В результате исследований установлено, что наиболее интенсивное размножение Sh. sonnei наблюдается в стерильном молоке (см. таблицу).
В молоке стерильном, пастеризованном и сыром (чистом в бактериальном отношении) 4| дизентерийные бактерии Зонне способны к интенсивному размножению в 1-е сутки хранения. За 24 ч при комнатной температуре хранения (21—22°) число микробных клеток Зонне увеличивалось в стерильном молоке в тысячи раз, а в сыром и пастеризованном в сотни раз. Интенсивность размножения шигелл Зонне в сыром молоке, как видно из таблицы, зависит от его бактериальной загрязенности. Так, в молоке I—II класса за 24 ч наблюдалось увеличение числа микробных клеток Зонне в сотни раз, тогда как в молоке III и IV класса только в десятки раз.
Выявлена зависимость интенсивности размножения Sh. sonnei в стерильном молоке и сыром молоке I класса, полученном от отдельной коровы, от температуры хранения. С повышением температуры возрастала степень накопления шигелл в молоке в 1-е сутки хранения. Так, при 28—30° число микробных клеток Зонне увеличивалось в стерильном молоке в сотни тысяч раз, а в сыром молоке I класса в тысячи раз. Фаза задержки роста шигелл Зонне как в стерильном, так и сыром молоке зависела от температуры хранения. При 21— 22° размножение шигелл в молоке не наступало в течение 8—9 ч, тогда как при 28—30° размножение начиналось уже через 4—6 ч в зависимости от дозы заражения. * При дальнейшем хранении в молоке с большей бактериальной загрязненностью отми-
ранне шигелл Зонне происходило скорее, чем в молоке I—II классов. Так, при температуре хранения 22—24° в молоке I—II классов шигеллы сохранялись 10—16 сут, тогда как в молоке III—IV классов —7—9 сут. При температуре хранения 28—30°шигеллы отмирали быстрее — через 3—5 сут в молоке III—IV классов и через 5—7 сут в молоке I—II классов. В условиях холодильника размножения шигелл не наблюдалось, но они сохранялись довольно продолжительное время: в молоке I—II классов до 20—32 сут, а в молоке III—IV классов до 12—20 сут.
В пастеризованном молоке при 22—24° шигеллы высевались до 15—18 сут, тогда как при 28—30° — лишь до 3—5 сут, а при температуре холодильника — до 28—34 сут в зависимости от дозы заражения. Дольше шигеллы сохранялись в молоке с большей дозой заражения.
В стерильном молоке при комнатной температуре хранения и температуре холодильника сохраняемость Sh. sonnei составила около 2 мес (доза заражения 102 и I03 микробных клеток на 1 мл молока).
Выводы
** 1. Интенсивность размножения и сроки выживания Sh. sonnei в молоке зависят от
антагонистического действия сопутствующей микрофлоры и температуры хранения.
2. Наиболее благоприятной средой для развития Sh. sonnei является стерильное молоко, в котором антагонистическое действие сопутствующей микрофлоры исключено; на втором месте—пастеризованное, а также сырое молоко с невысоким общим бактериальным загрязнением (I и II класса). Сырое молоко с высоким общим бактериальным загрязнением (III и IV класса) представляет наименее благоприятную среду для развития Sh. sonnei, однако и в нем в 1-е сутки хранения при комнатной температуре наблюдается размножение дизентерийных бактерий.
3. Низкая температура (4—6°) неблагоприятна для размножения Sh. sonnei, но способствует длительному сохранению их в молоке, причем сроки выживания зависят от степени общего бактериального загрязнения молока и дозы его заражения. Длительность сохранения Sh. sonnei в молоке с одной и той же бактериальной загрязненностью при "22—30° меньшая, чем при 4—6°.
