ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
культурно-досугового типа в современных экономических условиях
THE FEATURES OF CULTURAL AND ENTERTAINMENT FACILITIES ACTIvITY IN THE MODERN ECONOMIC CONDITIONS
УДК 338.4
ХОЛОДКОВА Ксения Сергеевна
ассистент кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
KHOLODKOVA, Kseniya Sergeevna
Assistant Lecturer of the Public Administration and Municipal Management Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности функционирования и развития куль-турно-досуговыхучреждений России. Предложены классификация и типовая модель функционирования культурно-досуговых учреждений, определены актуальные проблемы их развития.
Ключевые слова: культурно-досуговыеучреждения, функционирование, развитие, классификация, эффективность управления.
Abstract.
The article deals with the features of the cultural and entertainment facilities of Russia. It gives the classification and the typical model of their activity. And it indentifies the actual problems of their development.
Key words: cultural and entertainment facilities, activity, development, classification, management efficiency.
В настоящее время культурно-досуговые учреждения (КДУ) решают большой спектр задач по поддержанию и развитию культуры в Российской Федерации и обладают высоким потенциалом социальной эффективности. Данные учреждения могут быть использованы
для решения многочисленных политических, идеологических, социально значимых задач, стоящих перед современным обществом. При этом отсутствие действенных механизмов государственного финансирования социальной сферы, недостаточная эффективность
122
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
решения проблем в области организации и управления деятельностью данных учреждений, наличие противоречий между целевыми ориентирами культурной политики государства и культурно-досуговыми предпочтениями общества приводят к неудовлетворенности населения в качестве и объемах предоставляемых данными учреждениями услуг.
Исходя из проведенных автором исследований, процесс развития учреждений куль-турно-досугового типа характеризуется как системными проблемами всей национальной экономики Российской Федерации, так и специфическими трудностями развития данных организаций. Следует выделить, прежде всего, неравномерность расположения таких учреждений в территориальном аспекте, низкий показатель внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, низкий уровень заработной платы работников сферы культуры, «старение» персонала, несоответствие образовательного уровня и профессиональной компетенции значительной части руководителей и специалистов данных учреждений, устаревшую материально-техническую базу.
При этом наблюдается системная взаимосвязь основных проблем, препятствующих развитию культурно-досуговых учреждений России. Так, недостаток финансирования данных учреждений не позволяет установить приемлемый уровень заработной платы для привлечения высококвалифицированных специалистов, а также обеспечить своевременное обновление материально-технической базы. В свою очередь, кадровая проблема наряду со слабым уровнем материально-технического оснащения приводит к низкому уровню качества оказываемых услуг, не способствует притоку денежных средств из собственных источников. Указанные факторы в конечном итоге приводят к низкому уровню социально-экономической эффективности КДУ
Для решения вышеуказанных проблем в современных условиях экономической нестабильности назрела необходимость формирования действенных механизмов управления данными учреждениями, учитывающих специфику деятельности отдельных видов КДУ.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует научно обоснованная классификация учреждений культурно-досугового типа, которая в полной мере учитывала бы специфические особенности процесса их функционирования и развития, обеспечивала необходимую взаимосвязь между классификационными признаками и целями управления.
В целом, к группе учреждений культурно-досугового типа относятся следующие виды учреждений культуры: дом (дворец) культуры, дворец молодежи, культурно-спортивный комплекс, культурный центр, социально-культурный центр, национально-культурный центр, дом (центр) ремесел, дом фольклора, дом народного творчества, передвижные культурные центры и информационно-методические центры [1].
На наш взгляд, данный тип учреждений исторически сформировался из группы учреждений клубного типа, к которым относятся дворцы и дома культуры, городские и сельские клубы, социокультурные комплексы и центры досуга. Согласно примерному Положению о государственном (муниципальном) учреждении клубного типа, под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, рекреационного характера, создание условий для занятия любительским художественным творчеством [2].
Клубные учреждения имеют значительные отличия от остальных типов учреждений культуры. Так, театры, музеи, концертные организации выступают для потребителей источником просвещения, информации, эстетического наслаждения, то есть создают необходимые условия для развития культурного уровня личности в процессе потребления услуг. Клубные учреждения, помимо этого, предоставляют возможность для активной творческой созидательной деятельности, их посетители могут принимать непосредственное участие в создании культурных благ.
