Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КРИТЕРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселёва Н. А.

Существенным резервом обеспечения социально-экономического развития Республики Беларусь является рациональное использование предпринимательского потенциала субъектов хозяйствования как важной составляющей экономической политики государства. В статье проанализированы основные теоретические подходы к определению предпринимательской деятельности. Многогранность подходов создает сложности в формулировании универсального термина ввиду изменения содержания данной категории в процессе развития экономической науки. Предложено авторское определение предпринимательской деятельности, учитывающее современные особенности ее развития. В понятие введен показатель добавленной стоимости (созданной организацией), который позволит учесть часть стоимости товаров (работ, услуг), а также оценить эффективность региональной экономики. Развитие интеграционных процессов и фрагментация производственной деятельности увеличивают количество участников в производственной цепочке из разных стран, создающих промежуточный импорт, в состав которого входит сегментированная ими добавленная стоимость. Следовательно, выигрыш страны от внешней торговли, ее экспортный и технологический потенциалы во многом будут определяться тем, какую добавленную стоимость она создает. Такого рода оценка становится наиболее востребованной в анализе показателей торговли субъектов предпринимательства, включая их внешнюю торговлю. Проанализированы основные критерии отнесения предприятий к крупным, средним и малым. В разных странах количественные критерии неодинаковы, начальным критерием является численность работников. Сложность определения критериев заключается в том, что они не могут быть равнозначны для всех сфер экономики и для отдельных стран, так как существует зависимость от сложившейся практики и целей государственной политики в отношении к малому и среднему предпринимательству. Точная характеристика субъектов предпринимательства по размеру позволит выявить их особенности, закономерности развития, преимущества и недостатки. Предложен дополнительный количественный критерий отнесения к субъектам предпринимательства в Республике Беларусь - валовая выручка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РECULIARITIES OF FUNCTIONING OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP AT THE MODERN STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

A significant reserve for ensuring the socio-economic development of the Republic of Belarus is the rational use of the entrepreneurial potential of business entities as an important component of the economic policy of the state. The paper analyzes the main theoretical approaches to the definition of entrepreneurial activity. The versatility of approaches creates difficulties in formulating a universal term due to the change in the content of this category in the process of development of economic science. The paper proposes the author's definition of entrepreneurial activity, taking into account the modern features of its development. The value added indicator has been introduced into the concept, which will allow taking into account a part of the cost of goods (works, services) incremented by the organization, as well as assessing the efficiency of the regional economy. The development of integration processes and the fragmentation of production activities increase the number of participants in the production chain from different countries that create intermediate imports, which include the added value segmented by them. Consequently, the country's gain from foreign trade, its export and technological potential will be largely determined by the added value it creates. This kind of assessment becomes the most demanded in the analysis of trade indicators of business entities, including their foreign trade. The main criteria for classifying enterprises as large, medium and small have been analyzed in the paper. In different countries, quantitative criteria are not the same, the initial criterion is the number of employees. The difficulty in determining the criteria lies in the fact that they cannot be equivalent for all sectors of the economy and for individual countries, since there is a dependence on established practice and the goals of state policy in relation to small and medium-sized businesses. An accurate description of business entities in terms of size will make it possible to identify their features, patterns of development, advantages and disadvantages. An additional quantitative criterion for referring to business entities in the Republic of Belarus is proposed - gross revenue.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-5-436-443 УДК 334.012

Особенности функционирования малого и среднего предпринимательства на современном этапе экономического развития

Асп. Н. А. Киселёва4

^Белорусский национальный технический университет (Минск, Республика Беларусь)

© Белорусский национальный технический университет, 2022 Belarusian National Technical University, 2022