Поступила 30/Х 1973 года
*
УДК 615.9:685.61.07:616.15-053.2-07
Канд. мед. наук Ф. К- Андаржанов, JI. Д. Николаева, JI. М. Макарьева
ОСОБЕННОСТИ ГЕМОГРАММЫ И ЦИТОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕЙТРОФИЛОВ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ ВЫБРОСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Башкирский медицинский институт, Уфа
Мы изучили гематологические и некоторые цитохимические показатели периферической крови у 574 здоровых детей раннего и школьного возраста, из которых 254 проживали вблизи предприятий нефтехимической промышленности (основная группа) и 320 — ^ в наиболее удаленном от промышленных предприятий районе (контрольная группа). Общий * анализ крови произведен у всех наблюдаемых, а у детей раннего возраста исследовано также количество ретикулоцитов и тромбоцитов. Из цитохимических показателей опреде-
ляли гликоген, пероксидазу и липиды в иейтрофилах периферической крови. Известно, что эти внутриклеточные вещества играют большую роль в окислительно-восстановительных процессах, происходящих в нейтрофилах: гликоген и липиды — как основные источники энергии, а пероксидаза — как мощный окислительный и защитный фермент. Перок-сидаза, гликоген и липиды служат тонкими показателями состояния неспецифической реактивности организма, так как рано изменяются под воздействием неблагоприятных факторов. Гликоген определяли по методу А. Л. Шабадаша у 454 детей, пероксидазу — бензидиновым методом у 371, липиды — по методу Гольдмана у 209 детей, проживающих в основном и контрольном районах.
Содержание гемоглобина и ретикулоцитов, а у большинства детей раннего возраста промышленного района и цветной показатели были достоверно выше, чем в контрольной группе, а у детей школьного возраста — ниже при примерно равном содержании эритроцитов в 1 мм3 крови.
У детей школьного возраста основной группы выявлены замедление РОЭ, более низкое содержание лейкоцитов в 1 мм3 крови и более частая лейкопения (28—3,6% против 18^2,6%; 1=2,3). У детей раннего возраста основной группы наблюдалось заметное снижение количества тромбоцитов. У всех детей основной группы, за исключением двухлетних, обнаружено достоверное снижение содержания сегментоядерных нейтрофилов, снижение количества лимфоцитов у 2-летних и повышение его у школьников. Количество эозино- ф филов было заметно выше у всех детей основной группы. У детей основной группы оказа-лась сниженной функциональная активность нейтрофилов, что подтверждалось достоверно пониженным содержанием гликогена, пероксидазы и липидов.
Таким образом, у детей, проживающих вблизи предприятий нефтехимической промышленности, отмечаются и функциональные сдвиги в периферической крови. Общим для всех возрастных групп является изменение функциональной активности нейтрофилов периферической крови (в виде снижения количества гликогена, пероксидазы и липидов), увеличение количества эозинофилов и моноцитов, снижение количества сегментоядерных нейтрофилов.
Вместе с тем имеются и возрастные особенности: для детей раннего возраста, проживающих в промышленном районе, характерно более высокое содержание ретикулоцитов и гемоглобина, более высокий цветной показатель, снижение количества тромбоцитов, а у 2-летних—лимфоцитов. У детей школьного возраста отличительную особенность составляет снижение уровня гемоглобина, цветного показателя и количества лейкоцитов в 1 мм3 крови, чаще отмечаются лейкопения, замедление РОЭ и увеличение количества лимфоцитов.
Как общие, так и возрастные морфофункциональные отклонения в картине крови служат ответом этой весьма реактивной системы организма ребенка на длительное воздействие ф ароматических углеводородов малой концентрации, проявлением повышенной аллергиза-ции его. Различия в отклонениях со стороны крови у детей раннего и школьного возраста, вероятно, объясняются не только возрастной реактивностью, но и пребыванием отдельных звеньев сложной гомеостатической системы организма в разных фазах из-за неодинаковой продолжительности действия токсического фактора малой интенсивности.
Отмеченные особенности периферической крови детей промышленного района следует учитывать при оценке состояния здоровья ребенка, проведении профилактических мероприятий, а также при решении вопросов промышленной санитарии и гражданского строительства.
Поступила 9/V] I 1973 года
Съезды, совещания, конференции, *
научные общества
УДК 613/614:061.22(470)
Проф. 3. М. Аграновский, И. Н. Малеванный, А. И. Махиненко, Л. С. Фонарев (Ленинград)
О ПОЛЕЗНОЙ ИНИЦИАТИВЕ В РАБОТЕ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБЩЕСТВА ГИГИЕНИСТОВ И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ
Готовясь к очередному, IV Всероссийскому съезду гигиенистов и санитарных врачей и в целях активизации работы местных отделений гигиенических обществ по реализации решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР об усилении санитарной охраны внешней среды, правление Всероссийского научного общества гигиенистов и санитарных врачей