Проблемы экономики и менеджмента
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 336.1: 332.1 (477)
И. В. Усков
канд. экон. наук, доцент, докторант, кафедра финансы и банковское дело,
Донецкий национальный университет
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Аннотация. В статье раскрыта сущность и роль системы местных финансов в условиях трансформации экономики Украины. Разработаны и предложены комплексные направления и этапы по развитию системы местных финансов, повышения финансовой самостоятельности местных органов власти.
Ключевые слова: местные финансы, бюджеты территорий, органы местного самоуправления, межбюджетные отношения, местная бюджетная политика.
I.V. Uskov, candidate of economic sciences, associate professor, doctorial of department, is finances and banking, Donetsk national university
FEATURES of FUNCTIONING of SYSTEM of LOCAL FINANCES In the conditions of TRANSFORMATION of ECONOMY of UKRAINE
Abstract. In the article essence and role of the system of local finances are exposed terms of transformation of economy of Ukraine. Complex directions and stages are worked out and offered on development of the system of local finances, increases of financial independence of local authorities.
Keywords: local finances, budgets of territories, organs of local self-government, interbudgetary relations, local fiscal policy.
В условия трансформации экономики Украины, ее евроинтеграционного курса развития местные финансы направлены на обеспечения экономического роста, пропорционального развития административно-территориальных единиц, развитию производительных сил, удовлетворения минимальных социальных потребностей населения во всех регионах страны.
Местные финансы, во-первых, выступают основным финансовым инструментом, направленным на обеспечения местных органов власти необходимыми доходными источниками поступлений. Во-вторых, способствуют распределению доходных источников между различными отраслями экономики, субъектами хозяйствования домашними хозяйствами с целью достижения экономического и социального эффекта на уровне административно-территориальных образований. В-третьих, направлены на распределения финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней с целью выравнивания их доходных возможностей.
Местные финансы определяют параметры и условия формирования финансовых ресурсов на местном уровне их распределения и использования между уровнями бюд-
№ 1 (17) - 2013
61
Проблемы экономики и менеджмента
жетов, с целью обеспечению экономического роста, увеличению финансового потенциала территорий.
Проблемам функционирования и развития системы местных финансов посвящены работы как украинских, так и российских ученых: Н.Я. Азарова [1], В.Г Бодрова [2], И.О. Луниной [3], О.П. Кириленко [4], Ю.В. Пасечника [5], К.В. Павлюк [6], Л.Л. Иго-ниной [7], В.И. Матеюк [8], Марченко С.В. [9].
При этом необходимо отметить, что в настоящее время система местных финансов в Украине является неэффективной, требуются дальнейшие научные исследования, направленные на комплексное развитие совокупности составляющих местных финансов.
Целью статьи является определения сущности и роли системы местных финансов в условиях трансформации экономики Украины, разработка направлений и этапов по развитию системы местных финансов в нашей стране.
В условиях развития экономики Украины местные финансы направлены на: а) увеличения финансового потенциала местных органов власти; б) обеспечение пропорционального и эффективного распределения ограниченных бюджетных средств между отдельными территориями; в) уменьшения распределения межбюджетных трансфертов.
Эффективность организации местных финансов достигается в результате пропорционального развития всей совокупности ее элементов, а именно целей, задач, функций, принципов, инструментов, организации местных финансов. Структура организации местных финансов рассматривалась в трудах как украинских, так и российских ученых.
Так О.П. Кириленко в своих трудах рассматривает функции и принципы, инструменты организации местных финансов. При этом не определяет всю совокупность составляющих местных финансов, их взаимосвязей и уровня влияния на эффективность функционирования местных финансов [4].
В исследованиях В.И. Кравченко рассматриваются отдельные структурные составляющие местных финансов. При этом автор мало внимание уделяет общей структуре местных финансов, их роли в регулировании социально-экономических процессов на местном уровне [10].
В трудах Л.В. Богославцева рассматриваются отдельные составляющие местных финансов. При этом автор не уделяет внимание структурной организации местных финансов их эффективности и взаимосвязи в решении социально-экономических задач на местном уровне [11].
Л. В. Богославцева при исследовании местных финансов значительное внимание уделяет принципам, функциям, инструментам организации местных финансов в Украине. В исследованиях автор не полностью раскрывает составляющие местных финансов, их роль в обеспечении финансовой самостоятельности местных органов власти.
