Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних'

Отечественный и зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1616
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЮВЕНАЛЬНЫЙ СУД / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних»

Нагорный, P.C. Смертная казнь: вопросы законодательства / P.C. Нагорный // Российский судья. - 2005. - № 8. - С. 12-14.

Никулин, С.И. Смертная казнь: эффективное уголовное наказание, вынужденная мера социальной защиты или рудимент уголовного закона / С.И. Никулин // Российская юстиция. - 2007. - №9. - С. 42-43.

Воеводина O.A., исторический факультет Научный руководитель: к.психол.и., ст. прей. Шабалин О.М.

Отечественный и зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних

В процессе исторического развития человечество использовало в основном два способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступности.

По мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности - наиболее перспективный способ борьбы с этим явлением. Профилактика преступлений во всем мире стала главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью.

Исследование разнообразного опыта профилактики правонарушений несовершеннолетних дает возможность выявить наиболее эффективные предупредительные меры, применяемые в зарубежных странах. Это позволит использовать и апробированные методы профилактики, и наиболее передовые разработки в исследуемой области для совершенствования отечественной системы профилактики преступлений несовершеннолетних (Коновалова, 2007, СПС «Гарант»).

Развитие зарубежной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних началось в 1846 году, когда в Массачусетсе открылся первый реформаторий для малолетних правонарушителей, а затем в 1854 году в Англии был принят Закон об исправительных школах для несовершеннолетних преступников.

В целях более тщательного подхода к рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, учету возрастной специфики при выборе профилактических мер и назначению наказания во многих странах с конца XIX в. действуют отдельные системы правосудия по делам несовершеннолетних (ювеналь-ная юстиция) (Коновалова, 2007, СПС «Гарант»),

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 году, затем подобные суды появились в Канаде, США, аналогичные системы сложились также в Ирландии, Египте, Германии, Австрии, Италии. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних была создана в Венгрии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Румынии, Польше, Японии, Греции.

Необходимо отмстить, что в разных странах установлен разный минимальный возраст уголовной ответственности. В Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане он начинается от 7 лет. Во Франции минимальный возраст уголовной ответственности - 13 лет. В Германии и Румынии возрастной порог привлечения к уголовной ответственности - 14 лет.

Однако стоит отметить, что в этих странах существует щадящая дифференцированная система наказания, при которой для разных возрастных групп предусмотрены различные меры воздействия, адекватные возрасту.

Зарубежный ювенальный суд представляет собой специализированное учреждение, законодательно наделенное функцией организации и координации деятельности субъектов, включенных в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и обладающих полной информацией о детях и подростках. Ювенальный суд имеет законное право требовать исполнения своих решений и предписаний от тех субъектов и лиц, на которых законом возложена обязанность по воспитанию, социальной защите и профилактике правонарушений несовершеннолетних (Савина, 2006, СПС «Гарант»),

Рассмотрение вопроса о профилактике преступлений несовершеннолетних именно в контексте ювенальной юстиции обусловлено тем, что понятие ювенальной юстиции нельзя отождествлять только с ювенальными судами. Она должна представлять собой комплекс профилактической и реабилитационной помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации либо уже столкнувшемуся с карательными мерами закона.

В ряде стран всем комплексом вопросов, связанных с семьей и детьми занимаются семейные суды. Например, в Польше такие суды действуют с 1982 г., и рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, и в отношении подростков, находящихся под влиянием криминогенной среды и способных на преступление. Практика показывает, что во многих государствах семейные суды действуют очень эффективно. В них рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с семьей и детьми. Преимущество семейных судов состоит в том, что там работают юристы, психологи, педагоги, социологи, имеющие не только глубокие профессиональные знания, но и опыт работы в этой области (Бакаев, 2004, с. 175).

В Японии также существуют семейные суды и ассоциация «старших братьев и сестер» - молодежная организация, которая оказывает дружелюбное воспитательное воздействие, оно считается более эффективным по сравнению с нравоучениями старшего поколения (Омигов, 2009, с. 126).

В Швейцарии вмешательство ювенального суда связано только с нарушением закона. Все специализированные учреждения для несовершеннолетних являются частными. Координацией работы с несовершеннолетними занимаются специальные бюро, которые имеют в своем штате социальных работников.

В Голландии работа с подростками, входящими в «группу риска», составляет обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она осуществляется в общине, по месту жительства и учебы несовершеннолетнего. Приоритет отдается воспитательным методам воздействия.

Важным этапом в становлении российской системы стало открытие 21 января 1910 г. первого детского суда в Санкт-Петербурге, подобные суды функционировали также в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове. Дела несовершеннолетних рассматривались мировым судьей, который избирался населением судебного округа, при этом приоритет - врачам и педагогам. Судопроизводство в основном сводилось к беседе судьи с подростком в присутствии его попечителя. Предпочтение отдавалось воспитательным мерам воздействия.

В советский период полномочия по отправлению правосудия по делам несовершеннолетних были возвращены судам в 1920 г. Однако проблема детской преступности и безнадзорности не осталась без внимания. 23 сентября 1921 г. образована детская социальная инспекция. При этих инспекциях были созданы детские приемно-распределительные пункты, которые сделали возможным немедленное изъятие несовершеннолетних из неблагополучной среды. Позже создаются комиссии по делам несовершеннолетних, детские комнаты милиции.