Реферат. Существенным резервом обеспечения социально-экономического развития Республики Беларусь является рациональное использование предпринимательского потенциала субъектов хозяйствования как важной составляющей экономической политики государства. В статье проанализированы основные теоретические подходы к определению предпринимательской деятельности. Многогранность подходов создает сложности в формулировании универсального термина ввиду изменения содержания данной категории в процессе развития экономической науки. Предложено авторское определение предпринимательской деятельности, учитывающее современные особенности ее развития. В понятие введен показатель добавленной стоимости (созданной организацией), который позволит учесть часть стоимости товаров (работ, услуг), а также оценить эффективность региональной экономики. Развитие интеграционных процессов и фрагментация производственной деятельности увеличивают количество участников в производственной цепочке из разных стран, создающих промежуточный импорт, в состав которого входит сегментированная ими добавленная стоимость. Следовательно, выигрыш страны от внешней торговли, ее экспортный и технологический потенциалы во многом будут определяться тем, какую добавленную стоимость она создает. Такого рода оценка становится наиболее востребованной в анализе показателей торговли субъектов предпринимательства, включая их внешнюю торговлю. Проанализированы основные критерии отнесения предприятий к крупным, средним и малым. В разных странах количественные критерии неодинаковы, начальным критерием является численность работников. Сложность определения критериев заключается в том, что они не могут быть равнозначны для всех сфер экономики и для отдельных стран, так как существует зависимость от сложившейся практики и целей государственной политики в отношении к малому и среднему предпринимательству. Точная характеристика субъектов предпринимательства по размеру позволит выявить их особенности, закономерности развития, преимущества и недостатки. Предложен дополнительный количественный критерий отнесения к субъектам предпринимательства в Республике Беларусь - валовая выручка.

Ключевые слова: предпринимательство, субъекты предпринимательства, малый бизнес, среднее предпринимательство, критерии предпринимательства

Для цитирования: Киселёва, Н. А. Особенности функционирования малого и среднего предпринимательства на современном этапе экономического развития / Н. А. Киселёва // Наука и техника. 2022. Т. 21, № 5. С. 436-443. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-5-436-443

Peculiarities of Functioning of Small and Medium-Sized Entrepreneurship at the Modern Stage of Economic Development

N. A. Kisseleva1)

^Belarusian National Technical University (Minsk, Republic of Belarus)

Abstract. A significant reserve for ensuring the socio-economic development of the Republic of Belarus is the rational use of the entrepreneurial potential of business entities as an important component of the economic policy of the state. The paper

Адрес для переписки

Киселёва Наталья Анатольевна

Белорусский национальный технический университет

просп. Независимости, 67,

220013, г. Минск, Республика Беларусь

Тел.: +375 17 293-91-97

nkiseleva@bntu.by

Address for correspondence

Kisseleva Natallia A.

Belarusian National Technical University

67, Nezavisimosty Ave.,

220013, Minsk, Republic of Belarus

Tel.: +375 17 293-91-97

nkiseleva@bntu.by

Наука

итехника. Т. 21, № 5 (2022)

analyzes the main theoretical approaches to the definition of entrepreneurial activity. The versatility of approaches creates difficulties in formulating a universal term due to the change in the content of this category in the process of development of economic science. The paper proposes the author's definition of entrepreneurial activity, taking into account the modern features of its development. The value added indicator has been introduced into the concept, which will allow taking into account a part of the cost of goods (works, services) incremented by the organization, as well as assessing the efficiency of the regional economy. The development of integration processes and the fragmentation of production activities increase the number of participants in the production chain from different countries that create intermediate imports, which include the added value segmented by them. Consequently, the country's gain from foreign trade, its export and technological potential will be largely determined by the added value it creates. This kind of assessment becomes the most demanded in the analysis of trade indicators of business entities, including their foreign trade. The main criteria for classifying enterprises as large, medium and small have been analyzed in the paper. In different countries, quantitative criteria are not the same, the initial criterion is the number of employees. The difficulty in determining the criteria lies in the fact that they cannot be equivalent for all sectors of the economy and for individual countries, since there is a dependence on established practice and the goals of state policy in relation to small and medium-sized businesses. An accurate description of business entities in terms of size will make it possible to identify their features, patterns of development, advantages and disadvantages. An additional quantitative criterion for referring to business entities in the Republic of Belarus is proposed - gross revenue.

Keywords: entrepreneurship, business entities, small business, medium business, business criteria

For citation: Kisseleva N. A. (2022) Рeculiarities of Functioning of Small and Medium-Sized Entrepreneurship at the Modern Stage of Economic Development. Science and Technique. 21 (5), 436-443. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-5-436-443 (in Russian)

Введение

Современная тенденция развития мировой экономики - возрастающая роль малого и среднего предпринимательства. Являясь неотъемлемой частью национальной экономики, субъекты малого и среднего предпринимательства становятся перспективным стратегическим направлением социально-экономического развития страны. Гибкий механизм функционирования, высокий потенциал обновления позволяют быстро адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры. Создавая конкурентную среду, организации малого и среднего предпринимательства способствуют освоению новых видов продукции, современных технологий, расширяя масштабы рыночной экономики. Успешная реализация их преимуществ приводит к рационализации структуры экономики, повышению доходной части бюджетов, сокращению безработицы и обеспечению социальной стабильности. Таким образом, содействие развитию предпринимательства - важный элемент экономической политики стран.