В трудах Е.А. Фоминой [12] рассматриваются принципы, функции и цели организации эффективных местных финансов. При этом автор не выделяет всей совокупности составляющих местных финансов. На основании проведенного анализа литературы автор пришёл к выводу, что организационная структура местных финансов базируется
62
№ 1 (17) - 2013
£
I
к»
о
h-
Ow
Д
РЭ
О
и
a>
s
в
a
03
РЭ
Д
2
о
о
td
&q
03
&Q
S'
д
о
+ _____ I , , I , , I
Инструменты Налоговые и неналоговые поступления Доходы от операций с капиталом и целевые фонды Доходы коммунальных предприятий Меж&оджетньв трансферты и муниципальньв зай-
Л/ГТчТ
ON
Ow
Рисунок 1 - Структурные составляющие местных финансов в Украине (составлено автором)
Проблемы экономики и менеджмента
Проблемы экономики и менеджмента
Предложенный механизм позволяет системно и комплексно подойти к изучению всей совокупности составляющих местных финансов. Этот механизм позволяет определить степень развития местных финансов, их влияния на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Он способствует разработке эффективной экономической стратегии по совершенствованию совокупности составляющих местных финансов в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества.
Местные финансы способствуют финансированию жилищных, социальнокультурных мероприятий и программ, развитию экономической инфраструктуры на уровне административно-территориальных образований. Через местные финансы органы местного самоуправления осуществляют поддержку производственной и непроизводственной сферы, выравнивания бюджетного потенциала муниципальных образований, реализацию инвестиционных программ по снижению экономической отсталости территорий страны.
С позиции экономической теории местные финансы необходимо рассматривать как совокупность экономических (денежных) отношений, складывающихся между государственными, местными органами власти, населением и хозяйствующими субъектами в процессе формирование, распределения и использования денежного фонда местных органов власти.
Таким образом, местные финансы стимулируют экономическое и социальное развитие муниципальных образований, выступает основным рычагом по эффективному формированию и распределению бюджетных средств органов местного самоуправления.
Местные финансы выступают объективной экономической категорией определяющей уровень и пропорции распределения местных налогов и сборов, централизованной финансовой и инвестиционной помощи с целью устранения экономических и социальных диспропорций в уровне развития муниципальных образований. Основные направления воздействия местных финансов на экономическое развитие территориальных образований представлено (рис. 2).
Местные финансы позволяют осуществлять своевременную финансовую поддержку социальной инфраструктуры муниципальных образований, способствовать развитию приоритетных отраслей экономики на уровне муниципальных образований. Структурные составляющие экономической роли местных финансов представлены на рис. 3.
Системы местных финансов может эффективно оказывать влияния на социально-экономическое развитие муниципальных образований, только на основании обоснованного и эффективного функционирования всей совокупности ее составляющих. Развитие всей совокупность местных финансов можно достичь на основании сформулированных автором предложений (рис. 4).
Предложенные направление реформирования местных финансов охватывают основные их сферы воздействия. Они обеспечивают эффективное и пропорциональное развитие совокупности составляющих системы местных финансов в условиях транс-
64
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
формации экономики Украины. С целью эффективной реализации предложенных мероприятий по улучшению функционирования местных финансов автором диссертации определены следующие этапы (рис. 5).
Рисунок 2 - Направления воздействия местных финансов на социально-экономическое развитие административно-территориальных образований (составлено автором)
На первом этапе осуществляется оценка эффективности функционирования местных финансов, определяются факторы и условий влияющие на систему этих финансов. Анализируется общая ситуация социально-экономического развития муниципальных образований и эффективность влияние на нее системы местных финансов с целью разработ-
№ 1 (17) - 2013
65
Проблемы экономики и менеджмента
ки комплексных мероприятий по улучшению функционирования этих финансов.
Рисунок 3 - Роль местных финансов на уровне муниципальных образований
(составлено автором)
На втором этапе определяется и систематизируется комплекс мероприятий по обеспечению развития всей совокупности составляющих местных финансов в соответствии с социально-экономическими условиями функционирования муниципальных образований.
На третьем этапе проводится комплексный анализ разработанных мероприятий с позиции достижения тактических и стратегических целей в развитии местных финансов. На этом этапе происходит устранение неэффективных мероприятий, не способст-
66
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
вующих достижению поставленных целей.
Рисунок 4 - Направления реформирования местных финансов в Украине
(составлено автором)
На четвертом этапе происходит разработка эффективного механизма, определяются его цели, задачи, принципы, инструменты, методы, способы на основании которые будет осуществляться реализация этих мероприятий.
На пятом этапе осуществляется сравнения предлагаемых мероприятий с общей стратегией социально-экономического развития муниципальных образований.
На шестом этапе принимается окончательное решение о реализации комплекса предлагаемых мероприятий по улучшению системы местных финансов. Это решение принимается в случае явного достижения поставленных тактических и стратегических целей, а также в результате соответствия предлагаемых мероприятий программам экономического развития муниципальных образований.
На седьмом этапе проводится оценка социального и экономического эффекта от внедрения комплекса разработанных мероприятий. Положительные результаты должны использоваться для улучшения системы местных финансов.