В настоящее время, в связи с развитием информационных технологий, появились новые виды учреждений культуры, например, информационно-методические центры и медиа-
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
123
теки; в крупных городах получили развитие национально-культурные центры. В этой связи в научной и нормативно-правовой литературе [1; 3; 4] автором отмечается вытеснение понятия «клубное учреждение» категорией «учреждение культурно-досугового типа».
Культурно-досуговые организации, наряду с библиотеками, являются самым многочисленным видом учреждений культуры в Российской Федерации - более 48% от общего их числа (рисунок 1) [5]. Однако установленные правительством Российской Федерации социальные нормативы и нормы по уровню обеспеченности субъектов учреждениями культуры относительно КДУ выполняются в настоящее время лишь на 55% [6].
Рисунок 1
Число учреждений культуры по типам в общем количестве учреждений культуры РФ
Культурно-досуговые учреждения могут функционировать как в виде самостоятельных организаций, так и в форме филиалов, структурных подразделений, представительств в составе централизованных социально-культурных (культурно-спортивных, культурно-образовательных) объединений, но при этом внестационарные отделы обслуживания не рассматриваются в качестве отдельной сетевой единицы.
В зависимости от специализации (профиля и уровня структурной организации) деятельности учреждения культурно-досугового типа могут быть:
• однопрофильные (обеспечивают разнообразие деятельности на основе конкретного направления или вида культурно-досуговой деятельности);
• многопрофильные (обеспечивают поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров);
• прокатные площадки (используются для проведения культурных, досуговых и других общественных мероприятий) [7].
Особенность учреждения как организационно-правовой формы заключается в том, что оно не является собственником своего имущества и владеет им на праве оперативного управления. Собственником имущества выступает учредитель, который контролирует сохранность переданного учреждению имущества. Учреждение не имеет права совершать какие-либо операции с данным имуществом без согласования с собственником. Учредитель, в свою очередь, обязан в полном или частичном объеме финансировать деятельность учреждения [8; 9].
В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса РФ по форме собственности можно выделить государственные учреждения, когда учредителями выступают различные государственные органы; муниципальные учреждения - учредителями являются различные муниципальные образования; частные учреждения - в роли учредителей выступают физические и юридические лица. В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными и казенными [8].
Исходя из возможных вариантов группировки учреждений культурно-досугового типа, помимо их видов, автор предлагает следующие классификационные признаки КДУ: по месту расположения, по специализации, по форме собственности, по типам учреждений (рисунок 2).
По мнению автора, использование предложенной классификации КДУ позволит более полно учитывать их особенности и условия функционирования при формировании инструментов эффективного организационно-экономического механизма управления деятельностью данных учреждений.
Ряд особенностей функционирования различных типов учреждений представлен в таблице.
124
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
Учреждения культурео- досугсеого
типа
Рисунок 2
Классификационная схема учреждений культурно-досугового типа
Обобщая основные особенности различных типов учреждений, следует отметить, что казенные учреждения наиболее ограничены в осуществлении самостоятельной деятельности, но при этом имеют определенные финансовые гарантии от учредителя. Бюджетные и автономные учреждения имеют право на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности, возможность получения займов и кредитов, однако несут большую ответственность по своим обязательствам и не имеют четких финансовых гарантий.
Услуги КДУ, независимо от формы собственности и типа учреждения, - результат непосредственного их взаимодействия с потребителями, а также собственной деятельности организации культурно-досугового типа по удовлетворению потребности потребителей. В соответствии с Налоговым кодексом РФ услугой признается деятельность, результаты
которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [10].
В общем виде типовую модель функционирования учреждения культурно-досугового типа можно представить в виде контекстной диаграммы (рисунок 3).