Актуальной необходимостью современного этапа развития экономики является систематизация теоретических концепций о предпринимательстве как об одном из основных направлений развития экономических отношений. Однако единый теоретический подход к определению этой деятельности отсутствует. Сложность формулировки универсального термина

предпринимательства заключается в многогранных подходах к определению. Данная категория имеет различное содержание в зависимости от этапа экономического развития компании, страны. Роль и значение предпринимательской деятельности выражаются в высокой доле ВВП стран, формируемой данным сектором, а также в значительных долях налоговых поступлений и оборотов во внешнеторговой деятельности. Она усиливается интеграционными процессами во внешней торговле, предоставлением налоговых льгот субъектам предпринимательской деятельности и тем самым требует разработки единого универсального теоретического подхода к ее определению.

Зарождение и формирование теории предпринимательства связаны с деятельностью ученых-экономистов Ж.-Б. Сэя (Франция) и Р. Кантильона (Англия), рассматривающих предпринимательскую деятельность как экономическую активность, источник получения прибыли через торговую надбавку [1, 2]. Приоритетным видом деятельности в создании дохода Ж.-Б. Сэй видел производство, а не торговлю. Разделяя производственный процесс на три стадии (научную, предпринимательскую и производственную), он относил две последние к непосредственной деятельности предпринимателя. Выступая в роли экономического агента, предприниматель комбинирует факторы производства, превращая экономические ресурсы

Н Наука

итехника. Т. 21, № 5 (2022)

с низкими производительностью и доходами в высокие производительность и прибыльность [2].

У истоков формирования классической экономической теории стоят такие ученые, как А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл. В их понимании предприниматель выступал в роли собственника капитала, способного идти на риск при планировании и изготовлении продукции с целью получения дохода. Й. Тюнен, Г. Ман-гольдт, Ф. Найт также реализовывали рисковый подход в своих трудах к определению предпринимательской деятельности. А. Смит отождествлял предпринимательство с кругооборотом средств, в своих трудах писал, что в условиях конкуренции предпринимателя «ведет невидимая рука рынка» [3].

А. Маршалл добавил четвертый фактор производства к трем классическим (земля, труд, капитал) - организацию. Австрийский ученый-новатор Й. Шумпетер в начале XX в. выделяет «особую социальную роль предпринимателя» [4], предпринимательство начинает рассматриваться как производственная деятельность с инновационным характером. Теории рынка А. Смита и Й. Шумпетера базируются не только на личном обогащении предпринимателя, обеспечивающем экономический рост, но и на выполнении общественных функций, которые проявляются в масштабе всей экономики.

Концепция предпринимательской инновации отражена в трудах американского ученого П. Друкера, который отождествлял предпринимательскую деятельность с нововведениями во всех видах деятельности, включая управление. В теории конкуренции М. Портера доказано, что непрерывное совершенствование производства и других видов предпринимательской деятельности является неотъемлемым условием сохранения конкурентных преимуществ.

В научной литературе часто отождествляют термины «бизнес» и «предпринимательство». Английский ученый А. Хоскинг определяет бизнес как «деятельность, осуществляемую частными лицами, организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению для продажи товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [5].

Многие ученые разделяют мнение о том, что предпринимательство начинается с малого бизнеса, основывается на мотивации, которая ради достижения поставленных целей побуждает человека к риску.

Некоторые экономисты, например Й. Шум-петер, рассматривали бизнес как традиционную деятельность, а предпринимательство как «творческую инновационную хозяйственную жизнь» [4]. Таким образом, любая предпринимательская деятельность является бизнесом, но не каждый бизнес предпринимательством.

Основная часть

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено определение предпринимательской деятельности в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь [6]. Предпринимательство является разновидностью человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, основанной на самостоятельности, инициативе, личной и экономической ответственности субъектов хозяйствования, рассматривается одним из важнейших составляющих элементов экономической системы.