№ 1 (17) - 2013
67
Проблемы экономики и менеджмента
Рисунок 5 - Этапы реформирования местных финансов (составлено автором)
Выводы
Таким образом, система местных финансов в Украине находится в условиях трансформации экономической и социальной системы государства. Комплексное развитие всех составляющих местных финансов непосредственно зависит от эффективности механизма этих финансов, системности и комплексности проводим социальноэкономических реформ на уровне муниципальных образований.
Дальнейшее эффективное развития местных финансов будет напрямую зависеть от обоснованности внедрения метода программно-целевого бюджетирования на мест-
68
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
ном уровне, развития рынка муниципальных займов, реформирования предприятий коммунальной собственности местных органов власти, внедрения обоснованных экономических показателей и индикаторов оценки финансового положения и качества управления местными финансами, устойчивости местных бюджетов.
Список литературы:
1. Бюджетная политика в контексте социально-экономического развития.реформирования межбюджетных отношения и улучшения местного самоуправления: [в 6 т.] / [гл. ред. М.Я. Азаров]. - Киев: НИФИ, 2004. - Т. 5. - 400 с.
2. Бодров В.Г. Регулирования межбюджетных отношений: монография / В.Г. Бодров. - Киев: Изд-во НАГУ, 2006. -296 с.
3. Лунина И.О. Государственные финансы в переходной период / И.О. Лунина. -Харьков: Форт, 2000. - 296 с.
4. Кириленко О.П. Местные бюджеты Украины (история, теория, практика) /
О.П. Кириленко. - Киев: НИОС, 2000. - 384 с.
5. Пасечник Ю.В. Бюджетный потенциал экономического роста в Украине: монография / Ю.В. Пасечник. - Донецк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2005. - 642 с.
6. Павлюк К.В. Бюджет и бюджетный процесс в условиях транзитивной экономики Украины: монография / К.В. Павлюк. - Киев: НИФИ, 2006. - 584 с.
7. Игонина Л. Л. Муниципальные финансы / Л. Л. Игонина. - М.: Экономистъ, 2003. - 175 с.
8. Матеюк В.И. Муниципальные финансы / В.И. Матеюк. - Краснодар: Из-во Кубан. гос. ун-та, 2003. - 196 с.
9. Марченко С.В. Территориальные финансы / С.В. Марченко. - Пятигорск: КМВ, 2009. - 178 с.
10. Кравченко В.И. Местные финансы Украины / В.И. Кравченко. - К.: Т-во «Знания», кОо, 1999. - 487 с.
11. Богославцева Л. В. Муниципальные бюджеты в условиях реформирования местного самоуправления / Л.В. Богославцева. - Ростов на -Дону: Ростов. гос. экон. унт, 2004. - 156 с.
12. Фомина Е.А. Территориальные финансы: реализация принципов бюджетного федерализма / Е.А. Фомина. - УФА: БАГСУ, 2006. - 163 с.
List of references:
1. A fiscal policy is in the context of socio-economic development reformations of interbudgetary relation and improvement of local self-government: [Vol. 6] / [head of release М. I. Azarov] - Kyiv, 2004. - V. 5. - 400 p.
2. Bodrov V. Adjusting of interbudgetary relations: monograph / V. Bodrov. - Kyiv: Publishing house NAGS, 2006. - 296 p.
3. Lunina I.O. State finances in transitional period / I.O. Lunina. - Kharkov: Fort, 2000. - 296 p.
4. Kyrylenko O. P. the Local budgets of Ukraine (history, theory, practice) / O. P. Kyrylenko. - Kyiv: NIOS, 2000. - 384 p.
5. Pasechnik U.V. Budgetary potential of the economy growing is in Ukraine: monograph / U.V. Pasechnik. - Donetsk: «Southeast», 2005. - 642 p.
6. Pavluk K.V. Problems of development of programmatic-having a special purpose method of planning in the budgetary process / K.V. Pavluk // Scientific works NDFI. - Vol. 4(33). - 2005. - P. 42-54.
7. Igonina L.L. Municipal finances / L.L. Igonina. - М.: Economist, 2003. - 175 p.
8. Маteyuk В. And. Municipal finances / B. Mateyuk. - Krasnodar: Publishing house Kuban state university, 2003. - 196 p.
9. Marchenko S.V. Territorial finance / S.V. Marchenko. - Pyatigorsk: KМB, 2009. - 178 p.
10. Kravchenko V. Local finances of Ukraine/ V. Kravchenko. - Kyiv: "Knowledge", KOO, 1999. - 487 p.
11. Bogoslavtseva L.V. The Municipal budgets in the conditions of reformation of local selfgovernment / L.V. Bogoslavtseva. - Rostov: Rostov state economic university, 2004. - 156 p.
12. Fomina Е.А. Territorial finances: realization of principles of budgetary federalism / E.A. Fomina. -UFA: BАGSU, 2006. - 163 p.
№ 1 (17) - 2013
69