Так, на входе в систему функционирования любого КДУ находятся заказчики, в совокупности формирующие спрос на услуги данных учреждений, в процессе функционирования происходит потребление культурно-до-суговых услуг, и на выходе - потребители с определенным уровнем удовлетворенности культурно-досуговых потребностей. В качестве факторов, регулирующих деятельность КДУ, выступают ориентиры культурной политики государства, культурно-досуговые предпочтения населения, нормативно-правовое регулирование культурно-досуговой сферы и механизмы финансирования данных
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
125
Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного типов учреждений
Критерии сравнения Типы учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
1. Органы управления Руководитель Руководитель, коллегиальные органы (худ. совет и т. п.) Руководитель, наблюдательный совет, коллегиальные органы
2. Источники финансирования Финансирование из бюджета на основании бюджетной сметы Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели, средства из бюджета на исполнение публичных обязательств, доходы от оказания платных услуг Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем, доходы от оказания платных услуг
3. Возможность получения займов, кредитов Нет Есть с учетом установленных законом ограничений Есть
4. Учет иных доходов в процессе финансирования Иные доходы учитываются при определении объема финансирования Размер субсидии не зависит от иных доходов
5. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
6. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
7. Пределы ответственности учреждения Отвечает по своим обязательствам денежными средствами Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленного на праве оперативного управления особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества
8. Субсидиарная ответственность учредителя Есть Нет Нет
9. Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника
Примечание: таблица составлена автором на основании [8; 9]. петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
Рисунок 3
Типовая модель функционирования учреждения культурно-досугового типа
учреждений, включающие бюджетное финансирование и иные источники, за исключением собственных средств. В качестве внутренних ресурсов, обеспечивающих процесс оказания услуг, можно выделить персонал, материально-техническую базу и технологии оказания культурно-досуговых услуг.
Услуги КДУ предоставляются на бесплатной (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе за счет средств потребителей, при этом заказчиками услуг могут выступать все субъекты гражданско-правовых отношений. На бесплатной основе осуществляются услуги, направленные на проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий, а также поддержку любительских художественных коллективов.
Перечень услуг, оказываемых муниципальными КДУ на платной основе, осуществляется в соответствии с «Положением о платных услугах» и утверждается учредителем. При их предоставлении каждое учреждение самостоятельно пре-
доставляет льготы социально незащищенным слоям населения. Увеличение объема платных услуг позволяет расширить сферу деятельности и удовлетворить запросы различных категорий населения. В целом, основные услуги оказываются в соответствии с муниципальным заданием, которое формируется учредителем в лице органов местного самоуправления с необходимым условием выделения финансовых средств на их предоставление.
Таким образом, особенности функционирования культурно-досуговых учреждений обусловлены как спецификой деятельности некоммерческих организаций, так и индивидуальными характеристиками данного типа учреждений культуры Российской Федерации, которые необходимо учитывать при принятии и реализации управленческих решений. В целом, выявленные проблемы функционирования и развития КДУ, характеризующие общее состояние большинства учреждений данного типа как неудовлетворительное,
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
127
позволяют утверждать, что в современных экономических условиях для обеспечения устойчивого развития КДУ назрела необходимость формирования эффективного орга-
низационно-экономического механизма их управления, прежде всего, на базе принципов самоорганизации и адаптации с учетом специфики их деятельности.
Список литературы
1. Методические рекомендации по применению методики оценки эффективности деятельности учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации. М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2011.
2. Фатова С. А. Особенности стратегии маркетинга услуг культурно-досуговых организаций // Петербургский экономический журнал. 2013. №2 (2). С. 100-103.
3. Приказ Министерства культуры РФ от 01.09.11 №906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55072540 (дата обращения: 07.07.2014).
4. Приказ Министерства культуры РФ от 11.09.03 №1199 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры, искусства и кинематографии». URL: http:// www.bestpravo.ru/rossijskoje/vg-gosudarstvo/r7p.htm (дата обращения: 15.07.2014).
5. Официальный сайт Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://www.givc.ru (дата обращения: 17.07.2014).
6. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/documents/ programs (дата обращения: 06.11.2014).
7. Модельный стандарт деятельности учреждений культурно-досугового типа Вологодской области (Одобрен Решением Коллегии Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области от 22 марта 2013 года). Официальный сайт Областного научно-методического центра культуры г. Вологда. URL: http://www.onmck.ru (дата обращения: 06.06.2014).
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Гл.4. Юридические лица. Ст.120. Учреждения. URL: http://base.garant.ru/10164072 (дата обращения: 16.07.2014).
9. Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 7. Объекты налогообложения. Статья 38. Объект налогообложения. URL: http://base.garant.ru/10900200 (дата обращения: 17.07.2014).
128
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015