Описание социально-экономической сущности предпринимательской деятельности требует некоторой корректировки, так как самостоятельная деятельность исключает деятельность организаций в интегрированных объединениях, не учитывается ее инновационный и социальный характер. Показатель добавленной стоимости позволит оценить приращенный вклад организации в национальную экономику. Такого рода оценка становится наиболее востребованной в анализе показателей торговли организаций малого и среднего предпринимательства, в частности при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности, связанной с фрагментацией производственного процесса и наличием большого количества участников в цепочке из разных стран.

Для актуализации и учета современных особенностей предлагается следующая авторская формулировка: предпринимательская деятельность - инициативная экономическая деятельность субъектов хозяйствования различных форм собственности, направленная на получение добавленной стоимости от продажи това-

Наука

итехника. Т. 21, № 5 (2022)

ров, оказания услуг или выполнения работ, носящая инновационный и социальный характер.

Для дальнейшего определения статуса предпринимательства необходимо изучить критерии отнесения предприятий к крупным, средним и малым. Точная характеристика субъектов предпринимательства по размеру позволит выявить их особенности, закономерности развития, преимущества и недостатки. Мировая практика показывает, что отнесение организаций к малым, средним или крупным происходит по количественным, качественным и комбинированным показателям. Чаще всего применяются количественные критерии за счет удобства их использования. Однако в разных

странах нормативные значения критериев имеют достаточно сильный разброс, который также находит свое проявление в пределах одного вида деятельности. Основными количественными критериями отнесения организаций к субъектам предпринимательства являются: численность занятых, годовой оборот, предельный или среднегодовой доход, прибыль или балансовая стоимость активов (табл. 1). В Законе Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [7] разделение субъектов предпринимательства на микро-, малый и средний бизнес осуществляется на основе критерия численности работников.

Таблица 1

Количественные критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства в разных странах

Quantitative criteria for classifying organizations as small and medium-sized businesses in different countries

Страна Субъект предпринимательства

Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес

Беларусь Численность: до 15 чел. Численность: 16-100 чел. Численность: 101-250 чел.

Численность: 1-15 чел. Численность: 16-100 чел. Численность: 101-250 чел.

Россия Предельный доход: до 120 млн руб. («1,41 млн евро) Предельный доход: до 800 млн руб. («9,42 млн евро) Предельный доход: до 2 млрд руб. («24 млн евро)

Численность: до 10 чел. Численность: до 50 чел. Численность: до 250 чел.

Армения Прибыль или балансовая стоимость активов: не превышает 100 млн драм («170 тыс. евро) Прибыль или балансовая стоимость активов: не превышает 500 млн драм («870 тыс. евро) Прибыль: не превышает 1500 млн драм («2,61 млн евро); или балансовая стоимость активов: не превышает 1000 млн драм («1,74 млн евро)

Численность: не более 15 чел. Численность: не более 100 чел. Численность: не более 250 чел.

Казахстан Среднегодовой доход: не более 30-тысячекратного месячного расчетного показателя (МРП) на 01.01.2021 финансового года («176,1 тыс. евро) Среднегодовой доход: не более 300-тысячекратного МРП на 01.01.2021 финансового года («1,76 млн евро) Среднегодовой доход: не более трехмиллионократного МРП на 01.01.2021 финансового года («17,61 млн евро)

Кыргызстан Объем валовой выручки, не превышающей в год регистрационного порога по НДС, предусмотренного Налоговым кодексом Объем валовой выручки, равной или превышающей в год регистрационный порог по НДС, предусмотренный Налоговым кодексом, но составляет сумму не более 30 млн сомов («302,93 тыс. евро)

Страны Евросоюза Численность: не более 10 чел. Численность: не более 50 чел. Численность: не более 250 чел.

Годовой оборот и/или годовой баланс: не более 2 млн евро Годовой оборот и/или годовой баланс: не более 10 млн евро Годовой оборот: не более 50 млн евро, годовой баланс: не более 43 млн евро

Примечание. Источник - собственная разработка на основе [7-12].

