6. Gippenreiter Y.B. Communicate with your child. How? M.: « Che Ro », 2002. P. 240. [in Russian].
7. Kon I.S. Multifaceted loneliness: (Psychological research). Znanie-sila, 1986. № 12. P. 40-42. [in Russian].
8. Orlov Yu.M. Assent to the individuality. M.: Prosveschenie, 1991. P. 294. [in Russian].
9. Osipov P.N. Diagnostic student self-education. M.: APN USSR., 1991. P. 104. [in Russian].
10. Feldstein D.I. Growing-up Psychology: structurally-substantial characteristics of the process of personality development: Selected Works. M.: Moscow Psychological and Social Institute: Fliita, 1999. P. 672. [in Russian].
Сведения об авторе: Шагивалеева Гузалия Расиховна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Российская Федерация. &mail: guzel-shagivalee@mail. ги
Information about the author: Shagivaleeva Guzaliya Rasikhovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic
Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Psychology,
Faculty of Psychology and Pedagogy,
Kazan Federal University, Yelabuga Institute,
Yelabuga, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 316.6 ББК 88.5
Т.И. Шнуренко
особенности функционирования механизма межпоколенной преемственности
В данной статье на основе характеристики понятия «поколение» рассмотрен механизм межпоколенной преемственности, выявлены закономерности и основные этапы его функционирования в зависимости от социально-экономических условий.
Ключевые слова: поколение, межпоколенная преемственность, механизм межпоколенной преемственности, ценностные ориентации.
T.I. Shnurenko
features of functioning of the mechanism of intergenerational continuity
The mechanism of intergenerational continuity was considered. The regularities and the main stages of its functioning that depend on the socio-economic conditions, on the basis of characteristics of the concept of generation were disclosed.
Key words: generation, intergenerational continuity, mechanism of intergenerational continuity, value orientations.
Динамика исторического развития о общества как системы раскрывается че-ф рез межпоколенные и внутрипоколен-^ ные взаимоотношения. Важное место в современном российском обществен-^ ном сознании традиционно занимает
проблематика смены поколений и межпоколенной преемственности ценностных ориентаций. В данном контексте весьма актуальным видится выявление механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций, который
обеспечивает динамику общественного развития.
Взаимоотношения поколений в современном обществе являются достаточно сложной проблемой для анализа. В связи с этим рассмотрение межпоколенных отношений требует комплексного подхода.
Понятие «поколение» предстает в исследованиях многозначным, междисциплинарным и интегральным термином. Поколение ограничивается рамками возраста, оно живет в определенный исторический период, социализация представителей одного поколения проходит в сходных социально-культурных условиях. Все эти факторы определяют сходство определенных личностных характеристик поколения, сложившихся в процессе сходного социального опыта. Каждое поколение характеризуется отличительными признаками, которые связаны с общностью решаемых поколением задач, доминирующих социально-психологических черт, ценностных ори-ентаций, поколенческого сознания, реализуемых социальных функций [3, с. 83].
В ракурсе данного исследования поколение характеризуется как возрастная группа людей, характер которых формируется под влиянием определенных исторических событий, экономических и культурных условий, что способствует общности характеристик.
Возрастные границы поколений устанавливаются на основе периодизации онтогенеза человека, которая определяет юношеский возраст до 21 года, период зрелости с 21 года до 60 лет, пожилой возраст с 61 года, что позволяет выделить младшее, среднее и старшее поколение. Границы между такими условными поколениями будут размыты [5, с. 38].
Взаимоотношения поколений в обществе характеризуются сложностью и многогранностью, они протекают на фоне поколенных конфликтов и процессов межпоколенной преемственности [6, с. 108].
Конфликт поколений проявляется в напряженных отношениях между различными поколенными группами в социально-экономической, политиче-
ской и духовно-нравственной сферах. Объективной основой конфликта поколений служит нестабильность российского общества, а субъективной - утрата идейно-нравственных ориентиров, недостатки семейного и школьного воспитания, противопоставление поколений средствами массовой информации [1, с. 96].
Противостояние поколений выявляется на макроуровне и микроуровне. Конфликт на макроуровне чаще всего связан с вопросами идеологии. Микроуровень межпоколенного конфликта проявляется на фоне межличностных отношений, как правило, сглаживается семейными традициями, он обусловлен различным отношением к нравственным и субкультурным ценностям.
Преемственность в обществе представляет собой некую закономерность, которая выражает связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая тем самым целостность его исторического развития, передачу, усвоение, сохранение и использование материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта поколений.
Межпоколенные отношения представляют собой довольно динамичную систему, которая характеризуется противоположными процессами согласия и несогласия, притяжения и отторжения ценностей поколенными группами. Традиционно в исследовании межпоколенных отношений акцент делается на взаимоотношениях младшего и родительского поколений [3, с. 63].
Характеризуя процессы межпоколенной преемственности ценностных ориентаций, стоит отметить, что они могут носить не только осознанный, но и неосознанный характер. В условиях устойчивого развития общества процесс межпоколенной преемственности позволяет старшим поколениям транслировать историко-культурные ценности молодому поколению. В случае социально-экономических трансформаций в обществе ценностное поле поколенных групп подвержено изменениям, в результате чего процесс трансляции ценностей или прерывается, или переходит в отноше-
н о о
X
X
ф
ш
ь ф
ф ^
с >5
о
X
X
ф
^
о ¡£ о
с
$
X
го ей о
X
о
X
-8-
н о о
X
X
ф
ю о о
о
ния взаимообмена. В условиях девальвации ценностных ориентаций предыдущих поколений затрудняется их межпоколенная трансляция последующим поколенным группам [4, с. 24].
