в системе детерминант правонарушений несовершеннолетних доминируют виктимогенные особенности личности и образа

жизни жертвы правонарушений, которые обусловливают совершение в отношении этого лица противоправных деяний (в 5% случаев, прежде всего среди правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии, совершивших преступление в возрасте до 14 лет и находящихся в СУВУ).

Таким образом, в генезисе правонарушений несовершеннолетних преобладает деструктивный личностно-социально-интеракционный тип детерминации, т. е. доминирует влияние на генезис правонарушений дисгармоничного и конфликтного характера межличностных и групповых взаимодействий и отношений подростков со своими сверстниками и другими людьми (32%) при одновременном значительном представительстве ситуативного (25%), личностно-девиантного (22%) и социального (16%) типов детерминации правонарушений. На этом основании можно сделать вывод, что чем меньше несовершеннолетних окружает социально неблагополучная, неразвитая и дезорганизованная социальная среда, чем меньше в жизни несовершеннолетних правонарушителей негативных проблемных и конфликтных ситуаций, чем меньше происходит межличностных и групповых столкновений и конфликтов, чем меньше духовно-нравственно деформированы их личность, поведение и образ жизни, тем меньше степень криминального риска (вероятности совершения правонарушений) и ниже уровень правонарушений несовершеннолетних в обществе. Следовательно, в ранней и пост-криминальной профилактике правонарушений несовершеннолетних основное внимание следует уделять оздоровлению и развитию микросоциальной среды жизни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей и молодежи из групп криминального риска, нейтрализации межличностных конфликтов и противоречий, а также гармоничному социальному, духовному и физическому развитию их личности и образа жизни.

Своевременное раннее выявление и социально-практическое решение в белорусском обществе на макро- и микросоциальном, а также индивидуально-личностном и поведенческом уровнях всех перечисленных криминогенных социальных, личностных и личностно-социально интеракционных проблем, противоречий и криминальных рисков, связанных с установленными в процессе нашего криминологического исследования особенностями генезиса и детерминации правонарушений несовершеннолетних, должно быть главным направлением и предметным содержанием всей системы экономических, социальных, культурных, нравственных, профилактических, правовых и социально-интеграционных мер ювенальной антидевиантной политики в Республике Беларусь.

Деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних должна быть составной частью социальной политики белорусского государства и общества, одним из приоритетных направлений социального управления, и ее обязаны осуществлять в тесном взаимодействии органы государственной власти, управления, правопорядка и правосудия, учреждения образования, культуры, спорта и здравоохранения, молодежные и иные общественные организации, средства массовой информации, семья и все со-

циально активные граждане. Данная работа должна проводиться как на общесоциальном, так и специально-предупредительном и индивидуально-профилактическом уровнях, а также носить дифференцированный характер с учетом степени общественной опасности и типологических особенностей генезиса и детерминации совершенного правонарушения, степени деформации и дезадаптации личности и дезорганизации условий жизни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей. При этом важно понимать, что нередко совершение правонарушения несовершеннолетним является не типичным, рациональным и личностно значимым для него, а в значительной степени ситуативным и неосмысленным эпизодом в его жизни, связанном с процессом социального и психологического взросления. Эти обстоятельства должны учитываться как при решении вопроса об ответственности и наказании несовершеннолетних правонарушителей, так и в процессе их исправления и реабилитации, а также при проведении ранней и посткриминальной профилактической работы с ними.

Для повышения эффективности деятельности по предупреждению и противодействию правонарушениям несовершеннолетних большое значение имеет развитие и совершенствование семейного, трудового, гражданского, криминологического, виктимологического, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного ювенального законодательства. К сожалению, на протяжении 15 лет законотворческая работа над Законом о ювенальной юстиции в Республике Беларусь дальше проектов не продвигается. Нуждаются в концептуально-теоретическом, организационно-управленческом, научно-методическом и социально-прикладном совершенствовании законы Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. и «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 10 ноября 2008 г. Эпизодически и преимущественно в статистическом и уголовно-правовом контексте, а не на междисциплинарном социально-культурно-антропо-правовом уровне проводятся криминологические научные исследования проблем предупреждения преступности и других правонарушений несовершеннолетних. Все это негативно сказывается на эффективности профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и уровне правонарушений несовершеннолетних в современной Беларуси.

N. A. BARANOVSKI

FEATURES OF GENESIS AND DETERMINATION JUVENILE DELINQUENCY

Summary

On the theoretical and empirical level are considered particularly genesis and determination of juvenile delinquency. Made of scientific and practical conclusion about the need to improve juvenile antideviantnoy policy in the Republic of Belarus.

Key words: juvenile delinquency, the genesis and determination of crime, crime factors, social environment, deviant subculture, juvenile antideviantnaya policy.

Поступила 10.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.