H Наука

итехника. Т. 21, № 5 (2022)

В разных странах количественные критерии неодинаковы. Сложность их определения в том, что они не равнозначны для различных видов деятельности и отдельных стран, так как существует зависимость от сложившейся практики и целей государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства. Тем не менее анализ количественных критериев отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства в странах ЕАЭС и Евросоюза показывает наличие двух базовых критериев: стоимостного и численности работников. Однако в законодательстве Республики Беларусь используется лишь критерий численности работников, а стоимостный (валовой размер выручки) - лишь при переходе организаций и индивидуальных предпринимателей на одну из упрощенных систем налогообложения ([13], гл. 32). Организация может иметь достаточно большой валовой размер выручки, работая по общей системе налогообложения без применения преференций, и при этом небольшой штат работников, относящий организацию к субъекту малого предпринимательства. Таким образом, для создания благоприятных условий деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь требуются наличие единого подхода к определению статута малого и среднего предпринимательства и введение дополнительного стоимостного критерия.

Анализ расчетных показателей выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций малого и среднего предпринимательства в Беларуси в среднем на одну организацию за последние пять лет показывает положительную динамику (табл. 2). Средний темп прироста за анализируемый период по микроорганизациям составляет 11,3 %, по малым -9,6 %, средним - 10,5 %. В 2020 г. по сравнению с 2016-м наблюдался положительный темп прироста 42,9 % для микроорганизаций, а для малых и средних - увеличение в 1,5 и 1,8 раза соответственно. По результатам расчетов в среднем выручка за анализируемый период на одну микроорганизацию составила 0,37 млн руб., на одно малое предприятие - 5,27 млн руб., среднее - 12,58 млн руб. Однако Налоговый кодекс

Республики Беларусь [13] предусматривает переход на упрощенную систему налогообложения организаций малого и среднего предпринимательства при размере валовой выручки не более 2,14 млн руб., что в большей степени является преференцией для микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей.

Таблица2

Динамика средней выручки от реализации продукции,

товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на одну организацию

Dynamics of average proceeds from product sales, goods, works, services of small and medium-sized businesses per organization

Организация Средняя выручка, млн руб., по годам

2016 2017 2018 2019 2020

Микро-, малые и средние, в том числе 0,85 1,04 1,24 1,29 1,31

микро- 0,28 0,37 0,41 0,40 0,40

малые 3,84 4,62 5,95 6,21 5,73

средние 8,90 10,77 13,21 14,09 15,92

Примечание. Источник - собственная разработка на основе [14].

На основании проведенного анализа с учетом международной практики отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства с целью улучшения делового климата в Республике Беларусь и развития предпринимательской деятельности предлагается введение дополнительного количественного критерия - показателя валовой выручки в объеме и эквиваленте до 4 млн руб. для микроорганизаций, до 20 млн руб. - для малых и до 80 млн руб. - для средних организаций. Введение данного критерия позволит четко определить и предоставить налоговые льготы субъектам предпринимательской деятельности. Предлагаемая автором классификация субъектов предпринимательства представлена на рис. 1.

Качественные критерии, отличающие организации малого и среднего предпринимательства от крупных предприятий, определяются рядом функциональных признаков. Наиболее существенные качественные признаки отражены в исследованиях Й. Муглера, а именно - система менеджмента, контроля производитель-

Наука

итехника. Т. 21, № 5 (2022)

ности, мотивации труда. Данная группа критериев учитывает широкий спектр показателей организаций различных видов деятельности. Однако сложность практического применения заключается в ограниченности доступа к внутренней информации предприятия [15]. На практике чаще всего используют количественные критерии, поскольку качественные неизмеримы, либо дополняют их качественными, таким образом фактически используют комбинированные.

Рис. 1. Классификация субъектов предпринимательства Fig. 1. Classification of business entities

Современные особенности осуществления предпринимательской деятельности требуют дополнения определения предпринимательской деятельности некоторыми критериями. Предлагаемое автором определение позволяет учитывать ряд особенностей.

Во-первых, новые достижения в науке и технике дают возможность создавать небольшие по размерам, но эффективные производственные структуры, что обусловливает развитие малого и среднего предпринимательства. Чаще всего деятельность малых и средних организаций ориентирована на узкие рынки сбыта, высокий уровень специализации, постоянную смену номенклатуры продукции. Цифро-визация экономики, венчурный капитал, научно-технологические парки оказывают благоприятное влияние на развитие малого инновационного бизнеса. Таким образом, современные техноло-

гии позволяют организациям иметь достаточно большие обороты при малом количестве занятых, что подтверждает необходимость ввода дополнительного критерия в определение предпринимательской деятельности.