В ходе настоящего исследования выявлены характерные особенности механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций:
• ценностные ориентации новых поколений формируются на опыте предыдущих поколений, который зафиксирован культурой;
• ценностные ориентации формируются путем интериоризации культурных идеалов данного общества;
• традиции являются важнейшим средством передачи опыта от поколения к поколению;
• каждое новое поколение в соответствии с актуальными социально-экономическими условиями избирательно впитывает опыт прошлых поколений и на основании этого формирует новые ценности;
• механизм межпоколенной преемственности предполагает конфликты и процессы межпоколенного противостояния.
Основные этапы механизма межпоколенной преемственности представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Механизм межпоколенной преемственности
о
X
Ф
X
Механизм преемственности ценностных ориентаций включает следующие этапы:
• трансляцию старшими поколениями культурных ориентиров посредством примера и через образец деятельности;
• усвоение младшим поколением норм и предписаний старших поколений;
• трансформацию ценностей старших поколений через выбор и интерпретацию ценностей;
• выработку новых идеалов, которые соответствуют новым историческим и социально-экономическим условиям;
• трансляцию новых ценностей, основанных на ценностях предшествующих
поколений и максимально адаптированных к новым социально-экономическим условиям.
На межпоколенные отношения существенное влияние оказывают темпы научно-технического и социального развития. В современной социально-культурной ситуации межпоколенная преемственность включает в себя информационный поток не только от старших поколений к младшим, но и обратно, так как молодежная интерпретация культурно-исторического наследства оказывает влияние на предшествующие поколения.
За счет высокой сензитивности молодого поколения к нововведениям про-
исходит обновление опыта предшествующих поколений. В результате выработанные молодым поколением ценности оказывают обратное влияние на ценности старших поколений, так как их ценностное поле не является актуальным в новых социально-экономических условиях [2, с. 335-362]. Это позволяет видеть в действии механизм межпоколенной преемственности циклической логики, так как его процессы последовательны, возникают в указанном выше порядке и повторяются в каждом новом поколении.
Стоитотметить, чтоописанный выше алгоритм действия механизма межпоколенной преемственности характеризует стабильное общество. В трансформирующихся обществах привычная межпоколенная преемственность нарушается, так как отмечаются кризисные состояния во всех его сферах. В современных условиях социально-экономической нестабильности действие механизма
межпоколенной преемственности существенно осложняется процессами глобализации, заимствованием элементов западной культуры младшим поколением, девальвацией ценностей старших поколений.
Для выявления роли механизма преемственности в процессе развития общества важное значение имеет избирательность. Молодое поколение берет из прошлого необходимые в данных социально-экономических условиях культурно-исторические ценности, которые интерпретируются при усвоении молодым поколением.
Таким образом, механизм межпоколенной преемственности обеспечивает содержательную преемственность культурно-исторических ценностей, позволяет осуществить их сохранение, дать им оценку, осуществить качественное преобразование и произвести дальнейшую трансляцию.
Библиографический список
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96-105.
2. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
I-
о о
X X
О) са
Й
3. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России [Текст] / сост. Ю. Левада, Т. Ша- о.
нин. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 328 с.
4. Пантич, Д. Конфликт ценностей в странах транзиции [Текст] / Д. Пантич // Социологические исследования. - 1997. - № 6. - С. 24-36.
5. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии [Текст] / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии, 1991. - № 2. - С. 37-49.
6. Спасибенко, С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни [Текст] / Спасибенко // Социально-политический журнал. - 1995. - № 4. - С. 101-122.
Referencеs
1. Gavriluk V.V., Trikoz N.A. Dynamics of value orientations in the period of social transformation.
Sotsiologicheskie issledovania, 2002. № 1. P. 96-105. [in Russian].
2. Mead M. Culture and Commitment. M.: Nauka, 1988. P. 429. [in Russian].
3. Levada Y., Shanin T. Fathers and sons. Generational analysis of modern Russia. M.: Novoie literaturnoie obozrenie, 2005. P. 328. [in Russian].
4. Pantich D. The conflict of values in countries in transition. Sotsiologicheskie issledovania, 1997. № 6. P. 24-36. [in Russian].
5. Slobodchikov V.I. Category of age in psychology. Voprosy psikhologii, 1991, № 2. P. 37-49. [in Russian].
6. Spasibenko S.G. Generation as actors of public life. Sotsialnopoliticheskii zhurnal, 1995. № 4. P. 101122. [in Russian].
с
d о
X X
О) ^
о
О п
is
X
го ш
о ^
X
о J
X -&
s I-
о о
X X
О)
ю о о
о
Сведения об авторе: Шнуренко Татьяна Ивановна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра менеджмента, факультет экономики и управления, Старооскольский филиал НИУ «Белгородский государственный университет»,
г. Старый Оскол, Российская Федерация. &mail: уaг-Shnuгenko@yandex.гu
Information about the author: Tatiana Ivanovna Shnurenko,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Management, Faculty of Economics and Management, StaryOskol branch of Belgorod State National Research University, StaryOskol, Russia. E-mail: [email protected]
о
X
Ф >
X