В современной России важную роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. Он установил перечень органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел (п. 1 ст. 4).

В настоящее время в России рассмотрением большинства дел о правонарушениях несовершеннолетних занимаются два органа: суд и комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). При этом к компетенции судов относятся дела несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, а в ведение комиссий входят дела об объективно противоправных общественно опасных деяниях неделиктоспособных подростков, а также о совершенных ими административных правонарушениях и антиобщественных поступках (Савина, 2006, СПС «Гарант»), Возглавляет работу комиссии председатель, как правило, всю работу проводит секретарь комиссии, который работает на постоянной основе. Остальные члены комиссии (представители общественных организаций, работники образования, здравоохранения) в основном участвуют только в заседаниях. Как правило, заседания КДН проводятся один-два раза в месяц. На повестку дня выносятся 10-15 дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. На рассмотрение одного дела и оглашение принятых решений отводится в среднем 20 минут. В этих условиях невозможно всесторонне рассмотреть материалы, а тем более обеспечить контроль над выносимыми решениями.

Основной функцией комиссии должна являться координация деятельности всех субъектов профилактики. Комиссии должны выполнять контролирующие функции. Однако решения комиссий зачастую воспринимаются

другими субъектами профилактики только как рекомендательные (Косевич, 2004, с. 217).

Комитет ООН по правам ребенка, регулярно указывает на то, что Россия до сих пор не ввела на федеральном уровне и не учредила суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно.

Однако некоторые российские суды уже сейчас пытаются использовать данные технологии, в частности, в Ростове-на-Дону, Таганроге, Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Иркутске, Саратове, Тюмени, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Благовещенске и некоторых других городах. Там к рассмотрению дел с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего привлекаются помощники судей с функцией социального работника. Они изучают условия жизни и воспитания обвиняемого или подсудимого при содействии существующих в регионах государственных и негосударственных организаций, составляют «социальный портрет», а также принимают участие в воспитательном процессе (Мамина, 2007, СПС «Гарант»),

На сегодняшний момент в обществе недостает понимания того, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличаться от общего правосудия. В связи с этим важно своевременно проанализировать развитие судебной системы и увидеть перспективы правосудия в отношении несовершеннолетних с учетом уже имеющегося российского и международного опыта.

В заключении, хотелось бы отметить, что на современном этапе необходимы: улучшение координации профилактической деятельности на национальном, региональном и местном уровнях; регулярный мониторинг профилактических программ; приоритет экономии мер уголовной репрессии над иными мерами воздействия на преступность, создание служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних, развитие международного сотрудничества и повышение его качества.

Список источников

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999, № 120-ФЗ.

Указ «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» от 3 июня 1967 г.

Список литературы

Бакаев, A.A. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. Пособие / A.A. Бакаев. - М.: Логос, 2004. - 218 с.

Коновалова, И.А. Опыт борьбы с преступностью несовершеннолетних в Европе и США / И.А. Коновалова // Адвокат. - 2007. - № 12. СПС «Гарант».

Косевич, Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах: Учебное пособие / Н.Р. Косевич. - М.: Издательство «Щит-М», 2004. - 207 с.

Мамина, О.И. Перспективы и проблемы формирования в Российской Федерации системы органов ювенальной юстиции / О.И. Мамина // Российская юстиция. - 2007. - № 4. СПС «Гарант».

Омигов, В.И. Криминология: учебник для вузов. Общая и Особенная части / В.И. Омигов. - Пермь, 2007. - 509 с. (Серия «Учебники для вузов»).

Омигов, В.И. Противодействие преступности: пособие. ПГПУ / В.И.Омигов. - Пермь, 2009. - 129 с.

Савина, H.H. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних / H.H. Савина // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. - № 5. СПС «Гарант».

Дубовцева О.О., исторический факультет Научный руководитель: к.п.н., ст. преп. Н.Л. Батуева

Сравнительно-правовой анализ оснований для признания брака недействительным по российскому и зарубежному законодательству

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.

Изменения, происходящие в России в области политики, экономики, идеологии, затрагивают и государственно-демографическую сферу, в частности брачно-семейные отношения. Нашему обществу не безразлично, каким будет выращено и воспитано подрастающее поколение. Необходимо отметить, что признание брака недействительным, равно, как и заключение брака, нередкое правовое явление.

Правовое значение института недействительности брака в семейном праве заключается в том, что он дает возможность прекратить правоотношения между супругами, возникшие из факта государственной регистрации брака, именно со дня заключения брака, и таким образом как бы возвратить супругов в правовое положение, существовавшее до заключения брака. Так. признается недействительным брачный договор, заключенный между супругами. Также аннулируются такие права как: право на ношение фамилии, принятой при государственной регистрации заключения брака, право на получение содержания, право пользования жилой площадью, право наследования и т.д. (Сапрыкин, 2005, с. 15).

В современном цивилизованном обществе законодательства различных государств четко регламентируют условия и порядок заключения брака, права и обязанности супругов в нем, основания прекращения и признания брака недействительным и ряд других, не менее важных вопросов.

Целью исследования является сравнение правового регулирования брачных отношений в России и странах бывших союзных республик с точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.