Во-вторых, высокая мобильность и адаптивность субъектов малого и среднего предпринимательства к изменениям рыночной конъюнктуры, внедрению новых технологий. Крупные организации имеют возможность привлечения материальных, трудовых и финансовых ресурсов для осуществления больших инновационных проектов в ряде отраслей. Однако именно организации малого и среднего предпринимательства реализуют в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные. Как отмечается в [16], малым организациям необходимо около 2,2 года для вывода нововведений на рынок, в то время как крупным - 3,5.

В-третьих, в условиях развивающейся транснационализации организации малого и среднего предпринимательства начинают активнее участвовать во внешнеэкономической торговле и связях, в том числе зарубежном инвестировании. Например, согласно [17], доля экспорта в США и Японии малых и средних предприни-мательств составляет около 45 %, в Китае и Индии - 65 и 55 % соответственно.

В-четвертых, увеличение конкуренции на национальном и мировом рынках способствует развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет установления внешнеторговых связей, участия в международном разделении труда, деятельности транснациональных компаний.

В-пятых, развитию малого и среднего предпринимательства способствует переход спроса от товаров массового характера к товарам с индивидуальными свойствами.

В-шестых, эффективное стимулирование и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства способствуют увеличению их числа и одновременному усилению их влияния на ключевые показатели национальной и мировой экономик.

Эволюционные процессы в сфере малого и среднего предпринимательства привели к теоретическому и практическому осознанию ее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Наука

итехника. Т. 21, № 5 (2022)

возрастающей роли на национальных и зарубежных рынках. Понятие предпринимательства, являясь многогранным и интегральным социально-экономическим явлением рыночной экономики, требует корректировки и формирования единого унифицированного определения. Научная общественность все больше внимания уделяет тщательному анализу причин, особенностей и важнейших тенденций развития малого и среднего предпринимательства с целью его дальнейшего развития.

ВЫВОДЫ

1. Уточнены теоретические основы предпринимательской деятельности и дано ее авторское определение как инициативной экономической деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности, направленной на получение добавленной стоимости от продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ, носящей инновационный и социальный характер.

2. Предложен дополнительный количественный критерий отнесения организаций Республики Беларусь к субъектам малого и среднего предпринимательства - валовая выручка в объеме и эквиваленте до 4 млн руб. для микроорганизаций, до 20 млн руб. - для малых и до 80 млн руб. - для средних организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блауг, М. Очерк Кантильона. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. М.: Дело, 1994. 687 с.

2. Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Ж.-Б. Сэй. М.: Дело, 2000. 229 с.

3. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М.: Эксмо, 2007. 956 с.

4. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития: капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер. М.: Эксмо, 2008. 861 с.

5. Хоскинг, А. Курс предпринимательства / А. Хоскинг. М.: Междунар. отнош., 1993. 349 с.

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., № 218-З; одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.; текст по состоянию на 1 сентября 2021 г. // КонсультантПлюс / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.

7. О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11000148. Дата доступа: 08.09.2021.

8. Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]: 29 октября 2015 г. № 375-V ЗРК; текст по состоянию на 6 июля 2021 г. // Законодательство стран СНГ. Режим доступа: http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=80123. Дата доступа: 08.09.2021.

9. О государственной поддержке малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Республики, 25 мая 2007 г., № 73 // Министерство юстиции Кыргызской Республики. Режим доступа: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202106/30?cl=ru-ru. Дата доступа: 08.09.2021.

10. О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Закон Республики Армения, 28 декабря 2000 г., № ЗР-121 // Министерство экономики Республики Армения. Режим доступа: https://www.mineconomy.am/ru/page/86. Дата доступа: 08.09.2021.

11. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: постановление Правительства России от 4 апреля 2016 г. № 265 // Официальный Интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/ 0001201604070017. Дата доступа: 08.09.2021.

12. Definition of Micro, Small and Medium-Sized Enterprises [Electronic Resource] // European Union. Mode of access: http://www.eur-lex.europa.eu. Date of access: 08.09.2021.

13. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) [Электронный ресурс]: от 29 декабря 2009 г. № 71-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.; одобр. Советом Респ. 18 декабря 2009 г.; текст по состоянию на 1 сентября 2021 г. // Консуль-тантПлюс / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.

14. Беларусь в цифрах. Официальная статистика [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by. Дата доступа: 15.11.2021.

15. Национальная экономика Беларуси / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. Минск: БГЭУ, 2019. 649 c.

16. Мировая экономика и международный бизнес / В. В. Поляков [и др.]; под общ. ред. В. В. Полякова, Р. К. Ще-нина. М.: КноРус, 2019. 682 с.

17. Франовская, Г. Н. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в мировой экономике / Г. Н. Франов-ская // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. № 3. С. 53-63.

Поступила 01.04.2021 Подписана в печать 03.06.2021 Опубликована онлайн 30.09.2022

Наука

итехника. Т. 21, № 5 (2022)

REFERENCES

1. Blaug M. (1994) Essay on Cantillon. Economic Thought in Retrospect. Moscow, Delo Publ. 687 (in Russian).

2. Say J.-B. (2000) Treatise on Political Economy. Moscow, Delo Publ. 229 (in Russian).

3. Smith A. (2007) An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Moscow, Eksmo Publ. 956 (in Russian).

4. Schumpeter J. A. (2008) Theory of Economic Development: Capitalism, Socialism and Democracy. Moscow, Eksmo Publ. 861 (in Russian).

5. Hosking A. (1993) Course of Entrepreneurship. Moscow, Mezhdunarodnye Otnosheniya Publ. 349 (in Russian).

6. Civil Code of the Republic of Belarus dated December 7, 1998 No 218-3: Adopted by the House of Representatives on October 28, 1998; Approved by the Council of the Republic on November 19, 1998; Text as of September 1, 2021. National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. ConsultantPlus. Minsk, 2021 (in Russian).

7. On Support for Small and Medium-Sized Businesses: Law of the Republic of Belarus, July 1, 2010, No 148-3. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus. Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =h11000148 (Accessed 8 September 2021) (in Russian).

8. Code of the Republic of Kazakhstan dated October 29, 2015 No 375-V 3PK [ZRK]; Text as of July 6, 2021. Legislation of the CIS Countries. Available at: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80123 (Accessed 8 September 2021) (in Russian).

9. On State Support of Small Business: Law of the Kyrgyz Republic, May 25, 2007, No 73. Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic. Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/202106/30?cl=ru-ru (Accessed 8 September 2021) (in Russian).

10. On State Support for Small and Medium Enterprises: Law of the Republic of Armenia, December 28, 2000,

No 3P-121. Ministry of Economy of the Republic of Armenia. Available at: https://www.mineconomy.am/ru/page/86 (Accessed 8 September 2021) (in Russian).

11. On the marginal Values of Income Received from Entrepreneurial Activities for Each Category of Small and Medium-Sized Businesses: Decree of the Government of the Russian Federation of April 4, 2016 No 265. Official Internet Portal of Legal Information. Available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201604070017 (Accessed 8 September 2021) (in Russian).

12. Definition of Micro, Small and Medium-Sized Enterprises. European Union. Available at: http://www.eur-lex.europa.eu (Accessed 8 September 2021).

13. Tax Code of the Republic of Belarus (Special Part) Dated December 29, 2009 No 71-3: Adopted by the House of Representatives on December 11, 2009; Approved by Council of the Republic on December 18, 2009; Text as of September 1, 2021. National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. ConsultantPlus: Belarus. Minsk, 2021 (in Russian).

14. Belarus in Numbers. Official Statistics. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. Available at: http://www.belstat.gov.by (Accessed 15 November 2021) (in Russian).

15. Shimov V. N. (ed.) (2019) National Economy of Belarus. Minsk, Belarus State Economic University. 649 (in Russian).

16. Polyakov V. V., Shchenin R. K. (eds.) (2019) World Economy and International Business. Moscow, KnoRus Publ. 682 (in Russian).

17. Franovskaya G. N. (2016) Trends in the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Global Economy. Sovremennaya Ekonomika: Problemy i Resheniya = Modern Economics: Problems and Solutions, (3), 53-63 (in Russian).

Received: 01.04.2021 Accepted: 03.06.2021 Published online: 30.09.2022

■ HayKa

uTexHMKa. T. 21, № 5 (2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.